Что включает в себя творческий замысел
Этапы творческого проекта
Проектная и творческая деятельность
Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа.
(Творчество/результат/проект) это творческий замысел, план создания чего-либо, включающий в себя описание, расчёты, чертежи, макеты, модели и т. п.
(Проблема/проектная деятельность) это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.
Решение задач
Заполните пропуски в тексте.
В жизни каждому человеку приходится ___решать____________множество задач. Они бывают стандартными и не стандартными. В__стандартных___________ ситуациях человек хорошо знает, что и как нужно делать, у него есть опыт действий в таких ситуациях, и он уверен, что, действуя, как прежде, добьется нужного ___результата______________.
Этапы выполнения творческого проекта
Выделите правильные ответы.
Разместить выбор темы проекта в социальных сетях
Наметить цель работы
Обосновать выбор изделия
Обсудить выбор изделия с большим количеством людей
Определить назначение изделия или услуги
Начать решать сложные задачи
Творческий замысел
Выберете правильный ответ.
Что включает в себя творческий замысел, план создания изделия?
Проектирование
По горизонтали:
Творческое стремление к достижению желаемого результата.
Ответ: Цель
Результат выполнения творческого проекта.
Ответ: Изделие
По вертикали:
Как называется стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) затрат? Ответ: Себестоимость
Что необходимо составить, чтобы определиться, что надо делать и в какой последовательности?
Ответ: План
Проектная деятельность
Расставьте подписи в соответствии с изображениями.
Метод « мозгового штурма » Себестоимость Эффективность
Этапы творческого проекта
Расставьте этапы реализации творческого проекта в правильной последовательности.
Определить назначение изделия 2
Наметить цель работы 1
Подобрать материалы для изготовления изделия 3
Презентация по технологии на тему «Методы и средства творческой и проектной деятельности» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Методы и средства творческой и проектной деятельности
Технология
5 класс
Учитель:
Логинов А.А.
МАОУ СШ №144
Описание слайда:
Методы решения проблем
В жизни каждому человеку приходится решать множество задач. Они бывают стандартными и не стандартными. В нестандартных ситуациях не только неизвестен способ действий, но и сам желаемый результат нередко бывает определен лишь в общих чертах.
И хотя многие люди убеждены, что они умеют хорошо решать практические задачи своей жизнедеятельности, это в большинстве случаев заблуждение. Чтобы хорошо ставить цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, нужно осваивать специальные средства и методы, которые наработаны в опыте всего человечества. Наилучшие возможности для освоения таких методов и средств предоставляет проектная деятельность.
Описание слайда:
Тезаурус
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.
Творческий проект является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
Описание слайда:
Тезаурус
Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.
Результативность – это характеристика действий, показывающая, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели.
Эффективность – это такая характеристика действий, которая учитывает не только полученный результат, но и затраты на его получение.
Описание слайда:
Введение
Решая сложные, нестандартные задачи, нужно не только иметь хорошее понимание окружающего мира, но и обладать развитой способностью принимать решения о том, как действовать в этом мире.
Хотя многие люди убеждены, что они умеют хорошо решать практические задачи своей жизнедеятельности, это в большинстве случаев заблуждение. Чтобы хорошо ставить цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, нужно осваивать специальные средства и методы, которые наработаны в опыте всего человечества. Наилучшие возможности для освоения таких методов и средств предоставляет проектная деятельность.
Для того чтобы изготавливаемое изделие стало особенным, его изготовитель использует в работе творческие способности и фантазию.
Описание слайда:
Для воплощения замыслов
Для воплощения замыслов в конкретные изделия, т. е. для выполнения творческого проекта, необходимо пройти несколько этапов:
• наметить цель работы — обосновать выбор изделия (материального блага) или темы (для нематериального блага) проекта и обосновать необходимость его выполнения;
• определить назначение изделия или услуги;
• подобрать материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделия;
• определить соответствие предстоящей работы изученному теоретическому материалу;
• сделать предварительные расчёты затрат на изготовление изделия и определить, не превышают ли затраты стоимость подобных изделий, которые можно приобрести в магазинах;
• составить план работы;
• рассчитать продолжительность выполнения проекта.
Описание слайда:
Творческий замысел
Творческий замысел, план создания чего-либо, включающий в себя описание, расчёты, чертежи, макеты, модели и т. п. называется проектом. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.
С учётом назначения изделия определяются материалы, из которых оно будет изготовлено, задаются размеры изделия. Разрабатываются чертежи, эскизы, технические рисунки, планы выполнения работ в виде технологической карты изготовления изделия. Все эти документы составляют техническую и технологическую документацию.
В заключительной части выполнения творческого проекта определяют затраты труда, материалов и денежных средств. Сравнивают материальную ценность полученного результата с расходами на проектирование и изготовление изделия. Такие расходы называются себестоимостью.
Описание слайда:
Реклама
Реклама – это распространение информации для привлечения внимания к объекту с целью формирования или поддержания интереса к нему.
Реклама выполняет несколько основных функций: сообщает о товарах; придаёт значимость фирме или товару; убеждает людей в необходимости приобретения товара; постоянно напоминает о товаре.
Любой творческий процесс, потребность в чём либо, изменении или создании нового продукта, может приводить к возникновению проблемной ситуации.
Описание слайда:
Проблема
Проблемной называется ситуация, в которой:
1) есть актуальная потребность в чем-то, т.е. обнаруживается несоответствие между тем, “что есть” и тем, “что требуется”;
2) неизвестно, как устранить это несоответствие.
Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.
Способы решения проблемы различаются своей результативностью и эффективностью.
Результативность – это характеристика действий, показывающая, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели.
В отличие от результативности эффективность – это такая характеристика действий, которая учитывает не только полученный результат, но и затраты на его получение.
Описание слайда:
Метод «мозгового штурма»
Когда проблема поставлена, и мы уверены, что хорошо понимаем то, что требуется, можно приступать к поиску ответа на вопрос: “Что мы можем сделать, чтобы решить проблему?” В случаях относительно несложных проблем можно сразу приступать к разработке идей их решения. Для этого можно воспользоваться методом “мозгового штурма” или “мозговой атаки” (брейн-шторминг). Это метод групповой генерации (разработке) идей. Он ориентирован на получение большого количества идей, благодаря созданию специальных условий побуждающих творческую активность членов группы.
Оптимальная численность группы, участвующей в обсуждении идей 10-15 человек, но численность группы может быть и меньшей, и большей.
Процедура мозгового штурма начинается с того, что ведущий объявляет вопрос, на который нужно ответить. Например, что мы можем сделать, чтобы изменить качество какого-нибудь изделия.
После мозговой атаки группа экспертов (специалистов в области разработки решения) оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые целесообразно подвергнуть более детальной проработке. В экспертную группу могут входить как участники генерации идей, так и привлеченные специалисты.
Описание слайда:
Вопросы
Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа
______________-это творческий замысел, план создания чего-либо, включающий в себя описание, расчёты, чертежи, макеты, модели и т. п.
Творчество
Результат
Проект
Описание слайда:
Вопросы
Выберете правильный ответ.
Что включает в себя творческий замысел, план создания изделия?
Расчёты
Характеристики
Диплом
Макеты
Чертежи
Резюме
Описание слайда:
Вопросы
Исключите элементы, не относящиеся к этапам реализации творческого проекта.
Рассмотреть возможность выполнить план работы совместно с родителями
Изучить достижения одноклассников
Определить соответствие предстоящей работы изученному теоретическому материалу
Минимизировать материальные затраты
Сделать предварительные расчёты затрат на изготовление изделия
Рассчитать продолжительность выполнения проекта.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 2. Методы и средства творческой и проектной деятельности
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.
Творческий проект является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.
Результативность – это характеристика действий, показывающая, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели.
Эффективность – это такая характеристика действий, которая учитывает не только полученный результат, но и затраты на его получение.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. / В. С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014.
3. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В жизни каждому человеку приходится решать множество задач. Они бывают стандартными и не стандартными. В стандартных ситуациях человек хорошо знает, что и как нужно делать, у него есть опыт действий в таких ситуациях, и он уверен, что, действуя, как прежде, добьется нужного результата. Чтобы добраться от своего дома к школе, вам не нужно ничего придумывать, поскольку вы это делали много раз. Если добраться до школы нужно быстрее, необходимо выработать новое решение, так как ситуация становится не стандартной.
Решая сложные, нестандартные задачи, нужно не только иметь хорошее понимание окружающего мира, но и обладать развитой способностью принимать решения о том, как действовать в этом мире.
Хотя многие люди убеждены, что они умеют хорошо решать практические задачи своей жизнедеятельности, это в большинстве случаев заблуждение. Чтобы хорошо ставить цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, нужно осваивать специальные средства и методы, которые наработаны в опыте всего человечества. Наилучшие возможности для освоения таких методов и средств предоставляет проектная деятельность.
Для того чтобы изготавливаемое изделие стало особенным, его изготовитель использует в работе творческие способности и фантазию.
Для воплощения замыслов в конкретные изделия, т. е. для выполнения творческого проекта, необходимо пройти несколько этапов:
• наметить цель работы — обосновать выбор изделия (материального блага) или темы (для нематериального блага) проекта и обосновать необходимость его выполнения;
• определить назначение изделия или услуги;
• подобрать материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделия;
• определить соответствие предстоящей работы изученному теоретическому материалу;
• сделать предварительные расчёты затрат на изготовление изделия и определить, не превышают ли затраты стоимость подобных изделий, которые можно приобрести в магазинах;
• составить план работы;
• рассчитать продолжительность выполнения проекта.
В плане определяется, что надо делать и в какой последовательности.
Творческий замысел, план создания чего-либо, включающий в себя описание, расчёты, чертежи, макеты, модели и т. п. называется проектом. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.
С учётом назначения изделия определяются материалы, из которых оно будет изготовлено, задаются размеры изделия. Разрабатываются чертежи, эскизы, технические рисунки, планы выполнения работ в виде технологической карты изготовления изделия. Все эти документы составляют техническую и технологическую документацию.
В заключительной части выполнения творческого проекта определяют затраты труда, материалов и денежных средств. Сравнивают материальную ценность полученного результата с расходами на проектирование и изготовление изделия. Такие расходы называются себестоимостью.
Результатом творческого проекта может быть новый продукт, предназначенный для личного употребления или для продажи. При продаже полученные от этого деньги позволят возместить все затраты и начать выполнение нового проекта. Однако будущие покупатели не знают о созданном проекте. Поэтому следует организовать рекламу нового продукта творческого труда.
Реклама – это распространение информации для привлечения внимания к объекту с целью формирования или поддержания интереса к нему.
Реклама выполняет несколько основных функций: сообщает о товарах; придаёт значимость фирме или товару; убеждает людей в необходимости приобретения товара; постоянно напоминает о товаре.
Любой творческий процесс, потребность в чём либо, изменении или создании нового продукта, может приводить к возникновению проблемной ситуации.
Проблемной называется ситуация, в которой:
1) есть актуальная потребность в чем-то, т.е. обнаруживается несоответствие между тем, “что есть” и тем, “что требуется”;
2) неизвестно, как устранить это несоответствие.
Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.
Способы решения проблемы различаются своей результативностью и эффективностью.
Результативность – это характеристика действий, показывающая, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели.
В отличие от результативности эффективность – это такая характеристика действий, которая учитывает не только полученный результат, но и затраты на его получение.
Степень эффективности определяется соотношением между результатами и затратами при условии, что результат соответствует поставленной цели. Если это условие не выполняется, то действие, процесс признаются неэффективными.
Действия могут быть результативными, но малоэффективными. Это происходит тогда, когда, действуя иначе, тот же самый результат можно получить с меньшими затратами, либо за меньшее время.
Поиск решения проблем – дело творческое. Здесь не существует жестких правил, приводящих к желаемому результату. Но существуют методы, позволяющие лучше организовать мыслительный процесс и повысить его результативность.
Метод «мозгового штурма»
Когда проблема поставлена, и мы уверены, что хорошо понимаем то, что требуется, можно приступать к поиску ответа на вопрос: “Что мы можем сделать, чтобы решить проблему?” В случаях относительно несложных проблем можно сразу приступать к разработке идей их решения. Для этого можно воспользоваться методом “мозгового штурма” или “мозговой атаки” (брейн-шторминг). Это метод групповой генерации (разработке) идей. Он ориентирован на получение большого количества идей, благодаря созданию специальных условий побуждающих творческую активность членов группы.
Оптимальная численность группы, участвующей в обсуждении идей 10-15 человек, но численность группы может быть и меньшей, и большей.
Процедура мозгового штурма начинается с того, что ведущий объявляет вопрос, на который нужно ответить. Например, что мы можем сделать, чтобы изменить качество какого-нибудь изделия.
После мозговой атаки группа экспертов (специалистов в области разработки решения) оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые целесообразно подвергнуть более детальной проработке. В экспертную группу могут входить как участники генерации идей, так и привлеченные специалисты.
Принцип решения сложных проблем
В случаях сложной проблемы, попытки решить ее “в лоб” чаще всего не удаются. В таких случаях нужно использовать другой принцип поиска решения. Этот принцип состоит в том, чтобы:
а) разделить проблему на части (подпроблемы),
б) найти решения частных проблем,
в) объединить решения частных проблем в решение общей проблемы.
Разделение проблемы на части называется ее структурированием. Структурировать проблему значит представить ее как состоящую из связанных между собой частей.
Если какие-то частные проблемы сами будут сложными для решения, то их тоже следует структурировать.
Таким образом, сложные проблемы решаются путем их разделения на части и решения по частям. Из решений частных проблем собирается решение общей проблемы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Решите кроссворд.
1. Как называется стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) затрат.
2. Что необходимо составить, чтобы определиться, что надо делать и в какой последовательности.
3. Творческое стремление к достижению желаемого результата.
4. Результат выполнения творческого проекта.
Творческий замысел, тема и сюжет произведений искусства.
Круг явлений реальной действительности, которые изображает художник, принято называть темой произведения. Краткая формулировка темы заключена в самом названии картины. Тема, волнующая автора – привлекает и зрителя. Выбор темы – ответственный момент для художника. Тема находит свое конкретное выражение в сюжете.
Необходимо знание эпохи, умение погрузиться в ее атмосферу. Портрет – основным становиться определение особых черт внешнего и духовного облика модели, жеста, мимики, обстановки, которая дополняет образную характеристику портретируемого, позволяет судить о его жизни, о роде его занятия. Пейзаж – разбор сюжета в пейзажной картине заключается в оценке самого мотива и состояния природы, изображенных художником для выражения той или иной темы. Натюрморт – в нем тоже есть сюжетное начало, рассказывающее о людях, об эпохе, иногда о больших общественных переживаниях.
В основу содержаниякартины заложена идея –мысль художника, выраженная им в художественных образах. Но для своего зрительного проявления она должна предстать в особом эстетическом качестве – как творческий замысел.
Содержание хорошее, подлинной картины являетсяпродуманным.Здесь не должно быть ничего случайного, лишнего, все закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ. Показать в картине событие6 – значит найти и обобщить широкое идейное содержание. Маленький эпизод может предстать в картине как подлинное событие («Возвращение блудного сына», эпизод – старец встречает сына, но выражена большая эпическая идея – отношение между отцами и детьми).
Что включает в себя творческий замысел
Этапы творческого процесса (доц. Юдкевич Л.Г.)
* ( В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 152-153.)
Художественное познание также идет от живого созерцания к осмыслению воспринятых явлений. Но обобщение выступает здесь не в абстрактных выводах (как в науке). Художник, наблюдая явления жизни, как бы преобразует их в своем сознании и представляет в виде картин, имеющих уже и конкретный, и обобщающий смысл. А истинность представлений художника определяется практикой, реакцией читателей (имеются в виду, естественно, передовые читатели).
Если, например, созданный Б. Полевым образ «настоящего человека» вызывал и вызывает не только восхищение, но и желание подражать, это доказательство того, что автор верно уловил лучшие черты советского человека, его мысли, стремления.
* ( См., А. Г. Ковалев. Психология литературного творчества. Л., 1960.)
Творческий замысел
Побуждение к творчеству связано в большинстве случаев с творческим замыслом. Воздействие жизненных фактов, общественных идей, определяющих замысел, и пробуждает творческую настроенность. Зачастую трудно установить, что чему предшествует. Художник обычно тогда непосредственно приступает к реализации замысла, когда у него созревают определенные планы, навеянные жизненными впечатлениями.
Социальный заказ связан с откликом художника на важнейшие события жизни, и глубина этого отклика определяется тем, насколько затрагиваемые вопросы волнуют самого поэта. Маяковскому легко было писать одновременно «о времени и о себе», ибо он не мыслил себя вне того времени, вне тех событий, которые воспевал.
Замыслу обычно предшествует накопление жизненного материала, определенных впечатлений, или, как выражался Л. А. Фадеев, «период первоначального художественного накопления». Эти впечатления писатель черпает из своего жизненного опыта.
Сам же замысел в сознании художника возникает зачастую внезапно, хотя имеет свои истоки, обусловленные впечатлениями и раздумьями. Непосредственным импульсом для возникновения замысла служит обычно накопление впечатлений, вызывающее аналогии, сопоставления и противопоставления. Здесь действует уподобление или контраст. При этом, поскольку для художника характерно образное мышление, в его сознании могут трансформироваться и зримо откладываться факты и явления, воспринятые различными органами чувств. К деятельности органов чувств неизменно подключается мышление.
К. Федин не без оснований замечал, что часто действуют здесь «зрительные восприятия». Интересным примером того, как зрительные восприятия вызывали определенные аналогии, служат воспоминания Л. Толстого о возникновении замысла «Хаджи Мурата». Писатель вспоминает, как, идя «по предвесеннему черноземному пару», он увидел куст татарника на краю пыльной дороги, и один из трех отростков его, не сломанный, торчащий вбок, «тоже черный от пыли», но все еще живой и краснеющийся в середине, напоминал ему Хаджи Мурата. И писатель замечает в своем «Дневнике»: «Хочется писать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее».
Близкий этому характер ассоциаций, но уже основанный не на аналогии, а на контрасте, послужил толчком к зарождению замысла «Гренады» М. Светлова. Этот замысел, возник неожиданно, когда поэт в годы нэпа прочел над рестораном вывеску «Гренада».
* ( Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке. М.-Л., Л947, стр. 340- 341.)
Замысел может возникнуть вместе с образом, входящим в сознание художника порой со зримой отчетливостью. Об этом говорил Л. Н. Толстой, вспоминая, как у него зародилась мысль написать «Анну Каренину»: «Это было так же, как теперь, после обеда, я лежал один на этом диване и курил. Задумался ли я очень или боролся с дремотою, не знаю, но только вдруг передо мною промелькнул обнаженный женский локоть аристократической руки. Я невольно начал вглядываться в видение. Появилось плечо, шея и, наконец, целый образ красивой женщины в бальном костюме, как бы просительно вглядывавшейся в меня грустными глазами. Видение исчезло, ко я уже не мог освободиться от его впечатления, оно преследовало меня и дни и ночи, я должен был искать ему воплощения».
Толчком для художника являются и впечатления от исторического источника. И. Е. Репин решил написать «Запорожцев», познакомившись с письмом запорожцев к Мухамеду IV, которое было их ответом турецкому султану на его ультиматум, предъявленный в 1675 г.
Словом, замысел возникает цод влиянием различных источников. Возникнув, он конкретизируется. В воспоминаниях Д. А. Фурманова («Работа над «Чапаевым») описано, как возникали в его сознании образы и картины романа:
«Ехали из деревни. Дорога лесом. Дай пойду вперед: оставил своих и пошагал. Эк, хорошо как думать!
Намечались глава за главой, сформировались типы, вырисовывались картины и положения, группировался материал.
* ( Д. А. Фурманов. Соч. В 3-х т. Т. 3. М., 1952, стр. 229.)
Аналогичны воспоминания автора «Цемента», изложенные в статье «В творческой лаборатории», где говорится о том, как в сознании писателя «картины были ярки, значительны. Люди отливались в памяти скульптурно, события горячо трепетали в воображении».
Бывает и так: в процессе «вынашивания» писатель соединяет воедино различные замыслы, как это сделал, например, Ф. М. Достоевский, «скрестив» замысел «Пьяненький» с задуманным им произведением о преступлении Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
* ( А. Фадеев. О литературном труде. М» 1961, стр. 65.)
В воспоминаниях О. Л. Книппер-Чеховой о последних часах жизни А. П. Чехова рассказывается, как незадолго до смерти писатель изложил стройный сюжет рассказа, «описывая необычайно модный курорт, где много сытых, жирных банкиров, здоровых, любящих хорошо поесть, краснощеких англичан и американцев, и вот все они, кто с экскурсии, кто с катания, с пешеходной прогулки, одним словом отовсюду, собираются с мечтой хорошо и сытно поесть после физической усталости дня. И тут вдруг оказывается, что повар сбежал и ужина никакого нет. «. Можно себе представить, каким произведением порадовал бы нас писатель, если бы ему удалось осуществить свой замысел!
Воплощение замысла
Обычно после того как в сознании художника зарождается замысел, он вынашивается, конкретизируется, и начинается его воплощение. Во времени это протекает по-разному. Зачастую воплощение начинается сразу же после замысла. Иногда же реализация затягивается в силу ряда причин. В. В. Маяковский, например, по собственному признанию, «вынашивал» свои стихи «Сергею Есенину» три месяца.
Однако в большинстве случаев первоначальный замысел не претерпевает коренных изменений в процессе его реализации.
Часто непосредственному раскрытию замысла предшествует накапливание материала. Конечно, М. Горькому для написания автобиографической трилогии не нужно было изучать какие-либо особые материалы или жизнь той среды, где развертывалось действие. Все было глубоко прочувствовано, пережито, передумано автором. Но когда художник обращается, скажем, к изображению далекого прошлого, ему не обойтись без исторических источников, мемуаров, научной литературы. Так, Л. Н. Толстой, работая над романом-эпопеей «Война и мир», изучал архивные материалы, собирал семейные воспоминания и предания, работал над книгами. Для создания «Саламбо» Г. Флобер изучил 300 источников. Писатели прибегают к изучению специальной научной литературы, если им необходимо пополнить свои знания. Они выезжают и в те места, где происходили изображаемые события; Л. Толстой в процессе работы над романом «Воина и мир» не раз побывал на бородинском поле.
Подчас художникам наряду с изучением материалов приходится углублять свои познания о жизни той среды, о которой ведется повествование. А. Е. Корнейчук, отказавшись от неудовлетворявших его первоначальных набросков драмы «Гибель эскадры», длительное время плавал на корабле «Червона Украина» и собрал такой материал, который позволил ему создать полноценное произведение. Он же, работая над «Платоном Кречетом», специально выезжал в Одессу, в клинику известного офтальмолога и хирурга Филатова, наблюдал за работой и бытом врачей.
А вот как рассказывает А. А. Фадеев о собирании материала для «Молодой гвардии»:
«Первый и очень обширный материал о деятельности «Молодой гвардии» мне был представлен Центральным Комитетом комсомола, которому я в этом отношении очень обязан.
* ( А. Фадеев. О литературном труде, стр. 261-262.
Известны и такие случаи, когда авторы сами себя ставили в положение действующих лиц. Так, М. Кольцов, прежде чем написать о работе московских таксистов, сам на протяжении нескольких суток сидел за рулем автомашины. Уже будучи известным писателем, И. Сельвинский перед написанием «Электрозаводской поэмы» работал сварщиком на заводе.
В процессе накапливания материала писатели нередко обращаются к записным книжкам, в которых зафиксированы различные наблюдения. Такие книжки, как известно, были спутниками творчества А. П. Чехова. На протяжении длительного времени интересные заметки в записных книжках делал Илья Ильф. Сопоставляя эти заметки с произведениями писателя, можно подчас проследить, как создавался тот или иной образ. Например, в одной из книжек И. Ильфа имеется запись: «Словарь Шекспира, негра и девицы». Эта запись в развернутом виде открыла главу об Эллочке в «Двенадцати стульях».
* ( М. Горьки й. Собр. соч., т. 26, стр. 224.)
* ( Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952, стр. 506.)
Другие писатели не прибегают к таким общим наброскам, а последовательно раскрывают свой замысел. Но и в том и в другом случае формирование произведения непосредственно связано с осмыслением действий и мыслей, рассуждений героев, действующих в произведении, их расстановки, взаимообщений.
В процессе этого осмысления в сознании художника происходит обычно «скрещивание» особенностей и характеров ряда лиц, и в конкретно-чувственной форме выступают его обобщения жизненных наблюдений. Не случайно в образе Рахметова современники видели черты биографии и характера Н. А. Добролюбова, участника польского восстания 1863 г. С. Сераковского и саратовского помещика Бахметьева, известного в свое время аскетическим образом жизни. Известны случаи (особенно в советской литературе), когда прототипом являлся определенный человек.
Так, в «Повести о настоящем человеке» Полевого герой в значительной мере списан с натуры. Но никогда литературный персонаж не являлся простой копией какого-то живого лица. С известными трудностями сталкиваются здесь авторы исторических повествований, чувствуя подчас, как творческая фантазия «сковывается» фактографией. Вырываясь из плена частных фактов, писатели стремились подняться до художественных обобщений, выражающих сущность образа, характерности жизни. С этой точки зрения весьма интересны дневниковые записи Д. А. Фурманова, относящиеся к периоду начала его работы над «Чапаевым» (1922).
* ( Д. А. Фурманов. Соч, т. 3, стр. 231.)
* ( В. Ермилов. Чехов. М., 1949, стр. 337.)
Известно, что художники, отталкиваясь от прототипов, в то же время часто воплощают в персонаж и свои черты. Эти черты могут выступать, как мы видели на примере Тригорина, и в сложном переплетении качеств героя, могут раскрываться и в более непосредственном виде, как в автобиографических образах Николеньки Иртеньева или Павии Корчагина.
Для глубокого раскрытия образа писатель как бы перевоплощается в своих героев, заставляя себя жить их думами и переживаниями. Мы располагаем рядом свидетельств самих писателей, и их современников, подтверждающих это. К. И. Чуковский, например, пишет, что Леонид Андреев, работая над произведениями, приобретал характерные для своих персонажей черты. Г. Флобер сам заявлял: «Когда я описывал отравление Эммы Бовари, у меня во рту был настоящий вкус мышьяка, я сам был. отравлен».
* ( О писательском труде. М., 1953, стр. 276.)
* ( М. Горький о литературе, стр. 421.)
Н. Ашукин в книге «Как работал Некрасов» (1933), прослеживая работу поэта над образом «холопа примерного Якова Верного», показывает, как, используя рассказ о реальном человеке, Некрасов «обогащал» персонаж чертами, характерными для такого ряда или типа людей.
* ( Н. Ашукин. Как работал Некрасов. М., 1933, стр. 72-73.)
Создавая образы, писатель стремится, по выражению В. Г. Белинского, «проникнуть мыслью во внутреннюю сущность» изображаемых характеров и событий и дать им «смысл чего-то единого. замкнутого в самом себе». Речь идет о целостной характеристике образов, которым писатель не может навязать «извне» какие-то органически не свойственные их натуре черты.
Показательны высказывания А. А. Фадеева об эволюции образа Мечика в процессе его воплощения, а также о других персонажах «Разгрома» в связи с трактовкой писателем вопроса о логике развития образов:
«. Когда будут нащупаны характеры, образы, тогда они сами начнут вносить в первоначальный план свои поправки. Логика развития образов в типичных обстоятельствах изменяет, а иногда и ломает предварительные замыслы. По ходу работы приходится отбрасывать некоторые старые свои представления, некоторые вещи строить по-новому.
* ( А. Фадеев. О литературном труде, стр. 67-68.)
Подобные мысли высказывали многие писатели, отмечая объективную закономерность творческого процесса. В этом проявляется влияние действительности, воплощаемой художником.
* ( См.: О писательском труде, стр. 328.)
** ( См.: О писательском труде, стр. 287.)
* ( А. Метченко. Творчество Маяковского 1925-1930 гг. М., 1961, стр. 301.)
Формирование произведения непосредственно связано с его словесным оформлением. Умение владеть средствами словесного воплощения определяет совершенство изображения образов и картин жизни. Поскольку слово придает завершенность произведению, по словесному воплощению мы судим не только о языковой культуре автора, но и о его умении видеть и осмысливать характерные явления жизни.
* ( М. Горький. Собр. соч., т. 26, стр. 387-388.)
* ( А. Фадеев. Литература и жизнь. М., 1939, стр. 155.)
* ( Как мы пишем. М., 1930, стр. 170-171.)
В словесном воплощении действуют те же законы типизации, которыми руководствуется писатель «конструируя» образы. Писатель чутко прислушивается к речи той среды, представителей которой стремится изобразить, вспоминает услышанные им диалоги, монологи, характерные словечки и выражения и т. д., чтобы использовать все это сообразно со своим замыслом, с содержанием образов и видом повествования. Поскольку в реалистическом искусстве индивидуализация речи персонажей является важным средством их обрисовки, об этом особенно много приходится думать художнику. Большого мастерства требует также изображение среды, всего того, что окружает героев (пейзаж, интерьер и т. д.).
В языке, в слоге писателя так же проявляется его личность, его индивидуальность, как проявляется она и в отборе жизненных фактов, в их трактовке, в тенденции создать определенные образы и в средствах их создания, в характере ассоциаций, в приверженности к определенным композиционным принципам. Писатели неоднократно подчеркивали, какое важное значение имеет слог, его достоинства, его оригинальность. В. Г. Белинский отмечал, что слог придает «рельефность, осязаемость мысли».
Индивидуальность художника определяет и саму манеру изложения на бумаге творческого замысла, характер работы над рукописью. Известны авторы, в чьих рукописях очень мало исправлений. У некоторых поэтов стих возникал в таком виде, что требовал лишь его фиксирования на бумаге. Так, немного помарок в рукописях Сергея Есенина. Напротив, рукописи стихов Джека Алтаузена, хранящиеся в ЦГАЛИ, испещрены поправками.
Одни писатели любят сразу печатать на машинке. Другие отказываются от этого. М. Горький, например, замечал: «Пишущая машинка, мне кажется, должна вредно влиять на ритм фразы» («Как я пишу»).
Некоторые писатели могут одновременно работать над несколькими произведениями. Так, у А. С. Пушкина в черновиках «Медного всадника» имеются наброски «Анджело» и «Сказки о мертвой царевне». Иные же, лишь завершив одну вещь, приступают к другой.
Продолжение работы над произведением
* ( А. Фадеев. За тридцать лет, стр. 937. )
Писатели возвращаются к своим произведениям не только тогда, когда они хотят устранить определенные просчеты, допущенные в первом варианте. Иногда это связано и со стремлением ярче воплотить первоначальный замысел, повысить художественный уровень книги. И тогда авторы просматривают прежнее произведение с высоты возросшего мастерства.
* ( >»Запорожцы». Картина И. Е. Репина. Л., 1960, стр. 8.)
Мы рассмотрели особенности художественного творчества, этапы творческого процесса, подчеркнув те общие закономерности, которые имеют индивидуальную форму проявления в практике каждого художника. Осознание всего этого помогает осмыслить не только итоги литературного труда, но и сам его процесс, без чего немыслимо полное представление о художнике, о его стиле и методе.