Что влияет на результативность и психологический комфорт в педагогическом общении

Методическая рекомендация преподавателю «Психологический комфорт на уроках»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ТАМАЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методические рекомендации преподавателю

« Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка».

Составитель: Карташова Е.А.

преподаватель 1 квалификационной

категории ДШИ Тамалинского района

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать на занятиях такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

Критерии психологического пространства:

атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок, как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

неуверенность в себе повышенная утомляемость замедленность темпа деятельности повышенная потребность во внимании повышенная двигательная активность трудности в переключении с одной деятельности на другую.

У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

физическая и психологическая напряженность труда постоянное оценивание со стороны различных людей

высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся

разные стили управления педагогическими кадрами.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.

Критерии психологического комфорта урока:

Отсутствие усталости у детей и учителя;

Положительный эмоциональный настрой;

Удовлетворение от сделанной работы;

Желание продолжать работу;

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения п ихологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:

Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно- символическую).

Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.

Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.

Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

Не приписывай успех себе, а вину ученику.

Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

На уроке создавай ситуацию успеха.

Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Оценивай поступок, а не личность.

Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников.

Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами (включая не только педагогов и детей, но и весь технический персонал), научный уровень мышления, ориентированный на вскрытие сути как поиск Истины, культурную, эстетически оформленную организацию труда в соответствии с принципом Красоты и защищенное положение взрослых и детей как привнесение Добра в образовательное учреждение.

Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога при встрече с учениками должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.

Еще один показатель, определяющий климат, — отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: так, скажем, неудачный ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом рождает совершенно иной отклик — сочувствие, огорчение, стремление помочь.

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и этапов учебных занятий. Так, например, учительница русского языка и литературы может использовать фрагменты классических произведений на своих уроках.

К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:

Установление личных контактов: Эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика (в случае, когда невозможно запомнить имена всех учащихся, используются визитки), проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.

Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников.

Формы обращения учителя к ученикам

1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.

2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду.”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.

Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.

Данная позиция во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями.

Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.

Применение аудиовизуального художественного ряда, создаваемого использованием музыкальных фрагментов и демонстрацией слайдов. Это благоприятно влияет на самочувствие детей, раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.

Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках школы или одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий

Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?

Замечание необходимо строить следующим образом:

1. Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.

— Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…

— Когда вы рисуете на парте…

— Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…

— Когда меня перебивают во время объяснения…

Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:

— Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…

— Когда вы скачете по классу, как дикие звери…

2. Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.

Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.

— Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…

— Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…

3. Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта.

— Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).

— Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).

Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно, и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.

Когда учитель начинает применять данные замечания, школьник с удивлением открывает для себя, что учитель – не говорящая машина с разговорами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом окружающим.

Чтобы научится пользоваться данной технологией, нужна тренировка. Попробуйте представлять ситуации на уроке или перемене, выводящую вас из равновесия и построить замечание по данной схеме.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Ниже представлены рекомендации по созданию психологического комфорта К. Роджерса и Д.Карнеги.

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Источник

Педагогический совет на тему: психологический комфорт в педагогическом коллективе.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Педагогический совет на тему: психологический комфорт в педагогическом коллективе.

Цель: формирование оптимального психологического климата в педагогическом коллективе гимназии как фактора развития личности педагога и условия эффективного образовательного процесса

Проанализировать состояние психологического климата в педагогическом коллективе школы;

Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды в коллективе;

Выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортного

психологического климата в коллективе;

“ Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой и учителя будут чувствовать себя “как дома”.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в школе. Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и социально-психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса.

Тема нашего сегодняшнего педсовета выбрана неслучайно. На основании анкетирования педагогов в период подготовки и проведения государственной аккредитации школы было отмечено, что в педагогическом коллективе школы есть проблемы именно с психологическим климатом. При самоанализе работы за год педагогами и при анализе работы методических формирований по итогам прошлого года также вскрылась эта проблема.

(Диаграмма)Давайте с вами обратим внимание на диаграмму. Я провела диагностику в нашем коллективе на определение комфортности в нем, порезультатом этой диагностики выяснилось, что многие учителя не комфортно чувствуют себя в коллективе.

Сегодня мы будем работать в группах: всего 7 групп. Как вы думаете, коллеги, по какому критерию наши педагоги объединены в именно такие группы? (обсуждение).

Я неслучайно объединила в одну группу педагогов одной возрастной группы: ведь у людей одного возраста восприятие ситуации или проблемы происходит в одном русле, и им нетрудно в процессе коллективной деятельности найти конструктивное решение той или иной проблемы или выдвинуть интересную идею. Это первая причина. Вторая причина – это то, что при сопоставлении мнений разных возрастных групп можно найти такое решение, которое в основном будет удовлетворять весь педагогический коллектив.

Одна из групп – это группа № 3, получает сегодня особое задание. Вам предлагается составить коллаж работы педсовета и коротко его прокомментировать. Для создания коллажа вы можете использовать все то, что у вас имеется на столе(на столе лежит ватман, клей-карандаш и различные вырезки из журналов, картинки с изображением счастливых педагогов)

В качестве погружения в тему, и в качестве настроя на совместную, коллективную и результативную работу мы с вами выполним упражнение «Дерево достижений нашего коллектива». Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «дерево» красный листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – зеленый. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый.

Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?

С помощью этого дерева достижений мы смогли увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива. И достижения нашего коллектива станут еще более существенными и значимыми, если в коллективе будет благоприятный психологический климат, если коллектив будет сплоченным и творческим, если коллектив педагогов станет командой единомышленников.

И для выполнения этой задачи нам сегодня предстоит выяснить сущность понятия «психологический климат», его основные составляющие и специфические особенности педколлектива.

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов.определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

Итак, что такое психологический климат? Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности. Климат не статичен, он видоизменяется во времени — пылко-романтическое приятие коллег или сдержанная уверенность в том, что здесь хорошо, достаточно быстро сменяю разочарованиями, пересмотром первых впечатлений. Строительство психологического климата это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку.

Итак, психологический климат — межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.

Уважаемые коллеги, на ваших столах лежат критерии комфортности и сплоченности коллектива. Давайте мы с вами прочтем их.

Как вы думаете, исходя из этих критериев какие будут рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в коллективе? Давайте посмотрим на рекомендации, они лежат тоже у вас на столах.

«Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический».

Давайте с вами будем стремиться к созданию комфортных условий в нашем коллективе.

В своей же рабочей деятельности я буду стремиться к повышению комфортной атмосферы в коллективе, используя рекомендации по его созданию.

Решение педсовета: Кто за повышение комфортной атмосферы в нашем коллективе? Кто против? Кто воздержался?

Уважаемые коллеги, спасибо за ваше внимание

Критерии комфортности и сплоченности педагогического коллектива.

удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;

признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;

мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе:

высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом:

сплоченность и организованность членов коллектива;

отсутствие текучести кадров

доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу.

свободное выражение собственного мнения.

достаточная информированность участников о целях и задачах коллектива и состояние дел при их выполнении.

высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в проблемных ситуациях.

принятия на себя ответственности за состояние дел в коллективе, каждым из ее участников.

доброжелательная и конструктивная критика.

демократический стиль руководства.

отсутствие конфликтов между собой в микрогруппах коллектива

престиж и традиции группы.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.

Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.

Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.

Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.

Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.

Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.

Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *