Что включает в себя психолого педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Задачи и принципы

А. А. Майер в своей книге, посвящённой организации работы в дошкольном образовательном учреждении, утверждает, что «сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи». Согласно мнению автора, педагог лишь создаёт условия для реализации личностного потенциала. А. А. Майер считает, что в отличие от коррекции технология сопровождения предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов индивида и его окружения, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с социумом. Основными характеристиками сопровождения можно назвать процессуальность, пролонгированность, недирективность, погружённость в реальную жизнь человека, особые отношения между участниками процесса.

Проблема сопровождения в образовании рассматривается как стратегия развития личности, и как тактика реализации её индивидуального потенциала.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

-Создание для ребенка эмоционального благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

-Изучении индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

-Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

-Своевременное проведение ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии.

-Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Каков же основной принцип психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса? В его основе заложена методология Монтессори. Воспитатель предоставляет ребенку полную свободу. Но свобода не означает заброшенности. Свободное развитие возможно только при отсутствии препятствий. И педагог должен очистить пространство от всего, что мешает расцвету личности. Если мы выращиваем цветок, мы не ждем от него тех свойств, которых нет в его природе. Мы стремимся обеспечить росточку самые благоприятные условия, почву, богатую питательными веществами, всеми необходимыми элементами. Так и педагог готовит пространство, где вырастет человек. В этом его задача.

Смысл системы свободного развития в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь.Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, педагог. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Педагог же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Педагогу отводится довольно скромная, но важная роль – помочь ребенку освоить тот или иной материал, и наблюдать за тем, как происходит его развитие, заполняя, так называемую, индивидуальную «карту достижений». Вмешательство в деятельность ребенка возможно только в том случае, если он сам об этом попросит.И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться вверх по лестнице саморазвития в своем собственном темпе. Ведь сейчас по-настоящему успешным в жизни может быть человек, обладающий многими качествами, а внутренняя свобода и самостоятельность в мышлении и поступках занимают не самое последнее место. Воспитатель ДОУ должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого своего воспитанника. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают ему возможность помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдениюза работой детей, проживающих в буквальном смысле этих слов основы научных знаний, будь то развитие речи, математика или рисование и музыка. В специально оборудованном для свободной работы детей учебном пространстве можно наблюдать таинство движений их мысли, раскрытие уникального пути развития каждого ребенка. От притяжения к интересу и любопытству, от радости живого действия с конкретным предметом к постижению мира пролегает линия внутренней мотивации ребенка, которая является основой его деятельности. Ребенок стремится сам разобраться во всем и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к педагогу как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.

Благоприятно воздействует на развитие детей отсутствие соревнований друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, и прогресс ребенка виден только по отношению к нему самому.

В группах детей не следует организованно усаживать за столы, сидя за которыми они будут взирать на гордо декламирующего воспитателя – гораздо правильнее предоставить каждому ребёнку возможность заняться своей работой сидя на коврике или за небольшим столиком, специально приспособленным для ребячьего удобства. И никто – ни товарищи по группе, ни сам педагог – не вправе нарушить концентрацию малыша. Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два маленьких претендента, то естественно возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга.

На сегодняшний момент психолого-педагогическое сопровождение ложится зачастую на плечи педагога, т. к. не каждое дошкольное учреждение имеет в штате педагога-психолога. От воспитателей требуется серьёзные, фундаментальные знания в области психологии. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождениена современном этапе представляет систему из 3 составляющих:

-педагогов (самосовершенствующихся, самообразовывающихся в области психологии и не только) если нет педагога-психолога, помощь должен оказывать старший воспитатель

-дети, которые должны развиваться в специально созданной среде

-родители, у которых педагоги призваны формировать компетентность как родителей.

В работе с родителями педагогам следует обратить особое внимание на их отношение к детской самостоятельности и свободе выбора деятельности детей. Родители должны чётко усвоить и принять утверждение, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности. Зачастую чрезмерная опека родителями их детей является ложной, ограничения жёсткими и болезненными для самолюбия маленького человека. Куда полезнее и правильнее наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой собственного ребенка, пробуждать интерес, оказывать помощь, концентрироваться на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места, любить его откликаться на главную просьбу ребёнка: помоги мне это сделать самому.

Источник

» Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях ФГОС»

Психолого-педагогическое сопровождение учащегося в новых условиях обучения ФГОС

Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом и является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

-успешность деятельности обучающихся;

-осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

-удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

-связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

(помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя обучающихся, родители)

Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в ОО.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Психологическое просвещение и образование – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Так же приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологической культуре.

Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения обучающихся последовательным, осознанным и обоснованным;

она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Работа с обучающимися

Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у них знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных детей, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

Проведение тренингов с обучающимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование обучающихся (помощь в решении проблем).

Сопровождение обучающихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

Работа с педагогами и другими работниками школы

Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

Проведение семинаров, практических занятий, лекций.

Работа с родителями

Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров- тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

На основании всего изложенного были составлены цели и задачи для создания перспективного планирования на 2021-2022 учебный год.

Они включают в себя:

Цель работы: содействовать созданию социальной ситуации развития с учетом индивидуальности обучающихся; обеспечить психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся; повысить уровень знаний о психологическом развитии личности у родителей (законных представителей), педагогических работников.

1. Диагностика особенностей психического развития учащихся, отслеживание результатов диагностической работы.

2. Предупреждение проблем в развитии учащихся.

3. Помощь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором профессионального самоопределения, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами).

4. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися школы.

5. Развитие психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

За период первой четверти (сентябрь-октябрь) была проведена работа по следующим направлениям:

· Диагностическое из которой были проведены «Диагностика социально-психологической адаптпции обучающихся 1,5 кл.»из результатов диагностики 67% детей имеют низкий показатель адаптации, 25% средний и 8% высокий, Тест школьной тревожности Филиппса, методика Баса Дарки на выявление агрессии у детей 8-9 класс, показатели тревожности и агрессии в норме у 46,40% детей, 17,90 %тревожность и агрессия повышены, 21,40 % повышенная тревожность, агрессия в норме и 14,30% тревожность в норме, а агрессия повышена.

В течении сентября проводился мониторинг состояния здоровья обучающихся по программе Valeometr по завершению были выставлены общие результаты показателей из них функциональные резервы учащихся 47,73%, физические резервы 36,59%, психические 59,01% и адаптационные 90%.

Следующими направлениеми моей работы были профилактическая и просветительская деятельность которая проходила в рамках тренинга на тему «Как не стать жертвой преступления» с 9-10 кл.

Не маловажную роль занимает коррекционно-развивающая работа, проводилась в форме индивидуальных и групповых занятия согласно утвержденному расписанию.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

-развитие навыков самообслуживания

-адаптация к условиям интерната

-коррекция эмоционального состояния

-работа со стрессовыми состояниями

-работа с агрессией

-развитие коммуникативных навыков.

Анализируя всю проведенную работу за первую четверть можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить пути для улучшения психолого-педагогического сопровождения результатов проделанной работы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«Цель, задачи и функции психолого-педагогического сопровождения»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального

отделение иностранных языков

Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль «Английский язык, немецкий язык»

«Цель, задачи и функции психолого-педагогического сопровождения»

«___»_________ 2021 г. _Сабитова Л.Р. ______________

Работа допущена к защите:

канд. психол. наук, доцент

«___»_________ 2021_ г. Г.Р. Шагивалеева ____________

Елабуга – 2021 год

Введение

Сегодня уделяется особенное внимание здоровью человека. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Когда говорим о здоровье человека, не стоит думать лишь о его физическом здоровье, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем, следует также говорить о его нравственном и психическом здоровье. На физиологическом уровне психическое здоровье рассматривается как работа мозга, а точнее высшего отдела нервной системы: коры подкорковых образований головного мозга. Результатом их деятельности являются так называемые психические процессы – поведение, сознание, память, речь, внимание, воля, способность мыслить. От эффективности протекания этих процессов напрямую зависит успешность школьного обучения.

С каждым годом поднимается вопрос об эффективном усвоении учащимися большого потока знаний, адаптации детского организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. А в целом, возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья детей.

Школа является социальной средой для учащихся, а также тем местом, где нередко создаются психологические трудности. Это могут быть проблемы адаптации, проблемы давления на учащегося, оказываемому ему из-за требований, также присутствия элемента соревнования, которое постоянно требует прикладывания всё больших усилий для получения лучших результатов, ну и факт того, что с каждым годом система образования усложняется.

В то же время подростково-детский период является периодом, в который наиболее легко и естественно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим

впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.

Одним из конкретных шагов в этом направлении, является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путём создания определённых социально-психологических условий с обязательным психолого-педагогическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.

Актуальность исследования: такая социальная среда как школа создаёт нередко психологические трудности для детей-подростков, так как сегодня здоровье личности является первостепенной задачей, психолого-педагогической сопровождение, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения, является важным процессом в обеспечении нормального развития личности.

Цели исследования : выделить основные методы и способы психолого-педагогического сопровождения межличностного взаимодействия обучающих и обучающихся на разных этапах обучения, определить цель, задачи и функции психолого-педагогического сопровождения.

Задачи исследования :
1.Рассмотреть теоретические основы психолого-педагогического сопровождения.
2. Раскрыть основные задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения
3. Оценить результаты и рассмотреть основные этапы психолого-педагогического сопровождения межличностного взаимодействия обучающих и обучающихся

Глава 1.

1.1. Теоретические основы и принципы психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения.

Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т. д.) ; сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т. д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.

В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

— принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

— принцип активности ребенка в образовательном процессе;

— принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

— принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдение режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

1.2. Виды (направления) работ по психолого-педагогического сопровождению. Разработка образовательных программ.

Существует направления работ по психолого-педагогического сопровождению:

6. Психологическое просвещение и образование: формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными.

Наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление как разработка (проектирование) образовательных программ.

Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития. Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.

Процесс проектирования включает в себя несколько этапов:

Исходя из этого, можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная работа, которая помогает ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания. Это также предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса.

1.3. Цель, задачи и функции психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся:

1. формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

2. достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, стремления к личностному развитию и успешной социализации;

3. активизацию инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.

4. содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся,

их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

1. Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

2. Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

3. Содействие реализации (выполнению) требование федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

4. Разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;

5. Содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

6. Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

7. Распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

8. Взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др.), с другими образовательными учреждениями, организациями здравоохранения и социальной защиты.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Функции психолого-педагогического сопровождения:

1. Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц (учителей, администрации школы и родителей обучающихся) о формах и методах сопровождения;

2. Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных лиц (учителей, администрации школы и родителей обучающихся) в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка;

3. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, другими педагогическими работниками школы.

1.4. Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического сопровождения.

При проведении соответствующих методик, мероприятий и следованию задачам психолого-педагогического сопровождения, ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического сопровождения будут оправданы.

● успешная адаптация учащихся;

● гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;

● успешная адаптация и социализация выпускников школы;

● создание мониторинга психологического статуса школьников;

● повышение образовательного уровня слабоуспевающих учащихся;

● успешная адаптация одаренных школьников;

● способность субъектов к конструктивному сотрудничеству и взаимодействию;

● активность субъектов в различной деятельности;

● осознание субъектами социальной значимости результатов образования;

● снижение уровня тревожности учащихся, установление доброжелательной атмосферы в образовательном учреждении;

Заключение

Исходя из всего вышеперечисленного можно сказать, что специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например, из-за этнических различий, особенностей внешности и др. Разрешение подобных ситуаций требует как работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы. Нельзя недооценивать серьезность таких проблем. Также психолого-педагогическое сопровождение направлено на успешное развитие развитие личности. Вопросы, связанные со здоровьем учащихся, с их благоприятной средой развития, нельзя игнорировать.

В наше время психолого-педагогическое сопровождение является важной составляющей учебного процесса. И оно уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Я полностью убеждена, что психолого-педагогическое сопровождение нужно развивать, ведь только в этом случае возможно всестороннее и гармоничное развитие личности. Само собой, я продолжу изучение данной темы.

Список используемой литературы

1) Басюк В. Психологическое сопровождение детей в условиях образовательного учреждения // Развитие личности. 2007. № 3. С. 160-165.

3) Бадьина Н.П., Дементьева Л.А. Формирование готовности педагогов-психологов к психологическому сопровождению инновационной деятельности в образовательном учреждении // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 2 (7). С. 119-126.

6) Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1. С. 36-46.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *