на стенах иерусалимских краткое содержание

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

Intonsos rigidam in frontem ascendere canos Passus erat…

— Поспешим на стены, — сказал Абель-Фиттим, обращаясь к Бузи бен Леви и Симону фарисею в десятый день месяца Таммуза[2], в лето от сотворения мира три тысячи девятьсот сорок первое[3]. — Поспешим на крепостной вал, примыкающий к Вениаминовым воротам, в граде Давидовом[4], откуда виден лагерь необрезанных; ибо близится восход солнца, последний час четвертой стражи[5], и неверные, во исполнение обещания Помпея[6], приготовили нам жертвенных агнцев.

Симон, Абель-Фиттим и Бузи бен Леви были гизбаримами, то есть младшими сборщиками жертвований в священном граде Иерусалиме.

— Воистину, — отозвался фарисей, — поспешим, ибо подобная щедрость в язычниках весьма необычна, зато переменчивость всегда отличала этих поклонников Ваала[7].

— Что они изменчивы и коварны, это столь же истинно, как Пятикнижие[8], — сказал Бузи бен Леви, — но только по отношению к народу Адонаи[9]. Слыхано ли, чтобы аммонитяне[10] поступались собственной выгодой? Невелика щедрость поставлять нам жертвенных агнцев по тридцати серебряных сиклей[11] с головы!

— Ты забываешь, бен Леви, — промолвил Абель-Фиттим, — что римлянин Помпеи, святотатственно осаждающий град Всевышнего, может подозревать, что купленных жертвенных агнцев мы употребим на потребности нашего тела, а не духа.

— Клянусь пятью углами моей бороды! — воскликнул фарисей, принадлежавший к секте так называемых топальщиков (небольшой группе праведников, которые так усердно истязали себя, ударяя ногами о мостовую, что были живым упреком для менее ревностных верующих и камнем преткновения на пути менее талантливых пешеходов). — Клянусь пятью углами этой бороды, которую мне, как священнослужителю, не дозволено брить! Неужели мы дожили до того, что римский богохульник, язычник и выскочка осмелился заподозрить нас в присвоении священных предметов на потребу плоти? Неужели мы дожили.

— Не станем допытываться о побуждениях филистимлянина[12], — прервал его Абель-Фиттим, — ибо сегодня впервые пользуемся его великодушием, а может быть, жаждой наживы. Поспешим лучше на городскую стену, дабы не пустовал жертвенник, чей огонь негасим под дождями небесными, а дымный столп неколеблем бурями.

Та часть города, куда поспешали наши почтенные гизбаримы и которая носила имя своего строителя царя Давида, почиталась наиболее укрепленной частью Иерусалима, ибо была расположена на крутом и высоком Сионском холме. Вдоль широкого и глубокого кругового рва, вырубленного в скалистом фунте, была воздвигнута крепкая стена. На стене, через равные промежутки, подымались четырехугольные башни белого мрамора, из которых самая низкая имела в вышину шестьдесят, а самая высокая — сто двадцать локтей. Но вблизи Вениаминовых ворот стена отступала от края рва. Между рвом и основанием стены возвышалась отвесная скала в двести пятьдесят локтей, составлявшая часть крутой горы Мориа. Таким образом, взойдя на башню, носившую название Адони-Бэзек, — самую высокую из всех башен вокруг Иерусалима, откуда обычно велись переговоры с осаждавшими, — Симон и его спутники могли видеть неприятельский лагерь с высоты, на много футов превышающей пирамиду Хеопса, а на несколько футов — даже храм Бела[13].

— Воистину, — вздохнул фарисей, опасливо взглянув с этой головокружительной высоты, — необрезанных — что песку в море или саранчи в пустыне! Долина Царя стала долиной Адоммина.

— А все же, — заметил бен Леви, — покажи мне хоть одного неверного — от алефа до тау[14] — от пустыни до крепостных стен, который казался бы крупнее буквы «иод»[15]!

— Спускайте корзину с серебряными сиклями, — крикнул римский солдат грубым и хриплым голосом, казалось, исходившим из подземных владений Плутона, — спускайте корзину с проклятыми монетами, названия которых благородному римлянину не выговорить — язык сломаешь! Так-то вы благодарны нашему господину Помпею, который снизошел до ваших языческих нужд? Колесница Феба — истинного бога! — уже час, как катит по небу, а ведь вы должны были прийти на крепостную стену к восходу солнца. Эдепол![16] Или вы думаете, что нам, покорителям мира, только и дела, что дожидаться у каждой паршивой стены ради торга со всякими собаками? Спускайте, говорю! Да глядите, чтобы ваши дрянные монеты были новенькие и полновесные!

— Эль Элоим![17] — воскликнул фарисей, когда резкий голос центуриона прогремел среди скал и замер у стен храма. — Эль Элоим! Что еще за бог Феб? Кого призывает этот богохульник? Ты, Бузи бен Леви, начитан в писаниях необрезанных и жил среди тех, что имеют дело с терафимом[18]; скажи, о ком толкует язычник? О Нергале?[19] Об Ашиме?[20] О Нибхазе?[21] Тартаке?[22] Адрамелехе?[23] Анамалехе?[24] О Суккот-Бенифе?[25] О Дагоне?[26] Белиале?[27] Ваал-Перите?[28] Ваал-Пеоре?[29] Или Ваал-Зебубе?[30]

— Ни о ком из них. Но не отпускай веревку чересчур быстро; корзина может зацепиться за выступ вон той скалы, и тогда горе нам! — ибо ценности святилища будут из нее извергнуты.

С помощью грубого приспособления тяжело нагруженную корзину спустили в толпу солдат; и сверху было смутно видно, как римляне собрались вокруг; но огромная высота и туман мешали разглядеть, что там делается.

— Мы опоздаем, — вздохнул по прошествии этого времени фарисей, заглядывая в пропасть, — мы опоздаем! Кафалим снимет нас с должности.

— Никогда больше не вкушать нам от тука земли[31]! — подхватил Абель-Фиттим. — Не умащать бороды благовонным ладаном, не повивать чресел тонким храмовым полотном.

— Рака![32] — выругался бен Леви. — Рака! Уж не вздумали ли они украсть наши деньги? О, святой Моисей! Неужели они взвешивают священные сикли скинии[33]?

— Вот наконец-то сигнал! — воскликнул фарисей. — Сигнал! Подымай, Абель-Фиттим! Тяни и ты, Бузи бен Леви! Либо филистимляне еще не отпустили корзину, либо господь смягчил их сердца, и они положили нам увесистое животное!

Источник

Эдгар Аллан По «На стенах Иерусалимских»

На стенах Иерусалимских

A Tale of Jerusalem

Другие названия: Происшествие в Иерусалиме; A Pig Tale

Язык написания: английский

Рассказ основан на реальных фактах, имевших место быть в 63 г. до н.э., когда римский полководец Гней Помпей вторгся на территорию Палестины и после трехмесячной осады взял Иерусалим.

Издания на иностранных языках:

Неплохая поучительная история, в некоторой степени даже анекдотичная. Вновь По вкладывает определенный смысл – не мни себя выше или умнее других, ведь можешь быть легко ими же и одурачен. Минус рассказа в нагромождении непонятных и незнакомых слов, в том числе еврейских имен и богов, через которые словно через тернии продираешься и спотыкаешься о них.

Рассказ о гордости и самобытности еврейского народа, который презирает всех этих завшивленных гоев, ничего не смыслящих ни в духовности, ни в религиозном пыле. Однако как же эти презренные немытые гои посмеялись над бедными и несчастными фарисеями, подсунув им некошерное?

Не Бог весть какой юмор, но достаточно забавно видеть, как измудрённые и утончённые мыслители отшатываются от трефной пищи.

Должен признать По просто мастерски разбирается в мифологии и философии, но вот мне пробираться сквозь длинную череду список с указанием кто есть кто было не очень-то приятно и удобно. Атмосфера того времени из-за них выглядит более достоверной, но читать сложно. А вот концовка у рассказа замечательная, в очередной раз По доказывает, что умеет не только писать красивые мрачные произведения, но и неплохо пошутить.

Не очень интересный рассказ, видимо уж «совсем раннего» Э.По. Половину истории занимают имена древних еврейских богов, другую — перечисление еврейских праздников, храмов, городов и обычаев. А суть — в одной последней строчке про трефное мясо.

Суть рассказа в том, что не нужно ставить себя выше других. Ибо каждая религия имеет право на существование. Римляне же всегда следовали изречению «Знай врага своего как самого себя» и хорошо выучили все хитросплетения еврейских обычаев, закостенелых в своем ханжестве.

Это называется «кто хочет что видеть — тот то и увидет». Римляне посмеялись над жителями города, «свинью подложили», а сами фарисеи посчитали это за волю Всевышнего. =)

Источник

Эдгар По: На стенах иерусалимских

Здесь есть возможность читать онлайн «Эдгар По: На стенах иерусалимских» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: СПб., год выпуска: 1999, категория: Классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

На стенах иерусалимских: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «На стенах иерусалимских»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Эдгар По: другие книги автора

Кто написал На стенах иерусалимских? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. edgar po ovalnyj portret. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-edgar po ovalnyj portret. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка edgar po ovalnyj portret. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. edgar po ovalnyj portret. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-edgar po ovalnyj portret. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка edgar po ovalnyj portret. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

на стенах иерусалимских краткое содержание. nocover. на стенах иерусалимских краткое содержание фото. на стенах иерусалимских краткое содержание-nocover. картинка на стенах иерусалимских краткое содержание. картинка nocover. НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

На стенах иерусалимских — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «На стенах иерусалимских», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

НА СТЕНАХ ИЕРУСАЛИМСКИХ

Intonsos rigidam in frontem ascendere canos Passus erat…

— Поспешим на стены, — сказал Абель-Фиттим, обращаясь к Бузи бен Леви и Симону фарисею в десятый день месяца Таммуза[2], в лето от сотворения мира три тысячи девятьсот сорок первое[3]. — Поспешим на крепостной вал, примыкающий к Вениаминовым воротам, в граде Давидовом[4], откуда виден лагерь необрезанных; ибо близится восход солнца, последний час четвертой стражи[5], и неверные, во исполнение обещания Помпея[6], приготовили нам жертвенных агнцев.

Симон, Абель-Фиттим и Бузи бен Леви были гизбаримами, то есть младшими сборщиками жертвований в священном граде Иерусалиме.

— Воистину, — отозвался фарисей, — поспешим, ибо подобная щедрость в язычниках весьма необычна, зато переменчивость всегда отличала этих поклонников Ваала[7].

— Что они изменчивы и коварны, это столь же истинно, как Пятикнижие[8], — сказал Бузи бен Леви, — но только по отношению к народу Адонаи[9]. Слыхано ли, чтобы аммонитяне[10] поступались собственной выгодой? Невелика щедрость поставлять нам жертвенных агнцев по тридцати серебряных сиклей[11] с головы!

— Ты забываешь, бен Леви, — промолвил Абель-Фиттим, — что римлянин Помпеи, святотатственно осаждающий град Всевышнего, может подозревать, что купленных жертвенных агнцев мы употребим на потребности нашего тела, а не духа.

— Клянусь пятью углами моей бороды! — воскликнул фарисей, принадлежавший к секте так называемых топальщиков (небольшой группе праведников, которые так усердно истязали себя, ударяя ногами о мостовую, что были живым упреком для менее ревностных верующих и камнем преткновения на пути менее талантливых пешеходов). — Клянусь пятью углами этой бороды, которую мне, как священнослужителю, не дозволено брить! Неужели мы дожили до того, что римский богохульник, язычник и выскочка осмелился заподозрить нас в присвоении священных предметов на потребу плоти? Неужели мы дожили.

— Не станем допытываться о побуждениях филистимлянина[12], — прервал его Абель-Фиттим, — ибо сегодня впервые пользуемся его великодушием, а может быть, жаждой наживы. Поспешим лучше на городскую стену, дабы не пустовал жертвенник, чей огонь негасим под дождями небесными, а дымный столп неколеблем бурями.

Та часть города, куда поспешали наши почтенные гизбаримы и которая носила имя своего строителя царя Давида, почиталась наиболее укрепленной частью Иерусалима, ибо была расположена на крутом и высоком Сионском холме. Вдоль широкого и глубокого кругового рва, вырубленного в скалистом фунте, была воздвигнута крепкая стена. На стене, через равные промежутки, подымались четырехугольные башни белого мрамора, из которых самая низкая имела в вышину шестьдесят, а самая высокая — сто двадцать локтей. Но вблизи Вениаминовых ворот стена отступала от края рва. Между рвом и основанием стены возвышалась отвесная скала в двести пятьдесят локтей, составлявшая часть крутой горы Мориа. Таким образом, взойдя на башню, носившую название Адони-Бэзек, — самую высокую из всех башен вокруг Иерусалима, откуда обычно велись переговоры с осаждавшими, — Симон и его спутники могли видеть неприятельский лагерь с высоты, на много футов превышающей пирамиду Хеопса, а на несколько футов — даже храм Бела[13].

— Воистину, — вздохнул фарисей, опасливо взглянув с этой головокружительной высоты, — необрезанных — что песку в море или саранчи в пустыне! Долина Царя стала долиной Адоммина.

— А все же, — заметил бен Леви, — покажи мне хоть одного неверного — от алефа до тау[14] — от пустыни до крепостных стен, который казался бы крупнее буквы «иод»[15]!

— Спускайте корзину с серебряными сиклями, — крикнул римский солдат грубым и хриплым голосом, казалось, исходившим из подземных владений Плутона, — спускайте корзину с проклятыми монетами, названия которых благородному римлянину не выговорить — язык сломаешь! Так-то вы благодарны нашему господину Помпею, который снизошел до ваших языческих нужд? Колесница Феба — истинного бога! — уже час, как катит по небу, а ведь вы должны были прийти на крепостную стену к восходу солнца. Эдепол![16] Или вы думаете, что нам, покорителям мира, только и дела, что дожидаться у каждой паршивой стены ради торга со всякими собаками? Спускайте, говорю! Да глядите, чтобы ваши дрянные монеты были новенькие и полновесные!

Источник

На стенах иерусалимских, стр. 1

Симон, Абель-Фиттим и Бузи бен Леви были гизбаримами, то есть младшими сборщиками жертвований в священном граде Иерусалиме.

— Ты забываешь, бен Леви, — промолвил Абель-Фиттим, — что римлянин Помпеи, святотатственно осаждающий град Всевышнего, может подозревать, что купленных жертвенных агнцев мы употребим на потребности нашего тела, а не духа.

— Клянусь пятью углами моей бороды! — воскликнул фарисей, принадлежавший к секте так называемых топальщиков (небольшой группе праведников, которые так усердно истязали себя, ударяя ногами о мостовую, что были живым упреком для менее ревностных верующих и камнем преткновения на пути менее талантливых пешеходов). — Клянусь пятью углами этой бороды, которую мне, как священнослужителю, не дозволено брить! Неужели мы дожили до того, что римский богохульник, язычник и выскочка осмелился заподозрить нас в присвоении священных предметов на потребу плоти? Неужели мы дожили.

— Воистину, — вздохнул фарисей, опасливо взглянув с этой головокружительной высоты, — необрезанных — что песку в море или саранчи в пустыне! Долина Царя стала долиной Адоммина.

— Эль Элоим! [17] — воскликнул фарисей, когда резкий голос центуриона прогремел среди скал и замер у стен храма. — Эль Элоим! Что еще за бог Феб? Кого призывает этот богохульник? Ты, Бузи бен Леви, начитан в писаниях необрезанных и жил среди тех, что имеют дело с терафимом [18] ; скажи, о ком толкует язычник? О Нергале? [19] Об Ашиме? [20] О Нибхазе? [21] Тартаке? [22] Адрамелехе? [23] Анамалехе? [24] О Суккот-Бенифе? [25] О Дагоне? [26] Белиале? [27] Ваал-Перите? [28] Ваал-Пеоре? [29] Или Ваал-Зебубе? [30]

— Ни о ком из них. Но не отпускай веревку чересчур быстро; корзина может зацепиться за выступ вон той скалы, и тогда горе нам! — ибо ценности святилища будут из нее извергнуты.

С помощью грубого приспособления тяжело нагруженную корзину спустили в толпу солдат; и сверху было смутно видно, как римляне собрались вокруг; но огромная высота и туман мешали разглядеть, что там делается.

Стричь перестав, седины поднял на лоб непреклонный … Лукан. (лат.) — Перевод: дикий кабан. «Фарсалия, или О гражданской войне», II, 375—376. У Лукана вместо «поднял» — «спустил». …дикий кабан — в английском оригинале каламбур, основанный на созвучии слов «кабан» (boar), и «скука» (bore).

Таммиз — в вавилонской и шумерской религии бог растительности, ежегодно умирающий во время жатвы и оживающий весной. Ему поклонялись и иудеи. Именем Таммуза назван десятый месяц еврейского календаря.

…в лето от сотворения мира три тысячи девятьсот сорок первое — то есть 63 год до нашей эры.

Град Давидов — район Иерусалима, названный по имени полулегендарного царя Давида (конец XI-начало X в. до н.э.), основателя иудейской династии в Иерусалиме.

…последний час четвертой стражи — ночной караул в римском войске делился на четыре стражи (вигилии), продолжительность которых менялась в зависимости от времени года.

Помпеи, Гней (106—48 до н.э.) — римский полководец и политический деятель. В 63 г. до н.э. вторгся на территорию Палестины и после трехмесячной осады взял Иерусалим.

Ваал — языческое божество почв и плодородия у древних семитов.

Пятикнижие — первая часть Библии.

Адонаи — древнееврейское обращение к богу, одно из имен бога Ягве в Библии. Народ Адонаи — богоизбранный народ.

Аммонитяне — древний народ, живший в восточной части Палестины и считавший себя потомками библейского Лота; постоянно враждовал с иудеями.

Сикл — мелкая серебряная монета в древней Иудее и Персии.

Филистимляне — древний народ, населявший восточное побережье Средиземного моря и давший название Палестине (страна филистимлян).

Храм Бела — вавилонский храм огромных размеров, отстроенный царем Навуходоносором в VI в. до н.э.

…от алефа до тау — первая и последняя буквы еврейского алфавита.

Иод — одна из букв еврейского алфавита. Здесь По пародирует выражение «больше, чем буква иод» из популярного в те годы романа Хорейса Смита «Зилла. Повесть о священном граде» (1828).

Эдепол — римское восклицание: «право же!» (буквально: «Клянусь Поллуксом!»).

Эль Элоим — еврейское восклицание: «Боже!»

Терафим — так иудеи называли культ языческого идолопоклонства.

Нергал — бог солнца в вавилонской религии.

Ашима — один из сирийских богов, изображавшийся в виде оленя.

Нибхаз — упоминаемый в Библии идол племен аввийцев (Четвертая книга Царств, XVII, 31).

Тартак — согласно Библии (Четвертая книга Царств, XVII, 31), идол аввийцев, имел образ осла и символизировал силы тьмы.

Адрамелех — в Библии имя ассирийского бога, которому приносили в жертву детей.

Анамелех — ассирийское божество, которому, как и Молоху, приносили человеческие жертвы. Изображался в виде лошади.

Суккот-Бениф — в вавилонской религии божество, о котором говорится в Библии (Четвертая книга Царств, XVII, 30).

Дагон — божество, которому поклонялись филистимляне. Культ Дагона близок культу бога Ваала.

Белиал — в Библии название злого духа. В «Потерянном рае» (I, 490) Дж. Мильтона так назван один из падших ангелов.

Ваал-Перит — согласно Библии (Числа, XXV, 1—9) моавитский бог.

Ваал-Пеор — божество, упоминаемое в Библии (буквально: «Господин горы Пеор», священной горы, расположенной к северо-востоку от Мертвого моря).

Источник

На стенах Иерусалимских (fb2)

Эдгар Аллан По На стенах Иерусалимских

Intonsos rigidam in frontem ascendere canos Passus erat…

Симон, Абель-Фиттим и Бузи бен Леви были гизбаримами, то есть младшими сборщиками жертвований в священном граде Иерусалиме.

— Ты забываешь, бен Леви, — промолвил Абель-Фиттим, — что римлянин Помпеи, святотатственно осаждающий град Всевышнего, может подозревать, что купленных жертвенных агнцев мы употребим на потребности нашего тела, а не духа.

— Клянусь пятью углами моей бороды! — воскликнул фарисей, принадлежавший к секте так называемых топальщиков (небольшой группе праведников, которые так усердно истязали себя, ударяя ногами о мостовую, что были живым упреком для менее ревностных верующих и камнем преткновения на пути менее талантливых пешеходов). — Клянусь пятью углами этой бороды, которую мне, как священнослужителю, не дозволено брить! Неужели мы дожили до того, что римский богохульник, язычник и выскочка осмелился заподозрить нас в присвоении священных предметов на потребу плоти? Неужели мы дожили.

— Воистину, — вздохнул фарисей, опасливо взглянув с этой головокружительной высоты, — необрезанных — что песку в море или саранчи в пустыне! Долина Царя стала долиной Адоммина.

— Спускайте корзину с серебряными сиклями, — крикнул римский солдат грубым и хриплым голосом, казалось, исходившим из подземных владений Плутона, — спускайте корзину с проклятыми монетами, названия которых благородному римлянину не выговорить — язык сломаешь! Так-то вы благодарны нашему господину Помпею, который снизошел до ваших языческих нужд? Колесница Феба — истинного бога! — уже час, как катит по небу, а ведь вы должны были прийти на крепостную стену к восходу солнца. Эдепол! [16] Или вы думаете, что нам, покорителям мира, только и дела, что дожидаться у каждой паршивой стены ради торга со всякими собаками? Спускайте, говорю! Да глядите, чтобы ваши дрянные монеты были новенькие и полновесные!

— Эль Элоим! [17] — воскликнул фарисей, когда резкий голос центуриона прогремел среди скал и замер у стен храма. — Эль Элоим! Что еще за бог Феб? Кого призывает этот богохульник? Ты, Бузи бен Леви, начитан в писаниях необрезанных и жил среди тех, что имеют дело с терафимом [18] ; скажи, о ком толкует язычник? О Нергале? [19] Об Ашиме? [20] О Нибхазе? [21] Тартаке? [22] Адрамелехе? [23] Анамалехе? [24] О Суккот-Бенифе? [25] О Дагоне? [26] Белиале? [27] Ваал-Перите? [28] Ваал-Пеоре? [29] Или Ваал-Зебубе? [30]

— Ни о ком из них. Но не отпускай веревку чересчур быстро; корзина может зацепиться за выступ вон той скалы, и тогда горе нам! — ибо ценности святилища будут из нее извергнуты.

С помощью грубого приспособления тяжело нагруженную корзину спустили в толпу солдат; и сверху было смутно видно, как римляне собрались вокруг; но огромная высота и туман мешали разглядеть, что там делается.

— Мы опоздаем, — вздохнул по прошествии этого времени фарисей, заглядывая в пропасть, — мы опоздаем! Кафалим снимет нас с должности.

— Вот наконец-то сигнал! — воскликнул фарисей. — Сигнал! Подымай, Абель-Фиттим! Тяни и ты, Бузи бен Леви! Либо филистимляне еще не отпустили корзину, либо господь смягчил их сердца, и они положили нам увесистое животное!

И гизбаримы изо всех сил тянули за веревку, а корзина медленно поднималась среди сгустившегося тумана.

— Бошох хи! — вырвалось у бен Леви спустя час, когда на конце веревки обозначилось что-то неясное. — Бошох хи!

Только когда корзина была уже в нескольких футах от гизбаримов, глухое хрюканье возвестило им приближение огромной свиньи.

— Эль Эману! — воскликнули все трое, возводя глаза к небу и выпуская из рук веревку, отчего освобожденная свинья полетела на головы филистимлян. — Эль Эману! С нами бог! Это трефное мясо! [40]

Примечания

Стричь перестав, седины поднял на лоб непреклонный … Лукан. (лат.) — Перевод: дикий кабан. «Фарсалия, или О гражданской войне», II, 375—376. У Лукана вместо «поднял» — «спустил». …дикий кабан — в английском оригинале каламбур, основанный на созвучии слов «кабан» (boar), и «скука» (bore).

Таммиз — в вавилонской и шумерской религии бог растительности, ежегодно умирающий во время жатвы и оживающий весной. Ему поклонялись и иудеи. Именем Таммуза назван десятый месяц еврейского календаря.

…в лето от сотворения мира три тысячи девятьсот сорок первое — то есть 63 год до нашей эры.

Град Давидов — район Иерусалима, названный по имени полулегендарного царя Давида (конец XI-начало X в. до н.э.), основателя иудейской династии в Иерусалиме.

…последний час четвертой стражи — ночной караул в римском войске делился на четыре стражи (вигилии), продолжительность которых менялась в зависимости от времени года.

Помпеи, Гней (106—48 до н.э.) — римский полководец и политический деятель. В 63 г. до н.э. вторгся на территорию Палестины и после трехмесячной осады взял Иерусалим.

Ваал — языческое божество почв и плодородия у древних семитов.

Пятикнижие — первая часть Библии.

Адонаи — древнееврейское обращение к богу, одно из имен бога Ягве в Библии. Народ Адонаи — богоизбранный народ.

Аммонитяне — древний народ, живший в восточной части Палестины и считавший себя потомками библейского Лота; постоянно враждовал с иудеями.

Сикл — мелкая серебряная монета в древней Иудее и Персии.

Филистимляне — древний народ, населявший восточное побережье Средиземного моря и давший название Палестине (страна филистимлян).

Храм Бела — вавилонский храм огромных размеров, отстроенный царем Навуходоносором в VI в. до н.э.

…от алефа до тау — первая и последняя буквы еврейского алфавита.

Иод — одна из букв еврейского алфавита. Здесь По пародирует выражение «больше, чем буква иод» из популярного в те годы романа Хорейса Смита «Зилла. Повесть о священном граде» (1828).

Эдепол — римское восклицание: «право же!» (буквально: «Клянусь Поллуксом!»).

Эль Элоим — еврейское восклицание: «Боже!»

Терафим — так иудеи называли культ языческого идолопоклонства.

Нергал — бог солнца в вавилонской религии.

Ашима — один из сирийских богов, изображавшийся в виде оленя.

Нибхаз — упоминаемый в Библии идол племен аввийцев (Четвертая книга Царств, XVII, 31).

Тартак — согласно Библии (Четвертая книга Царств, XVII, 31), идол аввийцев, имел образ осла и символизировал силы тьмы.

Адрамелех — в Библии имя ассирийского бога, которому приносили в жертву детей.

Анамелех — ассирийское божество, которому, как и Молоху, приносили человеческие жертвы. Изображался в виде лошади.

Суккот-Бениф — в вавилонской религии божество, о котором говорится в Библии (Четвертая книга Царств, XVII, 30).

Дагон — божество, которому поклонялись филистимляне. Культ Дагона близок культу бога Ваала.

Белиал — в Библии название злого духа. В «Потерянном рае» (I, 490) Дж. Мильтона так назван один из падших ангелов.

Ваал-Перит — согласно Библии (Числа, XXV, 1—9) моавитский бог.

Ваал-Пеор — божество, упоминаемое в Библии (буквально: «Господин горы Пеор», священной горы, расположенной к северо-востоку от Мертвого моря).

Тук земли — библейское выражение (Бытие, XLV, 18), означающее плоды земли.

Рака — библейское ругательство (Евангелие от Матфея, V, 22).

Скиния — священный храм у иудеев.

Энгеди — местность на берегу Мертвого моря.

Долина Иосафата — долина вблизи Иерусалима, носящая имя иудейского царя IX в. до н.э.

Нагрудник — имеется в виду драгоценная пластинка, которую носили на груди верховные священнослужители Иудеи.

Хеврон — древний город южнее Иерусалима.

Васан — область на юге Сирии.

Саквебут — древний духовой музыкальный инструмент.

Трефное мясо — иудейская религия запрещает употребление в пищу свиного мяса и считает его нечистым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *