Где может что то печататься
Где и как опубликовать свой рассказ: советы для начинающих авторов
Рассказывают кураторки курса прозы «Глагол» Женя Иванова и Арина Бойко
Начинающие авторы не всегда дебютируют именно с романов. Часто их первыми публикациями в журналах становятся рассказы, что потом помогает презентовать себя издательству: на писателя с литературной биографией скорее обратят внимание, чем на совсем неизвестного автора. Кураторки курса прозы «Глагол» (новый набор стартует 5 сентября) Женя Иванова и Арина Бойко рассказали, какие существуют пути к изданию рассказов и какие правила стоит соблюдать, чтобы увеличить свои шансы на публикацию.
Толстые литературные журналы
Вы наверняка слышали о том, что многие произведения русских классиков изначально публиковались в журналах, а не выходили сразу толстыми книжными томами. Толстой, Достоевский и Гончаров прославились именно благодаря журналу «Современник», где читатели впервые знакомились с их прозой.
Современные литературные журналы появились в советскую эпоху и считаются наследниками этой традиции. «Октябрь», «Новый мир», «Юность», «Дружба народов», «Урал» –– вот несколько самых известных и влиятельных толстых изданий. На самом деле их гораздо больше. Ознакомиться с полным списком, а также с архивом номеров можно на сайте «Журнального зала». За художественный текст в этих журналах вам не заплатят, но такая публикация поможет утвердиться среди мастодонтов литературного поля: именно здесь редакторы издательств ищут новые имена.
На первый взгляд, «толстяки» кажутся недосягаемыми: официальных опен коллов для авторов они, как правило, не делают. Однако можно перейти на сайт заинтересовавшего вас журнала –– в разделе «Контакты» обычно прячется редакционная почта. Отвечают молодым авторам долго и не все. По нашему опыту, самые контактные «толстяки» –– «Дружба народов» и «Юность».
Новые журналы
Для авторов-дебютантов хорошо подходят новые литературные платформы –– онлайн и офлайн журналы, которые появились не так давно, но обзавелись своими читательскими сообществами.
В 2014 году такой литературной сенсацией стал журнал «Носорог», редакция которого сегодня превратилась в полноценное издательство. К сожалению, рукописи и тексты для публикации они не принимают.
Ещё есть петербургский электронный журнал «Прочтение» с отдельным разделом для художественных и поэтических текстов «Опыты». Текст туда можно отправить в любой момент –– новые публикации выходят каждые две недели. «Прочтение» присматривается к дебютантам и часто их публикует, так что дерзайте! Почта кураторов раздела указана на сайте во вкладке «О нас».
За последний год в литературном поле появилось сразу несколько новых платформ для публикации: тонкий журнал «Незнание», издательский проект «Тетрадь в линейку», первое литературно-образовательное издание для подростков Teens Write и белорусско-русский журнал женского письма «Поле». Все они работают по принципу опен коллов, то есть принимают тексты для публикации от всех желающих и уже из них формируют содержание номера. Такие проекты создаются энтузиастами и финансируются с помощью краудфандинга, поэтому стоит не только участвовать в опен коллах, но и по возможности поддерживать инициативы финансово.
Самиздат
Если вы готовы заниматься самопродвижением и ищете скорее внимания читателей, чем признания писательского сообщества, то можете публиковать рассказы и романы на самиздат-платформах. С развитием самих платформ электронные публикации становятся чем-то вроде выпуска треков на стриминговых сервисах без участия лейбла.
Возможности для такой публикации предлагают почти все приложения для чтения и прослушивания книг — на Bookmate загрузить книгу может любой желающий, у Литреса есть целый сервис Литрес: Самиздат, который помогает авторам зарабатывать, а для аудиокниг есть Storytell Hub.
Фантастику и фэнтези можно публиковать на Author.Today, а заказывать собственные бумажные экземпляры на Ridero (если вас не смущает недавний скандал, связанный с продвижением книг фейковых врачей).
Последние годы в литературе активно развивается направление зинов. Изначально зин — это малотиражный самиздат-журнал, объединяющий арт и тексты на определенную тему и часто выполненный в слегка небрежной эстетике do-it-yourself.
