Что влияет на результативность мышления
Материалы для самопроверки к главе 6
Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 4947
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды мышления вы знаете?
2. Дайте характеристику основных фаз мыслительного процесса.
3. Что общего и различного между суждением и умозаключением?
4. Какой из уровней определения понятий самый сложный и почему?
5. Что влияет на результативность мышления?
6. Каким образом мотивационная сфера влияет на мышление?
7. Каким образом сестринский процесс может помочь решению проблем?
8. Дайте характеристику фазам принятия группового решения.
9. Опишите основные черты саногенного и патогенного мышления.
10. Перечислите основные нарушения мышления и интеллекта.
11. Что общего и различного между бредовыми идеями, сверхценными идеями и навязчивостями?
3. Мышление достигает наивысших результатов к__ годам.
5.___ — отрицание или утверждение чего-либо.
6. Беспорядочные и быстрые действия с целью нащупать правильное решения характерны для мышления.
8. Саногенное мышление направлено на психическую регуляцию человека.
9. Научное определение понятия включает описание___ отличий предмета или явления.
10. Исключение рефлексии, мечтательность, застревание на оби
дах, чувстве вины характерны для___ мышления.
Глава 6. Мышление и интеллект •♦• 129
1. На практике мышление существует как отдельный психический процесс.
2. Поддержание мыслительных процессов на стабильном уровне в течение всей жизни невозможно.
3. Групповое мышление всегда результативнее индивидуального.
4. Все люди с высоким 10 обладают креативностью.
5. Навязчивости могут появляться у практически здоровых людей.
6. Постоянное пользование самоприказами приводит к формированию положительных черт личности.
7. Во время дискуссии наблюдатели-секретари безоценочно фиксируют информацию.
8. Конформизм — способность отстаивать свою точку зрения.
9. Булимия поддается коррекции.
10. Аутизм — это мышление, направленное только на внешний мир.
1. корнцанг — медицинский инструментарий;
2. дезинфектант — хлорамин;
4. цитоплазма — часть клетки;
6. абстрагирование — мыслительная операция;
7. нарушение мышления — ксенофобия;
9. мышление — познавательный процесс;
Расположить понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим, таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предьщущему, как род к виду (ответ записать в виде: б — д — а — в — г):
1. а) анолит, б) профилактика внутрибольничной инфекции,
в) дезинфектант, г) дезинфекция;
2. а) студент 21-й группы, б) житель Земли, в) студент медучилища,
г) молодой человек, д) студент, е) россиянин, ж) Наумов Сергей;
3. а) фигура, б) квадрат, в) плоскостная фигура, г) прямоуголь
ник, д) многоугольник;
5-1918.
130 •♦■ Раздел I. Обшая психология
4. а) храм, б) древнегреческий храм, в) строение, г) Парфенон, д) ритуальное сооружение;
5. а) тест, б) метод исследования, в) тест измерения умственных способностей, г) тест-опросник, д) метод психодиагностики.
Вам предлагаются два суждения и одно умозаключение. Определите, верно оно или ошибочно.
1. Все граждане России имеют право на труд. Иванов — гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
Один — лишний и почему
1. Мышление — внимание — воображение — обобщение — память.
3. Анестезия — фантомные ощущения — иллюзии — психогенные боли.
4. Пузырь для льда — наконечник для клизмы — шприц для инъекций — зонд для питания.
6. Училище — колледж — школа — университет — академия.
Выбрать правильный ответ
1. Препятствие для развития творческого мышления:
а) умение отстаивать и защищать собственное мнение;
б) никогда не реализуются;
в) могут быть подавлены волевым усилием.
3. К нарушениям мышления относятся:
Глава 6. Мышление и интеллект
Ответы
Ответы к упражнению «Потерпевшие кораблекрушение»
1. Зеркало для бритья, так как оно необходимо для сигнализации днем (солнечные зайчики).
2. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь спичкой и банкнотой. Смесь будет плыть по воде и привлекать внимание спасателей.
3. Пятилитровая канистра с водой необходима для утоления жажды.
4. Одна коробка с армейским рационом.
5. 20 м 2 непрозрачного пластика используются для сбора дождевой воды и обеспечивает защиту от стихии.
6. Две коробки шоколада — резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть на всякий случай, нет уверенности, что вы поймаете съедобную рыбу.
8. 15 м нейлонового каната используются для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
9. Надувная подушка в роли спасательного круга.
10. Репеллент, отпугивающий акул.
11. Бутылка рома крепостью 80° в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку ром может вызвать обезвоживание.
12. Маленький транзисторный радиоприемник.
13. Карты Тихого океана без соответствующих навигационных приборов бесполезны.
14. Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов.
15. Секстан(т) без таблиц и хронометра бесполезен.
Ответы к методике «Исключение лишнего»
сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, дуга; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; медсестра, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол или сервант, шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.
1. рефлексивным; наглядно-образным; дивергентным; саноген-ным; репродуктивным; 2. систематический перебор; 3. 30—40; 4. креативностью; 5. суждение; 6. импульсивного; 7. врожденными; 8. эмоционального состояния; 9. родовидовых; 10. патогенного.
Глава 6. Мышление и интеллект •♦■ 135
Верно или неверно произведено обобщение
1 — верно; 2 — неверно; 3 — неверно; 4 — верно; 5 — неверно; 6 — верно; 7 — неверно; 8 — неверно; 9 — верно; 10 — верно.
Расположить понятия по порядку
1. а — в-г-б; 2. ж-а-в-д-г — е-б; 3. б-г — д-в-а; 4. г — б-а-д — в;5. в — г — а-д — б.
Вам предлагаются два суждения и одно умозаключение 1 — верно; 2 — неверно.
1. обобщение; 2. гастрит; 3. иллюзии; 4. пузырь для льда; 5. перекись водорода; 6. школа.
Выбрать правильный ответ 1. б; 2. б; 3. в.
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.127 сек.)
Что влияет на мышление?
Настроить шрифт
На ваше восприятие себя, жизни и других людей влияет несколько факторов. Давайте изучим их.
1. Воспитание определяет ваше мышление
Один из ведущих британских предпринимателей писал в автобиографии, что когда он был мальчишкой, мама всегда повторяла: «Не бойся отличаться от других», «Будь готов что-то изменить», «Нет ничего страшного в ошибках, потому что ты на них учишься», «Жизнь — это не репетиция», «Не забывай — никто не лучше и не хуже тебя». Неудивительно, что у подобной матери вырос лидер, готовый рисковать, стратегически мыслить и никогда не сдаваться. Противоположный случай — один из моих учеников, который недавно признался, что отец учил его: «Всегда носи темно-синий и веди себя сдержанно».
Было бы смешно, если бы не было так грустно. Ведь главная идея этой фразы: «Не высовывайся. Не играй по-крупному. Не рискуй».
Советы, которые вы получаете в детстве, влияют на ваше будущее. Вы более уверены в себе, если окружающие поощряли вашу индивидуальность и не указывали, что делать.
Низкая самооценка возникает, когда вас упрекают за любое отклонение от нормы и малейшую неудачу.
2. Предыдущий опыт влияет на мышление
Вы когда-нибудь выступали на публике? Представьте (если необходимо), что благодаря вашему нудному выступлению большая часть аудитории вылечилась от бессонницы. Тогда логично, что вы не будете стремиться выступить снова.
Вероятно, вы уже рисковали и пробовали что-то новое, но не получили желаемый результат. Скорее всего, в будущем вы станете более осторожны. Если же вас прекрасно обслужили в ресторане, то вы наверняка в него вернетесь. Неважно, каким был ваш предыдущий опыт, в любом случае он влияет на ваше отношение и ожидания. Вот почему так важно создать хорошее впечатление при первом знакомстве. Короткая встреча может определить отношения, которые будут длиться всю жизнь.
3. Окружение определяет ваше мышление
В 1970-е по британскому телевидению показывали комедийный сериал Dad’s Army («Армия папы»). В нем был персонаж по имени Фрэзер. Он работал в похоронном бюро. Это место ему очень подходило. Как только возникала какая-нибудь непростая ситуация, Фрэзер кричал: «Мы обре- чены-ы-ы-ы-ы!» Наблюдать за ним было смешно, но вот работать с такими Фрэзерами совсем не весело. Тот, кто преувеличивает проблемы и концентрируется на негативе, мешает развитию позитивного мышления у окружающих.
СМИ влияют на ваше мышление
Что вы прочитали на прошлой неделе? Газету? Журнал? Какое телешоу вы смотрели? Какую передачу слушали по радио? Постоянное потребление информации влияет на наше мировосприятие, даже если мы читаем журналы или смотрим телевизор только ради отдыха и развлечения.
Где бы была мода, если б не СМИ? Где были бы знаменитости? А политики? Нет ничего ужасного в медиа, но нам надо понимать, как СМИ влияют на наше мышление, в особенности на восприятие себя. Из-за картинок супермоделей и знаменитостей подростки могут возненавидеть свою внешность, а это сильно повлияет на их самооценку.
СМИ также искажают наш взгляд на жизнь. Страх — величайший маркетинговый инструмент. Страшные истории привлекают внимание. Хорошие новости редко могут задеть за живое. Из чего же тогда делают новости? Из событий редких, ярких и страшных. И после этого вы удивляетесь, почему тревога и стресс достигли у нас столь высокого уровня, хоть мы и живем в развитом мире (и у нас как никогда велики шансы на более продолжительную, здоровую и безопасную жизнь)?
Личная история
Как-то я работал с группой людей, которых уволили. Я доказывал им, что у них искаженная картина мира, раз они уверены, что «нигде не найти работу». Я показал им местную газету. На первой полосе была история о пенсионерке, которая уронила замороженную индейку на ногу. К счастью, рентген не показал ничего страшного, и ее отпустили из больницы домой. В той же газете на третьей странице была краткая новость о том, что в их регионе появилось восемьсот новых рабочих мест. Затем я продемонстрировал слушателям другую газету, первую полосу которой занимала новость о закрытии местной фабрики. Люди оценивали рынок рабочих мест по тому, о чем пишут СМИ. Плохие новости и бессмысленные пустяки занимают первые страницы. А вот хорошие истории найти гораздо труднее.
Пища для размышлений
Как воспитание повлияло на вашу самооценку? Как вас оценивали в детстве? Скорее хорошо или плохо? Подумайте о своих друзьях. Как они влияют на ваше мышление? Есть ли среди них БМВ (люди, которые Бьются в истериках, Мучают себя жалобами и Винят всех вокруг)? Ощущаете ли вы их воздействие? В следующий раз, когда будете читать газету или смотреть телевизор, проанализируйте, как СМИ влияют на ваше мировосприятие.
Выводы
Итак, несколько факторов влияют на наши мысли, представления и настрой. Они формируют нашу жизнь, осознаём ли мы это или нет. Исправить все можно только благодаря самоанализу.
Важно уметь различать влияние внешних факторов, но будьте осторожны — не примеряйте образ жертвы: «Я мыслю негативно, потому что так меня воспитали родители» или «Жена заставляет меня смотреть врачебные драмы, а там все всегда заканчивается плохо».
Независимо от внешних влияний мы несем личную ответственность за наше мышление.
Рассматривая модель МЭДР (Мысль, Эмоции, Действие, Результат), я подчеркивал, насколько важен образ мышления. Давайте более детально изучим определенные схемы, которые мешают нам стать успешными. Я называю их « неправильным мышлением ».
От чего зависит быстрое мышление
От чего зависит быстрое мышление. Новое исследование ученых из медицинской школы NUS Yong Loo Lin о том,как мозг формирует нейронные связи.
Помните, как учителя в школе некоторых учеников называли медлительными? Это часто используемое описание человека, которому требуется немного больше времени для обработки информации, теперь имеет научную основу.
Ученые из медицинской школы NUS Yong Loo Lin под руководством д-ра Саджикумар Шридхарен провели исследование, которое было опубликовано в международном журнале Proceedings Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки (PNAS) 1 марта 2019 года. Они обнаружили, что скорость, с которой человек способен воспринимать, обрабатывать, понимать, хранить и использовать информацию, зависит от скорости и времени запуска нейронов в мозге. Чем меньше разрыв между запуском одного нейрона и другого, тем больше скорость, с которой информация принимается, хранится и обрабатывается. Другими словами, когда дело доходит до быстроты мышления, время имеет решающее значение.
Способность адаптироваться и приобретать опыт – одна из самых интригующих особенностей человеческого мозга. Этот захватывающий орган состоит из миллиардов нейронов, которые, в свою очередь, связаны со многими другими клетками. Физические связи между нейронами, называемые синапсами, – это «общение» нейронов друг с другом. Синапсы удивительно пластичны, эти соединения могут динамически усиливаться или ослабляться в ответ на поступающую информацию. Такие изменения в эффективности синапсов лежат в основе обучения и формирования памяти в мозге.
Команда NUS обнаружила, что нейроны в гиппокампе – отделе мозга, критическом для памяти и когнитивных процессов – используют удивительно широкий спектр механизмов обучения. Одна такая форма обучения, называемая «пластичность, зависящая от времени спайка» (STDP), зависит от времени каждой пары электрических пиков (электрическая активность, используемая для передачи информации внутри нейронов) в пресинаптическом нейроне и постсинаптическом нейроне. Электрический скачок в пресинаптическом нейроне стимулирует нейрон высвобождать нейротрансмиттеры, которые перемещаются через синапс, чтобы активировать постсинаптический нейрон, где информация преобразуется обратно в электрический скачок. Когда пре- и постсинаптические нейроны активны одновременно (с интервалом менее 30 миллисекунд), между ними устанавливается связь.
Кроме того, исследователи продемонстрировали, что, когда пре- и постсинаптические всплески происходят одновременно (или в пределах десятков миллисекунд друг от друга), имеет место увеличение силы синапса, которое сохраняется до 4 часов, и синапс может даже усилить слабую информацию, чтобы она сохранялась. Эффект был специфическим, работая только для усиления этого синапса, а не для усиления изменений в других синапсах. Это исследование показывает, насколько важны доли секунды в активности нейронов для формирования обработки информации в мозге.
Модель STDP была предложена для объяснения пространственной и временной последовательности. Кроме того, модель STDP оказывается полезной в различных ситуациях, когда идентификация объекта и принятие решения должны быть выполнены быстро – например, реакция на действие соперника в спортивной игре, или идентификация друга или врага. Например, когда мяч летит к нам, мы должны определить объект и его траекторию движения за очень короткое время, чтобы быстро принять меры, выполнив правильное движение в игре. Точно так же, когда мы сталкиваемся с другим человеком, мы должны быстро решить, другом или врагом он является. Это требует скоординированных действий различных областей мозга в пределах временного интервала активности, объяснённого STDP.
Также исследователи выяснили, что, к сожалению, способность мозга меняться в ответ на информационный поток, требующий быстрой реакции, отсутствует в мозге, пораженном болезнью Альцгеймера, так как гиппокамп при этой болезни сильно повреждён.
Полное понимание факторов, которые формируют нейронные связи, имеет решающее значение для нашего понимания обработки информации в мозге. Это также помогает нам понять, как формируются воспоминания. Кроме того, твердое понимание этих нейронных вычислительных правил может помочь в создании технологии искусственного интеллекта, например, глубоких нейронных сетей.
Говоря о пользе данного исследования, д-р Саджикумар отметил: «В случае расстройства аутистического спектра некоторые нейронные системы более активны, чем другие. Это может быть причиной того, что некоторые аутичные люди хороши в определенных задачах, таких как искусство или математика, но испытывают трудности в социализации. Использование искусственного интеллекта предоставит возможность идентифицировать нейронные сети, которые более или менее активны, и поможет нормализовать их функционирование, используя правила STDP »
Основываясь на этом улучшенном понимании того, как нормальный мозг вычисляет информацию и учится, исследователи могут определить механизмы дальнейшего изучения и помощи, например, в таких состояниях, как шизофрения, депрессия, потеря сна, инсульт, хроническая боль, неспособность к обучению и болезнь Альцгеймера. Кроме того результаты данного исследования будут полезны при разработки новых методик направленных на развитие мышления.
Глава 12 Эффективность мышления
В этой главе мы подведем итог: насколько те советы, которые вы узнали из настоящей книги, применимы к вашей жизни и как можно проверить, действительно ли они работают.
Как мы уже говорили, главный признак работы интеллекта – это материальные результаты. Но часто мысли человека движутся совсем в другую сторону. Это проявляется в таких вроде бы невинных фразах:
• «Когда-нибудь у меня будет цветущий сад»;
• «моя жизнь станет прекрасной»;
• «я увижу небо в алмазах».
Такие расплывчатые фразы не дают интеллекту указания, что делать и к чему стремиться. Вы хотите цветущий сад? Прекрасно. Но в чем это выражается? Как изменится ваша жизнь? Что конкретно в ней нужно поменять, чтобы она стала цветущим садом?
Дальше вам следует включить концептуальное мышление, то есть подумать о том, как двинуться в нужную сторону. Иными словами, определить ресурс, который вы хотите получить, и лимитирующий фактор, который вам мешает. Как раз из обдумывания ответов на эти вопросы и выстраивается мышление. Возникает тот самый эффект феноменального интеллекта, когда вы достигаете всего, чего хотите.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГЛАВА 3 Факторы, обусловливающие эффективность общения
ГЛАВА 3 Факторы, обусловливающие эффективность общения Эффективность общения определяется многими факторами (рис. 3.1). Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие
ГЛАВА 4 Свойства личности, влияющие на эффективность общения
ГЛАВА 4 Свойства личности, влияющие на эффективность общения Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность,
ГЛАВА 7 Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий
ГЛАВА 7 Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий Эффективность воздействия определяется не только тем, каким способом воздействуют на человека, но и тем, как оно осуществляется (вежливо или грубо обращаются друг к другу субъекты общения), а также
Глава 7 ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Глава 7 ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Обзор главы 7 Основные задачи главы 71. Представить и рассмотреть использование метафор и других методов латерального мышления, чтобы открыть и создать потенциальное «пространство решения».2. Представить и рассмотреть процедуры, с помощью
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями
Глава восьмая, в которой на примерах показывается эффективность Биоэнерготренинга и даются необходимые наставления для желающих добиться подобного.
Глава восьмая, в которой на примерах показывается эффективность Биоэнерготренинга и даются необходимые наставления для желающих добиться подобного. Мною получен ряд данных, которые позволяют говорить, что человек, вооруженный Биоэнерготренингом, получает возможность
Глава 3. Личность, отношение к работе и ее эффективность
Глава 3. Личность, отношение к работе и ее эффективность 3.1. Индивидуально-типические различия в отношении к работе Будучи занятыми одной и той же деятельностью, люди по-разному видят ее личностный смысл, предъявляют к выполняемой работе разные требования, испытывают
ГЛАВА 19 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СВОБОДА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ГЛАВА 19 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СВОБОДА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ Если Вы хорошо поработали с этой книгой, уверен, Вы уже почувствовали положительное влияние, которое Седона-Метод может оказать на любую организацию, где Вы работаете. «Sedona Training Associates» не раз разрабатывала тренинговые
Глава 4 ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА С МОДЕЛЬЮ DISC
Глава 4 ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА С МОДЕЛЬЮ DISC С кем бы ты ни имел дело, тебе надо знать, какова его натура, привычки, чтобы суметь его провести, и каковы его цели, чтобы суметь его убедить. ФРЕНСИС БЭКОН Как мы уже говорили, модель DISC значительно реже используется в
Глава 7 ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ
Глава 7 ПОВЫШАЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ 7.1. Бизнес-ланчи и другое неформальное общение В целом описанные выше правила делового взаимодействия не изменяются в зависимости от степени формальности встречи. В этой главе мы покажем, как
Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов
Советы, упражнения, книги и приложения.
Как насчет того, чтобы прокачать ваши умственные способности? Не бойтесь – я не буду мучить вас скучными школьными заданиями и заставлять зубрить непонятные формулы. Я знаю, как развить мышление без этих инквизиторских методов. В моем арсенале только интересные и увлекательные упражнения, а также простые рекомендации на каждый день.
Что такое мышление
Человеческое мышление – главное достижение миллионов лет эволюции. Мир, каким мы его видим сейчас, – результат мыслительной деятельности самых выдающихся представителей Homo Sapiens.
В широком смысле слова мышление – процесс обработки информации сознанием на основе уже имеющихся у человека знаний и накопленного опыта. В результате этого процесса первоначальная информация подвергается анализу, систематизируется, классифицируется и приобретает новое качество.
Для чего нужно развивать мышление? Чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он взаимодействует с окружающей средой, другими людьми и в целом более успешен в жизни.
Мышление начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии несколько стадий. Ученые выяснили, что развитие мышления отдельного человека повторяет развитие мышления всего человечества.
Сначала мы обучаемся взаимодействовать с конкретными предметами, выделять их основные свойства и характеристики, а затем уже начинаем оперировать абстрактными образами и понятиями в своем сознании.
Интенсивное развитие мышления происходит примерно до 20 лет, затем оно замедляется и может совсем сойти на нет, если не заниматься им сознательно.
Виды мышления и способы их развития
В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Самая часто используемая – классификация по характеру протекающих в мозге психических процессов. На ней мы и заострим свое внимание. Согласно ей выделяют следующие типы мышления.
Наглядно-образное
Этот тип мышления тесно связан со зрительным восприятием предметов и протекает в правом полушарии мозга. В процессе наглядно-образного мышления человек взаимодействует с образами конкретных предметов, которые находятся в кратковременной и оперативной памяти.
Чем старше человек становится, тем реже он прибегает к наглядно-образному мышлению. Поэтому со временем оно начинает хромать. Если вам приходилось делать ремонт, вы знаете, насколько сложно бывает представить комнату с новыми обоями на стенах и по-другому стоящей мебелью.
К счастью, развить его можно в любом возрасте. Способы развития у взрослого человека и у ребенка одинаковы, так что можете делать это на пару со своим чадом. Вот несколько простых советов:
Наглядно-действенное
Этот вид мышления начинает формироваться у детей первым в возрасте примерно 1,5 лет. Он связан с манипулированием конкретными предметами. Человек решает практические задачи непосредственно в текущей ситуации, производя определенные действия. Наглядно-действенное мышление еще называют ручным интеллектом.
За этот вид мышления отвечает левое полушарие мозга. Развивать его можно следующими способами:
Абстрактно-логическое
Его еще часто называют словесно-логическим или теоретическим. Высшая степень умственной деятельности, доступная только человеку. С помощью него мы можем “отлепить” мыслительный процесс от конкретных предметов и оперировать только абстрактными понятиями.
Этот вид мышления начинает формироваться в возрасте 5–7 лет. К 16 годам, как правило, ребенок уже может пользоваться им как взрослый. А именно анализировать информацию, поступающую извне, выделять свойства предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, классифицировать и систематизировать данные, вычленять главное и второстепенное и т. д.
Абстрактно-логическое мышление оперирует тремя основными категориями:
Развитию абстрактно-логического мышления стоит уделить особое внимание как детям, так и взрослым. В процессе своей жизнедеятельности человек чаще всего пользуется именно им, за редким исключением. От того, насколько хорошо оно развито, зависит успех во всех сферах жизни.
Вот несколько простых советов по его развитию:
Творческое
Этот вид мышления позволяет нам самую обычную информацию обрабатывать необычными способами, получая при этом качественно новые результаты. Оно лежит в основе всех великих изобретений и произведений искусства. Без него мы бы не могли выйти за рамки существующих алгоритмов и шаблонов.
Если у вас плохо развито творческое мышление или не развито совсем, то вы не умеете быть гибким и реагировать на возникающие изменения. Прокачав его, вы не только станете эффективнее, но и начнете жить более интересной и насыщенной жизнью. Так что советую начать прямо сейчас. Вот что поможет вам в этом:
Мыслительные операции
Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.
Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.
Универсальные рекомендации по развитию мышления
Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.
Больше читайте
Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.
Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.
Пользуйтесь левой рукой
Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).
Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:
Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.
Ведите дневник
Привычка фиксировать свои мысли на бумаге очень полезна для развития мышления. Вы учитесь аналитически мыслить, систематизировать информацию, выделять главное, отсекать лишнее. Особой ценностью обладают абстрактные рассуждения на отвлеченные темы: о процессах, происходящих в мире, о вашем отношении к ним, об общих философских понятиях.
По этим записям потом можно будет отследить эволюцию вашего мышления. Ваши первые записанные рассуждения будут казаться вам детскими и наивными. По мере продвижения по страницам дневника ваши мысли будут развиваться вместе с вами и становиться стройнее и глубже.
Общайтесь с теми, кто умнее
Окружение очень сильно влияет на человека. Не зря говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Часто люди избегают общения с теми, кто в чем-то лучше них, из страха уронить самооценку. Но если вы действительно хотите добиться результата, через этот стресс придется пройти.
Окружайте себя людьми увлеченными, разносторонне-развитыми, любящими мыслить и рассуждать. Разница в мыслительных способностях будет подстегивать вас к развитию.
А вот общение с бездельниками и нытиками, наоборот, придется сократить. Иначе вы и не заметите, как они затянут вас в свое болото под названием “зона комфорта”. А там нет ничего, кроме перспективы намертво прирасти к дивану.
Играйте в интеллектуальные игры
Сегодня коллективные интеллектуальные игры на пике популярности. В каждом крупном городе можно найти клуб любителей “Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринга” и всевозможных квизов. Примкните к ним – вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев.
Во-первых, подобные игры отлично развивают логику. Большинство вопросов там составлены так, что додуматься до ответа может каждый, независимо от уровня знаний. Вы будете тренировать свой ум в нескучной игровой форме, а яркие эмоции и азарт сделают тренировку в несколько раз эффективнее.
Во-вторых, вы познакомитесь с интересными, увлеченными, мыслящими людьми. Как раз о таких мы говорили чуть ранее. Полезное и веселое времяпрепровождение может впоследствии перерасти в крепкую дружбу.
Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки
Купите журнал кроссвордов и старайтесь везде носить его с собой. Отгадывайте их, как только появляется такая возможность. Например, в очереди в банке или в больнице. Это гораздо полезнее, чем коротать время, ковыряясь в телефоне.
Не ищите легких путей
Иногда полезно устраивать своему мозгу встряску, создавая искусственные стрессовые ситуации. В таких условиях развитие происходит быстрее и интенсивнее. Попробуйте приехать в незнакомый район и ориентироваться там только по карте, не спрашивая дороги у случайных прохожих.
То же самое можно провернуть, если вы собираетесь в другой город или страну. Даже банальный поход в торговый центр можно использовать с пользой. Не просите у консультантов помощи в поиске интересующего вас товара, попытайтесь сориентироваться самостоятельно.
Тренируйте память
Память и мышление – взаимосвязанные процессы. Именно память определяет, насколько быстро вы будете мыслить и как часто будете совершать ошибки. Поэтому не забудьте уделить этой когнитивной функции отдельное внимание.
В качестве тренировки можно учить стихи, запоминать списки покупок и дел. Можно пойти дальше и записаться на курсы по развитию памяти. Так вы быстрее добьетесь желаемого эффекта и не забросите занятия через два дня.
Упражнения
А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.
Соединяем несоединимое
Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.
Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:
Инструкции
Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.
Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.
Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.
Два события
Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:
Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.
Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!
Логические цепочки
Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.
Все наоборот
Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.
Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.
8 врагов продуктивного мышления
Теперь вы знаете, что делать, чтобы расшевелить ваши извилины. Остался последний штрих – избавиться от факторов, мешающих вам здраво и продуктивно мыслить.
Телевизор
Исключите из жизни этого прямоугольного черного монстра раз и навсегда. Он не только тормозит умственное развитие, но и засоряет ваш мозг всяким мусором. Время, сэкономленное на просмотре телепередач, потратьте на чтение книг или разгадывание кроссвордов.
Соцсети
Социальные сети – пример того, как изначально полезная и интересная идея превратилась в нечто противоположное. Миллионы людей по всему миру сливают туда свое время, энергию и нервные клетки. Соцсети перегружают мозг бесполезной пустой информацией, не оставляя места для ценных знаний. А мышлению, как известно, тоже нужна качественная и добротная пища.
Алкоголь и сигареты
Мозг – орган, ответственный за мышление. Все, что губительно действует на него, не может не сказаться на качестве умственных процессов. Каждый убитый никотином или алкоголем нейрон делает вас чуточку глупее и на шаг приближает обратно к обезьяне.
Неправильное питание
От информационного мусора избавились, пришло время сделать то же самое и с пищевым. Тщательно фильтруйте содержимое своей тарелки. Не злоупотребляйте сладкой и жирной пищей – вы же знаете, как она губительно действует на сосуды, в том числе и на сосуды мозга. Обогащайте свой рацион продуктами, стимулирующими умственную деятельность. К ним относятся рыба, горький шоколад, орехи, яйца, зелень.
Недосып
Хроническая усталость нелучшим образом сказывается на умственных способностях. Мышление замедляется, становится инертным, негибким и шаблонным. А что еще остается нашему организму, кроме как включить режим энергосбережения? Поэтому не забывайте о здоровом режиме сна и отдыха.
Малоподвижный образ жизни
И ум, и тело нужно держать в тонусе. Наш организм – одна взаимосвязанная система, и в ней не должно быть никаких слабых звеньев. Занимайтесь физкультурой, дышите свежим воздухом, больше двигайтесь. Телу нужны силы, чтобы качать кровь к мозгу и заставлять ваши извилины шевелиться.
Однообразие
Однообразная и скучная рутина способна даже самый светлый ум превратить в посредственность. Чтобы эффективно и креативно мыслить, нам нужен постоянный приток новых стимулов. Если ваша жизнь ограничена схемой “дом – работа – дом”, очень скоро ваш мозг перейдет в автономный режим. Действительно, а зачем ему напрягаться?
Так что будьте добры, потрудитесь внести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие и разбавить свое теплое унылое болотце. Заведите новое хобби, отправьтесь в путешествие, заведите собаку, в конце концов.
Полезная литература
Помните первый пункт наших рекомендаций по развитию мышления? Тот, в котором говорилось про чтение. Самое время воплотить его в жизнь. Делюсь с вами тремя моими любимыми книгами по развитию мышления:
Онлайн-тренажеры и приложения для развития мышления
В век высоких технологий грех не воспользоваться достижениями научного прогресса. Есть масса крутых сервисов, с которыми тренировка мышления превратится в увлекательную игру.
Викиум
Викиум – сервис с онлайн-тренажерами для развития различных функций мозга: мышления, памяти, внимания, эмоционального интеллекта. Подберет вам индивидуальную программу занятий на основе тестирования. Тренажеры подходят для любого возраста и просты в использовании.
BrainApps
На платформе BrainApps вы найдете 52 тренажера для развития когнитивных функций мозга. Все тренажеры сделаны в виде игр, поэтому вам не придется скучать. Тренируясь по 20 минут в день, уже к концу первого месяца вы на 15 % улучшите свои первоначальные показатели.
Загадки да-Винчи
Всем известно, что величайший художник всех времен и народов знал толк в загадках. Поэтому в честь него и назвали это интересное приложение. В нем собраны лучшие логические задачки. Они разделены на несколько категорий: искусство, математика, история, логика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, но по мере их решения открываются новые.
Викторина “Что? Где? Когда?”
Приложение создано по мотивам легендарной телеигры. Вы сможете почувствовать себя настоящим знатоком и сразиться с другими участниками. Также есть возможность играть турниры с друзьями, придумывать свои вопросы. Приложение тренирует абстрактно-логическое мышление и развивает интуицию.
В уме
Отечественное приложение, в основе которого книга известного педагога С. А. Рачинского “1 001 задача для умственного счета”. В XIX веке ученики сельских школ запросто решали эти математические задачи в уме. А у вас получится?
Заключение
Давайте подведем итоги. Мы рассмотрели основные виды мышления, узнали, для чего они нужны и как их развивать. Я надеюсь, вы уже успели опробовать на себе наши забавные упражнения и почувствовали первые сдвиги в голове.
Если они показались вам сложными, не отчаивайтесь. Наше мышление довольно инертно, поэтому его нужно хорошенько раскачать. В следующий раз вам будет гораздо легче, поверьте мне! Поделитесь статьей с друзьями и занимайтесь развитием вместе. Так гораздо веселее!
15 лет назад жажда самопознания привела меня на факультет психологии Казанского университета, и все завертелось. С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.