Что воздвиг поэт гораций
Сравнительный анализ трёх «Памятников»
Урок 92 9 кл
Тема: Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…» Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
Цели: проследить, как развивается тема поэта и поэзии в произведениях Горация, Державина, Пушкина; анализ оды «К Мельпомене» как произведения, положившего начало традиции подведения поэтом итогов своего творческого пути.
и чем различаются позиции авторов в понимании этой темы
Ход урока
2. Мотивация учебной деятельности
Памятник – (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечивания людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др.
Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды.
Монумент (лат. monumentum) «воспоминание, памятник», от monere «внушать, напоминать, воодушевлять») – значительный по размерам памятник искусственного происхождения.
В архитектурном плане памятники организуют пространство, нередко памятники выполняют роль визуального центра площади или другого общественного пространства.
Всё разнообразие памятников изучает общее памятниковедение, уделяющее особое внимание памятникам-символам.
Работа над темой урока
1.Гораций – поэт времён Августа (8 декабря 65 до н.э.) родился в Венузии на юго–востоке Италии. Поэт с самого начала своей литературной деятельности выступает как мастер стиха, отстаивал своё право на мысль свободную, на важность поэзии содержательной.
Черта, характерная для Горация, – сознательность творчества. Поэт уделяет много внимания гражданственности, его поэзия затрагивает и философские вопросы. Он понимает всю бренность человеческого бытия, неспособность плоти противостоять смерти (в сравнении с природой). Избежать смерти человек может только в творчестве, в духовном устремлении – в поэзии. Поэтому тема назначения поэта и поэзии для Горация становится важной. Поэзия дарует человеку бессмертие и любовь Богов.
– Красиво и сладко умереть за отечество.
– Решись быть мудрым.
Тема поэта и поэзии – одна из ведущих в мировой литературе. И каждый поэт задаётся вопросами: каково моё место в мире и что станет с моим даром? В русской литературе известно девять переводов оды, которые выполнены с академической целью – максимально точно перевести творение древнеримского поэта на русский язык.
— Работа с учебником(стр.319-320). Одновременно в тетради заполняется таблица «Общее-отличное»
Общее для Горация и Державина
Общее для Горация и Пушкина
Что общее мы видим у Александра Сергеевича Пушкина и Горация? А что общего мы можем увидеть у Горация и Державина?
Среди всего прочего общим для них является и сюжет произведения «Памятник»
— Чтениеоды «К Мельпомене» с последующим анализом произведения.
1) О чём говорит Гораций в своём произведении? Какой памятник он имеет в виду? (поэт уверен, что есть самые прочные памятники – в памяти людей. Для поэта они в поэтических строках). Что необычного есть в таком памятнике?
2) Какие автобиографические факты он упоминает в оде? (Своё происхождение)
3)О какой заслуге в сфере поэтического искусства упоминает Гораций? (Писал на латыни, используя стихотворные размеры, открытые Сапфо, Архилохом, Алкеем)
4) Кто такая Мельпомена? (Муза трагедии). Почему Гораций упоминает её в своей оде и даже посвящает произведение Мельпомене? (Поэт настолько уверен в своём таланте, что считает себя достойным венка Мельпомены).
Сравнительный анализ трёх «Памятников»
-Образ памятника. В чём отличие? Подтвердить цитатами из текста.
— Какой видят свою славу поэты? На какие территории она распространяется? Сколько будет длиться эта слава?
— Упоминание музы в тексте, отношение к ней. Подтвердите цитатами из текста. Почему появляется это отличие?
Все поэты говорят о своём бессмертии и вкладе в литературу, но для Горация наиболее важное значение имеет литература ради литературы, поскольку он считал это искусство наиболее важным и даже основополагающим в жизни человека. Державин же и Пушкин говорят о влиянии литературы на жизнь человека, акцентируют внимание на своей гражданской позиции. Их искусство не ради искусства, а ради лучшего будущего для общества.
Переложение оды Горация (вольное) А.С.Пушкиным. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Стихотворение Пушкина является и ответом великим предшественникам, и продолжением темы назначения поэта и поэзии в русской литературе. С самого начала стихотворения чётко прослеживается лирическое «Я» поэта. Произведение было создано незадолго до смерти, в 1836 году. Автор осмысливает свою судьбу, связывая её с судьбой своего народа, своей страны. Задумывается о своей роли в этом мире и о том, что останется после него.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Пушкин уверен, что труды его будут жить, пока живо человечество. Его стихотворение носит масштабный характер. Стихотворение торжественно, присутствует возвышенная лексика («воздвиг», «вознёсся», «главою», «любезен» и др.).
Автор раскрывает тему поэта и поэзии, говорит нам о поэтической славе и преодолении смерти через известность. Каждый поэт хочет быть известным, по мнению Пушкина, желает, чтобы его труд не был напрасным, а остался бы в сердцах читателей («Нет, весь я не умру…»). Поэт гордится тем, что его поэзия свободна: «Что в мой жестокий век восславил я свободу…». Поэт не просто певец, он является борцом за гуманизм и правду жизни; и Муза поэта связана с божественным, служит высоким помыслам и идеалам.
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – произведение зрелого мастера, знающего себе цену, в котором автор снисходительно относится и к лаврам, и к клевете:
Хвалу и клевету приемли равнодушно
Его «Памятник» наполнен любовью к Родине, верой в могущество слова, искренностью по отношению к читателю.
—Подведение итогов. Какое памятники подобны друг другу? Почему? Чем всё же отличаются? (Произведения Державина и Пушкина, поскольку свой «Памятник» Александр Сергеевич пишет как подражание «Памятнику» Державина. Но главное в творчестве Пушкина, по его мнению, то, что «в свой жестокий век восславил … свободу и милость к падшим призывал». В этом и проявляется суть Пушкина-гуманиста)
— Проблемный вопрос. Шекспир писал свои произведения на основе чужих сюжетов, но его предшественников никто не помнит. Так ли обстоит дело с произведением Горация? Не затмили ли стихотворения Державина и Пушкина оду Горация?
1.Произведение, которое стало началом литературной традиции подведения поэтом итогов своего творческого пути…
А) «Я памятник себе воздвиг…»; Б) «Ода к Мельпомене»; В) «Памятник»
2. Человеком, давшим Горацию свободно творить, был…
А) Меценат; Б)Октавиан Август; В) Публий Овидий Назон.
3. Наиболее популярным творчество Горация было в эпоху…
А) Античности; Б)Средневековья; В) Возрождения.
4.О ком из поэтов слух пойдёт «От Белых вод до Чёрных»?
А)Гораций; Б) Пушкин; В) Державин.
5. Кто из поэтов просит у музы венца?
А)Гораций; Б) Пушкин; В) Державин.
6. Кто из поэтов сравнивает свой памятник с Александрийским столпом?
А)Гораций; Б) Пушкин; В) Державин.
7. В чьём произведении не звучат социальные мотивы?
А)Гораций; Б) Пушкин; В) Державин.
8.Кто из авторов упоминает в своём произведении Екатерину Вторую?
А)Гораций; Б) Пушкин; В) Державин.
9. Кто из авторов не просит музу об особенном отношении к читателям?
А)Гораций; Б) Пушкин; В) Державин.
10. Кто из авторов видел свою заслугу в том, что первым стал «истину царям с улыбкой говорить»?
А)Гораций; Б) Пушкин; В) Державин.
6. Домашнее задание (конспект по биографии Данте Алигьери(ст.325-334); интересные факты о писателе – по желанию)
Гораций Памятник
РЕЦЕПЦИЯ «ПАМЯТНИКА» ГОРАЦИЯ В РОССИИ
Герасимова С.В.
кандидат филологических наук, доцент, доцент
Московский политехнический университет, г. Москва
Аннотация: Сопоставляя творческий путь Горация и Ломоносова, автор статьи указывает общность перипетий в жизни поэтов. В результате первым переводчиком «Памятника» стал именно Ломоносов. На образный ряд русских переложений «Памятника», сделанных Державиным и Пушкиным, повлияла также 20 ода 2 книги («Лебедь»). Темы власти над временем и пространством объединены и усилены в русских переложениях.
Ключевые слова: Гораций, Памятник, экфрасис.
RECEPTION OF HORACE’S «MONUMENT» IN RUSSIA
Abstract: While comparing the creative path of Horace and Lomonosov, the author points out the common twists and turns in the lives of poets. As a result, Lomonosov became the first translator of the «Monument». The figurative series of Russian transcriptions of the «Monument» made by Derzhavin and Pushkin was also influenced by the 20-th ode of the second book («The Swan»). Themes of power over time and space are combined and strengthened in Russian transcriptions.
Key words: Horace, Monument, ekphrasis.
Предложенное для анализа стихотворение (23 год до н.э.), первым переводчиком которого на русский язык стал М.В. Ломоносов (1711;1765), автобиографично [1], поэтому остановимся на жизни поэта, точнее обоих поэтов, поскольку их судьбы перекликаются. Ломоносов сделал первое переложение «Памятника», так как, видимо, ощущал свое духовное родство с Квинтом Горацием Флакком (08.12.65 до н. э., Венузия ; 27.11.08 до н. э., Рим). Оба поэта – выходцы из рабского звания, провинциалы, покорившие столицу, оба чувствовали свою социальную уязвимость, преодолевая ее страстью к наукам и талантом. Гораций, сын вольноотпущенника и скромного землевладельца, родился в римской военной колонии. Полноценными гражданами, порвавшими связь с предками-рабами, считались только внуки вольноотпущенников. Отец перебрался в Рим и работал на аукционах, торговал соленой рыбой, чтобы дать сыну достойное образование и оплатить обучение – Гораций упоминает отца в стихах только с любовью. В основе эстетики имперского Рима лежит традиция преодоления конфликта отцов и детей, идея социальной гармонии и общественной консолидации. Из римской школы Гораций перешел в платоновскую Академию в Афинах, где овладел греческим языком, вспомним, что и Ломоносов также учился сперва в Москве, третьем Риме, Петербурге, а затем за границей – в Германии.
После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Гораций воевал на стороне Брута. Возглавляемая им республиканская армия в 42 г. до н. э. была разбита имперскими войсками Антония и Октавиана. Земли в Венузии отошли к их ветеранам. После амнистии Гораций распростился с республиканскими иллюзиями и купил должность переписчика в Риме, вскоре став членом кружка Мецената и сторонником Октавиана Августа. Горацию как всякому гению было присуще чувство исторической перспективы и понимание правоты империи перед лицом почти столетних кровавых распрей, которыми закончился республиканский период истории Рима. Его переход от идеалов республики к воспеванию империи был выстрадан, ибо он сам прошел через ад войны, но, дорожа свободой (и следуя учению Аристиппа, основателя школы киренаиков), от должности секретаря Августа отказался. А затем приобрел (получил в дар?) (ок. 33 г. до н. э.) имение в Сабинских горах, на реке Тибур.
И Ломоносов, и Гораций стали реформаторами стихосложения каждый в своей стране. Ломоносов познакомился в Германии с силлабо-тоникой и привил эту традицию в России, а Гораций утверждает в «Памятнике», что обессмертил себя тем, что первым стал писать латинские стихи на эолийский, то есть греческий лад. Гораций ждет славы именно как поэт, сказавший новое слово в стихотворной традиции. Словом, Ломоносова можно назвать русским Горацием. Античная метрика была квантитативной, то есть учитывающей чередование долгих (;) и кратких (;) слогов, а не ударных и безударных. Ударение было музыкальным: на подъеме интонации вверх (акут) и при ее движении вниз (циркумфлекс). Гораций, подобно грекам, пишет логаэдами, можно сказать, упорядоченными дольниками, в которых стопы разных размеров чередуются не произвольно, а в строго определенной последовательности. Он развивает традицию Катулла, которого недолюбливает за легкомысленность тем его стихов, потому, следуя за классиками, а не за новомодными александрийцами, первооткрывателем греческих размеров считает себя. Ода «К Мельпомене» написана 1-м (малым) Асклепиадовым стихом (; ; ; ; ; ; // ; ; ; ; ; ;), имеющим цезуру, или паузу (//), посредине. В первом полустишии представлен тримакр и анапест, а во втором – дактиль и амфимакр. Античная лирика не знала рифмы. Безударные окончания не читались (взяты в скобки). Буквы, обозначающие долгие гласные звуки, подчеркнуты снизу, хотя обычно знаки долготы и краткости ставятся сверху. Дифтонги (ае, au) читаются как один гласный. Ниже также предложен подстрочный ритмизованный перевод оды Горация, выполненный автором статьи. На цезуре столкновение ударений.
Non omnis moriar, // multaque pars mei
Нет, не весь я умру// большая часть меня
Vitabit Libitin(am): // usqu(e) ego postera
Леты, сна избежит,//в славе бессмертной мне
Creascam laude recens, // dum Capitolium
Век и век возрастать,// всходит покуда ввысь
Scandet cum tacita // virgine pontifex.
С девой, словно немой, // на Капитолий жрец.
Гораций. Слово о поэте. «Я памятник воздвиг». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
Когда мы ведём речь о греческих богах, наверняка у кого-то возникает вопрос: разве имя бога войны в классической мифологии — Арес, а богини любви — Афродита? А где же Марс, Венера? Они ведь более известны. В их честь названы планеты нашей Солнечной системы.
Первые имена — греческие, вторые — римские. Античная классика — это греко-римский мир. В нём греки были первыми, но римляне, восприняв их культурное наследие, распространили его по всей Европе вместе со своим языком — латынью. И после падения Рима латынь более тысячи лет оставалась языком европейской науки, философии, поэзии, дипломатии.
Развитие римской культуры было стремительным именно потому, что у неё были такие сильные предшественники и учителя.
Говоря, что первый из великих лириков Рима — Катулл особенно близок и понятен нам, современным людям, неповторимостью личного чувства, прозвучавшего в его стихах, не утрируем ли мы? Может быть, именно потому поэты Древнего Рима и остались в памяти культуры как образец для подражания, что, вглядываясь в себя, прислушиваясь к собственным переживаниям, они сумели придать им всеобщее выражение. Классического поэта отличает умение сказать то, что чувствуют все, но никто не может выразить так совершенно. Признанное первенство в этом принадлежит Горацию.
Квинт Гораций Флакк — выдающийся поэт «классического» периода римской литературы, первостепенный поэт Рима, один из самых главных представителей литературы августова века.
— Квинт Гораций Флакк родился в Венузии, старинном городке Южной Италии, в семье вольноотпущенника. Отец его, скопивший небольшое состояние, всячески старался облегчить сыну доступ в привилегированные слои общества. Молодой Квинт Гораций Флакк получил блестящее литературное образование в Риме и философское — в Афинах. Как большинство прогрессивных людей своего времени, он считал себя последователем эпикурейской философии. Будущий поэт отдал дань политическому свободомыслию: во время гражданской войны, вспыхнувшей в 44 г. после убийства Цезаря, он боролся за республику под знаменем Брута. После поражения республиканцев, воспользовавшись амнистией, он вернулся на родину. К этому времени относится начало литературной деятельности Горация. В противоположность Вергилию, он всегда старался держаться подальше от двора. В своём творчестве Гораций сравнительно мало касался острых политических тем, редко и весьма сдержанно возносил хвалы императору. Личное счастье, которое он видел в безмятежности духа и в умении довольствоваться «золотой серединой» (принадлежащее ему крылатое выражение), гимны вину и любви, борьба с суетными страстями и пороками — темы поздних стихов Горация. Гораций был великолепным мастером стиха. Его литературное наследие состоит из нескольких сборников од и сатир, а также «Посланий», где особенно примечательна «Наука поэзии», содержащая изложение взглядов автора на литературу. Ни один поэт древности не издавался и не изучался так много, как Гораций, особенно начиная с эпохи Возрождения. Его поэзия оказала большое влияние на всю новоевропейскую лирику. В русской литературе влияние Горация ощутимо в творчестве Ломоносова, Державина, Пушкина и других поэтов.
— «Сатиры» — этот сборник Горация был издан поэтом в двух книгах в 30-х гг. I в. до н. э. «Сатиры» представляют собой беседы на бытовые и философские темы. Иногда это диалог с воображаемым собеседником. Нередко в них высмеиваются и реальные современники поэта. В «Сатирах» Гораций рассказывает о себе, говорит о своём низком происхождении, вспоминает своё прошлое, когда он выступал защитником республики, формулирует философию покоя и умеренности. Несколько сатир посвящены литературным проблемам. В них автор излагает свои взгляды на творчество, более подробно изложенные им позднее в «Науке поэзии», где он советует поэтам написанное «девять лет хранить без показу». Сатиры Горация отличаются высокими стилистическими и поэтическими достоинствами.
«Оды» — под таким названием известен сейчас сборник лирических стихотворений Горация, переписанных в трёх книгах в 23 г. до н. э. Римляне называли лирические стихотворения словом «carmina» («песни»). Термин «ода», заимствованный из древнегреческого языка, где он выступает в значении «песня», в античности совсем не обязательно связывался с произведением, написанным в торжественно-патетической форме. Лирика Горация отличается тем же характерным свойством, что и всё его творчество, — интеллектуализмом.
Оды Горация чрезвычайно своеобразны. Это лирика особого типа, отличающаяся от современной лирической поэзии с её субъективизмом, пронизанностью личными настроениями и чувствами. Оды — лирика размышления, где жизненные факты становятся предметом своего рода философского осмысления, входят в систему особой «жизненной мудрости», с точки зрения которой автор стремится помочь читателю выбрать правильный жизненный путь, облегчить ему горести существования, поднять в высшую сферу искусства.
Тематика сборника весьма разнообразна. В нём есть группа дидактических, или «увещательных», стихотворений о смысле жизни и о счастье в горациевском понимании. Многие оды представляют собой размышления о любви и дружбе. Здесь есть и застольная лирика, в которой поэт славит «скромного Вакха». Особый раздел составляют оды на политические темы, которых Гораций коснулся, хотя и весьма осторожно и сдержанно, в связи с борьбой между Августом и Антонием. Заканчивается сборник знаменитым «Памятником», который много раз переводился в позднейшие времена и служил образцом для подражаний. У нас его переводили Ломоносов, Фет, Брюсов. Реминисценции из этого стихотворения очевидны в «Памятнике» Державина и «Памятнике» Пушкина.
Хоровая лирика, восхваляющая человека, переживёт ещё свой величайший взлёт в творчестве одного из самых прославленных поэтов античности — Пиндара.
Пиндар (ок. 518 — 438 гг. до н.э.) прославлял победителей спортивных состязаний, каковых в это время в Греции было множество, помимо Олимпийских игр. Тот, кто выигрывал, считался избранником богов, восторжествовавшим над судьбой. Такой жанр назывался эпиникий и навсегда стал образцом для торжественной оды.
Поэзию Пиндара будут сравнивать с могучим потоком, который, родившись на вершине горы, мощно устремляется вниз, не зная преград на своём пути. Таково поэтическое вдохновение. Для него есть даже более подходящее слово — «восторг».
Гораций принадлежит к тем поэтам, кто заново пересматривает и приводит в порядок всё, что было сделано предшественниками. Основным лирическим жанром для Горация была ода.
Ода по-гречески значит «песнь». Среди всех лирических жанров это самый высокий, но не всегда возвышенный. Европейская поэзия знает два типа од: пиндарические и горацианские. Энкомии Пиндара, называемые одами, воспевали событие, имеющее общественное значение и отмеченное волей богов. Гораций смирил восторг разумом и сделал оду выражением разнообразных чувств, переживаемых и обдумываемых обычным человеком.
— Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается ещё в античной поэзии. Так, ода Горация «К Мельпомене» в переводе М. В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина о памятнике. Основные её аспекты — процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения «нерукотворного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.
— Лирика Горация насыщена мыслью и представляет в этом отношении совершенную противоположность лирике его римского предшественника Катулла. Мысль и воображение преобладают у Горация над чувством, и тематика выходит далеко за сферу непосредственных субъективных переживаний. Сознательность творчества — характерная черта Горация. Будущий автор «Науки поэзии» с большим вниманием относится к теоретическим вопросам, и поэтическая практика никогда не расходится у него с теоретическими постулатами. Сатиры действительно отличаются и ораторскими, и поэтическими достоинствами. Сохраняя в целом тон непринуждённой беседы, Гораций блещет богатством стилистических оттенков; то фамильярный, то пародийно-приподнятый стиль сатир всегда остаётся наглядным и выразительным.
Гораций — поэт мысли и вместе с тем мастер сильного, сжатого слова и чёткого, конкретного образа. Все эти моменты уже наличествуют в его раннем творчестве, но поэту не всегда удаётся создать из них единое художественное целое, и образная сторона оказывается нередко лишь иллюстрацией для отвлечённого рассуждения. Большей целостности Гораций достигает в своих позднейших произведениях.
В русскую поэзию темы и мотивы Горация входят с Кантемиром, встречаются у Ломоносова, Державина, Пушкина, Дельвига, Майкова, не говоря уже о многочисленных писателях меньшего значения. Однако характер освоения Горация в новое время был далеко не однороден, и различные стороны его творчества использовались разными литературными направлениями. Там, где «анакреонтика» XVIII в. находила усталую философию покоя и наслаждения, писатели молодой буржуазии ценили свежую реалистическую и сатирическую струю. Как художник, как мыслитель, как теоретик литературы Гораций в течение ряда столетий находил восторженных поклонников, но нередко встречал и суровое осуждение. Судьба его произведений в веках воспроизводит литературный облик поэта со всеми противоречиями его творчества.
Гораций — биография. Квинт Гораций Флакк — древнеримский поэт
Гораций – второй великий римский поэт после Вергилия, который ставил перед собой задачу создать образцовую литературу. Он считал, что поэзия является «гимнастикой языка». Гораций не любил лирику Катулла и стремился писать произведения, которые были бы похожи на высокосодержательные и моралистичные поэмы Вергилия.
У читателя вызывает интерес не только творчество великого римского поэта, но и его историческая эпоха, биография. Гораций Квинт сделал огромные заслуги для мировой литературы, хотя являлся выходцем из простой семьи. В своих стихах он формулировал собственную мудрость и дал целый ряд рекомендаций нравственно-этического плана, в основе которых лежала философия золотой середины.
Гораций: биография и жизненный путь
Великий римский поэт родился в 65 году до н. э. в Венузии. Его творчество приходится на первое десятилетие правления Октавиана Августа, который занял место Цезаря. Он родился в семье вольноотпущенника, который позаботился об образовании сына и после смерти оставил ему небольшое имение.
Жизнь поэта была напрямую связана с деятельностью Мецената. Когда в Риме был убит Цезарь, Квинт Гораций Флакк примкнул к сторонникам Брута. Именно Меценат помог ему утвердиться в жизни: подарил имение и ввел в круг Августа.
Гораций умер от внезапной болезни в 8 веке до н. э. Похоронен рядом со своим добродетелем Меценатом на окраине Эсквилина.
Исторические условия создания оды
Смотреть галерею
С нашей стороны было бы легкомысленно не напомнить об исторической обстановке, в которой стихотворение писалось. На востоке Европы к 40-м годам XVIII века в результате реформ Петра Великого была построена мощная, централизованная Российская империя, активный участник общеевропейского политического процесса. Проведение государственных реформ обеспечило преодоление технического, а также экономического отставания от ведущих европейских государств: Голландии, Швеции, Германии, Франции. Российское дворянство, правящий класс, было образованно и приобщено к европейской культуре. Вослед за государственным строительством, системные преобразования коснулись и сфер искусства и, в частности, литературы.
Петру I действительно удалось всколыхнуть и мобилизовать на созидание огромную страну, что тезисно упоминает в оде «Памятник» Ломоносов. Стихотворение это доносит до нас предельно уважительную характеристику императора–реформатора как «царствовавшего в народе». Возможно, поэтому он и вошел в историю как Петр Великий? Не упоминая фактически первого российского императора, Михаил Васильевич очерчивает его образ, сравнивая с римским императором Давнусом.
Особенности творчества
Квинт Гораций Флакк был многогранным поэтом, который создал образцы поэзии в разных лирических жанрах – одах и гимнах. Оба произведения по форме и настроению достаточно торжественны. Однако его оды, выпущенные в четырех книгах, не направлены на восхваление чьих-либо заслуг, а отражают жизненную мудрость поэта и его философию. Гораций дает в них советы, обращаясь к тому, кому посвящены оды.
Все творчество великого римского поэта можно разделить на несколько циклов по жанрам:
1. Эподы (стихотворения-двустишия ямбического характера).
2. Сатиры (произведения обличительного характера). Написаны гекзаметром.
3. Оды (лирические стихотворения, посвященные какому-либо событию).
Гораций, биография которого представлена тремя периодами творчества, всю жизнь придерживался философии золотой середины, построенной на мудрости, рассудительности, красоте, добродетели и гармонии.
Стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» – анализ по плану
Вариант 1
Михаил Васильевич Ломоносов отличился в разных областях наук и искусств, его недаром называют русским Леонардо да Винчи. Стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул» — перевод чужого произведения, ставший авторским под пером ученого и поэта.
Стихотворение написано в 1747 году. Его автору 36 лет, он профессор химии Академии наук и художеств, женат. В этот же год он создает оду, приветствующую восшествие на трон императрицы Елизаветы Петровны. Произведение является переводом из римского поэта Горация.
Сразу вспоминается как «Памятник» Г. Державина, так и «Памятник» А. Пушкина. М. Ломоносов первым заложил эту традицию в отечественной поэзии.
По жанру — ода, по размеру — ямб, без деления на строфы. Лирический герой — и Гораций, и сам М. Ломоносов. Он видит бессмертие в делах на пользу людям и стране. Для таких людей он считает заслуженной славу в веках. Надо заметить, что Гораций величает свою литературную славу, тогда как русский поэт имеет в виду и свои научные, педагогические, просветительские успехи. Невольной насмешкой выглядит строка: пока великий Рим владеет светом. Что ж, к XVIII веку это давно не так, но поэт действительно не забыт, он пережил древнюю империю.
Впрочем, оду следует рассматривать и как вполне самостоятельное произведение М. Ломоносова, поскольку он ее переосмыслил на свой лад. Некоторые строки опустил, некоторые подчеркнул: мне беззнатный род препятством не был. Лексика возвышенная. Рифм нет, но в некоторых строках слова словно сопрягаются: бессмертия-меди. Четкий ритм держит каркас стихотворения.
Авфид — река, Давнус — царь той местности, откуда был Гораций родом. Лира, муза, лавр — привычные атрибуты поэтов. Алцей — древний поэт, аквилон — северный ветер, Дельфы — город, где лавровым венком увенчивали деятелей культуры, полководцев, правителей, спортсменов. Обоих авторов роднит тот факт, что они были реформаторами стихосложения, из низкого сословия. Сравнение: превыше пирамид и крепче меди. Эпитеты: бурный Аквилон, быстрыми струями, праведной заслугой. Метафора: отечество мое молчать не будет (то есть, всегда будут люди, с благодарностью вспоминающие предшественников).
Создав «Я знак бессмертия себе воздвигнул», Гораций обрел на русской земле XVIII века талантливого переводчика — М. Ломоносова. Поэт распространил смысл оды не только на себя, но и на весь даровитый народ России.
Жанр послания
Квинт Гораций Флакк, стихи которого по большей части посвящались отдельным лицам, весьма преуспел в этом литературном жанре. Он написал 23 послания, последнее из которых – «К пизонам» — стало вторым трудом по литературоведению после «Науки поэзии» Аристотеля, что свидетельствует о его значимости в контексте мировой литературы. Главное в эстетике Горация – разумность, соответствие природе, чтобы стиль и подобранные слова полностью соответствовали поднимаемой теме. Его поэзия сложна для понимания. Иоганн Вольфганг Гете когда-то писал, что образы в посланиях похожи на «маятник». Композиция лирических стихов сложна тем, что Гораций умело мог переходить от одного образа к другому, используя в тексте разные стихотворные размеры. Его стихи наполнены различными собственными именами, географическими названиями, а также он уделяет внимание деталям.
В чем сходна личность Ломоносова и Горация?
Смотреть галерею
Вчитываясь в строки ломоносовского «Памятника», где формально речь идет от лица римского поэта, действительно испытываешь ощущение дежавю с Россией XVIII века, ее поэзией.
Тематические группы од Горация
Стихотворения-размышления являются воплощением мудрости. Квинт Гораций Флакк, творчество которого главным образом представлено четырьмя книгами од, пишет в данной тематической группе о кратковременности жизни и быстроте текущего времени. Для него стремление к почестям и богатству бессмысленны. В одах звучит тема любви, застолья, но в отличие от стихотворений Катулла, их тон счастливый и утешительный. Можно насчитать 7 женских имен, к которым Гораций пишет стихотворения-размышления. В одной из своих од (№30 «К Мельпомене») он поднимает проблему бессмертия поэта и входит в традицию, начиная еще с египетской поэзии, что бессмертие человека достигается в результате его труда, создания литературных произведений. Свою бесконечность Гораций видит в стихах.
Принципиальные отличия ломоносовского «Памятника» и горацианской оды «К Мельпомене»
Михаил Васильевич, бережно сохранив от первоисточника значение жизнестроительного и эстетического манифеста, в то же время отошел от его анакреонтики, т.е лиризма, воспевающего радости жизни. Двусложным ямбом, практически не рифмуя строк, намеренно употребляя слова – анахронизмы, Ломоносов добивается четкости, торжественности, чеканности изложения мысли. Ода отличается устойчивой строфикой, а также устойчивым метром, которые определяют так называеый «одический канон». Она звучит действительно торжественно.
Анализ оды № 30
Это произведение получило условное название «Памятник». Стихотворение настолько понравилось классикам русской литературы, что идею о бессмертии творчества поэта заимствовали Гаврила Державин («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»), Александр Пушкин («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), Валерий Брюсов («Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен»). Двое последних в качестве эпиграфа заимствовали строфы на латыни, которые произносил когда-то Гораций. Биография поэта, как известно, была далеко не завидной: с детства он не знал роскоши и собственными силами пытался остаться в памяти людей на долгие века.
Ода №30 называется «К Мельпомене» и завершает третью книгу од; Мельпомена в мифологии является музой трагедии. В произведении Гораций рассуждает о своих достижениях и в конце обращается с призывом увенчать себя лавровым венцом. На сегодняшний день наиболее успешными переводами оды №30 считаются стихотворения Ломоносова и Востокова.
Творческий талант
О своем вкладе в становление русской национальной поэзии пишет Ломоносов. «Памятник»…. Анализ этого стихотворения раскрывает нам лишь часть его могучего таланта. Впрочем, он не просто имеет безусловный литературно-художественный дар. Ломоносов по-научному последователен в разработке рекомендаций по эффективному структурированию поэтического слога в русском языке, его учебник риторики послужил дверью в мир поэзии для многих поэтов..
«Памятник» Ломоносова – стих особенный. Он – торжественный и возвышенный, как бы стоит особняком, являясь, по сути, гимном высокой Поэзии. Миссия его – публично подвести итог многолетнего поэтического труда.
Тема стихотворения «Памятник» Ломоносова – констатация государственной роли российской поэзии, а также — определение своих заслуг в стихосложении. Михаил Васильевич стал проводником развития классицизма в русской литературе, утверждения в ней принципов патриотизма, ценности личности человека. Гражданственность – именно это кредо литературы, которое утверждает Ломоносов («Памятник»). Стихотворение, анализ которого выявляет харизму, силу зрелого поэтического таланта его автора, является ярким явлением в русской поэзии.
Сатиры Горация
Перу великого римского поэта принадлежат несколько сборников сатир. Из этого стоит умозаключить, что он прославился не только как мастер од. Сатиры Горация напоминают философские рассуждения над смыслом жизни, именно в них он выражает философию золотой середины. Основным объектом высмеивания становятся ложные пути счастья, погони за мнимыми благами. Квинт Гораций Флакк, стихи которого носят сатирический характер, иронизирует над гуляками и пьяницами. Одна из его жизненных рекомендаций гласит, что не стоит становиться рабом вина и для утоления печали злоупотреблять этим напитком. Несмотря на то что объектом высмеивания в сатирах становятся человеческие страсти и пороки, в них он пишет и о личном: в сатире № 6, например, он рассказывает историю своей жизни. Гораций, имея низкое происхождение, живет, довольствуясь малым и не знает роскоши.
Поэт бессмертен в своем Отечестве
Вот такой вот действительно «вечный знак» — совершенную систему стихосложения даровал всем поэтам — своим наследникам Ломоносов. Ведь великий русский язык находится вне времени. Именно подчеркивая это, поэт — ученый обращается к общеизвестному символу вечности — пирамидам. Произведение Ломоносова «Памятник» утверждает, что судьба поэта – гражданина, связанного бесчисленными узами с Родиной, также неразрывно с ней связана. Он, словно легендарный Антей, черпает силы от родимой земли. Высокое творчество не может не опираться на государственность и должно служить ей, считает Михаил Васильевич.
Мастер стихотворных размеров
Гораций иногда не скрывает в своих стихах свое происхождение и не стыдится, что является сыном отпущенного на волю раба. По подсчету литературоведа Михаила Гаспарова, поэт использовал в своей поэзии 12 видов древнегреческих строф, его гениальность заключается в мастерском знании и владении стихотворным искусством. В первой книге своих од он дал «парад» этих размеров, представил сапфическую, алкееву и другие строфы. Кроме од Гораций, годы жизни которого были весьма продуктивными, работал с эподами, которые очень схожи по форме с припевками. В них выражается политическое содержание и, как в ямбах, высмеиваются недостатки народа и людей (ярчайший пример – «К римскому народу»).
Личная жизнь
Гораций любил одиночество, у него не было ни жены, ни детей. Он окружал себя жрицами любви – гетерами. Мужчина посвятил много стихотворений капризам своих возлюбленных, предпочитавших молодых красавцев поэту. Современники считали, что это неудивительно, они так описывали его портрет: «невысокий ростом, пузатый, лысый».
Портрет Горация
Его музами были фракийка Хлоя, «искусная в пении и игре на цитаре», обворожительная Барина, отличавшаяся красотой и коварством, изменница Неэра и Филлида, которую поэт назвал последней любовью.
Плотским утехам Гораций предавался в сабинском поместье. По словам биографов, стены его спальни были оклеены зеркалами и непристойными фотографиями, чтобы поэт мог везде видеть эротику, занимавшую не последнее место в его личной жизни. Для официальных встреч и приема высокопоставленных гостей литератор приобрел 2-е поместье в богатом районе Рима.
Рекомендации Горация с пояснениями
«Будь доволен тем, что в руках имеешь». Поэт подразумевал простую жизненную истину, которая гласит, что нужно жить и радоваться сегодняшним днем и не осуждать создателя за то, что не всякий человек знатен и богат. Все блага следует получать честным способом и довольствоваться малым.
«Пользы в деньгах нет, если ты их копишь, но не тратишь». Как много случаев знает история, когда человек всю жизнь стремился заработать капитал, отказывая себе во многом, а, заработав его, скоропостижно скончался. Гораций считает такую философию неправильной: нужно равномерно тратить заработанные деньги и жить полноценно, без ограничений.
«Печали жизни разгоняй вином, но знай меру». Гедонизм как направление в эстетике пропагандирует идею о наслаждении как о высшей цели человеческой жизни. Гораций разделял эту точку зрения наполовину: винопитие, безусловно, может утолить печали, но не стоит им злоупотреблять.
«Влюбляйся, но не страдай от любви». Гораций, биография которого пестрит семью женскими именами, вывел истину, благодаря которой мужчина может жить в ладу со своим сердцем. Он не отрицает любви, но выступает против страсти и страданий.
Труд Ломоносова продолжен поэтами
Он, как и Гораций, без лишней скромности и объективно соизмеряет свой вклад в литературу с последующим, т.е. будущим литературным процессом. Он понимает — его труд будет востребован всегда, его достижения определили магистральные направления развития поэзии, которые неминуемо будут продолжать последователи. Поэтому Ломоносов, вослед за великим римлянином, вторит «Не вовсе я умру…» Он, следуя Горацию, связывает свою славу со славой государства. В стихотворении Ломоносов употребляет слово «Рим», хотя проницательный читатель под этим зрит «Россия».
Вывод
Смотреть галерею
Анализ стиха «Памятник» Ломоносова относит нас к тем временам, когда русская классическая поэзия находилась на стадии формирования. Она еще не была украшена плеядой гениальных поэтов XIX века: Н.А. Некрасова, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина. Еще не прозвучали в ней их проникновенные слова, призывающие людей к добру, справедливости, человечности…
Однако не стоит забывать, что русская золотая плеяда поэтов получила именно от Ломоносова бесценный дар – стройную теорию риторики и разработанные поэтом-ученым правила стихосложения. Пушкинский четырехстопный ямб был изобретен в творческой лаборатории Михаила Васильевича.
Неоспоримую бесценность вклада Ломоносова в русскую поэзию как раз и показывает нам его стихотворение «Памятник».