Что включает понятие эластичность спроса
3. Понятие эластичности, эластичность спроса
3. Понятие эластичности, эластичность спроса
Спрос – это объем товара или услуги, который экономический субъект желает включить в состав своей потребительской корзины по выгодной для него цене.
Эластичность представляет собой гибкость спроса и предложения по отношению к динамичной внешней рыночной среде.
Эластичность спроса показывает способность его величины к изменениям вследствие динамики различных факторов, оказывающих на него качественное влияние. Иными словами, это принцип определения зависимости величины потребительского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и пр., а также от количественных показателей уровня жизни и достатка экономических субъектов. Эластичность спроса бывает трех видов:
1) эластичность спроса по цене. Данная величина характеризует изменения в структуре спроса в результате изменения рыночных цен на тот или иной товар:
где Q – количество товара;
Важно отметить тот факт, что величина эластичности спроса, как правило, соответствует трем состояниям:
а) близкая к нулю эластичность преимущественно складывается для товаров первой необходимости, которые крайне важны для любого экономического субъекта для удовлетворения его физиологических потребностей (в полноценном питании, одежде). Спрос на их удовлетворение – это величина постоянная, поскольку потребители независимо от изменения уровня дохода и динамики цен не перестают их приобретать;
б) в случае, когда эластичность стремится к положительной бесконечности, принято считать, что спрос сильно реагирует на любые экономические явления, и особенно на малейшие изменения цены. Такая ситуация характерна например для рынка ценных бумаг;
в) полная эластичность характерна для предметов роскоши, т. е. третичных потребностей, которые не требуют немедленного удовлетворения и присутствуют у тех экономических субъектов, платежеспособность которых велика (автомобили, дачи и пр.). Иными словами, это люди с высокими доходами, первичные физиологические потребности которых удовлетворены полностью;
2) эластичность спроса по доходу:
где I – это величина дохода;
?I – это его соответствующие изменения. Здесь следует выделить товары с отрицательной эластичностью, так называемые товары низкой категории, а также те, для которых эластичность является величиной положительной (нормальные товары). Если уровень дохода потребителя начинает расти, он меняет систему своих предпочтений и вкусов, может позволить себе покупку более дорогого товара;
3) перекрестная эластичность. Данный показатель предназначен для определения величины спроса на какой-либо товар в зависимости от динамики цен на другой:
где А и В – это два сравниваемых товара. Существуют альтернативные товары, которые в случае необходимости способны заменить друг друга (сливочное масло и маргарин), и товары-дополнители (бензин и автомобиль). Спрос на маргарин может возрасти в том случае, когда общий уровень цен на масло возрастет на определенную величину. Это связано с тем, что маргарин дешевле, поэтому покупатели начнут предъявлять на него больший спрос. Аналогично спрос на автомобили теоретически зависит от динамики цен на бензин. Присутствие на рынке альтернативных товаров расширяет потребительские возможности. Это предоставляет покупателю более широкий выбор, на основании чего вероятность того, что покупка на рынке будет совершена, резко возрастает.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Ценовая эластичность спроса
Ценовая эластичность спроса В первом примере любители пива Heineken были готовы купить пиво Duff по запрашиваемой цене. После снижения цены спрос вырос. Если бы цена возросла, то спрос, напротив, упал бы. Реакцию, или чувствительность покупателей к изменению цен, называют
8.2. Понятие и сущность рыночного спроса и предложения
8.2. Понятие и сущность рыночного спроса и предложения Понятие спроса. Процессу обмена товаров на рынке присущи свои законы. Одним из важнейших законов рыночной экономики, управляющих процессом товарообмена и ценообразования, является закон спроса. Покупатель, испытывая
4. Теория спроса и предложения. Эластичность
4. Теория спроса и предложения. Эластичность Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и
Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.
Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. ОТВЕТСПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а
Вопрос 13 Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы.
Вопрос 13 Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы. ОТВЕТЭластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания),
Вопрос 14 Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности.
Вопрос 14 Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – оценка изменения величины спроса на товар при изменении цены. Точнее, эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса, деленное на процентное
Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.
Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода
Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.
Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. ОТВЕТПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных
5.1.3. Анализ и оценка спроса, его эластичность
5.1.3. Анализ и оценка спроса, его эластичность При обосновании цены на рынке потребительских товаров необходимо изучить ее взаимосвязь со спросом, который определяет верхнюю границу цены, так как ее необоснованный уровень (высокий или низкий) отражается на объеме спроса.
16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация
16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация Под спросом на деньги понимается стремление публики, фирм, государства сохранить часть активов в ликвидной форме или в форме денежных запасов. Спрос на деньги вытекает из двух
28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования
28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования Спрос – то количество денег, которое покупатель готов заплатить за тот или иной товар при определенных условиях и определенной цене на него.Различают индивидуальный спрос, т. е. платежеспособные потребности
29. Величина спроса. Закон спроса
29. Величина спроса. Закон спроса Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т. е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т. п. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена
19. Эластичность спроса по доходу
19. Эластичность спроса по доходу Инструмент«Успех человека измеряется не тем, как высоко он взобрался, а тем, как высоко он подпрыгнул, ударившись о дно», – говорил генерал Джордж Паттон, тем самым подчеркивая эластичность, которая проявляет себя и в жизни,
51. Ценовая эластичность спроса (Маршалл)
51. Ценовая эластичность спроса (Маршалл) ИнструментНа Малайском полуострове на вопрос о лучшем времени сбора дуриана, фрукта «с адским запахом, но с божественным вкусом», отвечают так: «Когда его плоды падают с ветки, у мужчин саронги задираются»[4].
Понятие эластичности, эластичность спроса
Спрос– это объем товара или услуги, который экономический субъект желает включить в состав своей потребительской корзины по выгодной для него цене.
Эластичностьпредставляет собой гибкость спроса и предложения по отношению к динамичной внешней рыночной среде.
Эластичность спроса показывает способность его величины к изменениям вследствие динамики различных факторов, оказывающих на него качественное влияние. Иными словами, это принцип определения зависимости величины потребительского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и пр., а также от количественных показателей уровня жизни и достатка экономических субъектов. Эластичность спроса бывает трех видов:
1) эластичность спроса по цене.Данная величина характеризует изменения в структуре спроса в результате изменения рыночных цен на тот или иной товар:
где Q – количество товара;
ΔQ и ΔР – это изменения в объеме товара и его цене.
Важно отметить тот факт, что величина эластичности спроса, как правило, соответствует трем состояниям:
а) близкая к нулю эластичность преимущественно складывается для товаров первой необходимости, которые крайне важны для любого экономического субъекта для удовлетворения его физиологических потребностей (в полноценном питании, одежде). Спрос на их удовлетворение – это величина постоянная, поскольку потребители независимо от изменения уровня дохода и динамики цен не перестают их приобретать;
б) в случае, когда эластичность стремится к положительной бесконечности, принято считать, что спрос сильно реагирует на любые экономические явления, и особенно на малейшие изменения цены. Такая ситуация характерна например для рынка ценных бумаг;
в) полная эластичность характерна для предметов роскоши, т. е. третичных потребностей, которые не требуют немедленного удовлетворения и присутствуют у тех экономических субъектов, платежеспособность которых велика (автомобили, дачи и пр.). Иными словами, это люди с высокими доходами, первичные физиологические потребности которых удовлетворены полностью;
2) эластичность спроса по доходу:
где I – это величина дохода;
ΔI – это его соответствующие изменения. Здесь следует выделить товары с отрицательной эластичностью, так называемые товары низкой категории, а также те, для которых эластичность является величиной положительной (нормальные товары). Если уровень дохода потребителя начинает расти, он меняет систему своих предпочтений и вкусов, может позволить себе покупку более дорогого товара;
3) перекрестная эластичность.Данный показатель предназначен для определения величины спроса на какой-либо товар в зависимости от динамики цен на другой:
где А и В – это два сравниваемых товара. Существуют альтернативные товары, которые в случае необходимости способны заменить друг друга (сливочное масло и маргарин), и товары-дополнители (бензин и автомобиль). Спрос на маргарин может возрасти в том случае, когда общий уровень цен на масло возрастет на определенную величину. Это связано с тем, что маргарин дешевле, поэтому покупатели начнут предъявлять на него больший спрос. Аналогично спрос на автомобили теоретически зависит от динамики цен на бензин. Присутствие на рынке альтернативных товаров расширяет потребительские возможности. Это предоставляет покупателю более широкий выбор, на основании чего вероятность того, что покупка на рынке будет совершена, резко возрастает.
Эластичность спроса и предложения: эластичный и неэластичный спрос, коэффициент эластичности
Что такое эластичность в экономике
Эластичность предложения по цене показывает, насколько больше товара готовы будут предложить производители, если его цена вырастет.
Эластичность спроса по цене. Эластичный и неэластичный спрос
Спрос обычно эластичен в интервале высоких цен и неэластичен в интервале низких цен.
Коэффициент эластичности спроса (Ed) измеряется в процентах. Его можно посчитать, взяв процентное изменение спроса на продукт X и разделив его на процентное изменение цены продукта X
Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены
На эластичность спроса по цене влияет целый ряд факторов:
Спрос на предметы первой необходимости обычно неэластичен. Повышение цен на электричество заставит людей платить больше, но отказаться от электричества они не смогут.
А вот спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Даже богатый человек может отказаться от покупки новой яхты или бриллиантов, если цены на них повысятся. Без этих благ вполне можно прожить, а деньги с не меньшим удовольствием потратить на что-то другое.
Спрос на соль и сахар крайне неэластичны. Причин этому несколько:
1. Это продукты первой необходимости.
2. Их трудно чем-то заменить.
3. Они стоят относительно недорого, на них уходит мизерный процент от доходов семьи.
Что такое товары Гиффена. Чем необычен спрос на товары Гиффена?
Что такое перекрестная эластичность
Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого. Например, если компания Coca-Cola собирается снизить цены ны «спрайт», то возникает опасение: не станут ли потребители покупать меньше «колы» и переходить вместо нее на «спрайт»?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вычислить перекрестную эластичность двух товаров по цене (Exy). Для этого процентное изменение величины спроса на продукт X нужно разделить на процентное изменение цены продукта Y.
Если же коэффициент оказался нулевым, то значит два продукта никак не связаны между собой. К примеру, снижение цен на футбольные мячи никак не изменит спрос на валенки.
Эластичность предложения по цене. Факторы ценовой эластичности предложения
Коэффициент ценовой эластичности предложения (Es) можно посчитать, взяв процентное изменение величины предложения продукта X и разделив его на процентное изменение цены продукта X.
Эластичность спроса по доходу
На величину спроса влияют не только цены, но и доходы населения. Коэффициент эластичности по доходу (Ei) можно рассчитать, разделив процентное изменение величины спроса на процентное изменение дохода.
Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности спроса
Все мы знаем, что падение цены вызывает увеличение спроса и уменьшение предложения. Во многих случаях направление этих изменений – это все, что имеет значение. Однако в других – важно понимать их масштаб и точное количество единиц продукции, которые захотят купить потребители по меньшей цене. Для того чтобы измерить степень этих изменений, а не только их направление, используется понятие эластичности спроса. Значение этого показателя позволяет ответить на вопрос, в какой степени увеличение или уменьшение цены повлияет на поведение потребителей и производителей.
Понятие спроса
Экономика прошла долгий путь от одного из направлений философии до самостоятельной науки. Найдены объективные законы, которым подчиняются изменения рыночной конъюнктуры. Касается это и спроса с предложением. При прочих равных условиях рост цены будет вызывать уменьшение первого и увеличение второго. Объективный закон спроса и предложения был сформулирован Альфредом Маршаллом в 1890 году. Цена на рынке устанавливается в точке пересечения этих двух показателей на графике.
Спрос представляет собой количество товара, необходимое фактическому или потенциальному потребителю. Он выражает одновременно желание покупателя и его денежные возможности. Он характеризуется такими количественными параметрами, как величина и объем. Кроме цены, на спрос влияют вкусы потребителей, мода, доходы людей, стоимость других товаров, норма замещения. Рост зарплат стимулирует покупателей приобретать больше товаров. Увеличение цены продукции заставляет потребителей сократить объемы спроса. Противоположная ситуация наблюдается, когда дело касается товаров Гиффена. Величина спроса на них растет тогда, когда их цена увеличивается.
Общие сведения
Экономисты используют эластичность спроса и предложения для того, чтобы измерить масштаб изменений поведения рыночных субъектов. Значение этого показателя чаще всего определяется как результат деления изменения количества продукции к росту или падению цены. Например, если повышение стоимости на 10 % привело к тому, что покупатели стали потреблять на 12 % меньше товаров, то эластичность спроса равна 1,2. Получившийся результат больше единицы. Это означает, что спрос в нашей задаче является эластичной величиной. Сходным является вычисление и показателя предложения. Например, цена увеличилась на 10 %, а количество произведенных единиц продукции стало больше на 6 %. Эластичность предложения будет равна 0,6. Получившийся результат меньше единицы. Предложение рассматриваемого товара является неэластичным по цене. Таким образом подобные задачи решаются очень просто. Эластичность спроса и предложения находится простым делением процента изменения количества продукции, потребляемого покупателями и производимого продавцами, на разницу между старой и новой ценой.
Определение и концепция
В экономике эластичность – это степень реакции одного показателя на другой. Ее расчет дает ответ производителю на три вопроса:
Эластичной считается переменная, значение которой больше единицы. Это означает, что она отвечает на изменение других показателей сильнее, чем пропорционально. Переменная может быть более или менее эластичной в разные моменты времени. Товар может быть чувствительнее к цене или доходу. Эластичность позволяет сравнивать совершенно разные величины, поскольку изменение каждой из них можно выразить в процентах. Поэтому данная концепция является едва ли не самой главной в неоклассической экономической теории. Она полезна в понимании последствий непрямого налогообложения, распределения доходов, теории потребительского выбора. На практике эластичность представляет собой коэффициент линейной регрессии, где обе переменных являются натуральными числами. Главное исследование чувствительности спроса и предложения по цене американских товаров было произведено Хендриком С. Хаутэккером и Лестером Д. Тэйлором.
Эластичность спроса: формула
Расчет показателя осуществляется в одно действие. Самое главное – это выразить все исходные данные в одних единицах (чаще всего это делают в процентах). Результат деления разности старой и новой цен на изменение объемов купленного – это эластичность спроса. Формула указывает на два варианта:
Применение на практике
Вся суть заключается в том, что значение эластичности спроса означает, насколько чувствительными являются потребители к изменению цен. А это крайне важная информация для продавцов. Высокая эластичность спроса означает, что даже небольшое увеличение цены приведет к значительному падению потребления данной продукции. Можно использовать такое свойство и в другую сторону. Производителю нужно только немного опустить цену, и у него станут намного больше покупать. Если же спрос нечувствителен к изменению цены, то объемы потребления долгое время могут оставаться неизменными. Для того чтобы запомнить это, можно сравнить эластичность спроса с гибкостью. Что-то называют эластичным, если оно хорошо растягивается. Этот же термин характеризует сходное свойство спроса и предложения.
Факторы эластичности спроса
Несмотря на то что и предложение, и спрос важны, большинство исследований сосредотачиваются на последнем. Что определяет его эластичность? Главным фактором является доступность для потребителя товаров-субститутов. Предположим, автозаправка решила повысить цену на бензин на 10 %. Большинство потребителей просто перейдут на топливо других продавцов. Величина эластичности спроса на бензин в этом случае больше единицы, поэтому покупатели очень чувствительны к изменениям цены. Автозаправка из примера может потерять гораздо больше, чем 10%. Но предположим, что в городе нет других продавцов бензина, то есть товары-субституты не доступны потребителям. В этом случае коэффициент эластичности спроса равен приближенному к нулю значению. Автомобилистам не останется другого выхода, как продолжить покупать более дорогой бензин. Повышение цены только повысит доходы единственной в городе заправки. Конечно же, автомобилисты могут сократить ненужные передвижения по городу или пересесть на велосипеды, но в любом случае в кратко- и среднесрочном периоде уменьшение спроса на бензин будет незначительным.
То, сколько мы получаем, также влияет на то, какие изменения цены кажутся нам незначительными. Таким образом эластичность спроса определяет и размер дохода потребителей. Например, мало кто сравнивает цены на шнурки. Их цена не заботит большинство покупателей. Они тратят на них настолько мало денег, что даже увеличение их стоимости вдвое не будет иметь значительного влияния на семейный бюджет. Поиск более дешевого варианта займет время, затраты которого не окупятся за счет сэкономленных 10 рублей. Но для фирм, которые производят эти шнурки, важна каждая копейка. Таки образом факторы эластичности спроса включают также и доход. При прочих равных условиях, чем дороже нам обходится товар, тем больше его величина эластичности спроса.
Время – это следующий фактор. Если его больше, то у потребителя появляется больше возможностей найти субституты. Предположим, единственная автозаправка в городе повысила цену на бензин. В первое время жители продолжат покупать горючее для своих прожорливых внедорожников. Но при приобретении следующей машины они могут обратить внимание на менее прожорливые модели. Чем больше времени у нас есть для того, чтобы изменить свое потребительское поведение, тем выше будет эластичность спроса.
Графическое изображение
Изменение эластичности спроса легко начертить. Сначала нужно нарисовать стандартные ось абсцисс и ординат. Вертикальная линия Х будет отображать количество товара, горизонтальная Y – изменения его цены. Закон спроса гласит: чем больше цена, тем меньше купят. Высокая эластичность сделает кривую практически горизонтальной. Низкая – вертикальной. Рассмотрим пример. Представьте, что десятипроцентное повышение цены на бензин приведет к падению спроса на 50 %. Полученный график будет более пологим. Если же автозаправка – одна в городе. В этом случае повышение цены на бензин даже на 50 % приведет только к десятипроцентному снижению готовности потребителей его покупать. Коэффициент эластичности спроса на товар меньше единицы (если быть точным, то 0,2). Полученный график будет практически вертикальным.
Эластичность и общий доход
Продолжим использовать пример с автозаправкой. Как изменится коммерческий баланс предприятия при повышении цены на бензин? Общий доход – это стоимость, умноженная на количество проданного. В нашем примере цена возрастает на 10 %. Но вызовет ли это аналогичное повышение общего дохода? На это влияет эластичность спроса. Если она больше единицы, то общий доход уменьшится. Это связано с тем, что десятипроцентное повышение цены не покроет падение объемов продаж. Однако в случае, когда значение коэффициента эластичности спроса меньше единицы, то общий доход увеличится. Между этими двумя показателями наблюдается четкая взаимосвязь. Если спрос эластичен, то процентное изменение купленного количества товара превысит разницу между новой и старой ценой. Общий доход будет двигаться в ту же сторону, что и количество. Если же спрос неэластичен, процент изменения объема купленного будет меньше, чем цена. Общий доход в этом случае двигается вместе с последней.
Примеры неэластичного спроса
Наличие единственной заправки в городе – это фактор, который заставляет автовладельцев покупать в ней бензин даже с завышенной стоимостью. Мы говорим, что эластичность спроса на товар является низкой, если рост цены вызывает небольшое изменение потребляемых объемов. К такой продукции относят:
Товары с эластичным спросом
Наличие нескольких автозаправок создает в городе конкуренцию за клиента. Поэтому одна из них не может просто поднять стоимость бензина и рассчитывать на увеличение собственного общего дохода. Если коэффициент эластичности спроса равен числу, большему единицы. К таким товарам, в частности, относят:
Эластичность спроса по доходу: примеры
Мы разобрались с товарами, объемы покупки которых чувствительны или не очень к цене. Теперь рассмотрим эластичность спроса по доходу. Этот показатель равен результату деления количества купленного на изменения зарплаты потребителя. К товарам с высокой эластичностью по доходу относят:
К товарам с низкой эластичностью по доходу относят, например, фрукты. Если доход людей увеличится, то они могут купить больше бананов, но многие считают, что они и так едят их достаточно. Хотя это не касается беднейших слоев населения.
Показатель предложения
«Ножницы» Маршалла включают еще одну кривую, кроме спроса. Объем предложения товара – это величина, которая увеличивая по мере роста цен на рынке. В этом и состоит объективный закон данного показателя. Рост предложения обусловлен тем, что любой производитель стремится получить максимально возможную прибыль. Поэтому улучшение конъюнктуры приведет к большей загрузке заводских мощностей. К факторам, которые влияют на предложение относят:
Эластичное предложение
Здесь все похоже на спрос. Эластичное предложение означает, что увеличение цены вызывает больший процент изменения выпуска. Такая ситуация возможна, когда фирма может легко увеличить объем производства. Если автофабрика задействует только 70% имеющихся у нее производственных мощностей, то она может легко увеличить выпуск при повышении цены на машины. Совсем другой вариант – это неэластичное предложение. Это означает, что процент изменения цены меньше разницы между новым и старым объемом выпуска продукции. К таким товарам относят:
Различают эластичность предложения по цене и замещения факторов. Последнее показывает, на сколько процентов нужно изменить соотношение ресурсов, чтобы объем выпуска остался неизменным.
Факторы эластичности предложения
К детерминантам, которые вызывают большее или меньшее изменение выпуска при росте или падении цены:
Применение концепции
Расчет эластичности спроса на товар – это гораздо больше, чем просто школьная задача или интеллектуальное упражнение. От понимания этой концепции зависит то, каким будет предприятие – успешным или провальным. Расчет эластичности применяется в огромном количестве областей экономики. В частности, он очень важен для понимания спроса и предложения на рынке. Самыми распространенными случаями использования эластичности являются:
Легкость расчетов побуждает экономистов находить еще больше сфер для применения эластичности. Любые две величины можно сравнить по данному показателю, если известны их значения в двух периодах. При этом не важны условные единицы, в которых они выражаются. Показатель эластичности в любом случае вычисляется на основе процентов, поэтому можно легко перевести количественные изменения в них.