Что влияет на уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами по м портеру
Структурный анализ конкурентного окружения: модель пяти сил М. Портера; этапы работы по изучению конкурентов.
Целью изучения различных типов конкурентной среды является получение разностороннего описания среды путем выявления максимального количества факторов, которые могут воздействовать на шансы организации добиться успеха или потерпеть неудачу в ее деятельности на рынке.
Одна из наиболее известных схем, позволяющих добиться результата исследования, методом структурного анализа была предложена Портером (1985) и получила название «модель пяти сил» Модель М. Портера основывается на следующих положениях:
1. Структурный анализ признает, что конкуренция в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующих фирм.
2. При проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и в этой связи потенциальные уровни воздействия на организацию пяти ключевых сил. Методика позволяет определить наиболее мощные ключевые силы для формулирования стратегии. Пятью такими ключевыми силами являются:
• угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов;
• угрозы со стороны заменителей товара или услуги;
• уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.
3. Методика структурного анализа позволяет компании разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, позволит ей занять прочную позицию при столкновении лицом к лицу с различными конкурентными силами.
Рассмотрим последовательно содержание и механизмы воздействия всех пяти сил.
Угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов. Ее вероятность определяется высотой существующих барьеров и уровнем усилий, необходимых для их преодоления. Наиболее серьезными барьерами для проникновения являются: эффект масштаба, величина необходимого для проникновения на рынок капитала, возможность доступа к каналам распространения, эффект роста производительности, диверсификация.
Эффект масштаба. Он достигается тогда, когда общие постоянные производственные затраты распределяются на большее количество продукции. При этом многие расходы на единицу продукции, такие как на содержание складов, служб (бухгалтерии, охраны, экспедиции и пр.), приобретение материалов и погрузочно-разгрузочные работы, по мере увеличения объемов производства снижаются. Эффект масштаба различен и зависит от отрасли промышленности, в которой работает организация.
Потребности в капитале для проникновения на рынок. Они связаны эффектом масштаба и относятся к тем затратам, которые организация должна понести, чтобы внедриться в отрасль и успешно действовать в ней.
Доступ к каналам распространения. В данном случае речь идет о возможности доступа к эффективным и выгодным каналам распространения продукции или услуг.
Эффект роста производительности. Производительность возрастает по мере того, как рабочие, менеджеры и служащие осознают поставленные задачи и становятся опытнее. При этом улучшается соотношение «затраты—эффективность».
Диверсификация означает поставку на рынок продукта или услуг, которые в глазах потребителя явно отличаются от конкурирующих. Организации, имеющие возможность провести диверсификацию, имеют возможность возведения непреодолимых барьеров для проникновения новых конкурентов.
В целом эти препятствия для проникновения конкурентов в различных отраслях промышленности отличаются. При этом даже в пределах конкретной отрасли одни барьеры более значительны, чем другие. Поэтому вне зависимости от сферы производства разработчик стратегии должен определить, какие препятствия реально существуют и в какой степени они усложняют проникновение ни рынок при данных конкретных условиях среды.
Власть покупателей и власть поставщиков. Покупатели и поставщики конкурируют в отрасли из-за влияния на величину прибыли. Чем значительней власть первых, тем более вероятно, что прибыль будет меньше. Власть покупателей над поставщиками в отрасли зависит от целого ряда характеристик положения на данном рынке. По Г. Джонсону и К. Скулзу (1989), власть покупателей, вероятнее всего, будет велика при обстоятельствах, когда:
• имеются альтернативные источники снабжения;
• стоимость сырья составляет значительную часть общей стоимости продукции.
В этом случае покупатели будут более придирчивы к цене и окажут давление на поставщиков.
Точно так же Г. Джонсон и К. Скулз выводят условия, при которых будет велика власть поставщиков, — это когда:
• стоимость замены одного поставщика другим велика;
• покупатели поставщика не имеют для него большого значения.
Если выполняется одно или более из этих условий, весьма вероятно, что поставщик не будет придавать особого значения стабильным и долгосрочным отношениям со своими покупателями.
Угрозы со стороны заменителей товара или услуги. В общем смысле все фирмы данной отрасли конкурируют с отраслями, производящими товары-заменители. Как подчеркивает Портер, заменители ограничивают потенциальную прибыльность отрасли производства, определяя потолок на те цены, которые фирмы данной отрасли могли бы выгодно для себя установить. Анализ товаров-заменителей включает выявление продукции, которая выполняет те же функции, что и продукция, выпускаемая данной отраслью. Замена, таким образом, может происходить по целому ряду различных направлений:
• может производиться прямая замена, т.е. когда один товар прямо заменяет другой (например, компьютеры «Эппл» — компьютеры «Ванг»);
• возможна косвенная замена — один товар опосредованно заменяется другим, который способен выполнять сходные функции (так, например, искусственные ткани заменяют натуральные).
Сам факт возможности замены порождает важнейшие, с точки зрения стратегического планирования, вопросы:
• какова степень угрозы, что заменители (прямые или косвенные) повлияют на деятельность организации?
• что должна делать организация, чтобы избежать подобных заменителей?
Ответы на эти вопросы всегда носят конкретный, ситуационный характер и могут быть получены в результате специально спланированных и проведенных исследований.
Уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами. Степень напряженности борьбы между существующими конкурентами также важна и заслуживает рассмотрения в структурном анализе. В конце концов, интенсивность борьбы является важнейшей структурной особенностью, определяющей природу конкуренции в данной отрасли. Борьба обычно возникает в связи с тем, что конкуренты ощущают давление или же видят возможность улучшения своего положения в отрасли. Портер выделяет девять взаимодействующих структурных факторов, которые ведут к росту интенсивности конкуренции.
1. Сосуществование сбалансированных конкурентов. Такая ситуация складывается, когда конкуренты имеют сходные характеристики. В этом случае можно прогнозировать опасность жесткой конкуренции.
2. Сосуществование конкурентов на рынке медленного роста. На медленно растущих рынках конкуренты стремятся утвердиться в качестве лидеров.
3. Высокие постоянные затраты. Как указывает Портер, высокие постоянные затраты оказывают сильное давление на все фирмы при задействовании существующих производственных мощностей. Это вызывает быстрое снижение цен при наличии свободных мощностей. Такая ситуация может привести к войне цен и низкой прибыльности операций.
4. Необходима индивидуализация продукции, которая ведет к преимуществу в конкуренции и защищает организацию от соперников в связи с тем, что покупатели отдают предпочтение конкретным производителям. Ясно, что при отсутствии диверсификации продукта трудно предотвратить метание покупателей между конкурентами.
5. Существование серьезных препятствий для выхода. Препятствия для выхода — это экономические, стратегические, физические и эмоциональные факторы, которые удерживают организацию в деле, если даже она, возможно, получает малую или даже отрицательную отдачу от вложений. Могут существовать следующие возможные препятствия для выхода:
• специализированные активы: высокоспециализированные активы, такие, например, как оборудование для добычи природных ресурсов, разработанное для данных конкретных геологических условий, имеют низкую ликвидную стоимость;
• стратегическая взаимосвязь: связь между различными аспектами деятельности в организации в свете имиджа компании, изменения ее общей стоимости и т.д.;
• эмоциональные препятствия: нежелание руководства принимать правильные с экономической точки зрения решения из-за его солидарности с бизнесом, лояльности к служащим, гордости и т.п.;
• правительственные ограничения: нежелание правительства разрешить выход в связи с опасениями отрицательных последствий (например, с точки зрения уменьшения занятости), которое он может оказать на конкретный регион или общество в целом.
Вышеперечисленные факторы, действующие в конкурентной среде, дают нам понимание тех аспектов, которые необходимо учитывать организации при попытке провести структурный анализ ее конкурентной среды.
Как оценить конкурентную среду? Анализ пяти сил Портера (часть 1)
Обязательный слайд в презентации любого стартапа и вопрос, требующий осмысления перед созданием любого бизнеса: как обстоит дело с конкурентами? Чтобы это узнать, нужно провести некоторую работу, а именно: проанализировать пять сил Портера (Porter five forces analysis). Этот метод разработан Майклом Юджином Портером в Гарвардской школе бизнеса в 1979 году, и он уже признан классикой. Данный метод очень общий, поэтому применим к любой отрасли и ситуации во все времена. К примеру, при анализе конкурентных преимуществ не только отдельных компаний, но и регионов и даже стран.
Итак, пять сил Портера, которые необходимо учитывать:
Продукты-заменители
Но продукты-заменители — это не только инновации, которые внезапно появляются и оставляют руины от бизнеса. Допустим, появилась гениальная идея, которая решает какую-то проблему потребителей, делает это изящно и недорого. Не стоит убеждать себя в том, что конкурентов нет только потому, что идея совсем новая и компаний, предлагающих такой же сервис или товар, в природе не существует.
Допустим, доехать от Москвы до Санкт-Петербурга можно на собственном автомобиле, рейсовом автобусе, скоростном или обычном поезде, самолете. Несколько лет назад РЖД запустила новейший поезд «Сапсан», который с комфортом доставляет до Питера всего за 3 часа 45 минут. Если бы компания следовала логике начинающих самоуверенных предпринимателей, то посчитала бы, что конкурентов у нее нет. И действительно, кроме РЖД, подобные поезда в этом направлении не предлагает. Но на самом деле «Сапсан» напрямую конкурирует с авиаперевозчиками. И при разработке расписания, выборе оснащения новых поездов РЖД это учитывала, в итоге продукт оказался более чем конкурентоспособным. Автомобильные пробки, которыми страдают и Москва, и Северная столица, практически сводят на нет тот факт, что рейс «Сапсан» совершает дольше, чем самолет. При этом в поезде гораздо комфортнее, билет дешевле, и многие полагают, что ж/д перевозки менее опасны, чем авиа.
Итак, при открытии нового направления или запуске инновационного продукта необходимо изучить следующие параметры эластичности спроса:
Дифференциация продукта — это ситуация, когда потребители получают возможность выбора между идентичными товарами конкурирующих производителей. Товары при этом схожи, но все же не полностью взаимозаменяемы. К примеру, автомобили Lada и Toyota не являются полностью взаимозаменяемыми товарами, хотя и решают одну и ту же проблему — используются как личное транспортное средство.
Потенциальная возможность появления новых игроков
Этот пункт нужно оценивать с точки зрения сложности входа на рынок. Если для того, чтобы начать бизнес, необходимо иметь существенный начальный капитал, получить лицензию или другие разрешительные документы, если без нужной экспертизы невозможно работать на рынке или наблюдается крайний дефицит нужных специалистов — все это повышает сложность входа на рынок. Соответственно, каждый такой фактор снижает риски и уменьшает влияние второй силы Портера. Но не стоит расслабляться, даже если все факторы сошлись в пользу компании. Ситуация может измениться, нужно следить за рынком. Таможенные пошлины могут внезапно отменить, вид деятельности — исключить из разряда лицензируемых и т д. Если рынок высокомаржинальный, то он непременно будет привлекать новых игроков.
Следует изучить уровень влияния второй силы Портера, составив картину по следующим пунктам:
Необходимость затрат на дифференциацию продукта, соответственно, означает, какую сумму придется потратить, чтобы показать потребителям альтернативу в виде своего товара. Стоимость бренда имеет смысл оценивать, если компания уже известна на рынке и, допустим, планирует освоить новую нишу. Стоимость переключения или невозвратные издержки проще всего объяснить на примере. Вернемся к нашим поездам. Чтобы конкурировать с «Сапсаном», новому игроку пришлось бы проложить альтернативные железнодорожные пути. У РЖД они уже есть с советских времен.
Другой пример второй силы Портера — рынок связи. У оператора «МегаФон» уже есть базовые станции, на которых можно быстро установить новое оборудование для предоставления услуг 4G. А у Yota базовых станций не было в момент запуска проекта. На это пришлось тратить деньги более существенные, чем бюджет «МегаФона» на закупку нового оборудования. Кстати, наличие утопленных затрат в теории конкуренции рассматривается как важный фактор для формирования монополий.
Помимо перечисленных сил, Портер описал еще три силы для анализа конкурентной среды. О них можно узнать в следующей части.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
5 сил Портера: как эта модель анализа пригодится бизнесу
Что такое 5 сил Портера
Модель пяти конкурентных сил Портера – способ изучения позиций компании с точки зрения коммерческого успеха и влияния конкуренции на бизнес. Она была разработана и описана американским экономистом Майклом Портером в 1979 г. За основу он взял пять структурных элементов, неизменно присутствующих в каждой отрасли. С их помощью Портер описал возникновение конкурентного преимущества, способы сохранения прибыли для компании и удержания лидерства при высокой конкуренции.
Главная цель модели – дать бизнесу аналитический инструмент для адаптации к условиям высокой конкуренции.
Для чего нужна модель Портера
Чем меньше конкуренция влияет на компанию, тем больше прибыли можно получить в своей отрасли, а при высокой конкуренции продвигать продукцию сложнее. Чтобы принять рациональное решение, модель пяти сил Майкла Портера используют для:
Преимущества и недостатки методики
Модель 5 сил Портера отличается универсальностью при планировании перспектив и характеризуется следующими преимуществами:
Среди недостатков модели можно отметить долгосрочность ее планирования. Расчеты ориентируются на далекую перспективу и не позволяют мгновенно прийти к нужному результату.
Описание пяти сил
Силы в этой модели – это внешние элементы, влияющие на развитие бизнеса. В большей степени модель применима к малому бизнесу, так как крупные бренды устойчивы к воздействиям внешних факторов. Однако для них модель также может быть полезна при прогнозировании результатов деятельности компании.
Покупатели
Это потребители продукции, оказывающие непосредственное влияние на прибыль компании. Покупатели формируют соперничество между производителями, предъявляя определенные требования к качеству продукции, уровню обслуживания, ценообразованию.
Поставщики
Эта категория владеет ресурсами, необходимыми для производства. Они определяют конкуренцию через стоимость сырья. Невыгодные условия закупки увеличивают себестоимость продукции, из-за чего растут издержки производства.
Поставщики влияют на прибыль организации в случаях, когда ограничены объемы ресурсов и количество самих поставщиков.
Действующие конкуренты
Соперники стремятся всеми силами укрепить позиции и завоевать покупателей. Анализ Портера показывает, что число действующих конкурентов растет в следующих ситуациях:
Новые конкуренты
Новички приходят на рынок с новыми технологиями, что способно повлиять на выбор покупателей и задавать новые тренды.
Выделяют несколько факторов, устанавливающих планку для входа на рынок:
Если у вас небольшой бизнес, стоит сразу задуматься о расходах на рекламу и начать контролировать этот процесс. Мы сделали аналитику рекламных кампаний доступной для всех игроков рынка – оптимизируйте бюджет и увеличивайте количество обращений и продаж всего от 990 рублей в месяц. Данные по бюджету, показам, кликам, заявкам и ROI в подробных и понятных отчетах.
Сквозная аналитика
Товары-заменители
Такой тип товаров сдерживает верхнюю границу цен, что не позволяет рынку расти дальше определенной планки. Если бренды не улучшат качество выпускаемого продукта и не отделят его от товаров-субститутов – их прибыль останется небольшой, так как покупатели всегда смогут приобрести схожий товар на более выгодных условиях.
Как сделать анализ
Анализ пяти сил Портера можно сделать быстро или углубленно. Первый способ позволяет увидеть общую картину, в то время как второй последовательно объясняет позиции бизнеса в конкурентной среде.
Анализ проводится в несколько шагов:
Экспресс-анализ
Для этого анализа составляют таблицу, куда вносят каждый элемент модели. Их следует выписать в столбик, а в верхнюю строку поместить рассматриваемые критерии оценки:
Итоговый результат – графа с конечной оценкой, которая складывается из:
выраженность проблемы + сила влияния – возможность парирования = результат.
Все расчеты производят по 10-балльной шкале.
Полный анализ
Этот тип анализа устанавливает критерии для каждой действующей силы. Модель подразумевает три категории оценки: слабая степень выраженности (1 балл), средняя (2 балла) и высокая (3 балла).
В таблице отмечают знаком «+» то, что соответствует актуальному положению дел.
В результате получается таблица с описанием каждой действующей силы, степени выраженности ее угрозы, а также ситуации, с которой это связано. После необходимо описать, какие шаги будут предприниматься для решения проблемы или поддержания стабильности процесса в безопасных сферах.
Пример анализа 5 сил Портера
Рассмотрим экспресс-анализ на примере магазина, продающего в торговом центре постельное белье. На его территории располагаются еще два конкурента, из-за чего в соответствующей графе можно поставить четыре. При этом оценка негативного влияния будет восемь, так как магазин располагается далеко от входа и многие покупатели не доходят. В графе «Возможность парирования» укажем пять, так как магазин может перебраться поближе или запустить рекламную кампанию для привлечения внимания.
В результате выходит итоговый рейтинг в виде семи. По 10-балльной шкале получается довольно много, а значит, необходимо выработать новую стратегию работы или подумать о новом направлении в бизнесе.
Как оценить результат
Модель пяти сил конкуренции Портера дает не только краткое описание проблемы, но и определяет направление, которое предстоит выбрать в будущем для изменения стратегии. Например, если товары-субституты не представляют угрозы из-за уникальности продукции компании, нужно это поддерживать и совершенствовать. При высокой опасности из-за новых участников рынка нужно постоянно изучать предложения конкурентов, чтобы не пропустить важные изменения в этой нише.
Стратегии успеха, основанные на модели Портера
Смысл проведения анализа – построение эффективной стратегии, основанной на конкурентном преимуществе продукции бренда. Для этого существуют три стратегии, универсальные для любой отрасли и компании.
Управление затратами
Если вы используете формы обратной связи для привлечения клиентов и получаете много звонков, среди них могут быть сомнительные, которые не приводят к продажам. Менеджерам сложно определить, где звонок от потенциального покупателя, а где звонок с подменного номера. Система Антифрод выявляет, какие из рекламных площадок, кампаний и размещений – источники спама. Управляйте затратами на рекламу и экономьте бюджет, работая только с целевой аудиторией.
Антифрод
Дифференцирование бренда
Продукция должна иметь выраженные отличия от конкурентов, что увеличит ее востребованность и ценность в глазах аудитории.
Фокусирование
Нужно выбирать небольшие ниши для продвижения. Это снизит конкуренцию, а в дальнейшем поможет расширению бизнеса за счет использования вырученных средств.
Заключение
Методика Портера – важный инструмент в аналитическом маркетинге, позволяющий рассчитывать стратегию развития бизнеса на годы вперед. Использование модели поможет спрогнозировать риски со стороны конкурентов, оценить устойчивость бизнеса на рынке и выбрать оптимальный способ продвижения продукции. А для того, чтобы быть на шаг впереди используйте не только эффективные методики, но и эффективные инструменты для бизнеса. С бонусами и скидками их можно найти на Маркетплейсе Callday.
Сервис сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой
100 минут обратного звонка бесплатно
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Технический аудит вашего сайта за 50 рублей
Инструмент автоматизации контекстной рекламы
Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом
Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%
Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок
Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.
Обзор попытки 1
Промежуточный тест 1
Тест начат | Среда 17 Июнь 2015, 23:53 |
Завершен | Четверг 18 Июнь 2015, 00:18 |
Прошло времени | 25 мин 24 сек |
Набрано баллов | 16.5/30 (55%) |
Оценка | 5.5 от максимума 10 |
Question1
Какие основные черты присущи методу уклонения от рисков:
Выберите один ответ.
a. Отказ от инновационных проектов |
b. Работа с высокодоходными проектами |
Баллов за ответ: 1/1.
Question2
Как на практике реализуется метод локализации риска:
Выберите один ответ.
a. Создание венчурных предприятий |
b. Расширение выпуска инновационной продукции |
Баллов за ответ: 0/1.
Question3
Какие существуют формы хозяйственных обществ:
Выберите один или несколько ответов:
a. Полного товарищества |
b. Товарищества на вере |
c. Общества с ограниченной ответственностью |
d. Акционерное общество |
Баллов за ответ: 1/1.
Question4
Что является результатом несовершенной конкуренции:
Выберите один или несколько ответов:
a. снижение издержек производства и обращения |
b. ускорение научно-технического прогресса |
c. снижение конкурентоспособности на рынках |
d. снижение эффективности экономики |
Баллов за ответ: 0/1.
Question5
Что является источником выплаты дивидендов акционерам:
Выберите один ответ.
a. Общая прибыль общества |
b. Чистая прибыль общества |
c. Общий доход общества |
Баллов за ответ: 1/1.
Question6
Выберите один или несколько ответов:
a. Демпинговые цены |
b. Отсутствие ценовой дискриминации |
c. Создание входных барьеров на рынок |
d. Наличие важной информации для потребителя |
Баллов за ответ: 0/1.
Question7
Могут ли государственные органы выступать участниками хозяйственных обществ:
Выберите один ответ.
a. Да |
b. Нет |
Баллов за ответ: 0/1.
Question8
Где проявляются угрозы со стороны заменителей товара или услуг по М.Портеру:
Выберите один ответ.
a. Конкуренция между основным производителем и заменителем |
b. Конкуренция между основными производителями |
c. Конкуренция между заменителями |
Баллов за ответ: 0/1.
Question9
Как проявляется недобросовестная конкуренция:
Выберите один ответ.
a. в получении преимуществ на рынке |
b. в самонастройке рыночных отношений |
c. в отсутствии дискриминации на рынке товаров и услуг |
Баллов за ответ: 0/1.
Question10
В чем заключается рыночная власть покупателя по М.Портеру:
Выберите один или несколько ответов:
a. В стремлении к снижению цен на продукцию |
b. В стремлении к повышению качества товара |
c. В снижении объемов закупок |
d. В отсутствие альтернативных источников закупок |
Баллов за ответ: 1/1.
Question11
Чем обусловлены коммерческие риски предпринимательской деятельности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Изменением конъюнктуры рынка |
b. Потерей качества товара в процессе обращения |
Баллов за ответ: 1/1.
Question12
В чем особенности метода компенсации риска:
Выберите один ответ.
a. В стратегическом планировании |
b. В разработке краткосрочных прогнозов |
Баллов за ответ: 1/1.
Question13
Что понимается под предпринимательским риском:
Выберите один ответ.
a. Вероятность |
b. Угроза |
c. Ущерб |
Баллов за ответ: 0/1.
Question14
Почему Модель Портера выделят поставщиков в качестве конкурентной силы:
Выберите один ответ.
a. Стремление получить максимальные цены за поставки |
b. Стремление к повышению качества поставок |
c. Стремление к снижению цен на поставки |
Баллов за ответ: 1/1.
Question15
Что признается производственным кооперативом (артелью) :
Выберите один ответ.
a. Добровольное объединение граждан на основе членства |
b. Объединение акционеров |
Баллов за ответ: 1/1.
Question16
Как достичь превосходства над конкурентами:
Выберите один ответ.
a. Применение тактических приемов |
b. Выработка стратегии |
Баллов за ответ: 1/1.
Question17
Какое влияние оказывает демпинг на конкурентную среду:
Выберите один ответ.
a. усиливает конкурентную борьбу |
b. нарушает правила справедливой конкуренции |
Баллов за ответ: 0/1.
Question18
На чем основан выпуск облигаций акционерного общества:
Выберите один ответ.
a. На членстве в обществе |
b. На займе |
Баллов за ответ: 0/1.
Question19
Чем обусловлены политические риски предпринимательской деятельности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Изменением конституционного законодательства |
b. Национализацией |
Баллов за ответ: 1/1.
Question20
Что влияет на уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами по М.Портеру:
Выберите один ответ.
a. Отсутствие сбалансированных конкурентов |
b. Существование конкурентов |
c. Отсутствие препятствий для выхода из дела |
Баллов за ответ: 0/1.
Question21
Как называется ограничение конкуренции со стороны спроса:
Выберите один или несколько ответов:
a. монополия |
b. олигополия |
c. монопсония |
d. олигопсония |
Баллов за ответ: 0/1.
Question22
Какие существуют формы хозяйственных товариществ:
Выберите один или несколько ответов:
a. Полного товарищества |
b. Товарищества на вере |
c. Общества с ограниченной ответственностью |
d. Общество с дополнительной ответственностью |
e. Акционерное общество |
Баллов за ответ: 0/1.
Question23
Какое влияние оказывает высокий уровень пяти конкурентных сил на компанию по М.Портеру:
Выберите один ответ.
a. Влияет на снижение прибыли компании |
b. Влияет на повышение прибыли компании |
c. Дает компании конкурентное преимущество |
Баллов за ответ: 0/1.
Question24
Чем обусловлены экономические риски предпринимательской деятельности:
Выберите один или несколько ответов:
a. Изменением налогового законодательства |
b. Изменением процентных ставок по кредитам |
Баллов за ответ: 1/1.
Question25
Должен ли индивидуальный предприниматель встать на учет в налоговом органе:
Выберите один ответ.
a. Да |
b. Нет |
Баллов за ответ: 1/1.
Question26
Может ли индивидуальный предприниматель открыть счет в банке:
Выберите один ответ.
a. Да |
b. Нет |
Баллов за ответ: 1/1.
Question27
Что такое структурный анализ конкурентной среды:
Выберите один ответ.
a. Выявление наиболее значимых факторов |
b. Выявление широкого спектра факторов |
c. Выявление интенсивности бизнес среды |
Баллов за ответ: 1/1.
Question28
С какого момента индивидуальный предприниматель может заниматься предпринимательской деятельностью:
Выберите один ответ.
a. С момента подачи документов |
b. С момента государственной регистрации |
c. С момента решения суда |
d. С момента регистрации юридического лица |
Баллов за ответ: 1/1.
Question29
Как может быть увеличен уставный капитал акционерного общества:
Выберите один или несколько ответов:
a. Путем увеличения номинальной стоимости акции |
b. Путем размещения дополнительных акций |
c. Путем снижения убытков |
d. Путем приобретения части акций |
Баллов за ответ: 0.5/1.
Question30
Что является высшим органом управления акционерным обществом:
Выберите один ответ.
a. Общее собрание |
b. Совет директоров |
c. Наблюдательный совет |
Баллов за ответ: 1/1.