Что включает в себя соц пакет
Должна ли компания предоставлять соцпакет?
Нет, не должна. В подробном ответе эксперт по кадрам объясняет, что такое соцпакет, что можно в него включить и надо ли с него платить налоги
Ольга Семенова
Читательница Карина спрашивает: «Я открываю салон и планирую нанять в штат пятерых человек. В вакансиях часто пишут про соцпакет для сотрудников. Я заметила, что содержимое соцпакета сильно отличается, а и вовсе его не предлагает. Не понимаю, должна ли компания предоставлять сотрудникам соцпакет? Что туда входит?»
Нет, не должна
В трудовом кодексе нет определения социального пакета работника. Состав и условия соцпакета закон не регламентирует.
Что такое социальный пакет. По сути, это дополнительные бонусы, которые компания дает сотрудникам по своему усмотрению.
Отличие от социальных гарантий. Важно не путать соцпакет с обязательными выплатами — гарантиями и компенсациями. Они перечислены в трудовом кодексе. Гарантии и компенсации получают сотрудники, работающие по трудовому договору.
Примеры обязательных гарантий и компенсаций: | Примеры дополнительных бонусов в соцпакете: |
---|---|
— оплата больничных; | — ДМС; |
— выплата отпускных; | — оплата спортивных занятий и обучающих курсов; |
— выплата выходного пособия; | — оплата питания; |
— выплаты по беременности и родам; | — материальная помощь при рождении ребенка, вступлении в брак, смерти близких родственников; |
— выплаты по уходу за ребенком; | — путевки в санаторий; |
— компенсация расходов во время командировок; | — подарки детям сотрудников; |
— отчисления в пенсионный фонд; | — бесплатная вакцинация; |
— предоставление учебного отпуска с сохранением места работы и среднего заработка | — проезд на служебном транспорте до места работы и обратно |
Гарантии и компенсации, описанные в трудовом кодексе, — это обязанности компании, а не соцпакет. Если их не предоставить, компания нарушит закон и будет наказана.
Компания предлагает сотрудникам бесплатный проезд на служебном автобусе утром и вечером. Офис находится в неудобном районе города. может добраться сам, желающие — на автобусе. Это соцпакет.
Сотрудник выезжает в течение дня к клиентам, чтобы оказать им услуги компании. Например, ремонт техники, заключение договора на обслуживание, осмотр пациентов. Поездки напрямую связаны с выполнением должностных обязанностей. Оплачивать или компенсировать проезд — обязанность компании. Это не соцпакет.
Компания перевела сотрудника в филиал в другом городе. Оплатить проезд сотруднику и членам его семьи — обязанность компании, а не соцпакет.
Соцпакет не обязателен, а потому компания может изменить или отменить соцпакет в любое время. Соцпакет для компании — это ее конкурентное преимущество в борьбе за привлечение и удержание кадров, не больше.
Что обычно входит в соцпакет
Работодатель сам решает, что включить в соцпакет. Главный критерий — бюджет компании. Компания определяет, сколько денег она может выделить на бонусы сотрудникам в течение года, и выбирает состав соцпакета исходя из этого.
В соцпакет можно включить ДМС, оплату занятий английским, фитнеса или питания, путевки в санаторий, билеты в театр, подарки детям сотрудников, оплату детского сада, подарки сотрудникам на личные праздники, материальную помощь и многое другое.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Как оформить соцпакет в компании
Обычно состав и условия соцпакета записывают в одном из двух документов:
Компания может перечислить бонусы для сотрудников в трудовом договоре. Например, в разделе об условиях работы. При этом нужно подробнее описать условия их получения в положении об оплате труда или других положениях компании.
В положении компания перечисляет бонусы и условия, как их получить. В тексте стоит пояснить, что компания предоставляет соцпакет только при наличии финансов. Это избавит работодателя от возможных претензий.
Для денежных бонусов уточните, до какой суммы возможна выплата. Например, не «2000 ₽ при рождении ребенка», а «до 2000 ₽ при рождении ребенка».
Это подстраховка компании. Ее суть — если деньги на бонусы есть, бонусам быть. Если компания не может предоставить бонус частично или в полном объеме, достаточно положения, что по решению директора этого бонуса не будет.
Что будет, если работодатель обещал, но не предоставил соцпакет
Жаловаться в трудовую инспекцию сотрудники могут, но вопросов к работодателю у инспекции не возникнет, ведь соцпакет не регламентирован в трудовом кодексе.
Если в положении было указано, что компания выплачивает материальную помощь за рождение ребенка, но в итоге не выплатила, требовать ее от компании нельзя. Компания может сослаться на отсутствие бюджета.
Заранее впишите в положение, что компания может отказать в выдаче бонуса при недостатке финансов.
Платит ли компания налоги с соцпакета
Большинство бонусов расцениваются налоговой как личный доход сотрудника. С суммы бонуса компания удерживает НДФЛ. По сути, этот налог платит сотрудник. Например, компания дает работнику материальную помощь на обучение детей — 50 000 ₽. На руки он получит 43 500 ₽, работодатель удержит налог 13% и заплатит его налоговой.
Другой пример. Компания заказывает 30 сотрудникам обеды, в месяц она платит за организацию питания 100 000 ₽. Из этой суммы 13 000 ₽ — это налог. В месяц компания удерживает с каждого сотрудника 433 ₽ — 13 000 ₽ / 30. Эти затраты компания включает в расходы и уменьшает налогооблагаемую базу.
Некоторые бонусы не учитываются в расходах компании. Например, праздник для сотрудников с едой и напитками. В этом случае с сотрудника нельзя удержать НДФЛ. Отнести затраты к расходам компании тоже не получится.
Налог зависит от вида бонуса в соцпакете и системы налогообложения компании. Если компания готова предоставлять сотрудникам соцпакет, то его содержание стоит обсудить с бухгалтером и юристом.
Юрист поможет правильно классифицировать и прописать бонусы во внутренних документах компании, а бухгалтер — разобраться с налогами и правильно оформить расходы.
Что важнее — «плюшки» или деньги? И что должно быть в соцпакете?
Соцпакет есть только у 23% опрошенных
Социальный пакет — это набор компенсаций и льгот, которые работник получает за счет работодателя помимо зарплаты. Работодатель не обязан брать на себя соответствующие расходы, но делает это добровольно, стараясь создать максимально привлекательные условия работы. Для работодателя это вклад в то, чтобы в компанию стремились лучшие кадры и оставались работать надолго. Кроме того, заботясь о здоровье сотрудников (оплачивая ДМС), работодатель минимизирует проблему отсутствия сотрудников на работе из-за болезней.
Разумеется, соцпакеты есть далеко не в каждой компании. По результатам нашего опроса, социальный пакет есть на текущей работе только у 23% респондентов. Его главная составляющая — ДМС (есть у 84% процентов тех, кто ответил, что у них есть соцпакет). На втором и третьем местах — оплата мобильной связи и компенсация затрат на питание.
Значение соцпакета при выборе нового работодателя
Мы спросили участников опроса, насколько важно для них наличие соцпакета при выборе нового места работы. Для большинства (69%) это важно, но для тех, кто в данный момент работает, важнее, чем для тех, кто не работает (75% против 63%).
Если у работающего человека на текущей работе есть соцпакет, то наличие соцпакета при выборе нового места работы для него более важный фактор, чем для того, у кого в данный момент соцпакета на работе нет.
В разрезе разных возрастных групп тех, кому соцпакет не важен, больше всего среди представителей старшего поколения, то есть среди возрастной группы от 55 лет (соцпакет не важен для 37% опрошенных в этой группе) и представителей молодого поколения от 18 до 24 лет (соцпакет не важен для 31%). Это те категории, которым, к сожалению, особенно трудно найти работу.
В разрезе профобластей самые требовательные к наличию соцпакета при выборе нового места работы — юристы (наличие соцпакета важно для 87% опрошенных представителей этой профобласти), а также представители сферы добычи сырья (у них наличие соцпакета важно для 84% опрошенных и самая высокая доля тех, для кого наличие соцпакета не просто важно, а крайне важно — 33%). Замыкают топ-3 сфер, представителям которых наличие соцпакета важно, HR-специалисты (соцпакет важен 80% опрошенных из сферы управления персоналом).
Если взглянуть на то, кто чаще всего отмечал, что наличие соцпакета не просто важно, а крайне важно, то это представители сферы добычи сырья (33%) и госслужбы (26%).
«Лучше деньгами»: зарплата важнее соцпакета
Мы также задали такой вопрос: если бы вам поступило два предложения о работе — в одном предлагают хороший социальный пакет, а в другом социального пакета нет вообще, но зарплата на 25% выше, чем в первом, то какой вариант вы, скорее всего, выбрали бы? Вот как распределились ответы:
В разрезе профобластей доля тех, кто предпочел бы соцпакет, превысила долю тех, кто предпочел бы более высокую зарплату, только у рабочего персонала, да и то незначительно: 43% против 40%. Во всех остальных профобластях опрошенные сделали бы выбор в пользу более высокой зарплаты без соцпакета. Даже юристы и сотрудники сферы добычи сырья, которые в предыдущем вопросе отметили, что наличие соцпакета для них очень важно.
Больше всего доля тех, кто предпочел бы более высокую зарплату соцпакету, среди высшего менеджмента (73%), бухгалтеров и финансистов, а также сотрудников сферы «Безопасность» — это прежде всего охранники (в обеих профобластях более высокую зарплату предпочли бы по 68% опрошенных).
В сфере ИТ 65% сделали бы выбор в пользу более высокой зарплаты.
Идеальный соцпакет: ДМС + проезд + питание
Если говорить о том, какой соцпакет хотелось бы иметь, то на первом месте по значимости у опрошенных оказалось ДМС, на втором и третьем местах — оплата проезда для работы (42%) и компенсация затрат на питание (41%).
По мнению трети респондентов, в соцпакет должны входить абонементы в спортзал и оплата мобильной связи. Еще 31% заинтересован в том, чтобы в соцпакет входили путевки на отдых для сотрудников и их семей, а каждый четвертый считает, что соцпакет должен включать в себя предоставление жилья иногородним сотрудникам.
Это общие результаты, но у разных возрастных групп есть свои предпочтения.
ДМС на первом месте по важности для всех возрастных групп, кроме молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. У нее ДМС на втором месте, а на первом — оплата проезда до работы (ее назвали 56% респондентов от 18 до 24 лет). Для остальных возрастных групп оплата проезда не так важна: у респондентов 25–34 лет она на втором месте, у респондентов 35–54 лет — на третьем, у респондентов старше 55 лет — на четвертом.
Абонементы в спортзалы меньше всего интересуют представителей возрастных групп от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет — эту составляющую соцпакета отметили как важную только по 30 и 28% представителей этих групп, тогда как в остальных возрастных группах ее отмечали по 36–38% представителей, в том числе среди респондентов старше 54 лет. Зато в возрастных группах от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет чаще, чем в других, отмечали важность оплаты мобильной связи — по 40 и 42% респондентов соответствующего возраста. Меньше всего оплата мобильной связи важна молодежи от 18 до 24 лет — ее отметил всего 21% респондентов такого возраста.
Путевки на отдых особенно интересуют самую старшую возрастную группу (от 55 лет) — у них этот вид компенсации на втором месте после ДМС, его отметили 47% представителей этого возраста.
Как найти вакансии с ДМС
В вакансиях про соцпакет пишут обычно в разделе «Условия работы». Если для вас очень важно, чтобы на новой работе обязательно было, например, ДМС, проще всего поискать такие варианты в рекомендованных именно вам вакансиях по запросу ДМС. Как это сделать: если вы авторизированы на сайте, откройте полный список вакансий, обозначенных «Рекомендуем лично вам», или посмотрите подборку рекомендованных вакансий, которая приходит вам на электронную почту.
И в этом списке задайте поисковый запрос — ДМС.
Если в вакансии про льготы и компенсации ни слова, а для вас это важно,не забудьте спросить об этом на собеседовании или когда получите оффер (предложение о работе).
Другой вариант: настроить в расширенном поиске нужные профобласти, регион, а в поисковую строку ввести «ДМС» и отметить, что искать нужно в описании вакансии.
Оптимальный соцпакет
Без квалифицированного персонала ни одна компания не сможет добиться успеха. Поэтому работодатели стараются предложить сотрудникам как можно более привлекательные условия – не только высокую заработную плату, но и весомый соцпакет. Каким он должен быть, чтобы и фирма не понесла лишних расходов, и персонал ощутил заботу работодателя? Ответ на этот вопрос вы найдете в статье.
В крупных и средних компаниях социальные пакеты обычно разрабатывает кадровая служба. В небольших фирмах их содержание определяет непосредственно руководитель. Типичный соцпакет может включать оплату медицинской страховки, компенсацию мобильной связи и использования личного транспорта. Иногда организации выдают сотрудникам дотации на питание или платят за их обучение для повышения квалификации.
Понятно, что каждая составляющая соцпакета обходится фирме небесплатно. Однако компании несут и дополнительные расходы – со стоимости получаемых сотрудниками благ им приходится делать отчисления в бюджет. Выясним, какой из распространенных вариантов учета привилегий наиболее выгоден фирме.
Для того чтобы минимизировать налоги с сумм страховых взносов, желательно заключить договор страхования не менее чем на год. В этом случае взносы не будут облагаться ЕСН (подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ). К расходам по налогу на прибыль организация может отнести сумму, которая не превышает 3 процентов от фонда оплаты труда в отчетном периоде (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Пусть зарплата работника – 20 000 рублей в месяц. Допустим, компания решила оплатить сотруднику медицинскую страховку. Ее годовая стоимость – 9000 рублей. Месячный взнос составит 750 рублей (9000 : 12). А прибыль фирма сможет уменьшать только на 600 рублей (20 000 x 3%). 150 рублей (750 – 600) нужно будет ежемесячно списывать за счет собственных средств организации.
Экономия по налогу на прибыль составит 144 рубля (600 x 24%).
Расходы на оплату лечения персонала и покупку медикаментов прибыль не уменьшают. Значит, и единый социальный налог на них начислять не нужно (п. 3 ст. 236 НК РФ).
Поскольку в данном случае все расходы фирма должна будет оплатить из чистой прибыли, ей выгоднее применять вариант 1.
Оплата расходов на мобильную связь
Суммы налогов организации будут различны в зависимости от того, какими документами оформлена «мобильная» компенсация. Здесь так же возможны два варианта.
Сумма компенсации не облагается ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Следует учесть, что, если оператор связи заключил договор обслуживания непосредственно с сотрудником, фирма не сможет принять входной НДС к вычету. Ведь работник компании налог на добавленную стоимость не платит (ст. 143 НК РФ).
Допустим, сотрудник представил в бухгалтерию счет телефонной компании на 2500 рублей. Стоимость переговоров производственного характера составила 2000 рублей. Руководитель фирмы установил компенсацию за использование личного телефона в размере 300 рублей в месяц. Таким образом, организация должна выплатить сотруднику 2300 рублей (2000 + 300). Экономия по налогу на прибыль составит 552 рубля (2300 x 24%).
Изменим условия предыдущего примера. Допустим, организация заключила договор аренды мобильного телефона с работником. Сумма ежемесячных арендных платежей составляет 300 рублей. Фирма переоформила на себя договор с оператором сотовой связи. Стоимость услуг связи составила 2000 рублей, в том числе НДС к зачету (18%) – 305 рублей. Общие расходы компании составили 1995 рублей (2000 – 305 + 300). На налоге на прибыль она сэкономила 478,8 рубля (1995 x 24%).
На первый взгляд второй вариант менее выгоден фирме, чем первый. Однако рассчитаем суммарную налоговую нагрузку по каждому из них.
Налоги варианта № 1: 0 руб. (ЕСН) – 552 руб. (экономия на налоге на прибыль) : 2300 руб. x 100% = – 24%.
То есть фирма сэкономит больше 24 процентов на платежах в бюджет.
Налоги варианта № 2: 0 руб. (ЕСН) – 478,8 руб. (экономия на налоге на прибыль) : 1995 руб. x 100% = – 24%.
Таким образом, эти варианты равнозначны.
Компенсации за использование личного автотранспорта
Их выдают работникам, которые ездят в служебные поездки на личных автомобилях. Основанием для выдачи денег служит приказ руководителя организации. В данном документе устанавливают размеры таких выплат.
Конкретную сумму компенсации определяют в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. В ней учитывают возмещение затрат по эксплуатации автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).
ЕСН такие выплаты не облагаются (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Компенсация уменьшает расходы по налогообложению прибыли в пределах норм. Они закреплены постановлением Правительства России от 8 февраля 2002 г. № 92 и зависят от объема двигателя автомобиля. Например, если он превышает 2000 кубических сантиметров, работнику можно возмещать до 1500 рублей в месяц. Допустим, директор организации решил компенсировать сотруднику с таким автомобилем 5000 рублей в месяц. В таком случае 3500 рублей (5000 – 1500) фирме придется выплачивать за счет собственных средств.
Оплата обучения персонала
Вариант 1. Подготовка или переподготовка кадров.
Чтобы учесть такие расходы при налогообложении прибыли, фирмам необходимо выполнить условия пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса. Перечислим их:
Например, организация заплатила 10 000 рублей за прохождение работником курсов повышения квалификации. При расчете налога на прибыль она сможет отнести всю сумму к расходам. Единый социальный налог на такие выплаты тоже не начисляют (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Допустим, в договоре с сотрудником прописано, что фирма обязуется оплатить его обучение в вузе. Компания перечислила 10 000 рублей образовательному учреждению за первый семестр. ЕСН на эту сумму начислять не нужно (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). А вот уменьшить прибыль на нее нельзя (п. 3 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, фирме выгоднее повышать квалификацию сотрудника, чем его образовательный уровень.
В этом случае расходы на питание уменьшают налогооблагаемую прибыль. А поскольку такие затраты связаны с оплатой труда, с них придется платить единый социальный налог (п. 1 ст. 236 НК РФ).
Например, компенсация на питание, которая указана в трудовом договоре, составляет 4000 рублей в месяц. Сумма ЕСН составит 1040 рублей (4000 x 26%). Итого работодателю льгота обойдется в 5040 рублей (4000 + 1040).
Экономия по налогу на прибыль составит:
5040 x 24% = 1209,60 руб.
В данном случае компенсации придется выплачивать за счет чистой прибыли компании. Однако единый социальный налог на них начислять не нужно (п. 3 ст. 236, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). То есть организации придется перечислить в бюджет такую же сумму налогов, как и в первом варианте. Но прибыль уменьшить не получится. Следовательно, фирме выгоднее заранее предусмотреть обеды сотрудников в коллективном договоре.
Результаты введения социального пакета
Итак, мы рассмотрели распространенные варианты льгот, которые организации предоставляют сотрудникам. Соберем их в один социальный пакет (см. табл.). Для этого рассчитаем экономию по налогу на прибыль при оплате труда. Заработная плата сотрудника составляет 20 000 рублей. С этой суммы компания должна уплатить единый социальный налог. Сумма ЕСН:
20 000 x 26% = 5200 руб.
Следовательно, экономия составит:
(20 000 руб. + 5200 руб.) x 24% = 6048 руб.
Теперь можно проанализировать получившийся соцпакет. При этом мы будем выбирать более выгодные для компании варианты предоставления одних и тех же льгот.
Выручка организации составила 100 000 руб. (без НДС). Для упрощения примера представим, что все расходы организации в этом периоде состоят только из заработной платы (20 000 руб.) и комплексного социального пакета (22 050 руб.). Для начала рассчитаем налоговую нагрузку компании до введения соцпакета.
(100 000 руб. – 20 000 руб. – 5200 руб.) x 24% = 17 952 руб.
20 000 руб. x 26% = 5200 руб.
Сумма налогов без соцпакета: 17 952 + 5200 = 23 152 руб.
Налоговая нагрузка до предоставления работнику социального пакета = = 23 152 руб. : 100 000 руб. x 100% = 23,1%.
Воспользуемся данными таблицы и подсчитаем налоговую нагрузку после предложения соцпакета сотрудникам. Расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль: зарплата, ЕСН и льготы по социальному пакету в пределах установленных норм.
Все другие затраты компания будет платить из чистой прибыли.
В сумме эти расходы составят:
20 000 + 5200 + 1040 + 600 + 1995 + 10 000 + 4000 + 1500 = 44 335 руб.
100 000 – 44 335 = 55 665 руб.
55 665 руб. x 24% = 13 360 руб.
НДС в данном примере учитываем только как сумму, которая может быть предъявлена к зачету или возврату. Суммарные платежи в бюджет (ЕСН и налог на прибыль):
6240 + 13 360 = 19 600 руб.
Итоговая налоговая нагрузка на компанию:
19 600 руб. : 100 000 руб. x 100% = 19,6%.
Из рассмотренного примера следует, что фирмам выгодно обеспечивать работников социальными пакетами. Ведь в результате их налоговая нагрузка может уменьшиться более чем на четыре процентных пункта. Разумеется, не нужно забывать и о том, что оплата льгот сотрудников обойдется компании недешево. Поэтому предварительно нужно тщательно рассчитать содержание конкретного социального пакета и убедиться, что выплаты не ухудшат финансовое положение организации.
Если большинство затрат компания сможет принять в расходы по налогу на прибыль, а те, которые придется уплачивать из чистой прибыли, невелики, фирма может предложить сотрудникам более выгодный соцпакет. А это, в свою очередь, даст ей не только снижение налоговой нагрузки, но и возможность привлечь высококвалифицированный персонал.
«Существует модель льгот и компенсаций, которая привязана к определенной шкале – «грейдам». Грейды соответствуют занимаемой должности. Их также определяют на основании таких критериев, как уровень квалификации, знаний и компетенции работника, сложность выполняемого им дела, степень ответственности и важность принимаемых решений.
Преимущество такой системы состоит в том, что сотруднику, который заработал определенную сумму «грейдов», дают возможность выбора между различными льготами. Диапазон стоимости благ может быть очень широким – от оплаты мобильной связи до стажировки или отдыха за границей. Чтобы работникам было легче выбирать привилегии, в компаниях формируют объемные «прайс-листы». Они служат и другой цели – пробуждают у персонала чувство здоровой конкуренции.
Особое внимание уделяют топ-менеджменту и ключевым сотрудникам. У них больше всего привилегий. Вполне естественно, что социальные пакеты руководителя, уникального, высокопрофессионального специалиста и рядового сотрудника отличаются».
Людмила Макарова, независимый эксперт
Анна Романовская, главный бухгалтер НОУ «Академия развлекательного и игрового бизнеса»
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование