Тракторное самоходное шасси (часто слово тракторное отбрасывается, разг. — шассик) — серийно выпускаемое транспортное моторизированное средство, выполненное на базе узлов и агрегатов тракторов.
Тракторные самоходные шасси подразделяют на универсальные и специальные.
Содержание
Универсальные самоходные шасси
Универсальное самоходное шасси является разновидностью колёсного пропашного трактора.
Особенности конструкции
От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед кабиной находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На раму крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации — кузов-самосвал. Благодаря тому, что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Оборудование для универсального самоходного шасси как правило быстронавешиваемое. Навешивание осуществляется потребителем.
Как правило, значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колёсным универсально-пропашным трактором.
Применение
Длинная рама позволяет использовать широкий ассортимент специальных приспособлений и орудий. Наиболее известные области применения:
В сельском хозяйстве:
В лесном хозяйстве:
В коммунальном хозяйстве и дорожно-ремонтных службах:
Производители и модели
Харьковский завод тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ)
Проекты разрабатывались в городе Харькове в специальном конструкторском бюро по тракторным самоходным шасси.
Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ, ранее ВТЗ)
Зарубежные производители
В Германии самоходные шасси массово выпускались на заводе Fendt c 1953 года. Первая модель имела двигатель мощностью 12 л.с. и получила широкое признание.
Специальные самоходные шасси
Специальные тракторные самоходные шасси разрабатываются и выпускаются для работы в составе определенных агрегатов. Могут быть как колёсными, так и гусеничными. Оборудование на специальное самоходное шасси навешивается производителем этого оборудования и потребителю поставляется в виде готовой машины.
Челябинским тракторным заводом на базе тракторов Т-100, Т-130 и Т-170 выпускались гусеничные самоходное шасси для землеройных машин: каналокопателей, дреноукладчиков, кабелеукладчиков, тракторных кранов и др. У этих шасси существовало несколько модификаций, отличавшихся расположением двигателя и кабины относительно ходовой части: спереди или сбоку.
На базе тракторов Т-150К и К-700 также были созданы самоходные шасси. Для навески машин используется удлиненная задняя полурама.
Смотреть что такое «Тракторное самоходное шасси» в других словарях:
тракторное самоходное шасси — Универсально пропашной трактор со свободной в межосевом пространстве рамой для установки навесных машин, предназначенный для выполнения работ по возделыванию и уборке пропашных культур, выращиваемых преимущественно узкорядным или узкострочным… … Справочник технического переводчика
Самоходное шасси — Самоходное шасси моторизированное транспортное средство, предназначенное для размещения на нем различного оборудования (машин, механизмов, орудий). Как правило, выпускается серийно. В зависимости от типа применяемых узлов и агрегатов… … Википедия
Т-16 (трактор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 16. Т 16МГ, используемый для нанесения дорожной разметки. Самоходные шасси Т 16, Т 16М, Т 16МГ … Википедия
Т-16 — Т 16 обозначение моделей техники: Т 16 (трактор) тракторное самоходное шасси. Т 16 (ХТЗ 16) эрзац танк (бронетрактор). Т 16 (танк) прототип танка Т 18 … Википедия
Универсальное самоходное шасси является разновидностью колёсного пропашного трактора.
Особенности конструкции[править | править код]
От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед кабиной находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На раму крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации — кузов-самосвал. Благодаря тому, что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Оборудование для универсального самоходного шасси как правило быстронавешиваемое. Навешивание осуществляется потребителем.
Как правило, значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колёсным универсально-пропашным трактором.
Применение[править | править код]
Т-16МГ, используемый для нанесения дорожной разметки Длинная рама позволяет использовать широкий ассортимент специальных приспособлений и орудий. Наиболее известные области применения:
В сельском хозяйстве:
В лесном хозяйстве:
В коммунальном хозяйстве и дорожно-ремонтных службах:
DY-TMAL безвоздушная машина для разметки холодным пластиком на базе грузовых автомобилей
Кабина «ВТЗ-30СШ»
На шасси установлена жёсткая каркасная двух-дверная кабина, обеспечивающая нормальные условия для работы в различных климатических зонах, а также безопасность оператора в случае опрокидывании трактора. Что касается безопасности, то кабина «ВТЗ-30СШ» полностью удовлетворяет требованиям европейской директивы «ЕС 79/622», что предоставляет возможность международной сертификации данной техники.
Кабина оборудована обогревательным и вентиляционным устройством; имеет обдув как переднего, так и заднего стекла тёплым воздухом. Есть освещение, противосолнечный козырек, магнитола, аптечка, вешалка для одежды, место под термос для питьевой воды и ящик для инструмента. Стеклоочистители дополнены омывателем ветрового стекла. С двух сторон кабины закрепляются зеркала заднего вида.
Рекомендуем прочитать: Концерн CLAAS демонстрирует устойчивость на нестабильном рынке
По сравнению с «Т-16», кабина современного «топ-топа» имеет лучший обзор и активный контроль вперёд за производством всех работ. Переключение передач теперь вынесено из центра, для удобства, – под правую руку, а органы управления сгруппированы на боковых панелях. Кабина у «ВТЗ-30СШ» модульная, может собираться отдельно и устанавливаться уже в готовом виде. Это упрощает сборку трактора в целом.
Кабина современного самоходного шасси намного прибавила в плане комфорта механизатора. А именно: качественные уплотнители обеспечивают пыле-, вибро-защиту, шумопоглощение. Появилось в ней и мягкое, а главное – подрессоренное сиденье. По желанию заказчика, «ВТЗ-30СШ» вместо кабины может быть установлен просто каркас безопасности.
Производители и модели[править | править код]
Харьковский завод тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ)[править | править код]
Проекты разрабатывались в городе Харькове в специальном конструкторском бюро по тракторным самоходным шасси.
Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ, ранее ВТЗ)[править | править код]
Зарубежные производители[править | править код]
В Германии самоходные шасси массово выпускались на заводе Fendt
c 1953 года. Первая модель имела двигатель мощностью 12 л.с. и получила широкое признание.
ООО «Завод самоходных шасси»
Cамоходное шасси СШ-2540. Cамоходное шасси СШ-2540 с дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 25л.с. (производства ОАО «ВТЗ» г. Владимир), с задней навесной системой, с передним валом отбора мощности, является универсальным энергетическим средством для механизации различных работ в многообразных технологиях сельскохозяйственного и промышленного производства. В агрегате с навесными и прицепными машинами и орудиями самоходное шасси СШ-2540 применяется для выполнения сельскохозяйственных работ в овощеводстве, животноводстве, полеводстве, садоводстве, а при агрегатировании с платформой может быть использовано для внутрихозяйственных транспортных работ. Cамоходное шасси СШ-2540 с кабиной унифицированной с колесным трактором ЮМЗ–6. Каркасная одноместная шумо- виброизолированная кабина. Сидение подрессоренное с амортизатором, регулируется по массе и росту водителя. Низкоклиринсный (вариант 1). Специальная модификация самоходного шасси СШ2540 с усиленным каркасом, предназначена для работ в закрытых помещениях. Низкоклиринсный (вариант 2). Специальная модификация самоходного шасси СШ2540, предназначена для работ в закрытых помещениях, теплицах Агрегат погрузочный транспортный колесный АПТ-1 Агрегат погрузочный транспортный колесный АПТ-1 применяется для погрузки в кузов самоходного шасси или впереди стоящего автомобиля грузов общей массой до 300 кг с массой отдельных твердых предметов до 100 кг. Агрегат сеноуборочный транспортный колесный АСУТ. Агрегат сеноуборочный транспортный колесный АСУТ, состоящий из самоходного шасси СШ-2540 с самосвальной грузовой платформой и косилки КНШ-2,1(1,8), применяется для скашивания естественных и сеяных трав с укладыванием скошенной массы в прокос, а также перевозку скошенных трав. Погрузчик вилочный универсальный тракторный ПТ-1 Погрузчик вилочный универсальный тракторный ПТ-1 предназначен для погрузки, выгрузки, перевозки и штабелирования грузов как на открытых ровных площадках, так и в полевых условиях. Погрузчик изготовлен на базе короткобазовой модификации СШ-2540 с использованием узлов и агрегатов грузоподъемника. Грузоподъемник фронтальный, телескопический состоит из наружной и внутренней рам и каретки, связанных между собой кинематически. Высота подъема 2800мм. Грузоподъемность 800 кг. Тротуароуборочная машина АУТ-1 Тротуароуборочная машина АУТ-1 предназначена для механизированной уборки тротуаров, дворов, парковых дорожек с усовершенствованным покрытием. Тротуароуборочная машина АУТ-1 изготовлена на базе самоходного шасси СШ-2540 с платформой и оборудована рабочими органами: щеткой, очищающей покрытия от снега, и плугом (отвалом), который сгребает снег в валок слева и справа по ходу машины. Плугом или щеткой можно работать независимо друг от друга.
Специальные самоходные шасси[править | править код]
Гусеничное самоходное шасси на базе трактора Т-130 с роторным траншейным экскаватором ЭТР-204 Специальные тракторные самоходные шасси разрабатываются и выпускаются для работы в составе определенных агрегатов. Могут быть как колёсными, так и гусеничными. Оборудование на специальное самоходное шасси навешивается производителем этого оборудования и потребителю поставляется в виде готовой машины.
В СССР в начале 70-х годов Таганрогским головным конструкторским бюро по комбайнам и самоходным шасси был разработан ряд специальных колёсных самоходных шасси СШ-40, СШ-75 «Таганрожец», СШ-100, СШ-150 с использованием агрегатов тракторов Т-40, МТЗ-80, ДТ-75М, Т-150. Эти шасси предназначались для установки на них различных типов комбайнов. СШ-75 «Таганрожец» было запущено в серийное производств на Таганрогском комбайновом заводе в 1965 году[1]. За семь лет этот завод выпустил 20714 экземпляров самоходного шасси[1].
Челябинским тракторным заводом на базе тракторов Т-100, Т-130 и Т-170 выпускались гусеничные самоходное шасси для землеройных машин: каналокопателей, дреноукладчиков, кабелеукладчиков, тракторных кранов и др. У этих шасси существовало несколько модификаций, отличавшихся расположением двигателя и кабины относительно ходовой части: спереди или сбоку.
На базе тракторов Т-150К и К-700 также были созданы самоходные шасси. Для навески машин используется удлиненная задняя полурама.
Технические характеристики «ВТЗ-30СШ»
Серийное производство самоходного шасси «ВТЗ-30СШ» стартовало на Владимирском моторо-тракторном заводе в 1999-м году. Преемник «Т-16» получил гораздо более современный дизайн и внешний вид, намного более удобную унифицированную кабину, гидроусилитель рулевого управления.
«ВТЗ-30СШ» в рекламном буклете «Агромаша».
Рабочее место механизатора стало гораздо более комфортабельным, с улучшенным панорамным обзором. Оно оборудовано мощным отоплением и вентиляцией, современным щитком приборов. Самоходные шасси «ВТЗ-30СШ» снабжены гидрообъёмным рулевым управлением, дисковыми тормозами, передним ведущим мостом и задними шинами повышенной грузоподъемности, а также имеют уменьшенный, по сравнению с «Т-16», радиус поворота.
Рекомендуем прочитать: К-744: технические характеристики
Габаритные размеры и параметры массы
Двигатель «ВТЗ-30СШ»
Самоходное шасси «ВТЗ-30СШ» комплектуется дизельным четырехтактным двухцилиндровым двигателем марки «Д-120» с системой воздушного охлаждения и двух рядным вертикальным расположением цилиндров. Дизельный двигатель «ВТЗ-30СШ» использует в своей работе термодинамический цикл с изохорно-изобарным подводом теплоты.
Партия «ВТЗ-30СШ» в Азербайджане. 2014 год.
В целом, применение воздушного охлаждения заметно упрощает конструкцию двигателя и трактора в целом, положительно сказывается на его надёжности и облегчает процесс ремонта.
Трансмиссия самоходного шасси «ВТЗ-30СШ», рулевое и тормозное управление
Коробка передач, трансмиссия и главная передача смонтированы на «ВТЗ-30СШ» в одном литом чугунном корпусе, обеспечивающим жёсткость и компактность всей конструкции трактора. Число передач – 6 переднего и 6 заднего хода. Для улучшения проходимости имеется механизм блокировки дифференциала. Диапазон скоростей – от 5ти до 25ти км/ч. (Хотя по асфальту «ВТЗ-30СШ» можно разогнать и до 40 км/ч).
Муфта – двухдисковая, фрикционная, сухая, постоянно замкнутого типа, с отдельным диском на привод ВОМ (вала отбора мощности). Рулевое управление гидрообъёмное. Тормоза на классической модели – «Т-16» – были простыми, ленточными, установленными в рукавах полуосей дифференциала. Как уже было указано, самоходные шасси «ВТЗ-30СШ» оборудованы современными дисковыми тормозами.
Рама, ходовая часть, мосты «ВТЗ-30СШ»
Рама «ВТЗ-30СШ», как и у «Т-16», состоит из брусьев переднего и заднего и боковых труб. К этим трубам снизу приварены планки с многочисленными отверстиями для крепления навесного оборудования любых габаритов. Данное оборудование при навешивании опирается также на специальные площадки при ходовой части трактора.
Внутри литой полости заднего бруса имеются две перегородки. В их отверстия запрессованы втулки поперечного вала рулевого управления. Внутренняя полость заднего бруса используется также в качестве масляной ёмкости гидравлической системы. К левой трубе рамы приварены кронштейны крепления гидро-распределителя и опорные стойки аккумуляторных батарей.
Дорожный просвет можно менять как угодно.
Передний брус имеет вилкообразный прилив для соединения с балансиром переднего моста. Передний мост – портального типа, не ведущий. Колёса как переднего, так и заднего моста могут переставляться для изменения ширины колеи. Необходимо о самостоятельно устанавливают на самоходное шасси передний ведущий мост, механическую лебёдку, и проходимость данной техники благодаря этому повышается в разы. Тип ВОМ (вала отбора мощности) на «ВТЗ-30СШ» – независимый; с числом оборотов 540 об/мин.
Основные элементы шасси. Шасси любого трактора или автомобиля представляет собой совокупность частей, служащих для передачи усилия (крутящего момента) от двигателя к ведущим колесам у колесных машин или звездочкам гусеничных машин и для преобразования вращательного движения в поступательное движение трактора или автомобиля.
Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть, рулевое управление и тормозную систему.
Трансмиссия Объединяет механизмы, передачи и сборочные единицы, с помощью которых вращение от коленчатого вала двигателя трансформируется, распределяется и переносится к движителям (ведущим колесам или гусеницам), валу отбора мощности и гидропроводу сельскохозяйственных машин.
Ходовая часть состоит из остова, движителя и подвески. Она предназначена для сообщения трактору или автомобилю поступательного Движения.
Рулевое управление служит для изменения траектории и направления (вправо и влево) движения трактора или автомобиля.
Тормозная система представляет собой совокупность устройств для торможения, т. е. уменьшения кинетической энергии массы трактора или автомобиля. В тракторах её используют также при выполнении крутого поворота.
При выполнении технологических операций сельскохозяйственного производства сопротивления движению, а следовательно, и скорости поступательного перемещения изменяются в широких пределах.
Трансмиссия служит для плавного трогания с места трактора или автомобиля, изменения его скорости и направления движения (вперед или назад), обеспечения длительной остановки без выключения двигателя, осуществления или облегчения поворота, а также для передачи крутящего момента рабочим органам агрегатируемых с трактором сельскохозяйственных машин и привода рабочего оборудования.
По способу трансформации вращательного движения различают ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные трансмиссии.
По принципу действия трансмиссии могут быть:
— электромеханическими и т. п.
Основные показатели трансмиссии любого типа — Коэффициенты трансформации и Полезного действия, передаточное отношение.
I =
Коэффициент полезного действия:
= M/Ме= kI
Где М и Ме — крутящие моменты всех ведущих колес (звездочек гусениц) и коленчатого вала, кН-м; и — угловые скорости ведущих колес (звездочек гусениц) и коленчатого вала, рад/с.
Ступенчатые трансмиссии Обеспечивают несколько постоянных передаточных отношений при постоянном значении угловой скорости. При ступенчатой трансмиссии существуют такие режимы, на которых невозможно полностью использовать мощность двигателя.
Бесступенчатые трансмиссии обеспечивают непрерывность и автоматичность изменения крутящего момента. Они позволяют на любом режиме полнее использовать мощность двигателя. Однако бесступенчатые трансмиссии более сложны по конструкции, имеют меньший КПД.
Комбинированные трансмиссии представляют собой сочетание ступенчатых передач с бесступенчатым регулированием крутящего момента в пределах одной передачи. Они позволяют расширить диапазон регулирования крутящего момента и сохранить преимущества бесступенчатой трансмиссии.
Механическая трансмиссия состоит из механических устройств, передач и сборочных единиц. В нее входят: муфта сцепления 1 (рис. 1), промежуточное соединение 2, коробка передач 3, главная передача 4, дифференциал 5, конечные передачи 6.
В колесных тракторах с обоими ведущими мостами (типа МТЗ-82) дополнительно устанавливают раздаточную коробку 7, карданную передачу 8, а также главную передачу, дифференциал и конечные передачи переднего ведущего моста.
Гусеничные тракторы оснащают механизмами поворота 9 и при необходимости увеличителем крутящего момента, ходоуменьшителем и др. Изменение передаточного числа механической ступенчатой трансмиссии происходит в коробке передач при введении в зацепление зубчатых колес с разным числом зубьев. Ступенчатые коробки передач имеют наборы зубчатых колес, позволяющие получить в современных автомобилях 4…5 ступеней, а в тракторах — до 16 ступеней и более с разными передаточными числами. Механические трансмиссии имеют высокий КПД и сравнительно низкую стоимость. Однако в них частота вращения регулируется ступенчато.
Электрическая трансмиссия состоит из генератора постоянного тока, якорь которого приводится во вращение от двигателя внутреннего сгорания. Вырабатываемая генератором электрическая энергия по кабелям поступает к тяговым электродвигателям, которые устанавливают в ведущих колесах или звездочках, и приводит их во вращение. Преимущества этой трансмиссии — легкость передачи энергии и бесступенчатость регулирования, недостатки — низкий КПД, большая масса агрегатов, сравнительно высокая стоимость.
Гидравлическая трансмиссия в качестве основного элемента имеет гидравлическую передачу. Под гидравлической передачей понимают устройство, предназначенное для передачи механической энергии посредством жидкости.
Гидравлические передачи делят на Гидростатические (или объемные) и Гидродинамические.
Гидравлическая трансмиссия с гидростатической передачей состоит из насоса, распределительного устройства, гидролиний и моторов, расположенных в ведущих колесах. Масло под рабочим давлением от гидронасоса, приводимого двигателем, поступает в распределительное устройство, от которого направляется к приводным моторам ведущих колес. Такая трансмиссия позволяет бесступенчато в большом диапазоне регулировать частоту вращения ведущих колес трактора или автомобиля. К недостаткам этой трансмиссии следует отнести низкий КПД, большую массу агрегатов, высокую точность изготовления и необходимость обеспечения герметичности.
Схемы трансмиссий тракторов
Рис. 1 — Схемы трансмиссий тракторов:
А — колесного с задним ведущим мостом; б — колесного с передним и задним ведущими мостами; в — гусеничного; 1 — муфта сцепления; 2 — промежуточное соединение; 3 — коробка передач; 4 — главная передача; 5 — дифференциал; 6 — конечная передача; 7 — раздаточная коробка; 8 — карданная передача; 9 — механизмы поворота; 10 — специальный механизм.
Гидромеханическая трансмиссия Состоит из механической трансмиссии и включенной в нее гидродинамической передачи: гидромуфты или гидротрансформатора. Гидродинамическая передача основана на использовании кинетической энергии жидкости, т. е. передачи энергии за счет динамического напора жидкости. Преимущества этой трансмиссии: бесступенчатое регулирование скорости движения в пределах ступени, меньшие динамические нагрузки на детали трансмиссии, лучший разгон и большая плавность движения. К недостаткам такой трансмиссии следует отнести сравнительно невысокий КПД, сложность конструкции и большую массу.
Электромеханическая трансмиссия отличается от механической тем, что вместо коробки передач установлена электрическая передача, состоящая из генератора и электродвигателя постоянного тока. Электрическая передача, как и гидродинамическая, автоматически и бесступенчато изменяет крутящий момент и скорость движения в соответствии с сопротивлениями движению. Однако этой трансмиссии свойственны низкий КПД, увеличенная масса и большая стоимость.
Применение трансмиссий. Механические ступенчатые трансмиссии широко применяют на тракторах Т-25А, МТЗ-80, МТЗ-82, Т-70С, ДТ-75МВ, Т-4А, Т-130М и большинстве автомобилей.
Электрические трансмиссии и гидравлические трансмиссии с гидростатической передачей на отечественных тракторах и автомобилях применяют очень редко. Например, автопоезд-углевоз БелАЗ-7420-9590 и автомобили-самосвалы БелАЗ-75191, БелАЗ-549С имеют электрические трансмиссии.
Гидромеханические трансмиссии с гидродинамической передачей (гидротрансформатором) установлены на тракторах ДТ-175С, К-702, Т-330 и автомобилях: легковом ЗИЛ-4104; автобусах ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677М; тягачах БелАЗ-531, МАЗ-537 и др.; самосвалах БелАЗ-548С, БелАЗ-7510 и др., МоАЗ-6507.
Электромеханические трансмиссии используют на промышленных тракторах ДЭТ-250.
Конструктивные особенности трансмиссий одного и того же типа существенно зависят от вида энергетического средства (трактор или автомобиль), типа движителя (колесный или гусеничный) и числа ведущих колес.
Так как автомобиль — транспортное средство, скорость движения которого в несколько раз превышает скорость движения трактора, то передаточное число трансмиссии и передаваемый крутящий момент в автомобиле меньше, чем в тракторе. В связи с этим механизмы, передачи и сборочные единицы трансмиссий автомобилей выполнены более простыми по конструкции и компактными, менее металлоемкими. В конструкции трансмиссий большинства автомобилей отсутствуют конечные передачи.
Конструкции автомобиля или трактора с колесными движителями значительно усложняются с увеличением числа ведущих колес. Как указывалось выше, в трансмиссию автомобилей и тракторов со всеми ведущими колесами дополнительно входят раздаточная коробка, передний ведущий мост и карданная передача.
Трансмиссии гусеничных тракторов по конструкции сложнее трансмиссий колесных тракторов, так как они включают в себя дополнительно правый и левый механизмы поворота, которые создают разные крутящие моменты на ведущих звездочках. На тракторах применяют планетарные механизмы поворота (ДТ-175С, ДТ-75МВ, Т-4А) и механизмы поворота с многодисковыми фрикционными муфтами (Т-70С, Т-130).
В отличие от всех гусеничных тракторов особую конструкцию трансмиссии имеет трактор Т-150.
В трансмиссию этого трактора входит коробка передач 3 (рис. 2), имеющая два вторичных (выходных) вала. Концы этих валов с помощью карданных передач 5 соединены с двумя главными передачами 4. От главных передач вращение передается на ведущие валы и далее на правую и левую ведущие звездочки 7 через конечные передачи 6, представляющие собой планетарные механизмы. В трансмиссии трактора Т-150 отсутствует механизм поворота, функцию которого выполняет коробка передач с раздельным гидравлическим приводом вторичных валов.
Отличительная особенность трансмиссий тракторов по сравнению со многими трансмиссиями автомобилей — передача механической энергии от двигателя не одним, а двумя или тремя потоками. Помимо передачи крутящего момента на ведущие колеса или звездочки, он передается к заднему и боковому ВОМ для привода рабочих органов сельскохозяйственных машин, а также к насосам в гидроприводе сельскохозяйственных машин.
В конструкцию трансмиссий некоторых тракторов вводят дополнительные устройства, с помощью которых можно переключать передачи без разрыва потока мощности. К таким устройствам относят гидроподжимные муфты переключения передач. Трансмиссии с этими устройствами устанавливают на тракторах МТЗ-100, МТЗ-102, Т-150, Т-150К, К-701.
Отличительная особенность конструкции трансмиссии трактора К-701 с колесной формулой 4К4 заключается в следующем: основной ведущий мост передний; задний мост при необходимости может включаться или выключаться; функции муфты сцепления выполняет гидроподжимная муфта первой передачи.
Поперечное расположение двигателя в переднеприводном автомобиле ВАЗ-2108 повлияло и на расположение всех основных частей трансмиссии. Главная передача объединена в общий картер коробки передач и представляет собой цилиндрические косозубые зубчатые колеса. Передние ведущие колеса приводятся ведущими валами неравной длины с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей.
Назначение ходовой части.
Назначение рулевого управления.
Назначение тормозной системы.
Классификация трансмиссий по способу трансформации вращательного движения, дать характеристику ее составляющих.