Что включает в себя телеологический компонент теоретической модели
Определение содержания понятия «воспитательный потенциал»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «воспитательный потенциал»
Потенциал – это имеющаяся у человека, объекта, процесса или явления внутренняя возможность к росту, развитию и совершенствованию.
Потенциал отражает способность личности функционировать в качестве целостной системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных компонентов, которая может саморазвиваться, самореализовываться и самоутвердиться.
Что касается воспитательного потенциала, то он характеризует совокупность условий и средств, которые определяют педагогические возможности объекта, процесса, личности или явления.
Воспитательный потенциал, включает в себя следующие компоненты:
Воспитательный потенциал отражает правила и нормы поведения, способности к построению взаимоотношений с другими людьми, навыки принятия осознанных решений.
Воспитательный потенциал является неустойчивой характеристикой. Он свидетельствует о динамике процессов и функций воспитательного института. Если происходит изменение функциональной роли того или иного воспитательного института, то изменяются и его воспитательные функции. Воспитательный потенциал, прежде всего, определяется этапом общественного развития, состоянием экономики и направлениями политического развития.
Методология изучения воспитательного потенциала
Воспитательный потенциал и его сущность можно описать посредством описания потенциального через актуальное т.е. через описание параметров и признаков проявления свойств различных объектов, процессов или явлений.
Исследование воспитательного потенциала реализуется на базе разнообразных подходов. Сюда может быть отнесен онтологический, деятельностный, личностный, аксиологический и др. кроме того, активно применяются комплексные методики исследований и нестандартные комбинации:
Готовые работы на аналогичную тему
Структурное устройство воспитательного потенциала
Воспитательный потенциал является открытой педагогической системой, которая состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов, функционирование которых влияет на ее развитие. Также, данная система подвержена воздействию сторонних факторов окружающей среды.
Существуют различные подходы по выбору единиц подразделения системы воспитательного потенциала на отдельные компоненты. Так, предлагается детализировать воспитательный потенциал по ресурсам в него входящим: материальным и нематериальным, по разновидностям воспитательных потенциалов, составляющих данную систему, по носителям потенциала, по объектам и субъектам, по приоритетным компонентам.
Воспитательный потенциал любого социального субъекта может быть представлен следующим структурным строением:
Развитие воспитательного потенциала
Проблема развития воспитательного потенциала относится к насущным и актуальным в современном обществе. На сегодняшний день, развитие воспитательного потенциала, его отдельных компонентов и видов представлено не в полном объеме. Большое внимание уделяется исследованиям воспитательного потенциала семьи. Так, можно отметить следующие закономерности развития этого потенциала:
Воспитательный потенциал может развиваться разнообразными способами. Например, эффективность воспитания возрастает при занятии учащимися субъектной позиции в его ходе или, когда программы обучения дополняются воспитательными аспектами.
Воспитательный потенциал семьи и школы можно развить за счет создания системы их взаимодействия. Должна существовать единая направленность воспитания и взаимная заинтересованность в достижении воспитательных целей и задач.
Телеология
Телеология — это философское учение о целевой детерминации бытия, его отдельных сфер, объектов, процессов, предполагающее наличие в мире объективных [внечеловеческих] целей, целевых зависимостей и целесообразности в целом (см. Цель). Под этим термином также понимается общефилософская теория цели и выражаемых ей отношений. Телеологией называют и способы познания, в которых используются категория цели и входящие в его смысловое поле понятия (так называемая методологическая телеология). Традиционно к сторонникам телеологии принято относить приверженцев идеалистического воззрения, однако телеологическая установка в том или ином [чаще всего скрытом] виде постоянно присутствует в человеческом сознании.
Термин «телеология» введён немецким философом Хр. фон Вольфом в 1740 году, однако основы телеологии как парадигмальной установки в философии были заложены ещё в Античности. Своё категориальное выражение идея целевой причины обретает в метафизике Аристотеля: понятие «цель» (τελος) фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладёт начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подхода к действительности, характерного для европейской (и в целом — западной) философской и культурной традиции. Такой [телеологический] подход предопределён самими основаниями культуры европейского типа.
При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельностного акта (превращение предмета воздействия в преобразованный в соответствии с его имманентными законами продукт — как объектная составляющая деятельности — и активное воздействие целеполагающего субъекта на орудие, переадресующее его активность предмету — как субъектная её составляющая) возможны различные акцентировки. Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности, и преобразовательный процесс мыслится как спонтанное изменение объекта. Этому соответствует нравственный принцип добродетели как недеяния («у-вэй» в даосизме), типичный для восточных культур, и доминирование в архаичных восточных языках грамматической структуры пассивного залога. В противоположность этому для основанной на динамичном развитии ремесленной деятельности античной культуры характерно акцентирование субъектной составляющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естественные природные связи, создание новых свойств предмета и новых предметов. Так для древнегреческого языка типичны залоговые структуры активного отношения и в целом активные грамматические композиции. Проявлением указанной акцентировки является дифференциация блока деятельностного акта: интегральной материальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвлённый причинный комплекс, фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую («действующая причина»), но и её структурирующий потенциал («формальная причина») и целесообразность («целевая причина»).
Интерпретированное в указанном ключе становление телеологии может рассматриваться как закономерное для культуры западного (техногенного) типа и выражающее свойственное данной культуре активное отношение человека к внешнему миру, содержание которого составляет его (мира) целесообразное изменение и преобразование, в то время как в восточной культуре философские установки телеологизма достаточно редки (санкхья, Мо-цзы). По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность, но и объекты природы вообще («природа ничего не делает напрасно») в том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (ἐντελέχια), то есть к самоосуществлению, свершению, реализации вещью своего предназначения и своей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин.
Таким образом, античная традиция изначально задаёт амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектора интерпретации цели находят своё развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Г. В. Лейбниц, развивая идеи имманентной телеологии, вводит в философию понятие «предустановленной гармонии», в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает «живым зеркалом Вселенной» и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на философскую, так и на теологическую традиции: в постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божьего (очевидная целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устроителя) фиксируется — наряду с онтологическим и космологическим — в качестве фундаментального. Принцип «конечных причин» (causa finalis) играет значительную роль в философии А. Шопенгауэра, Р. Г. Лотце, Э. Гартмана, А. Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомизма, конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса.
С другой стороны, в историко-философской традиции отчётливо просматривается вектор интерпретации телеологии как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке И. Канта, понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как онтологическая характеристика бытия: целесообразность, по Канту, есть «особое априорное понятие, которое имеет своё происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения». Тем не менее, данное понятие может играть роль «хорошего эвристического принципа». Таким образом, в немецкой трансцендентально-критической философии оформляется особый — целевой — тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму лапласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное познание (телеология как способ объяснения истории у И. Г. Фихте и объективная характеристика царства духа у Ф. В. Й. Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса у Г. В. Ф. Гегеля.) Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественнонаучное и философское познание на основе дифференциации «мира природы» с его каузальными закономерностями и «мира свободы» (то есть духовной культуры) — с закономерностями телеологическими.
Основные проблемы при выяснении соотношения имманентного и трансцендентного в телеологии в современной философии возникают при обращении к сфере социального. Коренное изменение подхода к проблеме цели возникает с введением в философию понятия «жизнь». Особое значение для изменения самого понятия телеологии имеют открытия в области кибернетики, системные исследования. При исследовании самоорганизующихся систем понятие цели рассматривается как функция системы, ориентированной на сохранение её основного качества. Понятие цели становится неотделимым от исследования общества как самоорганизующейся, самовоспроизводящейся системы (структурно-функциональный анализ в социологии). Имманентная целесообразность становится существенной характеристикой любой оптимально функционирующей социальной системы (Т. Парсонс). Так понимаемая целесообразность лишена однозначности вынесенного вовне идеального образца-цели, она «поливариантна». Целесообразное уже не тождественно предопределённости, оно максимально сближается с категорией возможности.
Телеологический подход имеет свою традицию: в физиологии (витализм, холизм), в психологии («физиология активности» и современный бихевиоризм), в социологии (структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), в общей теории систем (телеологические уравнения Л. фон Берталанфи, описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы), в кибернетике (положившая начало кибернетики как теоретической дисциплины статья А. Розенблюма, Н. Винера и Дж. Бигелоу имела название «Поведение, целенаправленность и телеология»), в социальной антропологии («телеология субъекта» в феноменологическом персонализме и герменевтической феноменологии), в науковедении и философской методологии (неопозитивизм В. Штегмюллера), в аксиологии (анализ роли ценностей в историческом процессе и обоснование смысла жизни). Принципиально новый смысл идеи телеологии обретают в контексте оформляющейся в современной культуре общей теории нелинейности.
Естественная телеология, распространены в классическая философия, хотя сегодня это вызывает споры, [5] утверждает, что у физических лиц также есть внутренний целей, независимо от использования или мнения человека. Например, Аристотель утверждал, что внутренняя телос превратиться во взрослый дуб. [6] Хотя древний атомщики отверг понятие естественной телеологии, телеологические описания неличностной или нечеловеческой природы изучались и часто поддерживались в древних и средневековых философиях, но впали в немилость в современную эпоху (1600–1900).
В конце 18 века Иммануил Кант использовал концепция телоса как регулирующий принцип в его Критика суждения (1790). Телеология также была фундаментальной для философии Карл Маркс и Г. В. Ф. Гегель. [7] [8]
Содержание
История
В Западная философия, термин и понятие телеология возникла в трудах Платон и Аристотель. Аристотеля ‘четыре причины’уделять особое место телосу или «конечной причине» каждого вещь. В этом он вслед за Платоном видел цель как в человеческой, так и в нечеловеческой природе.
Этимология
Платонический
В Платона диалог Федон, Сократ утверждает, что истинные объяснения любого данного физического явления должны быть телеологическими. Он оплакивает тех, кто не умеет различать необходимые и достаточные причины вещи, которые он соответственно определяет как материал и окончательный причины: [13]
Представьте, что вы не можете отличить настоящую причину от той, без которой причина не могла бы действовать как причина. Кажется, что так поступает большинство, как люди, бредущие в темноте; они называют это причиной, таким образом давая ей имя, которое ей не принадлежит. Вот почему один человек окружает землю водоворотом, чтобы небеса удерживали ее на месте, а другой заставляет воздух поддерживать ее, как широкую крышку. Что касается их способности быть в лучшем месте, в котором они могли бы быть в это самое время, то они не ищут и не верят, что в этом есть какая-либо божественная сила, но они верят, что когда-нибудь откроют для себя более сильное и бессмертное Атлас, чтобы скрепить все вместе, и они не верят, что по-настоящему хорошее и «связывающее» связывает и удерживает их вместе.
Аристотелевский
Аристотель утверждал, что Демокрит Было ошибкой пытаться свести все к простой необходимости, потому что при этом игнорируются цель, порядок и «конечная причина», которая вызывает эти необходимые условия:
Однако Демокрит, пренебрегая конечной причиной, сводит к необходимости все действия природы. Конечно, они необходимы, но все же они нужны для конечной цели и ради того, что лучше в каждом случае. Таким образом, ничто не препятствует образованию и выпадению зубов таким образом; но это происходит не из-за этих причин, а из-за цели…
В Физика, используя вечный формы В качестве своей модели Аристотель отвергает предположение Платона о том, что Вселенная была создана разумным создателем. Для Аристотеля естественные цели производятся «природой» (внутренними принципами изменения живых существ), а природа, как утверждал Аристотель, не предполагает: [17]
Абсурдно предполагать, что цели отсутствуют [в природе], потому что мы не видим, как агент размышляет.
Эти аргументы Платона и Аристотеля противоречили аргументам, представленным ранее Демокрит а позже Лукреций, оба были сторонниками того, что сейчас часто называют случайность:
Ничто в теле не сделано для того, чтобы мы могли его использовать. То, что существует, является причиной его использования.
Экономика
Телеология человеческих целей сыграла решающую роль в работе экономист Людвиг фон Мизес, особенно в развитии его науки о праксиология. Более конкретно, Мизес считал, что человеческое действие (то есть целенаправленное поведение) телеологично, основанное на предположении, что действие человека управляется или вызвано существованием выбранных ими целей. [18] Другими словами, люди выбирают то, что, по их мнению, является наиболее подходящим средством для достижения желаемой цели или цели. Мизес также подчеркнул, что в отношении человеческого действия телеология не является независимой от причинности: «Никакое действие не может быть изобретено и предпринято без определенных идей об отношении причины и следствия, телеология предполагает причинность». [18]
Постмодернистская философия
Телеологический на основе «великие повествования»отвергаются постмодерн традиция [21] где телеология может рассматриваться как редуктивная, исключающая и вредная для тех, чьи истории преуменьшаются или игнорируются. [22]
Гегель
Исторически телеологию можно отождествить с философской традицией Аристотелизм. Обоснование телеологии было исследовано Иммануил Кант (1790) в его Критика суждения и сделал центральным в спекулятивной философии Г. В. Ф. Гегель (а также различные неогегелевские школы). Гегель предложил историю нашего вида, которую некоторые считают противоречащей Дарвин, а также с диалектический материализм из Карл Маркс и Фридрих Энгельс, используя то, что сейчас называется аналитическая философия— отправной точкой является не формальная логика и научный факт, а «идентичность», или «объективный дух» в Гегелевский терминология. [ нужна цитата ]
Индивидуальный человек сознаниев процессе достижения автономии и свободы не имеет другого выбора, кроме как иметь дело с очевидной реальностью: коллективная идентичность (например, разнообразие мировоззрений, этнической, культурной и национальной идентичности), которые разделяют человеческую расу и приводят различные группы к насильственному конфликту друг с другом. [ нужна цитата ] Гегель понимал «совокупность» взаимно антагонистических мировоззрений и форм жизни в истории как «целеустремленных», то есть ориентированных на конечную точку истории. [ нужна цитата ] ‘объективное противоречие‘субъекта’ и ‘объекта’ в конечном итоге ‘сублимированный’в форму жизни, которая оставляет позади насильственные конфликты. [ нужна цитата ] Это целенаправленное, телеологическое понятие «исторического процесса в целом» присутствует у множества авторов ХХ века, хотя его популярность резко снизилась после Вторая мировая война. [ нужна цитата ]
Этика
Телеология существенно информирует изучение этика, например:
Консеквенциализм
Деонтологизм
Консеквенциализм контрастирует с более классическими понятиями деонтологический этика, из которых примеры включают Иммануил Кантс категорический императив, и Аристотельс добродетель этика- хотя формулировки этики добродетели также часто имеют консеквенциалистский характер.
В деонтологической этике добро или зло отдельных действий является первичным, и более крупная, более желательная цель недостаточна для оправдания плохих действий, совершенных на пути к этой цели, даже если плохие действия относительно незначительны, а цель большая (например, маленькая ложь, чтобы предотвратить войну и спасти миллионы жизней). Требуя, чтобы все составляющие действия были хорошими, деонтологическая этика гораздо более жесткий, чем консеквенциализм, который зависит от обстоятельств.
Практическая этика обычно представляют собой смесь двух. Например, Милль полагается на деонтические максимы для руководства практическим поведением, но они должны быть оправданы принципом полезности. [25]
Наука
В современной науке объяснений, основанных на телеологии, часто, но не всегда, избегают либо потому, что они не нужны, либо потому, что считается, что они верны или ложны, за пределами способности человеческого восприятия и понимания судить. [iii] Но использование телеологии в качестве объяснительного стиля, особенно в рамках эволюционной биологии, все еще вызывает споры. [26]
Поскольку Novum Organum из Френсис Бэкон, телеологические объяснения в физическая наука как правило, их намеренно избегают в пользу сосредоточения внимания на материальных и эффективных объяснениях. Окончательная и формальная причинность стала рассматриваться как ложная или слишком субъективная. [iii] Тем не менее, некоторые дисциплины, в частности внутри эволюционная биология, продолжайте использовать язык, который кажется телеологическим при описании естественных тенденций к определенным конечным условиям. Немного [ кто? ] предполагают, однако, что эти аргументы должны быть и практически могут быть перефразированы в нетелеологических формах, другие считают, что телеологический язык не всегда может быть с легкостью исключено из описаний в науках о жизни, по крайней мере, в рамках практических педагогика.
Биология
Утверждения, подразумевающие, что у природы есть цели, например, когда вид, как говорят, делает что-то «для того, чтобы» достичь выживания, кажутся телеологическими и, следовательно, неверными. Обычно такие предложения можно переписать, чтобы избежать очевидной телеологии. Некоторые курсы биологии включают упражнения, требующие от студентов перефразировать такие предложения, чтобы они не читали телеологически. Тем не менее, биологи по-прежнему часто пишут таким образом, который может быть истолкован как предполагающий телеологию, даже если это не так. Джон Рейсс (2009) утверждает, что эволюционная биология может быть очищена от такой телеологии, отвергнув аналогию естественного отбора как часовщик. [28] Другие аргументы против этой аналогии также выдвигались такими писателями, как Ричард Докинз (1987). [29]
Некоторые авторы, например Джеймс Леннокс (1993), утверждали, что Дарвин был телеологом, [30] в то время как другие, такие как Майкл Гизелин (1994) описывают это утверждение как миф, продиктованный неправильной интерпретацией его дискуссий, и подчеркивают различие между использованием телеологических метафор и телеологией. [31]
Биолог-философ Франсиско Аяла (1998) утверждал, что все утверждения о процессах можно тривиально перевести в телеологические утверждения, и наоборот, но что телеологические утверждения более пояснительны и от них нельзя отказаться. [32] Карен Неандер (1998) утверждал, что современная концепция биологическогофункция’зависит от выбора. Так, например, невозможно сказать, что что-либо, что просто мигает в существование, без прохождения процесса выбора, имеет функции. Мы решаем, имеет ли придаток какую-либо функцию, анализируя процесс выбора, который к нему привел. Следовательно, любые разговоры о функциях должны предшествовать естественному отбору, а функция не может быть определена способом, предложенным Рейссом и Докинзом. [33]
Избранные эффекты счета, такие как предложенный Неандером (1998), сталкиваются с возражениями из-за их зависимости от этиологический учетные записи, для некоторых полей которых не хватает ресурсов. Многие такие науки, изучающие те же самые черты и поведение, которые рассматриваются эволюционной биологией, по-прежнему правильно приписывают телеологические функции, не обращаясь к истории отбора. Кори Дж. Мэйли и Гуальтьеро Пиччинини (2018/2017) являются сторонниками одной такой учетной записи, которая вместо этого фокусируется на достижении цели. Поскольку объективными целями организмов являются выживание и инклюзивная приспособленность, Пиччинини и Мейли определяют телеологические функции как «стабильный вклад признака (или компонента, активности, свойства) организмов, принадлежащих к биологической популяции, в объективную цель этих организмов. ” [38]
Кибернетика
Кибернетика это исследование общение и контроль из обратная связь с регулирующими органами как в живых существах и машинах, так и в их комбинации.
Артуро Розенблют, Норберт Винер, и Джулиан Бигелоу (1943) задумал механизмы обратной связи как придание телеологии машинному оборудованию. [39] Винер (1948) ввел термин кибернетика для обозначения изучения «телеологических механизмов». [40] В кибернетической классификации, представленной Розенблютом, Винером и Бигелоу (1943), телеология цель с обратной связью. [39] [41]
Система классификации, лежащая в основе кибернетики, подверглась критике со стороны Фрэнк Хонивилл Джордж и Лес Джонсон (1985), которые ссылаются на необходимость внешней наблюдаемости целенаправленного поведения, чтобы установить и подтвердить целеустремленное поведение. [42] С этой точки зрения цель наблюдения и наблюдаемая система соответственно различаются субъективным автономия и объективный контроль. [42]
Воспитательный потенциал школьного педагога
Аксиологический компонент воспитательного потенциала школьного педагога. Его составляют:
– ценности культуры, которые определяются педагогом как необходимые для передачи подрастающим поколениям и тем самым становятся ценностным содержанием осуществляемого им воспитания (эти ценности обобщены в исследованиях В.А. Караковского, С.Д. Полякова и др.);
– ценность личностного развития воспитанника, становящаяся таковой в силу сущности самого воспитания, ориентированного именно на развитие личности воспитанника;
– и, наконец, ценность самого воспитанника, который воспринимается сегодняшними педагогами не в качестве еще нереализованной потенции, а как живущий «здесь и теперь» и потому нуждающимся в принятии, признании и понимании со стороны педагога.
Телеологический компонент воспитательного потенциала школьного педагога. Принципиальная невозможность реализации в воспитании «надсубъектных» целей – т.е. привнесенных извне (сформулированных наукой, предложенных философами, спущенных из кабинетов чиновников) и не определенных каждым педагогом в качестве своих собственных – не позволяет произвести четкую их унификацию и порождает ситуацию относительного разнообразия воспитательных целей школьных педагогов. В самом обобщенном виде цель, которая ставится педагогами в области воспитания, можно определить следующим образом: передача своим воспитанникам тех норм и ценностей, которые воспитатель считает определяющими для полноценной человеческой жизни в обществе.
Концептуальный компонент воспитательного потенциала школьного педагога. К ключевым идеям, обеспечивающим деятельность школьного педагога в сфере воспитания, могут быть отнесены:
– идея деятельностного опосредования воспитания, ориентирующая педагога на организацию его совместной с детьми воспитывающей деятельности: познавательной, трудовой, игровой, спортивной, физкультурно-оздоровительной, художественной и т.п.;
– идея коллективности воспитания, ориентирующая педагога на создание вокруг себя детского коллектива, который был бы привлекателен для его воспитанников, с которым бы они себя идентифицировали и где культивировались бы те нормы и ценности, которые педагог хочет передать подрастающим поколениям;
– идея системности воспитания, ориентирующая педагога, с одной стороны, на выстраивание своей воспитательной деятельности как системы взаимосвязанных компонентов: целей, средств, результатов, сформулированных на основе полученных результатов новых целей и т.п. (система воспитательной работы), а с другой стороны, на консолидацию своих воспитательных усилий с усилиями коллег и развитие на этой основе школы как системы, основные компоненты которой связаны приоритетной идеей воспитания детей (воспитательная система).
Методический компонент воспитательного потенциала деятельности школьного педагога. В массовой практике воспитания педагогами школы наиболее часто используются следующие методические приемы:
– введение и поддержание корпоративных норм в детском коллективе, с которым работает педагог;
– инициирование и поддержание самоуправления в детском коллективе, с которым работает педагог;
– организация основанной на принципах КТД совместной практической деятельности детей и взрослых, которой свойственны: общественно полезная направленность, коллективная организация и творческий характер;
– организация игр, позволяющих педагогу моделировать воспитательные ситуации и использовать их для совершенствования отношений и поведения школьников в реальной жизни;
– организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
– предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;
– предъявление детям воспитывающей информации, ее совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
– организация в детской группе проблемных обсуждений, обмена мнениями, дискуссий, позволяющих школьнику соотнести свое отношение к миру, к людям, к самому себе с отношениями сверстников, а также скорректировать эти отношения;
– проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
– организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Помимо методического арсенала, предназначенного для осуществления непосредственного влияния на воспитанников, школьный педагог обладает и набором методик, позволяющих ему оптимизировать свою воспитательную деятельность. К ним можно отнести:
– методики проблемно-ориентированного анализа процесса воспитания;
– методики планирования процесса воспитания;
– методики осуществления контроля процесса воспитания.
Интерактивный компонент воспитательного потенциала деятельности школьного педагога. Способность и готовность школьного педагога к взаимодействию с другими субъектами воспитания, в первую очередь, определяется его взглядом на целесообразность такого взаимодействия. В массовой практике школьные педагоги оказываются более открытыми для взаимодействия с семьями своих воспитанников, с педагогами вузов и учреждений дополнительного образования детей, с просоциальными детскими объединениями самой разной направленности, с детскими общественными объединениями, с учреждениями культуры, со спортивными организациями, с представителями госструктур, ответственных за безопасность граждан, охрану их здоровья и поддержание правопорядка. Менее открыты школьные педагоги к взаимодействию с религиозными организациями, молодежными субкультурами, что объясняется как относительной изолированностью последних, так и настороженным отношением к ним самой педагогической общественности.