Что включает в себя санитарно токсический мониторинг

Социально-гигиенический мониторинг

Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

Организация и ведение СГМ на федеральном и региональном уровнях регламентируется следующими законодательными документами: Законом Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 45 «Социально-гигиенический мониторинг»), Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», приказами Роспотребнадзора.

В Архангельской области порядок ведения СГМ определяется Постановлением администрации области от 27.06.2002 № 123 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге в Архангельской области», которым также утвержден перечень показателей, подлежащих мониторированию. В Архангельской области действует ряд приказов, определяющих мониторинг факторов среды обитания и здоровья населения.

Формируются и ведутся 13 электронных баз данных регионального информационного фонда:

Отдел социально-гигиенического мониторинга:

телефон (8182) 20-63-48.

Заведующий отделом Крутская Ксения Валерьевна.

Версия для печатиВерсия для MS WordСоциально-гигиенический мониторинг
Что включает в себя санитарно токсический мониторинг. s. Что включает в себя санитарно токсический мониторинг фото. Что включает в себя санитарно токсический мониторинг-s. картинка Что включает в себя санитарно токсический мониторинг. картинка s. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области», 2006-2021 г.

Адрес: 163001, Архангельская область, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 164, корпус 1

Источник

Что включает в себя санитарно токсический мониторинг

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА

Методические рекомендации N 2001/83

Методические рекомендации
по проведению социально-гигиенического мониторинга

Методические рекомендации включают в себя общие положения, организационные основы по уровням социально-гигиенического мониторинга, формированию показателей, объектов и факторов, подлежащих наблюдению, организацию, структуру и оснащение Центров госсанэпиднадзора, основы гигиенического ранжирования территорий.

Приводится перечень нормативно-методических документов.

Изложены рекомендации по разработке и внедрению оздоровительных мероприятий, как результирующего этапа социально-гигиенического мониторинга.

Методические рекомендации предназначены для специалистов госсанэпидслужбы Российской Федерации.

Методические рекомендации подготовлены:

Саратовским научно-исследовательским институтом сельской гигиены (д.м.н., проф.Спирин В.Ф., д.м.н. Мироненко М.А, к.б.н. Герштейн Е.Г., к.б.н. Орлов А.А.)

Федеральный научный центр гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана (член.корр. РАМН РФ, д.м.н., проф.Ястребов Г.Г.)

Российской медицинской академией последипломного образования (Н.В.Шестопалов)

Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России (В.П.Самошкин)

Центром госсанэпиднадзора в Саратовской области (Добло А.Д., Гамов Н.В., Мироненко А.М.).

Введение

В условиях неудовлетворительной санитарно-гигиенической обстановки в стране, когда сохраняется угроза здоровью населения страны, значительно ослаблено внедрение эффективных мер профилактики, оздоровления условий жизни и укрепления здоровья россиян и оптимизации санитарно-эпидемиологической ситуации.

Смертность по сравнению с 1990 годом увеличилась в 1,2 раза, рождаемость сократилась до 35%.

Государственная политика в социальной сфере в последние годы характеризуется признанием необходимости укрепления здоровья населения, как главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. В Законе Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (30 марта 1999 года N 52-ФЗ) и в Концепции национальной безопасности России, наряду с мерами охраны материнства и детства, укрепления санэпидблагополучия, особое место заняли вопросы взаимодействия ведомств, ответственных за здоровье населения, введения социально-гигиенического мониторинга здоровья населения и научное обоснование Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» система СГМ отнесена к основным механизмам его обеспечения.

Разработка методических подходов ведения мониторинга и современных технологий госсанэпиднадзора осуществлялась на базе Федерального центра госсанэпиднадзора и региональных центров госсанэпиднадзора, имеющих достаточно информативную базу по состоянию среды обитания и здоровья населения.

Создание системы СГМ базировалось на использовании материалов официальной статистики о заболеваемости населения, демографических процессах, социально-экономической ситуации, санитарном состоянии объектов окружающей среды. Кроме того, использовались материалы научных исследований НИИ гигиенического профиля при проведении оценки медицинской и экономической эффективности профилактических мероприятий.

Этот период (I этап СГМ) характеризовался созданием пакета методических документов, обеспечивающих современный уровень технологии ведения СГМ: по выбору маркерных веществ для оптимизации системы мониторинга атмосферы, по обоснованию риска для здоровья населения от загрязнения окружающей среды и др.

Приказом Минздрава России «Об организации работ по II этапу социально-гигиенического мониторинга» N 334 от 28.08.99 утвержден «Временный перечень показателей II этапа ведения социально-гигиенического мониторинга», который включает в себя показатели здоровья населения и среды обитания для осуществления наблюдения и анализа в системе СГМ по всей вертикали управления службы.

Основная цель II этапа заключается в создании единой системы программного обеспечения передачи информации для формирования информационного фонда СГМ, в унификации процесса получения многоплановой информации, интегральной ее обработке, стандартизации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных, проведении гигиенического ранжирования территорий, оздоровительных мероприятий.

— формирование государственного фонда информационных ресурсов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— выявление причинно-следственных связей на основе системного анализа и оценки риска здоровью населения;

— программно-техническое, лабораторно-диагностическое обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-аппаратных комплексов;

— межведомственная координация по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия управленческих решений на уровнях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Формула метода

Проведение социально-гигиенического мониторинга на территории РФ по единой методической схеме, основная новизна которой заключается в использовании на II этапе мониторинга единой системы программного обеспечения передачи информации для формирования информационного фонда СГМ, в унификации процесса получения многоплановой информации, интегральной ее обработке, стандартизации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных, и проведении обоснованного гигиенического ранжирования территорий, оздоровительных мероприятий.

Показания

Противопоказания

Материально-техническое обеспечение

Проведение работ по созданию и функционированию системы социально-гигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований осуществляется на основе правовых актов, а также нормативно-методических материалов:

5. Здоровье населения и окружающая среда. Методическое пособие. Выпуск 3. Т.1. Часть 1. Раздел в системе “Социально-гигиенического мониторинга”. НИЦ Минздрава России, 1998.- 80 с.

6. Унифицированные методы сбора данных, анализа и оценки заболеваемости населения с учетом комплексного действия факторов окружающей среды. Методические рекомендации (Утв. Минздравом России, 1996 г.).

7. Комплексное определение антропотехногенной нагрузки на водные объекты, почву, атмосферный воздух в районах селитебного освоения. Методические рекомендации. (Утв. Минздравом России 26.02.96. N 01-19/17-17- М.)

8. Комплексная гигиеническая оценка степени напряженности медико-экологической ситуации различных территорий, обусловленной загрязнением токсикантами Среды обитания населения. Методические рекомендации (утв. Минздравом России 30.07.97, N 2510/5716-97-32).

9. Комплексная санитарно-гигиеническая оценка населенных пунктов (территорий) в районе расположения объектов, опасных риском воздействия на людей биологически высокоактивных вредных химических веществ. Методические рекомендации (утв. Минздравом России 30.07.97, N 2510/5718-97-32).

10. Интегральная оценка состояния здоровья на территориях. Методические указания. (Утв. Минздравом России 21.09.95.)

11. Оценка и обоснование приоритетных направлений снижения территориальных затратных рисков в системе санитарно-гигиенического мониторинга и обеспечения социально-эпидемиологического благополучия населения. Методические указания. (Утв. Минздравом России 21.09.95.)

12. Оценка дозовых рисков и допустимых лимитирующих концентраций ксенобиотиков в окружающей среде. Методические рекомендации. (Утв. Минздравом России 21.09.95.)

14. Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД 52.04.186-89.- М., 1991.- 683 с.

15. Постановление Департамента Госсанэпиднадзора «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации» (от 10.11.97 N 25).

16. Медико-экологическая реабилитация и профилактика экопатологии детей. Методические рекомендации. Ч.1. (утв. Минздравом России 19.10.94 N 13-16/24-3).

Технологическое, правовое и кадровое обеспечение социально-гигиенического мониторинга рекомендуется осуществлять с учетом параметров, изложенных в «Технологическом задании на разработку программно-инженерного и правового обеспечения Федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга. Утв. Минздравом России 18.09.2000. Приказ N 351/138 (сайт в Интернете htth://www.depart.druqreq.ru/doc/tz_fondsqmtxt.htmI).

Содержание метода

1. Общие положения

1.2. Мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

1.3. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических материалов.

1.4. Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

1.5. Основными задачами II этапа ведения системы социально-гигиенического мониторинга являются:

— унифицирование системы сбора, обработки и оценки информации по загрязнению окружающей среды и показателям здоровья населения в учреждениях госсанэпидслужбы на федеральном, региональном и местном уровнях;

— отбор ведущих загрязнителей по факторам окружающей среды и территориям для оптимизации лабораторного контроля и выделения, наиболее значимых для системы социально-гигиенического мониторинга;

— отбор ведущих показателей нарушения здоровья, по которым следует вести слежение в системе социально-гигиенического мониторинга;

— ранжирование отраслей промышленности и других источников, определяющих вклад в загрязнение окружающей среды по приоритетным факторам для подготовки предложений и принятия управленческих решений;

— ранжирование территорий для принятия управленческих решений на всех уровнях осуществления госсанэпиднадзора;

— разработка и реализация оздоровительных мероприятий.

Все сведения приводятся на основании официальных форм учетной и отчетной документации, утвержденной постановлением Госкомстата России, приказами Минздрава России и Росгидромета.

1.6. Проведение мониторинга осуществляется путем:

а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека;

б) сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;

в) использования всех информационных баз данных о состоянии здоровья граждан и среды обитания человека, которые ведутся структурными подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, на объектах обороны, оборонного производства и иного специального назначения.

1.7. Проведение мониторинга обеспечивает:

а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *