Что влияет на выбор избирателя

Блог о рекламе

Всё о рекламе: новые технологии в рекламе, pr, маркетинг, рекламные кампании, контекстная реклама, интернет-реклама. Эффективные решения в рекламе. Как достичь наибольшего эффекта от рекламы.

Факторы, влияющие на политический выбор

Политический выбор, волеизъявление избирателя несвободны даже в обществах с наиболее развитыми демократическими институтами. Его решение голосовать тем или иным образом зависит от подспудного действия различных закономерных и случайных факторов.

Что влияет на выбор избирателя. golosovanie. Что влияет на выбор избирателя фото. Что влияет на выбор избирателя-golosovanie. картинка Что влияет на выбор избирателя. картинка golosovanie. Всё о рекламе: новые технологии в рекламе, pr, маркетинг, рекламные кампании, контекстная реклама, интернет-реклама. Эффективные решения в рекламе. Как достичь наибольшего эффекта от рекламы.

Среди них мы выделили идеологические установки и политическую культуру избирателя, его интерес к политике, социальный статус, характер трудовой деятельности и материальный уровень, пол и возраст, окружающую обстановку. Таким образом, модель поведения избирателя зависит от: социальных характеристик индивида, его биографии, личностных качеств, культурно образовательного уровня, условий жизни, возраста, влияния среды; его политических позиций – типа политической культуры, настроений и забот текущего дня, мнения о тех или иных проблемах, отношения к «лагерю» кандидата; предлагаемого политического выбора, привычек голо сования.

Особое значение все вышеназванные факторы приобретают в тех случаях, когда идеологические и политические взгляды избирателей неустойчивы, а их социальное самосознание недостаточно развито. Проявляясь в момент голосования, эта неустойчивость и неразвитость предопределяют бесчисленное множество оттенков электорального поведения.

Политическая реклама играет существенную роль в предвыборной ситуации. Она способна интегрировать воздействия различных факторов, влияющих на электоральное поведение, организовать это влияние и подчинить его избирательной стратегии данной партии или кандидата. Политическая реклама выступает в качестве своего рода вектора, собирающего воедино возможные поведенческие реакции электората и задающего им то единственно верное направление, которое может принести успех на выборах.

Содержательное наполнение политической рекламы определяется потребностями электората. Основная ее коммуникативная задача заключается в «увязывании» запроса объекта и предложения субъекта. Система факторов, формирующих политический выбор, – сложное, многоуровневое, но достаточно гибкое образование. Управляя этими факторами по отдельности, комплексно или используя различного рода комбинации, можно варьировать как нюансы выбора, так и общее его направление. Этой цели и служат различные варианты рекламного воздействия.

Для успешного решения коммуникативных задач политической рекламы необходимо проводить детальные исследования политического пространства (законодательной, политической, демографической и экономической ситуации, системы власти, расстановки сил на политической арене, в экономической сфере и т.д.). Состояние этого пространства и ситуативные изменения во многом определяют направленность действий избирателей. Чтобы достичь максимальной эффективности коммуникации политической рекламы, особое внимание следует уделять изучению общественного мнения, потребностей, мотиваций и предпочтений избирателей, определению целевых аудиторий.

Источник

ЧАСТЬ С. С5.Ученые определили, что выбор избирателя во время го­лосования определяется значительным числом факторов

С5.Ученые определили, что выбор избирателя во время го­лосования определяется значительным числом факторов. Ука­жите любые три фактора, влияющих на решение избирателя

Уровень дохода и образование избирателя 1. влияние социальной среды и окружения 2. позиция СМИ 3. национальные, религиозные, культурные факторы и др.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль выборов в политическом процессе». Составьте план, в со­ответствии с которым вы будете освещать эту тему

· демократический механизм принятия политических решений

· избирательные права граждан

· демократическая процедура выборов

· представительные органы власти

· выборы в недемократических обществах

С.7.Во многих государствах введен возрастной ценз для осу­ществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обосно­вания своего мнения.

1. Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества

2. ВЦ распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается

3. ВЦ не исключает других возможностей подростков участвовать в политической жизни общества

4. ВЦ не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти

5. ВЦ целесообразен в силу возрастных особенностей политической социализации

Известно, что многие демократические страны столкну­лись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некото­рые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Пред­положите, какими могут быть причины низкой явки избирате­лей на выборы? Назовите три причины

1. Политическая стабильность

2. Утрата веры в демократические институты

3. Недоверие к власти

4. Нет интереса к политике, люди заняты бизнесом

5. Кризис в обществе, неспособность власти найти выход, неверие в перемены

Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Х. Им задавали вопрос: «Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране?».

Результаты опроса представлены в таблице

Варианты ответовВлияют (% от числа опрошенных)
на мою жизньна жизнь страны
Президентские выборы
Парламентские выборы
Выборы в законодательные собрания регионов
Выборы в органы местного самоуправления
Никакие не влияют
Все влияют
Затрудняюсь ответить

Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны

В государстве Х представительные органы власти создаются в соответствии с правилом «Победитель получает все». Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему государства Х. По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и недостатки избирательной системы этого типа.

Мажоритарная система абсолютного большинства. Отличительная черта – 50%+1. Достоинства: простота определения результатов, представление большинства. Недостатки: не все политические силы представлены, исключена возможность победы маленькой партии.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 252 ; Нарушение авторских прав

Источник

Влияние экономического фактора на электоральное поведение россиян в период становления избирательной системы

Шемелин А.В., заведующий кафедрой хозяйственного права Юридического института Читинского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Политический процесс в современной России сложен и противоречив. Несмотря на то что в настоящее время мы наблюдаем некоторую политическую стабильность, нельзя до конца быть уверенным в том, что борьба за власть не повлечет за собою новые обострения. Многие конфликты объективно вытекают из самой природы общества на стадии его трансформации. Простые граждане и представители элиты оказались в роли учеников, которые старательно осваивают правила политической игры. Выборы превратились в непрерывный процесс. Одна избирательная кампания сменяет другую.

Конкурентная борьба зачастую происходит на нескольких полях политического пространства одновременно, и вся эта борьба сводится к увеличению тем или иным способом количества электорально-активных граждан, что приводит к тому, что исследования электорального поведения граждан в Российской Федерации и факторов, влияющих на выбор избирателей, представляют собой сегодня актуальную проблему.

В качестве исходной посылки отметим то, что экономический фактор может быть рассмотрен не только в сочетании, скажем, с социально-экономическим фактором, но и вполне самостоятельно. В такой же степени самостоятельно может быть рассмотрен социально-демографический фактор.

Анализ влияния экономики на политику, а именно экономической ситуации на результаты выборов, проведенный на основе стран с давними демократическими традициями, показал, что избиратели в большинстве случаев склонны поддерживать власть, и поддержка эта тем больше, чем лучше идут в стране дела. В странах с переходной экономикой результаты выборов также существенно зависят от экономической политики, проводимой властями. На наш взгляд, это очень разумно. В первую очередь избиратель будет голосовать, исходя из своих интересов, за ту партию или того кандидата, от которого ждет улучшений к лучшему, прежде всего экономических. Именно поэтому в любой предвыборной программе кандидатов можно найти целый комплекс разработанных норм для улучшения экономической обстановки в стране, регионе и т.д.

Влияние экономического фактора на электоральное поведение неоднократно рассматривалось западными и российскими политологами. Одной из основоположников этой теории считается М. Фиорина, исследовавшая формирование избирательных предпочтений на основе экономической обстановки на момент выборов. По ее мнению, существует прямая связь между положением в экономике и результатами выборов, причем граждане не производят глубокого анализа экономического положения, они оценивают внешнюю ситуацию. Так, например, если экономическая ситуация в государстве не стабильна, то на выборах большее количество голосов получают левые и левоцентристские партии, и наоборот, при благоприятной экономической обстановке народ отдает предпочтение центристским и правоцентристским партиям. Эта теория получила название «экономическое голосование». М. Фиорина пишет: «Обычно граждане располагают лишь одним видом сравнительно «твердых» данных: они знают, как им жилось при данной администрации. Им не надо знать в деталях экономическую или внешнюю политику действующей администрации, чтобы судить о результатах этой политики» [1].

По нашему мнению, в отношении России экономическая теория как экономический фактор, влияющий на электоральное поведение, представляется наиболее разумной. Одной из причин этого является и то, что первая фаза экономических реформ в Российской Федерации сопровождалась ухудшением положения в экономике и падением уровня жизни населения. Экономические реформы, проводимые с начала 90-х годов, привели к резкому расслоению и поляризации российского избирательного корпуса. Наибольшие выгоды от них получили верхушечные группы, связанные с государственной властью и финансовым бизнесом. Массовые социальные слои населения испытали на себе тяжелые последствия общественной ломки, экономического кризиса, разрушения той социальной системы защиты, которая существовала в советское время. Экономические перемены в стране, перемены социальной структуры, модернизация системы ценностей и политической культуры, возможности психологической адаптации избирателей к новым условиям жизни комплексно повлияли на характер их электорального поведения. Именно в связи с этим в нашем исследовании мы отдельно выделили экономический фактор как один из наиболее весомых в характеристике электорального поведения граждан. Как следствие ухудшения экономического положения в регионах и в целом по стране стала трансформация социальной структуры, которая сопровождалась процессом ускоренного социального и политического расслоения, который охватывает российское общество неравномерно. Верхние слои, на долю которых, по данным разных исследований, приходилось от 2% до 6% населения, все резче стали отделяться от массовых слоев населения. Это элитные группы, высшая государственная и хозяйственная бюрократия, крупные предприниматели, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления. Всех их объединяет факт нахождения у власти, высокий уровень личных доходов и материального благополучия, возможность оказывать прямое влияние на характер преобразований в стране. Не обладая достаточной численностью, этот слой не является гарантом устойчивости и стабильности общества. Его интересы постоянно сталкиваются с интересами остальной части избирателей.

Важная роль в современном трансформационном процессе принадлежит среднему слою. В условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и массового обнищания российского населения процесс «классовой кристаллизации» среднего слоя протекал медленно. Его образовали средние и мелкие предприниматели, руководители предприятий, среднее звено бюрократии, научная, художественная и гуманитарная интеллигенция, квалифицированные специалисты и некоторые другие категории граждан. Это та часть избирателей, которая сумела приподняться над чертой бедности, но еще была далека от элиты. Согласно исследованиям ВЦИОМ в структуре российского электората она составляет около 20% его состава. По мнению А. Галкина, электоральные интересы среднего слоя незначительно разбросаны вокруг центра политического спектра, что делает его оплотом политической стабильности и формирования гражданского общества [3].

Низший (массовый) слой охватывает более двух третей российских избирателей. К этому слою относится основная часть рабочего класса, крестьянства, инженерно-технических работников, массовой интеллигенции. Он также концентрирует большинство пенсионеров, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Отличительными чертами избирателей этого слоя являются низкий статус и трудное материальное положение, что не позволяет им найти достойное место в рыночной экономике и включиться в новые экономические отношения. Большинство избирателей этого слоя направляют свои усилия не на преобразование действительности, а на поиск путей выживания. Хотя интересы и политические предпочтения этой части избирателей различны, их роль в электоральном процессе имеет свою специфику. Невозможность реализовать свои жизненно важные цели мобилизует многих представителей малоимущих слоев на выражение массового протеста против дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации.

Следствием глубокой трансформации социальной структуры российского общества стало появление многочисленных переходных и пограничных групп избирателей. В тяжелом положении оказались люди, утратившие привычную для себя социокультурную среду и не сумевшие адаптироваться к жестким условиям переходного периода и рыночной экономики. Массовая маргинализация, которая охватила в начале 1990-х годов более 10% российского населения, продолжает нарастать, порождая серьезные социальные проблемы. Возросшая социальная мобильность населения способствует расшатыванию традиционных политических предпочтений жителей России, появлению значительной части избирателей с неопределенным социальным статусом, а следовательно, и размытыми политическими ориентациями. Следствием глубокой трансформации социальной структуры российского общества стало появление многочисленных переходных и пограничных групп избирателей.

Осознание избирателями своей принадлежности к определенному классу или социальной группе и их зависимость от экономического положения во многом обусловливают их политические предпочтения. Электоральная статистика позволяет выявить специфику влияния экономического фактора на выбор политической партии различными категориями избирателей.

Социальная структура представляет собой систему отношений, организующих общество в единое целое. Это многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором составляющие его группы и слои различаются степенью обладания собственностью, властью, социальным статусом и специфическими образцами поведения. Неравенство индивидов и групп является изначальным признаком социальной структуры общества, обусловливая направление и характер ее изменения и развития. Социальная иерархичность различных слоев населения обусловлена господствующими среди них культурными стандартами, политическими приоритетами и ценностями.

Структура современного российского общества характеризуется крайней социальной неустойчивостью. Смена политической и экономической модели общественного развития в течение 90-х годов стимулировала размывание традиционных групп населения и становление новых видов межгрупповой интеграции. Соответственно переходный характер носят и критерии социальной стратификации, процессы изменения которых достаточно сложны, поскольку слом старых отношений опережает формирование новых. Основу социальной структуры современного российского общества составляют традиционные социальные слои, группы и классы, сформировавшиеся в советский период (промышленные рабочие, крестьяне, государственные служащие, интеллигенция). Вместе с этими слоями и группами (социальная роль, количественные и качественные показатели которых претерпевают изменения) за последние годы появились новые социоструктурные образования: предприниматели, менеджеры, преуспевающие специалисты, фермеры, паразитические и криминальные элементы. Все эти социальные группы существуют параллельно, своеобразно переплетаясь в структуре современного российского общества, и напрямую зависят от экономических факторов. В подтверждение этого можно привести следующее.

Представителями ВЦИОМ были проведены следующие исследования. Респондентам из различных социальных групп предлагалось ответить на два вопроса, которые отразились в таблице.

Электоральное поведение избирателей в зависимости от рода занятий

Пенсионеры, наоборот, в большей степени согласны жить в государстве, где о них заботятся. Пенсионеры на сегодняшний день относятся к одной из наиболее незащищенных категорий населения. Они не в состоянии сами позаботится о себе и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство предоставляло им помощь и обеспечивало их существование.

Род занятий человека обеспечивает ему определенные доходы и определенное финансовое положение. Как видно из приведенных выше результатов анализа, люди, занимающиеся определенным родом занятий, придерживаются различных ценностных ориентаций. В свою очередь, политические партии России имеют свой электорат, в котором в разных пропорциях распределены избиратели в зависимости от рода занятий, следовательно, от различных доходов, то есть от влияния экономического фактора на электоральное поведение.

Для того чтобы более глубоко проанализировать влияние экономического фактора на электоральное предпочтение российских избирателей, рассмотрим следующий ряд положений.

В России только десятилетие существуют альтернативные выборы, и избиратели, на наш взгляд, еще не научились качественно подходить к этому вопросу. Чаще всего главную роль играет субъективная оценка экономической и политической ситуации в государстве. Те партии, которые в своих программах делают акцент на сложное экономическое положение, рассматривая его как результат действия предыдущего или существующего правительства и утверждая, что их программа единственно правильная для решения экономических проблем, при этом применяют стандартный набор таких терминов, как «потребительская корзина», «прожиточный минимум», «инфляция» и «приватизация», получают большее количество голосов.

Партия, которая в своей программе употребляет выражения в таком плане, всегда будет пользоваться «спросом» у избирателей. То есть в данном случае предпочтения электората связаны не с объективной экономической политикой, а с субъективным восприятием экономического положения. Подобное характерно не только для посткоммунистических стран с их тяжелым экономическим положением, но и для стран с развитым экономическим, политическим и социальным статусом. Это некогда подтвердила ситуация в Америке: повышение тарифов на ввоз стали и сплавов из стран Евросоюза и России повлекло за собой увеличение тарифов на американские товары, ввозимые в эти страны из штатов, где на выборах победили республиканцы, учитывая то, что на данный момент эта партия является правящей, а президент был ее представителем. Можно предположить такой вариант событий: увеличение тарифов на экспортные товары, производимые в этих штатах, приведет к ухудшению экономической ситуации, что будет восприниматься электоратом как неспособность партии, находящейся у власти, решать возложенные на нее проблемы. Исходя из этого, можно вновь предположить, что в следующие выборы эта партия потеряет часть электората.

Итак, на основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что, несмотря на все недостатки теории «экономического» голосования, она объясняет многие проявления электорального поведения избирателей в странах с разным уровнем развития.

Для того чтобы убедиться в том, что экономический фактор является очень значимым в определении электорального поведения граждан России, сравним экономическое положение в стране накануне ряда выборов, начиная с самых первых демократических выборов 1989 г.

Но в большинстве своем люди, пришедшие во власть на волне первых демократических выборов, не имели серьезного политического опыта и стажа управленческой деятельности и в связи с этим не могли влиять на ситуацию в стране, контролируемую «одемократившимися» представителями номенклатуры. На выборах народ, отвергая разного рода руководителей, выразил недоверие всей административно-командной системе, ее аппарату, или, иначе, тому, что в сознании народа объединяется в емкое понятие «власть», которая завела страну в глубочайший кризис. Далее экономическая обстановка в стране все более обострялась. Проводимые на тот момент экономические реформы потерпели полное фиаско. Избиратели стали задумываться над вопросом, а те ли люди пришли к власти.

Итоги парламентских выборов 17 декабря 1995 г. сводились к двум основным результатам: крупной победе коммунистов и серьезному поражению реформаторов. Оба результата не стали неожиданностью ни для политиков, ни для социологов, ни для самих избирателей. Оба вызваны одной причиной: массовым разочарованием в реформах. В целом это говорит о том, что в России, пожалуй, более выпукло, чем в других странах, электоральное поведение и политические симпатии российских избирателей тесно связаны с особенностями экономического развития страны.

Источник

Что определяет наш выбор при голосовании — психологи

Отдавая свой голос на выборах, мы склонны думать, что принимаем сознательное и продуманное решение в пользу той или иной политической силы или конкретного кандидата. Однако, исследовав поведенческие привычки избирателей, психологи обнаружили, что на наш выбор могут сильно влиять и подсознательные факторы.

Разумеется, решения избирателей во многом вполне объяснимы. Принадлежность к партии, культурные и мировоззренческие ценности, уровень образования, религия, экономический статус и многое другое не может не задавать векторы предпочтений и симпатий. Крайне редко бывает так, что выбор делается в соответствии только с одним элементом из этого набора.

И тем не менее, есть некий «фактор x», влияющий на наше решение, и он менее заметный, в отличие от привычной политической идеологии. Исследователи много лет анализировали поведение избирателей, пытаясь понять, что это за таинственный элемент. Им удалось выяснить, что несколько подсознательных факторов могут существенно повлиять на наш выбор при голосовании, пишет американский образовательный портал Brainscape.

Область бессознательного

Нам нравится думать, что важные решения мы принимаем сознательно, но в действительности при этом почти всегда задействованы бессознательные мыслительные процессы, эмоции и предубеждения. Вот почему на наше поведение при голосовании так легко воздействуют трудно уловимые психологические сигналы. По мнению Джона Кросника, профессора политологии Стэнфордского университета, когда речь идет о политике, «весь процесс принятия решений является бессознательным».

Есть много индивидуальных факторов, которые могут повлиять на голосование человека, начиная от мельчайших деталей, таких как порядок расположения кандидатов в бюллетенях, до более серьезных расовых и гендерных предубеждений. И все же в психологии голосования есть три феномена, которые наблюдаются практически на всех выборах.

1. Негатив и отвращение

Мало кто согласится с тем, что им нравится предвыборная кампания, построенная на негативе. Однако обвиняющие и разоблачающие лозунги и материалы привлекают больше внимания, чем позитивные и хвалебные. На то есть веская причина. Оказывается, негативная реакция с гораздо большей вероятностью заставит нас действовать, чем положительная. Во многом это объясняется тем, что наш мозг запоминает негативную информацию легче, чем положительную – и таким образом активнее побуждает к принятию соответствующих решений.

В случае выборов это означает вот что. Может быть так, что какой-то кандидат вам просто нравится, и может быть так, что кого-то из них вы ненавидите. На вас воздействует предвыборная агитация, которая показывает хорошие дела одного кандидата, или же разоблачает действия другого настолько агрессивно, что вы испытываете к нему отвращение. Как показывают исследования, во втором случае вы с большей вероятностью пойдете на избирательный участок, чтобы проголосовать за конкурентов «плохого парня».

Людей больше мотивирует угроза чего-то плохого, нежели перспектива чего-то хорошего, утверждает профессор Кросник.

Любая негативная ассоциация с кандидатом понижает вероятность того, что мы отдадим ему голос. Если действующий президент выдвигает свою кандидатуру на новый срок, и происходит крупное стихийное бедствие, он теряет много голосов. Даже плохая погода в день выборов может навредить действующему президенту. Правда, это действует и в обратном направлении, например, победа местной спортивной команды может помочь местным политикам сохранить свои посты.

Ученые также установили, что чувство отвращения делает нас немного более политически консервативными. Возможно, это происходит потому, что отвращение запускает в нас инстинктивное и отчасти ксенофобское желание отдалить себя от иных, непохожих, чужих.

2. Восприятие имеет значение

Люди часто бывают бессознательно предвзятыми по отношению к другим только на основании внешнего вида. С учетом этого красивая внешность кандидата имеет куда большее значение, чем это представляется многим. Более симпатичный политик имеет преимущество, особенно во время войны. Этот эффект тем сильнее, чем чаще кандидат появляется в публичном пространстве, что может очень мощно работать при нынешних информационных возможностях.

Однако красивая внешность – это еще не всё.

«Мы инстинктивно доверяем кандидату, который на нас похож, даже больше, чем просто симпатичному политику. В чем состоит это сходство, зависит от конкретного человека. Для людей со скрытыми расовыми или гендерными предубеждениями этническая принадлежность и пол кандидата имеют большое значение, даже если человек не признается в этом себе и другим.

Люди чаще голосуют за кандидатов, у которых экономический статус, уровень образования или личностные качества такие же, как у них – нежели за тех, кто от них отличается по этим параметрам.

Однако важно отметить, что эти сходства основаны на восприятии, а не на реальности. Кандидат, рассказывающий о своем детстве в бедном шахтерском городке, часто сохраняет симпатии избирателей-работяг, даже если он давно переехал в мегаполис и стал состоятельным человеком.

3. Страх работает

Некоторые исследования показывают, что страх может быть наиболее эффективным способом культивирования консервативного электората. При поражении в войне, во времена экономического спада и в другие сложные периоды электорат смещается вправо. Но этот эффект ограничен, если консервативный действующий президент не смог успешно решить проблемы.

Психологическое воздействие страха на поведение избирателей заключается также в том, что они более внимательно изучают политические заявления. Напуганные избиратели скрупулезно ищут правду и отвергают кандидатов, чьи заявления оказываются ложными. Это одна из причин того, что

Политическая реклама, основанная на страхах людей, может неприятно «аукнуться», если эти страхи были сильно преувеличены.

Имеет ли значение ваш голос?

С учетом множества факторов, влияющих на голосование, некоторые избиратели задаются вопросом: имеют ли их голоса хоть какое-то значение? Психологи убеждены, что имеют. Хотя бессознательные факторы действительно влияют на наш выбор при голосовании, они все-таки не отменяют логику.

Если вы настроены категорически против какого-то политика, любая агитация вряд ли изменит ваше мнение. Скрытые психологические факторы чаще вступают в игру, когда вы не определились с выбором или не можете выбрать между кандидатами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *