Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу

Речевое развитие — значимая образовательная область ФГОС до

Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу. b062687ecc7d5589cd4686d023be6fcb. Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу фото. Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу-b062687ecc7d5589cd4686d023be6fcb. картинка Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу. картинка b062687ecc7d5589cd4686d023be6fcb. Екатерина Морозенко Речевое развитие — значимая образовательная область ФГОС до Екатерина Морозенко
Речевое развитие — значимая образовательная область ФГОС до

«Родное слово есть основа всякого умственного развитияи сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».

В современном мире вопрос о речевое развитие дошкольника в доу через образовательные области весьма актуален. Конечно же, можно возразить, что

не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

Познавательное развитие–это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».

В рамках реализации программы «Развитие» образовательная область «Речевое развитие«предполагает решение следующих задач:

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основная цель речевого развития по ФГОС ДОУ:

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Основными направлениями речевого развития являются: Развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; формирование элементарного осознания явлений языка и речи; воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание образовательной области «Речевое развитие»включает:

— овладение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Таким образом, на своих занятиях в течение всего учебного года мы реализуем поставленные задачи за счет развитиясвободного общения с взрослыми и детьми:

совершенствования речи как средства общения; формирования умения отстаивать свою точку зрения; помощи детям в освоении форм речевого этикета; развития умения содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях; поощрения самостоятельности суждений. На занятиях проводится работа над формированием словаря; совершенствованием умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка; отработкой дикции;

совершенствованием фонематического слуха; а также работа над отработкой интонационной выразительной речи. Также формируется грамматически правильная монологическая и диалогическая речь. Таким образом, целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.

На основании выделенных основных задач речевого развития детей можно сделать вывод о том, что они реализуются в нашей группе в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе организованно – образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх других областей, и это способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.

Конспект НОД «Путешествие в страну сказок». Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Путешествие в страну сказок». Цель: Закрепление умений передавать характерные черты героев сказки с помощью мимики и жестов. Развитие.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Младший возраст Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» (средний дошкольный возраст) Сентябрь 1. Тема: «Рисунок про детский сад» Учить рисовать предметы, находящиеся в детском саду, соотносить предметы по высоте, развивать.

Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «В царство Кощея бессмертного» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Тип: интегрированное Возраст детей: 6 лет Форма.

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Основные цели и задачи Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.

Перспективный план средней группы. Образовательная область «Речевое развитие» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Образовательная область «Речевое развитие» Составила Козловцева Таисия Николаевна Сентябрь.

Видео «Консультация для педагогов «Образовательная область художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию консультацию «Образовательная область художественно-эстетическое.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Источник

«Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу. df0c85c6f6b8bcfa8acd99e71745e077. Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу фото. Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу-df0c85c6f6b8bcfa8acd99e71745e077. картинка Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу. картинка df0c85c6f6b8bcfa8acd99e71745e077. Екатерина Морозенко Речевое развитие — значимая образовательная область ФГОС до Лилия Мореева
«Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

«Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

• Овладение речью как средством общения и культуры. (надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

• Обогащение активного словаря. (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы);

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. (строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е умение изменять слова, соединять их в предложения);

Развитие речевого творчества. (дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки);

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения- слушания, книга должна стать спутником детей);

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (подготовка к обучению грамоте- это формирование навыков звукового анализа и синтеза);

Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи, учиться называть слова с определенным звуком, определяет место в слове).

Развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

В качестве основных компонентов речевой развивающейсреды выделяем следующие:

методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к именно

педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

Правильность (соответствие языковым нормам: слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы)

Точность (речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано)

Логичность (умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания)

Чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений).

Выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания).

Богатство (это лексическое и семантическое богатство-это использование говорящим предложений простых и сложных, полных и неполных, сложносочиненных, и т. д).

Уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).

Методы и приемы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование –подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

*Особенности речевого развития детей первой младшей группы.

* Особенности речевого развития детей второй младшей группы.

*Особенности речевого развития детей средней группы.

*Особенности речевого развития детей старшей и подготовительной к школе групп.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями работы по развитию речи являются:

1. Развитие словаря освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательные ситуации используются в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в различных видах деятельности ;в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющих знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация.

Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников:

1. СИТУАЦИИ- ИЛЛЮСТРАЦИИ (подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социального приемлемого поведения,а также активизирует их навыки эффективного общения.)

2. СИТУАЦИИ- УПРАЖНЕНИЯ (применяются со средней группы, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия)

4. СИТУАЦИИ- ОЦЕНКИ (применяются в подготовительной группе, предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей)

А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей-

Сценарии активизирующего общения- обучение игровому (диалогическому)общению.Такая форма включает :

-разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, драматизации, т. д.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить,фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. О. А. Бизикова предлагает

Игры с готовыми текстами:

2. дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога);

Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие,но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы Кузеванова О. В., Коблова Т. А. :

— разные виды театров;

речевые газеты;

— интерактивные речевые стенды.

При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательномучреждении педагогу важно учитывать:

во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности.

во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для речевого развития детей.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощником по отношению к кому –то,обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,- педагог выступает организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором.

Спасибо за внимание!

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования и его организация Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в соответствии с ФГОС дошкольного образования «Веселые игрушки» Конспект открытого занятия по развитию речи интегрированной НОД в соответствии с ФГОС дошкольного образования Тема: «Веселые игрушки» Тема:.

Круглый стол «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность.

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии ФГОС дошкольного образования Для детей трех летнего возраста достаточно большое пространство в группе организованно для удовлетворения потребности в двигательной активности.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного.

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до» Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного.

Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу. detsad 272804 1473619141. Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу фото. Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу-detsad 272804 1473619141. картинка Что включает в себя речевое развитие по фгос в доу. картинка detsad 272804 1473619141. Екатерина Морозенко Речевое развитие — значимая образовательная область ФГОС доСоздание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила.

Источник

Речевое развитие

Тема: « Речевое развитие дошкольников в соответствии

подготовила старший воспитатель: О.К.Строжкова 2018 год

Речевое развитие – главный показатель умственного развития ребёнка. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Рекомендации к проведению образовательной деятельности

по речевому развитию.

Прежде всего, важно определить его задачи, содержание, методы и приемы обучения.

Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

Обучение должно иметь развивающий характер.

Большое значение имеет интерес детей к занятию, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала

Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную.

В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель- закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

2. Правильная организация занятия.

Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

При планировании занятия определяются приемы работы с детьми.

Они могут быть разными по степени сложности:

— восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);

— использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы);

Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В группе раннего возраста 2-3 года дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятие носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

Во группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) группе продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.

2. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Образовательная деятельность должна проходить непринужденно, живо.

Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

Для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу, это позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании

3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи.

Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.

Планируя образовательную деятельность по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.

Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так, знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.

Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

Метод разговора- беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки), на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.

Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети ухе владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.

Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.

При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:

— восприятие и описание натуральных объектов и их моделей

— использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, презентации, диафильмы)

Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).

Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми речевых задач.

Рекомендации для воспитателей по речевые развития детей 2 – 4 лет.

1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).

2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.

3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).

4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.

5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.

6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.

7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

1. Развивать произносительную сторону речи:

· подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;

· вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

2. Развивать и совершенствовать словарь:

· знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;

· учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

3. Развивать грамматические навыки устной речи:

· упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);

· упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;

· учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;

· обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.

4. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:

· создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);

· учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);

· демонстрировать детям культуру ведения диалога;

· готовить к обучению связной монологической речи;

· посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.

5. Не забывать развивать мелкую моторику рук.

6. Создавать условия, способствующие активизации речи:

· рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;

· создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *