Что влияет на развитие педагогической деятельности ответ
Особенности педагогической деятельности
Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
1. Объект педагогической деятельности — индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив — активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.
2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.
Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.
3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.
4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.
5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.
6. Педагогическая деятельность — это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.
7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.
Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента; конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельности учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.
Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.
Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. На основе анализа профессиональных функций учителя он выделяет 8 основных взаимосвязанных компонентов-функций педагогической деятельности: информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую.
А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он представил организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.
И. Ф. Харламов среди множества видов деятельности выделяет следующие взаимосвязанные виды деятельности: диагностическую, ориентационно-прогностическую, конструктивно-проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно- стимулирующую, аналитико-оценочную, исследовательско-творческую.
Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.
Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, иначе говоря, в прогнозировании конечного результата.
Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.
Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.
В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи.
Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т.е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс.
Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.
Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.
Педагогическое общение (Кан-Калик) – это система взаимодействия педагога и детей, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает активатором этого процесса, организует его и управляет им.
Исходя из данных определений, можно выделить три основные черты (стороны) общения: — коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Важно отметить единство и взаимосвязь всех трех сторон, их гармония.
При всем разнообразии педагогических ситуаций принято выделять три вида педагогического общения
1 Социально-ориентированное (лекция, выступление по радио, телевидению), где говорящий выступает как представитель общества, коллектива, группы, а задача, которую он решает – есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, развивает или изменяет их убеждения, установки. В таком общении непосредственно реализуется общественные отношения, организуются социальные взаимовлияния.
2 Групповое предметно ориентированное общение включается в коллективный труд и непосредственное его обслуживание, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Задача, решаемая в этом виде общения, тоже социальная, предмет и цель такого общения — организация коллективного взаимодействия в процессе труда, в нашем случае учебного труда.
3. Личностно ориентированное общение – общение одной личности с другой, это исходная клеточка общения, она м.б. различной: деловые, направленные на совместную деятельность, и по сути совпадать с предметно-ориентированной, м.б. выяснение личных отношений и не иметь никакой связи с деятельностью.
По В.А. Канн-Калику структура процесса профессионального- педагогического общения включает:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Часто само общение учителя с учащимся представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога.
Что же необходимо учителю на каждом из этапов?
Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.
Этап «коммуникативной атаки», говорит сам за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.
На этапе управления общением необходимо умение поддержать инициативу школьников, организовать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.
Развитие педагогической деятельности
Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности человека. Педагогическая профессия – одна из самых древних на земле, ее в полной мере можно назвать самой вечной и непреходящей сферой человеческой деятельности. Способность к научению, присвоению и использованию чужого опыта – специфически человеческая способность. Возникновение педагогической профессии и связано с появлением потребности развивающейся человеческой общности в трансляции социального опыта от старшего поколения к младшему. Причем первоначально, у древних народов, не существовало собственно педагогической деятельности и профессии. Функцию социализации – приобщения детей к социальному опыту выполнял на самой ранней стадии культурного развития человечества единственный институт социального воспитания – семья.
Помимо практической подготовки к жизни уже на ранних стадиях развития человеческого общества возникает и другая сфера жизни – духовная, связанная с объяснением и истолкованием мира, окружающего человека, и заботой о приспособлении его к миру духов, управляющих, по мнению первобытного человека, природой и его собственной жизнью. Хранителем знания, как следует поступать и действовать, чтобы не навлечь на себя гнева духов, был особый класс людей: шаманы, знахари и другие жрецы и кудесники. В их руках постепенно оказывается не только руководство образом действия и поведения племени, но и обучение детей, направленное на приобщение их к духовной жизни племени. Таким образом, с образованием особого класса священнослужителей появляется впервые группа людей, облеченных воспитательной миссией. При этом деятельность этой специфической касты педагогов была направлена, с одной стороны, на обучение основной массы религиозным церемониям и обрядам (как делать, что делать), а, с другой, на подготовку будущих священнослужителей, в программу обучения которых входили также и ответы на вопрос «почему следует делать так, а не иначе». Первые школы собственно и представляют собой кастовые школы, цель которых – обучение немногих избранных, их умственное развитие и образование.
В Древнем Риме учителями назначались наиболее образованные государственные чиновники. В средние века педагогами, в основном, были священники. Появление университетов, а затем широкой сети учительских семинарий приводит к тому, что педагогическая профессия постепенно становится массовой. С развитием и дифференциацией наук и производства, введением всеобщего обучения и образования расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности – виды занятий в данной профессии.
Существует несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, объединенных в профессиональную группу «Образование»:
Самое читаемое за неделю
Введение ковидных паспортов в 2021 году
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педагогической деятельностью, сегодня также можно отнести: педагога-психолога, социального педагога, гувернера, воспитателя детского дома, организатора досуга детей, воспитателя группы продленного дня, вожатого и т.д. Постоянное расширение спектра педагогических специальностей связано, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а, с другой, с повышением роли воспитания и образования во всех областях жизнедеятельности современного человека (например, появление специальностей «учитель безопасности жизнедеятельности», «учитель мировой и художественной культуры», «учитель информатики», «учитель технологии и предпринимательства» и т.д.).
Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является не только дифференциация специальностей, но и их интеграция: стремление преодолеть узкую специализацию учителя и предоставить ему возможность приобрести одновременно несколько специальностей, например: учителя физики и иностранного языка, учителя химии, биологии и педагога-психолога; учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры; учителя истории и граждановедения; учителя экономики и права и т.д. Это не только вызвано потребностями общества (изменениями в содержании образования и появлением новых предметов), но и обеспечивает полную занятость (нагрузку) учителя, предоставляет ему возможность реализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.
Сущность и специфика педагогической деятельности
Понятия «учитель» и «педагог», обозначающие лиц, занимающихся педагогической деятельностью, часто употребляют как синонимы, хотя спектр значений, которые вкладываются во второе из них, значительно шире. Учителем обычно называют педагога общеобразовательной школы, преподающего один или несколько учебных предметов. Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.
По социальному статусу педагогов подразделяют на два вида:
а) профессионалы, т.е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку;
б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т.д., чьи знания и опыт становятся достоянием других».
Можно ли называть педагогической деятельность человека, который обучает и воспитывает других, не занимаясь ею профессионально? Очевидно, да, поскольку потребность быть учителем, воспитателем может возникнуть у любого взрослого человека на определенной стадии его личностного и профессионального развития. Перефразируя известное библейское изречение, можно утверждать: «Есть время собирать зерна мудрости и есть время разбрасывать. Есть время копить и есть время отдавать. Есть время ученичества и есть время учительства». Недаром смысл, который мы вкладываем в понятие «учитель» значительно шире, чем наименование человека, занимающегося педагогической деятельностью профессионально. Учителем для каждого из нас может стать любой человек, взаимодействие с которым оставило глубокий след в нашей душе, жизни, научило нас чему-либо, побудило к изменению и личностному росту. Однако, педагогическая деятельность не всегда есть там, где возникает взаимодействие между двумя людьми, ведущее к изменению и развитию одного из них, так как зачастую такое взаимодействие происходит стихийно в ходе общения и другой деятельности, и осознается лишь тем, на кого оно повлияло, да и то с течением времени. Недаром существуют мудрые слова: «Учитель приходит к тому, кто готов к ученичеству».
Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося. Если родители, мастер на производстве и любой другой специалист ставят перед собой данные цели и организуют процесс педагогического взаимодействия, то их деятельность вполне можно назвать педагогической.
Для обозначения вида профессиональной деятельности, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников, существует более точное название – профессионально-педагогическая деятельность. Под понятием «педагогическая деятельность» мы будем иметь в виду в дальнейшем именно данный вид деятельности.
Для того, чтобы понять природу и специфику педагогической деятельности, выделить ее особенности, попробуем сравнить ее с любой другой, например, производственной.
Социальная политика
Социальная роль
Социальная семья
Социальная система
Социальная структура
Социальная сфера
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться: |
педагогическая деятельностьАвтор: Старикова Людмила Викторовна mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; 1.Согласны ли вы с утверждением, что феномен педагогическая деятельность намного «старше» этого понятия? Я согласна с утверждением, что феномен педагогическая деятельность намного «старше» этого понятия согласно теории и в моей жизни встречались люди (они называют себя староверами или кержаками), которые показали мне наглядно, что это так и есть. Староверы обучают своих детей охоте, рыбалке, сбору кедрового ореха (шишкарят) и колбы (черемши), ягод и грибов и другому, что необходимо, для того, чтобы жить. Я думаю данная ситуация показывает, что взрослый старовер – как прообраз педагога, а приспособление к жизни – прообраз педагогической деятельности. Совсем недавно (около 3 лет назад) дети староверов стали обучаться в школе. Это лишь ещё раз доказывает, что термин «педагогическая деятельность» появился намного позже этого понятия 2.Подтвердите, что педагог (учитель, наставник, воспитатель) — понятие, обладающее прямым и метафорическим смыслом. Используйте для этого факты своего жизненного опыта, произведения литературы, искусства. Постепенно значение понятия (учитель, наставник, воспитатель) расширилось и стало одновременно и специальным, и метафорическим. Специальное значение слова было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан. Метафорическое значение обусловлено тем, что в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, и у каждого человека в жизни возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передает другому свое дело, свои умения в этом деле, мастерство, учит его этому мастерству. В рассказе «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина понятие «учитель» обладает прямым и метафорическим смыслом. «С французским у меня не ладилось из-за произношения… Лидия Михайловна, учительница французского… Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить…» «Однажды мне сказали, что внизу …, для меня лежит посылка… — Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю вы. Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась… — Я знаю, что ты голодаешь… Что плохого, если ты возьмёшь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь…?». В данной ситуации ученик нуждался в помощи учителя. Учитель со своей стороны была очень добрым человеком. Своим данным поступком она показала жизненно-важный пример (я думаю, ученик впоследствии это понял). В данном отрывке, я думаю, понятие «учитель» обладает метафорическим смыслом. 3.Что является содержанием педагогической деятельности? Почему? Содержанием педагогической деятельности является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений и т.п.). Цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования. Содержанием преподавательской деятельности является взаимодействие с людьми. Общение с учениками, с его ближайшим окружением (семья), процесс организации педагогом учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Иными словами, содержанием педагогической деятельности является правильно организованный учебный-воспитательный процесс, который должен подготовить учеников к самостоятельной работе, ее организации, на основе тех знаний, которые дал преподаватель. Без воспитания, образования, обучения, развития и общения друг с другом жизнь невозможна. 4.Почему педагогическая деятельность есть одна из существенных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный характер? Чем больше человек познавал окружающий его мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных передать свои знания и опыт ученикам. Взаимодействие учитель—ученик становилось все более многообразным, проникающим в различные сферы духовной и практической жизни. Это была многовековая предыстория педагогической деятельности, смысл которой — в глубинных основах человеческого бытия, во взаимоотношениях человеческих поколений, в развивающемся отношении людей к знаниям и опыту (умениям и навыкам в различных делах) как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим, ибо без этой ценности невозможно само существование человека. Педагогическая деятельность универсальна, так как сопровождает человека с рождения и до ухода из жизни. 5.Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной? На примере воспитания в школе и семейного воспитания можно увидеть различия профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной. Семейное воспитание (при условии стремления родителей взрастить в детях человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование) и школьное воспитание являются педагогической деятельностью. Профессиональной педагогической деятельностью занимается дипломированный педагог по специальной программе (в виде документа), педагог разрабатывает технологические карты на каждый урок и готовится к нему, по плану проводит внеурочные мероприятия. Педагог обладает специальными знаниями, умениями, навыками в определённом предмете. Он проводит свои занятия по расписанию. Семейное воспитание является непрофессиональной педагогической деятельностью, так как в большинстве своём родители не педагоги (у них нет педагогического диплома). Большинство родителей не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспитании своих детей. Они не планируют ни уроков, ни бесед, они не пишут программу по воспитанию своих детей. Всё происходит в естественных условиях. 6.Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы? В семье – истоки педагогической деятельности. Я согласна с этим утверждением. Человек рождается и сразу попадает под семейное воспитание (непрофессиональная педагогическая деятельность). 7.В чем особенности педагогической деятельности родителей? Особенность педагогической деятельности родителей — в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий, поступков, отношений родителей с детьми, в особых их отношениях, основанием которых служат кровная близость, особая привязанность друг к другу. 8. От чего зависит успех воспитания и образования в семье? При благоприятном стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать в ребенке человека, соответствующего их педагогическому идеалу, обретение воспитательных функций может стать плодотворным за счёт целого ряда факторов: социальных, семейных, личных. Среди них есть такой фактор, с которым встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. На становление педагогических способностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияет очень многое: слабый или здоровый ребенок, красивый или некрасивый, «удобный» или капризный, активный или пассивный и многое другое. Знание, понимание ребенка, доверительные отношения, взаимная привязанность, духовная близость — успех воспитания и образования в семье. 9. В каких случаях педагогическая деятельность родителей терпит неудачу? Педагогическая деятельность родителей неудачна, если интересы родителей и детей совсем не совпадают; когда родители создают себе искусственный воображаемый образ детей. Сознательно поставленные педагогические цели, и сознательная деятельность по их достижению — не гарантия успешного воспитания ребенка. Когда в семье отсутствуют доверительные отношения и взаимная привязанность, это также приводит к неудаче педагогической деятельности родителей. 10. Почему с появлением письменности возросло значение педагогической деятельности? Становление педагогической деятельности как профессиональной, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену устному преданию, а также простой схеме воспитания, основанной на наблюдении за действиями мастера, умелого человека, на смену подражанию его действиям приходит письменная форма закрепления знаний. Именно поэтому выделилась специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая передать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей. Наряду с учителем-мастером, передающим тайны своего ремесла, дела, опыта посредством наблюдения за его деятельностью, повторения его действий, непосредственного участия в деле, появилась фигура учителя, способного дать своеобразный «ключ» ко многим тайнам практического дела и духовного опыта, уже запечатленного в слове. Изменение способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от «знающего» к «незнающему» обусловило появление людей умственного труда, жизненным предназначением которых стала педагогическая деятельность. Человек, занимающийся этой деятельностью, стал особой фигурой в обществе. От него стало зависеть очень многое. Стали исчезать анонимность и коллективный характер обучения. Обучение, ранее неотделимое от бытовых, трудовых и иных отношений, стало постепенно самостоятельным видом отношений и деятельности. Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма (клинопись, иероглифы) требовали и от учителя особых знаний и подготовки. Вот так с появлением письменности возросло значение педагогической деятельности. 11. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии? Главным фактором следует считать развитие человечества и переход его ко все более сложным формам труда, искусства, общественных отношений. Чтобы это развитие было непрерывным, постепенно накапливаемый человечеством опыт нужно было систематизировать и передавать из поколения в поколение. 12. В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»? Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог. Часто это зависит от учреждения, в котором он работает: воспитатель — в детском саду, учитель — в школе, преподаватель — в техникуме, училище, вузе. Педагог — скорее родовое понятие по отношению ко всем остальным. 13.Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии. 14. Воспользуйтесь поисковой системой в интернете и подберите по 5 пословиц и поговорок об учителе и педагогической профессии. 15. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством? а) Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно». Б) Английский педагог Джон Локк большое внимание уделял психологическим основам воспитания и нравственному формированию личности. в)Швейцарский педагог Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Он пытался сделать жизнь сирот счастливее. г) Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. 16.Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе? Научно- техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20-го века, внесла заметные изменения в сферу образования. Одно из них – активная технологизация учебного процесса. Как говорилось выше, школы западных стран заполнились обучающими машинами, учебным телевидением, видео- и аудиотехникой, компьютерами. Усиленная технизация школы породила идеи об «отмирании» учительской профессии. Однако жизнь быстро показала необоснованность подобных заключений. Образование – это, прежде всего общение человека с человеком. Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, ибо весь его личностный облик – образованность, культура, нравственные ценности, отношения, установки – являются моделью воспитывающей учащихся, и представляет собой необходимое условие эффективности воспитания. Более того, убыстрение темпов научно-технического прогресса, вызывающего технизацию тех областей жизнедеятельности человека, несёт собой наряду с положительными и негативные явления, снижая, в частности, гуманистический уровень общественной жизни. В этих условиях, как никогда ранее, возрастает роль учителя. В многочисленных законах и проектах реорганизации школьного образования 70 – 90-х гг., приведения его в соответствие с требованиями грядущей эпохи чётко зафиксировано положение «учитель – центральная фигура в школе». 17. Каковы социальные и профессиональные функции учителя? Социальные функции профессии педагога изменяются вместе с развитием общества, в них можно выделить нечто общее и постоянное для разных исторических эпох. Во-первых, педагог – преемственное звено в неразрывной цепи поколений, связующее звено между прошлым и будущим. Во-вторых, педагог – ускоритель (катализатор) общественного прогресса, т.к. он способствует формированию специалистов, владеющих новыми прогрессивными технологиями. В-третьих, педагог – «аккумулятор» социального опыта, хранитель и носитель многообразных человеческих ценностей. Но он накапливает эти ценности в себе для того, чтобы затем передать их молодому поколению. В-четвертых, педагог – специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных взаимоотношений и поведения людей. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который, по его мнению, будет полезен для использования в учебно-воспитательном процессе. Иногда педагог выступает здесь консерватором. Вместе с тем, многие педагоги умеют выбрать прогрессивное в детской среде, внедряя его в систему общественных отношений. В-пятых, педагог- это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Он может и способен компетентно высказывать свои суждения по всем проблемам образовательной практики и педагогической науки. Главная же социальная функция педагога – формирование духовного мира молодежи в соответствии с ценностями общества. Профессиональные функции педагога – это те, которые имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Выделяют следующие профессиональные функции: — информационная функция: учитель транслирует ту или иную информацию. — развивающая функция: педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.д. — ориентирующая функция: педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.д. Первые три функции вместе составляют собственно воспитательную и обучающую функции, которые являются основными. — коммуникативная функция выражает сущностную характеристику педагогической профессии и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и др. участниками педагогического процесса. — организаторская функция: педагогическая деятельность предполагает управление деятельностью учащихся, а, значит, и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность других учителей, родителей, собственную деятельность (уроки, внеклассные дела и т.д.). — исследовательская функция: умение изучать личность ученика (воспитанника), группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, умение организовать и осуществить педагогическое исследование. — коррекционная функция: связана с исследовательской. На основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса и вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся. — конструктивная функция: учитель конструирует урок, внеклассное дело, отдельные задания учащимся и т.д. — стимулирующая (мобилизационная) функция: стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т.п. Очевидно, что все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга и могут быть разделены только условно. 18.В чем своеобразие педагогической профессии? Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. 19. В чем специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы? Преимущества осуществления педагогической деятельности на селе, а именно: — более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики; — достаточно чётким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.; — близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей; — принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным общением с коллегами вне школы; 20.Каковы перспективы развития педагогической в условиях информационно-технологической революции? Мир находится на пороге нового тысячелетия. Утверждение гуманистического мышления будет способствовать становлению нового стиля взаимоотношений учителя с учащимися. Наиболее характерными чертами такого стиля являются: — реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании; — постепенный переход от групповых форм взаимодействия к индивидуальным; — предпочтение косвенной формы педагогического требования к учащимся (совета, просьбы, предложения) прямым (указание, распоряжение, приказ); — эмоциональная окрашенность деловых отношений с учащимися; — наличие постоянного контроля в процессе осуществления деловой коммуникативной деятельности; — оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры, отношения к самому себе, людям, природе. Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является компьютеризация всех сфер жизни общества, что влечёт за собой кардинальные изменения в структуре профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности. Информатизация образования, включающая использование информационных технологий во всех звеньях системы образования, становится насущной потребностью. Как считают В.А. Сластёнин и В.М. Нестеренко «информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего учителя в педагогическом вузе стремиться к выработке навыков ориентации в новой информационной среде. Готовясь к профессионально-педагогической деятельности в новом тысячелетии, необходимо опираться на мировой опыт развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности. Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляет идея непрерывности. Образование и развитие систем непрерывного (пожизненного) образования вызывают заметные изменения в педагогической профессии.
|