Что влияет на выбор темы исследования

5.3. Критерии выбора темы научного исследования, порядок ее конкретизации и утверждения

Начальным этапом научного исследования является выбор темы научного исследования. Для того, чтобы обеспечить соответствующую эффективность экономического исследования, тема, выбранная исследователем, должна отвечать следующим критериям:

2) допустимая эффективность разработки предусматривает, что исследования данной темы должно дать ожидаемые результаты при определенных затратах. В зависимости от степени актуальности темы результат исследования будет более или менее эффективным;

3) новизна темы гарантирует рассмотрение новых неисследованных объектов или исследования известных объектов нетрадиционными методами и с нетрадиционной точки зрения;

4) перспективность темы предусматривает возможность дальнейшей ее разработки (исследования вглубь и вширь). Такой процесс возможен в том случае, когда тема имеет достаточную степень глубины. В практике перспективность темы позволяет студенту, который выполнил курсовую работу по определенной теме, продолжить исследования данной темы в дипломной работе. Как исследователи, студенты, изучая различные экономические вопросы в коллективе студенческого научного кружка, выбирают самое интересное для себя вопросы и занимаются его исследованием и в курсовой и дипломной работе;

5) соответствие темы профиля обучения студента означает, что тема отражает специальность студента и должна входить в спектр знаний, которые ей соответствуют;

6) возможность разработки темы студентами в условиях учебного заведения означает достаточность и свободный доступ к технических средств, информационных источников и других необходимых материалов для разработки (исследования) данной темы;

7) степень соответствия темы теоретической направленности научно-исследовательской работы кафедры, при которой выполняется данная тема предполагает, что преподаватели, научные руководители выполнения тем экономических исследований, должны быть достаточно компетентны в проблематике выбранных студентами тем.

Конкретизация и утверждение выбранной темы осуществляется в следующем порядке:

Источник

Факторы, определяющие выбор темы.

Выбор темы научного исследования является одним из ответственных этапов. Тема, которую выбирает для исследования студент, должна быть связана с основными направлениями развития отрасли (туристическо-гостиничной индустрии международного туризма) и научными исследованиями, которые проводятся в вузе.

Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива высшего учебного заведения, который в течение соответствующего времени решает ту или иную проблему. Научное направление подразделяется на отдельные научные проблемы. их решают несколько научных коллективов в течение двух или более лет.

В каждой теме выделяются научные вопросы, которые решаются одним или несколькими исследователями. Выбор той или иной темы для индивидуального или коллективного исследования осуществляется студентами самостоятельно по утвержденной тематикой кафедры на основании следующих критериев: актуальность темы, новизна темы, перспективность, соответствие профиля обучения студентов, осуществление разработки студентами темы в условиях университета, степень соответствия темы, выбранной студентами, тематической направленности научной работы кафедр.

Под актуальностью темы понимают ее народнохозяйственную ценность, то есть необходимость и неотложность ее решения для потребностей развития народного хозяйства. Важным требованием к выбору темы исследования является ее перспективность или стабильность: исследователь должен понимать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается исследовать. Требования перспективности определяют параметры для выбора объекта обследования, подбора соответствующих методов исследования, а также характеристики условий, для которых будет осуществляться внедрение результатов научной работы. Для оценки перспективности тем применяют два метода: математический и экспертных оценок. Выбранная студентом тема должна соответствовать профилю обучения и арсенала методов, которые специалист после окончания вуза будет иметь возможность квалифицированно использовать в практической деятельности. Но это не означает, что в процессе исследования тема не может выходить за пределы основной специальной дисциплины. Наоборот, при выборе темы студент может начертить проведения исследований вопросов и из смежных дисциплин. Соответствие выбранной темы по профилю обучения студента чаще всего диктуется необходимостью использования основных результатов исследования при написании курсовых и дипломных работ, отчета о практике, при выступлениях на семинарах, конференциях и др.

При выборе темы исследования необходимо также учесть возможности ее разработки непосредственно в учебном заведении. В первую очередь имеется в виду то время, которое студент сможет выделить на разработку той или иной темы с учетом всего учебного процесса. Кроме этого, должны быть учтены все возможности разработки темы с точки зрения затрат материальных и финансовых ресурсов. Опыт свидетельствует, что большую роль при выборе темы студент играет степень ее соответствия тематической направленности научно-исследовательской работы соответствующей кафедры. Например, тема разрабатывается студентом под руководством преподавателя, научного руководителя, следовательно он сможет получить квалифицированную помощь только тогда, когда этот преподаватель в течение некоторого времени выполнял исследования по этому направлению.

32. Информационное обеспечение научной работы студента.

Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания).

Издания классифицируют по различным основаниям: по целевому назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.); степени аналитико-синтетической переработки информации (информационное, библиографическое, реферативное, обзорное); материальной конструкции (книжное, журнальное, листовое, газетное и т.д.); знаковой природе информации (текстовое, нотное, картографическое, изоиздание); объему (книга, брошюра, листовка); периодичности (непериодическое, сериальное периодическое, продолжающееся); составу основного текста (моноиздание, сборник); структуре (серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения).

Нас в первую очередь интересуют издания, из которых может быть почерпнута необходимая для научно-исследовательской работы информация. Этонаучные, учебные, справочные и информационные издания.

33. Интернет как источник научной информации.

Процесс поиска публикации, ожидания книги в библиотеках и обеспечения доступа к ней обязательно связан с очередями, отказами и «пропажами» нужных источников литературы, что занимает до 30% времени работы над научным «изыском».

Поэтому интернет становится мощным инструментом при исследованиях и научных разработках. Однако глобальная сеть остается областью информационного пространства, не вписывающейся в стандартные рамки. Интернет является неструктурированным информационным ресурсом без централизованного управления, стандартного формата и прочих норм, которым соответствуют печатные издания.

К публикациям в Интернете одновременно имеют доступ миллионы различных пользователей, кроме того, публикация защищена от влияния читателей.

В интернете огромное количество безымянных письменных работ, наносящих вред учебному процессу в общем и школьникам-студентам в частности, так как подобную работу внимательный преподаватель просто не зачтет.

Пользователям важно использовать возможности глобальной Сети правильно, выбирать для научных работ информацию из электронных газет, журналов, библиотек и прочих серьезных источников, гарантирующих авторство и достоверность информации. Но чем престижнее интернет-ресурс, тем вероятнее его «платность» и ограниченность для свободного «скачивания» материалов.

Авторы рефератных компаний используют «проверенные временем» ресурсы сети Интернета при подготовке студенческих докладов, курсовых и контрольных работ и дипломных проектов.

Что влияет на выбор темы исследования. image052. Что влияет на выбор темы исследования фото. Что влияет на выбор темы исследования-image052. картинка Что влияет на выбор темы исследования. картинка image052. Начальным этапом научного исследования является выбор темы научного исследования. Для того, чтобы обеспечить соответствующую эффективность экономического исследования, тема, выбранная исследователем, должна отвечать следующим критериям:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Выбор и обоснование темы научного исследования (диссертации)

Главная » Аспиранту » Выбор и обоснование темы научного исследования (диссертации)

Что влияет на выбор темы исследования. 40x40 1 center 9e783a2bc77daddc172e4a7a85db692b. Что влияет на выбор темы исследования фото. Что влияет на выбор темы исследования-40x40 1 center 9e783a2bc77daddc172e4a7a85db692b. картинка Что влияет на выбор темы исследования. картинка 40x40 1 center 9e783a2bc77daddc172e4a7a85db692b. Начальным этапом научного исследования является выбор темы научного исследования. Для того, чтобы обеспечить соответствующую эффективность экономического исследования, тема, выбранная исследователем, должна отвечать следующим критериям:

Приступая к научной работе, начинающий ученый непременно столкнется с тем, что ему потребуется сделать выбор и написать обоснование темы своего научного исследования. То есть объяснить (да еще таким образом, чтобы это все уместилось на одном листе формата А4) – для чего нужна его запланированная научная работа, в чем суть проблемы, над которой будет вестись исследование, обосновать его актуальность, описать, что еще не сделано в этой области, и как это влияет на необходимость ведения этой научной работы в целом. Другими словами, следует пояснить, зачем необходимо браться за новый титанический труд именно в том и таком формате, на который претендует аспирант или соискатель ученой степени.

Что предвосхищает формирование объяснительной записки к выбору темы диссертации?

В первую очередь, предвосхищает создание пояснительной записки к выбору темы диссертации собственный научный интерес, компиляция, анализ и синтез по вопросам, прямо или косвенно связанным с темой исследования. Разумеется, изучение литературы, размышления, сравнения различных исследований в выбранной научной области. Все это представляет собой «первичный бульон», кипящий в горниле науки, творчески перерабатываемый для того, чтобы смогла наконец-то сформироваться тема предстоящего научного исследования.

Когда, где и кому нужна объяснительная записка?

Некоторые аспиранты при поступлении в аспирантуру, или же соискатели при оформлении соискательства, сталкиваются с тем, что необходимо самому составить объяснительную записку к выбору темы научного исследования. Того требует индивидуальный учебный план работы аспиранта.

Сроки предоставления запрошенного документа тоже указывает аспирантура. Если отбросить формальности, связанные с обеспечением научно-исследовательского процесса работы над диссертацией, прежде всего эта пояснительная записка нужна самому аспиранту для того, чтобы он понимал, чего он собственно хочет, и понимал степень важности и актуальности поставленной задачи. При этом актуальность не должна быть следствием необходимости выполнения научной работы – ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно? Если работу выполняют, значит аспирант просто действует по обычному сценарию, выполняя свою работу, заодно как бы обосновывая необходимость этой работы. Это неправильно!

Смысл объяснительной записки – осознать значимость проблемы на первоначальном этапе, когда работа еще не началась. Но аспирант не только должен «придумать», в чем актуальность и важность этой работы, но и заставить поверить в это и самого себя, и впоследствии научное сообщество, которому будут представлены полученные результаты исследования.

Что может предшествовать созданию объяснительной записки?

Объяснительная записка не гласно готовится постоянно – зарождаться ядро пояснительной записки может и тогда, когда происходит подготовка к кандидатским экзаменам, и даже при подготовке к поступлению в аспирантуру. На экзамене по специальности вполне могут прозвучать вопросы относительно темы предстоящего научного исследования, экзаменаторы, как правило, ожидают дискуссии, и предвосхищают научный интерес в разрабатываемой области знаний.

Но еще более полезным может оказаться подготовка к формулированию объяснительной записки при подготовке к экзамену по иностранному языку. Экзамен по иностранному языку включает в себя три блока – домашняя подготовка к экзамену включает в себя поиск, а затем полный перевод крупного текста (книги) по выбранной специальности, а если хорошо постараться, то и по выбранной теме исследования. Еще один этап – чтение и перевод текста, выдаваемого экзаменатором, и – самое интересное – рассказ на иностранном языке о теме своего исследования. В этом плане подготовка к экзамену предполагает составление текста о своем исследовании, перевод его на иностранный язык и последующее его воспроизводство на экзамене. В этом случае и прорабатывается объяснительная записка, закладывается ее рациональное зерно именно на этапе подготовки к экзамену по иностранному языку. В этом смысле – нужно суметь коротко и понятно рассказать о своей будущей научной работе на иностранном языке. А это как раз и способствует пониманию того, что именно предстоит сделать и почему это необходимо (актуально) на настоящий момент.

Немного экстрима: тема научного исследования и объяснительная записка

Конечно же, прежде чем окончательно сформируется тема исследования, может быть проведена огромная научная работа, которая будет включать в себя обоснование необходимости выполнения этой работы в множестве последовательных итераций. Тема может меняться и совершенствоваться, как кристалл, оттачивая и сверкая все новыми гранями. И впоследствии обоснование научной работы ложиться в основу формирования заглавия (темы) научной работы.

Тема работы может меняться неоднократно, и если ведется строгая отчетность, то может потребоваться умение отстоять свою выбранную тему. Может случиться так, что на самой защите совет, который принимает диссертацию к рассмотрению вдруг внезапно меняет тему исследования. Так, например, случилось со мной, когда «Формирование готовности учащихся к продолжению образования» было предложено заменить на «Формирование готовности учащихся … к профессиональному образованию» и члены совета за это единогласно проголосовали с формулировкой – допустить к защите.

Допустить к защите – уже эмоциональный всплеск и радость, а остальное не важно! Тем более, все произошло так быстро, что я не успела опомниться! Пока ученый секретарь со своей помощницей не спустили меня с небес на землю. «Вы в курсе, что в Вас вообще-то тему поменяли?». Казалось бы, а что такого? Да на самом деле ничего хорошего, у меня все публикации, про «продолжение образования», именно про процессуальную часть. В итоге мне потребовалось все мое красноречие (в том числе, закаленное во множестве итераций по совершенствованию обоснования темы исследования), чтобы сохранить в теме диссертации процессуальную часть, пусть и обозначенную синонимом: «Формирование готовности учащихся … к получению профессионального образования».

В новую тему пришлось чуть ли не контрабандой притащить слово «получение», убедить и объяснить, что без этого просто никак: все мое исследование долгие годы работало на «глагол» – «продолжать» или «получать» образование после окончания школы. В противном случае у меня был хоть и маленький, но не исключенный шанс, что даже после успешной защиты могли просто отозвать диплом кандидата наук, так как текст диссертации и публикации могли не досконально соответствовать теме, которая вдруг показалась более благозвучной при ее рассмотрении на совете.

