Что влияет на социализацию личности

Основные факторы социализации личности

Что такое социализация личности

Социализация личности — это процесс интеграции индивида в структуру общества через освоение им социальных норм, запретов и правил поведения, принятие определенных социальных ролей, осознание культурных ценностей и традиций.

Процесс социализации имеет двустороннюю направленность: под влиянием окружения индивид усваивает социальный опыт, в результате чего формируются его личностные качества и модели поведения; одновременно с этим, активно взаимодействуя с другими членами общества, человек устанавливает социальные связи, выполняет различные ролевые функции, преобразуя, таким образом, и общество, и себя.

Факторы социализации личности

Факторы социализации — это условия, определенные обстоятельства, побуждающие индивида к активному действию.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В процессе социализации индивид проходит следующие этапы, или фазы:

Только в том случае, если индивид последовательно проходит этапы социализации, возможно развитие полноценной гармоничной личности.

В процессе социализации на человека влияют факторы, роль которых различна на каждом из этапов. Факторы социализации объединены в две большие группы:

Основные виды социальных факторов

К основным видам социальных факторов относят:

Макрофакторы

Макрофакторы — параметры адаптации личности к природной и социальной среде обитания, обусловленные нахождением индивида в крупной социальной общности.

В наиболее широком смысле к макрофакторам социализации можно отнести:

Вселенная и планета Земля

Каждый человек в какой-то момент своего становления начинает осознавать себя как жителя планеты Земля. Но при этом необходимо отметить, что понятие процесса социализации личности предполагает не только осознание себя членом какой-то общности, но и противопоставление ценностей своего сообщества ценностям членов других социумов. Вряд ли сегодня можно серьезно говорить о том, что любой живущий на Земле человек противопоставит себя представителю другой планеты, поэтому такие макрофакторы, как Вселенная и Земля, оказывают ничтожное влияние на процесс социализации личности.

Человечество и природа

Это факторы, формирующие экологическое сознание индивида. Природа является и географическим фактором социализации, то есть способствует тому, что определенный ландшафт и люди, населяющие его, воспринимаются индивидом в качестве родины, отечества.

Многие социальные психологи высказывают мнение, что осознание человеком причастности к некой социальной общности начинается именно с восприятия природного окружения. Поэтому страну как территорию, имеющую определенные границы, на которой проживает социум, также относят к географическим факторам социализации. Особенности и уровень развития страны в экономическом, технологическом и культурном плане определяют то, как будет проходить социализация индивида в конкретном регионе мира.

Государство

Государство как политическая система выступает одним из важнейших факторов социализации личности. Его можно рассматривать с нескольких сторон:

Общество

Общество как носитель культурных и цивилизационных ценностей формирует совокупность моральных установок, норм, правил и табу, которыми руководствуются все его члены. Если индивид не соблюдает нравственные законы или намеренно их нарушает, он становится изгоем. Культурные ценности социума оказывают воздействие на все стороны жизни его членов: работу и досуг, приготовление и прием пищи, коммуникацию, искусство и т.д.

Мезофакторы

Мезофакторы — факторы социализации личности, обусловленные включением человека в социальные группы средней величины.

К мезофакторам социализации можно отнести:

Национальный признак

Национальный признак социализации личности обусловлен осознанием принадлежности индивида к определенному народу (этносу).

Этнос — это исторически сложившаяся группа людей, объединенная по территориальному и экономическому признакам, характеризующаяся единством языка, религии, культуры и традиций, а также осознанием отличий своей группы от других социальных общностей.

Тип поселения

Тип поселения (деревня, село, город или мегаполис), где проживает индивид, определяет особенности его социализации: особенности речи, степень вовлеченности в жизнь поселения, количество установленных социальных связей и активность коммуникации зависят от места жительства человека.

Аудитория

Средства массовой информации, точнее, принадлежность индивида к определенной радио-, теле- или интернет-аудитории — в современном мире очень важный фактор социализации личности. СМИ могут выступать проводником официальной государственной идеологии или выражать оппозиционное мнение, а могут вообще не соотносить свой контент с политикой, делая упор на развлечения, спорт и т.п. То, какие каналы получения информации предпочитает индивид, и обуславливает, в конечном итоге, направление его социализации.

Микрофакторы

Микрофакторы — группа факторов социализации, детерминированная воспитанием и обучением индивида в малых группах.

К микрофакторам социализации относятся:

Микрофакторы определяют бытовое устройство и качество жизни человека и основное влияние на формирование личности оказывают на этапе первичной социализации.

Семья

Важнейшим институтом социализации личности является семья. До достижения определенного возраста эта малая группа выступает для индивида единственным источником получения информации об окружающем мире, а также единственным фактором, оказывающим на него влияние, дающим опыт социального взаимодействия и формирующим его жизненный опыт.

Общественные нормы

Именно в семье человек впервые сталкивается со следующим микрофактором социализации — с общественными нормами как базовыми правилами взаимодействия с окружающим миром. В той или иной мере человек будет овладевать этими правилами на протяжении всей жизни, но самые главные из них закладываются в малых группах и формируются под влиянием воспитания — в семейном и дружеском окружении, в детских и учебных, позже — в трудовых коллективах.

Государственные, общественные учреждения

Немаловажными факторами социализации личности выступают государственные и общественные (в том числе религиозные) учреждения. Знакомство с ними происходит в раннем детском возрасте, когда ребенок начинает посещать детский сад, досуговые учреждения, спортивные секции. Здесь он впервые может столкнуться с чем-то, что отсутствует в жизни его семьи или даже противоречит прививаемым ему нормам и правилам.

Взаимодействуя с другими членами коллектива, человек расширяет круг своего общения, наращивает социальные связи, постигает особенности ролевых отношений.

Индивидуально-личностные факторы социализации

В отличие от рассмотренных выше социальных факторов, индивидуально-личностные факторы социализации обусловлены личным жизненным опытом индивида. К ним можно отнести уровень развития интеллекта, тип темперамента, особенности характера и т.п. От этих факторов зависит то, как человек воспринимает социальную среду, насколько подчиняется ее влиянию, то есть насколько эффективна в целом будет адаптация к ней.

Процесс социализации не является механическим отражением приобретенного социального опыта. Усвоение опыта социального взаимодействия всегда субъективно. Разные люди, находясь в одинаковой социальной ситуации (например, ученики одного класса), формируют различный социальный опыт. Этот феномен как раз и объясняется влиянием индивидуально-личностных факторов социализации.

Источник

Социализация как фактор развития личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социализация: сущность и этапы

Под социализацией личности принято понимать процесс вхождения индивида в социальную структуру. В результате такого вхождения происходят определенные преобразования и в самой личности, и в структуре всего общества. Являясь уникальной личностью, индивид может привнести что-то свое в развитие общества, но при этом в процессе социализации он обязан принимать социальные установки, ценности и нормы.

В современных условиях включение человека в социальную структуру является важным моментом, ведь благодаря этому процессу можно обеспечить единую целостность общества. Социализация позволяет человеку стать полноценным членом социума, преобразовывать социальную структуру, решать собственные проблемы и помогать другим в их разрешении. В результате социализации усваиваются нормы и ценности общества, образцы поведения и социальные правила. Это необходимо для успешного существования в любом обществе и для адаптации к отдельным характеристикам, которые отличают одни социальные группы от всех остальных.

Социализация не является разовым действом – личность социализируется на протяжении всей своей жизни. Это связано с тем, что окружающая человека реальность очень динамична, она постоянно меняется и трансформируется, что влечет за собой потребность в трансформации человеческой личности. Процесс социализации также предполагает привыкание человека к общественной среде и постепенное вхождение в нее. Различают несколько видов адаптации индивида:

Готовые работы на аналогичную тему

Как уже было отмечено ранее, социализация происходит в несколько этапов, и в течении всей жизни она непрерывна. Процесс социализации состоит из нескольких этапов:

Процессы должны протекать последовательно, это является главным условием для благополучного завершения социализации. Также социализация личности реализуется в несколько фаз: первичная, которая протекает с рождения до полного становления личности; вторичная, когда уже зрелая и сформировавшаяся личность перестраивается под условия социума.

Если социум не готов принять личность, то у индивида на выбор есть несколько сценариев развития событий. Первый вариант – сохранение собственного «Я», своей индивидуальности и игнорирование общественного мнения. Второй вариант – адаптация к требованиям, которые предъявляет общество. Этот вариант подходит тем, кто испытывает сильное желание стать членом общества и готов кардинально изменить себя, свои ориентации и принципы. Третий вариант – конформизм. В таком случае индивид внешне соглашается со всеми предъявляемыми общественными нормами и привыкает к ним, но внутренне все еще хочет быть особенным, не таким, как все остальные.

Факторы, влияющие на социализацию личности

На социализацию способны оказывать влияние многие факторы. Причем, от этапа к этапу эти факторы могут меняться. Исследователями сегодня выделено четыре группы факторов социализации, каждая из которых обладает своими характерными особенностями и свойствами.

Первая группа – микрофакторы. К ним относят категорию социальных параметров, обуславливающих жизненное устройство личности, ее местоположение, качество жизни и социально-экономическое устройство всего общества в целом. Сюда следует отнести малые социальные общности, которые играют важную роль в жизнедеятельности – семья, образовательные и воспитательные учреждения, религиозные организации.

Вторая группа – мезофакторы. Это параметры общественного устройства того сообщества, в котором индивид не просто проживает, но и реализуется как личность. Национальная принадлежность сюда добавлена, поскольку на определенном этапе развития личности она играет свою роль. Также к мезофакторам относят традиции и обычаи общества.

Третья группа – макрофакторы. В нее входят параметры социализации человеческой личности. Параметры связаны с тем, что индивид проживает в составе большой социальной общности. К ним относится государство, в котором проживает личность, его политический строй, культурные ценности.

Четвертая группа – индивидуальные факторы. Это показатели развития человеческой личности на конкретном возрастном этапе. От этих показателей зависит восприятие личностью общественной среды, возможности и способности адаптироваться под динамично меняющиеся условия.

Таким образом, процесс социализации играет значимую роль в развитии человеческой личности. Только социализировавшись, индивид может продемонстрировать свои уникальные индивидуальные способности, адаптироваться к условиям окружающей среды и быстро ориентироваться в изменениях, которые происходят по причине внутренних и внешних побуждений и воздействий. Личность, не прошедшая этапы социализации, может быть опасна для общества.

Источник

Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.

Понятие социализации.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

Остальные виды социализации:

Основными институтами социализации являются:

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Источник

Признаки и факторы социализации личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социализации

Личностью и субъектом деятельности человек становится в процессе социализации. Социализация – это, во-первых, усвоение индивидом социальных норм, а во-вторых, освоение им социальных ролей, которые приняты в данном обществе.

Начинается социализация с рождения ребенка и заканчивается в старости, т.е. продолжается в течение всей жизни человека. Именно социализация объясняет как человек, являясь биологическим существом, превращается в существо социальное.

Социализация не поддается манипулированию или искусственному управлению, её нельзя ускорить. В ходе этого кумулятивного процесса происходит накапливание социальных навыков и знаний.

Социализация делится на две стадии по степени своей завершенности – это социализация начинающаяся и завершающая. Первая стадия социализации в основном область приписываемых статусов, а вторая стадия – это сфера достигаемых.

Выделяют первичную и вторичную социализацию, которые связывают с первой и второй половиной жизни и с формальными и неформальными институтами. Подобное деление процесса социализации получило название формально-хронологического.

Ряд ученых считает, что первичная социализация тоже продолжается всю жизнь, и нет смысла делить этот процесс по половинам жизни.

Существует и вторая точка зрения, которая является более убедительной. Американский социолог Ч. Кули в начале XX века ввел два термина – «первичная группа» и «вторичная группа», если первая группа – это знакомые люди, то вторая группа – люди незнакомые.

В первичных группах люди, как правило, знают друг друга, имеют доверительные неформальные отношения – это, прежде всего, семья, а также группа ровесников. Вторичную социальную группу представляют: армия, институт, школа, суд и др. (т.е. это сфера социальных, деловых, формальных отношений).

Формальные отношения регулируются каким-нибудь документом и, понятно, что при неформальных отношениях таких документов нет, например, неформальные отношения членов семьи.

Готовые работы на аналогичную тему

Надо сказать, что те и другие отношения человеку необходимы, особенно для полноценной социализации. Процесс социализации будет тем более полноценным, чем более разнообразным будет опыт общения и взаимодействия индивида.

Факторы социализации

На человека оказывает влияние множество разных обстоятельств, требующих определенного поведения и активности. Сколько будет этих обстоятельств или вариантов их сочетания, столько и будет факторов социализации.

Получается, что далеко не все факторы социализации известны, а известные ещё не изучены до конца. Факторы социализации классифицированы, а наиболее логичной считают классификацию, предложенную А.В. Мудриком.

Основные факторы социализации он объединил в три группы:

Макрофакторы, как правило, оказывают влияние на социализацию всех жителей планеты.

К мезофакторам он относит группы людей, которые выделяются по национальному признаку, по принадлежности к аудитории.

Микрофакторы оказывают непосредственное влияние на человека. Социологи считают, что микрофакторы на развитие человека влияют через агентов социализации. Состав агентов на разных этапах жизни будет специфичен, например, агентами по отношению к детям выступают родители, братья и сестры, родственники, учителя.

В молодые годы в состав агентов могут входить коллеги по работе, учебе, а также супруг или супруга, в зрелом возрасте – уже собственные дети, в пожилом – члены их семей.

Для социализации существует набор средств, они, как правило, специфичны для определенного социального слоя, определенного общества, для возраста человека. В качестве примера можно привести методы поощрения и наказания в семье, вскармливание младенца и уход за ним.

Хорошо организованные социальные группы имеют большие социализирующие возможности, но социальные группы по возможности оказать воздействие на личность, далеко неравнозначны.

Семья оказывает наибольшее влияние на дошкольников, для подросткового и юношеского возраста действенным будет влияние групп сверстников.

Для зрелого возраста значение уже имеют трудовой коллектив, отдельные личности, сословие.

На протяжении всей жизни человека сохраняются такие факторы социализации, как этнос, ментальность, нация. Ученые считают, что макрофакторы социализации прямо или опосредовано, влияют на становление личности и придают этому большое значение. Без учета макрофакторов нельзя разработать даже научно обоснованную региональную программу социализации молодого поколения.

Нельзя не учитывать тот факт, что на одну личность большое влияние оказывает другая авторитетная личность.

Сегодня ученые говорят, что факторы социализации являются развивающей средой и она не случайна. Среда должна быть спроектирована и хорошо организована. В развивающей среде необходимо господство гуманизма, доверия, безопасности, возможность личностного роста. Личность в этой среде должна иметь возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития.

Если факторы социализации дополнить биологическим фоном, то они одновременно будут являться и факторами формирования личности. Игнорировать биологический фактор нельзя потому, что человек является организмом и его жизнь подчинена и общим законам биологии и социальным законам анатомии и физиологии.

Тот момент, что биологические факторы влияют на формирование личности, отечественная педагогика не отрицает, но и не ставит их во главу угла. Станут ли задатки способностями, зависит от социальных условий, от обучения и воспитания. Это говорит о том, что природные особенности – это не движущие силы формирования личности, хотя являются для этого важными предпосылками.

В разные возрастные периоды природные факторы играют разную роль – чем меньше возраст, тем больше они сказываются на формировании личности. Утверждение, что развитие человека определяется средой и переоценивая её роль Гельвеций, Дидро, Оуэн, пришли к заключению – чтобы изменить человека, надо изменить среду.

Но, среда – это люди, а значит, круг замыкается и получается, чтобы изменить среду – надо изменить людей. Сам человек тоже оказывает влияние на среду и, изменяя её, он изменяет самого себя, значит, личность изменяется в процессе деятельности.

Если в формировании личности деятельность является ведущим фактором, то целесообразен вопрос о непрерывной работе над собой, над своим духовным ростом, что позволяет осуществлять коллективное воспитание.

Признаки социализации личности

Каждый человек рождается кандидатом в личность, потенциальной личностью, индивидом.

Для того чтобы стать личностью, надо пройти путь социального восхождения или путь социализации. Причем, важно то, что социализация является процессом постоянного активнейшего человеческого общения.

Признаками социализации являются:

Вместе с производством материальных благ процесс социализации выступает важным феноменом жизни общества. Социализация является поставщиком членов общества и благодаря ей сохраняется и развивается культура, а индивиды становятся полноправными членами единого целого, называемого обществом.

Источник

Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личности

Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личности

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Роль агентов и институтов

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

Что влияет на социализацию личности. c4719cf901e31aa551a0d0eda81f2393. Что влияет на социализацию личности фото. Что влияет на социализацию личности-c4719cf901e31aa551a0d0eda81f2393. картинка Что влияет на социализацию личности. картинка c4719cf901e31aa551a0d0eda81f2393. Социализация личности — это процесс интеграции индивида в структуру общества через освоение им социальных норм, запретов и правил поведения, принятие определенных социальных ролей, осознание культурных ценностей и традиций.

Механизмы

В каждом обществе функционируют механизмы социализации, с помощью которых люди передают друг другу сведения о социальной действительности. Говоря социологическим языком, имеют место некоторые «трансляторы» социального опыта. Это средства, которые передают от поколения к поколению накопленный опыт, способствующий тому, что каждое новое поколение начинает социализироваться. К таким трансляторам относятся различные знаковые системы, элементы культуры, системы образования, социальные роли. Механизмы социализации подразделяются на две категории: социально-психологические и социально-педагогические.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

Что влияет на социализацию личности. 683d9d7b93ded54b6f230b683bbd0ee6. Что влияет на социализацию личности фото. Что влияет на социализацию личности-683d9d7b93ded54b6f230b683bbd0ee6. картинка Что влияет на социализацию личности. картинка 683d9d7b93ded54b6f230b683bbd0ee6. Социализация личности — это процесс интеграции индивида в структуру общества через освоение им социальных норм, запретов и правил поведения, принятие определенных социальных ролей, осознание культурных ценностей и традиций.

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды и агенты социализации.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

3 Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

4. Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

5. Организационная социализация — это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника

6. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

… памяти изучаются в когнитивной психологии, потому что процессы хранения и извлечения информации составляют основу психических процессов. Есть несколько теорий, претендующих на описание работы … качестве объекта (Что?) и его локализации (Где?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. …

7. Гендерная социализация — это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.

Агенты социализации — это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

Особенности социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:

Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.

Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.

Что влияет на социализацию личности. 271b394e859b335b1e1660df255a6471. Что влияет на социализацию личности фото. Что влияет на социализацию личности-271b394e859b335b1e1660df255a6471. картинка Что влияет на социализацию личности. картинка 271b394e859b335b1e1660df255a6471. Социализация личности — это процесс интеграции индивида в структуру общества через освоение им социальных норм, запретов и правил поведения, принятие определенных социальных ролей, осознание культурных ценностей и традиций.

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Десоциализация

Что влияет на социализацию личности. 6fd55ca76c807dc1af39a4659703ba73. Что влияет на социализацию личности фото. Что влияет на социализацию личности-6fd55ca76c807dc1af39a4659703ba73. картинка Что влияет на социализацию личности. картинка 6fd55ca76c807dc1af39a4659703ba73. Социализация личности — это процесс интеграции индивида в структуру общества через освоение им социальных норм, запретов и правил поведения, принятие определенных социальных ролей, осознание культурных ценностей и традиций.Понятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?

Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.

Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.

Этапы и факторы социализации личности.

Социализация
личности

это процесс усвоения социальных норм,
формирования своего собственного «Я»
для проявления уникальности индивида
как личности. То есть,процесс
социализации представляет
собой установление личности. Общество
постоянно диктует нам свои правила и
нормы поведения, поэтому длительность
данного процесса занимает всю жизнь,
основной его частью является период
детства и юношества.

Основной
целью социализации является подготовка
индивида к выполнению социальных ролей
для общения, сохранения общества.
Привитие качеств и ценностей – главный
фактор формирования личности.

Детство—Этап
развития человека от рождения до начала
полового созревания. Хотя временные
рамки последнего индивидуальны,
непостоянны во времени и зависят от
принятой системы возрастной периодизации,
верхняя граница детства определяется
как примерно 11-13 лет. В течение детства
происходит чрезвычайно интенсивное
физическое и психическое развитие.
Критически важным периодом развития
является раннее детство. Его нарушение,
например изоляция от человеческого
общества, способно привести к необратимым
психическим нарушениям.

Юность
— самый трудный период социализации.
Социальная
и психологическая зрелость очень часто
не поспевает за зрелостью физической.
Важность
подросткового этапа заключается в том
что,заканчивается формирование фундамента
личности — мировоззрения;

осознание
своего «Я» происходит как осмысление
своего места в жизни; идет постоянный
поиск нравственных ориентиров.

Зрелость
— это расцвет человеческой личности.
Это длительный период, он состоит из
нескольких циклов. Нижняя граница
размыта, примерно 21-23 года. В экстремальной
ситуации взросление наступает рано, в
спокойное время растягивается. Верхняя
граница обозначена выходом на пенсию
— 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.

Главный
критерий зрелости: самостоятельность.
«Критерии самостоятельности»:Самообеспечение
средствами существования.Умение
распоряжаться деньгами независимо от
других,Самостоятельность в выборе
образа жизни.

Проживание
независимо от родителей. Взрослая жизнь
— самый активный период социализации,
так как именно в это время наблюдается
освоение большого количества социальных
ролей в реальной жизни. Зрелость — самый
активный творческий возраст.

Старость
— это период человеческой жизни, который
наступает после зрелого возраста и
делится на несколько циклов: до 71 года
— преклонный возраст; с 71 года до 90 —
старческий; возраст человека свыше 90
лет принять считать возрастом
долгожительства. Старость — это физическое
состояние, для которого характерно
постепенное угасание всех жизненных
функций.
Пожилой
возраст влечет за собой расставание с
некоторыми социальными ролями. Прежде
всего и самое главное – пожилых ждет
выход на пенсию.

Смерть.Осознание
надвигающейся смерти требует от индивида
приспособления к новому определению
собственной сущности. Понятие “умирающий”
предполагает нечто большее, чем просто
протекание каких-то биохимических
процессов. Оно влечет за собой принятие
социального статуса, при котором
социальные структуры не просто
сопровождают, но и формируют опыт
соприкосновения со смертью.

Факторы
социализации

это обстоятельства, которые побуждают
человека к активному действию. Факторов
социализации всего три – это макрофакторы
(космос, планета, страна, общество,
государство), мезофакторы (этнос, тип
поселения, СМИ) и микрофакторы (семья,
группы сверстников, организации).

1.
мегафакторы (мега — очень большой,
всеобщий) — кос­мос, планета, мир,
которые в той или иной мере через другие
груп­пы факторов влияют на социализацию
всех жителей Земли.

2.
макрофакторы (макро — большой) — страна,
этнос, общество, государство, которые
влияют на социализацию всех живущих в
определенных странах (это влияние
опосредствованно двумя другими группами
факторов).

3.
мезофакторы (мезо — средний, промежуточный),
усло­вия социализации больших групп
людей, выделяемых: по местно­сти и
типу поселения, в которых они живут
(регион, село, город, поселок); по
принадлежности к аудитории тех или иных
сетей массовой коммуникации (радио,
телевидения и др.); по принад­лежности
к тем или иным субкультурам.

4.
Мезофакторы влияют на социализацию
как прямо, так и опо­средствованно
через четвертую группу — микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно
влияющие на конкретных людей, которые
с ними взаимодействуют, — семья и домашний
очаг, соседство, группы сверстников,
воспитательные организации, раз­личные
общественные, государственные,
религиозные, частные и контрсоциальные
организации, микросоциум.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.
В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.

Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.

Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.

Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами

В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми)

Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.

Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.

Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг

Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку

Основные факторы социализации личности такие:

Что влияет на социализацию личности. 45390624f81fab5bb832461eedeb995d. Что влияет на социализацию личности фото. Что влияет на социализацию личности-45390624f81fab5bb832461eedeb995d. картинка Что влияет на социализацию личности. картинка 45390624f81fab5bb832461eedeb995d. Социализация личности — это процесс интеграции индивида в структуру общества через освоение им социальных норм, запретов и правил поведения, принятие определенных социальных ролей, осознание культурных ценностей и традиций.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Организационная социализация

Что влияет на социализацию личности. b570d1abae0fbd8ca06e39d3855f5aed. Что влияет на социализацию личности фото. Что влияет на социализацию личности-b570d1abae0fbd8ca06e39d3855f5aed. картинка Что влияет на социализацию личности. картинка b570d1abae0fbd8ca06e39d3855f5aed. Социализация личности — это процесс интеграции индивида в структуру общества через освоение им социальных норм, запретов и правил поведения, принятие определенных социальных ролей, осознание культурных ценностей и традиций.Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе

Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *