Что включает в себя сюжетно ролевая игра в домино
Классификация сюжетно-ролевых игр
Татьяна Попова
Классификация сюжетно-ролевых игр
Классификация сюжетно-ролевых игр.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что она удовлетворяет его основные потребности: в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.
Сюжетно-ролевые игры входят в состав первого класса: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры. Но и они ранжируются на определенные разновидности.
Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.
— сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевыеигры подразделяются на:
• Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
• Игры на темы литературных произведений, кино-,теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия.В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.
Длительность сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.
В структуре сюжетно-ролевойигры выделяют компоненты:
• роли, которые исполняют дети в процессе игры;
• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
• эмоционально-привлекательные (мама, доктор);
• значимые для игры (директор магазина и др.).
Также не менее важным компонентом в игре являются игрушки. Они могут быть готовыми, самодельными или предметами-заместителями.
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры.Поэтому при организации жизни детей в группах нужно учитывать: проведение режимных моментов, прогулок и непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по физической культуре не меняется; НОД и 2-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы; образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Алгоритмы для сюжетно–ролевых игр. Алгоритмы для сюжетно–ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры имеют огромное значение в становлении личности ребенка, через них формируются у.
«Дом, в котором мы живем». Пособие для сюжетно-ролевых игр Ни для кого не секрет, что в три года у детей преобладает игра рядом, механическое повторение действий с предметами. Чтобы создать предпосылки.
Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр, направление их исследований. Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр, направление их исследований.
Картотека сюжетно-ролевых игр «Водители» Задачи: Знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, автослесарь и др. Дать знания.
Конспекты сюжетно-ролевых игр Конспект сюжетно-ролевой игры» Кафе » для детей старшей группы (5-6 лет). Этот конспект сюжетно-ролевой игры направлен на расширение представлений.
Мастер класс по изготовлению мороженого для сюжетно-ролевых игр Сюжетно-ролевая игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой.
Организация и планирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Что может быть для дошкольника интересней и занимательней игры? Большое место в жизни старших дошкольников занимает сюжетно-ролевая игра».
Плита для сюжетно-ролевых игр С целью обогащения предметно – развивающей среды в группе и на участке детского сада была изготовлена плита. Она удобна тем, что её можно.
Уголок сюжетно-ролевых игр,. Больница Уголок сюжетно-ролевых игр,.Больница, В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным и индивидуальным.
Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников
Ольга Сольба
Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.
В настоящее время появилась проблема: дети перестали играть. Произошло это от появления новомодных гаджетов, которым дети отдают предпочтение, нежели играм «вживую». Кроме того, на отсутствие игр в жизни дошкольника влияет загруженность дня.
Самыми любимыми играми дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. В этих играх ребенок может полностью раскрыть себя и реализовать свой, хоть и не большой, жизненный опыт.
Основные цели и задачи:
создание условий развития игровой деятельности детей;
формирование игровых умений, развитие культурных форм игры;
всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное);
развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации
Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, игры-драматизации достигают вершин в 6-7 лет.
Ребенок в своем взрослении проходит ряд этапов, и также поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется первое вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов. Д. Б. Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители.
Игры-драматизации появляются в определенный период и как бы вырастают из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации имеют общую структуру (строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все,что происходит вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.
Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.
Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевые игры Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели.
Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников» Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников». Цель : Повышение педагогической компетенции родителей.
Сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников Сюжетно-ролевые игры имеют огромное значение в становлении личности ребенка старшего дошкольного.
Сюжетно-ролевые игры по экологии Примеры игровых обучающих ситуаций (сюжетно-ролевых игр) по экологическому воспитанию дошкольников Раздел 1. ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ.
Сюжетно-ролевые игры в разновозрастной группе. Среди многообразия детских игр особое место занимают сюжетно-ролевые игры, они являются первой социальной практикой ребенка, с помощью которого.
Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка-дошкольника Обращение к данной теме определяется с одной стороны ведущим значением игры для развития дошкольников, а с другой – повышенным вниманием.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение широко вошли.
Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе
Наталья Туманова
Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе
Игра ребенка является главным способом освоения мира. Играющий человек – это человек, создающий свой мир, человек творящий. С точки зрения психологии отмечается влияние игрына общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Ребенок в игре воспроизводит привлекательные, но пока реально не доступные ему формы поведения и деятельности взрослых путем подражания. Поэтому создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые реализуются впоследствии.
Воспитатель, помогая становлению детских игр, должен обращать внимание на активизацию творческих проявлений детей, на развитие педагогического творчества, на самостоятельную игру.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий,последовательно сменяющих друг у друга:
— сюжетно-отобразительная игра,
— сюжетно-ролевая игра,
Как показывают психолого-педагогические исследования детской игры, сюжетно-ролевая игра, как любая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. В наше время все больше говорится о том, что игра детей в ДОУ не достигает должного уровня, а, следовательно, не выполняет присущих ей функций. Место игры в жизни дошкольников занимают познавательная, художественно-эстетическая и др. деятельность.Зачастую педагог учит играть: задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей. Но слишком прямое воздействие взрослого вытесняет самостоятельность, инициативу и творчество детей. В группе, как правило, появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес детей.
У современного ребенка жизнь многообразна и наполнена различными впечатлениями, которые ребенок с удовольствием отражает в игре, при отсутствии слишком жесткого руководства со стороны взрослого. Естественнее всего ребенок входит в игру, втягиваясь в мир играющих детей. Это происходит при вхождении ребенка в разновозрастную группу детей, обладающих разным игровым опытом. Именно в такой среде ребенок постепенно накапливает собственный игровой опыт – в плане игровых умений. Но в ДОУ разновозрастные группы встречаются редко, в этом случае педагог может заменить дошкольнику недостающий разновозрастной коллектив детей, помочь ребенку овладевать игровыми умениями.
Н. Я Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ:
1) Воспитатель должен играть вместе с детьми. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в игре, ощущал себя вне оценок, проявлял инициативу, воспитатель должен занять позицию «умеющего интересно играть», эмоционального партнера.
2) На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Поэтому воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
3) На каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
4) Педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры на каждом возрастном этапе.
Следуя методике Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, игра дошкольников становится творческой, активной, разнообразной, развивающейся деятельностью. Игра выполняет в этом случае все присущие ей функции и занимает положительное место в развитии, воспитании и обучении детей, в их жизни.
Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать,как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д.
Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.
1. Выбор игры.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Педагог должен отчетливо представлять реальные возможности каждой игры, выполняющей специфичные функции. По воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.
2. Педагогическая разработка плана игры.
На начальном этапе конструирования игры необходимо наметить ее сюжет, определить игровые роли и наполнить их конкретным содержанием. Наибольшая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей в предлагаемом варианте.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Предлагая детям план игры, воспитатель должен стремится так вести беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации.
Важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры – создание воображаемой ситуации. Сюжетно-ролевые игрыдошкольники всегда начинают с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, бревно – корабль и т. п. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным. Чтобы игра захватила воображение ребенка, принесла ему радость творчества, воспитателю очень важно помочь ему войти в игровую ситуацию.
5. Распределение ролей.
Воспитатель при распределении ролей должен стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому давать желаемую роль, предлагать очередность разыгрывания ролей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры.
Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры. Можно использовать для этого некоторые методические приемы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Можно воспользоваться другим методическим приемом, когда главные роли в начале игры распределяются между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением, что позволит задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
7. Сохранение игровой ситуации.
Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.
1) Воспитатель организовывая игру обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию. Если в игре педагог будет обращаться обычно, называя их по именам и фамилиям, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию.
2) Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, воспитатель должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.
3) Все меры педагогического воздействия на детей – поощрения, наказания, требования – должны осуществляться в игровом ключе, не разрушая воображаемую ситуацию.
4) Целесообразно в ходе длительной сюжетно-ролевой игры включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволит укрепить воображаемую ситуацию игры и позволит внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества.
Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.
8. Завершение игры.
Как правило, если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, воспитатель заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
1 Н. В. Краснощекова «Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста» Ростов-на-Дону Феникс 2007.
5 Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. ФГОС 2015.
Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе «Банк» на тему «Банк» Цель: Развивать творческую активность в процессе сюжетно-ролевой игры «Банк». Задачи: О. О. «Познавательное развитие» Уточнять.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе. Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе. Цель: Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» в старшей группе Цель:Формирование представлений детей, о труде взрослых работающих в театре. Задачи: • Закреплять представления детей о театре. • Формировать.
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Цирк» Цель. Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия, помочь создать.
Консультация для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры» Для организации сюжетно-ролевой игры необходимо обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приемов таких как:.
Организация сюжетно-ролевой игры во 2-ой младшей группе в логике ФГОС до Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области, средняя общеобразовательная школа пос. Луначарский Муниципального.
План сюжетно-ролевой игры в старшей группе на месяц Игровая деятельность в старшей группе на месяц (4 игровые ситуации). Сюжетно-ролевая игра: «Российская армия» Цель: Формирование умения.