Что включает в себя спортивная подготовка

Теоретические основы и организация подготовки спортсменов

Что включает в себя спортивная подготовка. cover. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-cover. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка cover. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические основы и организация подготовки спортсменов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Определение системы спортивной подготовки

Термин «спортивная подготовка» используется для характеристики весьма сложно организованного процесса с широким диапазоном видов деятельности, предусматривающим использование разнообразных факторов, средств и методов, которые позволяют оказать эффективную помощь отдельному спортсмену или группе спортсменов для их совершенствования в избранном виде спорта и обеспечить наилучшую готовность к росту достижений.

По мнению Л.П. Матвеева (1999) системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена представляет собой долговременный педагогически регулируемый процесс, в условиях которого происходит систематическая передача наставником и усвоение спортсменом определенных, необходимых в спорте знаний, обеспечивается формирование и совершенствование необходимых умений и навыков наряду с воспитанием физических, волевых, нравственных и других качеств, необходимых для прогрессирования в спорте.

Подготовка высококвалифицированного атлета — это, как правило, длительный процесс, охватывающий период от 8 до 20 лет и более. В состав этого систематизированного процесса входит целый ряд компонентов, обусловливающих общую эффективность ее функционирования. От наличия или отсутствия, от полноты и корректности использования того или иного компонента в процессе многолетней подготовки конкретного спортсмена во многом зависит конечный успех.

Основными, наиболее важными, компонентами (подсистемами) системы спортивной подготовки являются: система соревнований, система тренировки и система факторов, повышающих эффективность их функционирования. Последние дополняют тренировку и соревнования через сопутствующие воздействия, режимы и условия в которых проводятся тренировка и соревнования, помогая оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом. Каждый компонент имеет свое назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития всей системы, способствуя решению ее основных задач и усиливая действие других компонентов. Причем, следует отметить, что степень их влияния на общую систему подготовки на разных этапах существенно меняется.

В специальной научно-методической литературе авторы несколько по разному дают определение этому достаточно сложному процессу. Обобщение и осмысление их позволяют определить систему спортивной подготовки как длительный, многокомпонентный процесс, представляющий собой упорядоченную совокупность специфических тренировочных и соревновательных средств, целесообразную их организацию в сочетании с внешними факторами и условиями, взаимосвязанное использование которых на этапах многолетней подготовки, дополняя и усиливая друг друга, обеспечивает наилучшую готовность спортсмена к достижениям.

2. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки

Важнейшим компонентом системы спортивной подготовки является система соревнований. Система спортивных соревнований является главным системообразующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта и спортивной подготовки. Она объединяет в определенную систему разнообразные соревнования, отличающиеся частными функциями (конкретной ролью в удовлетворении тех или иных потребностей в сфере спорта) и своими формами (способами организации, построения, ведения), делает оправданным использование соревнований того или иного типа, определяя их соотношение и последовательность в типичных условиях спортивной подготовки.

Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова (1997) опираясь на мнения большинства специалистов, характеризуют соревновательную деятельность, как специальную сферу, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющую объективно сравнивать определенные его способности, обеспечивать их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышать уровень подготовленности занимающихся.

Это определение можно считать правомерным. Однако, по мнению Л.П. Матвеев (1999), при характеристике соревновательной деятельности целесообразно различать понятия «спортивное соревнование» и «спортивное состязание». С одной стороны оба они характеризуют процесс конкурентного сопоставления спортивно-достиженческих возможностей спортсменов (команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортивный результат. С другой стороны в них закладывается несколько отличный смысл.

Под спортивным состязанием подразумевается собственно соревновательная деятельность спортсменов, то есть конкурентное сопоставление реальных спортивно-достиженческих возможностей спортсменов или команд.

Термин «спортивное соревнование» связывается с более широким понятием, которое охватывает:

— собственно соревновательную деятельность спортсмена;

— «соучастие» в состязании заинтересованных лиц (спортивных арбитров, тренеров, зрителей и т.д.);

— формы организации соревновательной деятельности, регламент взаимоотношений участников и «соучастников» состязания как целостного события спортивной жизни. Все это свидетельствует, что спортивное соревнование охватывает не только собственно соревновательную деятельность спортсменов, но и многое сопряженное с ней.

