Что влияет на спрос
Какие факторы влияют на спрос?
Тема Спрос и предложение
1.Спрос и факторы, влияющие на него
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Какие факторы влияют на спрос?
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
· вкусы и предпочтения потребителей;
· цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
· запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
· информация о товаре;
· время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Рынок — это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции, и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов. Изменение спроса, изменение предложения, изменения равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли. Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос.
Закон спроса
Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
Виды спроса:
· Спрос на факторы производства (Спрос производства)
Факторы влияющие на спрос
На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:
· изменений предпочтений окружающей среды
· цены установленной на взаимозаменяемые товары
· а также зависит от количества населения.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают )
Различают экзогенный и эндогенный спрос.
Экзогенный спрос —это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.
Эндогенный спрос(внутренний спрос)—образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.
Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.
В самом общем виде ее записывают следующим образом где:
· — величина спроса на рассматриваемый товар;
· цены рассматриваемого и других товаров;
· — потребительский доход;
· — ожидания потребителей относительно будущих цен;
· — денежный доход потребителей;
· — количество потенциальных покупателей;
· — вкусы и предпочтения потребителей;
· — другие факторы.
Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: . Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рисунок ниже).
Изменения происходящие на рынке связанные с количественным предложением товара всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар как правило характеризует возрастание спроса на него.
Равновесные модели
Экономические модели (в том числе и модели равновесия рынка) могут исследоваться с учетом или без учета фактора времени.
Если в модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической.
Мгновенный период
Мгновенный период характеризуется следующими факторами:
· количество произведенных ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными.
· продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса и равновесная цена определяется только кривой спроса
· как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров).
Краткосрочный период
В краткосрочном периоде:
· часть факторов производства является постоянной, а часть переменной.
Продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия.
· кривая предложения состоит из двух участков, где Q* — максимально возможный объем производства при данных мощностях.
· рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом — на вертикальном отрезке кривой SS.
Долгосрочный период
Для долгосрочного периода характерно то, что:
· все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов производства.
· в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид:
горизонтальной линии — издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены.
возрастающей линии — издержки увеличиваются, например. из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены.
убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен.
Равновесие по Маршаллу
Процесс взаимодействия спроса и предложения по Маршаллу описывается уравнением:
· ∆P(Q) — превышение ценой спроса цены предложения при данном объеме продаж Q.
Если данное превышение есть величина положительная, то объем предложения возрастает. Если отрицательная, то объем сокращается. Условием равновесия будет равенство ∆Qd(p)= 0.
Равновесие при нулевой цене
Случай свободных ресурсов.
Неопределенность равновесия
Наличие у линий спроса и предложения общего сегмента — либо горизонтального, либо вертикального.
Экономическое равновесие
Общая теория равновесия базируется на следующих постулатах:
· основным инструментом жизни общества служит регулируемый рынок, а важнейшим видом деятельности является производство товаров и услуг;
· экономическая деятельность осуществляется в условиях свободной конкуренции под контролем государства, а цены складываются под влиянием спроса и предложения;
· цель производителей — получение максимальной прибыли;
· цель потребителей — получение максимальной полезности при минимальных затратах в удовлетворении своих потребностей;
· макроэкономическое равновесие выступает как результат совместных действий государства и бизнеса, факторов производства, спроса и предложения.
В настоящее время существует достаточно много моделей макроэкономического равновесия, специфику которым придают авторские взгляды на проблему и попытки кристаллизовать в них главные экономические интересы субъектов экономической деятельности. Из всей их совокупности можно выделить некоторые основополагающие модели.
Наиболее известные модели экономического равновесия и их авторы:
· Ф. Кенэ — описал простое воспроизводство на примере экономики Франции XVIII столетия;
· К. Маркс — составил схему простого и расширенного капиталистического общественного производства и обращения (воспроизводства);
· В. Ленин — расширил схему капиталистического расширенного воспроизводства за счет изменения органического строения капитала;
· Л. Вальрас — предложил модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
· В. Леонтьев — описал модель «Затраты — выпуск»;
· Дж. М. Кейнс — создал модель краткосрочного экономического равновесия;
· Дж. Нейман — предложил модель равновесной расширяющейся экономики.
Различаются следующие виды равновесия: частичное, общее, реальное и устойчивое. Наиболее известная и подробная модель равновесия в условиях государственного регулирования экономики разработана Дж. М. Кейнсом.
Еще заметнее позиция Кейнса при обсуждении им общеэкономических государственных вопросов. Традиционно считалось, что богатство нации определяется его ресурсами и сбережениями. Однако Кейнс считал, что богатство нации определяется её возможностями тратить. Не следует бояться потратить активы, которые могут превратиться в хлам. Отсюда основная идея кейнсианства: надо тратить и тратить, прежде всего, в виде инвестиций. Именно это обеспечивает экономический рост и соответственно ликвидацию безработицы и бедности.
3. Эластичность спроса и предложения
Анализ спроса и предложения, позволил выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон — закон спроса и предложения. Однако часто исследователю бывает недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объема спроса на товар, нужна более точная количественная оценка, ибо указанное сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым.
Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.
Концепция эластичности в экономической теории появилась достаточно поздно, но очень быстро стала одной из фундаментальных. Общее понятие эластичности пришло в экономику из естественных наук. Впервые термин «эластичность» был использован и применен в научном анализе известным ученым XVII в., физиком и химикомРобертом Бойлем (1626-1691) при изучении свойств газов (знаменитый закон Бойля-Мариотта).
Введение эластичности в экономический анализ имеет огромное значение:
· с одной стороны, коэффициент эластичности — это инструмент статистических измерении, в том числе активно используемый в маркетинговых исследованиях (консалтинговые фирмы в США берут от 50 000 до 75 000 долл. за подсчет эластичности для частных фирм);
· с другой стороны, концепция эластичности служит важным инструментом экономического анализа, поскольку в науке недостаточно только измерить, необходимо еще и уметь объяснить полученный результат.
Сегодня нет ни одного раздела экономики, где бы не использовалось понятие эластичности: анализ спроса и предложения, теория фирмы, теория экономических циклов, МЭО, экономические ожидания и т.д.
Наиболее общее определение эластичности — отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной.
Для рассматриваемых нами функций спроса и предложения такими независимыми переменными могут быть цены данного или других товаров, уровень доходов, издержек и т.д.
Коэффициент эластичности
Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.
Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.
Детерминанты — это факторы оказывающие воздействие на спрос или предложение.
Различные товары различаются между собой по степени изменения спроса под воздействием того, или иного фактора. Степень реации спроса на эти товары поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.
Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменению основных факторов (ценой товара, ценой товара аналога, дохода потребителя).
Свойства эластичности
Из определения эластичности и приведенных выше формул можнор вывести основные свойства эластичности:
1. Эластичность — это безмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры.
2. Эластичность взаимно обратных функций — взаимно обратные величины:
· Ed — эластичность спроса по цене;
· Ep — эластичность цены по спросу;
3. В зависимости от знака при коэффициенте эластичности между рассматриваемыми факторами может иметь место:
· Прямая зависимость, когда рост одного из них вызывает увеличение другого и наоборот, например эластичность спроса на товары по потребительскому доходу E >0;
· Обратная зависимость, когда рост одного из факторов предполагает убывание другого, например эластичность спроса по ценам E 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.
· E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;
Факторы, влияющие на спрос и предложение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предложение – это совокупность находящихся на рынке товаров и услуг, т.е. объем произведенной продукции, который производитель готов продать потребителю по определенной цене.
Факторы, влияющие на спрос
Спрос может быть индивидуальным или совокупным. Через индивидуальный спрос выражена денежная форма потребностей покупателя. Совокупный спрос представляет собой платежеспособную потребность в целом общества (государство, предприятия и население).
Определение рыночного спроса связано с суммированием величин спроса, который предъявляет каждый потребитель при различных ценах. Можно говорить о наличии обратно пропорциональной зависимости цены и величины спроса, иначе говоря, в одинаковых условиях, при неизменности остальных факторов, из-за снижения цены возрастает величина спроса. Таким образом, величина спроса обратно зависит от изменения цены за единицу товара.
Неценовые факторы также могут привести к изменению величины спроса, среди них:
Готовые работы на аналогичную тему
Факторы, влияющие на предложение
Ценовые факторы, влияющие на предложение, связаны с тем, что при соблюдении равенства прочих условий рост предложения взаимосвязан с ростом цены.
Среди неценовых факторов, влияющих на предложение:
Взаимодействие спроса и предложения
Координация спроса и предложения осуществляется с помощью ценовых механизмов и конкуренции. Такое взаимодействие позволяет сформировать равновесную цену, при которой достигает баланс величины спроса и величины предложения. Равновесие рынка означает такое его состояние, для которого при определенной цене устанавливается равенство спроса и предложения. При отклонении от рыночного равновесия может возникать дефицит или избыточное предложение.
Ценовая эластичность товара может быть выражена двумя вариантами. Во-первых, независимо от изменения цен, не меняется величина спроса – это абсолютно неэластичный спрос. Во-вторых, падение цен ниже определенного уровня не означает предела процесса реализации товара – это абсолютно эластичный спрос.
Неценовые факторы эластичности товара:
Спрос и предложение
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на спрос.
Спрос – Количество продукта, которое потребители желают и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного времени при прочих равных условиях.
Закон спроса – при прочих равных условиях, чем ниже цена на товар, тем больше спрос или наоборот. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
Факторы, влияющие на спрос:
— Предпочтения и вкусы потребителей.
Зависит от таких факторов как реклама, мода, качество товаров, обычаи.
— Уровень доходов у населения.
Повышение доходности населения приводит к повышению спроса на товары.
— Изменение цен на взаимозаменяемые товары.
При повышении цены на такой товар потребитель может выбрать альтернативу такому товару.
Если потребители ожидают изменения цен в связи с какими-то факторами, это может повлиять на желание купить нужный товар в данный момент, соответственно это влияет на спрос.
— Эффект отложенного спроса.
Сезонность спроса. В зависимости от времени года спрос может изменяться.
Предложение, закон предложения, факторы, которые влияют на предложение.
Предложение – способность производителей предоставить товар потребителю по определенной цене. Объем предложения зависит от объема производства.
Закон предложения – между ценой и уровнем спроса существует положительная (прямая) зависимость, с повышение цены возрастает предложение или наоборот.
Цена на ресурсы, используемые в производстве. Чем больше цена на ресурсы, тем меньше производитель получает прибыль. Соответственно у производителя меньше желания производить товар.
Технологическое усовершенствование обычно приводит к рационализации использования ресурсов. Соответственно затраты на ресурсы снижаются. Можно произвести больше товара, соответственно предложение возрастает.
Обычно каждый производитель стремится к максимизации прибыли, что увеличивает предложение. Но производитель может преследовать другие цели. Допустим, производить товар с меньшим загрязнением окружающей среды. Это может привести к меньшему объему производства, к меньшему предложению.
Налоги ведут к увеличению расходов и уменьшению предложения, субсидии ведут к уменьшению расходов.
— Цены на другие товары.
Резкое повышение цен на нефть может увеличить предложение угля.
Ожидание инфляции, возможные инвестиции.
— Количество производителей на рынке.
Чем больше производителей занимаются выпуском товара, тем больше предложение.
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие – ситуация когда спрос равен предложению. Считается что это идеальная ситуация на рынке, к которой нужно стремится. Все производители стремятся, чтобы спрос был равен предложению.
Типы рыночного равновесия:
Возрастает спрос, но производители не могут увеличить предложение. Тогда равновесие устанавливается путем повышения цены до того момента, пока не установится рыночно равновесие.
При повышении спроса предложение повышается путем дополнительно загрузки производственных мощностей.
Достигается путем расширения производственных мощностей или организации новых предприятий по производству товара.
Эластичность спроса
Эластичность спроса – реакция потребителя на изменение цены товара.
Если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, то товар считается эластичным.
— Абсолютно эластичный спрос.
Существует только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены могут привести к нулевому или неограниченному спросу.
— Абсолютно неэластичный спрос.
Вне зависимости от изменения цены спрос будет одинаковым.
Эластичность предложения
Эластичность предложения – степень чувствительности предложения на изменение цены предлагаемого для потребителя товара.
Виды эластичности предложения:
Предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.
При изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.
— Абсолютно неэластичное предложение.
Как бы не изменялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.
— Абсолютно эластичное предложение.
Существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.
Discovered
О финансах и не только…
Факторы, влияющие на величину спроса и предложения
В условиях современной рыночной экономики величина спроса и предложения изменяется под воздействием ряда факторов. Обобщенно эти факторы можно разделить на 2 группы:
Цена — основной фактор, воздействующий на спрос и предложение
Цена — это основной фактор, от которого зависит величина спроса или предложения. Именно цена положена в основу механизма действия закона спроса и закона предложения.
Закон спроса гласит, что чем ниже цена товара, тем большее количество товара хотят и могут купить потребители, т.е. между ценой товара и величиной спроса установлена обратная зависимость.
Закон предложения утверждает, что чем выше цена, тем большее количество товара готовы произвести и продать производители, т.е. между ценой и величиной предложения прослеживается прямая зависимость.
Неценовые факторы спроса и предложения
Механизм действия закона спроса и закона предложения может быть нарушен под воздействием различных неценовых факторов. Рассмотрим ключевые из них.
Факторы спроса
Можно выделить следующие основные неценовые факторы, оказывающие влияние на величину спроса:
Неценовые факторы могут воздействовать на спрос как по отдельности, так и в совокупности (кумулятивно).
Факторы предложения
Предложение также может зависеть не только от цены, но и от определенных неценовых факторов среди которых можно отметить следующие: