Что воспевает народ в легендах и мифах
Мифы и легенды
Слово «миф» произошло от греческого слова mythos, имеющего значения «слово», «сказание» или «рассказ». Мифы или предания существуют в каждой культуре, отражая ее ценности, географические и исторические особенности. К примеру, японские мифы связаны с островным положением страны, мифы американских аборигенов — с их занятиями охотой и собирательством.
Рядом со словом «миф» часто стоит слово «легенда». Оно произошло от латинского legendus, означающее «то, что надо прочитать». Основное различие между мифом и легендой в том, что мифы описывают мир сверхъестественного или священного, а легенды основаны на реально существующих фактах. Иногда эти различия становятся незаметны, как например, в описании деяний пророков или святых.
Тематика мифов обширна, с их помощью люди пыталась объяснить происхождение земли и космоса (космогония), непонятные для них природные явления, проблемы жизни и смерти (эсхатология).
Один из основных вопросов, на который отвечают предания и сказания, это зарождение земли и планет. У многих народов этот процесс представлен в мифах как результат действия сверхъестественной силы, всемогущего существа или богов. До творения была пустота, или же всюду была только вода, или царил бесконечный хаос – таким мир видели древние создатели мифов. Затем сверхъестественная сила создала землю, небо и всех их обитателей. У скандинавов такой силой был великан, у египтян – бог-творец Пта, у шумеров – боги, у индейцев – Великий Небесный Дух. Во многих случаях эти идеи перешли в религиозные учения.
Отдельный вопрос – конец жизни на земле. Древние германцы представляли его как финальную битву богов, индейцы – как превращение людей в звезды после появления на небе звезды смерти. Идеи о финальной битве сил добра и зла, о появлении знамения на небе перед концом света вошли во многие религии, что подтверждает связь мифологии и религии.
Темой многих мифов являлось объяснение происхождения явлений природы, появления животных и растений. Движение планет зачастую связывали с действиями богов: в греческих мифах восход солнца объяснялся появлением на небе колесницы бога Феба. У северо-американских индейцев растение маис (кукуруза) ассоциировалось с образом девушки с шелковистыми волосами.
С возникновением государств появилась потребность в понимании, почему одни люди правят другими. В древних цивилизациях Китая, Египта, Индии, инков и других народов мифы разъясняли, что власть правителей основана на их божественном происхождении.
Иногда на основе мифов учеными делаются фантастические предположения. Например, африканский народ догоны из Республики Мали в мифах рассказывает о прибытии на Землю в «крутящемся ковчеге» неизвестных существ со звезды Сириус, что, по мнению ученых, может свидетельствовать о возможном прибытии пришельцев на Землю.
Легенды
Герои и сюжеты переходили из мифов и легенд одних народов в сказания других; так произошло с образом короля Артура и историей любви Тристана и Изольды из кельтской мифологии. Образы сказочных существ: эльфов, гномов, великанов, валькирий под разными названиями появились в мировой литературе из скандинавской мифологии. Моргены — водные духи из бретонских и валлийских сказаний, которые принимали женский образ и привлекали людей своей красотой, а затем увлекали их в водную пучину, напоминают русалок из русской мифологии.
Мифы и легенды и сегодня важны для нас. Они представляют ценность как образцы литературного творчества; они дают нам возможность мысленно перенестись в другие времена и другие страны. Они вдохновили поэтов и писателей на создание произведений, которые живут века. Для современного читателя они не менее увлекательны, чем чтение фэнтези.
Мифы и древние легенды: мифологизация сознания народов мира
Введение
Изучение любой культуры невозможно полноценно представить без изучения мифов и легенд каждого отдельного народа, которые существенно отличают их друг от друга и указывают на уровень развития общества в определенный период времени. О многом могут рассказать нам именно мифы, поэтому и важно обращаться к ним и уделять им должное внимание.
Каждый большой, гениальный человек сделал что-то такое, что до него было невозможным. Но, с другой стороны, в невероятные вещи, в невозможное часто верят люди с расстройствами психики (например, человек может считать себя зернышком и бояться, что его склюют птицы). Такая убежденность в невероятном называется бредом. Человек может страдать бредом на какую-то одну узкую тему, а в остальном быть вполне нормальный. Тогда он способен убеждать в своей правоте других людей, которые также начинают в это верить. Часто именно так рождаются мифы.
Гениальный художник Сальвадор Дали говорил: «Я отличаюсь от безумного лишь одним: я не сумасшедший». Многих великих людей, способных увидеть мир иначе от всех, иногда принимали за сумасшедших. В прошлом людей, которые имели видение, слышали голоса и т.д., часто считали не больными, а отмеченными особой благодатью, которым доступно понимание сути вещей, скрытой от других.
Мифологическое мышление не различает естественное и человеческое, растворяет человеческое в естественном, дает ощущение единения с природой, укрепляет волю и ощущение человека частью коллектива. Если между воображаемым и реальным нет границ, то не существует ничего невозможного.
Примеры
Рассмотрим несколько примеров мифологизации сознания на представителях разных народов.
Индейцы Аризоны
За это время там сменилось много племен и сотни поколений. Но местные индейцы рассказывали гораздо раньше ученых, «Каньон дьявола» образовался от падения на землю «небесного огня».
Догоны
Первобытный человек
Ещё более интересно мировоззрение первобытного человека. В наше время мы ещё можем найти первобытные племена и рассмотреть и их.
Австралийские аборигены
Первобытные народы по-разному представляли себе происхождение человека. Например, по мнению австралийских аборигенов, первые люди в древности были комками, оставшимися на дне высохшего древнего океана, бесформенными пулями, которые слиплись между собой, и в которых только зарождались зачатки частей тела человека.
Бушмены
Аканы
Такое непонятное для нас поклонения насекомым и паукам встречается и у других народов Африки. В частности, у народов акан (Гана) небесный бог Ньяма в виде Большого Паука Ананси сплел всю Вселенную как мировую паутину.
Вывод
Таким образом, мифы являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Своеобразие конкретной мифологической системы, с одной стороны, определяется неповторимостью и самобытностью этноса, которому она принадлежит. С другой стороны, мифология определяет уникальность конкретного народа, влияет на его ментальность, психологию, особенности формирования культуры, традиций, процесс духовной самоидентификации народа в границах всемирной истории человечества.
Видео
В мифологии Древнего Египта есть какая-то особенность. Она представляет собой не просто пересказ истории и событий из жизни мифических героев, она наполнена философскими размышлениями о бытие существ и людей. Которые так и норовят антуражем той загадочной эпохи.
Мифы и древние легенды: мифологизация сознания народов мира
Введение
Изучение любой культуры невозможно полноценно представить без изучения мифов и легенд каждого отдельного народа, которые существенно отличают их друг от друга и указывают на уровень развития общества в определенный период времени. О многом могут рассказать нам именно мифы, поэтому и важно обращаться к ним и уделять им должное внимание.
Понятие «миф» – очень важное, но довольно сложное. О нем много спорят современные ученые и философы. Само слово «миф» происходит от греческого языка и означает «перевод», «сказание». Часто в быту его приближают к таким понятиям, как «сказка», «легенда», считают рассказом о чем-то, чего в действительности не было. Но в то же время миф – это не просто чья-то выдумка.
К сведению! Миф – это не просто выдумка. Скорее всего, мифы основаны на каких-то событиях, которые происходили в глубоком прошлом.
Многие люди когда-то серьезно верили, или же верят и теперь, что на самом деле все происходило именно так, как об этом рассказывает тот или иной миф. Мифы часто рассказывают о священных предметах, о богах и общения с ними. Можно сказать, что миф – это то, во что серьезно верили или верят другие люди, но не верим мы. При этом найдутся люди, которые считают мифом многое из того, во что верим мы сейчас, что считаем для себя важным и даже святым.
Миф тесно связан с понятием чуда – такого события, которое мы не в состоянии объяснить, которое считаем невозможным. Можно сказать, что чудеса всегда нарушают обычную логику окружающего мира. Нашим предкам показалось бы настоящим чудом многое из того, что является обычным для нас сейчас.
Каждый большой, гениальный человек сделал что-то такое, что до него было невозможным. Но, с другой стороны, в невероятные вещи, в невозможное часто верят люди с расстройствами психики (например, человек может считать себя зернышком и бояться, что его склюют птицы). Такая убежденность в невероятном называется бредом. Человек может страдать бредом на какую-то одну узкую тему, а в остальном быть вполне нормальный. Тогда он способен убеждать в своей правоте других людей, которые также начинают в это верить. Часто именно так рождаются мифы.
На заметку! Мифы часто бывают нездоровой выдумкой отдельных людей. Выдумщики придают этим выдумкам большое значение, верят в них и убеждают в них других людей.
Гениальный художник Сальвадор Дали говорил: «Я отличаюсь от безумного лишь одним: я не сумасшедший». Многих великих людей, способных увидеть мир иначе от всех, иногда принимали за сумасшедших. В прошлом людей, которые имели видение, слышали голоса и т.д., часто считали не больными, а отмеченными особой благодатью, которым доступно понимание сути вещей, скрытой от других.
Мифологическое мышление не различает естественное и человеческое, растворяет человеческое в естественном, дает ощущение единения с природой, укрепляет волю и ощущение человека частью коллектива. Если между воображаемым и реальным нет границ, то не существует ничего невозможного.
Главная функция – социально-практическая, которая направлена на обеспечение единства коллектива. Мифы обеспечивают сохранение социального и психологического единства коллектива, поскольку источник мифа – не только ужас и подавленность человека, но и мечтания овладеть силами природы с помощью человеческой воли.
Примеры
Рассмотрим несколько примеров мифологизации сознания на представителях разных народов.
Индейцы Аризоны
Иногда мифы скрывают глубокие истины. Так, в пустыне Аризона (США) является круглый «Каньон дьявола». Сейчас ученые установили, что это – огромный кратер от метеорита, который упал не позднее 20000 лет назад.
За это время там сменилось много племен и сотни поколений. Но местные индейцырассказывали гораздо раньше ученых, «Каньон дьявола» образовался от падения на землю «небесного огня».
События из глубоко прошлого! Древние племена не могут правильно трактовать события и придают мистическое описание обычным вещам. Например, падение метеорита могут описать, как спуск на землю «небесного огня».
Догоны
Догоны – народ, живущий в Мали (Африка) – в своих мифах наделяли особым значением Сириус – самую яркую звезду. Они считали, что Сириус на самом деле – тройная звезда, вокруг центральной звезды вращаются еще две маленькие и очень тяжелые звезды-спутники. Это на самом деле так, но увидеть спутники Сириуса возможно только в современный мощный телескоп.
Ученые долгое время считали, что поэмы Гомера о Троянской войне, где действуют боги, – это лишь литературное измышление. Но потом Генрих Шлиман, который поверил в реальность тех событий, на основании свидетельств Гомера нашел и раскопал руины Трои.
Первобытный человек
Ещё более интересно мировоззрение первобытного человека. В наше время мы ещё можем найти первобытные племена и рассмотреть и их.
Австралийские аборигены
Первобытные народы по-разному представляли себе происхождение человека. Например, по мнению австралийских аборигенов, первые люди в древности были комками, оставшимися на дне высохшего древнего океана, бесформенными пулями, которые слиплись между собой, и в которых только зарождались зачатки частей тела человека.
Демиург (в одном из вариантов – птица-мухоловка) разлепил эти куски каменным ножом. Ведущую же роль в мифах аборигенов сыграли тотемные предки. Предвечное время они часто именовали «временем сновидений». В то же время предки создавали горы, реки, часто луну и солнце, учили людей различным умениям, особенно обрядам инициаций.
На заметку! Демиург – с древнегреческого: мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец. В христианстве – одно из именований Бога как создателя и строителя всего существующего.
Многие природные объекты – скалы, пещеры, водоемы – почитались как места «ухода в землю» или «следы» предков-тотемов. Там австралийцы устраивали святилища, сохраняли свои священные чуринги. Такие святилища – прототип будущих храмов, в которых будто общались с тотемными предками, проводили обряды инициаций, магические обряды для войны и охоты. Некоторые племена верили в Великую Мать – олицетворение плодородной силы Земли, которая порождает все сущее.
Бушмены
Другая древняя раса с первобытной культурой – бушмены, живущие на юге Африки. Их верования во многом подобны австралийским. Но им свойственно было обращаться с молитвой – просьбой о помощи в охоте – до различных небесных явлений (солнца, луны, звезд) и других могущественных духов.
Особенно бушмены почитали Цагна – насекомое богомола. Он со своей семьей (разными другими животными – журавлем, дикобразом и т.д.) когда-то были людьми, которые жили здесь до бушменов. он создал солнце, горы, животных, самых бушменов, научил их обрядам инициации. Цагн – «Господин всех вещей», он дает дождь, вызывает жизни и смерти.
Аканы
Такое непонятное для нас поклонения насекомым и паукам встречается и у других народов Африки. В частности, у народов акан (Гана) небесный бог Ньяма в виде Большого Паука Ананси сплел всю Вселенную как мировую паутину.
Вывод
Таким образом, мифы являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Своеобразие конкретной мифологической системы, с одной стороны, определяется неповторимостью и самобытностью этноса, которому она принадлежит. С другой стороны, мифология определяет уникальность конкретного народа, влияет на его ментальность, психологию, особенности формирования культуры, традиций, процесс духовной самоидентификации народа в границах всемирной истории человечества.
Память народа! Не нужно бояться и избегать мифов. Миф – это память народа, часть его культуры и наследия. Мифы нужно сохранять и передавать следующим поколениям. Кто знает, что из этого было правдой?
Видео
В мифологии Древнего Египта есть какая-то особенность. Она представляет собой не просто пересказ истории и событий из жизни мифических героев, она наполнена философскими размышлениями о бытие существ и людей. Которые так и норовят антуражем той загадочной эпохи.
Интересные мифы и легенды разных народов
У каждого народа есть свои уникальные легенды и мифы, которые передаются из поколения в поколение. И каждая из этих историй по своему интересная и увлекательная. Ниже мы собрали для вас 5 интересных мифов и легенд разных народов:
1. Легенда о докторе Фаусте
Легенда о Фаусте появилась в Европе, в средневековом периоде. Его история быстро распространялась и охватывала интерес и воображение людей. Поэтому появлялись всё новые слухи и многочисленные перестановки о его истории.
Первоначальный и истинный персонаж Фауста, вероятно, был утерян. В различных версиях легенд его звали по разному: Генрих Фауст, Иоганн Фауст или Георг Фауст. Но как бы его не называли, Фауст относится к человеку, который, по легенде, желал получить сверхъестественные силы и ради этого продал свою душу дьяволу.
Генрих Фауст был германским ученым, который, несмотря на свои многочисленные достижения, не чувствовал удовлетворения и жаждал большего, чем обычная человеческая жизнь. Желая преодолеть человеческие ограничения, получить знания и узнать смысл существования, Фауст прибегнул к магии.
Согласно легенде, он заключил договор с дьяволом. Тот отправил ему нечистого духа Мефистофеля, который должен будет исполнить все желания Фауста. В обмен на все знания мира и силу, Фауст пообещал свою душу, которую должен будет отдать через 24 года.
Все эти годы для Фауста были наполнены успехом и земными наслаждениями. Но когда он почувствовал приближение смерти, то начал раскаиваться в том что предался дьяволу и погубил свою душу. По истечении срока, дьявол забрал душу Фауста и сделал его своим вечным рабом. Так Фауст расплатился за своё высокомерие и желание быть чем-то больше чем обычный человек.
2. Миф о юном Фаэтоне
Это история о том, насколько губительными могут быть неразумные желания человека.
Фаэтон, в древнегреческой мифологии, был сыном солнечного бога Гелиоса и нимфы Климены. Мальчик очень гордился и хвастался тем, что он полубог, но никто в это не верил. Другие ровесники стали смеяться над ним, говоря что мать его обманывает. Поэтому Фаэтон твердо решил, что должен всем доказать свою правоту. Поговорив об этом с мамой, он решил отправиться во дворец своего отца, Гелиоса.
Фаэтон преодолел множество препятствий и трудностей на своём пути и всё же смог добраться до ярко-сияющего дворца Гелиоса. Когда бог Гелиос увидел Фаэтона, то очень обрадовался и пригласил его в свой роскошный дворец. Между ними начался интересный разговор, в котором Фаэтон рассказал о множество насмешек в свою сторону, так как никто не верит в то что он сын Бога солнца. Тронут этими рассказами, Бог Гелиос твердо подтвердил, что он действительно его отец.
Обрадовавшись что увидел сына, бог Гелиос пообещал выполнить одно любое его желание. Улсышав это, Фаэтон сказал, что очень мечтает прокатиться по небу на его золотой колеснице.
Гелиос настойчиво пытался убедить сына отказаться от этого желания, так как это очень опасно. Но он не смог переубедить его и был вынужден сдержать своё обещание. Гелиос привез Фаэтона к колеснице и предупредил его, что нужно держать эту горящую колесницу посередине между землёй и небесами, чтобы ни одно из них не сгорело.
Фаэтон с нетерпением вскочил на колесницу, и к утру огненные кони тут же устремились к небу. Но испугавшись от невероятной высоты и страшного небесного скорпиона, Фаэтон выронил вожжи.
Никем не управляемые кони слишком сильно приблизились к земле. Зажглись множество полей, лесов и городов. Из-за огромного и страшного пожара погибали звери и люди. Богиня земли, Гея, не смогла остановить пожар и попросила бога Зевса о помощи. Тот, разгневавшись, поразил колесницу своими молниями, и вызвал дождь, который потушил весь огонь.
© Jl FilpoC / Wikimedia
Юный Фаэтон разбился вместе с колесницей. После гибели он превратился в звезду, которая ярко светит людям с неба. А плачущих возле его могилы сестёр и маму, боги превратили в деревья, а их слёзы в янтарь. Бог Гелиос долго горевал из-за смерти своего сына, и многие дни солнце не всходило над землёй.
3. Легенда о зелёных детях Вулпита
В один солнечный день 12-го века, крестьяне из деревни Вулпит, Англия, работали в поле. Собирая урожай, они заметили, как двое детей, девочка и мальчик, приближаются к ним. И каким большим было их удивление, когда уже вблизи они заметили, что у этих детей кожа зелёного цвета.
Зелёные дети говорили на непонятном для всех языке, но всё же смогли знаками показать, что они голодны. Несмотря на свой голод, они отказывались от любой еды, кроме зелёных бобов.
Через некоторое время дети всё же научились есть другую пищу, и постепенно их кожа теряла зелёный цвет. Мальчик, из-за того что был более болезненным, умер через несколько месяцев. А девочке удалось остаться в живых.
Когда девочка научилась говорить на местном языке, она сказала, что она с братом пришли из «Земли Святого Мартина». Она объяснила, что это подземный мир, где всегда темно и где лишь вечером появляется слабый сумеречный свет. Там все жители имеют такую-же зеленоватую кожу. Эту девочку крестили как Агнес Барр. Она выросла и стала вести обычную жизнь.
Исследователи говорят, что эта легенда может быть правдой, поскольку эти дети могли быть пленниками, которые сбежали с медных рудников. А долгий контакт с медью объясняет их зеленоватый цвет кожи.
4. Миф об Орфее и Эвридике
В древнегреческой мифологии, Орфей, сын бога Аполлона, умел очень красиво играть на лире. Он пел с таким совершенством, что никто не мог устоять перед его мелодиями, даже деревья, камни, звери и боги.
Однажды Орфей влюбился в очень красивую и дивную женщину по имени Эвридика. Через некоторое время они поженились, но их счастливая совместная жизнь длилась недолго. Во время прогулки по лесу, Эвридику укусила змея и она умерла.
Когда бог Аид услышал его пение, ему настолько понравилось, что он позволил юноше взять возлюбленную обратно в мир живых, но с одним условием. Орфей не должен увидеть Эвридику, пока они оба не окажутся в мире живых. До этого момента, она будет следовать за мужем словно тень. Если Орфей нарушит условие, то навсегда потеряет свою возлюбленную.
И вот Орфей почти дошёл до мира живых, но он никак не мог услышать звуки шагов своей жены. Поэтому он обернулся, чтобы убедиться в том, что его не обманули. Но стоило ему только увидеть её и протянуть руку, как Эвридика исчезла навсегда.
Весь остаток своих дней Орфей ходил по миру, поя о своей трагичной любви.
5. Легенда о двух влюблённых бабочках
Это китайская легенда о двоих возлюбленных.
Чжу Интай была прекрасной девушкой из богатого семейства Чжу. Она была единственной дочерью в семье и у неё было 8 братьев. Женщины тогда обычно не посещали школы, поэтому ей долго пришлось убеждать отца, чтобы он позволил ей, переодевшись в мальчика, пойти учиться.
По пути в большой город Ханчжоу, она встретила юношу Лян Шаньбо, который также шёл на учёбу. Вскоре они хорошо подружились и начали проводить очень много времени вместе. Они оба почувствовали особую связь между собой, и поэтому решили принести клятву братства на высоком мосту. Три года они учились вместе, и Интай не успела заметить как влюбилась в Шаньбо. Она много раз пыталась намекнуть ему, что она девушка, но Шаньбо ничего не понимал. За эти три года никто не заметил, что Интай на самом деле не парень.
Однажды папа Интай послал ей письмо, в котором он попросил её как можно скорее вернуться домой. Интай начала собираться и перед отъездом просит «собрата» навестить дом Чжу, чтобы познакомиться с якобы его сестрой. Когда через несколько месяцев Шаньбо приезжает в гости, то обнаруживает, что его названный брат на самом деле девушка. Вскоре он тоже полюбил её, и они оба поклялись друг другу в вечной любви и верности.
Однако у родителей Интай были другие планы, так как они уже выбрали для неё богатого жениха. Узнав об этом, Шаньбо так сильно огорчился, что заболел и вскоре умер. В день принужденной свадьбы Интай, сильный вихрь приносит её к могиле возлюбленного. Прислонившись к могиле, она, со слезами на лице, молит её открыться. И тут внезапно гремит гром и могила открывается. Интай прыгает в могилу, чтобы снова быть с любимым. Затем пропасть сомкнулась так же быстро, как появилась. Их души превращаются в двух прекрасных бабочек, которые вылетели из ущелья. Кружась вместе, они поднимались всё выше и выше, так чтобы никто уже не смог их разделить. Души несчастных влюбленных наконец-то соединились вместе.
6. Легенда о леди Годиве
Леди Годива была прекрасной женой графа Леофрика, могущественного магната Англии. Однажды она пошла на рынок, где услышала о чём говорят местные фермеры. Они жаловались на то, что от них требуют слишком больше налоги. Горожанам нужно было платить за всё: окна в доме, еду, навоз лошадей и ещё много другое. Леди Годива не смогла пройти мимо и вступила с ними в разговор, чтобы узнать побольше о чём они говорят.
Годива выслушала все жалобы горожан, после чего согласилась с тем, что это слишком несправедливые и изнурительные налоги. Благородная леди пообещала им, что убедит своего мужа избавить их от столь огромной тяжести, после чего отправилась домой, оставив за собой лица удивленных фермеров.
Целый год она спорила со своим мужем, чтобы тот изменил налоги, но ей никак не удавалось его убедить. Она предлагала другие способы изъятия налогов, и даже сама написала письмо для короля, но граф Леофрик так и оставался упрямым и не хотел исполнять её просьбы.
Но всё начало меняться одним летним вечером, когда их споры достигли точки кипения. Леофрик сказал своей жене, что не может просто так отменить налоги, ведь что о нём подумает король. На это Годива ответила, что его не должно так сильно волновать мнение других.
В итоге взбешенный Леофрик сказал Годиве, что если благополучие жителей волнует её сильнее, чем мнения других, то пусть докажет это, пройдя по городу голой. Он поклялся что отменит налоги, если она это сделает.
Леофрик ни за что не верил, что его жена пойдет на такое. Но она была на много умнее и расчетливее, чем он думал. На следующий день, как только взошло солнце и запели петушки, леди Годива отправилась в город, чтобы поговорить с горожанами. Она настойчиво просила их всех закрыть все окна и двери и не смотреть на неё, пока она проезжает по городу. Горожане поклялись, что исполнят её просьбу.
Когда леди ехала обнаженной верхом на коне, в городе не было ни ярмарки, ни играющих детей, ни даже лающих собак. Она гордо держала голову вверх, ходя по тихому городу, потому что жители сдержали своё слово. А вот любопытный мальчик, по имени Том, все же решил взглянуть через маленькое отверстие, чтобы увидеть леди, после чего мгновенно ослеп.
После того как леди Годива закончила поездку, её муж был вынужден написать королю о своем плане изменить налоги.