Что включают технологии сервиса

Сервисная деятельность и сервисные технологии

«Сервис» — это бизнес-концепция, которую часто игнорируют либо низводят до сферы деятельности, находящейся где-то между техническим обслуживанием и решением проблем. Однако при правильном подходе сервисный компонент становится основным фактором, дифференцирующим ваш продукт среди продуктов конкурентов. Если требования и запросы потребителей выполняются максимально быстро и эффективно, воспринимаемая ими ценность вашего продукта резко повышается, что обычно позитивно сказывается на прибыльности ваших взаимоотношений.

В этой статье мы постараемся ответить на наиболее часто задаваемые вопросы о том, как дополнить свою продукцию сервисной деятельностью с помощью сервисных технологий, опишем основные составляющие данного процесса и укажем на типичные ошибки, которые обычно допускают компании.

Популярные вопросы и ответы на них

Услуги обычно повышают ценность продукта, обеспечивая дополнительную прибыль и способствуя усилению приверженности потребителей. Добавление сервисного компонента обеспечит вас возможностью сотрудничать с потребителем долгое время, после того как он сделает у вас первую покупку, и развить с клиентами долгосрочные и взаимовыгодные отношения.

Да. Однако если одним потребителям такие услуги нужны, то другим, вполне возможно, нет. Многие компании признали важность индивидуализированного обслуживания конкретных клиентов и соответствующим образом изменили свою сервисную стратегию. Вместо того чтобы предлагать бесплатные услуги всем без разбору, они ввели новые виды обслуживания, расширили диапазон сервисной деятельности, а в некоторых случаях начали взимать с определенных категорий потребителей плату. И хотя потребители поначалу, конечно, будут возражать против оплаты того, что раньше получали бесплатно, со временем они наверняка оценят пользу обслуживания, которое осуществляется с учетом их конкретных нужд и потребностей.

Вам надо либо создать свою сервисную группу, наняв новых сотрудников и проведя соответствующие тренинги, либо заключить договор о партнерстве со специализированной организацией, которая будет заниматься обслуживанием от вашего имени.

Отделы обслуживания существуют во многих компаниях. Однако зачастую их содержание обходится очень дорого, а иногда их сотрудники не имеют всех необходимых навыков. Например, возможно, они не прошли подготовки для обслуживания оборудования последнего поколения. Продемонстрировав потребителю потенциальные выгоды и экономию за счет аутсорсинга предлагаемых вами услуг, можно убедить его стать вашим клиентом и в этой сфере.

Как правильно вести сервисную деятельность

Сервис становится основным дифференцирующим фактором на многих секторах рынка. Однако следует признать, что во многих компаниях это направление деятельности по-прежнему ограничивается техническим обслуживанием. Например, фирма, поставляющая посудомоечные машины промышленного назначения в рестораны и кафе, должна быстро реагировать на поломки — ей надо не только проводить регулярное техническое обслуживание, но при необходимости оперативно заменять вышедшие из строя запчасти. Следовательно, чтобы в полной мере использовать свои сервисные возможности, ей важно четко объяснить покупателям выгоды эффективного обслуживания и презентовать свои сервисные технологии как удобный, экономичный и стратегически важный компонент их бизнеса.

Существует несколько основных характеристик, которые потребители обычно хотят получить от сервисного предложения:

Успешный продукт — это лишь начало бешеной гонки.

Что бы ни понадобилось потребителю — получить техническую консультацию или информацию о продукте, подать заявку на обслуживание, оформить заказ на запчасти и пр., надо, чтобы он имел возможность позвонить по одному телефонному номеру и получить прямой доступ ко всем сервисным ресурсам. В идеале, компании нужно иметь специалистов, которые всегда наготове и способны без промедления справиться с любыми проблемами. Если же нельзя отреагировать на запрос немедленно, убедитесь, что нужный специалист свяжется с потребителем как можно быстрее.

Вполне возможна ситуация, когда у потребителя возникает вопрос технического характера и человек хочет немедленно поговорить с техническим специалистом. Если он звонит в службу технической поддержки, необходимо, чтобы с ним разговаривал специалист, досконально разбирающийся в технических проблемах и обладающий большим практическим опытом. Иногда целесообразно размещать вспомогательный технический персонал так, чтобы работники могли быстро приехать на место поломки и эффективно восстановить производственный процесс потребителя.

Делая заявку на обслуживание, ваши потребители должны иметь возможность обратиться в центральный сервисный пункт, координатор которого направит их к нужному специалисту. Задача координаторов сервисной службы заключается в том, чтобы реакция на вопросы и запросы потребителей была как можно более оперативной и эффективной. В некоторых случаях пункты сервисной поддержки решают проблемы сами, но если вопрос выходит за рамки их компетенции, они должны назначить инженера, который в согласованные сроки посетит предприятие потребителя. Все сервисные процессы необходимо оценивать с учетом их соответствия стандартам ISO 9000.

Следует также разработать и использовать «процедуру на случай обострения проблемы», в рамках которой жалоба потребителя, если ее не урегулирует одна команда, будет передаваться на более высокие уровни, более опытным специалистам. Такой подход обеспечивает максимально быстрое решение любых, даже самых сложных проблем.

Вы можете предложить потребителям разные уровни обслуживания на выбор, с учетом их конкретных операционных потребностей, что способствует усилению их приверженности вам как к сервисному провайдеру. Если у потребителя имеется своя служба технической поддержки, можно, например, предложить ему помощь своей команды, занимающейся доставкой запчастей. Попробуйте записать на тренинги его специалистов, а также дать консультационные и информационные услуги и доступ к опыту и знаниям ваших экспертов. А можно пойти еще дальше и предложить всестороннюю консультационную поддержку на платной основе.

Вполне возможно, что высококачественное обслуживание вашего рынка потребует значительных инвестиций в сервисную инфраструктуру; в правильно оборудованные помещения, эффективные сервисные коммуникации и сложную систему обслуживания, позволяющие повысить оперативность и результативность сервисной поддержки. Возможно, вам надо назначить конкретного сотрудника, который будет отвечать за обслуживание потребителей, а может, потребуется создать специальный сервисный веб-сайт.

Усиление сервисного компонента позволяет повысить ценность продукта и четко дифференцировать его. Тщательно проанализировав свой продуктовый ассортимент (и ассортимент конкурентов), можно повысить ценность продукта и улучшить репутацию бизнеса с точки зрения потребителей. Вот несколько примеров, что можно для этого предложить:

Чтобы повысить ценность продукта и уровень лояльности потребителей, объедините продукты и сервис в пакеты с учетом конкретных запросов и требований потребителей. Приведем примеры такого подхода.

Услуги, повышающие ценность:

Изменение каналов распределения:

Компания должна четко показать, что ассортимент ее продуктов отвечает текущим требованиям потребителей и при изменении рыночных условий изменяется соответствующим образом. В продуктовом ассортименте необходимо соблюсти баланс устоявшихся на рынке продуктов-лидеров и новых товаров или услуг с хорошим потенциалом роста.

Компании, предлагающие высокотехнологичные продукты, должны сделать так, чтобы все видели, что они идут в авангарде технического прогресса. Им необходимо убедить потребителей, что благодаря политике постоянных усовершенствований они способны предложить более продвинутый, с технической точки зрения, продукт, нежели их конкуренты.

Если фирма стремится постоянно повышать эффективность своих товаров или услуг, ей необходимо сотрудничать с компаниями-поставщиками, которые отвечают всем предъявляемым к ним требованиям и способны решать все новые и новые сложные технологические задачи. Чтобы высокотехнологичный продукт был принят потребителем, он должен пройти строжайшие проверки и тесты. Известно, что такие продукты зачастую используются в изделиях с особыми требованиями к безопасности, в которых допуск на ошибку ничтожно мал.

Демонстрируя внешнему миру способности своей компании в области технологий, очень важно показать, насколько ваши продукты удовлетворяют всем предъявляемым к ним требованиям.

Компании следует специально указать на то, что она инвестирует средства в научно-исследовательские и конструкторские разработки; это позволит ей продемонстрировать свое неизменное стремление к новаторству. Закрепить за собой репутацию новатора можно также, став участником общеотраслевых исследовательских программ или принимая участие к выработке отраслевых стандартов.

Впечатляющий «послужной список» инвестиций в научно-исследовательские программы наглядно демонстрирует, что компания неизменно нацелена на повышение стандартов обслуживания потребителей и на укрепление взаимосвязей с ними на долгосрочной основе. Инвестиции не обязательно предполагают капиталовложения в оборудование; сегодня все более важной областью корпоративного развития считаются вложения в персонал.

Показав всем, что ваша компания сфокусирована на потребностях рынка, вы обеспечите себе ряд ценных преимуществ:

Рыночный фокус можно продемонстрировать благодаря:

Сфокусированная на рынке компания прежде всего должна с помощью исследований и консультаций с потребителями как можно лучше понять его потребности. Программы разработки новых продуктов важны для любой фирмы, но в компании, сфокусированной на рынке, они становятся неотъемлемым компонентом корпоративной культуры.

Вся организация в целом призвана отображать потребности рынка; принципы рыночного фокуса должны стать руководящими принципами высшего менеджмента компании. Ключевым аспектом сфокусированного на рынке обслуживания является то, что оно отражает главные требования потребителей, такие как удобство, экономичность, хорошее сочетание цены и качества и надежность.

Представив себя как абсолютно надежного с финансовой точки зрения партнера, компания получает целый ряд ценных выгод:

Продемонстрировать финансовую стабильность позволяют следующие факторы:

Организация, которой управляют правильно и эффективно, предлагает потребителям достойный продукт и при этом получает хорошую прибыль, которую инвестирует в свой дальнейший рост и развитие. Донести до окружающих мысль об отличном менеджменте помогут следующие факторы:

Потребители хотят знать, что их поставщики способны эффективно управлять собственным бизнесом и понимают бизнес-потребности своих клиентов. Компания с хорошим менеджментом должна уметь наглядно продемонстрировать, что в прошлом она последовательно росла, развивалась и получала достойную прибыль, что у нее есть четкое видение ее дальнейшего развития.

Хороший менеджмент начинается с самой верхушки, с эффективного лидерства. Если высшее руководство придерживается четких принципов и верит в успех, остальная управленческая команда будет поступать так же. Компания должна четко сформулировать свою миссию — основную задачу, на которой она сосредоточивает внимание при обслуживании потребителей.

Если организация четко сформулировала свои цели, потребители могут быть уверены, что ее дальнейшее развитие будет согласовываться с их требованиями и нуждами. Многие фирмы публикуют заявление о намерениях, в котором рассказывают потребителям, как они планируют развивать свой бизнес в будущем. Данный документ обеспечивает четким пониманием направления также рядовых сотрудников и менеджеров самой организации.

Типичные ошибки в сервисной деятельности

Базовые услуги, такие как установка оборудования, техническое обслуживание и модернизация, предлагают многие сервисные организации. Такой подход не выделит вас среди конкурентов и не позволит повысить ценность вашего продукта. Ключом к успеху в данном случае является обслуживание более высокого уровня, требующее более специализированных навыков, опыта или знаний.

Потребители ожидают от вас качественного обслуживания, т. е. ваши услуги должны соответствовать принятым в отрасли стандартам. Если вы не способны предложить рынку обслуживание должного уровня качества, вы рискуете взаимоотношениями с потребителями.

Потребители нередко требуют от поставщиков самых разных услуг на протяжении всего времени, пока они владеют и пользуются приобретенным у него продуктом. В частности, их требования могут включать предпродажную консультационную и информационную поддержку; проведение тренингов для персонала; действующие после продажи услуги по установке, модернизации и техобслуживанию оборудования и пр. Все эти аспекты сервисной деятельности обеспечивают поставщика возможностью заработать дополнительную прибыль и сохранить с потребителем долгосрочные взаимовыгодные отношения.

Корпоративная брошюра должна представить компанию, что называется, в оптимальном, сбалансированном виде, то есть — в выгодном свете продемонстрировать ее навыки, продукты, ресурсы, эффективность деятельности в прошлом и настоящем и пр. Текущие и потенциальные потребители используют такие издания для оценки надежности компании в качестве поставщика. Следовательно, эта брошюра должна включать в себя привлекательное и убедительное описание всех факторов, важных с точки зрения потребителей.

Идеи, стиль преподнесения информации и содержание корпоративной брошюры должны в полной мере сочетаться с соответствующими аспектами рекламы, сопроводительной литературы, веб-сайтов и программ по связям с общественностью. Иными словами, необходимо помнить, что брошюра — лишь один из компонентов общего коммуникативного процесса.

Многие компании концентрируют внимание в основном на внешнем виде корпоративной брошюры, жертвуя при этом ее содержанием; они ошибочно исходят из того, что потребители судят о документе, что называется, «по одежке». Однако, как бы ни были важны качественная бумага, отличные иллюстрации и хорошая печать, они ни в коей мере не компенсируют плохого содержания этого важного документа.

Источник

Сервисные технологии обслуживания

Технология – наука о мастерстве, совокупность методов, осуществляемых в процессе производства продукции.

Сервисная технология – совокупность взаимосвязанных между собой целесообразных действий работника, выполнение им стандартных приемов труда, а также нахождение творческих решений, осуществляемых с помощью технических средств и вспомогательных материалов для производства услуги или сервисного продукта.

Инновационные технологии – стремительные изменения, совершенствования в средствах коммуникации, в технологических процессах в виде автоматизации и использования более прогрессивных приемов.

В любой технологии условно можно выделить тесно переплетающиеся между собой узко-производственные аспекты – связанные со следующими умениями и навыками:

· умением персонала организовывать процесс обслуживания;

· навыками конкретного работника обращаться со вспомогательными материалами, использовать инструменты и технику, задействованные в обслуживании;

Новичок легче овладевает производственными аспектами, сервисное мастерство приходит позже вместе с опытом.

Основная масса сервисных технологий представляет собой результат длительных приемов обслуживания.

Освоение сервисной технологии включает в себя:

· изучение описания технологии в методических документах;

· наглядное обучение учителем ученика «делай, как я»;

· передачу теоретических представлений, связанных с данной технологией;

· освоение методиками описания технологий сервисных продуктов, в производстве которых задействована сложная техника и большое число специалистов (банковское дело, транспортные услуги, жилищно-коммунальное хозяйство).

Форма обслуживания – определенный способ предоставления услуг, состоящий из набора конкретных сервисных технологий и благ для потребителя.

В рамках одной и той же разновидности услуг могут быть задействованы неодинаковые технологии, а, следовательно – разные формы обслуживания, которые вырабатываются для удобства клиентов, для сближения процесса обслуживания с запросами потребителей.

В разных направлениях сервисной деятельности формируются свои традиционные формы обслуживания. Стремительное развитие сервиса стимулирует внедрение новых технологий и более удобных форм обслуживания клиентов.

Современные (прогрессивные) формы обслуживания:

· индивидуальное обслуживание (парикмахерские, услуги косметолога, спортивно-оздоровительные услуги, услуги по созданию модельной одежды, медицинские, риэлтерские, юридические, репетиторские услуги, услуги по домашнему хозяйству, услуги по уходу за ребенком);

· абонементное обслуживание (ремонт бытовой техники, банно-прачечные услуги, парикмахерские, бассейны и т. п.);

· бесконтактное обслуживание (через контейнеры-накопители – услуги стирки, химчистки и т. п.);

· обслуживание на дому (ремонт крупногабаритной техники, заказные блюда предприятия питания, обслуживание клиентов на дому юристами, врачами, ветеринарами);

· прием заказов по месту работы (химчистка, стирка, ремонт бытовых приборов, обуви);

· самообслуживание (использование технического оборудования для самостоятельной стирки вещей, приготовления пищи, чая и т. п.);

· выездное обслуживание (оказание услуг населению в сельской местности);

· комбинированное обслуживание (максимальное количество услуг на одном месте при обеспечении минимального расхода времени

Индивидуальное обслуживание – самостоятельная разновидность обслуживания во многих сегментах сервисной практики.

Примеры индивидуального обслуживания – парикмахерские, услуги косметолога, спортивно-оздоровительные услуги, услуги по созданию модельной одежды, медицинские, риэлтерские, юридические, репетиторские услуги, услуги по домашнему хозяйству, по уходу за ребенком.

Индивидуальное обслуживание легче реализовать в области личных услуг, а также в сфере рекреационных (спортивно-оздоровительных услуг, услуг по созданию модельной одежды, индустрия развлечений).

Принципы индивидуального обслуживания:

· обслуживание клиентов в удобное для них время;

· обслуживание клиентов в удобном для них месте;

· ориентация на реализацию желаний и запросов клиентов;

· высокое качество услуг;

· использование тщательно подобранных, часто уникальных сервисных технологий;

· высокая цена сервисного продукта;

· достаточно трудоемкая и малорентабельная форма сервиса;

· учет индивидуальных запросов клиентов за дополнительную оплату;

· вариативный характер сервисного продукта (услуги);

· особая атмосфера оказания услуг.

Рост популярности индивидуальных форм обслуживания связан с невозможностью на современной стадии развития рыночных отношений игнорировать индивидуальные потребности клиентов, а также высоким уровнем конкуренции, который заставляет производителей искать новые способы расширения клиентуры.

Массовые формы обслуживания обладают немалым числом труднопреодолимых издержек социально-психологического характера, что снижает конкурентоспособность фирм.

Элементы индивидуального обслуживания должны присутствовать во всей сервисной деятельности как неотделимые свойства качественного сервиса.

Индивидуальным обслуживанием как самостоятельным видом профессиональной деятельности могут заниматься любые граждане страны, которые зарегистрировали свой статус предпринимательской деятельности.

Оценка перспективы дела и своих возможностей в организации сервисной деятельности:

· выбрать основное направление деятельности в области сервиса;

· определить деловую зону своей активности, оценить коммерческие возможности и уровень конкуренции;

· просчитать собственные финансовые возможности (уровень затрат, величину оборотных средств, на начало бизнес – цикла, источники финансирования);

· оценить возможности получения квалифицированной консультации по правовым проблемам, спорным вопросам.

Услуги индивидуального обслуживания как вида профессиональной деятельности:

· посреднические услуги в сделках с недвижимостью

Что включают технологии сервиса. edugr4. Что включают технологии сервиса фото. Что включают технологии сервиса-edugr4. картинка Что включают технологии сервиса. картинка edugr4. «Сервис» — это бизнес-концепция, которую часто игнорируют либо низводят до сферы деятельности, находящейся где-то между техническим обслуживанием и решением проблем. Однако при правильном подходе сервисный компонент становится основным фактором, дифференцирующим ваш продукт среди продуктов конкурентов. Если требования и запросы потребителей выполняются максимально быстро и эффективно, воспринимаемая ими ценность вашего продукта резко повышается, что обычно позитивно сказывается на прибыльности ваших взаимоотношений.

· услуги в сфере рекламы;

· услуги в развлекательно – досуговой сфере;

· услуги в сфере здравоохранения;

· услуги по обслуживанию домашнего хозяйства;

· услуги в сфере юриспруденции;

· услуги в сфере дизайна и др.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что включают технологии сервиса

1.1. Понятие «сервисная деятельность». Классификации сервиса.
1.2. Роль сервисной деятельности в социально-экономической жизни страны.
1.3. Субъекты сервисной деятельности.
1.4. Сервисология как наука.

(1.1.). Понятие «сервисная деятельность». Классификации сервиса

Service “ в переводе с английского включает такие определения как «служба, услуга, обслуживание, обслуживать, эксплуатация» и др., смысл которых может быть различным. В практической деятельности сервис – это процесс (необходимо запомнить это!) предоставления услуги, т.е. деятельность поставщика услуги, необходимая для обеспечения оказания самой услуги.

Учитывая всё вышесказанное в современной терминологии можно дать следующее определение: сервис – это системный набор сложно организованных и взаимоувязанных действий, направленных на предоставление услуг в системе согласованных условий.

Сервисная деятельность – это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг (необходимо запомнить и этот тезис!). Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации. Результатом их труда является услуга. Таким образом, услуга представляет собой продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных потребностей людей.

Цель сервисной деятельности: удовлетворение потребностей населения в услугах.

Сущность сервисной деятельности – это разновидность экономической активности субъектов управления, направленной на создание общественных благ, оказание услуг, производство сервисных продуктов в рамках рыночных отношений и на базе профессиональной подготовки работников. Сервисная деятельность в целом формирует непроизводственную сферу экономики.

— отрасли развития интеллектуального, духовного и физического потенциала населения (услуги научных, образовательных учреждений, организаций культуры, спорта и др.);

— отрасли защиты населения от социальных издержек рынка и от действий теневых структур (услуги организаций экологической защиты: учреждений занятости; охранных структур; органов, контролирующих организацию и оплату труда; структур, обеспечивающих социальную и индивидуальную безопасность и др.);

— отрасли помощи предпринимательству (услуги институтов фондового рынка, консультативных структур, страховых организаций и др.);

— отрасли, повышающие бытовую культуру населения (услуги бытовые, транспортные, коммунальные и пр.).

— освобождение человека от домашних дел;

— увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития;

— формирование разумных потребностей людей путем воспитания культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и др.

Внутренними задачами развития сервисных предприятий и отдельных предпринимателей являются:

1. Повышение качества услуг.

2. Повышение производительности и эффективности труда.

Вариант классификации сервиса с шестью укрупненными единицами (по Г.А. Аванесовой) представлен на табл. 1.1:

Таблица 1.1 Классификация сервиса по Г.А. Аванесовой

услуги по ремонту техники, услуги на базе высоких технологий, включая предпродажные и постпродажные услуги

услуги по обороне, охране общественного порядка, развитию национальной финансовой системы и др.

дошкольное воспитание, туристское, художественно-эстетические, досуговые и другие услуги

образовательные, юридические, финансовые и информационные услуги

торговля, общественное питание, коммуникационные и транспортные услуги, услуги складского хозяйства

городское хозяйство, бытовое обслуживание населения, включая удовлетворение индивидуальных потребностей граждан

(1.2.). Роль сервисной деятельности в социально-экономической жизни страны

Сервисная деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей вносит большой вклад в экономику государства, создает комфорт и удовлетворяет потребности в услугах.

Сервисная деятельность обеспечивает:

1) рост экономического потенциала страны за счет налоговых поступлений от деятельности предприятий сервиса и отдельных предпринимателей;
2) трудовую занятость населения, предоставляя соответствующие рабочие места;
3) экономию времени и денег потребителей сервисных услуг;
4) в целом повышение качества жизни людей;
5) развитию производства.

Свойства сервиса, которые сближают его с промышленным производством:

1) субъекты сервисной деятельности – это производители услуг, так же как и производители продукции (продукты и услуги, попадая на рынок[7], становятся товарами);
2) усилия субъектов сервисной деятельности направлены на потребителей сервиса (заказчиков, население и др.);
3) произведенные услуги в сервисной деятельности приобретают потребительскую стоимость (которая равна затратам общественного труда на ее производство);
4) услуги выступают на рынке в качестве товара, являясь важным элементов сервисной деятельности;
5) труд и обслуживание людей на предприятиях сервиса во многих случаях организованы по типу индустриального производства;
6) обслуживание массового потребителя позволяет говорить о производстве сервисного продукта в развитых странах или об индустрии[8] сервиса (индустрия перевозок, индустрия туризма, индустрия развлечений, индустрия образования и пр.).

В состав любого производства услуг включаются:

— кадровые ресурсы (профессиональный, демографический состав персонала, способность его к профессиональному росту);

— пространственные ресурсы (размеры и характер производственных площадей, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения);

— ресурсы организационной структуры управления (гибкость и адаптивность управляющей системы, качество принятия управленческих решений, экономичность структуры);

— информационные ресурсы (характер информации о самой производственной системе и внешней среде, возможность повышения ее качества; достоверность и ценность информации);

— финансовые ресурсы (наличия капитала, кредитных ресурсов).

(1.3.). Субъекты сервисной деятельности

Сервисная деятельность генерируется (производится, реализуется) специализированными структурами обслуживания, которые выступают ее субъектами, которые предлагают всем желающим свои услуги.

В качестве субъектов сервисной деятельности выступают конкретные предприниматели, либо коллективы сервисных организации:

– фирмы, в том числе специализированные (туристские, лечебные, гостиничные);

– предприятия, в том числе специализированные – транспортные, авиационные, ремонтные, торговые;

– бюро, конторы – юридические, информационно-рекламные, жилищно-эксплуатационные;

– учреждения (правоохранительные, учреждения культуры и др.) – отделения милиции, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки;

– организации – прокатные, банковские, складские, страховые, охранные, а также в сфере искусства.

Предприятия, в том числе фирмы, бюро, конторы, учреждения и организации сферы сервиса обладает рядом признаков:

– наличие единого коллектива персонала;

– наличие прав юридического лица;

– единая система учета;

– единая система планирования деятельности.

Характеристика предприятия сферы сервиса как производственной системы:

Любое предприятие ( фирмы, бюро, конторы, учреждения и организации ) можно рассмотреть как систему (более подробно см. тему 2.), для которой характерны такие свойства, как:

— стремление к самосохранению;

— потребность в управлении;

— сложная зависимость от свойств, входящих в нее элементов и подсистем.

Деятельность субъектов сервисной деятельности полностью или частично основывается на принципах рыночного обмена, а также строго подчинена регламентациям правового и административно – организационного характера.


Характеристика структуры сервисного предприятия
( фирмы, бюро, конторы, учреждения и организации ). В настоящее время на малых, сверхмалых, частично на средних предприятиях сервиса данная структура продолжает сохранять свое значение. Здесь имеют место следующие характеристики организационной структуры:

— низкая степень разделения труда, работники нередко перегружены из-за совмещения множества служебных функций;

— руководитель непосредственно участвует в сервисном производстве;

— почти не встречается разделение на отделы;

— преобладают короткие прямые информационные каналы связи между работниками;

— доминируют неформальные (личностные) отношения между сотрудниками;

— координирование работы разных сотрудников устанавливается непосредственно ими путем прямых согласований и договоренностей;

— все это предполагает высокую степень организационной гибкости и реактивности на изменения спроса и др.

Однако, чем более масштабно по объему работ и числу работников сервисное предприятие, тем больше в нем служб, подразделов, информационных каналов, предписанных инструкцией. Здесь более формализованы и обезличены служебные контакты, связанные с получением указаний и осуществлением контроля. Координирование связей создает значительные проблемы; низка степень гибкости реагирования на меняющиеся запросы потребителей и др. Все это заставляет представителей обращать особое внимание на структуру сервисного предприятия.

Преимущества средних, малых и сверхмалых предприятий в сфере сервиса. Место малого предприятия в рыночной экономике. Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике Украины являются разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции.

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике Украины одновременно функционируют крупные (более 500 работников), средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Сведения о размерах предприятия представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Краткая характеристика малых и средних предприятий в Украине

Очень малое предприятие

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики:

— развивается конкурентная среда;

— создаются дополнительные рабочие места;

— активнее идет структурная перестройка;

— расширяется потребительский сектор.

Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами (продуктами и услугами), повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего, для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Сервисный продукт является результатом деятельности предприятий сферы сервиса, который создают субъекты сервисной деятельности, взаимодействуя и дополняя активность друг друга.

Сервисный продукт складывается из действия таких важных компонентов, как:

– труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к генерации данной разновидности услуг (работников конкретного сервисного предприятия и смежных предприятий);

– функционирование вспомогательных механизмов, технического оборудования, задействованных в создании продукта;

– используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары.

Важное качество сервисного продукта – взаимозависимость между всеми его частями и компонентами.

Например, национальный туристский продукт складывается из:

1) собственно туристских услуг (работы туроператоров, турагентств, перевозок, размещения, экскурсионных услуг);

2) услуг потребителям не туристского профиля – финансового, банковского, охранного, страхового и др.;

3) товары туристского ассортимента (сувениры, продовольственные товары и др.);

4) работы систем предприятий туристской и смежных отраслей;

5) деятельности квалифицированных кадров и вспомогательного персонала;

6) природно-климатических и ландшафтных ресурсов;

7) социально-культурных объектов и исторических памятников.

(1.4.). Сервисология как теоретико-прикладное направление исследования сферы сервиса

Сервисология – относительно молодая наука. Это наука о поведении потребителей. Дисциплина, возникшая на стыке экономики, маркетинга и психологии, постепенно вобрала в себя колоссальное количество методов не только из этих, но и многих других отраслей знания. Первый шаг в появлении данной науки был сделан в тот момент, когда к нуждам маркетинга был привлечен широкий инструментарий поведенческих наук.

Так возникло новое междисциплинарное направление исследований – сервисология. Привлекая для своих нужд все новые и новые методы исследований из самых разных наук, это направление постепенно стало самостоятельной дисциплиной, которая сегодня хорошо известна в большинстве стран мира и о которой у нас пока знают единицы.

Предметом изучения сервисологии являются организация, формы и методы индивидуального обслуживания человека.

Объектом изучения служит человек с определенными потребностями, интересами, ценностными ориентациями, запросами, психологическим своеобразием и жизненным стилем.

В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной услуги. Идеальная услуга – это абстрактная, теоретическая модель того или иного вида сервисной деятельности. Она включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги. Реальная услуга – это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей потребителя. Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.

Таким образом, сервисология – это наука, изучающая подходы к конкретной личности в процессе предоставления ей тех или иных услуг с учетом ее индивидуального жизненного стиля, потребностей, запросов, ценностных ориентаций, а также рассматривающая теоретические и практические методы индивидуального обслуживания. Так как одной из основных характеристик современной социальной среды стал рынок, а центральной фигурой в нем является потребитель (человек), то это потребовало глубокого и детального изучения особенностей его поведения в диалоге «товар – покупатель».

1. Суть понятий «услуга», «сервис» и «сервисная деятельность»; цель сервисной деятельности.

2. Основное назначение, функциональная особенность и задачи сферы обслуживания.

3. Суть классификации сервиса по Г.А. Аванасевой.

4. Что обеспечивает сервисная деятельность?

5. Кто может выступать субъектом сервисной деятельности?

6. Характеристика структуры сервисного предприятия.

7. Преимущества средних, малых и сверхмалых предприятий в сфере сервиса.

8. Основные компоненты сервисного продукта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предприятие Количество работающих
Годовой оборот (в млн. Евро) Годовой баланс (в млн. евро)