Что включает в себя заключительный этап сестринского процесса
Сестринский процесс
Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его потребностей.
Цель сестринского процесса
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.
Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
• создание базы информационных данных о пациенте;
• выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
• обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
• составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;
• определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента.
Этапы сестринского процесса
В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов:
Сестринское обследование проводится двумя методами:
• субъективным.
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
• объективным.
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Подробнее о сестринском обследовании
Цели второго этапа сестринского процесса:
• анализ проведенных обследований;
• определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;
• определить направление сестринского ухода.
Подробнее о сестринской диагностике
Цели третьего этапа сестринского процесса:
• исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
• разработать стратегию достижения поставленных целей;
• обозначить срок достижения данных целей.
Подробнее о плане сестринского вмешательства
Цель четвертого этапа сестринского процесса:
• сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.
Существуют три системы помощи пациенту:
• полностью-компенсирующая;
• частично-компенсирующая;
• консультативная (поддерживающая).
Подробнее о сестринском вмешательстве
Цель пятого этапа сестринского процесса:
• определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.
На этом этапе медсестра:
• определяет достижение цели;
• сравнивает с ожидаемым результатом;
• формулирует выводы;
• делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.
Подробнее об оценке результатов
Пятый этап сестринского процесса
Рис. Пятый этап сестринского процесса
Аспекты оценки
Критерии оценки
Источники оценки
Источником оценки выступает не только пациент. Сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении и уходе за пациентом.
Оценку эффективности всего ухода проводят при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ либо в патологоанатомическое отделение в случае летального исхода.
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривают или прерывают. Когда цель частично или полностью не достигнута, следует проанализировать причины неудачи, среди которых могут быть:
— отсутствие психологического контакта между персоналом и пациентом;
— языковые проблемы в общении с пациентом и родственниками;
— неполная или неточная информация, собранная на момент поступления пациента в стационар или позже;
— ошибочная трактовка проблем;
— нереальные цели;
— неверные пути достижения целей, отсутствие достаточного опыта и профессионализма в выполнении конкретных действий по уходу;
— недостаточное или чрезмерное участие самого пациента и родственников в процессе ухода;
— нежелание при необходимости просить о помощи коллег.
Действия сестринского персонала при отсутствии эффекта ухода
В случае отсутствия эффекта сестринский процесс начинают заново всё в той же последовательности.
Оценка позволяет персоналу не только выяснить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.
Оформление выписного эпикриза
При окончании времени пребывания пациента в стационаре, краткосрочные цели ухода часто уже достигнуты. При подготовке к выписке оформляют выписной эпикриз, пациента передают под наблюдение участковой медсестре, которая продолжит уход по решению долгосрочных целей, связанных с реабилитацией и профилактикой рецидивов. Эпикриз предусматривает отражение всего ухода, полученного пациентом в ЛПУ. В нём фиксируют:
— проблемы, присутствующие у пациента на день поступления;
— проблемы, появившиеся во время пребывания в отделении;
— реакции пациента на предоставленный уход;
— проблемы, оставшиеся при выписке;
— мнение пациента о качестве оказанной помощи. Сестринский персонал, который продолжит уход за пациентом после выписки, вправе для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям пересмотреть запланированные мероприятия.
Образец заполнения эпикриза представлен в СИБ в конце главы. Правила оформления выписного эпикриза в карте сестринского наблюдения за пациенткой Кориковой Е.В. приведены в СИБ в конце раздела.
Таблица. Примеры проблем и критериев оценки достижения цели
Таблица. Сравнение цели и реакции пациента на предоставленный уход
Таблица. Пример действий медсестры, если цель ухода не достигнута
Есть ли будущее у сестринского процесса?
Понятие об этапах сестринского процесса
4.3. ПЕРВЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА:
СУБЪЕКТИВНОЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Сбор информации очень важен, и должен осуществляться в соответствие с такой структурой, которая описывается в модели сестринского дела, рекомендованной Европейским Региональным бюро ВОЗ для сестер, которые планируют использовать сестринский процесс.
Данные о пациенте должны быть полными и точными и носить описательный характер.
Информацию о состоянии здоровья пациента можно собирать различными способами и из различных источников: от пациентов, членов их семей, членов дежурной смены, из медицинской документации, физических осмотров, диагностических тестов. Организация информационной базы начинается со сбора субъективной информации путем опроса пациента, в процессе которого медсестра получает представление о состоянии физического, психологического, социального, эмоционального, интеллектуального и духовного состояния пациента, его особенностях. Наблюдая поведение и оценивая внешний вид пациента и его взаимоотношения с окружающей средой, медицинская сестра может определить, соответствует ли рассказ пациента о себе данным, полученным в результате наблюдения.
В процессе сбора информации медсестра использует факторы, способствующие общению (обстановка, время беседы, манера говорить и т.д.), которые помогут установить чувство доверия и конфиденциальные отношения. Наряду с ощущением профессионализма медицинской сестры это создает ту доброжелательную обстановку между сестрой и пациентом, без которой невозможен адекватный терапевтический эффект.
Содержание субъективной информации:
• общие сведения о пациенте;
• расспрос пациента, информация о пациенте;
• жалобы пациента в настоящее время;
• история здоровья или болезни пациента: социальные сведения и условия жизни, сведения о привычках, аллергоанамнез, гинекологический (урологический) и эпидемиологический анамнез;
• боль: локализация, характер, интенсивность, длительность, реакция на боль.
4.4. ПЕРВЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА:
ОБЪЕКТИВНОЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
4.4.1. Содержание объективной информации:
Оценка психосоциального состояния пациента:
• описать манеру говорить, наблюдаемое поведение, эмоциональное состояние, психомоторные изменения, чувства;
• собираются социально-экономические данные;
• факторы риска;
• проводится оценка потребностей пациента, определяются нарушенные потребности. При проведении психологической беседы следует придерживаться принципа уважения личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента и его проблему такими, какие они есть, гарантировать конфиденциальность полученной информации, терпеливо его выслушать.
Наблюдение за состоянием пациента
Деятельность медсестры предусматривает наблюдение за всеми изменениями в состоянии пациента, своевременное выделение их, оценка, сообщение врачу.
Наблюдая за пациентом, медсестра должна обращать внимание на:
• состояние сознания;
• положение пациента в постели;
• выражение лица;
• цвет кожных покровов и видимых слизистых;
• состояние органов кровообращения и дыхания; в функцию органов выделения, стул.
4.4.2. Антропометрия:
Это комплекс методов изучения морфологических особенностей человеческого тела, изучение измерительных и описательных признаков. К измерительным метопам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.
— чистая продезинфицированная клеенка 30 х 30 см на площадку весов;
— емкость с дезраствором для дезинфекции клеенки, перчаток;
— 5%-ный раствор хлорамина с 0,5%-ный раствором моющего средства;
— ветошь для двукратной обработки клеенки;
— перчатки латексные. Обязательное условие:
— взвешивание проводится взрослых пациентов;
— натощак утром, в одни и те же часы;
— после предварительного опорожнения мочевого пузыря;
— после освобождения кишечника;
— в нательном белье.
Таблица 4.4.2(1)
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. Установить доверительные отношения с пациентом; объяснить цель и ход процедуры; получить согласие пациента. | Обеспечение осознанного участия в процедуре, права пациента на информацию |
2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
3. Отпустить затвор весов. | Необходимо убедиться, что весы правильно работают. |
4. Установить гири весов в нулевом положении, отрегулировать весы, закрыть затвор. | |
5. Застелить клеенку на площадку весов. | Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Предложить пациенту осторожно встать в центре площадки на клеенку (без тапочек). | Необходимое условие для взвешивания. |
7. Открыть затвор и путем передвижения разновесов установить равновесие. | Получение реальных достоверных результатов массы тела. |
8. Закрыть затвор. | Профилактика сбоя весов. |
9. Предложить пациенту осторожно сойти с весов. | |
10. Записать данные взвешивания в температурный лист. | Обеспечение контроля массы тела пациента и преемственности в передаче информации. |
Окончание процедуры | |
1. Снять клеенку и обработать ее методом двукратного протирания 5%-ным раствором хлорамина с 0,5%-ным раствором моющего средства. | Обеспечение профилактики грибковых заболеваний. |
2. Снять перчатки, погрузить в емкость для дезинфекции, вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение роста пациента
Цель: диагностическая.
Показания: ожирение, нарушение функций гипофиза и др., прием пациента в стационар.
Оснащение:
— ростомер вертикальный;
— чистая продезинфицированная клеенка 30×30 см;
— емкость с дезраствором;
— 5%-ный раствор хлорамина с 0,5%-ным раствором моющего средства;
— ветошь для обработки клеенки, ростомера;
— перчатки латексные;
— бумага, ручка.
Обязательное условие: определение роста взрослого пациента проводится после снятия обуви и головного убора.
Таблица 4.4.2(2)
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. остановить доверительные отношения с пациентом; объяснить цель исследования и положение тела во время процедуры | Обеспечение осознанного участия в процедуре, права пациента на информацию. |
2. Вымыть руки, надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
3. Застелить клеенку на площадку | |
4. Встать сбоку от ростомера и поднять планку выше предполагаемого роста пациента | |
Проведение процедуры | |
1. Предложить пациенту встать на площадку ростомера на клеенку так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера затылком лопатками, ягодицами, пятками | Достижение достоверности данных исследования |
2. Установить голову пациента так. чтобы наружный угол глазницы и наружный слуховой проход были на одном горизонтальном уровне. | Это обеспечит правильное положение головы по отношению к планке ростомера. |
3. Опустить планку ростомера на темя пациента. | |
4. Предложить пациенту сойти с площадки ростомера. | |
5. По шкале ростомера определить рост пациента, записать результат: l = | Обеспечение преемственности в передаче информации |
6. Сообщить пациенту о результатах измерения. | Обеспечение права пациента на информацию. |
Окончание процедуры | |
1. Убрать клеенку и протереть двукратно 5%-ным раствором хлорамина с 0,5%-ным раствором моющего средства. | Обеспечение профилактики грибковых заболеваний. |
2. Снять перчатки, погрузить в емкость для дезинфекции, вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
4.4.3. Оценка функционального состояния пациента
4.4.3.1. Пульс и eго характеристика
Рис.3. Точки пальцевого прижатия артерий
Рис.4. Положение руки
Подсчет артериального пульса на лучевой артерии и определение его свойств
Таблица 4.4.3.1
4.4.3.2. Измерение артериального давления
Артериальным называется давление, которое образуется в артериальной системе организма при сокращениях сердца и зависит от сложной нервно-гуморальной регуля-ции, величины и скорости сердечного выброса, частоты и ритма сердечных сокращений и сосудистого тонуса.
Различают систолическое и диастолическое давление. Систолическим называется давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков. Давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков, называется диастолическим.
Пульсовое давление представляет собой разницу между систолическим и диастолическим давлением.
Измерение артериального давления производится непрямым звуковым методом, предложенным в 1905 году русским хирургом Н.С. Коротковым. Аппараты для измере-ния давления носят следующие названия: аппарат Рива-Роччи, или тонометр, или сфигмоманометр.
В настоящее время используются и электронные аппараты, позволяющие определить АД незвуковым методом.
Рис.5. Тонометры
Таблица 4.4.3.2
Рис.6. Наложение манжетки
Наблюдение за дыханием
Рис.7. Патологические типы дыхания
Лекция 4 Сестринский процесс
Г. МДК 07.01. Теория и практика сестринского дела.
«Сестринский процесс — научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента».
Суть сестринского дела (по ЕРБ ВОЗ) – уход за человеком и то, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем.
Сестринский процесс предусматривает чёткую схему при уходе за больным.
Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов (с обязательным документированием):
1. оценка состояния (обследование) пациента;
2. интерпретация полученных данных (определение проблем);
3. планирование предстоящей работы;
4. реализация (выполнение) составленного плана;
5. оценка результатов перечисленных этапов.
Любой из этапов может быть пересмотрен и скорректирован после проведения текущей оценки, что позволяет сестре своевременно реагировать на изменение потребностей пациента.
Обязательными условиями для действий медицинской сестры:
• навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных;
• достаточное время и доверительная обстановка;
• согласие и участие пациента;
• при необходимости участие других медицинских и/или социальных работников.
Данные обследования:
В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «лечебные» отношения;
— осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;
— начинает вырабатывать у пациента адекватную самооценку своего состояния;
— получает информацию, которая требует дополнительной проверки (информация об инфекционном контакте, перенесенных заболеваниях, проведенных операциях и т. п.);
Второй этап сестринского процесса — установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза (рис. 2).
2. потенциальные. Потенциальные проблемы — те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. У нашего пациента потенциальными проблемами являются появление пролежней, пневмония, снижение тонуса мышц, нерегулярное опорожнение кишечника (запоры, трещины, геморрой).
Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. Поэтому для успешного разрешения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов.
• вторичные.— потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу.
Возвратимся к нашему примеру и рассмотрим его с учётом приоритетов. Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медицинская сестра, это болевой синдром, стресс — первичные проблемы, расположенные в порядке значимости. Вынужденное положение ограничение движений, дефицит самоухода и общения— промежуточные проблемы.
Из потенциальных проблем первичными являются вероятность появления пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными — пневмония, снижение тонуса мышц, При каждой выявленной проблеме медицинская сестра намечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальный проблемы, так как они могут превратиться в явные.
Следующей задачей второго этапа является формулировка сестринского диагноза.
В отличие от врачебного диагноза, сестринский диагноз нацелен на выявление ответных реакций организма на заболевание (боль, гипертермия, слабость, беспокойство и т. п.). Врачебный диагноз не меняется, если не была допущена врачебная ошибка, а сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Кроме этого, сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных диагнозах. Например, сестринский диагноз «страх смерти» может быть у пациента с острым инфарктом миокарда, у пациентки с новообразованием молочной железы, у подростка, у которого умеола мама, и т. п.
Медицинская сестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь. Эта реакция может быть: физиологической, психологической, социальной, духовной. Например, при бронхиальной астме вероятны следующие сестринские диагнозы: неэффективное очищение дыхательных путей, высокий риск удушья, пониженный газообмен, отчаяние и безнадежность, связанные с длительным хроническим заболеванием, недостаточная самогигиена, чувство страха.
Сестринский диагноз может относиться не только к пациенту, но и к его семье, коллективу, в котором он работает или учится, и даже к государству. Поскольку реализация потребности к передвижению у человека, лишившегося ног, или самообслуживания у пациента, оставшегося без рук, в ряде случаев но может быть реализована семьей. Для обеспечения пострадавших инвалидными колясками, специальными автобусами, подъемниками в железнодорожные вагоны и т. п. необходимы специальные государственные программы, т. е. помощь государства. Поэтому в сестринском диагнозе «социальная изоляция пациента» могут быть повинны и члены семьи и государство.
Постановка целей сестринского ухода:
1. дает направление при проведении индивидуального сестринского ухода, сестринских действий и используется для определения степени эффективности этих действий.
2. Должна соответствовать определенным требованиям: цели и задачи должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи (принцип «измеряемости»).
В постановке целей ухода, так же как и в их реализации, участвует пациент (там где может), его семья, а также другие специалисты.
Цели сестринского ухода :
• Долгосрочные — достигаются в более длительный период времени (более двух недель), обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выписки пациента.
Если долгосрочные цели или задачи не определены, то пациент не имеет и по сути лишен планомерного сестринского ухода при выписке.
В частности, примерный индивидуальный план ухода за этим пострадавшим может иметь следующий вид:
— решение существующих проблем: ввести обезболивающее средство, снять стрессовое состояние у пациента с помощью беседы, дать седативное средство, научить пациента максимально себя обслуживать, то есть помочь ему адаптироваться к вынужденному состоянию, чаще беседовать, разговаривать с пациентом;
— решение потенциальных проблем: усилить мероприятия по уходу за кожей с целыо профилактики пролежней, установить диету с преобладанием продуктов, богатых клетчаткой, блюда с пониженным содержанием соли и специй, проводить регулярное опорожнение кишечника, заниматься с пациентом физкультурой, проводить массаж мышц конечностей, заниматься с пациентом дыхательной гимнастикой, обучить членов семьи уходу за пострадавшим;
— определение возможных последствий: пациент должен быть вовлечен в процесс планирования.
Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом..
После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом — письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болезни.
Подводя итог содержанию третьего этапа сестринского процесса — планированию, медицинская сестра должна четко представлять ответы на следующие вопросы:
— с кем я работаю, что представляет собой пациент как личность (его характер, культура, интересы )?
— каково окружение пациента (семья, родственники), их отношение к больному, их возможности для оказания помощи, их отношение к медицине (в частности к деятельности медицинских сестер) и к лечебному учреждению, в котором проходит лечение пострадавший?
— каковы задачи медицинской сестры в достижении целей и задач по уходу за пациентом’?
— каковы направления, способы и методы реализации целей и задач?
Четвертый этап сестринского процесса — осуществление плана сестринских вмешательств
Категории сестринского вмешательства:
По современным требованиям медицинская сестра не должна автоматически выпопнять указания врача (зависимое вмешательство). В УСЛОВИЯХ гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь определить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает пи она максимальную разовую или суточную дозы, учтены ли противопоказания, совместимо ли данное лекарственное средство с другими, правильно ли выбран путь введения.
Дело в том, что врач может устать, у него может снизиться внимание, наконец, из-за ряда объективных или субъективных причин он может допустить ошибку. Поэтому в ин тросах безопасил,ти медицинской помощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнил) необходимость тех или иных назначений, правильность дозировок лекарственных средств и т. д.. Необходимо помнить, что медицинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессиионально некомпетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение
Выбор категории основывается на нуждах пациента.
Проводя четвертый этап сестринского процесса медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:
— наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни,
— наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу связанных с остановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринскои истории болезни.
На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются. Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует и медицинскую сестру, и пациента. Нередко медицинская сестра работает в условиях дефицита времени, что связано с неукомплектованностью сестринского персонала, большим количеством пациентов в отделении и.т. п. В этих условиях медицинская сестра должна определить: что должно быть выполнено немедленно; что должно выполняться по намеченному плану; что может быть сделано, если останется время; что можно и было передать по смене.
Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если он скончался или в случае длительного наблюдения.
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается ипи изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит к неудаче то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.
Таким образом, оценка результатов сестринского вмешательства дает возможность медицинской сестре установить сильные и слабые стороны в своей профессиональной деятельности.
Несомненно, и об этом свидетельствует мировой опыт, внедрение сестринского процесса в работу медицинских учреждений обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу в нашей стране оформиться в качестве самостоятельной профессии.