Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия детская психика педагогические предпосылки

Конспект по психологии «Методы психологической коррекции у детей. «

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков».

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями нервно-психического развития. Однако, несмотря на высокую практическую значимость, теоретические и методологические проблемы психологической коррекции недостаточно разработаны в отечественной психологии. В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психокоррекции. Не уточнено понятие «психокоррекция», не раскрыты ее основные направления и механизмы воздействия при различных вариантах дизонтогенеза у детей и подростков.

В литературе достаточно подробно описаны многие психокоррекционные техники, особенно зарубежные. Например, нейролингвистическое программирование, психотехнические игры, эмоционально-волевые тренировки…Но при всем многообразии описанных технических приемов не учитывается самое главное-субъект психологического воздействия. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии аномального ребенка.

По мере развития прикладной психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться и при нормальном психическом развитии ребенка. Это обусловлено тем, что важной задачей обучения и воспитания ребенка является повышение его творческого и интеллектуального потенциала, всестороннего развития личности. В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и адресата коррекционных воздействий – от исправления дефектов при аномальном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.

Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные люди.

1.Общая характеристика коррекционной работы с эмоциональной сферой ребенка.

Основными условиями осуществления коррекционных воздействий при работе с эмоциональной сферой ребенка являются следующие:

-проведение коррекционных воздействий по механизму компенсации, т.е. с использованием потенциальных способностей ребенка в целях преодоления сложностей в развитии его эмоциональной сферы;

-системный подход к коррекционной работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка в коррекционную работу включаются и другие стороны его развития (познавательные способности, компетентность…), а также система межличностного взаимодействия, в которой он находится (как правило, это система семейного взаимодействия); таким образом устраняются причины, обуславливающие эмоциональные нарушения. Те факторы психической жизни ребенка, которые включаются в коррекционную работу, выявляются на основе психологической диагностики его развития;

-оказание кредита доверия ребенку, т.е. вера в возможности ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействии с ним;

-формулирование целей коррекционной работы в позитивных

формулировках (создание позитивных «точек роста»), а также учет того, что цели коррекционного взаимодействия должны быть реалистичными;

Выделяются внешние и внутренние причины нарушений эмоционального развития ребенка. Если внешние причины обусловлены социальными факторами (длительная психотравмирующая ситуация, недостаток необходимой для развития эмоциональной сферы аффективной стимуляции, неправильная организация коммуникативного взаимодействия с ребенком), то внутренние причины связаны с патологическими особенностями эмоциональной сферы ребенка (например, повышенная тревожность, патологическая ранимость, сверхвозбудимость, инертность психических процессов).

Непосредственное коррекционное взаимодействие психолога с ребенком начинается с установления эмоционального контакта.

Основной этап коррекционной работы связан с применением тех методов, которые позволят решить проблемы эмоционального развития.

Разработка методов и программ коррекционного воздействия опирается на представления о нормативном функционировании и развитии эмоциональной сферы в том или ином возрасте, а также на техники воздействия на психику человека, разработанные на основе того или иного теоретического подхода. В связи с этим решается вопрос о том, что является предметом коррекционного воздействия, т. е. какие компоненты внутриэмоциональной сферы подвергаются психологическому воздействию и каким образом осуществляются те или иные воздействия (какие методы для этого используются).

По результатам коррекционной работы проводится завершающий этап, который направлен на оценку эффективности проведенной работы.

2.Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.

В процессе психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, изменения личности, связанные с заболеванием.

В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек, ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения. Ситуация, в которой происходит терапевтическое взаимодействие, является нерегулируемой, и игра ребенка не управляется взрослым, т.е. метод игротерапии в рамках психоанализа имеет недирективный характер.

Механизмы игротерапии, используемые в психоаналитическом подходе, связаны с несколькими основными процессами:

Установлением между психологом и ребенком особого терапевтического взаимодействия (аналитической связи);

Достижением катарсиса, осуществляемого через деятельность ребенка, а также вербализацию его чувств и переживаний;

Достижением инсайта как более глубокого понимания себя и своих отношений с окружающими;

Исследованием реальности, связанной с апробированием форм и способов взаимодействия с социумом;

Сублимацией подавленных бессознательных импульсов и тенденций, согласованной с социальными нормами, моралью и ожиданиями общества.

В теории деятельности игра рассматривается как ведущая деятельность в дошкольном возрасте; она определяет развитие всех психических функций на данном возрастном этапе. По мнению Д.Б.Эльконина, в игре ребенок может преодолеть эгоцентризм, что обеспечивается механизмом принятия на себя роли и выполнением этой роли. Таким образом, игра способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной децентрации, что, в свою очередь, развивает у ребенка умение более эффективно разрешать проблемные ситуации. В ходе выполнения той или иной роли ребенок моделирует значимые для него межличностные отношения, в которых отражаются эмоциональные переживания, связанные с данной ролью; эти действия дают ребенку возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить смыслы и значения своей деятельности, а также формируют новые социальные мотивы деятельности.

Коррекционно-развивающие программы игротерапии включают несколько основных этапов:

1 этап – ориентировочный, направлен на установление эмоциональных контактов и ориентацию в игровой комнате. Этап длится 1-2 занятие и предполагает использование объединяющих игр, направленных на создание атмосферы принятия и доверия, в связи с чем психолог использует недирективные тактики;

2-3 занятия. Тактика деятельности психолога предполагает сочетание директивных и недирективных приемов, в связи с чем используются направленные ролевые игры, эмпатическое слушание и другие методы, имеющие конкретную заданность содержания, но дающие возможность

3 этап – конструктивно-формирующий, направлен на решение основных задач коррекции. Этап длится 10-12 занятий. Психолог использует специально отобранные игры и упражнения, техники эмпатического слушания, приемы конфронтации, резюмирования, суммирования, методы решения конфликтных ситуаций…;

Элементы теории арттерапии появились в 40-60-е годы 20 века в русле психодинамического направления на базе положений классического психоанализа З.Фрейда и аналитической психологии К.Юнга. В 60-80-е годы теоретическая концепция арттерапии пополнилась взглядами гуманистических психологов (К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Маслоу, Р.Мей), психологической теорией игр, динамической психиатрией, групп-анализом…

Использование арттерапии в работе с детьми в целях коррекции и оптимизации их развития началось еще в 19 веке в практике педагогов, дефектологов и врачей. Приемы изобразительной деятельности и рисования использовались для преодоления недостатков в развитии сенсомоторных способностей, стимулирования познавательного развития детей, имеющих

Основная цель арттерапии связана с гармонизацией личности через развитие ее способностей самовыражения и самопознания. Метод основан на двух базовых психологических способностях человека: символической функции мышления и воображения и творческих процессах самовыражения, связанных с направленностью на поиск новых путей решения проблемы.

Искусство как символическая деятельность стимулирует креативные (творческие) возможности человека, поэтому арттерапия основана на искусстве и творческих продуктивных формах активности. Символический язык искусства позволяет преодолеть действие защитных механизмов, выделить проблемы и проанализировать их.

Различают директивную и недирективную арттерапию. В первом случае задачи ставятся в прямом виде в качестве заданной темы и формы рисования, выполнения совместного рисунка и интерпретации символических значений рисунков. При недирективной арттерапии тема и форма рисования не задаются; психолог выполняет эмоциональную поддержку ребенка, оказывает ему необходимую помощь.

Основные виды арттерапии-это собственно арттерапия (рисуночная терапия и терапия, основанная на изобразительном искусстве), драматерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, терапия киноискусством. Наиболее разработаны техники рисуночной терапии.

Такие методы терапии, как психодрама, сказко- и мифотерапия, построены на общих для всех видов арттерапии механизмах и специфических для данного метода техниках и в настоящее время являются самостоятельными.

Рисуночная терапия-вид арттерапии, построенной на использовании изобразительной деятельности и продуктов изобразительной деятельности,

Танцевальная терапия берет свое начало в творческом танце. Танец появился на ранних этапах развития общества как средство социальной коммуникации, но с развитием общества постепенно стал одним из видов искусства, целью которого было поучение и повышение настроения публики. В современном обществе танцевальные движения используются для всего спектра выражения эмоций. При использовании в терапии танец (импровизация движений) позволяет спонтанно высвободить чувства субъекта.

Холдинг-терапия-особый метод коррекционной работы, который используется для решения проблем эмоционального развития ребенка. Более распространено применение данного метода в работе с ребенком, имеющим достаточно глубокую степень раннего детского аутизма.

2.5.Индивидуальное консультирование подростков.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

-установление контакта с подростком;

-запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

— диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

— интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

-реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

2.6. Консультирование родителей.

Чем дальше отходит человек от традиционной культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути. В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности, в нашей стране одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессогенных факторов не только не уменьшается, но существенно увеличивается.

С проблемами детей и подростков работают школьные психологи, медико-психолого-социальные центры.

Источник

Научная статья на тему «Психологические особенности коррекционной работы с детьми».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»

Научная статья на тему

коррекционной работы с детьми».

учитель географии, биологии, СБО

1 квалиф. категория

У каждого ребенка свои школьные проблемы и трудности, и за внешне одинаковыми трудностями скрываются самые различные причины их происхождения, а значит, и выбор направления коррекционной работы сложен и ответственен.

Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены и решены только на основе развернутой диагностики.

При определении основных целей и задач психологической коррекции педагог в первую очередь учитывает положение о создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка в качестве основного содержания коррекционной работы. В этой связи психолого-педагогическая коррекция строится как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста.

Неквалифицированное воздействие взрослых на учеников вызывает отрицательные эмоции и противодействия детей. Коррекционная работа должна строиться с учетом целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а так же способов их решения являлся принцип единства диагностики и коррекции развития. Поэтому в процессе коррекционной работы должен постоянно осуществляться тесный контакт с педагогами, воспитателями и родителями (законными представителями) обучающихся, должны обсуждаться имеющиеся трудности и намечаться пути коррекционного воздействия, должны учитываться существенные характеристики возраста и интеллекта ребенка.

При этом предполагается включение в процесс обучения специальных приемов и разделов, обеспечивающих повышение осведомленности учащихся и развитие у них недостаточно сформированных психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).

Так как я работаю в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития (ЗПР), то подробно остановлюсь на психологических особенностях коррекционной работы с такими детьми.

Коррекционно-развивающая работа с ними определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Е. А. Стеблева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребёнок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Занятия должны проводиться регулярно, на протяжении всего учебного года как индивидуально, так и в группе, учитывая специфику каждого ребенка, и класса в котором он обучается.

Важно следовать некоторым правилам, которые будут способствовать успешному обучению.

На данных занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его мнением интересуются.

Важно поддерживать желания детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы учителя.

Избегать отрицательной оценки, т.к. многие неверные ответы или поведение, могут быть связаны с напряженным состоянием детей.

Благодарить друг друга за занятия в конце урока.

На занятиях можно использовать различные формы работы с обучающимися:

игровые задания и упражнения психологического характера;

обсуждение с детьми выполненных заданий.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приёмы:

— поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;

— проговаривание вместе с ребёнком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

— повторение ребёнком задания вслух;

— вспомнить и повторить задание, после того как оно выполнено;

— привлечение ребёнка в качестве помощника другим детям.

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий – синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стеблевой представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи:

— формирование сотрудничества ребёнка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;

— развитие ручной моторики;

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребёнка к заданию.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:

— в ёмкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребёнка – найти её и описать, не доставая;

— сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

— выкладывание фигурок из круп;

— игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. Но не менее важным аспектом выбора является уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Главной целью школьного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.

— Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001;

— Специальная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001;

— Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001;

Источник

Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия детская психика педагогические предпосылки

Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах.

Бесплатные занятия с логопедом

Психокоррекционная работа с детьми – это сложнейший вид деятельности. Залог успеха данной деятельности заключен в профессиональном взаимодействии различных специалистов. Не случайно большинство программ коррекции и развития обычно включает в себя психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.

Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно с психологом и педагогом и родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребёнком.

Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:

Основные этапы психокоррекции при работе с детьми:

Психокоррекция эмоциональной сферы

Строить работу с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы, можно следующим образом: нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, поскольку проявления нарушений в эмоциональной сфере ребёнка – это следствия психологических проблем.

К факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:

Стоит отметить, что не всегда целесообразно начинать исследование детей с тестов. Иногда ребёнку нужно просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ребёнка в покое, а через некоторое время постараться заинтересовать его какой-нибудь деятельностью, может быть подключить, например, к работе в группе, с которой занимается психолог.

Для работы с детьми подходят такие методы, как различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), арт-терапии. Они помогают ребёнку пережить свои подавленные чувства. Так, например, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжёлые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживанием вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также даёт возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, то есть освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.

Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребёнку помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Также, эффективными могут быть детско – родительские группы, где взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком.

В процессе психокоррекционных занятий дети:

Источник

Психолого-педагогическая коррекция

Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия детская психика педагогические предпосылки. c1b14a9ebcac5423ae52f829bf52df05. Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия детская психика педагогические предпосылки фото. Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия детская психика педагогические предпосылки-c1b14a9ebcac5423ae52f829bf52df05. картинка Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия детская психика педагогические предпосылки. картинка c1b14a9ebcac5423ae52f829bf52df05. Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику Наталья Байко
Психолого-педагогическая коррекция

В связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди населения задачи развития и укрепления психического здоровья сегодня чрезвычайно актуальны, что требует соответствующих профилактических и психокоррекционных мер. Время диктует новые требования к использованию психокоррекционных методов, направленных на укрепление здоровья человека, раскрытие его творческого потенциала, обучение навыкам самостоятельного разрешения сложных жизненных ситуаций. Обогащение практической психологии таким методом, как игротерапия, является перспективным направлением психологической коррекции.

Игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая ориентируется преимущественно на работу с детьми. Появившись в первой половине XX века в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов.

Так, З. Фрейд, описывая игры детей (случай Ганса, случай игры с катушкой и др., указывал, что ребенок превращает в активность игры то, что он пережил ранее пассивно. М. Кляйн в 20-х годах прошлого века впервые начала использовать игрушки в психоанализе детей. Она считала игровую активность ребенка аналогом свободных ассоциаций, которая открывала доступ к бессознательному материалу. Она интерпретировала ребенку его игру в терминах эдипальной проблематики.

Игротерапия, как метод был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов. А в 1997 году с методом игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.

Игра как средство развития и психологической коррекции

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Это вид профессиональной деятельности психолога по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Человека, обратившегося к психологу, называют клиентом. Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен разрешить их и нуждается в посторонней помощи. Объектом коррекции могут выступать личность, семья или группа.

Основными направлениями психокоррекционных целей являются оп-тимизация социальной ситуации развития; развитие различных видов дея-тельности; формирование возрастно-психологических новообразований; исправление неадаптивных форм поведения.

Основные задачи игровой терапии:

— облегчение психологического страдания ребенка;

— укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

— развитие способности эмоциональной саморегуляции;

коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;

коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Основные виды и формы игротерапии

родительская терапия (Б. Гуэрни, Л. Гуэрни, представляющая собой структурированную программу, в рамках которой родителей обучают навыкам, необходимых для проведения сеансов игровой терапии в домашних условиях;

игровая терапия со взрослыми; приемы игровой терапии в семейной терапии (вовлечение в игру всех членов игры способствует их активному взаимодействию и оказывает терапевтическое воздействие);

групповая игровая терапия, представляющая собой психологический и социальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают знания, как о других детях, так и о себе;

игровая терапия в больничных условиях.

А. А. Осипова выделяет следующие основные виды и формы игротерапии.

