Что влияет на популярность тематических парков
Тематические парки как туристический ресурс
Вид работы: Проект
Тема: Тематические парки как туристический ресурс
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На сегодняшний день сферы туризма является важнейшим показателям социально-экономического развития не только регионов, но и целой страны. От темпов развития сферы сервиса и туризма зависят такие ключевые секторы экономики государства как: транспортная система, торговля, строительство и многое другое. Развитие туристической сферы влечёт за собой приток инвестиций и немалых денежных средств не только в бюджет государства, но и влияет на материальное положение всех слоев населения. Усовершенствование сферы туризма, а также их развитие напрямую зависит от предлагаемых развлечений. Так как в нынешних условиях экономического и демографического кризиса каждая страна каждый регион борется за внимание туристов. В этой борьбе выигрывает тот, кто способен, через привлечение инвесторов, туристов, повысить конкурентоспособность региона — города, области, государства. Таким инструментом, позволяющий поднять интерес к туриндустрии региона является идея создания тематических парков, которые на сегодняшний день стали очень популярны. В Европе, Азии, США тематические парки являются очень популярными не только среди местного населения, но и привлекают миллионы зарубежных гостей которые целыми семьями преодолевают немалое количество км. чтобы интересно провести свой досуг. И, на мой взгляд, изучение и применение зарубежного опыта на пути создания тематических парков в нашем регионе на сегодняшний день представляет собой актуальную тему.
Объектом исследования является UNIVERSAL PARK в Сингапуре.
Предметом исследования выступает проблемы тематических парков как туристические ресурсы.
Целью курсовой работы является всестороннее ознакомление и изучение тематических парков как туристический ресурс, и анализ деятельности парка UNIVERSAL в Сингапуре.
На основе сформированной целей курсовой работы, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
Степень разработанности проблемы. Данная проблема недостаточно хорошо освещена в трудах отечественных исследователей, так как интерес к туризму через призму развлекательной индустрии в нашей стране возник совсем недавно. Среди наиболее выдающихся отечественных исследователей можно выделить – О.В. Кудрявцева, М.Д.Твердохлебова[1], А.Ю. Александрова[2], Л.Л. Руденко[3], О.Л.Седикина[4] и д.р.
Так как за рубежом тематические парки появились в середине ХХ века, соответственно это тема в американских и европейских исследованиях более проработана и специалистов в данной сфере достаточно много — S.A. Clave[5], D.Samuelson, W.Yegoiants[6], D.E.Levin[7] и д.р.
Научная новизна данного исследования заключается в комплексном теоретическом исследовании тематических парков как один из ресурсов развития туризма. И анализ конкретного парка для разработки выводов и рекомендации для дальнейшего развития данной сферы в нашей стране.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, географии, социологии ну и, конечно же, труды специалистов индустрии сервиса и туризма.
Методической основой исследования послужили историко-географический метод, системный метод, метод сравнительного анализа, а также метод описания и классификации.
Структура работа. Курсовая работа состоит из Введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
История развития тематических парков
Особое место в современной мировой рыночной экономике занимает социально-культурная сфера, в частности – сфера туризма и её составляющая индустрия развлечения. Для формирования и регулирования этой области в первую очередь требуется правильная организация управления сферы сервиса и туризма. Туризм как отдельная отрасль считается еще молодой сферой, так как в своем нынешнем виде она начала формироваться только после Второй мировой войны. Но при этом туризм имеет свои глубокие исторические корни. Человечеству, в целом, присуще путешествовать и познавать мир.
Формирование туристической деятельности началось в 1925 году, когда в Гааге был создан Международный конгресс официальных туристических ассоциаций (ICOTT). После Второй мировой войны его переименовали в Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО). Штаб квартира организации находилась в Женеве. В состав учреждения входило 109 туристических национальных организаций. Это была первая организация, которая начала курировать организацию туристических маршрутов, вести учет и составлять перечень фирм, а также начала контролировать сервис услуг, предоставляемый той или иной организацией. В 1973 году МСОТО был переименован «Всемирную туристическую организацию»[8].
Как уже было не раз отмечено особое место в мировой индустрии развлечения и туризма тематические парки занимают особое место. Исторические корни тематических парков связаны с парками удовольствия, которые существовали во многих ведущих европейских городах в конце ХIX века.
Парки удовольствия существовали в таких европейских столицах как Копенгаген – Сады Тиволи, в Вене – Парк Пратера и др. Современная модель тематических парков также впервые появилась в Европе, а именно на западе Нидерландов. В 1952 году корпорация «Де Эфтелинг» построила парк по мотивам европейских сказок[9]. Хотя создатели «Диснейленда» оспариваю сей факт, утверждая, что они являются основателями тематических парков. Для справки «Диснейленд» был открыт в 1952 году, парк корпорации «Де Эфтелинг» в 1949 году[10]. Несмотря на что европейцы считаются родоначальниками тематических парков, на старом континенте такого рода парки развивались достаточно медленно, и масштабы были скромнее, чем в США. Своего апогея и истинного расцвета тематические парки в США достигли в середине 50-х годов прошлого столетия, когда традиционные парки начали терять свою актуальность. Со временем оформляется принципиально иная концепция организация досуга, воплощенная в жизнь в тематических парках. В основу работы парка кладется увлекательная тема. Она развивается в аттракционах и представлениях, ей подчинены все вспомогательные парковые службы.
Тематические парки стали создаваться как центр семейного отдыха развлечений. Тема парка определялась исходя из поставленной цели. Чтобы объединить людей разных возрастов и, в первую очередь, привлечь взрослое население, она должна носить не только увеселительный, но и информационно-познавательный характер.
Кроме оригинальной концепции, тематические парки имеют ряд других преимуществ перед традиционными парками развлечений. Тематические парки размещаются за чертой города. Подсчитано, что для прибыльного функционирования они должны находиться в пределах двухчасовой досягаемости.
Так, старейший тематический парк США «ДиснейЛенд» построен в 60 км к юго-востоку от Лос-Анджелеса. Крупный тематический парк Европы «Евро — Диснейленд» расположен в 30 км от Парижа. «Страна мумий-троллей» в Финляндии находится в 20 км от города Турку[11].
В 1971 году состоялось открытие развлекательного комплекса Мир Уолта Диснея в Орландо — Walt Disney World Resort. Этот парк до сих пор является крупнейшим тематическим парком в мире. Он включает в себя:
США действительно является той страной, которая даёт тон развитию тематических парков. Центральная Флорида, и в первую очередь Орландо, насчитывает самое большое количество тематических парков по сравнению с любым другим местом в мире. Именно в США появилась тенденция совмещать киностудии с тематическими парками. Ярким примером может послужить Universal Studios Hollywood[13]. С самого начала работы Universal Studios привлекала посетителей экскурсиями по своей территории для знакомства с производством фильмов. С началом эпохи звукового кино их прекратили. В 1964 году компания вновь предложила своим посетителям традиционные экскурсии по Студии. Позже, к ним добавились каскадерские шоу (1967), аттракцион «Расставание с Красным морем» (1973), выставка экспонатов из фильма «Челюсти» (1975), шоу Конан-варвар (1984), аттракцион «Кинг Конг» (1985). В 1990 году была открыта Universal Studios Florida в Орландо. Universal Studios в настоящее время является третьей по величине компанией тематических парков в мире после Диснея и Мерлин[14].
С 1980-х, индустрия парков развлечений приобрела еще большие масштабы, с огромным выбором всего, от крупных тематических парков, таких как Диснейленд и Юниверсел Студио, до небольших и средних тематических парков, таких как Парк шесть флагов и бесчисленное множество малых предприятий в других штатах США и по всему миру. Появились простые тематические парки, ориентирующихся на маленьких детей, в том числе Леголенд (Legoland) в Карлсбаде, Калифорния (1999).
В 90-х появилась новая тенденция в индустрии тематических парков. Начали обустраиваться парки развлечения, которые располагались в крупных торговых центрах. И привычные всем развлекательные парки с горками, каруселями и другими атрибутами парков развлечения стали адаптировать у в условиях закрытого помещения.
Тематические парки изначально создавались для всех слоев населения независимости от пола и возраста. Для людей преклонного возраста в 1995 году открыли зону под названием «Потеряный Кеннивуд» (Lost Kennywood) с классическими аттракционами, популярными в период начала ХХ века.
Так как индустрия тематических парков стало развиваться очень быстро, и конкуренция день ото дня становилась жестче Диснейленд и другие корпорации стали расширять свою географию. Кроме того в тематических парках кроме аттракционов начали устраивать целое шоу как в Médinat Alzahra в Тунисе или Puy du Fou во Франции[15].
Последние 20 лет невероятный уровень развития тематических парков можно наблюдать в Азиатских странах. Данная индустрия очень популярна среди местного населения и является одним из факторов развития туризма в этих странах. Например, тематические парки старейшей голливудской киностудии Universal Studios есть в четырех городах мира: два из них находится в США — в районе Лос-Анджелеса и Орландо, по одному — в Японии, город Осака, и в Сингапуре. В числе самых популярных в Азии — известные сетевые парки развлечений Диснейленды в Токио и Гонконге[16].
Парк Lotte World в Южной Корее попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире парк аттракционов под крышей. При этом крытый комплекс — только первая часть парка, вторая расположена на открытом воздухе. В Lotte World проходит популярный карнавал народов мира. Помимо аттракционов, на территории есть ледовый каток, площадки для парадов и лазерных шоу. По посещаемости он обгоняет большинство европейских и американских парков, а в Азии уступает только Токийскому Диснейленду.
В число самых известных парков мира входит еще один южнокорейский парк — Эверленд с европейскими и «магическими» аттракционами, зоопарком и аквапарком, а также шоппинг-зоной «Всемирная ярмарка». Крупные парки развлечений также есть в нескольких городах Китая, Японии, Малайзии, ОАЭ, Вьетнама и других азиатских стран.
Тематические парки — как туристические ресурсы
В настоящее время развлечения превратились с мировую индустрию с огромными, быстро растущими доходами. Особое место в этой индустрии занимают тематические парки. Тематические парки как сравнительно молодая и динамично развивающаяся отрасль экономики требует постоянных инноваций и больших инвестиции.
Отдых в тематических парках, зачастую совмещающий в себе развлекательный и познавательный элементы, охватывает большой круг посетителей и соответствует потребностям современного человека, являясь чрезвычайно перспективным направлением туристской деятельности. Тематический парк в наши дни — это место, где гостям предлагают действительно семейное развлечение. Здесь взрослые и дети могут получить удовольствие, раскрепоститься, освободиться от бремени забот и даже чему-то научиться.
Популярность тематических парков как мест отдыха будет возрастать с каждым годом. При создании тематических парков ландшафтная составляющая играет не последнюю роль, и удачно выбранная ландшафтная композиция парка обеспечивает половину успеха. Такие природные элементы как горы, холмы, озера, посадки которые смогут эмитировать леса и поляна. Они создаются творческими коллективами скульпторов, архитекторов и других вспомогательных специалистов.
В основу работы тематического парка кладется увлекательная тема. Выбранная тематика должна раскрываться в аттракционах, также в соответствии с тематикой разрабатываются экстерьеры и интерьеры зданий и сооружении, ландшафты, водные объекты и малые формы. Начиная от парковых скульптур и устройств, дизайна оград, заканчивая скамейками и формой светильников[17]. Тема, в условиях миниатюрного парка, должна быть, безусловно, единой и цельной. Ничто не должно противоречить выбранной тематики.
Очень важно кроме детей привлечь и более взрослое поколения, и чтобы добиться успеха в этом поприще следует в основу тематических парков включать не только увеселительный, но и информационно-познавательный характер. Все эти нюансы смогут заставить людей, как детей таки взрослых к взаимному удовольствию задержаться в парках подольше и вызовет желанию посетить парк еще не один раз. Тематические парки эффективно служат в экономической так и социальной сфере[18]. Яркие позитивные эмоции, как у ребенка, так и у родителей смогут повлиять на базовый характер ребенка так и укрепить взаимоотношения в семье. Ведь положительные эмоции сближают людей, и делает их более счастливыми. Что же как касается экономической прибыли можно взглянуть на Таблицу.1.1. где наглядно увидеть инвестиции, которые были вложены в создание ведущих тематических парков в Европе.
Тематические парки мира
Роль тематических парков в развитии международного туризма, составивших конкуренцию традиционным дестинациям с большим количеством историко-культурных достопримечательностей. Прогнозы Всемирной Торговой организации о роли тематических парков в XXI веке.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.05.2013 |
Размер файла | 17,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Реферат на тему «Тематические парки мира»
1. Тематические парки мира
2. Роль тематических парков в развитии международного туризма
3. Прогнозы ВТО о роли тематических парков в XXI веке
Как правило, любой туристской поездке присущи развлечения. Люди отправляются в путь за новыми незабываемыми впечатлениями, острыми ощущениями и положительными эмоциями.
Отдых в сочетании с развлечениями преобладает среди других целей путешествий и формирует наиболее массовые туристские потоки в мире. Они зарождаются в странах Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и одновременно тяготеют к этим же регионам.
Центрами развлечений все чаще становятся курортные районы, привлекающие тысячи людей для отдыха и лечения. Всемирно известными центрами развлекательного туризма стали города-курорты Майами, Монте-Карло, Сан-Диего.
Особое место в мировой индустрии развлечений занимают тематические парки. В последнее время они составили серьёзную конкуренцию традиционным дестинациям с большим количеством историко-культурных достопримечательностей.
Идея тематических парков зародилась в Европе и была реализована в виде парков удовольствия, которые существовали во многих европейских столицах в конце 19 в. Современная модель тематических парков также впервые появилась в Европе, хотя обычно её создателем считается Уолт Дисне. Подлинный расцвет они переживают в США, а затем получают распространение во всём мире.
1. Тематические парки мира
Тематические парки придумал мудрый сказочник Уолт Дисней. Это было гениальное изобретение! Это целый мир, параллельный обычному, это придуманная реальность, четвертое измерение. Там взрослые превращаются в детей, а дети переживают свой самый острый восторг и самое большое счастье. После головокружительных падений и игрушечных ужасов этого зазеркалья настоящая реальность предстает в ином свете, забываются стрессы, и напряжение привычных будней исчезает, уступая место яркому празднику.
В настоящее время во многих европейских странах созданы тематические парки, но подлинный расцвет они получили в США, откуда и стали распространяться по всему свету.
Наиболее известные и посещаемые тематические парки мира расположены в следующих странах.
В настоящее время только в США насчитывается более 600 тематических парков. Столицей «Страны грёз» стала Флорида. В этом штате размещаются лучшие тематические парки не только Америки, но и всего мира.
В Европе построено около 2 десятков крупных тематических парков, не считая многочисленных аквапарков. Большой популярностью у туристов пользуются тематические парки Германии, Дании, Нидерландов.
1. «Диснейленд» в Японии, расположен вблизи Токио, создан по типу «Диснейленда» в Калифорнии и Париже.
1. Тематические парки «Мир Кино», «Мир Грез», «Мир Моря». Находятся на восточном побережье Австралии, на международном курорте Золотой Берег.
2. Роль тематических парков в развитии международного туризма
Благодаря систематическому обновлению аттракционов и развлекательных программ тематические парки формируют постоянную клиентуру и поддерживают широкие туристские потоки.
3. Прогнозы ВТО о роли тематических парков в XXI веке
По прогнозу ВТО, в XXI веке ожидается туристский бум: число путешествующих в мире к 2020 г. приблизится к 1,6 млрд. С развитием туризма, как считают специалисты, появится «новый» турист. Это означает, что традиционный вид семейного туризма с проведением отпуска каждый год где-нибудь на море или в горах постепенно уступит место новым видам.
В прогнозе развития туристских направлений, сделанном ВТО и представленном в исследовании «Tourism: 2020 Vision», определены самые перспективные направления и виды туризма XXI столетия. Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический (в том числе посещение тематических парков), а также круизы.
ВТО прогнозирует, что время, которое люди будут выделять на свой отдых, будет сокращаться, особенно на основных рынках поставщиках туристов. Согласно исследованиям путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Будут процветать тематические парки и круизные путешествия, поскольку люди смогут посетить несколько мест за короткий срок.
После небольшого перерыва в XXI веке международный туризм будет продолжать свое развитие, несмотря на риск экономического спада, так как туристский спрос имеет свои собственные детерминанты. Туризм в новом тысячелетии станет важным фактором развития человечества в целом и мировой экономики в частности.
тематический парк туризм достопримечательность
Таким образом, в данной работе я привела примеры наиболее посещаемых тематических парков мира, их роль в развитии международного туризма, а также прогнозы ВТО, так или иначе касающиеся тематических парков. Исходя из этого, можно сделать вывод, что роль тематических парков в развитии международного туризма с каждым годом возрастает.
В настоящее время развлечения превратились в мировую индустрию с огромными, быстро растущими доходами. Особое место в этой индустрии занимают тематические парки. Если раньше турпродукты в основном были неспециализированные, то сейчас и в будущем туристский продукт должен соответствовать тенденции развития туристского спроса. В этих целях во многих странах создаются новые концепции для привлечения туристов. Здесь немалую роль играет применение тематических парков отдыха в качестве туристского продукта внутреннего и международного туризма.
Данные о том, что за год Европейский Диснейленд принимает посетителей в 2 раза больше, чем Лувр и Эйфелева башня говорят сами за себя, отсюда следует, что роль тематических парков в развитии международного туризма очевидна.
2. Страны Мира. Справочник-путеводитель, Изд.: Ростов-на-Дон «Феникс», 2003г.
5. Интернет журнал Турбизнес http://www.tourbus.ru/home_m.htm
Размещено на http://www.allbest.ru
Подобные документы
реферат [14,9 K], добавлен 05.02.2009
История зарождения тематических парков. Основная особенность их развития в мире на современном этапе, причины экономического успеха. Тематика и объекты парков. Построение маршрутов и организация проведения экскурсий на территории тематических парков.
курсовая работа [35,0 K], добавлен 26.03.2012
Зарождение идеи тематических парков, ее реализация и распространение, роль в развитии международного туризма. Тематические парки развлечений Франции, Германии, Италии и Испании. Тенденции развития туристского спроса, концепции для привлечения туристов.
реферат [23,3 K], добавлен 05.11.2009
Роль тематических парков в развитии туризма. Тематические парки развлечений Франции, Германии, Испании, Италии. Огромная сказочная страна Диснея. Парк виртуальных развлечений в городке Пуатье. Аристократичный павильон Bentley. «Аквариум» в Барселоне.
контрольная работа [39,7 K], добавлен 10.04.2012
Понятие и функциональные особенности тематических парков, их место и значение в повышении туристической заинтересованности к стране. Наиболее известные и посещаемые тематические парки мира, анализ их работы и перспективы организации в Казахстане.
научная работа [25,3 K], добавлен 22.05.2012
Почему в России не приживаются тематические парки
Все большую популярность за рубежом приобретают тематические парки. В нашей стране подобные проекты пока считаются слишком рискованными.
«Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками» — такое классическое содержание вкладывают в слово «парк» многие обыватели. Сквер, лавочки, «детские формы», в лучшем случае фонтан и несколько опасных для жизни каруселей — так выглядят городские парки в провинциальных городах.
В последнее время в российских мегаполисах стали появляться парки развлечений, однако зачастую они представляют собой случайное нагромождение всевозможных аттракционов. Между тем в Европе активно развивается строительство тематических парков, подразумевающих не только «тупую развлекуху», но и интеллектуальное наполнение.
Запрещено не думать
В то время как отечественный рынок развлекательных услуг представлен преимущественно городскими парками отдыха и развлекательными комплексами в составе ТРЦ, за рубежом это огромная индустрия. По данным компании PricewaterhouseCoopers, в Европе насчитывается около 300 парков развлечений, 10 крупнейших ежегодно посещают примерно 40 млн человек. Самым популярным в Европе считается парижский Диснейленд (более 10 млн человек в год), в США — Walt Disney Park «The Magic Kingdom» во Флориде (15,1 млн человек в год). Оборот европейских парков превышает 2 млрд евро (к 2009 году ожидается 3,84 млрд евро).
«В последнее время на Западе активно развивается новый сегмент в индустрии развлечений: тематические парки», — рассказывает руководитель отдела офисной недвижимости Praedium Oncor International Юрий Юдаков. Речь идет об огромных познавательно-развлекательных комплексах, созданных с использованием новейших технологий.
«Мы верим в умные развлечения», — заявляет управляющий партнер компании Maxmakers Марсель Хатт (фирма специализируется на консалтинговых услугах в этой области). Тематические парки противопоставляются так называемым американским паркам. «Американские парки развлечений — это сплошные горки и кока-кола. Покатался, съел гамбургер и пошел домой. Никакого вдохновения. Вы ничего не узнаёте. В свою очередь, тематические парки обычно создаются, чтобы дети учились играя», — поясняет г-н Хатт. Более того, тематические парки предполагают контент, в равной степени интересный как детям, так и их родителям.
Например, более чем 120 аттракционов в немецком Europa-Park размещены на 15 тематических территориях, каждая из которых посвящена европейской стране или региону. В них воспроизводится архитектура и национальные особенности различных стран. Europa-Park предлагает посетителям несколько шоу-программ. Одна из них — «Путешествие во времени». Зрительские места вращаются вокруг арены, на которой разыгрываются сцены средневековых рыцарских турниров. Проект Science House предлагает экскурс в мир науки и техники. Около 80 интерактивных экспонатов, позволяющих экспериментировать, конструировать и изобретать, занимают площадь более 1 тыс. квадратных метров. Посетители могут сами вызвать торнадо, проследить различные стадии развития эмбриона, самостоятельно сгенерировать электроэнергию. Концепция акцентирует внимание на ботанике, анатомии, химии, робототехнике, нанотехнологиях, энергетике, фотонике. Такой подход, по мнению экспертов, помог Europa-Park получить признание со стороны мировой общественности, создал ему безупречную репутацию. «Они смогли поднять развлечения на такой уровень, что даже “серьезные” люди посчитали: им стоит посетить Europa-Park», — отмечают специалисты. В 2007 году в парке побывало 4 млн человек.
Аналогичные проекты реализованы и в других европейских странах. Так, в испанской Валенсии успешно функционирует спроектированный известными архитекторами Сантьяго Калатравой и Феликсом Канделой тематический парк «Город искусств и наук» (Ciudad de las Artes y las Ciencias de Valencia). Он включает несколько основных зон: дворец искусств; концертный комплекс и выставочный центр; кинотеатр, планетарий и центр для проведения лазерных шоу; оранжерею; интерактивный музей науки; океанографический парк. Огромной популярностью пользуется музей науки, работающий под девизом «Запрещено не трогать, не чувствовать, не думать!». В океанариуме представлены главные морские экосистемы земного шара и 500 видов различных животных.
Пятьдесят на пятьдесят
Разумеется, развлекательные и тематические парки — отнюдь не благотворительные проекты. Залогом их финансового успеха служит удачное сочетание развлекательной инфраструктуры и объектов коммерческой недвижимости: гостиниц, кафе, ресторанов, магазинов. Это дает синергетический эффект. После посещения тематического парка гости должны попасть не на парковку, а в зону, в которой расположены рестораны, сувенирные магазинчики, кинотеатры. По данным Марселя Хатта (Maxmakers), в структуре доходов парков, как правило, 50% занимают поступления от развлечений (аттракционов), а 50% — поступления от дополнительных услуг и объектов. В пакет услуг могут входить парковка, питание, размещение в гостинице, проведение конференций, сувенирные магазины, объекты научно-познавательного назначения.
В Europa-Park, например, 27 гектаров занимает гостиничный комплекс Europa-Park Resort. Он включает пять гостиниц, кемпинг и палаточную деревню общей вместимостью около 4,5 тыс. мест. Загрузка отелей превышает 90%. Кроме того, предлагается еще более 200 отелей, сервисных квартир и пансионатов, расположенных в соседствующих с парком 14 муниципалитетах.
В датском Tivoli Gardens (Копенгаген) 38 кафе и ресторанов на 10 тыс. мест. Здесь есть китайские и турецкие рестораны, кофейни и булочные, рестораны класса «люкс» с авторской кухней от известных шеф-поваров. Недавно открыт бутик-отель на 13 номеров, каждый из которых оформлен в индивидуальном стиле.
«Тематические парки проектируются вместе с другими компонентами, что позволяет, в частности, получить заем банка, сократив объем собственного капитала. Например, если вы будете запрашивать кредит только на тематический парк, то получите около 20–30 процентов требуемого капитала. Но если это будет многофункциональный проект, то соотношение собственного и заемного капитала будет 50 на 50 процентов. При наличии офисной составляющей можно получить 80 процентов необходимого финансирования», — поясняет г-н Хатт.
Помимо всего прочего тематические парки служат прекрасной демонстрационной площадкой для брендов. «В Америке развитая киноиндустрия, зачастую развлекательные и тематические парки создаются при киностудиях в промоутерских целях», — отмечает директор по России и СНГ, начальник отдела сдачи в аренду торговых помещений компании Jones Lang LaSalle Александр Тишков. В тематические парки инвестируют Disney, Universal, Paramount, Lego, продвигая, таким образом, киногероев. Неравнодушны к тематическим паркам и крупные автомобильные концерны. Например, самый большой аттракцион в Europa-Park (Silver Star — горка 70−метровой высоты) создан совместно с Mercedes-Benz.
Дорого и долго
«В Москве или Подмосковье крупный тематический парк с гостиницами и прочей инфраструктурой был бы востребован», — полагает руководитель отдела консалтинга и аналитики компании Astera Александр Осипов. Такого же мнения придерживается и г-н Тишков из Jones Lang LaSalle. Тем более сейчас государство уделяет повышенное внимание детям, отмечает он. Директор департамента оценки коммерческой недвижимости консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Ксендз уверен, что потенциальная целевая аудитория тематических парков весьма обширна: это семейные пары с детьми, дети школьного и дошкольного возраста. «Многочисленные ТРЦ уже “приелись”», — констатирует заместитель генерального директора Vesco Consulting Олег Разин.
Идея строительства тематического парка заложена в концепцию проекта «Новомихайловский Посад», который компания «Регнум» планирует реализовать в Туапсинском районе Краснодарского края. Участники рынка коммерческой недвижимости утверждают, что многие другие инвесторы вынашивают планы строительства тематических парков. Однако пока замыслы остаются на бумаге из-за высоких рисков и сложности проектов.
Кстати, провалы проектов строительства тематических парков случались и за рубежом. Характерный пример — история, приключившаяся с Mystery Park, первым тематическим парком в Швейцарии, созданным по инициативе писателя Эриха фон Дэникена в 2003 году на месте бывшего военного аэродрома. После открытия парк получил господдержку и награду Milestone — швейцарский приз за качество и инновации в сфере туризма. В течение первых ста дней парк посетили 200 тыс. человек, что на 40% превзошло ожидания организаторов. Однако уже в следующем году поток посетителей уменьшился. Дела шли все хуже и хуже, и в 2006 году Mystery Park обанкротился и закрылся. Швейцарская академия технических наук даже назвала Mystery Park «культурным Чернобылем». По мнению экспертов, основными причинами закрытия парка стали расплывчатость концепции, статичность выставки и низкая вовлеченность предприятий местного туризма. Такая же участь постигла Space Park в Бремене: его инфраструктура и аттракционы устарели через несколько лет после запуска.
Считается, что тематические парки должны иметь возможности для органического роста. «А это подразумевает наличие земельных ресурсов, а также инвестиции в техническое переоснащение», — разводят руками потенциальные российские инвесторы.
Не воодушевляют их и сроки окупаемости инвестиций, которые, по различным оценкам, превышают 10 лет. Не говоря уже о технических и прочих рисках. Например, заводы, производящие современные аттракционы, имеют весьма скромную мощность и сегодня перегружены. «По этим и другим причинам пока инвесторы предпочитают объекты со спортивной специализацией — крытые горнолыжные спуски, например. Это вполне объяснимо, поскольку парк развлечений потребует несравнимо большей территории. При сегодняшних ценах на землю только участие государства в таком проекте может привлечь внимание инвесторов», — размышляет директор департамента инвестиционного консалтинга и аналитики компании «Усадьба» Иван Шульков. Олег Разин из Vesco Consulting напоминает, что парк развлечений — невероятно энергоемкое сооружение: инфраструктурные проблемы частным компаниям в одиночку не решить.
Стоит заметить, что помощь на уровне государства или муниципалитета оказывалась многим зарубежным проектам строительства тематических парков. Например, «Город искусств и наук» в Испании был построен при поддержке мэрии Валенсии, которая мечтала не только получить новые рабочие места, но и создать культурный и туристический центр в противовес популярным среди туристов Севильи и Барселоне. Впрочем, признаются эксперты, пока рассчитывать на внимание российских чиновников к концептуально емким проектам, увы, не приходится.