Что включает в себя речевое поведение

Тема1.3. Речевое поведение

Понятия коммуникативного поведения, речевого общения и поведения, речевого акта, речевой ситуации, речевой роли, речевого намерения. Речевая ситуация как основная единица как основная единица речевого общения, её составляющие: участники, предмет речи, обстоятельства (место, время и другие значимые условия), канал общения, код. Типы речевых ситуаций. Типология коммуникативных ситуаций по адресату. Разновидности речи: монолог, диалог и полилог. Роль невербальных средств в речевом общении.

Коммуникативное поведение – это поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума.

Речевое общение – взаимодействие людей в процессе коммуникации.

Речевое поведение – речевая деятельность отдельной личности, выражающаяся в исполнении присущих ей речевых ролей (половозрастных, социально-культурной, профессиональной и др.) на фоне определенных психологических установок и мировоззрения в целом. Речевое поведение складывается из отдельных речевых действий, или речевых актов.

Совокупность норм и традиций общения, связанных с речевым оформлением, тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях

Элементы коммуникативного поведения: вербальное (словесное), звучание речи (акустическое), невербальное, пространственное (расстояние между партнерами).

Речевой акт – основная единица коммуникации, отдельное речевое действие, речевой поступок личности, оказывающий определенное влияние на партнера по коммуникации.

Речевая ситуация –набор основных параметров коммуникативного события, помогающий ориентироваться в коммуникации и отличать одно коммуникативное событие от другого; обобщенная модель условий и обстоятельств, обусловливающих речевое поведение личности в коммуникативном событии.

Речевая ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3)отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская); 5) цель; 6) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также невербальные средства – жесты, мимика); 7) способ общения; 8) место общения.

Эти компоненты суть ситуативные переменные. Изменение каждой из них ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.

Типология коммуникативных ситуаций

1. по положению собеседников в пространстве и во времени различают контактное и дистантное общение;

2. с точки зрения средств выражения речевого акта общение может быть устным или письменным;

3. по степени коммуникативности (по наличию или отсутствию собеседника) определяется непосредственное(диалог, монолог, полилог) и опосредованное (телефон, интернет)общение;

4. по тому, предполагается ли реакция собеседника, различают диалогическое или монологическое общение;

5. с точки зрения количества участников различают общение межличностное, групповое и массовое.

Типология коммуникативных ситуаций по адресату

Разновидности речи

Монолог – развернутое высказывание (устное или письменное) одного человека; форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Монологические жанры: статья, монография, рецензия в научном стиле. Монолог имеет определенную композиционную форму. Степень проявления признаков зависит от жанрово-стилистической (художественный монолог, ораторская речь, публичное выступление и пр.) и от функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, описание и пр.) принадлежности.

Диалог –непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц; процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов, при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего.

Полилог –разновидность диалогической речи: разговор нескольких собеседников.

Способы диалогизации устной речи – прямые обращения к слушателю, вопросно-ответный ход, имитация диалогической ситуации, риторические вопросы, предполагаемые оратором реплики слушателей, с которыми он соглашается или не соглашается и т.п.

МонологДиалог
1. односторонность 2. непрерывность, связность 3. развернутость 4. опосредованная контактность 5. последовательность, логичность, смысловая законченность 6. порождение речи 7. опосредованная связь с ситуацией общения 8. сдержанная эмоциональность 9. умеренное использование невербальных средств 10. основная единица – сложное синтаксическое единство 11. полносоставность предложений 12. линейность высказываний 13. нет1. двусторонность 2. обмен репликами 3. свернутость (сокращенность) 4. непосредственная контактность 5. зависимость реплики каждого партнера от речевого поведения другого 6. единство порождения и восприятия речи 7. тесная связь с ситуацией общения 8. ярко выраженная эмоциональность 9. широкое использование невербальных средств 10. основная единица – диалогическое единство 11. эллиптичность предложений 12. перестановка слов, частей фразы 12. изобилие речевых клише

Невербальные средства общения – все несловесные средства передачи информации: взгляд, мимика, жестикуляция, движение, молчание, физический контакт (рукопожатие), пространственно-временные характеристики общения.

Жесты в зависимости от назначения подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

РитмическиеЭмоциональныеУказательныеИзобразительныеСимволические
Связаны с ритмикой речи. Подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т.е. то, что обычно передает интонация.Подчеркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг, радость, выражая отношение говорящего к содержанию сообщения.Выделение предмета из ряда однородных. Указание места, подчеркивание порядка следования.В отсутствие объекта, часто не имеющего или имеющего сложное наименование, появляется потребность изобразить его. При этом выбирается наиболее типичный его элемент или типичное действие с ним, представляющее, репрезентирую-щее его.Абстрактные жесты. Жесты прощания, приветствия, недоумения, призыва к молчанию. Известны всем носителям языка, но различны по своей окраске, сферам употребления, допустимости.

Рекомендуемая литература

1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993.

2. Гольдин В.С., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов.—М., 2003.

3. Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М., 2003.

1. Жельвис В.И. Эти странные русские.- М.: Эгмонт Россия Лтд, 2002.

4. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин.- М.: Флинта: Наука, 2006.

Вопросы и задания

1. Какое общение считается непосредственным?

2. Каковы общие функции языка, речи и жеста?

3. Какие общественно-политические радио-телепердачи строятся в форме диалога? Каким функциональным разновидностям языка принадлежит речь в этих передачах?

4. Ниже даны два текста. Как вы думаете, какой из этих текстов написан британским, а какой – российским автором? Почему вы так считаете?

А) Отношение русских к другим национальностям во многом зависит от того, что это за национальности. Все их зарубежные соседи без исключения – коварные, подлые, жадные и порочные, своим благополучием они все обязаны безжалостной эксплуатации бедных русских, их мозгов и их ресурсов. Если б не соседи, эти заносчивые американцы давно бы уже завидовали российскому благосостоянию.

Б) Русские утверждают, что они страстно интересуются внешним миром, но при этом втайне боятся, что могут показаться другим не достаточно цивилизованными. Они неустанно гостеприимны, хотя, как правило, подшучивают над иностранцами, особенно за постоянное и настойчивое стремление тех быть пунктуальными, соблюдать договоренности и делать все по расписанию.

Источник

Речевое поведение. Роль, позиции, статус

Вы будете перенаправлены на Автор24

Речевое поведение и его особенности

Речевое поведение — это часть более комплексного понятия коммуникативного поведения, которое охватывает не только вербальную составляющую процесса общения, но и всю совокупность условий, в которых происходит обмен информацией между его участниками (время, место, способ коммуникации, используемые речевые и невербальные средства, статус коммуникантов и проч.).

Коммуникативное поведение имеет социальную природу и отражает нормы и традиции общения, принятые в данном обществе.

Речевое поведение представляет собой собственно вид речевой деятельности в процессе общения, обладающий присущей ей структурой: коммуникативными целями и задачами, системой речевых актов (отдельных речевых поступков), вписывающихся в определённую речевую ситуацию.

Речевая ситуация — это среда, в которой осуществляется речевое поведение индивида. Речевая ситуация имеет системно-структурное строение и включает следующие элементы:

Готовые работы на аналогичную тему

Речевая деятельность имеет универсальный характер, поскольку опосредует все другие формы взаимодействия индивидов в обществе: трудовые, познавательные, правовые, экономические и бытовые. Традиционно выделяют следующие виды речевой деятельности: перцептивные (слушание и чтение) и продуцирующие (говорение и письмо). Речевое поведение складывается из последовательности видов речевой деятельности и определяется следующими акустико-артикуляционными и языковыми особенностями:

Рассмотрим более подробно социальные факторы, обусловливающие речевое поведение индивидов.

Понятия коммуникативной роли, позиции и статуса участников общения

Из рассматриваемые понятий коммуникативной роли, позиции и статуса коммуникантов наиболее общим является понятие статуса.

Социальный статус — это позиция, занимаемая человеком в обществе, обусловленная его образованием, местом в структуре трудовых и социальных отношений и характеризующаяся набором прав и обязанностей.

У одного индивида может быть несколько социальных статусов: в семье (супруги — дети — родители), в трудовом коллективе (начальник — подчинённый), в спортивных объединениях (тренер — команда), в конфессиональных группах (священнослужитель — прихожане) и проч.

Занимаемый статус определяет и социально-коммуникативную роль — определённый набор правил, стратегий и тактик поведения, присущих данному статусу. Например, в обществе существуют социальные роли учителя, врача, водителя, президента, характеризующие определёнными требованиями и социальными ожиданиями в отношении их носителей, их речевое поведение должно соответствовать определённым нормам (от учителя требуют вежливости, тактичности, высокой речевой и профессиональной культуры, бесконфликтности, врачу предписывается корректное, доброжелательное и внимательное отношение к пациентам, при этом от учителя и врача ожидают обсуждения только тех вопросов, которые входят в сферу их профессиональной компетенции, а не бесед на личные или отвлечённые темы).

В реальной коммуникации социальные статусы и роли постоянно меняются в зависимости от условий общения. Приведём примерный перечень социальных ролей, которые может сменить один индивид в течение дня: на работе это может быть роль преподавателя, дома — жены и матери, в магазине — покупателя, в транспорте — пассажира, на курсах автовождения — курсанта, в банке — плательщика и проч.

В конкретной речевой ситуации учитывается не только статус и роль коммуникантов, но и их позиция. Данный термин может рассматривать в нескольких аспектах:

Речевое поведение — сложное, многогранное явление, находящееся в центре изучения нескольких дисциплин (лингвистики, социологии, психологии, этики), включающее как собственно языковые аспекты, так и социальные факторы, влияющие на вербальную коммуникацию индивидов.

Источник

Речевое поведение

Смотреть что такое «Речевое поведение» в других словарях:

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи. Обусловлена ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально культурной спецификой поведения участников общения. Говорящий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

речевое поведение — Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Речевое поведение — Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Синтаксис: Словарь-справочник

Речевое поведение билингва — – см. смешанная речь, внутренняя речь билингва, диглоссия, билингвальная шизофрения, переключение с языка на язык, разграничение функций языков … Языковые контакты: краткий словарь

Напускное речевое поведение — – принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

напускное речевое поведение — принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Мужское и женское речевое поведение — см. Мужская и женская речь … Термины гендерных исследований

Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически… … Педагогическое речеведение

Источник

Речевое общение, его структура. Речевое поведение

Что включает в себя речевое поведение. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя речевое поведение фото. Что включает в себя речевое поведение-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя речевое поведение. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Понятия коммуникативного поведения, речевого общения и поведения, речевого акта, речевой ситуации, речевой роли, речевого намерения. Речевая ситуация как основная единица как основная единица речевого общения, её составляющие: участники, предмет речи, обстоятельства (место, время и другие значимые условия), канал общения, код. Типы речевых ситуаций. Типология коммуникативных ситуаций по адресату. Разновидности речи: монолог, диалог и полилог. Роль невербальных средств в речевом общении. Что включает в себя речевое поведение. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя речевое поведение фото. Что включает в себя речевое поведение-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя речевое поведение. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Понятия коммуникативного поведения, речевого общения и поведения, речевого акта, речевой ситуации, речевой роли, речевого намерения. Речевая ситуация как основная единица как основная единица речевого общения, её составляющие: участники, предмет речи, обстоятельства (место, время и другие значимые условия), канал общения, код. Типы речевых ситуаций. Типология коммуникативных ситуаций по адресату. Разновидности речи: монолог, диалог и полилог. Роль невербальных средств в речевом общении. Что включает в себя речевое поведение. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя речевое поведение фото. Что включает в себя речевое поведение-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя речевое поведение. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Понятия коммуникативного поведения, речевого общения и поведения, речевого акта, речевой ситуации, речевой роли, речевого намерения. Речевая ситуация как основная единица как основная единица речевого общения, её составляющие: участники, предмет речи, обстоятельства (место, время и другие значимые условия), канал общения, код. Типы речевых ситуаций. Типология коммуникативных ситуаций по адресату. Разновидности речи: монолог, диалог и полилог. Роль невербальных средств в речевом общении. Что включает в себя речевое поведение. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя речевое поведение фото. Что включает в себя речевое поведение-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя речевое поведение. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Понятия коммуникативного поведения, речевого общения и поведения, речевого акта, речевой ситуации, речевой роли, речевого намерения. Речевая ситуация как основная единица как основная единица речевого общения, её составляющие: участники, предмет речи, обстоятельства (место, время и другие значимые условия), канал общения, код. Типы речевых ситуаций. Типология коммуникативных ситуаций по адресату. Разновидности речи: монолог, диалог и полилог. Роль невербальных средств в речевом общении.

Что включает в себя речевое поведение. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя речевое поведение фото. Что включает в себя речевое поведение-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя речевое поведение. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Понятия коммуникативного поведения, речевого общения и поведения, речевого акта, речевой ситуации, речевой роли, речевого намерения. Речевая ситуация как основная единица как основная единица речевого общения, её составляющие: участники, предмет речи, обстоятельства (место, время и другие значимые условия), канал общения, код. Типы речевых ситуаций. Типология коммуникативных ситуаций по адресату. Разновидности речи: монолог, диалог и полилог. Роль невербальных средств в речевом общении.

Что включает в себя речевое поведение. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя речевое поведение фото. Что включает в себя речевое поведение-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя речевое поведение. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Понятия коммуникативного поведения, речевого общения и поведения, речевого акта, речевой ситуации, речевой роли, речевого намерения. Речевая ситуация как основная единица как основная единица речевого общения, её составляющие: участники, предмет речи, обстоятельства (место, время и другие значимые условия), канал общения, код. Типы речевых ситуаций. Типология коммуникативных ситуаций по адресату. Разновидности речи: монолог, диалог и полилог. Роль невербальных средств в речевом общении.

Человек, будучи по природе своей существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.

Общение— это сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Как считают ученые, человеческое общение на две трети состоит из речевого. Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность и т. п.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, политическую и др.).

Речевое общение осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает её в своих собеседниках.

В речевом общении выделяют 3 стороны:

· коммуникативная (приём, передача, обмен информацией),

· перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

Взаимодействие общающихся (интерактивная сторона) – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру деньги за товар, кассир выбивает чек и отсчитывает сдачу. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнёрства, сотрудничества, конкуренции и др. Взаимодействие представляет собой построение общей стратегии общения.

Коммуникация – единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учётом отношений между ними, установок, намерений, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

По типу отношений между участниками различается коммуникация

по средствам

· речевая (устная и письменная),

· паралингвистическая (жест, мимика, мелодия),

· вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.)

Результатом коммуникации людей в процессе общения становятся их сообщения разной степени эффективности (что удалось, что не удалось; почему не удалось, какие ошибки помешали?).

Взаимодействие и коммуникация в ходе общения становятся возможными только тогда, когда его участники могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчёт в том, что собой представляет партнёр по общению.

Восприятие, понимание и оценка человека человеком – перцептивный компонент речевого общения. Познавая других людей, человек получает возможность лучше определить перспективы совместной деятельности с ними.

В структуре воспринимаемой информации особое место занимают личностные, речевые, поведенческие характеристики людей. Поэтому восприятие в процессе речевого общения можно понимать как деятельность, предполагающую приём и переработку информации, конечным результатом которой являются понимание (ситуации общения, собеседников, смысла речи и т.д.), интерпретация полученной информации, её оценка.

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.

Поведение – это превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т.п.

Выделяют 2 вида поведения:

Вербальное поведение – это система высказываний, суждений, доказательств и т.п.

Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Если результатом речевой деятельности являются мысль и текст, то результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Что включает в себя речевое поведение. 640 1. Что включает в себя речевое поведение фото. Что включает в себя речевое поведение-640 1. картинка Что включает в себя речевое поведение. картинка 640 1. Понятия коммуникативного поведения, речевого общения и поведения, речевого акта, речевой ситуации, речевой роли, речевого намерения. Речевая ситуация как основная единица как основная единица речевого общения, её составляющие: участники, предмет речи, обстоятельства (место, время и другие значимые условия), канал общения, код. Типы речевых ситуаций. Типология коммуникативных ситуаций по адресату. Разновидности речи: монолог, диалог и полилог. Роль невербальных средств в речевом общении.

Формирование социально активной личности предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача заключается в формировании у человека коммуникативной компетентности, которая охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Она включает в себя:

·знание основных понятий лингвистики – стили, типы, способы связи предложений в тексте и т.д.,

·умения и навыки анализа текста,

·собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учётом адресата, цели.

Культура речевого общения предполагает знание правил речевого межличностного взаимодействия и умение пользоваться ими в своём речевом поведении.

Источник

Что включает в себя речевое поведение

Что такое речевое поведение?

Речевое поведение человека – сложное явление; оно связано с особенностями воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т.д.), с одной стороны, и, с другой – в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности. К этому добавим и неречевые (невербальные) средства коммуникации – жесты, мимику, тональные и фонациональные особенности.

Иными словами, в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, данной семье. Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянно ориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение. Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и т.д.Более того, речевое поведение бывает присуще (конечно, в соответствии и с общими социальными признаками) только определенным лицам. Следовательно, речевое поведение человека – это разновидность и составная часть его социального поведения.

Признак возраста делит общество в целом на детей, молодежь, среднее и старшее поколение (конечно, с переходными зонами). Детская речь прекрасно описана К. Чуковским в его книге «От двух до пяти»; речь детей изучают психологи и психолингвисты. Однако и без специального исследования каждый отличит речь ребенка от речи взрослого.

В речевом поведении человека происходит постоянное «исполнение» присущих ему ролевых признаков и «проигрывание» переменных ситуативных ролей, ориентация в общем социальном положении в ролях адресата, оценка официальности или неофициальности обстановки общения и в личностных отношениях с партнером по общению, если, конечно, таковые есть, когда общаются с человеком знакомым. В общем виде такие статусные отношения можно обозначить следующим образом: начальник – подчиненный, воспитатель – воспитанник, учитель – ученик, родитель – ребенок. Безграничное множество текстов рождается из ограниченного количества строевых единиц языка. Зависимости здесь самые разнообразные: мы можем обращаться письменно или устно, контактно или дистанционно, в форме диалога (полилога) или монолога, с помощью или без помощи опосредствующего аппарата, включаться в массовую коммуникацию или общаться межличностно, в обстановке официальной или дружеской, исполнять роль главы семьи или подчиненного ее члена, болтуна или молчуна, начальника, заведующего, коллеги, подчиненного, будучи при этом человеком определенного пола, возраста, с определенным образовательным уровнем, оказываясь то пассажиром, то покупателем, то пешеходом, то пациентом – и так до бесконечности. Здесь все зависит от того, кто, кому, о чем, когда, где, почему, зачем говорит.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих. И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения.

Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

Культура общения со взрослыми и сверстниками

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности.

Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой.

Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.

Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям. Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности. Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности моральная информация.

Определить цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспекты жизни, и тем самым ребенок ставится перед необходимостью свершить то или иное действие. Проводятся также беседы по сюжетным картинкам в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.

Моральная активность анализируется по степени личностной заинтересованности испытуемого в изменении ситуации к лучшему. Ведь чем активнее помощь, поддержка, сочувствие (что зависит в первую очередь от того, насколько эмоционально затронут ребенок), тем самостоятельнее и успешнее разрешается ситуация.

Педагог должен подсказать своему воспитаннику путь самостоятельного решения нравственной ситуации, путь, разумеется, доступный его возрасту. Тем самым он будет способствовать формированию чувства долга, ответственности, инициативы, т.е., тех качеств, без которых невозможно истинно глубокое усвоение требований общества. Только пережитые нравственные предписания превращаются из чисто внешних во внутренние, личностные регуляторы поведения. Нравственные представления, содержащие конкретные способы взаимопомощи, взаимовыручки, наиболее характерны для детей подготовительной к школе группы (хотя показательны и для старшей). Эти ребята не просто сочувствуют сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.

Для старших дошкольников характерны двойственные представления. Однако собственное воображаемое поведение более самоотверженно, более активно, бескорыстно. Данный уровень развития говорит о том, что у воспитанника уже наличествует образ должного поведения. Он представляет, как следует вести себя в определенной ситуации, как поступать ему под влиянием сиюминутного желания. Правда, представления эти еще образцы, к которым он стремится. В плане представлений он более активен, изобретателен, отзывчив.

Эмоциональные отношения во всех ситуациях оказываются взаимосвязанными с нравственными представлениями разной степени действенности, которые более регулятивны, если насыщены эмоционально. Что касается оценок-правил, оценок- состояний, то их роль от пятого к седьмому году жизни возрастает. Дошкольники в этом возрасте уже оценивают поведение с точки зрения выполнения или невыполнения нравственных правил («Я бабушке помогу, потому что она старенькая», «Девочкам надо всегда уступать»). Педагог должен помогать ребенку эмоционально оценивать состояние сверстника. Разбирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, он обращает внимание воспитанника на состояние другого человека, учит его видеть и понимать переживания окружающих, сочувствовать и содействовать им, и не только эмоционально оценивать состояние окружающих, но и предвидеть последствия своих действий. Его задача – помочь ребенку раздвинуть рамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам-предвосхищением.

Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действенности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.

Задачи нравственного воспитания на занятиях

1. Воспитывать любовь к родной стране, городу, природе

2. Развивать стремление заботиться о растениях и животных.

3. Развивать патриотические чувства.

4. Развивать произвольное волевое поведение ребенка в разных видах

5. Формировать интерес к явлениям общественной жизни.

Навыки культурного поведения

1. Закреплять навыки и привычки культурного поведения

2. Закреплять навыки поведения в общественных местах, за столом.

3. Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам.

4. Воспитывать положительное отношение, уважение к работникам детского сада, родителям, чуткость и уважение к старшим, готовность им помочь.

1. Формировать представление о добре, честности, скромности, справедливости, дружбе.

2. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбия, лености.

3. Воспитывать умение считаться с мнениями и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам, справедливо разрешать споры и конфликты

4. Формировать взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

5. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

6. Формировать дружеский характер и взаимопомощь.

1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

2. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1986 г.

3. Островская «Поведение – результат воспитания» Д/в №5 – 77 г.

4. Ядэшко, Сохина «Дошкольная педагогика»

5. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами» Д/в №10-80 г.

6. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности» Д/в 8-85 г.

7. «Ваш ребенок воспитан?» Д/в №10-86 г.

8. «Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-85 г.

9. «Беседы на этические темы» Д/в №4-88 г.

10. «Ребенок и сверстники» Д/в №9-88 г.

11. Зернова «Воспитание любви и уважения к книге» Д/в №6-89 г.

12. Гелло В. «Учите беречь книгу» Д/в №1-76 г.

13. «Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-90 г.

14. Иванова «Воспитание культуры речи» Д/в №12-88 г.

15. Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-89 г.

16. Юдина «Уроки вежливости» Д/в №4-88 г.

17. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения» Д/в №3-89 г.

18. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения» Д/в №1-89 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *