Что влияет на объем и структуру потребительских расходов 8 класс
§25. Потребление
Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслову, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Иерархия потребностей по Маслову включает следующие компоненты:
Бюджет семьи – роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов. При составлении бюджета нужно будет также выписать, сколько поступлений ожидается по каждой статье дохода, чтобы оценить совокупный доход семьи.
Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Список предметов роскоши постоянно изменяется.
Уровень жизни населения можно определить при помощи количественного измерения таких показателей благосостояния: предполагаемая продолжительность жизни при рождении; уровень образования. Сюда входит уровень грамотности населения и средняя продолжительность обучения; величина ВВП, приходящаяся на одного жителя страны.
Доходы, спрос и предложение товара в первую очередь, а дальше цена и другие факторы.
Стоимость потребительских расходов ограничена размером дохода человека, семьи. Чем больше доход, тем больше товаров и услуг может приобрести человек или семья. Можно, например, не только удовлетворять потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются.
В связи с увеличением дохода происходит увеличение потребления, и наоборот, чем меньше доход человека или семьи, тем меньше средств можно тратить на покупку товаров и услуг.
Часть потребительских расходов люди могут производить за счёт сбережений — средств, накопленных для будущего потребления. Сбережения помогают приобрести дорогостоящие товары или услуги, например квартиру, автомобиль, произвести оплату за учёбу в вузе. Помогают сбережения и людям, потерявшим работу или вышедшим на пенсию.
Все люди независимо от их материального положения ограничены в средствах, которые могут тратить на удовлетворение своих потребностей. И каждый человек, даже самый богатый, может оказаться в ситуации, когда не хватает денег на ту или иную покупку. Но для одного это может быть пара сапог, а для другого — острова в океане.
Помимо размеров доходов семьи, на специфику её потребительских расходов влияют:
— состав и возраст членов семьи;
— вкусы, привычки, интересы;
— культурный уровень семьи.
Бедные потребители первоначально будут приобретать товары первой необходимости (продукты питания) по наиболее низким ценам (хлеб, макароны, но не деликатесы).
Богатые потребители вместе с товарами первой необходимости будут приобретать товары роскоши (машины, ювелирные украшения, часы и т. д.)
Чем больше в структуре предметов роскоши, тем население страны богаче.
Говоря о школьниках как потребителях, можно условно выделить среди них две группы. Первые расходуют часть совокупного семейного дохода, не внося в него никакого собственного вклада. Вторые вносят свой личный вклад в семейный доход, они работают (например, осуществляют мелкий ремонт компьютеров и радиоаппаратуры, присматривают за детьми, покупают продукты пенсионерам, доставляют подписчикам газеты и журналы). Многие из них задумываются над продолжением своего образования после школы. Понятно, что если в школе учиться вполсилы, то в дальнейшем, возможно, придётся тратить значительные средства на оплату дополнительных занятий с преподавателями. Хорошая учёба в школе, таким образом, отражает рациональный подход к семейным средствам и собственным потребностям.
Страхование — экономические отношения, направленные на образование специального фонда средств (страхового фонда) для возмещения разного рода потерь путём выплаты страховых сумм. Оно направлено на защиту имущественных интересов граждан при наступлении страховых случаев. Для получения страховых услуг необходимо заключить договор страхования и приобрести страховой полис, содержащий условия и правила страхования.
В большинстве стран создаются специальные фонды социального страхования, отчисления в которые делаются работниками, предпринимателями и государством. К социальному страхованию относится пенсионное и медицинское страхование. Помимо государственных пенсий, выплачиваемых из средств бюджета, в странах с рыночной экономикой существуют трудовые пенсии. Они выплачиваются за счёт обязательных пенсионных взносов граждан (обязательного пенсионного страхования). Кроме того, существуют и пенсии, выплачиваемые за счёт добровольных отчислений. Воспользовавшись услугами частного пенсионного фонда или страховой компании, можно накопить сумму, которая в старости прибавится к государственной пенсии.
Добровольное и обязательное страхование имеет место и в области здравоохранения. Оно обеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам.
Помимо обязательного медицинского страхования, обязательным в России стало и страхование автогражданской ответственности. Без страховки этого вида сегодня в России не обходится ни один владелец транспортного средства, будь то физическое лицо или учреждение, организация.
Многие страховые компании предлагают добровольные программы личного страхования. К ним относится страхование жизни, гарантирующее страховые выплаты при травмах, несчастных случаях, и смешанное страхование жизни, сочетающее страхование от несчастного случая со сбережением и накоплением денежных средств. В развитых странах у каждого человека, который думает о своём благополучии, обязательно есть полис смешанного страхования жизни, и, как правило, не один.
Помимо личного страхования, существует добровольное страхование имущества, например квартир, машин, домашнего имущества, загородного жилья от пожаров, затоплений, краж и других рисков.
Защита прав потребителей в разных странах имеет свою историю и выражается в законах. Закон «О защите прав потребителей» существует и в России. Он регулирует отношения между потребителями, с одной стороны, и производителями или продавцами — с другой. Согласно Закону потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара и, во-вторых, полная информация о товаре. Причём вся информация должна быть на русском языке, даже если товары импортные.
Следует отметить, что согласно Закону нет таких товаров, которые нельзя вернуть, если возникли претензии к их качеству. Кроме того, в течение двух недель потребитель может обменять или вернуть купленный непродовольственный товар, даже если он надлежащего качества, но ему разонравился. Правда, существует специальный список товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату. Продавцы могут также указать на дефект товара и продать его по сниженной цене. Но если товар оказался ненадлежащего качества и это не было оговорено при покупке, потребитель может заявить о своих законных правах.
Жить по средствам означает больше, чем просто сбалансировать свой бюджет. Это означает осознать разницу между тем, что вам нужно, и тем, что вы хотите. Если вы хотите жить по средствам, вы должны будете внимательно относиться к тому, как вы тратите деньги, но если вы будете правильно это делать, вам совершенно не придется лишать себя тех вещей, которые вам действительно необходимы для счастья.
Да, можно судить, поскольку в странах с хорошим доходом люди тратят меньше средств на еду, они больше начинают тратить на одежду и развлечения, т.е. на второстепенные потребности.
Что бы потом можно было его вернуть, если он бракованный, но если ты не возьмёшь чек или же в паспорте не будет указано наличие гарантии, то в случае поломки тебе его не починят и не заменят.
Конспект урока по обществознанию на тему «Потребление» (8 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока Потребление
Цели и задачи : познакомить с факторами, влияющими на объем и структуру потребительских расходов, связью между доходом и потреблением; характеризовать механизм защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Планируемые результаты : предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий производственное и непроизводственное потребление, страхование, суверенитет потребителя; раскрывать закономерности изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов; выявлять основные факторы, влияющие на объем и структуру потребительских расходов; характеризовать виды страховых услуг; раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей;
Метапредметные: коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи;
познавательные: привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи;
личностные: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, правовой культуры и осознанного поведения человека как потребителя; приобретение навыков защиты своих потребительских прав.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока : урок открытия нового знания.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
III. Мотивационно-целевой этап
Все мы постоянно выступаем в качестве потребителей, покупаем товары, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами. Часто при этом наши права нарушаются. Для того чтобы защитить свои права, нужно их знать. На Западе есть такой девиз «Потребитель — это король».
Тема урока: «Потребление».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
1. Семейное потребление.
2. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
3. Экономические основы прав потребителей. Проблемный вопрос
— Можно ли замерить благосостояние?
IV. Работа по теме урока
— Изучив схему, ответьте на вопросы.
— Почему на схеме присутствует производство?
— Как связаны между собой производство и потребление?
— Что относится к производственному потреблению?
— Что относится к непроизводственному потреблению? (Ответы учеников.)
1. Семейное потребление
— Предложите, какие факторы влияют на семейное потребление.
— Разделитесь на пять групп. Работая с п. 1 § 25 учебника, исследуйте и проанализируйте эти факторы.
Первая группа — фактор потребности.
Вторая группа — фактор доходы.
Третья группа — фактор сбережения.
Четвертая группа — фактор расходы.
Пятая группа — фактор возраста членов семьи.
2. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Страхование — это одно из многих экономических изобретений человечества, выгодных и продавцам, и покупателям. Законодательство предусматривает четыре основных вида страхования:
1) личное — страхуются имущественные интересы, связанные с личностью (жизнь, здоровье, трудоспособность);
2) имущественное — страхование недвижимости, транспортных средств, финансовых рисков;
3) страхование ответственности — применяется во многих сферах, где профессиональная ошибка может причинить значительный ущерб (медицина, транспортные перевозки и т. д.);
4) страхование предпринимательского риска — страхование бизнеса и связанных с ним рисков.
Страхование может быть:
2) групповым — оформляется на группу лиц.
Существует множество видов личного страхования. Чаще всего применяются:
2) медицинское страхование — страховка позволяет страхователю оплатить лечение и лекарства в случае болезни;
3) страхование от несчастных случаев;
4) пенсионное страхование — направлено на обеспечение опре-деленного уровня жизни при наступлении пенсионного возраста, это часть системы обязательного социального страхования;
5) накопительное страхование — схоже со страхованием жизни, но выплата производится не только при наступлении смерти, но и при дожитии застрахованным лицом до определенного возраста;
6) страхование туристов от несчастных случаев.
Медицинское страхование делится на обязательное и добровольное. Цель обязательного медицинского страхования в том, чтобы предоставить всем членам общества равный доступ к качественным медицинским услугам..
Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, коллективное страхование от несчастных случаев, страхование риска потери работы и т. д.
Имущественное страхование направлено на защиту имущественных интересов личности, поэтому страховые случаи — это повреждение или утрата имущества либо полученный иным образом имущественный ущерб.
Страхование ответственности — вид страхования, широко распространенный в развитых странах. К нему относится:
1) страхование гражданской ответственности водителей;
2) страхование ответственности перевозчиков;
3) страхование работодателей от причинения вреда здоровью ра-ботников;
4) страхование профессиональной ответственности медицинских работников, адвокатов, нотариусов и представителей других профессий;
5) страхование производителей товаров (может быть застрахован любой ущерб, причиненный товарами, произведенными застрахованным лицом);
6) страхование предприятий, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды или людей;
7) другие виды страхования ответственности (страхование гражданской ответственности домовладельцев, владельцев животных, охотников и других лиц).
3. Экономические основы прав потребителей
15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962 г. президент США Джон Кеннеди провозгласил четыре основных права потребителей:
4) быть выслушанным.
— В каких случаях вы выступали в роли потребителей?
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Изготовитель — организация или индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Исполнитель — любая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям.
Продавец — любая организация или индивидуальный пред-приниматель, реализующие товары потребителям.
Были ли следующие персонажи потребителями?
1. Мама с дочкой пошли на рынок и приобрели зимние сапоги <Да).
3. Житель необитаемого острова Робинзон Крузо. <Нет, он ничего не приобретает за деньги.)
4. Предприниматель приобрел партию шарфов для перепродажи. <Нет, он не будет сам использовать эти товары.)
— Разделитесь на четыре группы. Работая с п. 3 § 25 учебника и различными статьями Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», охарактеризуйте права потребителя.
Первая группа — право на безопасность.
Вторая группа — право на качество товара (услуги).
Третья группа — право на информацию.
Четвертая группа — право на возмещение ущерба.
V. Подведение итогов урока
1. Прокомментируйте правомерность действий продавца в данной ситуации.
Магазин продал Петрову буфет с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке буфет попал под дождь и был сильно испорчен. Петров отказался принять покупку и потребовал возвратить деньги или доставить другой буфет. Администрация магазина заявила, что покупатель является собственником товара с момента уплаты за него денег. Поэтому сам должен нести последствия порчи буфета от случайных причин.
2. Прокомментируйте правомерность действий продавца и изготовителя в данной ситуации.
Сидорова в 1986 г. купила в магазине «Цель» цветной телевизор отечественного производителя. Гарантийный срок на телевизор составлял 2 года. В 1988 г. Сидорова продала телевизор Петрову, а тот Малахову. В результате этих манипуляций документы на телевизор были утеряны. В 1994 г. телевизор загорелся. В результате самовозгорания телевизора полностью выгорел дом.
Малахов потребовал от магазина, продавшего телевизор, возместить убытки, причиненные некачественным товаром. Магазин отказался удовлетворить требования Малахова. Завод, изготовивший телевизор, также отказался возмещать убытки.
1. Прочитать § 25 учебника.
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
3. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального
предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
1. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
4. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Статья 10. Информация товарах (работах, услугах)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. 2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
• сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов и т.д.
• цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
• гарантийный срок, если он установлен;
• правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
• информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
• срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом;
• адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
• информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
• информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
• указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
Что влияет на объем и структуру потребительских расходов по-вашему мнению?
На объём потребительских расходов влияет уровень зарплаты. Чем она ниже, чем меньше человек может купить товаров. А ещё закредитованность, наличие долгов у человека. А они зависят от его возможно, жадности, необдуманных действий, от самого человека. Даже при высокой заплате и наличии ипотеки, кредитов, долгов, человек не сможет купить нужных товаров.
Количество детей в его семье. То есть насколько большая его семья? Ведь всех надо прокормить и одеть. На структуру расходов влияет интеллектуальный уровень человека, уровень его образования и насколько высокая у него зарплата. Простой человек будет есть макароны, а богатый, образованный начальник, икру, красную рыбу, деликатесы.
Так же в покупке промтоваров. Кому то нужен скейт, яхта, а кому то просто велосипед. По уровню мышления, интеллекта, по наличию денег.
Чем выше уровень образования, доходы, тем больше вкусных и разнообразных товаров человек может себе позволить!
Но есть что то, что не зависит от человека. Например, уровень цен. Если они растут очень быстро, в условиях гиперинфляции, человек не всё сможет купить. Но это в редких, чрезвычайных случаях. Например, в условиях войны, цунами, бедствий и т.д. Самый главный фактор — размер его заплаты, наличие долгов- кредитов-ипотеки, размер его семьи. Если человек проживает в сельской местности, то структура его потребления изменяется. Ведь многое он выращивает сам — на земле. Плюс — курочки, барашки — для еды. В сельской местности и уровень зарплат в разы меньше.
На всё это ещё влияет насколько процветающая страна, где живёт человек. Например, супер отличные, богатые скандинавские страны с высокой зарплатой и бедные по деньгам простых людей страны Африки — Нигерия, Камбоджа, и др. аналогичные. Уровень цивилизации, общества, страны, промышленности, экономики имеет огромное значение и сильно влияет на всё выше перечисленное.
Доброго времени суток!
Все зависит от потребностей населения, от уровня доходов. Есть статистика потребительских расходов. Исследования проводятся на основе соцопросов и исследований рынка. На самом деле потребительские расходы включают самый широкий круг товаров и услуг. Речь идет о продуктах питания, одежде, лекарствах, технике. В том случае, когда потребительские расходы падают, существует опасность возникновения экономического кризиса. Также расходы населения зависят от уровня жизни в данной конкретной стране. Если уровень бедности высокий, то спрос падает.
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.