Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии
Симфоническая музыка
1. Запишите в тетрадь тему урока: «Симфоническая музыка»
2. Прочитайте текст. Найдите в тексте и выпишите в тетрадь определение «симфония» и её строение.
Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, достигла совершенства в XVIII в. в сочинениях венских классиков Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.
Йозеф Гайдн считается основоположником жанра симфонии, всего им было создано 104 симфонии.
Хотя Моцарт написал более 50 симфоний, некоторые из них (ранние) были утеряны. Сегодня нам известны 41 симфония композитора. Известно, что свои первые симфонии он написал исключительно внутренним слухом, не притрагиваясь к инструменту в восьмилетнем возрасте.
У Бетховена 9 симфоний. С его Третьей, Героической симфонией мы знакомились в 3 классе. Продолжая традиции классической симфонии, он привнёс новизну в этот жанр. Например в его 9-ой Симфонии в финале участвует смешанный хор, который исполняет оду «К радости» Шиллера.
Как строится симфония?
Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.
1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Она, как правило, пишется в уже знакомой вам сонатной форме (в форме сонатного аллегро).
2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям. Она может быть пасторальной, элегичной, скорбной или трагической по настроению.
3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.
4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он как итог всех частей отличается, как правило, победным, торжественным, праздничным характером.
Так в процессе борьбы, острых, конфликтных столкновений, видоизменений утверждается музыкальная идея произведения. В такой форме писались симфонии Гайдна.
3. Прочитайте текст
Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр»
Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната.
Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.
4. Запишите слушание: Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр», фрагмент 1-ой части»
Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома. Главная тема в экспозиции (Allegro) очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера (начинает звучать со 2 мин 12 сек., дослушать до 3 мин.).
Моцарт. Знаменитая Сороковая
Моцарт. Знаменитая Сороковая
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно,
как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник.
Творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена мы ценим за жизнеутверждающий характер, ясность и выразительность музыкального языка. При этом музыка каждого из этих композиторов имеет свои яркие особенности.
Так, в произведениях Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, у Бетховена – настроения драматические, отражающие борьбу, стремление к победе.
У Моцарта особенной глубиной отличаются лирические образы. И радость, и печаль запечатлены у композитора в ярких запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания.
Слово «симфония» в переводе с греческого означает «созвучие». Это крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, объединённых одним общим замыслом. Чаще всего композиторы выбирали именно жанр симфонии, чтобы рассказать слушателям о тех событиях, которые во все времена волновали человека. Музыка симфоний говорила о добре и зле, красоте и уродстве, войне и мире. Темами многих симфоний становились любовь, героизм, подвиги народа.
Симфония звучит в исполнении симфонического оркестра.
Сегодня мы послушаем первую часть Симфонии № 40 и поговорим о ней подробнее.
Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1-ая часть (экспозиция).
Первая часть симфонии состоит из трёх разделов.
Второй раздел называется разработка. В нём темы развиваются, варьируются, разрабатываются, сталкиваясь друг с другом.
Давайте послушаем основные темы экспозиции (главную и побочную темы) первой части симфонии и постараемся различить характер основных тем.
Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1-ая часть (главная и побочная партии).
Тема главной партии напоминает взволнованную речь человека. Кажется, что он, едва переводя дыхание, спешит рассказать о своих душевных переживаниях. Короткие, прерывистые мотивы скрипок звучат необыкновенно трепетно и жалобно.
Тема побочной партии – мягкая, нежная. Кажется, что в своих мыслях человек ненадолго уходит от действительности, погружаясь в мир светлых грёз и воспоминаний.
Экспозиция завершается оркестровым forte радостного, энергичного характера.
Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и заставляет плакать людей, говорящих на разных языках, но одинаково чувствующих красоту и любящих музыку.
Вопросы и задания:
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Симфония № 40. I. Allegro molto (полностью и отдельно главная и побочная партии), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии
Тема: « Так я полюбил древние дороги»
Восприятие и понятие образа дороги в различных видах искусства.
Воспитание духовности на примере жизненного пути Святого Сергия Радонежского.
Дорога в музыку П.И. Чайковского. Воспитание любви к своей Родине, родной природе на примере творчества композитора.
Развитие творчества, мышления, памяти, воображения, эмоциональности и вокально-хоровых навыков.
Главная дорога – дорога к храму.
Дорога к музыке П. И. Чайковского.
П. И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы», 1 часть – слушание.
В.А. Залесский «Зимняя дорога» – вокально-хоровая работа.
В. Минков «Дорога добра» – исполнение
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть Вас вновь на уроке музыки, тема которого звучит так: «Так полюбил я древние дороги…». (Слайд 1)
Дорога… Как много значений и смыслов у этого слова. Давайте подумаем и скажем о значении этого слова.
Дети: Узкая полоса земли, путь сообщения.
– Место, по которому надо пройти или проехать.
– Путешествие.
– Жизненный путь.
Учитель: Сегодня мы вновь с вами будем совершать музыкальное путешествие по многим дорогам.
Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь именно с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека.
Сегодня я вам расскажу о жизненном пути, о дороге жизни одного из великих святых, почитаемых на Руси – Преподобном Сергие Радонежском. Посмотрите на картину Михаила Нестерова.
(Слайд 4)
На ней мальчик, отрок по имени Варфоломей. В 7 лет его отдали учиться грамоте, он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днём и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, разыскивая в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошёл к нему и поведал ему свою скорбь: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отец Святой, помолись за меня богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Монах выслушал и стал молиться. Благодать Божья действительно сошла на отрока, Господь дал ему память и разумение, он стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее ещё более укрепляло желание служить только Богу. Ребята, мы видим, что отрок Варфоломей определился в своей дороге.
(Слайд 5)
Этот мальчик стал великим святым, преподобным Сергием Радонежским. К нему шли наши деды, к нему шли князья, цари, даже именитые иностранцы. Великий князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским, чтил Преподобного Сергия как отца и просил у него благословения на борьбу с Татарским ханом Мамаем. Преподобный Сергий Радонежский совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Он помогал найти, определить жизненный путь многим и многим. Дороге этой уже 500 лет. Люди идут и идут за щедрой помощью и молитвой Преподобного Сергия. Сегодня Троицкая обитель выглядит вот так. (Слайд 6)
У каждого человека свой жизненный путь. Ещё об одной дороге жизни я поведу свой рассказ. Мы с вами уже знакомились с произведениями великого русского композитора П. И. Чайковского.
(Слайд 7)
А как же он выбрал свой жизненный путь, хотите узнать? Интересны воспоминания из детства композитора. С пяти лет он любил фантазировать на рояле. Ему казалось, что сочинять он стал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал и тогда, когда другой их и не слышал. Она всегда звучала у него в голове. Иногда он не мог уснуть, рыдал и указывал на голову. «Она у меня здесь, здесь, она не даёт мне покоя» А как он любил слушать нежные и грустные народные напевы, любуясь изумительно красивым заходом солнца.
По настоянию отца его определяют учиться в училище правоведения, что сулило в будущем быть по профессии юристом.
(Слайд 8)
Казалось, что дорога с музыкой у него расходится.
Но в училище правоведения он был неразлучен с музыкой. Занимался с учителями, сочинял музыкальные произведения, пел в хоре училища. Музыка возбуждала в нём восторг, через неё он проникал в мир красоты. Когда перед ним стоял выбор «Кем быть?», он сказал так: «Я хочу только делать то, к чему меня влечёт призвание; буду ли я знаменитым композитором или бедным учителем, но я буду спокоен», «Мне нет другой дороги, как музыка».
(Слайд 9)
Звание композитора и серебряная медаль выпускника консерватории увенчали годы упорного труда. Вот каков был путь в музыку П. И. Чайковского.
Учитель: Как его называли?
Дети: Певцом родной природы.
Учитель: Мы с вами уже знакомились с произведениями П. И. Чайковского и знаем, как прекрасно он рисовал музыкой картины природы в «Осенней песне», «На тройке» из цикла «Времена года».
Композитор много путешествовал. Объездил много городов, стран, но ни что так не было мило его сердцу, как Родина, которую он горячо любил. «Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русские обычаи». Свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грёзы». Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим профессиональное образование у себя на Родине, в России. Его симфония – исповедь души. В ней композитору хотелось высказать всё наболевшее и радовавшее, стремление к вечно прекрасному, возвышенному, к идеалу света и добра, счастье познания красоты природы, глубины народной жизни с её суровыми буднями и разудалым весельем праздников, здесь и лихая пляска и озорная частушка. Он показал могучий дух и силу своего народа. Но и это ещё не всё… Великий композитор отразил впечатление от увиденных красот во время путешествия к берегам ладожского озера и на остров Валаам. Основа симфонии – это песенность, связанная с русским фольклором. Это певучая привольная песня, движение которой устремляется вдаль.
Мы с вами послушаем отрывок 1 части симфонии №1 «Зимние грёзы» и полюбуемся прекрасными пейзажами образа зимней природы и зимнего пути в творчестве русских художников.
Слушание 1 симфонии «Зимние грёзы» П.И. Чайковского.
Учитель: Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии?
Сам П. И. Чайковский любил это сочинение и считал его очень содержательным.
Пожалуй, нет ни одного музыканта, художника, поэта, который в своём произведении искусства не показал свой образ дороги.
Как не вспомнить А. С. Пушкина, его «Зимнюю дорогу». Это произведение легло в основу музыкального произведения А.А. Алябьева.
(Слайд 20)
– Созвучен ли характер музыки характеру стихотворения А. Пушкина? Этому стихотворению дали вторую жизнь многие композиторы. Среди них наш современник – Залесский Вадим Александрович.
Исполнение детьми песни «Зимняя дорога» В.А. Залесского.
Вывод: Идём мы, идём. Каждый своей дорогой и всегда перед нами выбор.
(Слайд 21)
Смотрите, как в русской народной сказке, посмотрим, что здесь для нас написано:
– Направо пойдёшь – без труда богатому быть.
– Налево пойдёшь – без ученья знаменитым станешь.
– Прямо пойдёшь – добрым быть – людям послужить. Да, надо подумать…
Я так надеюсь на ваши все желанья
Узнать, постичь, преодолеть себя.
Идите все по лестнице познанья,
Не бойтесь, дайте руку, рядом буду я!
Пусть будет светлою у всех дорога,
И вам легко по ней идти
На вашем жизненном пути!
Исполнение песни « Дорога добра » М. Минкова.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Иногда композиторы изменяют собственному стилю, имитируя музыкальные формы прошлого времени. Прокофьеву это отлично удалось в его ранней Первой симфонии, известной как «Классическая». Он написал её в духе классицизма: в музыке слышатся отголоски изящности Гайдна и жизнерадостности Моцарта.
Это произведение – искусная стилизация с множеством гармоний и мелодических оборотов, принадлежавших скорее Прокофьеву и его времени, нежели XVIII веку.
Когда Прокофьев создавал свою «Классическую» симфонию, он писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать». Вот и в его симфонии скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и Моцарта сочетались с «налётом новых гармоний». Это тоже было в стиле Гайдна. Вы ведь помните, что «отца симфонии» в своё время обвиняли в «скандальной весёлости и нарушении правил строгого голосоведения».
Композитор закончил симфонию летом 1917 года, в период политических потрясений. Он удалился от невзгод на свою загородную дачу под Петроградом (так стал называться Петербург в 1914 году), где в первый раз сочинял без фортепиано и обнаружил, что «тематический материал, сочинённый без рояля, часто выходит лучшего качества».
Премьера произведения состоялась в мае 1918 года. Прокофьев дирижировал сам, а среди зрителей на премьере присутствовал новый нарком просвещения Анатолий Луначарский.
«Классическая симфония»
(Cимфония N1) OP. 25
Классические образы музыки XVIII в. оказываются как бы преломлёнными сквозь призму русской песенности. Так композитор средствами гайдновской техники спел о неприхотливых радостях жизни.
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Музыкальные жанры и формы/Симфония Композиторы |
Метки: русские композиторы Прокофьев
Процитировано 6 раз
Понравилось: 10 пользователям
Презентация на тему: Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Прокофьев.
Симфония № 1 «Классическая»
Описание слайда:
Симфония № 1 «Классическая»
Произведение Сергея Прокофьева, в котором автор своеобразно преломляет музыкальный язык гайдновской эпохи, что и отражено в названии произведения.
Классическую симфонию Прокофьев писал на протяжении 1916-1917 годов. Впервые симфония была исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде, в качестве дирижёра выступил сам композитор. Симфонию можно считать одним из первых неоклассических сочинений: она во многом воспроизводит стиль сочинений Йозефа Гайдна, хотя структура произведения и не соответствует композиции его эпохи.
Описание слайда:
Описание слайда:
Во время обучения в консерватории Сергей Прокофьев славился умением экспериментировать. Молодой композитор не боялся ярких и нестандартных решений, чем не раз удивлял публику. Его сочинения называли новаторскими и даже хулиганскими, ведь в них всегда можно было найти что-то свежее и необычное. Стиль Прокофьева уже тогда был ясно сформирован и узнаваем.
Это позволяло слушателям делать собственные предположения, касающиеся первого опыта написания симфонии. Многие ожидали услышать эпатирующее сочинение, но Прокофьев преподнес публике удивительно ясный и стройный симфонический цикл. В нем слились воедино тенденции XX века и времен Гайдна, а симфония получила гордое название «Классическая».
Описание слайда:
Описание слайда:
Симфония №1 «Классическая» на первый взгляд может показаться простой и понятной. Подобную ясность вносят каноны эпохи Гайдна и Моцарта, которые Прокофьев использовал как нестареющую базу, каркас для выражения духа современности. Сочинение — словно интерпретация старой истории в новом времени. Сюжет и идея остаются прежними, но обстановка и люди уже изменились. Вечный театр жизни.
Описание слайда:
Описание слайда:
I часть. Allegro
Главная тема сонатного аллегро — легкая, подвижная, в прозрачной оркестровке. Побочная носит комический характер благодаря сочетанию широких и легких скачков мелодии скрипок (авторская ремарка — с элегантностью!), с неуклюжим аккомпанементом фаготов и внезапно врывающимися валторнами.
II часть. Largetto
Ларгетто написано в ритме полонеза, но его характер скорее напоминает изящный старинный менуэт, которому, собственно, и место во второй части гайдновской симфонии. Мелодия украшена трелями — так и видятся кавалеры в напудренных париках, дамы в фижмах с мушками, жеманно приседающие в такт музыке.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
III часть. Gavotta
Третья часть имеет название — гавот. Это танец с размашистыми движениями, широкими мелодическими ходами, яркий и жизнерадостный. В среднем эпизоде на фоне гудящего аккомпанемента, имитирующего звуки волынки, звучит незатейливый плясовой мотив.
Финал: Molto vivace
Искрящийся, стремительный финал, как и первая часть, написанный в сонатной форме, возвращает к ее безостановочному кружению. Танцевальные по характеру темы, прозрачность оркестровки, ясность формы как бы подытоживают «классичность» симфонии, подтверждая ее название.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
В Симфонии № I Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая». В ней сохранена строгость и логика классической формы XVIII в., и в то же время её отличает современный музыкальный язык.
Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» — все это с головой выдает Прокофьева, особенности его музыкального почерка.
Описание слайда:
Описание слайда:
Внезапные динамические акценты и сопоставления, легкая и прозрачная оркестровка определяют характер финала этой симфонии: ослепительная радость звучит в нем (композитор хотел, чтобы здесь отсутствовали какие-либо минорные аккорды). Не случайно на музыку Симфонии №1 создавались хореографические композиции.
В «Классической» Симфонии №1 Сергей Прокофьев демонстрирует совершенное владение характерными приемами предшествующих стилей. Он добавляет яркие, гармонические краски, чтобы отразить в сочинении дух времени. Солнечность и праздничность музыки заставляют человека верить в лучшее, дают ему надежду на перемены.
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Методическая разработка «Современные автомобили»
«Дорожные знаки и дополнительные средства информации»
Роль конструирования в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Презентация на тему: Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»
Занятие 12 на тему «Карусель»
Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ
Презентация. Тема: «Персонал ремонтной службы на горных предприятиях. Категории ремонтных рабочих. Руководящий состав ремонтной службы.»
Презентация. «Лекция 2. Тема: Служба эксплуатации. Назначение и структура ремонтной службы. Служба главного механика. Задачи ремонтной службы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5434078 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.