Ещё одна отличительная черта зинов –– ситуативность. Они часто вдохновлены актуальной повесткой и появляются стихийно. Так, например, в апреле 2020 команда журналистов и редакторов запустили сайт Autovirus и объявили опен колл в свой «автофикшн-зин». Темой опен колла стала вирусная тревога, а прошедших отбор авторов и авторок редакция поддержала выплатой гонораров.
Узнавать о появлении новых зинов и возможностей для публикации в них бывает нелегко, так как чаще всего зины –– явление локальное. Здесь можно только посоветовать следить за литературно-инсайдерскими телеграм-каналами. Например, подпишитесь на «Книгижарь», «Литература и жизнь» или Go fiction yourself. А можно придумать и воплотить собственный зин!
Антологии писательских школ
Почти все школы писательского мастерства выпускают электронные или печатные сборники рассказов своих выпускников. WLAG опубликовали сборники «Маленькая книга историй о женской сексуальности» и «[Дружба]», Современные литературные практики выпускали «Страсти по конституции», CWS ведет журнал и альманах «Пашня», «Глагол» публиковал зин «Открывай» и тоже скоро выпустит первый сборник.
Преподаватели школ заинтересованы в том, чтобы продвигать своих выпускников, показывать литературному сообществу и читателям результаты работы. В такой сборник могут попасть лучшие или все написанные работы студентов.
Как оформить письмо в журнал
Если вы решили публиковаться в толстом журнале или участвовать в опен колле, то заранее подумайте про несколько важных моментов:
Издательства для начинающих авторов
Ниже представлен список издательств, предлагающих сотрудничество молодым и начинающим авторам. Среди них есть издательства художественной и деловой литературы, детской литературы, фантастики и фэнтези, исторических трудов, учебников. Список издательств периодически дополняется и обновляется.
1. Издательский дом «Питер»
Издательство предлагает сотрудничество авторам книг по следующим направлениям: компьютерная литература, экономическая литература, популярная литература, гуманитарная литература, медицинская литература, психологическая литература, художественная литература. Подробности: piter.com
Также на сайте издательства есть вакансии для переводчиков, редакторов, корректоров. В некоторых случаях возможна удаленная работа. Вакансии можно посмотреть здесь.
2. «Эксмо»
Издательство предлагает сотрудничество авторам художественной, деловой, учебной и прикладной литературы. Подробности: eksmo.ru
Также издательство активно работает с фрилансерами (редакторами, переводчиками, иллюстраторами). Посмотреть актуальные вакансии издательства можно здесь.
3. «Вильямс»
Издательство выпускает профессиональную и научную литературу. По ссылке можно посмотреть условия подачи заявки на издание книги: williamspublishing.com
4. «Юрайт» (для авторов учебников)
Издательство выпускает учебную литературу для вузов. Приглашает авторов для издания или переиздания учебников. Подробности: urait.ru
5. «КноРус» (для авторов учебной литературы)
6. «Добрая книга»
Приглашаются к сотрудничеству авторы, пишущие на следующие темы: экономика и бизнес, деловая литература, технологии личной эффективности, практическая и популярная психология. Требования к произведениям – на сайте издательства: dkniga.ru
Также издательство «Добрая книга» набирает корректоров, литературных редакторов, в том числе на условиях удаленной работы (из дома). Вакансии издательства здесь.
7. «Манн, Иванов и Фербер»
Изначально издательство выпускало бизнес-литературу. Сейчас, помимо деловой тематики, выпускает книги по саморазвитию, здоровому образу жизни, детскую литературу. Информация для новых авторов и форма для отправки заявки находится здесь: mann-ivanov-ferber.ru
Также в издательство требуются художники, литературные редакторы, корректоры. Предлагается в том числе удаленная работа (из дома). Посмотреть актуальные вакансии можно здесь.
8. «РИПОЛ Классик»
Издательство приглашает к сотрудничеству новых авторов прозы и поэзии любых жанров. Подробная информация на сайте издательства: ripol.ru
9. «Росмэн» (детская литература)
Выпускает детскую литературу, лидер данного рынка. Новых авторов издательство набирает через конкурс «Новая детская книга». Сайт конкурса: newbook-awards.ru
Также отвечают на вопросы авторов в группе ВКонтакте.
10. «Астрель-СПб»
Выпускает детскую литературу, современную прозу, фантастику, криминальную прозу. Информация для новых авторов: astrel-spb.ru
11. «Азбука»
Выпускает деловую и художественную литературу, детские книги, фэнтези, фантастику. Помимо авторов, приглашает к сотрудничеству переводчиков, редакторов, дизайнеров, иллюстраторов. Условия сотрудничества: azbooka.ru
12. «Вече»
Специализируется на исторической литературе (художественные и популярные произведения о российской и мировой истории). Информация для авторов: veche.ru
13. «Лабиринт» (детские книги)
Издательство ищет новых авторов детских книг. Также предлагает работу художникам. Подробная информация на сайте: labirint.org
14. «Альпина Паблишер»
Ищут авторов деловых книг, а также книг по личному и профессиональному совершенствованию. Подробная информация: alpinabook.ru
15. Интернет-магазин «Литрес»
Крупнейший интернет-магазин на рынке электронных книг. Сотрудничает как с издательствами, так и с авторами. Подробная информация для авторов litres.ru
Советы молодым авторам
Часто издательства просят прислать полный текст рукописи для рассмотрения. Если Вы беспокоитесь относительно соблюдения авторских прав, то можете проконсультироваться с юристами, как защитить свои права на книгу в случае любых спорных вопросов.
Полезные статьи и материалы
Как легко написать любой текст? Способы решения проблемы чистого листа.
Куда податься начинающему писателю
Как пробиться на книжный рынок, где опубликовать рукопись, как развивать свое литературное мастерство? О том, где и как заявить о себе начинающему автору, читайте в нашем материале.
Толстые литературные журналы
Массовая пресса
Если толстые литературные журналы рассчитаны на узкий круг читателей, то массовая пресса дает автору возможность заявить о себе перед широкой аудиторией и сделать так, чтобы ваше имя было «на слуху». Публикации на страницах обычных изданий — от газеты «Метро» до журнала Cosmopolitan, по словам эксперта по стратегическому PR Александра Цыпкина, — один из этапов успешной стратегии продвижения своих произведений. Гонорары за такие публикации, увы, удается получить не всегда, но Цыпкин утверждает: бесплатная публикация на страницах массового издания — хорошая инвестиция в будущее, если вы задумались о писательской карьере.
Литературные школы
Сегодня в Москве работает около полутора десятков школ и литературных мастерских, многие из которых проводят занятия и онлайн-курсы в других городах. У каждой школы свой подход.
Так, если Creative Writing School Майи Кучерской основывается на приемах западных школ, то «Хороший текст» Татьяны Толстой ориентирован на продолжение традиций русской литературы. Курс в литературной школе — это сжатая до нескольких месяцев или недель программа Литинститута, где студенты под руководством известного автора начинают практику с первого занятия. Для лучших студентов, как правило, предусмотрены бюджетные места и скидки. По словам Кучерской, средний возраст студента литературной школы — 32 года: чаще сюда приходят люди с опытом, которые хотят отточить мастерство, освоить приемы ремесла и получить оценку опытного мастера. Мария Голованивская, основавшая вместе с Татьяной Толстой школу «Хороший текст», отмечает: литературные мастерские — это еще и социальный лифт, который дает начинающему автору возможность познакомиться с коллегами по перу и пережить уникальный опыт. По словам редакторов, упоминание одной из подобных школ в резюме неизвестного автора дает ему преимущество при рассмотрении рукописи.
Литературные премии
В России действует более 600 литературных премий. Самой престижной наградой для молодых авторов считается премия «Дебют» (увы, в 2016-2017 годах она не вручалась). Авторы романов, рассказов, стихов и эссе до 35 лет могут отправить свою рукопись на конкурс через онлайн-форму на сайте премии. Многие современные прозаики начинали карьеру именно с литературных премий. Так, лауреат «Русского Букера — 2015» Александр Снегирев получил свою первую премию в 25 лет. «Получив “Дебют”, я совершенно обалдел и понял, что надо, видимо, этим делом (литературой — прим. ред.) заняться всерьёз, — вспоминает. — “Дебют” и “Липки” (семинар для молодых авторов — прим. ред.), сделали для русской литературы так много, что оценить это смогут лишь потомки».
Также стоит отметить литературную премию «Лицей».
Социальные сети и онлайн-платформы для начинающих авторов
По словам критика Александра Гаврилова, электронная публикация произведения — главный литературный тренд последнего десятилетия. Сегодня в руках у автора-дебютанта больше ресурсов, чем у издателя: он не обязан встраиваться в традиционные цепочки распространения своих произведений и обивать пороги издательств, поскольку может самостоятельно выйти на широкого читателя и протестировать на нем различные литературные форматы через социальные сети и другие интернет-каналы.
Для сравнения: Джоан Роулинг получила 8 отказов от издательств, прежде чем рукопись первой книги о Гарри Поттере приняли в печать. Между тем, у романа Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» истории отказов нет, поскольку автор не нуждался в издателе: книга была опубликована на форуме фанфиков, откуда ее выцепило австралийское издательство электронных книг.
Блогерская проза и фейсбук-байки получили большое распространение в последние годы. Так, Диляра Тасбулатова заключила авторский договор с «Эксмо» после того, как редактор наткнулась на ее Фейсбук. Александр Цыпкин рассказывает, что свою первую книгу он также издал на основе историй, опубликованных в Фейсбуке. Александр считает: для продвижения прозы необходимо использовать все возможные каналы Интернета — от персонального сайта до Инстаграм-аккаунта, где под фотографиями могут публиковаться цитаты из книг.
Эксперты отмечают и обратную сторону интернет-прогресса: с ростом популярности социальных сетей, становится сложнее отследить качественную прозу — иными словами, графоманов становится больше. Поэтому сегодня успешный писатель — это еще и эффективный пиар-менеджер, задача которого — создать качественный бренд из своего имени и задействовать максимальное количество ресурсов для продажи своего «товара».
Общение напрямую с издателем
То, что редакторы не просматривают почту, на самом деле — стереотип. Чтобы было понятно, кратко опишем механизм, по которому рассматриваются рукописи, поступающие в «Эксмо». После того, как произведение падает на ящик издательства, ему присваивается номер. Далее рукопись отправляется к внештатному рецензенту, который, не имея никакой информации об авторе, оценивает его по определенным критериям: язык, мастерство в создании сюжета, убедительность и т.д. Если текст получает высокую оценку, его читает редактор, и в случае положительного решения с автором связываются для заключения авторского договора.
Немаловажную роль при рассмотрении рукописи для издателя играет резюме автора. Так, наличие публикаций — дополнительный бонус. Более того, редакторы обращают внимание на такие, казалось бы, мелочи, как оформление письма. Игры с шрифтами, опечатки и грамматические ошибки, уничижительные формулировки вроде «я понимаю, как мало у вас времени», «наверное, вы не найдете время для моей скромной персоны» могут просигналить издателю о том, что рукопись выполнена некачественно. Ознакомиться с полным перечнем требований к оформлению материалов в издательстве «Эксмо» можно здесь.
В целом, заявка на рассмотрение рукописи должна быть написана в деловом стиле, быть максимально содержательной и не усложнять работу издателя обилием излишней информации и пространных формулировок. И не забывайте: начало книги — пиар всей книги, конец книги — реклама следующей книги.
Где опубликовать свои книги и заработать: список сайтов
Мы подготовили подборку сайтов на которых можно опубликовать свои книги и заработать.
1. «Литрес: Самиздат»
ЛитРес: Самиздат – ресурс для публикации произведений в книжных интернет-магазинах и онлайн-библиотеках. Аудитория сервиса и партнерских площадок насчитывает несколько миллионов пользователей.
Процесс публикации максимально прост и удобен: автор загружает книгу – платформа самостоятельно верстает документ и бесплатно размещает на крупных торговых площадках Ozon, Google Play и MyBook. Доступна загрузка произведений в законченном виде или фрагментарно, по частям. Разместить свои рассказы можно в платном каталоге «Литрес» по цене автора с уплатой комиссионных.
Плюсы. Детальный раздел «Вопросов и ответов», рассказывающий, как создавать и продвигать книгу на платформе. Сложностей не возникнет даже у начинающих пользователей.
Минусы. Основные услуги, необходимые для монетизации произведения, платные. За работу корректора, редактора, верстальщика, профессиональное продвижение и печать тиража придеться заплатить.
2. «Проза.ру»
Отечественный литературный портал работает на рынке с 2000 г. Позволяет в свободной форме публиковать свои произведения с сохранением авторских прав для поэтов и прозаиков. На ресурсе представлена крупнейшая коллекция современных произведений.
Процесс публикации несложен. Чтобы выложить книгу в интернет, автору необходимо зарегистрироваться под реальным именем или псевдонимом и загрузить текст. Можно ждать пассивной раскрутки: если книга окажется интересной, читатели найдут вас сами. Чтобы стать более заметным автором, участвуйте в конкурсах, выдвигайтесь на премии, комментируйте и рецензируйте книги других поэтов и прозаиков. Не хотите полагаться на удачу? Инвестируйте в качественное продвижение. Платформа работает под эгидой «Российского союза писателей»: можно оплатить размещение в альманахе или издать свою книгу в издательстве Российского союза писателей.
Плюсы: Возможности свободной публикации и рецензирования, участие в рейтинге авторов вне зависимости от времени публикации. Современный минималистичный дизайн. Сайт адаптирован для работы на мобильных устройствах.
Минусы: Ограниченные возможности сортировки: автоматически книги отсортированы лишь по времени загрузки. Выставить фильтр по названию произведения или фамилии автора нельзя – придется воспользоваться поиском, что не всегда удобно.
3. «Ридеро»
Сервис-посредник между авторами и онлайн-магазинами по продаже книг. На Ridero можно создавать и распространять бумажные и электронные тексты, опубликовать рассказ, роман или стихотворение. Продавать произведения можно в интернет-магазине «Ридеро», получая определенный процент от стоимости, и на других популярных площадках.
Как это работает? Пользователь проходит стандартную процедуру регистрации с указанием реальным паспортных данных. Это обязательное требование для оформления договора с платформой. После регистрации необходимо выбрать макет книги и обложку. На ресурсе представлен большой выбор шаблонов. Затем потребуется загрузить текст и проверить отображение. При необходимости можно внести правки.
Плюсы: Низкий порог входа, обширный инструментарий и хорошо продуманный процесс публикации, который позволяет новичку набраться опыта в издательском деле. Удобный пользовательский интерфейс.
Минусы: Ключевые опции, необходимые для продвижения и роста продаж, – платные.
4. Журнал «Самиздат»
Ресурс-долгожитель с устаревшим дизайном, но большой и преданной аудиторией. Разместить книгу и большинство других литературных форм можно бесплатно, но платформа не запрещает использовать инструменты монетизации. Автор может указать свой электронный кошелек и попросить читателей о вознаграждении. Журнал «Самиздат» – одна из моделей краудфандинга без навязчивого коммерческого компонента.
Плюсы: Лояльная и постоянная аудитория. Талантливые авторы быстро обзаводятся преданными поклонниками, требующими все новых и новых творений. Именно здесь можно сделать себе имя и при росте читательского интереса переходить на другие платформы.
Минусы: Морально устаревший дизайн, отсутствие внятных инструментов монетизации, низкий уровень быстродействия сайта.
5. «Литмаркет»
Совместный проект двух русскоязычных авторов – Никиты Аверина и Дмитрия Руса. Появился на рынке в 2016 г. «Литмаркет» – книжный портал для читающей аудитории с разными запросами. Здесь публикуют свои работы поэты, писатели, декламаторы и другие представители отрасли. Доступны для размещения аудиоформаты и книги в электронных версиях.
Для размещения произведения достаточно зарегистрироваться в режиме писателя, заполнить форму, загрузить текст и отправить на рассмотрение редакции. В случае положительного ответа автор может опубликовать произведение на ресурсе. Дополнительно можно вести свой блог, участвовать в конкурсах и викторинах.
Плюсы: Возможность на безвозмездной основе встать в один ряд с известными на современном литературном Олимпе именами. Адаптивный дизайн, кроссбраузерная верстка – сайтом удобно пользоваться не только на ПК, но и на смартфонах. У победителей конкурсов есть возможность опубликовать книгу в известных издательских домах. Можно отправить сообщение понравившемуся автору.
Минусы: Не лучшая стартовая площадка для новичков. Читатели на «Литмаркете» ориентированы на известных авторов и в меньшей степени следят за работами начинающих писателей.
6. ПродаМан
«ПродаМан» – платформа, ориентированная на пошаговую публикацию произведений. Предусмотрены инструменты коммуникации между писателями и читателями, которые любят следить за «продами» – фрагментами произведения, состоящего из нескольких последовательно публикуемых частей. Также авторы могут размещать законченные работы со ссылками на интернет-магазины, где их можно приобрести.
Плюсы: Большая и вовлеченная читательская аудитория, хорошо продуманные инструменты коммуникации с автором. Зачастую без внимания не остается ни один текст. Каждая новинка может со 100% гарантией претендовать на просмотры, а в случае успеха – на развернутую дискуссию.
Минусы: Слабый коммерческий эффект, высокая конкуренция. Необходимость постоянно публиковать новые отрывки. Остановитесь – аудитория уйдет, снизиться популярность и доход.
7. Целлюлоза
Сайт, который специализируется на выпуске электронных прототипов книг до их фактического выпуска в бумажном варианте. Многие писатели именно здесь публикуют свои произведения по мере написания новых фрагментов. На платформе действует уникальная система денежного вознаграждения: гонорар автора зависит от его доходов за предыдущий месяц. Существует рейтингование писателей по уровням, от которых зависит процент ежемесячных выплат. Все права на произведения остаются у автора. Книги защищены от копирования.
Плюсы: Уникальный формат. Возможность ознакомиться с новинкой популярного автора до выхода книги.
Минусы: Система начисления вознаграждений приносит оптимальный уровень дохода только для известных писателей.
8. Libstation
Самиздат и интернет-магазин в рамках одного ресурса. Позволяет публиковать произведения начинающих авторов и оценивать их успешность и актуальность по обратной связи от читателей. В библиотеке пользователи могут бесплатно ознакомиться с бесплатным фрагментом и выкупить следующий при наличии интереса. Это стимулирует автора продолжать начатое, получив гонорар за первые главы. Если книга пользуется успехом, по завершении можно продавать полную версию. Предусмотрена возможность публикации произведений на бесплатной основе.
Плюсы: Интересный формат, позволяющий оценить потенциальную успешность будущей книги.
Минусы: Авторам, не успевшим заручиться вниманием читающей аудитории, сложно продвигать здесь свои произведения.
9. Bookscriptor
Современное виртуальное издательство, ориентированное на быструю и удобную публикацию произведений. На платформе можно верстать книги в бесплатном онлайн-редакторе и печатать нужным тиражом. Для читателей доступны электронные образцы. Предусмотрен выпуск произведений на бумажных носителях через опцию «Печать по требованию». Ресурс взимает комиссию в размере 30% от стоимости книги.
Плюсы: На платформе работает система автомодерации, которая проверяет произведение на соответствие требованиям законодательства и правилам сайта. Изменения в текст не вносятся. Если работа соответствует требованиям, книга публикуется в неизменном виде.
Минусы: Долгие сроки проверки – до 7 дней.
10. Surgebook
Соцсеть для авторов и читателей. Платформа представляет большое количество инструментов для полноценной работы с текстом. Можно публиковать фрагменты, отдельные главы, готовые книги, вести блог, общаться с аудиторией. Авторские права принадлежат только авторам.
Плюсы: Удобный пользовательский интерфейс для публикации прозаических и поэтических произведений. Быстрая регистрация. Отсутствие модерации.
Минусы: Ресурс работает в режиме beta-тестирования.
11. Призрачные миры
Интернет-магазин, специализирующийся на публикации произведений в фантазийном, мистическом стилях, жанре любовного романа. Автор загружает свой текст и устанавливает цену. В случае покупки ресурс взимает комиссионные за посредничество. Авторские права в полном объеме остаются за авторами.
Плюсы: Выпускается онлайн-издание, где рассказывают об успешных авторах. Есть встроенные рекламные инструменты для продвижения книги и личного бренда. Удобное юзабилити. Быстрые выплаты. Невысокий размер минимального платежа для вывода. Можно самостоятельно рекламироваться. Сайт удобный. Не нужно заключать официальный договор.
Минусы: Публикуется ограниченный перечень жанров. Маленькие тексты (менее 80 000 знаков) публикуются на бесплатной основе. Монетизировать их через сервис невозможно. Длительные сроки рассмотрения редакцией: в отдельных случаях – около недели.