Так что даже при безоблачном небе, когда ничего не предвещает беды, просто в процессе работы над диссертацией можно время от времени, чисто для себя, чтобы держать себя в интеллектуальном тонусе, обновлять свою объяснительную записку по выбору темы – мало ли, вдруг придется потом обосновывать свою тему в экстремальных ситуациях?

Чем может помочь научный руководитель при составлении объяснительной записки?

Научный руководитель тоже заинтересован в том, чтобы оформить познавательный интерес своего подопечного в нужное русло, причем он может направить аспиранта на составление этой записки путем обсуждения выбранной темы исследования. Чем же может помочь научный руководитель?

Во-первых, самое главное и нужное, что может сделать научный руководитель, это отмести что-то, что будет слишком сложно защитить по данной научной специальности. Во-вторых, он может уберечь от «заезженных тем», где уже фактически все изучено. В-третьих, он может подать мысль о том, как именно сформулировать тему, в каком русле развивать научную идею, как подчеркнуть изюминку исследования в самом названии.

У меня, например, была идея взять себе тему о формировании научного мировоззрения. И эта идея была встречена с улыбкой, ибо каждый имеет право на свое собственное мировоззрение, и нет особого регламента для создания общей и поголовной жизненной философии человека, как суммы всех его знаний. Вероятно, какие-либо общие конструкции вполне могли быть и разработаны, но практика требует большей конкретики на примере решения ситуативных задач, а право на свое личное мировоззрение есть у каждого, причем критерии для оценки (а возможно и измерения степени научности) мировоззрения в целом, как слишком общей категории, не всегда могут оказаться объективными.

Какие сложности могут быть при составлении объяснительной записки и как их преодолеть?

Составляя эту статью, я изучила форумы аспирантов, на которых они писали о тех сложностях, с которыми они сталкиваются при составлении объяснительной записки. После поступления в аспирантуру обучающиеся начинают постепенно заполнять выданный им индивидуальный учебный план работы аспиранта. При этом многие пишут, что основную трудность вызывает написание объяснительной записки к выбору темы научной работы.

Главным образом, основная сложность связана с обоснованием актуальности выбранной темы. Аспиранты жалуются на недостаток опыта для подобного обоснования, они считают, что «для этого надо не только много прочитать, но и многое сделать, многое увидеть, с многими людьми пообщаться». То есть ощущается недостаток в коммуникации по теме исследования, причем этот опыт не заканчивается на коммуникации со своим научным руководителем, ведь актуальность требуется обосновать не только в кругах узких специалистов, а она должна быть повсеместная, так как исследование призвано решить социально значимую проблему. А чем выбранная тема актуальна на настоящее время для широкого круга лиц – это нужно еще сформулировать, и при этом быть убедительным, простым и понятным.

Иногда не хватает содержания изученных литературных источников по проблеме исследования, на первоначальном этапе тяжело охватить весь круг проведенных исследований. Кроме того, аспиранты пишут, «поскольку работа только начинается, я не имею четкого представления какой окончательный вид она приобретет». А тему обосновывать требуется уже перед началом работы – а не потом, расставляя акценты на уже сделанном, удачно описывая, как пригодилось то, что было выполнено в работе и как оно «закрыло» те или иные общественно значимые потребности, тем самым и став актуальным. То есть – основная идея – заложить в актуальность то, что будет сделано, и то, что сможет утолить «насущный голод» в плане необходимых новых техник и технологий.

Аспиранты спрашивают: «Я могу описать то, чем занимаюсь сейчас, но будет ли это обоснованием темы?». Разумеется, нет, человек может заниматься чем угодно, и как угодно, причем на любом этапе, и даже успешное и скрупулезное описание своей деятельности никоем образом не может повлиять на обоснование выбранной темы исследования – чем она так хороша?

Пример составления объяснительной записки к выбору темы научной работы (диссертации)

В качестве примера я приведу объяснительную записку к выбору темы своей кандидатской диссертации.

В начале объяснительной записки часто используется вводная часть, общие сведения о направлении выбранного исследования, так называемая затравка, наживка, на которую должен попасться читатель, для того, чтобы ему стала интересна тема исследования, чтобы он проникся тем, о чем будет вестись разговор.

Например: «Парадигма образования, то есть его концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, периодически меняется, но составной частью парадигмы всегда остается подготовка молодого поколения к продолжению образования в силу постоянной потребности общества в квалифицированных работниках умственного труда, в интеллигенции, обладающей большим запасом общих и специальных знаний, высоким уровнем культуры, развитой способностью к самостоятельному мышлению и творчеству».

После чего требуется произвести описание проблемы, ради решения которой и задумывается выполнение исследования. При этом проблема должна быть сформулирована четко, внятно, должна быть ясна ее суть и содержание, должны быть сделаны акценты на реализацию решения этой проблемы именно в своей работе по выбранной теме.

Например: «Проблема эффективности подготовки учащихся к продолжению образования в целом не новая, однако в современных условиях особенно актуальным является формирование средствами каждого учебного предмета готовности учащихся сельских школ к непрерывному образованию».

Здесь в этом описании мной была использована смысловая конструкция «непрерывное образование». На самом деле, начиная работу над кандидатской диссертацией я продолжила тему, актуальную двадцать пять лет назад! У меня даже есть публикация со сравнительным анализом на тему «Как изменился уровень готовности учащихся сельских школ к продолжению образования за прошедшие 25 лет?». Именно поэтому было использовано словосочетание «непрерывное образование», которое со временем все-таки было признано «устаревшим», и «непрерывное образование» трансформировалось в «продолжение образования».

Далее основную часть обоснования темы исследования занимает его актуальность. В моем случае актуальность моего исследования была описана следующим образом:

«Актуальность исследования определяется:

Со временем изменилось понимание содержания понятия «непрерывное образование» и оно было упразднено, а точнее трансформировано в моем исследовании.

Далее необходимо проблемно обосновать выбор темы исследования, исходя из того, какие недостатки, или недоработки должны быть устранены в результате выполнения исследования по заданной теме.

«Недостаточная разработанность проблемы формирования готовности сельских школьников к непрерывному образованию приводит к существенным недостаткам в практике школьного обучения, что и определило выбор темы настоящего исследования».

После чего подводится итог, делается завершающий аккорд, поясняющий что можно получить в результате реализации исследования, чем оно может быть полезно и почему оно актуально.

«Таким образом исследование, направленное на разработку дидактических основ построения системы формирования готовности учащихся сельских школ к непрерывному образованию, является актуальным».

Заключение

Таким образом, выбор и обоснование темы научного исследования – это скорее не единовременный акт (для галочки, чтобы просто лежало в папке в отделе аспирантуры), а итерационный процесс, ведь с каждым новым витком проведения исследования, все более четко становится понятно, что, зачем и почему выполняется в исследовании, какие белые пятна, проблемы и недостатки могут быть закрыты за счет полученных результатов, и что важного, животрепещущего, актуального для настоящего момента может дать исследование, если его выполнять именно по выбранной теме.

Как садоводы выращивают растения, наверное, так же выращивается тема исследования, с каждым новым поливом (обоснованием) становясь все более и более самостоятельной и жизнеспособной.

Что влияет на выбор темы исследования. vybor i obosnovanie temy nauchnogo issledovaniya zhanna kaleeva e1594580978794. Что влияет на выбор темы исследования фото. Что влияет на выбор темы исследования-vybor i obosnovanie temy nauchnogo issledovaniya zhanna kaleeva e1594580978794. картинка Что влияет на выбор темы исследования. картинка vybor i obosnovanie temy nauchnogo issledovaniya zhanna kaleeva e1594580978794. Начальным этапом научного исследования является выбор темы научного исследования. Для того, чтобы обеспечить соответствующую эффективность экономического исследования, тема, выбранная исследователем, должна отвечать следующим критериям:

Источник

Как выбрать тему исследования?

Итак, если ты задаёшься сакраментальным вопросом «Как выбрать тему исследования?», значит ты на правильном пути.
Всё просто. Выбрал неверную тему исследования — потратил время и силы, получив околонулевой результат.
Не будем тратить твоё время на долгие рассуждения и сразу преступим к делу, ты ведь за этим здесь?

Итак, тема твоего исследования должна отвечать следующим запросам:

Чего при выборе исследования делать не нужно?

Вот в этой нашей статье ты можешь узнать как НЕ НУЖНО выбирать тему исследования и какие ОШИБКИ допускают молодые авторы.

Если коротко: не замахивайся на научный олимп (во всяком случае в первых своих работах) и не отрывайся в своей работе от практики.

Алгоритм выбора темы научного исследования

На этой странице мы с тобой разбираемся в вопросе «как выбрать тему исследования», верно?

Пора приступать к этому замысловатому процессу.

Мы всей редакцией рекомендуем делать это следующим образом:

А теперь маленький секрет. Малюсенький, но такой важный.

Окончательно формулируй название исследования только после того, как напишешь статью по результатам исследования.
Почему так? Да потому что понять что у тебя вышло в итоге ты сможешь только после того, как будут подведены результаты исследования.

Такой вот парадокс. Когда мы задумываемся над вопросом «как выбрать тему исследования», сложно даже представить, что это одновременно первый и последний вопрос, которым мы зададимся в нашей научной работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *