Что влияет на восприятие информации

Факторы, влияющие на восприятие человека.

При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

• люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

• люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;

• люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:

• интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

• подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);

• размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

• состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).

Факторы,затрудняющие восприятие реальности. Стереотипизация.

Восприятие человеком окружения

Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения и обработки информации. Он заключается в том, что информация, добытая из внешней среды, проходит обработку, приводится в определенный порядок и систематизируется. Она содержит в себе представление человека об окружающей среде и ложится в основу его действий, выступая исходным материалом для поведения человека. Восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер.

Восприятие человеком организационного окружения включает в себя два процесса: отбор информации и систематизация информации.

Систематизация информации человеком осуществляется двумя методами:

• логическая обработка информации;

Все факторы, влияющие на восприятие человека, можно подразделить на внутренние и внешние. Среди внутренних по отношению к человеку факторов можно выделить, следующие:

• состояние человека, его потребности и ожидания, предшествующие восприятию сигнала;

• наличие чувств позитивного или негативного характера по отношению к воспринимаемому сигналу;

• степень первоначальной известности получаемых сигналов.

К внешним факторам, влияющим на восприятие человеком действительности, относятся:

• интенсивность передаваемого сигнала;

• состояние окружения, в котором находится человек.

Выделяют способы восприятия, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человека:

• перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до явления в целом.

Что влияет на восприятие информации. image054. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-image054. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка image054. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

Что влияет на восприятие информации. image062. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-image062. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка image062. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

Что влияет на восприятие информации. image052. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-image052. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка image052. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что влияет на восприятие информации. image021. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-image021. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка image021. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

Источник

Перцепция: что это простыми словами, примеры и виды, факторы

Что влияет на восприятие информации. lazy placeholder. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-lazy placeholder. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка lazy placeholder. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

Чувственное познание – важнейший источник полезной информации для человека. Все знания мы получаем при помощи зрения, слуха и остальных чувств. И хоть наши глаза, уши и другие органы восприятия не участвуют в мышлении, именно в них начинается важнейший когнитивный процесс – познание. Часть познания, сосредоточенная в органах чувств, называется перцепцией, и именно о ней мы будем говорить сегодня.

Что такое перцепция?

Перцепция – это процесс восприятия внешних раздражителей органами чувств, непосредственно предшествующий апперцепции. По сути, перцепция – это этап восприятия, на котором ощущение уже воспринято, но ещё не осознано и не идентифицировано. А апперцепция – это этап, на котором происходит осмысление ощущения, «дорисовывание» недостающих элементов и формирование целостного образа.

Термин «перцепция» образован от латинского слова perceptio, что переводится как «восприятие». По сути, эти слова являются синонимами, но в психологии обычно используется более узкий термин «перцепция». В широком смысле под перцепцией понимается весь процесс восприятия, включая достраивание недостающих элементов целостного образа, его идентификацию и осмысление.

Виды и примеры перцепции

Свой вид перцепции есть у каждого органа чувств. Очевидно, что их информативность сильно отличается. При этом у людей, лишённых зрения или слуха, другие чувства обостряются и позволяют получать информацию эффективнее. К примеру, шрифт Брайля позволяет незрячим людям читать с довольно высокой скоростью.

Рассмотрим каждый из видов перцепции с примерами:

Перечисленные виды восприятия связаны с конкретными органами чувств. Психологи выделяют ещё два вида перцепции, основанные не на ощущениях, а на понимании:

В психологии рассматриваются также такие понятия как межличностная и социальная перцепция – о них мы ещё поговорим подробнее.

Перцептивные факторы

В каждую секунду мы получаем огромное количество информации от всех органов чувств. Если бы наш мозг обрабатывал всё, его ресурсы быстро закончились бы. Поэтому он фильтрует информационный шум, выбирая лишь важные сигналы. А определить, какие сигналы важны, ему помогают перцептивные факторы, которые принято разделять на внешние и внутренние.

Внешние перцептивные факторы:

Стоит отметить, что два последних фактора не являются чисто внешними, поскольку зависят от особенностей индивида. И всё же они отражают свойства объекта, пусть и в субъективном восприятии, поэтому относятся к внешним.

Внутренние перцептивные факторы:

Социальная перцепция

Социальная перцепция – это восприятие индивидом общества, себя, окружающих, социальных групп, а также всевозможных явлений, происходящих в социуме. В качестве частного случая можно рассматривать межличностную перцепцию (которую называют также перцептивной стороной общения). Адекватная социальная перцепция существенно влияет на то, насколько успешной будет личность во всех сферах жизни.

Основные проявления социальной перцепции:

На социальную и межличностную перцепцию оказывает сильное влияние психологическая совместимость людей, а также наличие характерных черт, вызывающих положительные или отрицательные эмоции.

Механизмы социальной перцепции

Механизмами социальной перцепции называют естественные способы, используя которые, люди формируют своё отношение к окружающим. В психологии рассматриваются такие механизмы как:

Очевидно, что каждый из перечисленных механизмов существует не в вакууме. Они действуют совместно, но в разных случаях их значимость различается. К примеру, стереотипизация и идентификация часто работают совместно, а эмпатия действует сильнее, когда уже возникла аттракция.

Источник

Основные факторы, влияющие на эффективность восприятия информации.

Констатация положения о том, что одна и та же публикация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности, вынуждает обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания текстов массовой коммуникации.

Можно выделить три группы таких факторов: характеристики личности, выступающей в качестве субъекта восприятия и понимания; параметры текста и той реальности, которая в этом тексте отражается; особенности ситуации, в которой протекает процесс восприятия и понимания.

Большое влияние на процесс восприятия (как и весь процесс переработки информации) оказывают:

1. деятельностный статус индивида;

2. его социальный статус, связанный с принадлежностью субъекта восприятия к определенной социальной (профессиональной, классовой и т.п.) среде;

3. социокультурный статус;

4. психологические особенности личности.

На людей оказывает влияние человек с высоким статусом, честностью и компетентностью; наиболее убедительное сообщение – эмоциональное; привязка сообщения к яркому личному опыту; аргументированность (аргументация односторонняя, только если аудитория не информирована); 1ое сообщение – всегда наибольшее воздействие; 2 – люди успевают обсудить в межличностном общении.

Сообщение должно привлечь внимание.

Оно должно быть закодировано в тех понятиях, которые близки аудиторией.

Должно опираться на личностные интересы.

В информации должны присутствовать пути разрешения этого интереса, это также должно совпадать с интересами и потребностями слоев общества.

Должно быть совпадение с ценностными ориентирами.

Характеристика личностных факторов, оказывающая влияние на восприятие.

Большое влияние на процесс восприятия (как и весь процесс переработки информации) оказывают:

1. деятельностный статус индивида; (наиболее сильно воздействует)

2. его социальный статус, связанный с принадлежностью субъекта восприятия к определенной социальной (профессиональной, классовой и т.п.) среде; (привычки; видят то, что хотят и привыкли видеть)

3. социокультурный статус; (связан с переработкой информации на основе имеющегося опыта; если не соответствует внутренним представлениям – человек отметает сообщение)

4. психологические особенности личности. (левый висок – логические конструкции; левый лоб – сложные логич. конструкции; правый висок – простые эмоциональные конструкции; правый лоб – сложные эмоц.. конструкции)

Классификация самосознания человека:

1)Миссия. Отвечает на вопрос-зачем я живу?

2)Самоопределение. Отвечает на вопрос-кто я есть?.

3)Убеждение. Во что я верю?

4)Способность. Каковы мои ресурсы,возможности,стратагии?

5)Поведение. Что я обычно делаю?

6)Окружение. Какова среда? Территория где я нахожусь?

Есть 2 основных метода манипуляции сознания:

1)Убеждение-это способ воздействует на сознание личности через обращение к её собств. крит. суждению. Усиление установок, фрагментарность подачи. Персонализация. Когда концентрируется внимание не на событие, а на тех личностях, которые участвуют в событиях. Метод ритуализации, когда показывается доступные, формирующие чувство значимости. Отвлечение внимания на важной информации.

2)Внушение(агитация). Это процесс возд. человека на психику человека, связанную с восприятием информации с помощью установок, действий, от которых тяжело избавиться.

а)Свидетельство б)наклеивание ярлыков в)Сияющее обозначение г) Непривлекательный ракурс д)Спираль молчания, некритичные осн. точки зрения е)создание образов,ж)использование цвета,

з)расположение сюжета в информ. блоке и)Лингвистическое манипулирование. Должны быть определённые мимика и жесты, НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЧАСТИЦУ НЕ.

Манипуляция, как одна из основных характеристик средств массовой коммуникации. (основные признаки социальной манипул)

В настоящее время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения. Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать ее без вопросов.

Манипуляция-вид взаимоотношений между людьми, и котором один из них манипулирующий сознательно пытается установить контроль над другим манипулируемым, побуждая поступить его угодным для себя образом. Один явно выигрывает, второй явно проигрывает. В интересах одних субъектах. Манипуляция не является обманом в чистом виде.

Главные признаки манипуляции:

Всегда психологическое воздействие, которое направленно на мысли человека. Всегда скрытое воздействие (если факт откроется, то ущерб будет большим, чем, если он сначала ее не устраивал). Все приемы манипуляции строятся на отвлечении объекта от основной цели субъекта. Если не важен стимул, то не воспримется второй уровень. Дешифровка второго сообщения уже не манипуляция. Воздействие, требующее большого мастерства и умения. В последние десятилетия появляется большая группа, которая занимается тем, что манипулирует сознанием больших коллективов (имиджмейкеры, полит технологи). При манипуляции к людям относятся не как к личностям, а как к объектам манипуляции. Манипулируя эксплуатирует по юности человека на разных уровнях.

Определенные взгляды создаются, потом в них проявляется потребность, потом государство удовлетворяет эту потребность.

1) убеждения на разум. Не формирует новые взгляды. Способ воздействия на человека, который предполагает воздействие на разум человека и обращение к критике его суждений. Подозрение практически всегда. Фрагментарность подачи материала— ситуации, где подается информация о проведении военных действий. Персонализация— переход на личности(реклама известных людей). Ритуализация-показывание легко доступной информации. (президент здоровается с президентом, подпись бумаг). Отвлечение внимания от важной информации— картинка одна, текст другой, объем информации, который физически просто невозможно переварить. Сенсацию делают журналисты.

2)внушения на эмоциональное начало. Более сильное воздействие. Процесс воздействия на психику человека, который связан со снижением критичности по отношению к объекту. Нет системности мышления, есть эмоциональность. Изменить то, что забито внушением практически невозможно. Свидетельство-человек, который вызывает большие симпатии, будет говорить плохую информацию, то ее будут воспринимать лучше. Накалывание ярлыков— носитель информации. Обобщение— когда конкретная вещь называется другим названием, именно обобщается. Ракурс— с какой точки зрения снимать. Где можно снимать политика, где нельзя.

Спираль молчания-человек хочет принадлежать к группе людей, если ему неконкретно, то он хочет менять свое мнение. Использование цвета— настраивает на свою волну. Повестка дня, расположение сюжета в информационном блоке. Упрощение или стериотипизация— смк нацелены на большие территории и сообщение всегда упрощено, оно понятно всем. Искажение информации- авторские критические программы искажают информацию, показывал свое отношение к информации. Лингвистические манипуляции— наибольшее воздействие оказывает именно речь, а не содержание.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 2278 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

ФактОРЫ, влияющие на эффективность восприятия информации

Что влияет на восприятие информации. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие: Что влияет на восприятие информации. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие: Что влияет на восприятие информации. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие: Что влияет на восприятие информации. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

Что влияет на восприятие информации. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

Что влияет на восприятие информации. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

КаК пишет Э. Аронсон в своей книrе «Общественное ждвотное», всякий раз, когда мы включаем радио или телевизор, открываем книгу, газету ИЛИ журнал, кто-то все время IIытается нас поучать, убедить купить какой-то продукт, или проголосовать за кандидата, или принятьновейшую версию того, что правильно, верно или прекрасно. Наиболее очевидно эта цель проявляется в рекламе. Производители почтиидентичнЫХ товаров, например разных видов зубной пасты или шампуня, тратят огромные суммы денег на то, чтобы убедить нас купитьтовар в их упаковке.

Даже в том случае, когда коммуникаторы не предпринимают прямой попытки что-либо нам продать, они все равно могут добиться успеха, повлияв на то, как мы смотрим на мир и как мы реагируем на важные со

Однако одна и та же передача или публикация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности. Это вынуждает обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания текстов массовой коммуникации.

Среди факторов, повышающих эффективность сообщений, выделим источник сообщения, характер сообшения и характеристики личHocTи, выступаюшей в качестве субъекта восприятия и понимания(личностные факторы).

1 СМ.: Аронсон Э. Общественное животное. М., 1999. С. 79.

Вера в честность коммуникатора может укрепиться, если он будет защищать позицию, явно противоречащую его собственным интересам. Она еще более укрепится, если он не будет производить впечатлеНие Человека, пытающегося повлиять на наше мнение. Вера в то, что чеЛовекдействует спонтанно, приводит к тому, что мы поддаемся убеждению сего стороны.

Характер сообЩения. Является ли сообщение более убедительным, если оно взывает к разуму аудитории или призвано найти унее эмоциональный отклик? Более эффективной считается апелляция, в которой доминирует эмоциональное начало.

Что влияет на восприятие информации. 640 1. Что влияет на восприятие информации фото. Что влияет на восприятие информации-640 1. картинка Что влияет на восприятие информации. картинка 640 1. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

Должно ли сообщение представлять лишь одностороннюю аргументацию или также включать опровержение контраргументов? ЗавиСИМОСТЬ определяется тем, насколько информирована аудитория: чем более она информирована, тем более аргументированной будет вылядеть двусторонняя подача информации. Неинформированный человек может не знать о наличии контраргументов и, когда коммуникаТОР их игнорирует, легко поддаться убеждению.

Важно также учитывать эффект первичности и эффект недавносTI, т.е.: 1) промежуток времени между первым сообщением и вторым: большее воздействие оказывает первое сообщение, когда промежуток меЖдУ сообщениями небольшой; 2) промежуток времени между моментом окончания второго сообщения и моментом, когда аудитория должна определиться с выбором: большое воздействие оказывает второе сообщение, когда аудитория должна действовать сразу после него.

Эффективность сообщения связана также с различием между первоначальным мнением аудитории и мнением, содержащимся в сообшении. Чем значительнее расхождения во мнениях, тем больший дискомфорт испытывает аудитория. Есть четыре способа его уменьшить:

1) изменить свое мнение; 2) заставить коммуникатора изменить мнение; 3) найти поддержку других людей; 4) умалить в своих глазах достоинства коммуникатора, обесценив его мнение. Если коммуникатор имеет высокий кредит доверия, то чем больше будет расхождениемежду пропагандируемыми им взглядами и взглядами аудитории, темв большей степени аудитория окажется убеждаемой. В то же время, если кредит доверия коммуникатора вызывает сомнение, то такой коммуникатор максимально изменит мнение аудитории в случае умеренного расхождения во мнениях.

Личностные Факторы. В работах ряда исследователей определенное внимание уделяется психологическим особенностям переработки информации человеком как субъектом восприятия и пониМания. Доказывается положение о том, что воспринимает иперерабатывает информацию индивид как целостная система, ОТличаюшаяся психофизиологическими, психологическими и социальными особенностями (функциональным состоянием анализатоРОВ, различием психических процессов, направленностью и характеРОлогическими свойствами, социально-классовой, идеологическойПРинадлежностью и т.д.).

Основное влияние на процесс восприятия оказывают: 1) деятельНОстный статус индивида; 2) социальный статус, связанный с приНадЛежностью субъекта восприятия к определенной социальной среде; 3) социокультурный статус; 4) психологический статус.

Личностные факторы, влияюшие на эффективность восприятия и ПОНимания текстоВ массовой информации, подробно рассмотрены В исследовании известного российского ученого И.М. ДЗЯJIОшинскогоl.

2. Социальный статус. Влияние социальных характеристик ИНДИвида на процесс переработки информации выражается в том, чтосодержание любого воспринимаемого сообщения будет интерпрети

роваться сквозь призму групповых интересов. Об этом же свидетельствуют эксперименты американского ученого Бегби, который предлагалиспытуемым десять пар диапозитивов для просмотра через стереоскоп. С одной стороны диапозитива помещалось изображение объекта, хорошо знакомого большинству мексиканцев: бой быков, черноволосая девушка, мексиканский крестьянин; с другой стороны изображение объекта, хорошо знакомого большинству американцев: игра в бейсбол, девушка-блондинка, фермер. Соответствующие фотографии имели сходство по форме, расположению фиryр, контуру основных масс. И хотя некоторые испытуемые заметили, что перед ними разные изображения, большинство американцев видели только то, чтобыло им хорошо знакомо, и точно так же мексиканцы видели сценЫ, характерные для их собственной культуры.

I Подробнее см.: Дзялошинский и.м. Российские СМИ в избирательной кампанИ: уроки эффективности. М., 2000.

Это исследование подтвердило, что отбор и интерпретация сигналов зависят от ожиданий человека, которые в свою очередь приобретаются в процессе участия в организованном обществе. Именно поэтомус позиций социологии потребителем информации, несмотря на кажущуюся индивидуальность акта восприятия сообщений, передаваемыХпо каналам массовой информации, выступает не единичный человек, а ауДТОРИЯ как совокупность воспринимающих информацию людей, поскольку ощущение важности и злободневности того или иного текста длЯ иНдивида есть превращенная форма осознания важности данного сообщения для других людеи.

Широко известны опыты, показавшие, какое огромное влияние оказывают на наше восприятие реакции и сообщения окружающих нас ЛOдей. Например, в одном из таких опытов испытуемые должны бьти, находясь в полной темноте, определить направление движения светяшеЙСЯ мерцающей точки, которая на самом деле бьта неподвижна. поскольку в полной темноте нет точки отсчета, источник света не может быть локализован и поэтому кажется движущимся. В ходе эксперимента испытуемые должны были указать направление движения точкии расстояние до нее. Пока индивиды испытьrвались поодиночке, ихответы значительно отличались один от другого. Но когда несколькоиспытуемых вместе наблюдали светящуюся точку, содержание их суждений постепенно сближалось. И хотя источник света оставался неподвижным, люди стремились прийти к соглашению относительно направления движения точки и расстояния до нее.

Как показывают эксперименты, индивиды, объединенные в случайную группу, склонны соглащаться с мнением больщинства независимо от того, соответствует оно объективной истине или нет. Такимобразом, взгляды группы, известные реципиенту, оказывают влияниеи на его восприятие информации, и на поведение, и на форму выражения им своего мнения.

Возможность использования социологического подхода обусловлена тем обстоятельством, что индивид часто смотрит ту или инуюпрограмму телевидения, читает то или иное сообщение и Т.п. не потому, Что это ему необходимо, но потому, что так поступают другие люди, которым он доверяет.

3. Социокультурный статус. Общепризнано, что восприятие и переработка информации осуществляются человеком на основе ужеИмеющихся в его сознании знаний, ценностей, норм, в меру его общихИ специальных способностей. В целом сознание человека, восприниМаЮщего и перерабатывающего информацию, можно представить вВИДе некоего фильтра, который одни сообщения пропускает полноСТЬЮ, другие деформирует, третьи отбрасывает. С этой точки зренияСОзнание читателя может быть рассмотрено как единство трех сторон: СОВОкупности представлений и впечатлений о реальной действительНОСТИ, в которой данный читатель живет и действует; совокупностиСОЦИокультурных образцов (идеологических, этических, эстетическихи Иных ценностей, постулатов, аксиом и т.п.); совокупности знаний, которыми обладает индивид и с помощью которых он объясняет Все что происходит вокруг него. Каждый из этих миров, каждая из этих сторон сознания читателя выступает в качестве особого фильтра ВОСприятия информации и программирует особое требование к ЖУРалистскому тексту. Очевидно, что содержание всех подсистем СОзнаИя читателя в значительной мере определяется его принадлежносто к определенной социокультурной системе. Принадлежность индивида к тому или иному социокультурному слою влияет на общую установку во взаИмоотношениях со средствами массовой информации. Анализ влияния этих установок на процесс получения и переработки СОЦИальной информации позволил исследователям выделить три группы потребителей информации:

люди с духовно-личностной ориентацией. Их отличают: преимущественно интеллектуально-творческий характер занятий в свободное время; интересы, выходящие за рамки практических нужд, групповых норм и профессионального опыта; самостоятельность в духовной жизни, ориентация на науку или искусство; стремление бывать чаще в Кино, театре. Дорог престиж культурного человека. Нетерпят штампов. Информированность удовлетворительная. Общественной активностью не вьщеляются, но к порученному делу относятся ответственно;

люди с профессионально-функциональной ориентацией. Трудовая деятельность связана с организаторскими функциями. Непрерывное общение с людьми. Ориентация на газету как самый серьезный канал. Думают и разговаривают на языке СМИ. В кино и театрах практически не бывают («не до развлечений»). Общественно активны;

люди с потребительской ориентацией. Интерес к СМИ носит компенсаторный характер (усложнять действительность не любят и ищут прежде всего развлечений). На первом месте по значению из СМИ стоит телевизор. В целом отношение к потокам информациИ слабо дифференцировано. Выделяются спорт, политика, развлечениЯ. Восприятие пассивное, любят Кино, эстрадную музыку. Чаще всего во мнениях ориентируются на малую группу.

Возможны и другие крайности, когда в результате чрезмерного развития височных долей человек воспринимает и производит только упрощенную, примитивную информацию и принципиально не воспринимает абстрактного теоретического знания.

Понимание содержания массовой коммуникации тесно связано не только с интеллектуальной, но и с эмоциональной зрелостью человека. Уровень эмоциональной включенности личности в процесс понимания «подхлестывает» этот процесс, включает такие уровни сознаНИЯ и подсознания, которые у неэмоционального человека остаютсянавсегда запечатанными.

На интерпретацию сообщений массовой коммуникации значительное воздействие оказывают также человеческие потребности. Получение информации из каналов массовой коммуникации может выступать как средство удовлетворения потребности в оперативныхзнаниях (дополняющих знания, получаемые из специальной и общественно-политической литературы); как средство удовлетворения потребности в образно-эмоциональных переживаниях (дополняющихПолучаемые в ходе взаимодействия с каналами художественной комМуникации) и даже как самостоятельный, но производныЙ вид потребности, доходящий иногда до степени ритуальности (утреннийпросмотр газет, вечерний просмотр телевизора и т.п.).

Таким образом, глубина и адекватность восприятия и понимания ПОтребителем информации текста массовой коммуникации определяется Не просто тем смыслом, который был заложен в текст его создателем, Но и социальной, психологической, коммуникативной позициейчитателя, определяемой в конечном счете системой осуществляемыхИМ Деятельностей.

Класс активных пользователей распадается на две группы прежде всего по социальным признакам. Он включает в себя «высокостатусных» предпринимателей и управляющих с высшим образованием и высокостатусной самопрезентацией. Это подкласс активных независимых высокостатусных пользователей сми, представляющих себякак «высший СЛОЙ».

1 См.: Авдиенко д. Типология соииальных стилей потребления массовой информаиии / / http: politanalysis.narod.rи.

Наконец, самый «массовый» подкласс соедИНИЛ абсолютное большинство социальных групп при одном содержательном признаке согласии с суждением, что в России пока нет независимых СМИ. Этот подкласс выразительно характеризует феномен «массовой культуры», который выражается прежде всего в универсальности потребительских практик, однотипности и «тиражированности» продукции самого разНого свойства, в частности информационной. Более того, сами информационные потоки формируют «унифицирующие» практики. При Этом снимаются существенные социальные различия аудитории: реклама дорогого автомобиля одинаково «реальна» как для богатых, так и дЛя тех, кто не сможет его купить никогда, и эта «реальность» есть точКа, где противоположные по статусу группы сходятся как равные. ТаКИМ образом, самым «массовым» подклассом можно считать пассивных«массовых» потребителей сми.

Молодое поколение, будучи мобильным и, что немаловажно, обладая значительным ресурсом свободного времени, также демонстрирует высокую коммуникативную активность. Можно сказать, егопредставители вполне адаптировались к современным условиям массовой коммуникации. Именно они, скорее всего, смогут повлиять нато, в каком направлении будут развиваться нащи СМИ.

Симптоматично, что для больщинства социальных групп свойственно недоверие к средствам массовой инормации. Это может привести к достаточно негативным последствиям, когда не только агрессивное воздействие окажется безрезультатным, но и вполне социальнопозитивное влияние станет невозможным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *