Что влияет на спрос товаров и услуг кофейни
Discovered
О финансах и не только…
Факторы, влияющие на величину спроса и предложения
В условиях современной рыночной экономики величина спроса и предложения изменяется под воздействием ряда факторов. Обобщенно эти факторы можно разделить на 2 группы:
Цена — основной фактор, воздействующий на спрос и предложение
Цена — это основной фактор, от которого зависит величина спроса или предложения. Именно цена положена в основу механизма действия закона спроса и закона предложения.
Закон спроса гласит, что чем ниже цена товара, тем большее количество товара хотят и могут купить потребители, т.е. между ценой товара и величиной спроса установлена обратная зависимость.
Закон предложения утверждает, что чем выше цена, тем большее количество товара готовы произвести и продать производители, т.е. между ценой и величиной предложения прослеживается прямая зависимость.
Неценовые факторы спроса и предложения
Механизм действия закона спроса и закона предложения может быть нарушен под воздействием различных неценовых факторов. Рассмотрим ключевые из них.
Факторы спроса
Можно выделить следующие основные неценовые факторы, оказывающие влияние на величину спроса:
Неценовые факторы могут воздействовать на спрос как по отдельности, так и в совокупности (кумулятивно).
Факторы предложения
Предложение также может зависеть не только от цены, но и от определенных неценовых факторов среди которых можно отметить следующие:
Объяснить, какие неценовые факторы и как могут повлиять на изменение спроса на кофе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:53, контрольная работа
Краткое описание
Содержание
1 Определение кофе.Спрос, величена спроса и его цена. стр. № 4
2 Неценовые факторы стр. № 5
Заключение стр. № 10
Список литературы стр. № 11
Вложенные файлы: 1 файл
микроэкономика инд.зад.docx
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
Минский филиал МЭСИ
по дисциплине: « микроэкономика»
на тему:« Объяснить, какие неценовые факторы и как могут повлиять на изменение спроса на кофе».
Выполнил: Фарейторова О.М
Проверил: Герасимов Е.Л
Определение кофе.Спрос, величена спроса и его цена.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Цель этой работы – изучить, что такое спрос и предложение, рассмотреть влияние неценовых факторов на спрос и предложение.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — факторы, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке, за исключением цен на товары, услуги (доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменящх товаров, запасы и др.).
Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одно или другое, то не будет и спроса. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 100 тыс. руб., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.
Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.
В том случае когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.
Неценовые факторы спроса, то есть параметры, влияющие на объем покупок потребителя и вызывающие сдвиг его кривой спроса:
• цена заменяющего товара (субститута);
• цена дополняющего товара (комплемента);
Цена заменяющего товара
Товарами-заменителями называют такие товары, которые имеют для потребителя близкие, похожие свойства и удовлетворяют одну потребность, то есть потребитель может заместить потребление одного блага потреблением другого. Например, чай и кофе.
Если цена на заменяющий товар (кофе) поднимется, то как это изменит спрос на данный товар (чай)? Мы уже знаем, что изменение цены товара меняет величину спроса. Соответственно, при повышении цены на кофе объем спроса на него снизится. Следовательно, потребители будут склонны частично заменить подорожавший товар (кофе) относительно более дешевым товаром (чай) и начнут покупать больший объем чая при каждом из возможных уровней его цены. За счет этого спрос на чай вырастет. Таким образом, рост цены на товар-заменитель приводит к увеличению спроса на данный товар (рис. 3).
Рис. 3 Влияние роста цены заменяющего товара на кривую спроса рассматриваемого блага
При снижении цены товара-заменителя потребитель начинает больше покупать относительно более дешевого товара-заменителя и сокращает потребление данного товара. Например, если бы кофе подешевел, то спрос на чай сократился бы.
Цена дополняющего товара
Дополняющими товарами называют такие товары, которые вместе удовлетворяют некоторую потребность (например, лыжи и лыжные ботинки).
Если цена дополняющего товара (лыжных ботинок) поднимется, то как это изменит спрос на рассматриваемый товар (лыжи)? При повышении цены лыжных ботинок величина спроса на них снизится. Следовательно, на рынке будет покупаться меньший, по сравнению с тем, что было раньше, объем лыжных ботинок. А поскольку лыжи и лыжные ботинки обычно приобретаются в комплекте, потребителям необходимо будет меньшее количество лыж, чем то, которое они покупали раньше, причем независимо от их цены. Спрос на лыжи снизится (потребители начнут покупать меньший объем лыж при каждом возможном уровне цены). Таким образом, рост цены дополняюiцего товара приводит к снижению спроса на данный товар (рис. 4).
При снижении цены дополняющего товара потребитель начинает покупать его в большем количестве и увеличивает потребление дополняемого товара. То есть, при снижении цены дополняющего товара спрос на рассматриваемый товар возрастает.
Рис. 4 Влияние роста цены дополняющего товара на кривую спроса рассматриваемого блага
Для того чтобы определить, как изменение дохода повлияет на спрос, необходимо вспомнить о том, что экономические блага, с точки зрения потребителя, разделяются на нормальные и инфериорные.
Рис. 5 Изменение спроса под воздействием роста дохода
Налоги на потребителей
Цена, уплачиваемая потребителем, является для него затратами, которые он несет при покупке. Налоги (будем обозначать сумму налога Тх, от англ. tах) увеличивают значение общей стоимости покупки. Таким образом, введение или повышение налога для потребителя равносильно тому, что он должен заплатить более высокую цену за каждую единицу товара. В результате спрос на товар снижается, поскольку, помня о налоге, за сам товар он теперь готов заплатить меньшую цену при каждом из возможных объемов покупки. Снижение же или отмена налога приводит к росту спроса на товар.
Рис. 6 Изменение спроса под воздействием налога
Субсидии (трансферты) потребителям
Рис. 7 Изменение спроса под воздействием транс ферта
Рис. 8 Изменение спроса под воздействием числа потребителей
Ожидания потребителей относительно будущих событий изменяют спрос на данный товар уже в настоящем. Допустим, вы узнали, что очередная партия мобильных телефонов задержана на таможне, и предполагаете, что это приведет к росту их цены в будущем. Каковы будут ваши действия? Если вы вообще не собирались покупать мобильный телефон, то есть у вас нет спроса на этот товар, то данная информация не окажет на вас никакого влияния. Если же вы планировали покупку, то пойдете в магазин и купите данный товар сегодня по более низкой цене, вместо того чтобы покупать этот же товар в будущем по более высокой. Таким образом, вы увеличиваете спрос на данный товар уже сегодня. Если же вы, наоборот, рассчитываете на то, что цены на мобильные телефоны в будущем после прекращения всех таможенных скандалов снизятся, вы отложите покупку данного товара и подождете снижения цен. В этом случае спрос на товар в текущий момент снизится.
Рис. 9 Изменение спроса под воздействием ожиданий потребителей
Вкусы и предпочтения потребителей
Под этим термином понимают то, насколько данный товар нравится (или не нравится) потребителю. Если мнение потребителя о данном товаре улучшилось, например, под воздействием рекламы, отзывов окружающих или моды, то спрос на него возрастет. Потребитель будет готов приобрести при данной цене больший объем товара или же заплатить более высокую цену за данное количество товара.
На спрос оказывают воздействие как цена, так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—количество спрашиваемой продукции».
Существует множество других причин, оказывающих влияние на спрос потребителя. Это могут быть какие-то личные мотивы потребителя, погодные условия, политические события и т.д.
7 факторов, которые влияют на доход точек с кофе навынос
Сразу уточним, о чем именно мы расскажем в этой статье. Первое — это кофейни в формате «кофе с собой», а доход — это прямая выручка заведения. Мы не будем учитывать такие экономические факторы, как прибыль от более выгодных условий поставки или оптимизация налогообложения. Эта статья будет полезна для тех, кто уже управляет или только планирует запускать заведение следующих форматов:
передвижные кофейни: авто-вело-мото или на базе прицепа;
кофейни площадью от 2 до 50 квадратных метров;
островки в торговых и бизнес-центрах.
Факторы, которые напрямую влияют на прибыль, всегда зависят от типа продукта, а он, в свою очередь, зависит как раз от формата заведения. В любом случае для вашего бизнеса меняться может только приоритетность:
Чаще всего факторы располагаются по значимости именно в таком порядке. Каждый отдельно взятый фактор можно расписывать далеко не на одну страницу, но мы постараемся сделать это кратко и по существу. Объясним, как они влияют на прибыль и что стоит делать, чтобы улучшить свои показатели. Начнем по порядку.
