Что включает в себя учебный план специальности
Разбираемся в понятиях: специализация, специальность, образовательная программа, учебный план
Каждый новый этап в жизни сопровождается появлением перемен и инноваций, которые могут проявляться не только в действиях, условиях их реализации, но и в словах. В частности, с новыми парадигмами и понятиями сталкиваются абитуриенты и студенты, находящиеся в начале своего профессионального пути или перепутье.
Каждый новый этап в жизни сопровождается появлением перемен и инноваций, которые могут проявляться не только в действиях, условиях их реализации, но и в словах. В частности, с новыми парадигмами и понятиями сталкиваются абитуриенты и студенты, находящиеся в начале своего профессионального пути или перепутье.
Замечали ли Вы, что в образовательных заведениях обучают одной и той же специальности, профессии по-разному? Откуда взялся этот «предметный набор» и почему он разнится, если направление будущей деятельности одно и то же? Давайте разбираться во всех этих нюансах и сопровождающих их понятиях.
Специальность & специализация: что это такое, сходства и отличия?
Конечно, в русском языке встречается множество синонимов и омонимов, но все же для понимания всей картины и правильного восприятия ключевого смысла, подтекста, важно разбираться во всех деталях и мелочах. Какую из проблем или вопросов первым делом решает каждый абитуриент? Конечно же, он сначала пытается выбрать для себя «дело жизни» — профессию, которая тесным образом соприкасается с двумя понятиями: «специальность» и «специализация». Давайте разбираться в этих категориях.
Разница между понятиями
Что представляет собой профессия? Под данным термином понимают комплекс знаний и навыков, позволяющий работать в конкретной среде или отрасли. Фактически профессия – это общее направление деятельности специалиста в конкретной сфере.
Например, профессия инженера считается технической, предполагающей работу с определенным промышленным или иным оборудованием, его эксплуатацией, обслуживанием и пр. Профессия педагога предполагает работу в образовательном учреждении с детьми. Но ведь в обоих случаях знания и навыки дипломированных специалистов могут быть разными, направлены на разные объекты и пр. Фактически профессия выступает направлением образования, объясняющим основные моменты и обязанности трудящегося.
Специальность – это «конкретизированная или узкоспециализированная» профессия, подчеркивающая основную работу специалиста (отрасль, предметы и инструменты труда, объект воздействия, сфера деятельности с учетом специфики и пр.). Данный термин подчеркивает специфику трудовой деятельности и область применения полученных знаний и навыков.
Например, тот же педагог может преподавать конкретный предмет или группу дисциплин, работать с детьми конкретного возраста или с учетом их развития и пр.: преподаватель начальных классов, педагог дошкольного образования, преподаватель математики и информатики. Чувствуете разницу?
Специализация – это уникальное понятие, находящееся на стыке профессии и специальности. Оно включает в себя целую группу «однородных профессий», но при этом учитывает особенности обучения и «пригодности» дипломированного специалиста. Например, профессия учитель относится к специализации «Педагогика и образование», а непосредственной специальностью в данном ракурсе выступает «Преподаватель начальных классов» (то есть учитель будет заниматься воспитанием и развитием детей начальной школы в возрасте 6-11 лет).
Обратите внимание, что чаще всего профессия является простым разъяснением специальности и специализации (на обычном «народном» языке). Перечень доступных к освоению специальностей и специализаций утверждён Минобразования и звучит всегда одинаково, стандартно. Притом нередко профессия ассоциируется с квалификацией, то есть именно той степенью и направлением, отраслью, где может трудиться новоиспеченный специалист.
Образовательная программа & учебный план: что есть что?
Итак, абитуриент определился и нашел ответ на главный вопрос: «Кем он желает стать и работать в будущем?». Но теперь перед ним стоит не менее важны выбор и «ассортимент» — какое образовательное заведения выбрать для освоения профессии? Одна и та же специальность может успешно действовать в каждом втором колледже или вузе. Выбирая направление обучения и подходящее для его освоения учреждение, важно обратить внимание на две составляющие:
Если первая категория относится к понятию «приемная кампания» и отмечается в правилах приема образовательного заведения, то вторая представляет собой комплекс дисциплин, форм занятий и заданий, прописанный в образовательной программе.
Получение специальности
Образовательная программа представляет собой общие рекомендации, разработанные Минобрнауки, для каждой отрасли и специализации с учетом осваиваемой ступени: начальная школа, основная школа, бакалавриат, магистратура, аспирантура и пр. Более того, рассматриваемая категория утверждена для всех видов обучения и сфер деятельности: по программам основного образования, дополнительного образования, в рамках всех профессий (творческие, технические, педагогические, естественнонаучные и пр.).
С учетом правил, требований и концепций, прописанных в образовательной программе, каждый ссуз и вуз самостоятельно разрабатывает учебную программу (план) для конкретной специальности с учетом специфики применения (перспектив) выпускников: как и где могут трудиться, какими знаниями и навыками будут обладать, что им посильно и пр. Учебный план – эта детализация дисциплин, форм занятий и количества часов обучения по всем основаниям (предмет – лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы – письменные проекты — практика – зачеты, экзамены и пр.) с учетом возможностей учебного заведения.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Фактически учебный план включает в себя все требования образовательной программы (обязательные дисциплины) и дополнительные параметры (предметы по выбору учащегося или включенные по усмотрению ссуза/вуза). Данная категория также будет учитывать «глубину погружения в профессию» (ступень образования), характер специализации (прикладной, научно-исследовательский, теоретический и пр.), особенности отрасли и реалий, достижения НТП и материально-техническую базу, уровень подготовки педагогов образовательного заведения и т.д.
Важно отметить, что учебные планы могут корректироваться как раз в год, так и в течение года, а образовательные программы утверждаются раз в 5 лет, проходят проверку качества и аккредитовываются. Поэтому, чтобы новоиспеченный специалист соответствовал реалиям, обладал актуальными знаниями и навыками, образовательные заведения прибегают к корректировке учебных планов.
Взаимосвязь профессии, специальности и образовательной программы, учебного плана
Чтобы сделать правильный выбор еще в начале своего профессионального пути или траектории становления дипломированного специалиста, не пожалеть о своем выборе в будущем, важно изначально разобраться в основных понятиях, проанализировать их и сопоставить полученные данные для объективного и грамотного обоснования своего решения.
Выбирая профессию, абитуриент констатирует подходящую для него отрасль: кем и где он желает трудиться, работать. Согласитесь, ответ на этот вопрос крайне важен, ведь именно на работе человек проводит более половины своей жизни! Выбирая специальность, он сужает спектр своего действия, конкретизируя набор знаний и навыков пригодных для занятия должности, карьерного роста, специфику прав и обязанностей, методов работы и пр.
Образовательные программы ССУЗов и ВУЗов
После конкретизации этих категорий, абитуриент предстоит подобрать наиболее подходящих для себя вариант освоения профессии и учебное заведение. В этом деле, как раз-таки, к нему на выручку приходит анализ образовательной программы и учебного плана по конкретной специальности. Рекомендации и непосредственно образовательные стандарты, программы можно найти на сайте Минобрнауки и образовательного заведения. Анализ этих параметров позволит понять, подходит ли сфера деятельности поступающему, посильна ли основная часть профподготовки для него, чему он будет учиться и какими навыками по окончании обучения должен обладать (ожидаемый результат), спектр его «профессионального применения».
Исследование учебного плана позволит конкретизировать перечень и объем дисциплин, количество аудиторных занятий, долю письменных проектов и исследований, способы подготовки молодого специалиста. Изучение «деталей» профессионального становления позволит определить учебную нагрузку на студента, констатировать точно сферу применения и профессиональные качества, которые он обретет.
Только после всестороннего инспектирования образовательной и учебной программ, абитуриент сможет правильно, грамотно и объективно осуществить выбор подходящей для него профессии и учебного заведения.
Рекомендации экспертов Disshelp по анализу и выбору профессии и ссуза/вуза
Ранее мы уже не раз писали о том, как правильно и грамотно определять траекторию поступления, выбирать профессию и легко ее осваивать. Сегодня мы лишь подведем небольшие итоги в рамках данной статьи:
Тщательно проанализируйте все нюансы профессии в рамках конкретного учебного заведения (приемная кампания, программа обучения и пр.), сопоставьте их с собственными способностями и возможностями (физические, интеллектуальные, морально-психологические, финансовые и пр.) и выбирайте оптимальный вариант.
Не стоит бояться преград. Команда ОЦ Дисхелп готова помочь студентам всех колледжей и вузов в рамках все действующих образовательных программ и учебных планов, профессий и специальностей. У нас трудятся сильнейшие педагоги топовых вузов, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, практикующие специалисты, авторы студенческих и научных работ с многолетним стажем! Мы предоставляем гарантии качества, конфиденциальность данных безопасность сделки и индивидуальный подход каждому клиенту! Убедитесь в этом лично, изучив отзывы о нас и/или оформив заявку здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что нужно знать про учебный план: какая информация в нем содержится и где его искать
Поступаете в вуз или колледж и хотите знать, какие предметы придется изучать? Для этого есть специальный учебный план, который описывает, в том числе, содержание образовательной программы.
В этой статье я расскажу, что такое учебный план и зачем он может вам пригодится.
Что такое учебный план
Под учебным планом понимают специальный документ, в котором содержится информация о дисциплинах, их последовательности и объеме по каждой отдельной специальности.
В плане также есть информация о количестве и видах практик, которые студент будет проходить, о датах защиты курсовых.
По сути, учебный план представляет собой индивидуальную схему обучения. По этой причине вполне понятно желание абитуриентов перед поступлением изучить план обучения.
Структура учебного плана
Структура плана включает 3 важных элемента, тесно связанных между собой:
Если в вузе работают крутые специалисты в конкретной области, то они преподают довольно узкие предметы.
Учебный план часто меняется. Поэтому важно постоянно его проверять, чтобы быть в курсе происходящего. Но кардинальных изменений в нем, все же, не будет.
Составление учебного плана
Ответственные за составление учебного плана — преподаватели с кафедры. После того как они составили план, он отправляется на утверждение заведующему кафедрой, декану или ректору учебного заведения.
Учебный план составляется не из головы и не по желанию преподавателей, а с учетом стандартов и рекомендаций Министерства образования.
Бывают случаи, когда студент не может придерживаться разработанного плана. Тогда оформляется индивидуальный график. Но для оформления индивидуального графика нужны веские и уважительные причины: болезнь, уход за больным ребенком, работа по профилю и др.
Изменения в учебном плане
Как я уже писал выше, учебный план меняется, но не кардинально. В основном все изменения связаны с определенными требованиями работодателей, предъявляемых к выпускникам. В этом случае некоторые дисциплины могут заменяться другими, более подходящими.
Нормальная периодичность внесения изменений в учебный план — раз в 2-3 года. В основном все зависит от специальности: с учетом ее планы могут менять реже или чаще.
Где искать учебный план
Все планы легком можно найти в общем доступе и для этого не нужно прикладывать какие-то усилия. Достаточно зайти на сайт выбранного вами вуза или посмотреть вкладку отдельной кафедры.
Учебные планы обычно размещаются так, чтобы абитуриент или студент без труда мог их найти. Это могут быть вкладки «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».
Есть и бумажные варианты, если вдруг у вас возникнет срочное желание ознакомиться и с ними.
А еще можно просто сделать запрос в приемную комиссию (если вы абитуриент), и они вышлют вам экземпляр плана на почту.
Студенту знакомство с планом полезно тем, что так он сможет заранее подготовиться к различным работам и практикам.
Учебный план образовательного учреждения
В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.
Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.
Структура учебного плана
Учебный план состоит из следующих частей:
Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.
Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.
Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.
Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.
При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.
Основные педагогические требования к учебному плану
Эффективный учебный план – это документ, который:
В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.
Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:
Что такое учебный план в вузе, зачем он нужен и где его найти
Выбирая вуз и специальность для поступления, абитуриенты хотят знать, какие предметы они будут изучать. Содержание образовательной программы можно узнать из специального документа — учебного плана. Сегодня мы расскажем о нём подробнее.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Хотите всегда быть в курсе новостей из мира образования? Присоединяйтесь к нашему информационному телеграм-каналу, где мы оперативно сообщаем обо всём важном. А в специальной группе вы найдёте скидки и выгодные предложения.
Что такое учебный план университета
Учебный план в вузе — это документ, где указано, какие дисциплины, в каком порядке и каком объёме будет изучать студент конкретной специальности.
Также из плана можно узнать, сколько практик будет у учащихся, по каким предметам и в какие семестры их ждёт защита курсовых.
Учебный план — это схема обучения студента, поэтому так полезно изучить его перед поступлением.
Структура учебного плана вуза
В любом учебном плане есть 3 связанные между собой составляющие:
Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности студента:
График обучения определяет, когда студент будет заниматься этой деятельностью: в каком семестре изучать те или иные предметы, по каким из них готовить курсовую, когда проходить практику и т. п.
Количество часов указывается для того, чтобы можно было понять, сколько времени отведено на разные типы деятельности. Этот раздел наглядно показывает, какие предметы основные для специальности: их изучение займёт больше всего времени.
Этот раздел будет отличаться у студентов одной специальности, но разной формы обучения: на дневном отделении больше часов отведено на аудиторную работу, на заочном — на самостоятельную.
От плана зависит организация учёбы студентов
Кто составляет учебный план в вузе
Рабочий учебный план составляют преподаватели выпускающей кафедры, а утверждают те, кто несёт ответственность за подготовку специалистов этого направления: заведующий, декан и ректор вуза. При составлении плана педагоги учитывают стандарты и рекомендации Минобразования.
Если вас интересует, как в учебные планы попадают общие предметы, то причина — именно в постановлениях МОН.
Если студент не может учиться по этому плану, для него оформляют индивидуальный график (для этого нужны уважительные причины, например, болезнь или трудоустройство по профилю).
Как часто меняют учебный план
Корректировка плана — нормальный процесс, т. к. требования работодателей к выпускникам меняются и некоторые дисциплины приходится заменять другими. Обычно планы меняют каждые 2-3 года, но всё зависит от специальности.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Где найти учебный план вуза и зачем он нужен
Большинство государственных и частных учебных заведений выкладывают свои планы в открытый доступ: их можно найти на сайтах университетов или профильных кафедр. Чаще всего их размещают в разделах «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».
Бумажный экземпляр плана хранится на кафедре, в деканате и учебной части.
Если у сайта неудобная навигация и поиск не дал результатов, советуем написать в приёмную комиссию: они вышлют учебный план на почту абитуриенту. Не стесняйтесь обратиться с такой просьбой: анализ учебного плана вуза поможет выбрать, в каком университете специальность представлена лучше всего.
Пригодится учебный план и студенту: зная его, можно понять, какие дисциплины, курсовые и практики ждут его на следующем курсе и заранее подготовиться.
А если с изучением какого-то предмета возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его экспертам можно доверить любую работу: от лабораторной до диплома.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Учебный план по специальности: понятие, структура, виды. Понятие учебный предмет. Цикл учебных предметов.
Учебный план – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность и интенсивность, сроки изучения учебных дисциплин, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся.
3. график учебного процесса – периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения;
4. план учебного процесса – перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академических часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету.
Рабочий учебный план устанавливает график учебного процесса, свод данных по бюджету времени, перечень учебных дисциплин по данной специальности, их распределение по учебным годам, семестрам, неделям с указанием объема каждой из них в часах по видам занятий, сроки сдачи экзаменов, зачетов, курсовых и дипломных проектов (работ), организации различного вида практик обучающихся, виды и формы контроля знаний.
Учебный план имеет блочно-модульную структуру, которая обеспечивает формирование системы научных ЗУН, ух логическую взаимосвязь и последовательность введения в учебный процесс.
Учебный план является конкретной реализацией ГОС ВПО, учитывающей специфику конкретного вуза. В нем для каждой дисциплины, входящей в основную образовательную программу, указывается следующая информация:
1) общий объем дисциплины (в академических часах),
2) распределение учебного времени по семестрам,
3) распределение учебного времени по четырем основным формам обучения (лекции,
практические занятия, лабораторные работы и самостоятельная работа студента),
4) форма отчетности (экзамен, зачет),
5) кафедра, читающая дисциплину,
6) сводный баланс времени по группам дисциплин,
7) баланс времени по еженедельной загрузке студента,
8) количество часов, отводимых на различные виды практик.
Учебный предмет — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Является основной структурной единицей учебно-воспитательного процесса, одним из средств реализации содержания образования в системе общих образовательных и профессиональных учебных заведений. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение по годам обучения или отдельным периодам учебного года определяются учебным планом конкретного учебного заведения.
ОПОП подготовки педагога профессионального обучения включает
• дисциплины федерального компонента,
• дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента,
• дисциплины по выбору студента,
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. ОПОП подготовки педагога профессионального обучения должна предусматривать изучение студентом следующих циклов:
— цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ин. яз., физич культура, культурология, история, политология, экономика. );
— цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика, КСЕ, экология. );
— цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины (введение в ППС, физиология, психология, история педагогики. );
— цикл ОД — дисциплины отраслевой подготовки (общие и специальные): инженерная графика, история искусства, ИТД, рисунок, живопись, пластическая анатомия, материаловедение..;
— ОДС – дисциплины специализ. ( колористика, ОДК, курсы)
— ФТД — факультативные дисциплины.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Учебный план по специальности: понятие, структура, виды. Понятие учебный предмет. Цикл учебных предметов.
Учебный план по специальности: понятие, структура, виды. Понятие учебный предмет. Цикл учебных предметов.
Учебный план по специальности: понятие, структура, виды. Понятие учебный предмет. Цикл учебных предметов.