1)По теоретическим подходам:

— игротерапию в психоанализе, где коррекционные возможности игры связывают с ее символическим характером (М. Кляйн, А. Фрейд, Г. Гут-Гельмут).Возможности такого использования игры связаны с двумя ее характеристиками:

. Игра ребенка представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.

. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

М. Кляйн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка.Основные цели:

. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.

. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.

2)по функция взрослого в игре:

Примером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Леви, для которой характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации. Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

3)по форме организации:

— индивидуальная игротерапия. Если социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии.

групповая игротерапия. В случае, если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Причем в отечественной психологической практике предпочтение отдается групповой форме работы,при которой в игре есть два центра: взрослый и «идеальная форма» развития, в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и общение детей друг с другом, их реальная связь (Д. Б. Эльконин).

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

Цели групповой терапии следует определять как терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого ребенка в целом. В противном случае игротерапевт неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка в направлении цели, связанной с определенной проблемой, ограничивая, таким образом, возможности ребенка по управлению собственной деятельностью.

В этом смысле цели и задачи могут быть обозначены следующим образом. Групповая игротерапия призвана помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию»; стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать более самоуправляемым; в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля; выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений; развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя.

4)по структуре используемого материала:

с неструктурированным (группа игр, принадлежащих к арттерапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами); двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание, игры с водой, песком, глиной.

К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения. Дальнейшая динамика смены игр в процессе игротерапии подводит ребенка к структурированным играм, открывающим пути для выражения чувств и переживаний ребенка, в том числе агрессивных, в прямой директивной форме социально приемлемыми способами.

Таким образом, формы и виды игровой терапии определяются особенностями конкретного ребенка или группы детей, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка, игротерапии.

Поэтому игротерапия широко применяется не только в целях коррекции, но и в профилактических и психогигиенических целях.

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия

1. Создание атмосферы принятия ребенка.

2. Эмоциональное сопереживание ребенку.

3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.

4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Процесс и этапы психокоррекции.

Развитие любой групповой деятельности проходит через ряд стадий, или фаз (А. С. Спива-ковская). Для детской группы характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции,проходит три отчетливо выявляемых этапа: ори-ентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность для спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна.На этом этапе решаются следующие задачи:

диагностическая — выявляются особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующие коррекции;

создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают. Дети становятся более активными.

Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога — продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприят-

На этом этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога — обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Тактика психолога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психо-коррекционного процесса.

! этап. Тактика наименее директивна. Психолог наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоиться в новой обстановке. Он может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей.Используются следующие приемы:

невербальные средства общения;

поощрение спонтанной активности ребенка.

II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция психолога становится более активной.Приемы:

демонстрация более адекватных способов поведения; внушение;

создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия;

использование специальных игр.

III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими у него проблемами. Психолог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.

Структура психокоррекционного занятия. Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Основная цель занятий — сохранение психи-

ческого здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Главный акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений п воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей психолога и заинтересованности детей.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задачи — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этих задач выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.

II этап. Мимические и пантомимические этюды.

Задача — выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, интерес, гнев и др., связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

/ III этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Задача — выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

IV этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения заданного образа. Задачи — коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

V этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.

Задачи — снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения

Игровые методы в психокоррекции детей занимают очень важную роль, так как, игра это основной вид деятельности ребенка начиная с первого года жизни. Через игру ребенок исследует и осваивает мир, познает себя и учится общаться.

Отсутствие у детей вербальных или понятийных навыков в необходимой мере не позволяет эффективно использовать по отношению к ним психокоррекционные методы, почти полностью основанные на проговаривании, как это имеет место в психокоррекции взрослых. Дети не могут свободно описывать свои чувства, они способны иначе выражать свои переживания, трудности, потребности и мечты.

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

1. Осипова А. А. «Общая психокоррекция» Учебное пособие,М: СФЕРА, 2002 г, 510 с.

2. Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми»СПб: РЕЧЬ, 2003 г, 160 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *