Что включает в себя третичный сектор
Трехсекторная модель
В качестве методологии анализа структуры экономики в первой половине XX века была разработана трёхсекторная модель. Авторами были экономисты Алан Фишер, Колин Кларк и Жан Фурастье. В зависимости от способа производства товаров и услуг, они предложили разделить структуру хозяйственной деятельности на 3 сектора:
Теория структурных изменений состоит из двух частей.
В зависимости от уровня дохода на души населения формируется спрос:
По мере роста дохода на душу населения спрос на сельскохозяйственную продукцию падает, на промышленные товары периодический (циклично) падает и поднимается, а на услуги постоянно растёт. В соответствии с этой теорией, спрос на производственные и непроизводственные продукты определяет принадлежность государства к одному из трёх исторических этапов развития его экономики.
Исторические начало — аграрное
Первичный сектор экономики в научной литературе называется ресурсным, он появился вместе с хозяйственной деятельностью первобытных людей, которые занимались собирательством и охотой. Его характе́рной особенностью является добыча ископаемых, а с появлением промышленности — переработка сырья в полуфабрикаты. В странах Европы и Северной Америки сырьевая основа экономики существовала до первой половины XVIII, в России она длится до сих пор.
Особенности первичного сектора:
Промышленное прошлое
Вторичный сектор экономики в экономической литературе называется индустриальным, он характеризуется разделением труда и появлением деления хозяйственной деятельности на составные части, которые включают такие отрасли:
По мере совершенствования инструментов производства товаров и добычи природных ресурсов повысилась производительность труда. В середине XVIII века это привело к промышленной революции, — массовому переходу от ручной деятельности к машинной. Вследствие этого появился крупный капитал и освободился человеческий ресурс, — 2 слагаемых стали основой масштабной индустриализации. Период промышленной революции длился с середины XVIII века до начала XX.
Характе́рная черта — стремительный рост производительных сил и становление капитала в качестве движущей силы и формирования глобальной экономики.
Информационное настоящее
Третичный сектор экономики — непроизводственный (постиндустриальный) охватывает такие отрасли, как здравоохранение, туризм, торговлю, образование, общественное питание, безопасность, телекоммуникацию, финансово-банковские услуги, массовую культуру и развлечения. Целями сферы услуг являются:
К странам с ра́звитой сферой услуг относится США (79,14% занятости населения), Германия (71,60), Япония (72,09%), Южная Корея (70,31), Великобритания (80,75%). Россия с 67,21% занятости населения в сфере услуг не попадает даже в первую десятку стран с ра́звитой экономикой.
Из третьего этапа развития экономики выделяют четвертичный и пятеричный сектор.
Четвёртый этап — цифровой
Четвертичный сектор в специальной литературе называется экономикой знаний. На этом этапе развития знания становятся фактором производства, наряду с землёй, недвижимостью, капиталом и информацией. Они имеют прикладной характер — это программное обеспечение, которое используется, например, чтобы автоматизировать сбор информации или установить удалённый контроль над производственными процессами.
На четвёртом этапе развития хозяйственной деятельности информационные технологии становятся массово доступными и дают возможность уже сегодня создавать интернет-вещи, а в ближайшем будущем интернет-государства.
Характе́рные черты:
Пятый — творческий
Пятеричный сектор экономики предполагает условия, при которых население планеты Земля может посвятить себя поиску ответов на фундаментальные вопросы своего существования, а каждый человек в отдельности может реализовать свои творческий потенциал вне зависимости от того, где он находится, и в какой сфере он занят.
Ресурсное будущее
Футуролог Элвин Тоффлер утверждает, что земная цивилизация людей развивается революционными волнами — скачкообразными прорывами в науке и технологиях, которые приводят к глубинным сдвигам в социальной жизни общества. Этой идее Элвин Тоффлер посвятил книгу «Третья волна». По идее автора на пятом этапе развития земная цивилизация вернётся к истокам — к ресурсной экономике, но на качественно новом технологическом уровне глубины переработки земных ресурсов.
Особенности:
Элвин Тоффлер рассматривает 3 этапа развития экономики в качестве трёх цивилизационных волн, которые хоть и существуют одновременно, но распространяются с разной скоростью и интенсивностью, а потому даже в пределах одного государства охватывают разную географию и не всё население. Принадлежность экономики к одному из трёх секторов зависит от многих факторов, но выделить стоит главный — процентное соотношение занятости населения в непроизводственной сфере: чем оно выше, тем успешнее государство.
Структура хозяйственной деятельности РФ соответствует типу стран с развивающейся экономикой. На какой цивилизационной волне Россия войдёт в хотя бы в двадцатку развитых, кроме как от инвестиционного климата, гарантированной защиты прав собственности, развития гражданских прав и свободы предпринимательства, зависит от развития фундаментальных наук и цифровых технологий. Бывают исключения — Саудовская Аравия, бюджет которой пополняется за счёт продажи нефтепродуктов, но и эта консервативная страна в перспективе рассчитывает перейти на инновационные виды экономической деятельности.
Третичный сектор экономики
В любой стране мира хозяйственная деятельность определяет экономическое значение и значимость этого государства в мире. Хозяйственная деятельность включает в себя сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг. Какие отрасли входят в состав третичного сектора экономики, и какими особенностями можно ее охарактеризовать?
Теория секторов
Теория секторов (теория структурных изменений) была разработана А. Фишером, К. Кларком, Ж. Фурастье в 30-40-ых гг. XX века.
Ученые стали впервые разделять экономику на три сектора:
Третичный сектор экономики
Если следовать теории Фишера-Кларка, то общество развивается с первичного сектора до воторичного, а потом плавно переходит к третичному сектору экономики. В развитых странах доминирующим является именно третичный сектор, так как с увеличением доходов населения растет спрос на отрасли сферы услуг.
Общество, которое развивается в условиях третичного сектора экономики, называется постиндустриальным.
Третичный сектор экономики включает различные отрасли, которые помогают улучшить производительность и эффективность производства. Итоговым результатом этой отрасли становится не готовый продукт, а оказание услуг. Услуги могут предоставляться не только предприятиям, но и физическим лицам – конечным потребителям. Сфера услуг является очень разнообразной. Сюда может входить, как транспортировка и доставка товара от поставщика к заказчику, так и проведение, например, развлекательных мероприятий. Также сюда относятся парикмахерские, рестораны, ремонтные мастерские, спортивные клубы, туристические фирмы и т.д.
Сфера услуг предполагает тесное сотрудничество клиента и поставщика услуг, причем конечный результат часто возможен только при взаимодействии обоих сторон. Например, при проведении экскурсии по музею важны не только знания экскурсовода, но и желание посетителя узнавать новое и впитывать рассказываемый ему материал.
Очень часто из третичного сектора выделяют четвертичный сектор. Этот сектор можно назвать информационным. Сюда относятся информационные технологии, образование, научные исследования и разработки.
Рис. 3. Научные разработки.
Государством с самым развитым третичным сектором является США. Это значит, что на протяжении года стоимость предоставленных услуг была выше, чем в других странах. На втором месте находятся страны Евросоюза. Третичный сектор экономики России, к сожалению, не входит в первую десятку стран. В этом секторе занято 58% экономически-активного населения страны.
Что мы узнали?
Третичной сферой экономики называется сфера услуг. Сюда относится транспорт, здравоохранение, туризм и многое другое. Сфера услуг – это вид хозяйственной деятельности наряду с сельским хозяйством и промышленностью. Развитые страны и большинство стран с переходной экономикой развиваются в условиях третичного сектора.
Третичный сектор экономики: значение и основные отрасли
Экономика как инструмент в любом государстве определяет его значимость и успешность в мире. Это понятие включает в себя все виды хозяйственной деятельности социума, направленные на удовлетворение основных его запросов и потребностей. Для удобства экономику разделяют на несколько ответвлений. Самую большую нишу занимает третичный сектор экономики и его отрасли.
Экономическая теория
Познавательная функция науки заключается в изучении взаимодействия всех элементов хозяйственной деятельности: распределение ресурсов, их потребление или обмен, субъектов производства, накопленный опыт. Согласно имеющейся сегодня теории, общество ведёт экономическое развитие от первичного до вторичного сектора. В мировой экономике принята трёхмерная конструкция:
Поскольку сервисный раздел экономики слишком объёмный, экономисты выделяют ещё один подсектор — четвертичный. Это тоже услуги, но связанные с планированием и организацией. Например: финансы, исследования рынка, информационные ресурсы.
Другие учёные пошли ещё дальше и определили пятеричную категорию сервиса, выделив сюда услуги образования, культуры, то есть продукт, производимый некоммерческими предприятиями. Но поскольку не все экономисты согласны с такой моделью, то в большинстве случаев используется трёхсекторный вариант.
Описание третичного сектора
В большинстве стран мира именно третичный раздел экономики является доминирующим, потому что услуги нужны в любой сфере, в том числе в промышленной. Сырьё для производства, как и конечный продукт, нужно доставить к месту назначения. То есть нужны транспортные услуги, распределение и хранение товара.
Каждая отрасль экономики нуждается в специалистах, которых нужно обучить. Товары и продукты нуждаются в потребителе, то есть необходима реклама, изучение рыночного спроса. Сервисная сфера включает отрасли, которые дают знания, эффективность, помогают улучшить условия труда и отдыха, здоровье.
Первой задачей третичного сектора является взаимодействие людей, предоставляющих услуги, и клиентов. Качество работы сферы имеет большое значение в развитых странах, поскольку спрос на услуги разного рода растёт вместе с благосостоянием граждан. Например, всё больше растёт доля рекреационной деятельности, то есть обеспечение досуга. Большинство отраслей хозяйства, так или иначе, вовлечены в оказание услуг по санаторному лечению, туризму или другому виду отдыха.
Примеры отраслей
Третичный сектор экономики в развитых странах называют основным пунктом дохода. Это не удивительно, поскольку услуги предоставляются и юридическим, и физическим лицам. Чтобы лучше в этом разобраться, нужно рассмотреть, какие отрасли входят в состав сектора:
Влияние прогресса
Научно-технический прогресс сегодня является объектом внимания как частных лиц, так и крупного бизнеса. Влияние новых технологий, телекоммуникаций, развитие IT-сферы позволило образовать новую систему комбинации имеющихся у производства ресурсов: повысить рентабельность и минимизировать затраты. Прежде всего, это глубокое внедрение автоматизации, что повышает производительность, способность конкурировать на мировом рынке, соответственно пополнять бюджет. В результате занятость населения в третичном секторе выросла до 70%, в то время как в первичном она упала до 10%.
Проблемы нематериального производства
Предприятия, работающие в сфере услуг, сталкиваются с некоторыми проблемами. Поскольку услуги нематериальны, их нельзя пощупать, многие клиенты не понимают, как формируется цена на продукт. Ведь в этой ситуации производитель берёт плату, но не предоставляет гарантию, как в любом материальном производстве. Выход у сферы услуг один — качество.
Достичь качества можно, нанимая на работу профессионалов, если и без опыта, то с высоким уровнем знаний. Здесь возникает вторая проблема: чем выше уровень знаний у сотрудника, тем на большую оплату своего труда он рассчитывает. Что абсолютно справедливо, и сэкономить компании не удастся. Поскольку оплата труда работников занимает львиную долю стоимости услуги, фирма поднимает цену. Однако учитывая высокую конкуренцию, качество предоставляемого продукта должно соответствовать его стоимости.
Уровень развития в мире
Экономику, в которой третичный сектор занимает доминирующее положение, называют постиндустриальной. Практически весь западный мир и европейские страны демонстрируют рост сферы услуг в экономической деятельности. Согласно наблюдениям учёных экономистов на этом пути лидируют США, Великобритания, где в секторе занято 70% населения.
Сервисные отрасли уменьшают некогда сильную зависимость общества от аграрного сектора, добывающего и перерабатывающего полезные ископаемые. Благодаря компьютерным технологиям, телекоммуникациям уменьшается использование природных материалов, совершенствуются инструменты труда, повышается уровень безопасности рабочих.
Несмотря на то что для международной торговли больше подходит материальное производство, импорт-экспорт услуг пользуется не меньшим спросом. Та же Великобритания, например, является лидером в сфере страхования и юридических услуг на мировом рынке. Германия славится качеством медицинского обслуживания, а Франция высоким развитием фундаментальных исследований и туризмом.
В России сегодня в сфере услуг работает 58% населения. Несмотря на то что вклад в ВВП из этого сектора составляет до 60%, то есть является основным, общество пока не относят к постиндустриальному, с экономической точки зрения.
Развитие третичного сектора приводит к социальному благополучию населения. Улучшается качество жизни: разнообразие досуга, бытовое обслуживание, здравоохранение и образование.
Третичный сектор экономики – какие отрасли входят в состав?
В любой стране мира хозяйственная деятельность определяет экономическое значение и значимость этого государства в мире. Хозяйственная деятельность включает в себя сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг. Какие отрасли входят в состав третичного сектора экономики, и какими особенностями можно ее охарактеризовать?
Теория секторов
Теория секторов (теория структурных изменений) была разработана А. Фишером, К. Кларком, Ж. Фурастье в 30-40-ых гг. XX века.
Ученые стали впервые разделять экономику на три сектора:
Рис. 1. Сектора экономики. Таблица.
Третичный сектор экономики
Если следовать теории Фишера-Кларка, то общество развивается с первичного сектора до воторичного, а потом плавно переходит к третичному сектору экономики. В развитых странах доминирующим является именно третичный сектор, так как с увеличением доходов населения растет спрос на отрасли сферы услуг.
Общество, которое развивается в условиях третичного сектора экономики, называется постиндустриальным.
Третичный сектор экономики включает различные отрасли, которые помогают улучшить производительность и эффективность производства. Итоговым результатом этой отрасли становится не готовый продукт, а оказание услуг. Услуги могут предоставляться не только предприятиям, но и физическим лицам – конечным потребителям. Сфера услуг является очень разнообразной. Сюда может входить, как транспортировка и доставка товара от поставщика к заказчику, так и проведение, например, развлекательных мероприятий. Также сюда относятся парикмахерские, рестораны, ремонтные мастерские, спортивные клубы, туристические фирмы и т.д.
Рис. 2. Транспортный сектор.
Сфера услуг предполагает тесное сотрудничество клиента и поставщика услуг, причем конечный результат часто возможен только при взаимодействии обоих сторон. Например, при проведении экскурсии по музею важны не только знания экскурсовода, но и желание посетителя узнавать новое и впитывать рассказываемый ему материал.
Очень часто из третичного сектора выделяют четвертичный сектор. Этот сектор можно назвать информационным. Сюда относятся информационные технологии, образование, научные исследования и разработки.
Рис. 3. Научные разработки.
Государством с самым развитым третичным сектором является США. Это значит, что на протяжении года стоимость предоставленных услуг была выше, чем в других странах. На втором месте находятся страны Евросоюза. Третичный сектор экономики России, к сожалению, не входит в первую десятку стран. В этом секторе занято 58% экономически-активного населения страны.
Что мы узнали?
Третичной сферой экономики называется сфера услуг. Сюда относится транспорт, здравоохранение, туризм и многое другое. Сфера услуг – это вид хозяйственной деятельности наряду с сельским хозяйством и промышленностью. Развитые страны и большинство стран с переходной экономикой развиваются в условиях третичного сектора.
Секторы экономики |
---|
Трехсекторная модель |
Первичный сектор: сырье Вторичный сектор: производство Третичный сектор: Сервисы |
Дополнительные сектора |
Четвертичный сектор: информационные услуги Пятеричный сектор: сферы услуг |
Теоретики |
AGB Fisher · Колин Кларк · Жан Фурастье |
Секторы по собственности |
Бизнес сектор · Частный сектор · Государственный сектор · Добровольный сектор |