Таким образом, спортивное соревнование это многостороннее явление спортивной жизни, в сфере которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечивать их максимальное проявление, а также обусловленные ими отношения непосредственных участников и «соучастников», поведение которых организуется в сложившихся для определенных видов спорта формах (Л.П. Матвеев, 1999).

С учетом спортивной и экономической целесообразности, имеющихся условий проведения, сложившихся традиций, специфических особенностей соревновательной деятельности и других, объективно действующих факторов, в каждом виде спорта образуются собственные системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность в возрастном плане, а также на мировом, континентальном, национальном, региональном и местном уровнях.

Система соревнований складывается в виде календаря соревнований, определяющего их ранг, сроки и место проведения. Календарь соревнований для отечественных атлетов включает в себя международные, всероссийские, ведомственные, региональные и местные состязания.

Все соревнования должны проводиться строго в соответствии с правилами и иметь четко оговоренный регламент проведения: «Положение о соревнованиях». В разных видах спорта имеется своя система оценки итогов соревновательной деятельности. В «Положении о соревнованиях» обязательно определяется система зачета.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований:

— является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов;

— во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса;

— используется в качестве одного из важнейших средств специализированной тренировки;

— выступает в качестве необходимого инструмента контроля;

— позволяет сопоставлять и оперативно координировать различные системы подготовки атлетов;

— активно воздействует на формирование мотивационного механизма в спорте;

— оказывает определяющее воздействие на дальнейшее развитие вида спорта;

— способствует развитию гласности и популярности спорта.

3. Система тренировки

Достижение запланированных спортивных результатов в заранее определенных стартах и в нужные сроки обеспечивается эффективной системой тренировки.

Спортивная тренировка — это основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный преимущественно на сис-теме физических упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.

Спортивная тренировка, как и любой другой педагогический процесс осуществляется:

— под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (тренера);

— по определенной программе;

— в виде обязательных занятий с определенным контингентом;

— по фиксированному расписанию с возможным дополнительным использованием спортсменом самостоятельных занятий, проводимых при опосредованном управлении со стороны тренера.

Спортивная тренировка строится в строгом соответствии с закономерностями, позволяющими добиться максимально возможных для занимающихся результатов в избранной спортивной специализации. В ее содержании, по мнению Л.П. Матвеева (1997), должны быть представлены слагаемые, которые составляют специфические и неспецифические факторы совершенствования. Спортсмен, используя преимущественно физические упражнения, совершенствует общую и специальную подготовленность, в которых различают физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность. При этом необходимыми предпосылками для достижения их высокого уровня является общая воспитанность человека и его развитый интеллект.

Разграничение на отдельные виды подготовки, по мнению Л.П. Матвеева (1999), исходит из того, что для гарантирования максимального уровня подготовленности спортсмена объективно необходимо не только комплексно, но и однонаправлено воздействовать на присущие каждому и не сводимые друг к другу физические и психические качества и способности, а также избирательно формировать и совершенствовать различные умения и навыки, от которых в целом зависит уровень мастерства. При этом каждый вид подготовки требует использования принципиально отличных средств.

Специальную подготовку спортсмена составляют специфические средства, которые имеют ближайшее отношение к предмету избранной соревновательной деятельности и тем самым специализирует его развитие в этом направлении. Средствами специальной подготовки могут быть: само соревновательное упражнение, его отдельные элементы или упражнения структурно тождественные соревновательному упражнению.

Термин общая подготовка характеризует то, что не сводится к спортивной специализации и, тем не менее, создает и оптимизирует предпосылки прогрессирования спортсмена в избранном виде спорта путем содействия общему подъему уровня функциональных возможностей, разностороннему развитию, обогащению знаниями, умениями, навыками. При этом содержание общей подготовки спортсмена находится в непосредственной зависимости от специфики избранного вида спорта.

Общий и специальный компоненты есть во всех разделах подготовки (физической, технической, тактической, психической). Однако их разграничение достаточно условно, поскольку они характеризуют отличающиеся стороны одного и того же комплексного процесса. Вместе с тем такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования.

Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, объединяясь в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. По мнению П.К. Анохина (1975) степень включения различных компонентов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходит по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.

Соотношение различных элементов, их взаимообусловленность меняется на разных этапах и зависит от: специфики вида спорта, периода, этапа подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.) и целого ряда других факторов. При этом необходимо помнить, что если нарушается их необходимое соотношение, это негативно скажется на общей эффективности целостного процесса подготовки. Отсюда возникают проблемы сбалансирования взаимодействия различных сторон тренировочного процесса, как в пределах отдельных этапов, так и динамики многолетней подготовки.

Источник

Что включает в себя спортивная подготовка. 62327. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-62327. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка 62327. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

В спорте едва ли не главную роль играет организованность и дисциплина. Поэтому процесс спортивной подготовки – это совокупность многих факторов, которые и есть твердой основой для развития любого спортсмена. Именно развитие, в спортивном плане, и есть самоцель подготовки спортсменов.

Спортивная подготовка или тренировка

Достаточно часто понятия «спортивная тренировка» и «спортивная подготовка» совмещают, делая их синонимами. Но на самом деле, все обстоит несколько иначе. То есть, первое понятие есть неотъемлемой частью второго.

Рассмотрим на примере: если спортсмен выполняет определенные физические упражнения, значит это тренировка как центр спортивной подготовки. А если спортсмен оттачивает свои технические навыки, используя при этом видеоматериал, тогда тренировка как таковая осуществляться не будет. Но подготовка спортсмена все равно будет продолжаться.

Таким образом, стоит отметить, что тренировка есть частью подготовки спортсменов, но не является ее основным методом.

Что включает в себя спортивная подготовка. 62329. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-62329. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка 62329. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Цель спортивной подготовки

Задачи спортивной подготовки

Для достижения главной цели спортивной подготовки спортсмена обязателен к выполнению ряд задач:

Средства

Соревновательные упражнения включают условия схожие с условиями спортивных соревнований, и имеют довольно высокие требования к уровню подготовленности спортсмена. Это делает данный вид упражнений не таким эффективным как специально-подготовительные, поскольку второй вид учитывает особенности определенного вида спорта, и не направлен на достижение высоких результатов во время проведения тренировки.

Эти упражнения отличаются своей вариативностью и возможностью развивать различные стороны физической подготовки путем использования их разными способами. Например, для легкоатлета специально-подготовительные упражнения будут имитировать бег как основную техническую единицу вида спорта, но в то же время будут варьироваться для более успешного достижения целей спортивной подготовки. К ним будут относиться: бег с препятствиями, с ускорениями по отрезкам дистанций и т.д.

Что включает в себя спортивная подготовка. 62323. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-62323. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка 62323. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Методы спортивной подготовки

К первой группе относятся:

Что включает в себя спортивная подготовка. 62325. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-62325. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка 62325. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Вторую группу составляют два метода работы над физическими упражнениями: разделенное и целостное упражнение.

Что включает в себя спортивная подготовка. 62322. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-62322. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка 62322. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

В третью группу входят:

Условия спортивной подготовки

Как и любая другая деятельность, спортивная подготовка имеет перечень своих, необходимых для успешного достижения поставленной цели, условий. К ним относятся:

Этапы подготовки спортсменов

Согласно общепринятым стандартам спортивной подготовки определены ее основные этапы, которые направлены на многолетнюю деятельность. Основные этапы:

Виды спортивной подготовки

Что включает в себя спортивная подготовка. 62324. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-62324. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка 62324. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Что включает в себя спортивная подготовка. 62328. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-62328. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка 62328. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Что включает в себя спортивная подготовка. 62326. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-62326. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка 62326. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Программа

Стандарты подготовки спортсменов

Все вышеуказанные части, компоненты и термины, связанные со спецификой отдельных видов спорта, регулируется на государственном уровне. А точнее, это федеральные стандарты спортивной подготовки, которые являются совокупностью минимальных требований к уровню спортивной подготовленности как в олимпийских, так и в неолимпийских видах спорта. Эти требования должны быть соблюдены всеми организациями, которые осуществляют спортивную подготовку спортсменов согласно соответствующим законам РФ.

Источник

Спортивная подготовка

Физическая подготовка (как общая, так и специальная) осуществляется в процессе спортивной тренировки.

Термин «спортивная тренировка» в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином «подготовка спортсменов». Вместе с тем, их необходимо различать. Подготовка спортсмена — понятие более широкое.

Спортивная подготовка — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает физическую, техническую, тактическую, психическую стороны подготовки спортсмена.

Спортивная тренировка — это та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения. Например, если спортсмен выполняет какие-либо физические упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этом случае подготовка проводится, а тренировка — нет. Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специальной работоспособности. Функциональное состояние спортсмена, его тренированность — главный объект управления в процессе спортивной тренировки. В свою очередь, система подготовки спортсмена включает такие процессы как: соревнование, спортивную тренировку, материальное и информационное обеспечение условий подготовки.

В тренировочной, и особенно в соревновательной деятельности, ни одна сторона из сторон спортивной подготовки не проявляется изолировано. Они объединяются в сложный многофункциональный процесс, направленный на достижение наивысших спортивных результатов.

Техническая подготовка — обучение технике действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки. В процессе технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта, осваивает соответствующие двигательные умения и навыки, доводя их до возможно высокой степени совершенства.

Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, практическое освоение тактических приемов, их комбинации, вариантов, воспитание тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.

Психическая подготовка. Основным содержанием психической подготовки является воспитание волевых способностей: целеустремленности, решительности и смелости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, самостоятельности и инициативности. Психическая подготовка осуществляется в процессе тренировок с постепенно возрастающими трудностями и в соревновательных условиях.

Физическая подготовка. Как уже указывалось выше, физическая подготовка разделяется на общую и специальную физическую подготовку. Каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсмена — уровню развития отдельных физических качеств, функциональных возможностей и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методики физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации. Соотношение ОФП и СФП в тренировочном процессе зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса. В процессе многолетней тренировки с ростом мастерства спортсмена, увеличивается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП. Эффективность тренировочного процесса можно определять по качеству таких понятий как: тренированность, подготовленность, спортивная форма.

Тренированность спортсмена характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, формирующаяся в результате систематических физических упражнений и способствующая повышению работоспособности.

Тренированность подразделяется на общую и специальную.

Общая тренированность формируется под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возможности организма.

Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта.

Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена и выражается:

— в повышении уровня функциональных возможностей его организма,

— специфической и общей работоспособности,

— в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.

Подготовленность — это комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовок спортсмена.

Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовки спортсмена (технической, физической, тактической, психической). Спортивная форма связана с проявлением комплексного восприятия соревновательной деятельности в избранном виде спорта: «чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча» и т. д.

6.3. Средства спортивной подготовки

Основными специфическими средствами спортивной подготовки являются физические упражнения — соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения — это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством соревновательной борьбы в избранном виде спорта и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований по избранному виду спорта. Например, в тяжелой атлетике — отдельные упражнения двоеборья штангиста (рывок, толчок); в спортивном плавании — плавание определенных дистанций спортивными стилями (кроль на груди, баттерфляй, брасс, кроль на спине). Понятие «соревновательное упражнение» тождественно виду спорта.

Специально подготовительные упражнения — это упражнения, имеющие сходство с соревновательными упражнениями по структуре движения, ритмическим, временным и другим характеристикам. Например, для легкоатлета-бегуна это будет бег отрезков избранной дистанции; для игровиков — игровые действия и комбинации. Другим примером могут служить упражнения, приближенные по форме к соревновательному действию: у лыжников гонщиков — упражнения на лыжероллерах; у гимнастов — упражнения на батуте и т. д.

В зависимости от направленности тренировочных занятий, специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие (для освоения формы, техники движений) и развивающие (для развития силы, выносливости, гибкости и других физических качеств) упражнения. К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые максимально соответствует по координационной структуре характеру выполнения соревновательного упражнения.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. С этой целью могут использоваться самые разнообразные общефизические упражнения, упражнения из смежных видов спорта.

Кроме тренировочных упражнений в спортивной тренировке широко используются естественно-оздоровительные средства: водные и воздушные процедуры, тренировочные занятия в различных погодных условиях, в условиях среднегорья и высокогорья. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т. е. для закаливания и укрепления здоровья спортсмена.

6.4. Организация и структура отдельного тренировочного занятия

Исходным целостным звеном, объединяющим в определенном порядке элементы спортивной тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия (урочного и неурочного характера). Отдельное тренировочное занятие имеет типичные части: подготовительную (получившую в спортивной практике название «разминки»), основную и заключительную. Содержание отдельного тренировочного занятия определяется направленностью решаемых двигательных задач. Для спортивной практики не типично множество основных задач, намеченных на отдельное занятие. Повышенная сложность требований спортивного совершенствования обязывает контролировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Нередко основное содержание тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также строятся в значительной мере на содержании бега. При более разнообразном содержании занятий его структура усложняется, прежде всего, в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередование нагрузок и отдыха. Тем не менее, структура тренировочного занятия в спорте, как правило, более монолитна, чем в других формах физического воспитания.

Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия или разминка. Любая физическая тренировка должна начинаться с разминки. Это жесткое и необходимое условие методики проведения занятий, и оно вполне объяснимо. Физиологической предпосылкой, способствующей совершенствованию мышечной деятельности во время занятий физическими упражнениями, должна быть определенная степень возбудимости ЦНС, соматической и вегетативной нервных систем. Это состояние организма может быть достигнуто в первую очередь подготовительными, разминочными упражнениями.

Физиологический эффект разминки объясняется тем, что вегетативные органы и системы человека обладают определенной инертностью и не сразу начинают действовать на том функциональном уровне, который требуется для качественного обеспечения двигательной деятельности.

Сущность разминки заключается в повышении подвижности вегетативных органов и систем человека и возбудимости нервных процессов. Предварительная мышечная работа способствует ускорению физико-хими­ческих процессов обмена веществ, а именно в самой скелетной мускулатуре, что отражается на повышении внутренней температуры, облегчающей химические реакции.

В процессе разминки работоспособность повыша­ется постепенно, примерно до уровня, необходимого в период основной работы. Другими словами, разминка решает задачу усиления деятельности организма и его отдельных систем для обеспечения вывода на необходимый уровень работоспособности. Она вызывает новую установку в работе внутренних органов, усиливает деятельность дыхательной системы, выражающуюся в изменении частоты и глубины дыхания, что, в свою очередь, ведет к увеличению легочной вентиляции и газообмена, повышает деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата. Все эти изменения ведут к плавному переходу организма от состояния покоя к готовности перенести определенную физическую нагрузку.

Кроме того, грамотно проведенная разминка дает еще один положительный результат: снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением температуры кожи и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т. е. их внутреннее трение, повышается эластичность связок и сухожилий, что и является положительным фактором для предотвращения травм. Помимо этого во время разминки достигается оптимальный уровень возбудимости именно тех центральных и периферических систем и звеньев двигательного аппарата, которые необходимы для выполнения предстоящего упражнения.

Возникает закономерный вопрос: как правильно построить вводную часть тренировочного занятия или предстартовую разминку к соревнованиям?

Большинство исследований по вопросам разминки и практический опыт тренеров говорят о том, что разминка должна состоять из двух взаимосвязанных частей — общей и специальной.

Задача первой части разминки — повысить функциональные возможности организма в целом на более высокий уровень работоспособности. При этом происходит своего рода «разогревание» организма. Поэтому она может быть почти схожей во всех видах спорта и состоять из ходьбы, медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений. Оптимальное время циклической части разминки 10–15 мин. Гимнастические движения должны быть составлены в виде комплекса последовательно выполняемых упражнений разной направленности.

Физиологически обоснованной является последовательность всевозможных движений, начиная с верхних частей тела и заканчивая нижними:

1. Наклоны, повороты, круговые движения головы.

2. Сгибание и разгибание, круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами.

3. Наклоны, повороты, круговые движения туловища.

4. Маховые движения ногами, приседания, выпады.

Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений с постепенным ее увеличением. После такого, либо подобного комплекса, можно приступать к специальной части разминки.

Специальная часть разминки должна быть тесно связана со специализацией избранного вида спорта. Ее задача сводится к установлению наиболее оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью ЦНС. Здесь происходит основная «настройка» организма на предстоящую работу. Упражнения, используемые в специальной части разминки, по своему содержанию должны быть максимально приближены к основным тренировочным или соревновательным.

Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач по обучению техники двигательных действий и воспитанию физических и личностных качеств.

Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности строятся на основе использования разнообразных физических упражнений — общеразвивающих, спортивных, отражающих специфику избранного вида спорта, упражнений из других видов спорта. Используются различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих, специально-подготовительных, соревновательных упражнений; количество повторений, серий, характер и продолжительность отдыха подбираются с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.

Учебно-тренировочные занятия, направленные на техническую подготовленность, отличаются не высокой моторной (двигательной) плотностью занятий. Содержанием таких занятий является отработка основ, деталей техники, разучивание новых движений, совершенствование техники ранее разученных двигательных действий.

В спортивной тренировке наиболее распространены смешанные (комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач обучения технике, воспитания физических и личностных качеств, контроль за уровнем физической подготовленности.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма. В этих целях используют малоинтенсивный бег, ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на растягивание и расслабление. Хорошо заканчивать тренировку водными процедурами.

6.5. Физические нагрузки и их дозирование

Основным фактором, определяющим степень воздействия мышечной деятельности на физическое развитие, является нагрузка физических упражнений.

Нагрузка физических упражнений (физическая нагрузка) — это определенная мера их влияния на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом субъективных и объективных трудностей. Два разных по уровню физической подготовленности студента, выполняя одинаковую мышечную работу, получат разную по величине нагрузку. То есть, нагрузка — это не сама работа, а ее следствие. Действием нагрузки является ответная реакция организма на выполненную работу. Одним из основных показателей соответствия нагрузки уровню подготовленности организма являются внешние признаки утомления (табл. 1).

Внешние признаки утомления

ПризнакиСтепень утомления
легкаязначительнаяочень большая
Цвет кожи лица и туловищаНебольшое покраснениеЗначительное покраснениеРезкое покраснение, побледнение, синюшность губ
ПотливостьНебольшая, чаще на лицеБольшая, головы и туловищаОчень сильная, выступление соли
ДыханиеУчащенное ровноеЗначительное учащение, периодически через ротРезко учащенное, поверхностное, появление одышки
ДвиженияНе нарушеныНеуверенныеПокачивания, нарушения координации движений, дрожание конечностей — тремор
ВниманиеБезошибочноеНеточность выполнения командЗамедленное выполнение заданий
СамочувствиеЖалоб нетЖалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т. д.Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными: недостаточные нагрузки — не эффективны, чрезмерные — наносят вред организму. Если нагрузка остается прежней и не изменяется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием занятий физическими упражнениями.

По своему характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные; по величине — умеренные, средние, высокие или предельные нагрузки; по направленности — способствующие совершенствованию отдельных физических качеств (скоростных, силовых, координационных и др.).

Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (амплитуда движений, количество повторений, темп выполнения, степень сложности упражнения и др.). Физиологические параметры харак­теризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).

Дозирование физической нагрузки, регулирование интенсивно­сти их воздействия на организм связаны со следующими факторами, ко­торые необходимы учитывать:

количество повторений упражнения: чем большее число раз по­вторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;

амплитуда движений: с увеличением амплитуды нагрузка на ор­ганизм возрастает;

исходное положение: положение, из которого выполняется уп­ражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ним от­носятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выпол­нении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимна­стических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменения положения центра тя­жести тела по отношению к опоре;

темп выполнения упражнений: темп может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых — медленный темп;

продолжительность и характер пауз отдыха между упражнения­ми. Более продолжительный отдых способствует более полному восста­новлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражне­ния разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.

Учитывая вышеперечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий на продолжительном периоде времени.

Совокупность физических параметров нагрузки, их комбинации определяют в целом интенсивность и объем тренировочной нагрузки.

Наиболее информативным и широко используемым показателем интенсивности физических нагрузок является частота сердечных сокращений. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежит связь между ними — чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных сокращений.

Относительная рабочая частота сердечных сокращений (%ЧССmax) — это выраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во время нагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека. Приближенно ЧССmax можно рассчитать по формуле:

ЧССmax = 220 – возраст человека (лет)

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений используются два показателя: пороговая и пиковая частота сердечных сокращений. Пороговая частота сердечных сокращений — это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая частота сердечных сокращений — это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерные показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся спортом могут быть пороговая — 75 % и пиковая 95 % от максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физической подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки.

Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются по частоте сердечных сокращений (рис. 6.1).

Что включает в себя спортивная подготовка. image028. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-image028. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка image028. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы. Что включает в себя спортивная подготовка. image029. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-image029. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка image029. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы. Что включает в себя спортивная подготовка. image030. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-image030. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка image030. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Зона 2

Что включает в себя спортивная подготовка. image030. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-image030. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка image030. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.ПАНО

Что включает в себя спортивная подготовка. image031. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-image031. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка image031. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.Что включает в себя спортивная подготовка. image033. Что включает в себя спортивная подготовка фото. Что включает в себя спортивная подготовка-image033. картинка Что включает в себя спортивная подготовка. картинка image033. В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.

Первая зона — ЧСС 100–130 уд/мин, зона умеренной интенсивности нагрузок, характеризуется аэробным процессом энергетических превращений (без кислородного долга). Работа в этой зоне интенсивности считается легкой и может выполняться долго. Тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных студентов; начинающих заниматься; у лиц со слабым здоровьем, особенно имеющим сердечно-сосудистые и дыхательные заболевания. Спортсменами может применяться в целях разминки, для восстановления или активного отдыха.

Вторая зона — ЧСС 130–150 уд/мин, зона средней интенсивности нагрузок, характеризующаяся также аэробным процессом энергообеспечения мышечной деятельности. Она стимулирует восстановительные процессы, улучшает обменные процессы, совершенствует аэробные способности, развивает общую выносливость. Как тренировочная зона наиболее типична для начинающих спортсменов. Работа в этой зоне может выполняться от одного до нескольких часов (длительный кроссовый бег, длительное непрерывное плавание, марафонские дистанции и др.).

Третья зона — ЧСС 150–170 уд/мин, зона большой интенсивности — смешанная, аэробно-анаробная. В этой зоне включаются анаэробные (бескислородные) механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 уд/мин — это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако, у слабо подготовленных занимающихся ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130–140 ударов в минуту, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160–170 ударов в минуту. Тренировочная работа в этой зоне может проходить в зависимости от подготовленности от 10–15 минут до часа и более (в практике спорта высших достижений). Она содействует развитию и совершенствованию специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей.

Четвертая зона — 170–200 уд/мин, зона высокой или предельной интенсивности нагрузок, анаэробно-аэробная. В четвертой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В связи с высокой интенсивностью нагрузки продолжительность ее короткая (от 3–5 до 30 мин).

В целом продолжительность занятий в той или иной зоне интенсивности нагрузок зависит от уровня подготовленности.

1. Понятия общей и специальной физической подготовки.

2. Отличия понятий спортивная подготовка и спортивная тренировка.

3. Стороны подготовки спортсмена.

4. Средства спортивной подготовки.

5. Структура отдельного тренировочного занятия.

6. Роль разминки в тренировочном процессе.

7. Понятие «физическая нагрузка», эффект ее воздействия на организм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *