Что включает в себя задача формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов
Консультация для воспитателей «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста»
Наталья Юрьевна Евграфова
Консультация для воспитателей «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста»
С точки зрения психологов, именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития основных сенсорных процессов: ощущений, представлений, восприятия. Сенсорное развитие ребенка представляет собой первую ступеньку на пути от чувственного восприятия мира к интеллектуальной деятельности.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
В педагогике под сенсорными эталонами понимается восприятие, развитие геометрических фигур, цвета, величины.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.
Так, в области формы – это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и другие, в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный цвета, в области величины – большой, маленький, толстый, тонкий, широкий, узкий, длинный, короткий в области пространственного расположения – справа, слева, вверху, внизу.
Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка. Такие условия для зрительного восприятия присутствуют, главным образом, в продуктивных видах деятельности – рисовании, лепке, конструировании. Поэтому педагоги-исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в процесс обучения дошкольников разным видам деятельности.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. Освоение эталонных значений проходит три периода, которые отражают возможности ребенка систематизировать получаемые им представления о свойствах предмета.
Второй период длится в среднем до 5 лет. Ребенок пользуется предметными эталонами.
В третьем периоде – в возрасте 5 лет и старше – происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонные значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов.
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формированию представлений о сенсорных эталонах.
Обучение обследованию предметов проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется различными способами в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Существуют правила,общие для многих видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал); пространственное соотнесение частей друг с другом; вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ним на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания».
Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания, умения для анализа окружающей среды.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Развивающие игры в детском саду предназначены для обследования предмета, выявления его признаков и различения этих признаков с требованием их словесного описания. В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному свойству. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
«Волшебный кактус». Игра для развития мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей с нарушениями речи 3–7 лет Цель: Формировать тонкие движения пальцев рук, развивать навыки зрительного контроля, связной речи, учить отбивать ритм, контролировать.
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возрастаВ дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях решаются.
Консультация для воспитателей «Формирование правил дорожного движения у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Подготовила: Воспитатель МКДОУ д/с № 151 Плисова Светлана Анатольевна «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Анализ деятельности ДОУ по развитию математических представлений у дошкольников в организованной и неорганизованной образовательной деятельности.
Развитие сенсорных эталонов у детей второй группы раннего возраста Выступление для воспитателей по теме: «Развитие сенсорных эталонов у детей 2 группы раннего возраста» Подготовила: Хазиева Р. Ф. Цель: обогащение.
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста» Цель: повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей в организации работы по формированию культуры здоровья у детей.
Развитие сенсорных эталонов в игровой деятельности у детей с задержкой психического развития В. А. Сухомлинский писал: Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.
Развитие сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В современной психолого-педагогической литературе особую актуаль-ность.
Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в 2–3 года»
Елена Коннова
Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в 2–3 года»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формированиепредставлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Задачи сенсорного развития
• формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий,
• формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности,
• создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает.
Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения, как, например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др., при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм.
Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенный знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Занятия по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.
Последние научные данные свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. Например, дети трехмесячного возраста отличают такие объемные формы, как прямоугольная призма, куб, шар, цилиндр, конус, такие плоские формы, как квадрат, круг, треугольник. В трехлетнем возрасте у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании (особенно по замыслу, выкладывание несложных сюжетов с помощью мозаики.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должна состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в действии осуществляется он анализ и синтез).
Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.
Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности
– освоение самостоятельной предметной деятельности
• непосредственное эмоциональное общение с взрослым,
• манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия,
• восприятие музыки, детских песен и стихов,
• двигательная активность и тактильно-двигательные игры
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками.Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т. д. ; имеют такое же автодидактическое начало.
Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.
Таким образом, в общей системе сенсорного воспитанияв детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы Прежде чем давать ребёнку знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Актуальность проблем экологии в системе.
Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы,.
Консультация для педагогов и воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ» У большинства детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности.
Консультация для воспитателей «Формирование творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности» Формирование творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми.
Консультация для воспитателей «Формирование представлений детей о родном городе и его знаменитых, почётных горожанах» ПЕРВЫЙ СЛАЙД Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств,.
Консультация для воспитателей «Формирование представлений детей о родном городе и его знаменитых, почётных горожанах» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь.
Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Развивать связную речь — логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание,—.
Консультация для воспитателей (с презентацией). Ознакомление дошкольников с графикой Консультация для воспитателей (с презентацией) Ознакомление дошкольников с графикой. Подготовила: воспитатель Парнева З. Ф. Февраль 2016г.
Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Наталья Бурдакова
Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения, также, у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу умственного развития.
Руководство взрослого, его непосредственное участие в формировании представления об окружающем мире облегчает, ускоряет, приводит в систему восприятие ребенка. Без формирования взрослым правильного восприятия и обучения ребенка основным умственным операциям, восприятие ребенком новых объектов и явлений может оказаться поверхностным и неполным. Все дети разные, и развитие каждого ребенка индивидуально.
Сенсорное развитие осуществляется целенаправленно посредством развития у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия,характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д.
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:
— является основой для интеллектуального развития
— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— развивает внимание;
— развивает наблюдательность;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
— является основой для развития воображения;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— позитивно влияет на эстетические чувства;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
-готовит к реальной жизни.
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Дошкольный возраст-период первоначального ознакомления с окружающей действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, различного рода действий с предметами. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Восприятие окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать у детей, опираясь на их интересы и потребности.
В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов.
Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами.
На занятиях в дошкольных образовательных организациях задачи сенсорного развития входят в дидактическую систему и решаются во всех видах деятельности.
Сенсорное развитие на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства развитием способности к ощущению, восприятию и формированию представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий.
Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.
Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.
Включенное в дидактическую систему занятий сенсорное развитие является неотъемлемой частью умственного воспитания.
Сенсорное развитие влияет на:
• Умственное развитие;
• Эмоциональное развитие;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения ребенка к окружающему миру.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
• Способствовать развитию цветоразличения, умению воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
•Способствовать формированию у детей зрительного способа обследования предметов;
•Способствовать развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину;
• Способствовать развитию познавательных процессов;
•Способствовать развитию мелкой моторики.
Для повышения результативности сенсорного развитиябольшое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.
Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определённым качествам (форме, величине и др., чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Данные упражнения могут выступать в форме самостоятельного занятия, если проводятся в течение всего времени, отведённого для обучения. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка был необходимый материал и организовать работу детей.
В зависимости от задач, возраста и опыта детей воспитатель может направлять деятельность детей на развитие ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме.
Под руководством воспитателя дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; включаются в экспериментирование, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность; целенаправленно наблюдают за объектами организованного восприятия; выполнять простейший сенсорный анализ; стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной деятельности и конструировании.
При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в младшем дошкольном возрастенеобходимо учитывать:
— у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
— игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
— учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
— с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (пирамидки, башенки), разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
— для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
— известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
— при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
— чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
— подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста,воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
— интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
С помощь дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное развитие детей, развиваютсяпознавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.
Таким образом, формирование сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте обусловлено полноценным восприятием детьми окружающей действительности, служит основой познания мира. Можно сказать, что почти все дети обладают способностями с ярко выраженной сенсорной основой. Сензитивным периодом для развития сенсорного восприятия является ранний и младший дошкольный возраст. Упускать этот возрастни в коем случае нельзя: он важен для дальнейшего развития ребёнка. Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, потому что невозможно представить себе жизнь без визуальных. слуховых, зрительных ощущений и впечатлений. Для полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Дидактическая игра “ Бассейн с сюрпризом”
Цель: воздействовать на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес, звук, цвет, воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снимать эмоциональное напряжения.
Оборудование: тазик, капсулы от киндер-сюрприза, наполненные различными наполнителями (рис, горох, фасоль, пуговицы, мелкие гвоздики и др., мелкие игрушки, попрыгунчики, теннисные мячики и др.
Ход игры:1. Воспитатель просит детей искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Выставлять их на стол, называя предмет или игрушку.
Сюда насыпали «сюрпризы», и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, и не фасоль,
а разноцветные «сюрпризы».
На дне – игрушки для детей,
мы их достанем без затей.
2. Воспитатель просит детей найти звучащие капсулы и сравнить их по звуку, по весу, цвету.
Данное пособие может сопровождаться музыкой.Так же можно сопровождать игру стихотворениям с движениями:
ЗАЯЦ В ЛЕСУ (игра с шумелками – капсулы от киндер – сюрприза наполненные разными наполнителями)
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(шуршат в тазике содержимым)
Испугался заяц и бежать.
(стучим киндер – сюрпризом друг о друга)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(стучим по столу киндер-сюрпризами)
Бросился заяц бежать.
(стучим по столу ладошками (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
Побежал заяц из леса к речке
(стучим по столу (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Тут заяц остановился и говорит:
— А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
После этого, дети, ищут мелких животных в тазике, выставляют их на стол и играют с ними
Дидактическая игра «Весёлые пробочки»
Цели: развитие логического и наглядно-действенного, образного мышления; мелкой моторики рук; внимания, памяти.
Создания эмоционально положительного настроения.
Развитие интереса и побуждение к действиям с предметами.
Знакомство с разными свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по размеру и цвету.
Развитие умения понимать и правильно выполнять задания.
Оборудование: пробки разного цвета и размера, карточки-образцы выкладывания пробок.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и выбрать по одной, после этого дети перебирают в коробке пробочки и ищут для своей карточки одинаковые по цвету и размеру. Закрывая на карточках такие же кружочки.
Развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии.
Дидактические игры по усвоению сенсорных эталонов для дошкольников Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Цвет». 1. «Накормим птичек». Материал: 4 небольшие емкости основных цветов.
Конспект интегрированной деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей младшей группы «Поможем солнышку» Программное содержание: Образовательные задачи: • Продолжать учить детей сравнивать и соотносить предметы с сенсорными эталонами: умение.
«В гости к лесным зверятам». Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов в средней группе для детей с УО Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов в средней группе для детей с умственной отсталостью Подготовила и провела учитель-дефектолог.
Консультация для воспитателей «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста» Формирование сенсорных эталонов – это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является.
Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста» Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИ «Игра для.
План самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Индивидуальный план самообразования на 2017-2018 учебный год Педагог: Савина Ирина Николаевна Должность: воспитатель Место работы: МКДОУ.
Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе «Калейдоскоп» Пояснительная записка В начале учебного года (2017- 2018г. г., нами была выбрана тема кружковой работы «Калейдоскоп», направленная на развитие.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.
Развитие восприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством тренировки сенсорных систем Развитие восприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством тренировки сенсорных системВосприятие формируется в связи с развитием,.