Что влияет на молодежную культуру
Культура современной молодежи: ценности, нормы, смыслы
Современное представление о молодежи и молодости неразрывно связано с такими понятиями, как досуг, молодежной культуры, потребление. Социологи давным-давно заметили, что желания молодежи очень сильно разнятся от желаний взрослых. Если взрослые в большинстве своем ориентированы на приобретение стабильных вещей — недвижимости, машины, мебели, у них более развито накопление денег, то молодежь чаще всего ориентирована на сиюминутное удовольствие. Так вместе с новыми потребителями пришла и новая культура потребления — культура современной молодежи.
Появляются первые кассеты с записями любимых певцов, открываются дискотеки, мощно развивается поп-культура — первые группы, первые фанаты, первые тусовки. В конце XX в. молодость начинает все чаще использоваться как символ. Многие взрослые обращаются к интересам, традиционно считавшимся молодежными. Так, например, новый модный уклон современной молодежной культуры — адреналиновые удовольствия.
Молодость сама по себе связана с риском, испытаниями. Взрослые, испытывая в определенном смысле недостаток острых ощущений, начинают перенимать у молодых их стиль жизни. Реальные испытания могут подменяться искусственно созданными: прыжки с парашютом, экстремальные путешествия и т. д.
Современная молодежная культура стала стержнем многих модных течений: культура хиппи породила стиль «унисекс», панки повлияли на всеобщую моду на черный цвет, скинхеды — на модную прическу «благородная лысина» и т. д. Таких примеров можно привести множество. Молодежные культуры — это ценности, пристрастия, интересы, вкусы молодежи. Местом их публичного проявления стали кафе, дискотеки, массовые выступления. Родиной классических молодежных субкультур, как панки, скинхеды, рокеры и др. является Великобритания.
В настоящий момент добавилась еще одна особенность молодежи как социальной группы. Молодежь всюду одинаково существует в ситуации глобального информационного пространства, сетей Интернета и др. Все могут говорить со всеми. Сейчас любое культурное событие не может быть изолированным ни во времени, ни в пространстве. И в США, и на Таиланде, и в Сингапуре, и в России есть пользователи глобальных сетей, есть МТВ. Поэтому те молодые люди, которые хотят что-то знать из первых рук, могут удовлетворить свое желание в Ульяновске точно так же, как и в Нью-Йорке. Однако доступ к этим ресурсам не у всех одинаков. Это зависит и от дохода, и от уровня культуры, и от ситуации. Исследования показывают, что современные стили жизни молодежи во многом зависят от их нацеливания на карьеру, качественное образование, высокий уровень достижений, высокий социальный статус, то стиль его жизни будет значимо отличаться от тех молодых людей, которые ориентированы на молодость, как на период расслабления, развлечения, как на время, когда нужно «перебеситься» и попробовать от всех радостей жизни. Кто-то интересуется спортом, кто-то интересуется живописью. Кто-то ничем не интересуется в этом то и есть суть момента разделения современной молодежной культуры.
Одной из самых главных ценностей людей является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования. В. Даль писал: «свобода — это воля». Хотя эти слова синонимичны, но их стоит рассматривать немного иначе. У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. А у воли нет пределов. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода.
Следующая жизненная ценность — осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Но большая часть молодежи это осознает.
Духовная культура немало важна в жизни современной молодежи. Духовная культура может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Многие могут стать художниками, писателями. Внутренняя духовная удовлетворенность тесно связана с сознанием человека. Современная молодежь активно участвует в разных мероприятиях в целях сохранения окружающей среды, охраны природы, заботы об инвалидах, пожилых людей и т.д. Современная молодежь умеет адоптироваться в самых разных обществах и отстаивать свои мнения. Человек должен уважать другого человека, несмотря на его материальное, физическое положение; не должен ставить себя выше или ниже тех или иных людей. Я думаю, что у современной молодежи с этим проблем нет.
Молодежь, по сути, народ общительный и дружелюбный. Мировоззрение у нас иное, сильно отличающееся от наших тетей, дядей, мам, пап, дедушек и бабушек. Есть понятия «круто» и «отстой». Мы пытаемся соответствовать внешнему миру и не можем жить без общения — вот еще одна ценность. Если мы проводим некоторое время в общении, то укрепляем узы дружбы с новыми друзьями. С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку. В трудную минуту эти люди всегда поддержат и помогут.
Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться официантом, продавцом в киоске, промоутером, на любую оплачиваемую работу.
Еще одна ценность — патриотизм. Любовь к родной земле, уважение к государству, чувство долга перед родиной должны присутствовать в сознании современной молодежи. Они понимают, что земля, на которой они ходят, едят ее плоды, живут в тепле и уюте благодаря ее полезным ископаемым — это их вторая мать. Ведь не случайно говорят: «Родина — мать». Мы должны делать все для ее процветания и быть горды ею.
Современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая. У молодых людей огромные перспективы. Они смело смотрят в будущее, добиваются своих целей.
Современная молодежь имеет ряд проблем, которые связаны с воспитанностью, толерантностью, отсутствием патриотизма, вежливостью, хорошими манерами поведения по отношению к своим сверстникам и взрослым людям, а также умением правильно и грамотно излагать свои мысли, сексуальная распущенность и аморальность, умением правильно и красиво одеваться (многие даже позабыли, что именно одежда, в первую очередь, бросается в глаза и создает первоначальное мнение о человеке) также, следует, не упускать из поля зрения, пассивное отношение молодежи к современной политике и к людям стоящим у власти. Современная молодежь, практически, не соблюдает нормы и правила хорошего поведения. Конечно же, каждый волен сам выбирать — следует ли ему соблюдать определенные требования или нет, но, на сегодняшний день — это является острой проблемой.
Есть несколько решений этих проблем:
— возрождение ранее созданного в 1811году Общества русской словесности, которое поможет развитию культуры, духовности, знанию родного языка, а также внесет бесценный вклад в формирование личности;
— введение в школах и ВУЗах обязательной учебной дисциплины «этимология русской словесности»;
— организация регулярных конференций, дебатов, встреч с интересными и разносторонними людьми, что поможет молодежи грамотно и красиво излагать свои мысли, а также культурно вести споры;
Мы — это не будущее, а настоящее, которое строит будущее! Чтобы, в очередной раз, не услышать из уст «будущее России — это армия невежд»,я призываю нашу молодежь к тому, чтобы они сознательно относились к своим поступкам и больше занимались самовоспитанием.
Особенности молодежной культуры в современной России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальное положение молодежи и молодежная культура
Молодежь. – это социально-демографическая группа, объединяющая людей возрастом от 15 до 30 лет, характеризующихся рядом схожих социальных и психологических черт, связанных с процессом социализации.
Период молодости очень насыщенный, он характеризуется следующими аспектами:
Молодежь имеет и свое особое социальное положение. Это активный поиск своего места в жизни, переходность положения и его подвижность – молодые люди быстрее других социальных групп реагируют на любые изменения и адаптируются к ним. Высокая мобильность и динамичность играет молодым людям на руку, они испытывают меньше стресса в экстремальных условиях, готовы быстро осваивать большие потоки информации и применять их на практике. Помимо этого, молодые люди имеют хорошие профессиональные перспективы, особенно если выбор будущей профессии полностью отвечает их потребностям и интересам.
Необходимо обратить внимание и на существование особой молодежной культуры и субкультуры. Молодежную культуру считают следствием процесса социализации молодых людей. Истоки культуры лежат в стремлении молодых людей и молодого поколения к самосознанию и самоутверждению, самореализации и независимости. Через культуру молодежь может выражать себя, свои мысли и идеи, может транслировать новые ценности, которые играют значимую роль в становлении личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Молодежная культура в значительной степени отличается от любого другого культурного направления. И особенно отличается молодежная культура в России. Россия всегда шла по своему собственному пути, не отрицая западные ценности, но подчеркивая, что эти ценности могут быть адаптированы под российские реалии. Так и происходило всегда, и это же коснулось молодежной культуры. Так, на первом месте в иерархии ценности находится нравственность. Молодежь воспринимает мир на эмоциональном и нравственном уровне, представители социально-демографической группы имеют четкие представления о том, что есть добро, а что есть зло. Эти понятия резко противопоставляются друг другу, поэтому в молодежной культуре очень многие понятия отражают известное высказывание «из крайности в крайность».
Молодежь отличается максимализмом и категоричностью в суждениях. Причем это стало очень явно проявляться и с развитием информационных технологий. Доступ к неограниченным ресурсам сделал молодежь очень развитой и включенной в большое количество процессов. Культура молодежи предполагает активное участие в различных политических и социальных событиях, а также представители молодежи сами становятся инициаторами этих событий, поскольку считают, что они как молодое поколение имеют право громко заявлять обо всем, что они думают. Молодежная культура отражает нетерпимость к лжи и несправедливости, равнодушию и лицемерию. Она структурирована и включает в себя специально созданную культуру для молодежи и массовую культуру, которая оказывается доступна всем.
Специфика молодежной культуры в России
Молодежная культура бывает разных видов, и все они обусловлены эмоциями и чувствами молодых людей. К элементам молодежной культуры можно отнести:
Таким образом, молодежная культура, в частности российская молодежная культура – это существующая наряду с другими культурными направлениями и образованиями форма культуры, которая может распадаться на отдельные группы и течения, составляющие ее структуру.
Чаще всего молодежь объединяется в неформальные группы, и им характерны некоторые черты. Например, развитие стихийного общения, которое происходит при тех или иных условиях и ситуациях. Независимость от официальных структур и самоорганизация – то, что отличает по большей мере молодежную культуру от других направлений. Модель поведения молодых людей очень отличается от остальных. Обычно поведение направлено на подчеркивание своей независимости, самостоятельности, самоутверждение. Внутри группы есть своя иерархия, и она устойчива, хотя каких-то формальных и официальных связей в ней нет.
На сегодняшний день исследователи выделяют несколько направлений деятельности молодежи, таких как: эпатажная самодеятельность, агрессивная самодеятельность, социальная самодеятельность, политическая самодеятельность. При этом, все виды деятельности в рамках молодежной культуры являются инициативой самих молодых людей. Эпатаж – это некий вызов общепринятым нормам и ценностям и стремление внедрить в повседневность что-то нетипичное и новое. Агрессивная самодеятельность основывается на довольно примитивных понятиях о ценностях. Здесь наглядным становится стремление самоутвердиться. Социальная и политическая самодеятельность – самые распространенные формы молодежной культуры. Через них молодые люди не просто выражают свое мнение, но им также открываются возможности для трансляции своих идей и получения знаний о текущей социально-политической ситуации в обществе.
Современная молодёжная культура: особенности и проблемы
Юношеский возраст и время, когда экономическая активность, самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Молодежная субкультура как частичная, относительно когерентная система внутри общей культуры. Социальные площадки для конкретных дел молодежи.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.08.2014 |
Размер файла | 42,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова
на тему: «Современная молодёжная культура: особенности и проблемы»
студент 4 (7 семестр)
1. Молодёжная культура
2. Молодёжная субкультура
3. Особенности молодёжной субкультуры
4. Катализаторы возникновения молодёжных движений
5. Почему именно молодёжь
Список используемой литературы
Основным мотивом выбора данной темы в качестве курсовой работы мне послужил один из семинаров по культурологии, на котором был мельком затронут вопрос о культуре нынешней молодёжи, и, поскольку этот вопрос не был частью урока, я решил исследовать его самостоятельно. Так же стоит отметить, что данный вопрос на прямую связан с проблемой «отцов» и «детей». молодежь культура социальный
Тема современной «молодёжной культуры» в наше время стоит очень остро, так как именно молодежь является наследником нынешнего народного достояния и от молодёжи напрямую зависит то, как изменится наша культура через десятки лет.
Если ранее культура не делилась так ярко выражено на «взрослую» и «молодежную» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.
1. Молодёжная культура
Стремительное, перманентное ускорение и обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.
2. Молодежная субкультура
В результате всех перечисленных мною выше фактов, возникает такое явление как молодёжная субкультура.
В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
3. Особенности молодежной субкультуры
Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».
«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных. Лишь треть из старшеклассников (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Известно, что молодежь-наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет.
Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало «взрослого» мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).
Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается.
Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятий-от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.
Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)-для себя.
,Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в «молодёжной» музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями.
Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство (реальная жизнь), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.
Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология…) к «русской демократии» (очень близкой к «плутократии» Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.
Российскими студентами современный этап развития общества определён как кризисный. Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи утверждают, что развал преобладает во всём: «начиная с души и кончая экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идёт более осторожное планирование семьи.
В нейтральных оценках формировалось: «Идёт смена красных знамён на красные пиджаки». Период характеризуется как «демократизованная анархия». В качестве положительного отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало посвободнее».
Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие.
Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
4. Катализаторы возникновения молодёжных движений
Как мы рассмотрели выше, официальная культура оказалась неспособной ответить интересам молодёжи, которой только что «развязали руки», развалив почти полностью систему воспитания и формирования «будущих коммунистов». В.В. Морозов и А.П. Скробов выделили следующие противоречия социализации молодёжи за последний период (данный список под моей редакцией претерпел значительные изменения).
Современные требования молодежи к обществу
Реальность нашего общества
Объективно усложняющиеся общественные отношения, всё возрастающие требованиями со стороны общества к социализации и воспитанию молодого поколения
Недостаточное использование социально-экономических, идеологических, политико-воспитательных средств воздействия на человека.
Стремление видеть общество процветающим
Современная социальная и экономическая нестабильность.
Стремление к демократии и гуманизму
Оставшиеся административные методы воспитания.
Непрерывность процесса социализации и культурного воспитания
Остаточная система финансирования государственных культурных и воспитательных учреждений.
Определённая система ценностей
Неопределённость в условиях существования одновременно «старых» и «новых» ценностей.
Бесполезность честного труда.
Потребности в высоком благосостоянии
Возможности государства удовлетворить такие потребности.
Апатия от безрезультатных политических дебатов как ответ молодёжи на безразличие государства к её проблемам.
Соответствие слова и дела
Социальная незащищённость при общем курсе на правовое государство.
5. Почему именно молодёжь
Откуда же и почему появляются «выпавшие» люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, «подвешенном» состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не молодёжь из имеющейся социальной структуры (как у Парсонса или Тернера), а сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контркультуры «всплывают» и ложатся в основу организации «большого» общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контркультур.
Ни одна система не может охватить все без остатка. Неизбежно что то из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной культуры.
На стоящий в заголовке вопрос можно привести ещё несколько второстепенных причин, в числе которых есть две особенно интересные:
1. Возрастные особенности молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.
2. Молодёжь свободна от тоталитарного страха, заставлявшего каждого школьника в первом классе становиться октябренком, затем пионером, потом комсомольцем и, в конце концов, фанатичным (иначе в условиях запрета критики и быть не могло) коммунистом.
В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений.
Список используемой литературы
2. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Формирование культуры досуга молодежи как одна из актуальных проблем современного общества. Характеристика деятельности клубного учреждения СДК «Космос». Молодежная субкультура как частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры.
дипломная работа [299,4 K], добавлен 23.11.2012
Социологический аспект молодежной культуры. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе. Явление группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения; типология молодежной субкультуры.
реферат [31,8 K], добавлен 19.12.2009
Основные черты культуры. Статика и культурная динамика как основные части структуры культуры. Агенты и социальные институты культуры. Типология и виды культур. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Особенности сельской и городской культуры.
контрольная работа [18,3 K], добавлен 29.07.2010
контрольная работа [130,7 K], добавлен 22.04.2011
Культура определенного молодого поколения. Взаимосвязь современных молодежных культуры, субкультуры и музыки. Байкеры, готы, металлисты, рокеры, панки, растаманы, ролевики, рэйверы, рэперы, скинхэды, хиппи и альтернативщики. Футбольные болельщики.
реферат [36,9 K], добавлен 08.03.2009
Сущность, функции, основные формы культуры. Субкультуры как малые культурные миры, система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности. Молодежная культура как пример субкультуры.
презентация [4,5 M], добавлен 13.11.2013
реферат [23,7 K], добавлен 14.12.2010