Чек-лист по запуску ресторана
Открываете ресторан? Скачайте полный список задач перед открытием заведения, чтобы не упустить ничего важного.
Удобство расположения кофейни
Во всех бизнес-планах кофейни советуют измерять проходимость места и высчитывать конверсию — какой процент людей из проходящего потока зайдут именно к вам на чашку кофе, а уже потом строить планы на основании полученных цифр. Чаще всего в реальной жизни такие потоки отличаются от расчетных. Например, не учли погодный фактор или сезонность — сразу же начинает «прыгать» и конверсия. Эти данные трудно поддаются прогнозированию, поэтому вычислять их можно после того, как кофейня уже запустилась.
На что нужно смотреть при выборе локации для кофейни?
Условно можно выделить два основных момента:
Наличие барьеров, которые могут помешать посетителю зайти к вам.
Наличие конкурентов в локации. Привыкли ли люди к тому, что в окрестностях есть заведение, где можно выпить кофе.
Как определить, что локация утвердилась как «кофейная»?
Место, где останавливаются выпить кофе, можно определить такими способами:
Немного проще определить это по оставленным или выброшенным в урну стаканам, размешивателям и окуркам. Логично предположить, что клиент должен остановиться, чтобы заказать и выпить кофе. Наблюдая за локациями, где они обычно стоят, вы поймете, где нужно размещать свое заведение.
Не бойтесь конкурентов. Самые прибыльные кофейни обычно работают в локациях, которые уже привычно считаются «кофейными». Гораздо проще откусить кусочек от огромного пирога, просто проявив внимание к деталям в вашем заведении, чем с нуля раскручивать локацию, где люди никогда не ожидали увидеть кофейню.
Если вы уже открыли кофейню, проанализируйте, что может мешать вашим клиентам сделать у вас покупку. Например, это может быть закрытое окно или дверь. Понятно ли клиенту, куда нужно заходить, где размещать заказ? Присмотритесь к этим моментам со стороны — некоторые простые и очевидные вещи могут вас неприятно удивить. В итоге фактор выбора локации — один из самых весомых для передвижных кофеен и кофеен микроформата (до 20 квадратных метров), которые не могут самостоятельно генерировать или корректировать поток клиентов. Для авторских кофеен или заведений мини-формата (40 квадратных метров и более) влияние локации менее значимо.
Экстерьер и интерьер, концепция заведения
Здесь все просто: внешний вид заведения должен соответствовать его концепции. Что вы готовите, для кого и что понравится вашим клиентам? Ответы на эти вопросы помогут вам подобрать концепцию заведения, а затем создать проект-визуализацию. Но и тут есть нюанс. Бывают такие предприниматели, которые открывают лакшери-кофейню, с отличным дизайном и интерьером: плитку укладывали итальянские мастера, эскизы мебели рисовал французский дизайнер и т. д.
Проблема в том, что такое место настолько отличается от стереотипа клиента о том, как должна выглядеть кофейня, что туда попросту никто не заходит. Люди боятся ошибиться и выглядеть глупо: вдруг у вас вообще не подают кофе? Конечно, если ваша целевая аудитория — ограниченный круг лиц, которые моментально адаптируются к любой ситуации и с радостью будут распутывать головоломки и ребусы, размещенные на вывеске, то почему бы и нет.
Чаще всего клиенты приходят в такие заведения, чтобы подтвердить свой статус гурмана или обеспеченного человека, показать себе и другим, что они разбираются в кофе и могут позволить себе выпить чашечку эспрессо с задумчивым выражением лица, многозначительно спросить, на каком кофе вы работаете, и утвердительно покачать головой. Редко встречаются кофеиновые маньяки, которые готовы выпить что угодно и где угодно, лишь бы повысить дозу кофеина в крови.
Кофейня должна быть красивой, выделяющейся, так как вас должны сразу заметить, возможно, интересной и авторской, но при этом нужно соответствовать представлению клиента о внешнем виде кофейни. Просто слова «Кофейня» на вывеске или рисунка с чашечкой кофе будет недостаточно. Образ всегда воспринимается целиком, и создание индивидуального, но понятного образа — это серьезная задача.
Что нужно сделать:
Время на ответ — пару секунд, не более. Иначе вы получите смазанный и, скорее всего, положительный отзыв, не соответствующий действительности. Из ответов вам будет понятно, готова ваша концепция или нужно еще поработать над ней. В итоге вы должны добиться того, чтобы все ответы были положительными.
Уровень обслуживания
Под словами «уровень обслуживания» скрывается целая система взаимосвязанных факторов. В нашем контексте мы выделим такие элементы:
Внешний вид бариста
Скрипты и речевые заготовки
Регламент работы с покупателем
Гигиеничность и чистота в кофейне
Эти факторы влияют в большей степени на повторные продажи, чем на привлечение новых клиентов. Тем не менее можно потерять клиентов даже на этапе привлечения, если бариста за стойкой будет ковыряться в носу, невнятно или грубо отвечать на вопросы о продукте.
Внешний вид бариста
Пожалуй, самое банальное: бариста должен выглядеть опрятно. Введите правила обязательного соответствия прописанным нормам внешнего вида. Закрепите, как должны быть собраны волосы, какой макияж и маникюр допустим, а какой нет. С другой стороны, яркая внешность бариста может сыграть вам на руку. Здесь нужно привить чувство стиля. Конечно, человек за стойкой должен внешне отличаться от посетителей, поэтому не забудьте о форме.
Обязательный элемент формы — фартук, также правилом хорошего тона будет считаться светлая рубашка, хотя в наших реалиях это встречается далеко не везде.
Скрипты и речевые заготовки
Это даст вам возможность заранее продумать модель разговора с клиентом и внедрить определенные элементы. Но в то же время не привязывайтесь жестко к скрипту, иначе ваш бариста будет говорить как робот. Постройте модель разговора, которая будет меняться в зависимости от ситуации.
Дальше идет регламент, который подразумевает под собой общую модель поведения бариста: как он должен встретить клиента, как поступить, когда собралась очередь, как установить зрительный контакт и даже как поддерживать хорошее настроение. Делать это надо таким образом, чтобы его улыбка не казалась наигранной и фальшивой.
По большому счету именно заготовленные речевые модули, регламент, а главное — их внедрение станут одними из ваших ценнейших активов. Этот фактор оказывает ключевое влияние на повторные продажи (70% успеха) в кофейни любого формата.
Надеемся, что напоминать про чистоту и санитарные нормы не стоит. Это должно быть по умолчанию.
Подача напитка в кофейне
Но там, где клиент торопится, вы ограничены в инструментах подачи. Несмотря на это, здесь тоже есть важные моменты, которые не стоит игнорировать:
Стаканы. Интересный факт: в Украине наибольшей популярностью среди конечных потребителей пользуются гофрированные стаканы, тогда как в России — двухслойные. И еще один момент: на стакане при подаче напитка уже должна быть крышка.
На что подаем. Это может быть блюдце, салфетка, или можно поставить напиток просто на стол. Да, возможно, не каждый клиент обратит внимание на то, что находится под стаканом с кофе, но без этого атрибута картина подачи будет неполной.
Что подаем к кофе. Уверены, что вы часто встречали какую-то печеньку или шоколадку, которую бесплатно дают к кофе. Важно не делать из этого что-то невероятное, говорить, что это бонус или подарок. Клиент лучше всего воспринимает такие сладости как комплимент, например: «Вот ваш напиток, пожалуйста, и небольшой комплимент от бариста. Заходите к нам снова!»
Поставьте себя на место клиента. Не забывайте, что клиент хочет от вас не только хороший кофе, но и внимание, уважение. Подумайте, в каком виде вы хотите получить ваш напиток, как он должен выглядеть, чтобы вы чувствовали себя лучше.
Восприятие вкуса вашего напитка на треть состоит из настроения клиента и его ожиданий и на две трети зависит от объективных вкусовых качеств.
Механизмы привлечения клиентов в кофейню
Здесь все просто: реклама. Если у вас есть возможность поставить точку с вашим заведением на картах Google Maps и 2ГИС, обязательно сделайте это. Есть время вести Instagram? Создавайте аккаунт для своей кофейни. Если у вас большой проходящий поток, ставьте барьеры, чтобы клиенты проходили ближе к вашему заведению или хотя могли вас заметить. И не забудьте про агрегаторы отзывов, такие как TripAdvisor. Подробнее об этом можно почитать в нашей отдельной статье «Как продвигать заведение в интернете».
Механизмы привлечения можно условно разделить на онлайн- и офлайн-инструменты
К офлайн-инструментам относятся те, которые вы можете задействовать у себя на точке. К ним относятся:
Вывеска у входа, окна выдачи
Световые раздражители, мерцающая надпись
Звуковые раздражители, музыка
Работа промоутера возле кофейни
Раздача листовок среди целевой аудитории (не нужно ждать, пока ваш клиент будет проходить мимо, вручите ему пригласительный, например, в его офисе)
Poster — система автоматизации кафе и ресторанов
Одна POS-система решает все вопросы: онлайн-касса, склад, финансы, аналитика, CRM.
Онлайн-инструменты:
Реклама в тематических чатах
Реклама в чатах жилых комплексов и массивов
Продвижение аккаунта в социальных сетях (для кофеен лучше всего работает Instagram)
Добавление точки с заведением на карты
Реклама в навигаторах
Размещение в обозревателях заведений
Напиток
Да, как ни удивительно, но конечный продукт вашей кофейни не является основным фактором прибыли. Сегодня просто готовить качественный кофе уже мало. Но это не означает, что вы можете сделать идеальную кофейню только благодаря организации работы, дизайну и маркетингу.
Обратите внимание: качество напитка в больших сетях обычно не самое лучшее, а прибыль от этого не страдает. Нужно определить для себя так называемый «достаточный уровень качества».
Когда вы делаете что-то выше этого уровня, например улучшаете качество зерна, которое используется для приготовления напитка, или используете профессиональную кофемашину это уже не будет играть роль. Можно даже довести ситуацию с улучшением до абсурда, когда ваш напиток не будет принят клиентом, потому что он не поймет, зачем это все нужно и почему так изменился вкус. Один и тот же напиток будет разным для гурмана и для любителя. Для гурмана ваше кофе может быть таким: «С ярко выраженными ягодными нотками, легкий аромат цитруса, средней обжарки. Можно выделить первичные вкусовые качества, не отвлекаясь на вторичные вроде карамельного послевкусия». А от среднестатистического клиента вы услышите: «У вас кофе кислый какой-то».
Главное условие — напиток должен нравиться вам лично. Если это так, значит, все отлично, если нет — дорабатывайте.
Важное замечание: доверия к монопродуктовым заведениям больше. Не раздувайте меню кофейни, хватит одной страницы формата A4 и не мелким шрифтом.
Программа лояльности
Еще один элемент, важный для повышения повторных продаж. Существуют различные формы такой программы: визитка с 5-м, 10-м, 15-м напитком в подарок, бонусы за приведенного друга, еженедельные розыгрыши подарков и т. п.
Скажем честно, такие программы уже устарели и сейчас малоэффективны. В среднем только 10–12% клиентов носят с собой карточки и визитки.
Сейчас самые интересные для внедрения программы — те, где карточка создается по номеру телефона клиента, прямо на месте, без длительной процедуры регистрации. Вы сможете проследить, какие напитки клиент обычно заказывает, и, если бариста не отличается отменной памятью, блеснуть фразой «Вам как обычно, латте с кокосовым сиропом?». Уверяем, это даст дополнительные 100 баллов лояльности вам и несколько лишних купюр чаевых вашему бариста.
Итоги
В любом случае все эти факторы сильно влияют на то, будет ли кофейня приносить прибыль. Но это без учета эффекта силы бренда и масштаба — это уже немного другая тема. Независимо от того, действующий вы ресторатор или только планируете начать, всегда держите в голове эти семь факторов. И помните: деньги, которые вы не считаете, — это потерянные деньги. Обязательно устанавливайте систему учета и считайте доходы с самого начала, чтобы не удивляться, почему у вас такие убытки. А лучше обращайтесь за советами и аудитом к профессионалам, которые открыли не одну сотню успешных заведений. Например, к Владимиру Сокотуну, эксперту компании #familykava, материалы которого мы использовали при подготовке этой статьи.
Полезные советы, статьи, вебинары о ресторанном бизнесе