Что влияет на прибыль предприятия в бухгалтерии
Как отразить в бухучете прибыль или убыток от продаж
Операции по обычным видам деятельности фиксируются на сч. 90 «Продажи». Здесь на отдельных субсчетах собираются показатели выручки, себестоимости, НДС, акцизов. Финрезультат от этой деятельности будет получен арифметическим путем, а бухпроводка выглядеть так:
В практическом пособии по составлению бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс детально показан порядок отражения нераспределенной прибыли в бухгалтерском балансе.
Как отразить в бухгалтерском учете финрезультат от прочих видов деятельности
Для отражения финрезультатов деятельности, не связанной с основным профилем компании, в бухучете используется сч. 91 «Прочие доходы и расходы». Здесь же собираются иные доходы и расходы, которые непосредственно не связаны с деятельностью предприятия.
Ежемесячно сальдо сч. 91 списывается на сч. 99. Если доходы превысят расходы, то бухзапись будет такой:
В обратной ситуации будет показан убыток:
Где в бухучете собирается информация о чистой прибыли в течение года
Для отражения финрезультатов деятельности предприятия в течение года используется сч. 99 «Прибыли и убытки». Именно на него списываются финрезультаты от продаж и от прочей деятельности. Кроме того, на сч. 99 попадают:
Что такое условный расход и доход по налогу на прибыль и как правильно отобразить его в бухучете, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
ВНИМАНИЕ! С 2021 года ЕНВД утрачивает силу. Подробнее читайте здесь.
В результате анализа оборотов по счету за год можно понять, прибыльной была деятельность предприятия или нет. Если дебетовый оборот превысит оборот по кредиту сч. 99, то организация отработала с убытком, а если наоборот — то год завершился прибылью. Реформация баланса завершается записью, отражающей финрезультат всей деятельности организации за год:
Для лучшего понимания процесса формирования прибыли или убытка почитайте о том, какие счета являются активными.
Нераспределенная прибыль и ее расходование в бухучете
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отражается на одноименном сч. 84. Его дебетовое сальдо говорит о накопленном убытке, а кредитовое — о прибыли. По решению собственников предприятия могут производиться расходы за счет прибыли организации или может быть погашен убыток за счет каких-либо источников.
В практическом пособии по составлению бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс детально показан порядок отражения нераспределенной прибыли в бухгалтерском балансе. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Нераспределенная прибыль может быть направлена на следующие расходы:
Убыток по решению собственников может быть погашен:
Итоги
Результаты хоздеятельности предприятия собираются на нескольких счетах бухучета. Главное, что необходимо запомнить, — прибыль собирается по кредиту, а убыток по дебету. Это значит, что дебетовое сальдо на сч. 99 в течение года, а также накопленный остаток на сч. 84 говорят об убытке организации, а кредитовые остаточные показатели — о ее прибыли.
Бухгалтерский учет прибыли и ее использования (нюансы)
Бухгалтерский учет формирования прибыли
В бухучете выделяют 4 вида прибыли:
Нераспределенную прибыль обязательно нужно отразить в балансе. Как правильно это сделать, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы не допустить ошибок, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по налогам. Это бесплатно.
Операционная прибыль определяется как положительная разница между кредитовым и дебетовым оборотом по счету 90, которая в конце месяца переносится на счет 99:
Прибыль от прочих операций формируется в том же порядке, что и операционная. Только суммы для расчета берутся со счета 91:
Чистая прибыль рассчитывается с ежемесячной периодичностью после закрытия сальдо между кредитовыми и дебетовыми оборотами по счету 90 и счету 91 и начисления налога на прибыль:
Формирование нераспределенной прибыли проводится 1 раз в год при списании образовавшегося на конец года остатка по счету 99 на счет 84:
Подробные разъяснения по определению сумм каждого вида прибыли и отражению их в бухучете вы найдете в наших статьях:
Бухгалтерский учет использования прибыли в организации
Использование прибыли в организации должно осуществляться только на основании решения ее учредителей (участников). Все операции по расходованию прибыли, зафиксированные в бухучете, но не подтвержденные указанным решением, будут считаться неправомерными, а бухгалтерская отчетность — недостоверной.
Использование прибыли можно представить в схематичном виде:
Рассмотрим подробнее отражение в проводках каждого из указанных в схеме направлений использования прибыли.
Внешнее использование прибыли
Сформирована прибыль по итогам года
Начислены дивиденды, премии по итогам года
Промежуточные дивиденды, премии (за квартал, полугодие, 9 месяцев).
Примечание! Указанная проводка не зафиксирована в плане счетов, но с логической точки зрения промежуточные дивиденды могут быть выплачены только за счет чистой прибыли (счет 99), так как нераспределенная прибыль (счет 84) формируется только в конце года
Благотворительные выплаты гражданам, организациям
Материальная помощь работникам
Как правильно учесть поощрение сотрудникам за счет чистой прибыли, узнайте в материале от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Внутреннее пассивное использование прибыли
Увеличение уставного капитала
Формирование (пополнение) резервного капитала
Внутреннее активное использование прибыли
При использовании прибыли на развитие организации и покрытие убытков за предыдущие года ее движение учитывается только на аналитических счетах. В синтетическом учете это движение никак не отражается. Данный факт связан с тем, что полученная прибыль не выводится из текущих оборотов, а продолжает работать.
Покупка ОС, НМА и иные затраты на оптимизирование деятельности организации, производимые за счет прибыли, учитываются в обычном порядке без использования счета 84.
А для того чтобы понимать, какая сумма из полученной прибыли направлена на оптимизирование деятельности, а какая осталась невостребованной, к счету 84 «Нераспределенная прибыль» рекомендуется открыть как минимум следующие субсчета:
И при принятии участниками организации решения об использовании прибыли фиксировать их внутренними проводками по счету 84:
Использование прибыли некоммерческих организаций
Отдельно следует выделить прибыль, полученную НКО от ее предпринимательства. Эту прибыль НКО могут использовать только на осуществление своей уставной деятельности и связанных с ней организационных расходов. Распределять полученную НКО прибыль между ее участниками и работниками нельзя. Поэтому в учете использование прибыли может быть отражено только одной проводкой:
Дт 84 Кт 86 — полученная прибыль направлена на увеличение целевых средств.
Итоги
При выплате прибыли учредителям, работникам организации или сторонним гражданам и организациям производится ее списание на счета расчетов с получателями средств. При отнесении прибыли на увеличение резервных и уставных фондов организации она списывается на счета по учету капиталов. А при оставлении прибыли в обороте организации ее движение фиксируется только в аналитическом учете.
Формирование прибыли предприятия
Механизм формирования прибыли
Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.
Как рассчитать прибыль?
Прибыль — это положительная разница между доходами и затратами предприятия, отрицательную разницу называют убытком. Существуют разные формы прибыли: валовая, финансовая, операционная, чистая — они описывают разные формулы расчета прибыли. Для анализа эффективности бизнеса важны несколько форм прибыли, которые рассчитываются последовательно и вытекают одна из другой.
Чтобы выяснить размер чистой прибыли, которая остается на руках у предпринимателя и больше всего его интересует, проведем ряд вычислений.
Прежде всего нам нужно знать сумму общей выручки за товары или услуги предприятия, а также размер НДС, акцизов и других обязательных платежей, которые могут входить в сумму общей выручки. Так мы узнаем размер выручки-нетто:
Выручка-нетто = общая выручка от продаж — обязательные платежи
Теперь рассчитаем валовую прибыль, т.е. разницу между выручкой-нетто от основного вида деятельности и себестоимостью реализованной продукции или услуги. В производстве, торговле и сфере услуг себестоимость может рассчитываться по-разному. Производитель может включать в себестоимость амортизацию станков, электроэнергию и зарплату сотрудников, если их заработок зависит от произведенных единиц товара. Сервисы, которые продают услуги с почасовой оплатой, тоже могут включать зарплату в себестоимость услуги. Предпринимателю для собственного управленческого анализа важно соблюдать правильный и понятный ему порядок расчетов и решить, какие показатели он включает в себестоимость и как он их детализирует в своем управленческом анализе:
Валовая прибыль = выручка-нетто — себестоимость
Валовая прибыль — важный показатель. Это тот объем денег, который должен профинансировать весь бизнес: все налоги, текущие издержки, зарплату персоналу, коммунальные расходы, арендную плату — все постоянные платежи, которые есть у предприятия из месяца в месяц. Если мы видим, что валовой прибыли хватает на то, чтобы обеспечить эти регулярные платежи, значит предприятие прошло точку безубыточности. Если валовой прибыли на это не хватает, значит точка безубыточности еще не пройдена.
Далее мы учитываем операционные расходы. Это расходы на содержание отдела кадров и юридического отдела, на обслуживание помещений непроизводственного назначения, командировки и связь, затраты на хранение продукции и рекламу, проценты по кредитам — все расходы, которые не входят в себестоимость товаров или услуг. Сюда можно отнести и затраты на поиск партнеров, заключение сделок, расходы на обучение сотрудников, форс-мажорные траты. Так мы находим сумму прибыли от продаж:
Прибыль от продаж = валовая прибыль — операционные расходы
Теперь мы должны учесть прочие доходы и расходы, которые не связаны с предметом деятельности организации. Это побочные и даже “случайные” средства: от продажи или сдачи в аренду активов компании, прибыль от совместной деятельности с другой организацией, проценты, полученные за пользование средствами компании, штрафы, пени, неустойки. Зная все эти суммы за период времени, мы рассчитываем сальдо — то есть разницу непрямых доходов и расходов. Она может быть положительной или отрицательной. И теперь мы можем вычислить балансовую прибыль — т.е., прибыль до налогообложения:
Балансовая прибыль = прибыль от продаж + сальдо прочих доходов-расходов
И, наконец, нам нужно выяснить, как на прибыль влияют налоги. Прибавляем налоговые активы и вычетаем налоговые обязательства, получаем чистую прибыль:
Чистая прибыль = балансовая прибыль — налоги
Чистая прибыль — это итоговый и самый важный показатель, он демонстрирует конечный результат деятельности фирмы и показывает, насколько выгодно ведение данного бизнеса. Масштаб наших планов и широта наших действий зависят от чистой прибыли. Предприятие может использовать ее для формирования различных фондов и резервов, реинвестиций в производство и увеличения оборотных средств. Если компания является акционерным обществом, то дивиденды держателям акций рассчитываются как раз исходя из размеров чистой прибыли.
Динамика прибыли
При анализе и планировании важно наблюдать все формы прибыли в динамике. Для хорошего и стабильного роста бизнеса нужна правильная динамика между выручкой, валовой прибылью, прибылью от продаж и чистой прибылью. При благоприятном для бизнеса раскладе быстрее и интенсивнее всего растет чистая прибыль. На втором месте по темпам роста должна быть прибыль от продаж, на третьем — валовая, на четвертом — выручка. Если эта последовательность не соблюдается, то по мере роста бизнеса чистая прибыль может сокращаться. Чтобы поймать эту “поломку” и, более того, чтобы ее не допустить, предприниматель должен рассматривать такой показатель, как рентабельность предприятия.
Рентабельность
Рентабельность — это относительный показатель эффективности предприятия. Относительным он называется, потому что мы вычисляем отношение прибыли к другой величине. Существует несколько формул расчета рентабельности, и каждый вид рентабельности описывает отдельные специфические процессы.
Одна из самых “говорящих” формул — рентабельность в отношении тех затрат, которые несет предприятие. Здесь мы рассматриваем прибыль от продаж и те совокупные затраты, которые с этими продажами связаны:
Рентабельность затрат = прибыль / затраты
Так мы видим, сколько копеек прибыли содержится в одном рубле затрат. При благоприятном развитии бизнеса этот показатель не должен падать. И именно за этим следит управленец. Рентабельность затрат тоже нужно рассматривать в динамике и сравнивать с теми показателями, которые были у бизнеса прежде. Также рентабельность можно сравнивать с показателями конкурентов в той же отрасли. Когда мы сравниваем показатели и анализируем ситуацию, мы начинаем понимать, в каком направлении следует двигаться и что менять в бизнесе, чтобы рентабельность росла.
За счет чего можно повысить рентабельность?
Если мы видим отрицательную динамику рентабельности, то необходимо принимать меры, чтобы не допустить убытка или выйти из него.
Есть два ключевых показателя, которые определяют рентабельность. Это уровень наценки и интенсивность оборачиваемости активов предприятия. К сожалению, не существует универсального рецепта прибыльного бизнеса: невозможно сделать ставку ни на высокую наценку, ни на высокую оборачиваемость. Каждый из этих показателей может “подвести” и лишить ожидаемой прибыли. Предпринимателю приходится анализировать ситуацию собственного бизнеса и вырабатывать управленческую стратегию. Он может увеличить наценку при сохранении оборачиваемости, либо понизить наценку, но при этом повысить оборачиваемость и получить больше прибыли. Еще один вариант — разделить бизнес на несколько сегментов и в одном сегменте делать ставку на наценку, а в другом — на оборачиваемость. Так мы стараемся повысить число копеек прибыли в одном рубле продаж.
Еще один способ влиять на прибыль — сокращение и планирование расходов. Уменьшая расходы в основной деятельности, мы уменьшаем себестоимость и снижаем нагрузку на валовую прибыль. Сокращая операционные расходы, мы увеличиваем прибыль от продаж.
Планирование прибыли
Планирование прибыли — процесс, с которого начинается любая предпринимательская деятельность. Финансовое планирование прибыли подразумевает главным образом расчет основных видов доходов и затрат, которые предстоят предприятию в определенном периоде. Расчеты строятся на основаннии анализа рынка и прогнозов, в работу берутся примеры предприятий в интересующей нас отрасли. Планируя прибыль, управленец старается добиться финансирования всех затрат предприятия, предотвратить проблемы с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить постоянный приток чистой прибыли и “живых” денег.
Для этого с помощью различных инструментов ведется работа главным образом с тремя основными факторами, которые влияют на прибыль предприятия и о которых мы уже говорили:
Важно понимать, можем ли мы увеличивать цену и влиять на объемы продаж. Для этого проводится изучение спроса на рынке и поиск новых клиентов, уточняются задачи рекламного отдела. Также важна работа по уменьшению издержек на производство товаров или услуг: программы по рациональному использованию сырья и рабочего времени, закуп новой выгодной техники и технологий, стимуляция сотрудников, поиск новых поставщиков. Для страхования собственной деятельности организация может создавать различные фонды, предназначенные для помощи в непредвиденных ситуациях. Тогда формирование прибыли включает формирование резерва, которым можно воспользоваться в критической ситуации.
Если анализ и планирование показывают, что вместо ожидаемого дохода получается дефицит денежных средств, то можно ставить вопрос о закрытии неподъемных кредитов, о реорганизации предприятия и, вообще, о целесообразности его работы. Планирование позволяет рассмотреть эти вопросы вовремя, пока убыток еще не стал значительным.
Таким образом, расчет прибыли и рентабельности, а также планирование прибыли позволяют спрогнозировать деятельность предприятия и его эффективность, вовремя скорректировать деятельность (работая с ценой, объемом продаж и расходами) и предотвратить фатальную финансовую просадку бизнеса.
Автор: Елена Космакова
Ведите бизнес и бухучет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для совместной работы бухгалтера и директора компаний малого бизнеса. Сервис легок для понимания, бесплатно обновляется и содержит подсказки для корректного ведения учета. Целый месяц сервис можно тестировать бесплатно!
Бухгалтерская прибыль: основные понятия и формула для расчета
Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупными показателями доходов и затрат хозяйствующего субъекта за определенный период времени. Показатель отражает реальное экономическое положение компании.
Начнем с понятий и значений
Бухприбыль (БП) является ключевым экономическим показателем. Она характеризует эффективность производства, рациональность вовлечения ресурсов и общую продуктивность финансово-хозяйственной деятельности компании. Рассчитанное значение бухгалтерской прибыли определяется через доходы и расходы — их разница показывает реальное экономическое положение предприятия.
Бухприбыль | Значение |
---|---|