Что влияет на социализацию человека
Признаки и факторы социализации личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие социализации
Личностью и субъектом деятельности человек становится в процессе социализации. Социализация – это, во-первых, усвоение индивидом социальных норм, а во-вторых, освоение им социальных ролей, которые приняты в данном обществе.
Начинается социализация с рождения ребенка и заканчивается в старости, т.е. продолжается в течение всей жизни человека. Именно социализация объясняет как человек, являясь биологическим существом, превращается в существо социальное.
Социализация не поддается манипулированию или искусственному управлению, её нельзя ускорить. В ходе этого кумулятивного процесса происходит накапливание социальных навыков и знаний.
Социализация делится на две стадии по степени своей завершенности – это социализация начинающаяся и завершающая. Первая стадия социализации в основном область приписываемых статусов, а вторая стадия – это сфера достигаемых.
Выделяют первичную и вторичную социализацию, которые связывают с первой и второй половиной жизни и с формальными и неформальными институтами. Подобное деление процесса социализации получило название формально-хронологического.
Ряд ученых считает, что первичная социализация тоже продолжается всю жизнь, и нет смысла делить этот процесс по половинам жизни.
Существует и вторая точка зрения, которая является более убедительной. Американский социолог Ч. Кули в начале XX века ввел два термина – «первичная группа» и «вторичная группа», если первая группа – это знакомые люди, то вторая группа – люди незнакомые.
В первичных группах люди, как правило, знают друг друга, имеют доверительные неформальные отношения – это, прежде всего, семья, а также группа ровесников. Вторичную социальную группу представляют: армия, институт, школа, суд и др. (т.е. это сфера социальных, деловых, формальных отношений).
Формальные отношения регулируются каким-нибудь документом и, понятно, что при неформальных отношениях таких документов нет, например, неформальные отношения членов семьи.
Готовые работы на аналогичную тему
Надо сказать, что те и другие отношения человеку необходимы, особенно для полноценной социализации. Процесс социализации будет тем более полноценным, чем более разнообразным будет опыт общения и взаимодействия индивида.
Факторы социализации
На человека оказывает влияние множество разных обстоятельств, требующих определенного поведения и активности. Сколько будет этих обстоятельств или вариантов их сочетания, столько и будет факторов социализации.
Получается, что далеко не все факторы социализации известны, а известные ещё не изучены до конца. Факторы социализации классифицированы, а наиболее логичной считают классификацию, предложенную А.В. Мудриком.
Основные факторы социализации он объединил в три группы:
Макрофакторы, как правило, оказывают влияние на социализацию всех жителей планеты.
К мезофакторам он относит группы людей, которые выделяются по национальному признаку, по принадлежности к аудитории.
Микрофакторы оказывают непосредственное влияние на человека. Социологи считают, что микрофакторы на развитие человека влияют через агентов социализации. Состав агентов на разных этапах жизни будет специфичен, например, агентами по отношению к детям выступают родители, братья и сестры, родственники, учителя.
В молодые годы в состав агентов могут входить коллеги по работе, учебе, а также супруг или супруга, в зрелом возрасте – уже собственные дети, в пожилом – члены их семей.
Для социализации существует набор средств, они, как правило, специфичны для определенного социального слоя, определенного общества, для возраста человека. В качестве примера можно привести методы поощрения и наказания в семье, вскармливание младенца и уход за ним.
Хорошо организованные социальные группы имеют большие социализирующие возможности, но социальные группы по возможности оказать воздействие на личность, далеко неравнозначны.
Семья оказывает наибольшее влияние на дошкольников, для подросткового и юношеского возраста действенным будет влияние групп сверстников.
Для зрелого возраста значение уже имеют трудовой коллектив, отдельные личности, сословие.
На протяжении всей жизни человека сохраняются такие факторы социализации, как этнос, ментальность, нация. Ученые считают, что макрофакторы социализации прямо или опосредовано, влияют на становление личности и придают этому большое значение. Без учета макрофакторов нельзя разработать даже научно обоснованную региональную программу социализации молодого поколения.
Нельзя не учитывать тот факт, что на одну личность большое влияние оказывает другая авторитетная личность.
Сегодня ученые говорят, что факторы социализации являются развивающей средой и она не случайна. Среда должна быть спроектирована и хорошо организована. В развивающей среде необходимо господство гуманизма, доверия, безопасности, возможность личностного роста. Личность в этой среде должна иметь возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития.
Если факторы социализации дополнить биологическим фоном, то они одновременно будут являться и факторами формирования личности. Игнорировать биологический фактор нельзя потому, что человек является организмом и его жизнь подчинена и общим законам биологии и социальным законам анатомии и физиологии.
Тот момент, что биологические факторы влияют на формирование личности, отечественная педагогика не отрицает, но и не ставит их во главу угла. Станут ли задатки способностями, зависит от социальных условий, от обучения и воспитания. Это говорит о том, что природные особенности – это не движущие силы формирования личности, хотя являются для этого важными предпосылками.
В разные возрастные периоды природные факторы играют разную роль – чем меньше возраст, тем больше они сказываются на формировании личности. Утверждение, что развитие человека определяется средой и переоценивая её роль Гельвеций, Дидро, Оуэн, пришли к заключению – чтобы изменить человека, надо изменить среду.
Но, среда – это люди, а значит, круг замыкается и получается, чтобы изменить среду – надо изменить людей. Сам человек тоже оказывает влияние на среду и, изменяя её, он изменяет самого себя, значит, личность изменяется в процессе деятельности.
Если в формировании личности деятельность является ведущим фактором, то целесообразен вопрос о непрерывной работе над собой, над своим духовным ростом, что позволяет осуществлять коллективное воспитание.
Признаки социализации личности
Каждый человек рождается кандидатом в личность, потенциальной личностью, индивидом.
Для того чтобы стать личностью, надо пройти путь социального восхождения или путь социализации. Причем, важно то, что социализация является процессом постоянного активнейшего человеческого общения.
Признаками социализации являются:
Вместе с производством материальных благ процесс социализации выступает важным феноменом жизни общества. Социализация является поставщиком членов общества и благодаря ей сохраняется и развивается культура, а индивиды становятся полноправными членами единого целого, называемого обществом.
Социализация: понятие, примеры из жизни, этапы, виды и формы
Что такое социализация?
Социализация – это процесс получение человеком набора личностных качеств, необходимых для полноценного существования в социуме. Социализация проходит во время взаимодействия индивида с внешней средой и другими членами общества.
Результатом социализации становится превращение человека в полноценную личность. Накопленный опыт и знания общения в социуме приводят к личностным трансформациям и выработке определенных черт и манер общения и поведения. При этом социализация представляет собой бесконечный процесс, так как переоценка взглядов возможна в любом возрасте.
Учесть необходимо и двусторонний характер социализации. Она предполагает не только накопление человеком определенного опыта и знаний, но и обеспечивает формирование взаимоотношений. Получаемый при этом социальный опыт трансформируется в личные пристрастия и предпочтения. На себя индивид позиционирует и ролевые функции, характерные для социума.
В условиях коллективной жизни вопрос вхождения отдельного человека в общественную структуру продолжают оставаться актуальными. Именно социализация и является процессом, обеспечивающим интеграции человека в существующие социальные группы.
Примеры социализации
Один из простейших примеров социализации — это процесс взаимодействия ребенка со сверстниками в детском саду, в ходе которого он усваивает первые правила общения. Ребенок видит, что если делиться игрушками с другими детьми — можно найти друзей, а если жадничать — то другие дети не захотят с тобой общаться. Подобное усвоение особенностей взаимодействия в социуме — это и есть социализация.
Другой пример — школа. В школе подросток усваивает особенности общения с другими детьми, осознает сущность и механизм возникновения конфликтов, начинает общаться с противоположным полом, проявлять интерес, и думать о том, как заинтересовать самому. В рамках такого взаимодействия со сверстниками подросток не только усваиват определенные социальные нормы, осознает культурные ценности, но и начинает лучше понимать себя самого.
Социализация проявляется и в повседневной жизни. Человек усваивает сложившиеся правила поведения в обществе, осознает, что уступить место пожилому человеку в транспорте — это хорошо и правильно, что важно уважительно относиться к другим людям не зависимо от их национальности, цвета кожи и этнической принадлежности.
Таким образом, социализация помогает человека усваивать базовые правила поведения в обществе, осознавать социальные и культурные ценности, лучше понимать других людей и узнавать себя самого.
Виды социализации
С точки зрения социологии, социализация может быть первичной или вторичной. Подобную классификацию предложили П.Бергер и Т.Лукман.
Первичная социализация строится вокруг семьи, выступающей в качестве агента. С детства ребенок приобретает свои первые ценности от родителей и других членов семьи. Данный этап рассматривается основополагающим, ведь именно в детском возрасте формируется фундамент, на основе которого будет всю оставшуюся жизнь строиться личностное развитие.
Вторичная социализация реализуется за счет разнообразных социальных институтов, включая образовательные учреждения. Важную роль приобретает школа, где каждый ребенок выступает агентом социализации. Фактически любое объединение или группа, членом которой выступает индивид, воздействует на участников своими правилами и нормами.
Этапы социализации
Факторы социализации
Мы с Вами разобрались с тем, что такое социализация, и самое время узнать, какие факторы влияют на процесс её становления. На сегодня факторы, подвергнутые изучению, объединены в четыре обособленные группы.
Формы социализации
Для социализации принято выделять наличие двух форм.
К числу методов направленной социализации необходимо отнести воспитание. Под ним понимается последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки определенного восприятия мира, набора ценностей и установок социального характера, позволяющих провести полноценную подготовку человека для полноценного самостоятельного существования в рамках социума.
Существующие формы социализации при определенных условиях могут связываться между собой, но возможно и полное отсутствие согласования. Появление противоречий становится основой для конфликтов, становящихся преградой на пути дальнейшей социализации личности.
Стихийная социализация, формируемая в условиях ближайшего окружения, зачастую сталкивается с устарелостью стереотипов (что такое стереотип?) и форм восприятия, характерных для старших поколений, и утративших часть своей актуальности в современном мире. В таком случае она способна вместе с положительными моментами нести в себе и отрицательный аспект. Результатом такого воздействия является проявление социальных патологий.
В свою очередь реализация ненаправленной социализации без применения мер направленного воздействия способна привести к ущербности отдельной личности или социальной группы. Именно поэтому целенаправленность воздействия является важным элементом проведения социализации индивидов.
Заключение
Социализация важна, как для отдельного человека, так и общества, причем данный процесс продолжается в течение всего жизненного цикла индивидуума. Основная часть социализации приходится на детство и молодость, но нельзя игнорировать и его важность для взрослого человека, когда мировоззрение может трансформироваться и меняться.
Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности?
Человек является неотъемлемой частью общества, все члены которого влияют друг на друга. Сущность социализации тесно связана с понятием личности. Важно понимать принципиальные отличия между личностью, человеком и индивидом.
Личность – это совокупность качеств и черт человека, обретенных в процессе общения и деятельности. Человек – представитель человеческого рода, вид живого организма. Индивид – конкретный член социального общества, наделённый определёнными качествами.
Культурный и социальный опыт способствует формированию личности из биологического существа. Социальный опыт подразумевает совокупность правил, норм и ценностей, а также культуру различных видов деятельности. Человек по своей природе личностью не является, так как культуру невозможно передать генетически. Превращение биологического существа в социальный субъект и личность происходит посредством социализации.
Социализация – это процесс, характеризующийся воздействием общества на человека, освоением последним норм поведения и социальных ролей. Для поддержания комфортного уровня жизни возникает необходимость подстраиваться под постоянно меняющиеся условия внешнего мира и общества. Становление человека как социального существа происходит на протяжении всей жизни. Социализация взрослого человека и ребёнка отличаются друг от друга. Взрослый человек социализируется с целью приобретения новых навыков взаимодействия, в то время как социализация ребёнка подразумевает процесс создания мотивации поведения. Следовательно, выделяют два типа социализации: первичная (овладение системой норм и ценностей ребёнком) и вторичная (усвоение правил взрослым человеком).
Этапы социализации
Социологи выделяют следующие этапы социализации:
Прямое влияние на процесс социализации личности оказывают люди, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Речь идёт об агентах социализации. Состав агентов меняется в зависимости от возраста. Сначала это семья – родители, братья, сёстры, другие родственники, затем сверстники, учителя, коллеги, супруг или супруга. Все они в разной степени и в разных направлениях оказывают влияние на человека.
Более подробно рассматривают стадии социализации в возрастном аспекте:
На процесс социализации влияет множество факторов: социальный и персональный опыт, окружающие люди, наследственность.
Все факторы разделяют на четыре группы:
Эффективность процесса социализации оказывает влияние не только на конкретного индивида, но и на все общество в целом. Когда в социуме происходит отклонение от общепринятых стандартов, речь идёт о девиации. Девиация – поведение членов социума от общепринятых стандартов поведения. Девиация может быть индивидуальная и групповая. Вторая более опасна, так как говорит о том, что сложившиеся условия и обстоятельства не позволяют найти своё место в обществе целой группе людей.
С процессом социализации тесно связаны ещё два понятия:
Если ресоциализация – процесс обучения новому, то десоциализация имеет другую природу. Добровольная десоциализация подразумевает сознательный отказ от ценностей и не ведёт к деградации личности, а вот вынужденная десоциализация (на фоне личных проблем, потери работы) оказывает разрушающее воздействие на человека. Не способный справиться с давлением обстоятельств человек старается уйти от реальности посредством поведения, ведущего к деградации.
Уровни социализации
Можно выделить несколько уровней:
Социализация – не краткосрочное явление, а непрерывный многогранный процесс. Становление личности и усвоение социального опыта происходит на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивным процесс социализации является в молодые годы, когда формируется фундамент личности. Примеряя на себя различные социальные роли и приспосабливаясь к меняющимся условиям, человек обретает сформировавшееся самосознание, ценности и ориентиры.
Лигостаев Александр Георгиевич
ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Социализация как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социально-психологические аспекты социализации. Этапы социализации. Факторы социализации, механизм социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Гендерные аспекты социализации.
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.
Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.
Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:
а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;
б) культура труда производственной и других видов деятельности.
В таком случае становление и развитие личности как процесс овладения индивидом социальным опытом и его приумножения в своем развитии может быть представлен двумя условными этапами.
Первый состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности.
Кроме того, осуществляется и процесс овладения человеком той или иной профессией, специальностью. Это этап профессиональной социализации личности. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социализации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.
Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.
Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям.
Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности— приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Психологическая адаптацияпредставляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.
Поскольку обычно выделяют две наиболее широкие сферы жизнедеятельности человека, то и в его психологическойадаптации присутствует социальная и экологическая составляющие.
Социальная адаптация — это процесс вхождения личности в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.
Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:
• социально-психологической сфере жизнедеятельности личности — системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею различных социально-психологических ролей, поэтому различают социально-психологическую адаптацию личности;
• сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности.
В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию. Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях — становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.
Социально-психологическая адаптация личности — это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) — положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
В процессе социально-психологической адаптации личность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуществления такой адаптации повышается адаптированность личности. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и ее деятельности в тех или иных обстоятельствах.
Адаптированность личности может быть:
• внутренней, проявляющейся в форме перестройки ее функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит полная, генерализованная адаптация личности;
• внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности;
• смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, в то же время частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое «я», и свою самостоятельность.
Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:
1) прогрессивной, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство, с одной стороны, интересов, целей личности, и групп общества в целом — с другой;
2) регрессивной, которая появляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.
Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство собственного достоинства.
Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, тогда как длительная приверженность к конформистской стратегии ведет к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов.
Социализация и психологическая адаптация — процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности — это процесс формирования и становления личности через овладение ею социальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности.
Однако не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности, например ее конформное поведение. Вместе с тем полная внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу ее социализации.
Другим механизмом социализации личности выступает воспитание — управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закрепляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существующие в обществе.
В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы:
1) социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики;
2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности.
К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.
Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.
• Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) — понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-административных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет
важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.
• Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления, нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения — орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).
Мезофакторы — это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.
• Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности.
• Региональные условия — условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).