Что включает в себя психика человека
Структура человеческой психики
С этой загадочной структурой человека связано много тайн и стереотипов. В этой статье – попытка ответить на самые частые вопросы: что такое психика, как она устроена и как работает?
Физиологическим носителем психики является нервная система человека.
Психика – это свойство и функция мозга, которая заключается в субъективном отражении объективной действительности в идеальных образах. На основе этих идеальных образов человек и выстраивает свою жизнь и свои отношения с внешней средой. Нервные клетки и рецепторы осуществляют связь центра мозга с внешним миром.
Содержание психики: идеальные образы действительно существующих явлений. Они возникают у каждого человека по-разному и зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов и психического состояния человека.
У животных психика тоже есть. Однако человеческая психика является высшей формой психики и еще называется «сознанием» и включает в себя область подсознания и надсознания («сверх Я»).
Психические свойства у каждого свои. Именно они образуют индивидуальность человека. Любой человек может забыть что-нибудь, но не для каждого забывчивость характерная черта. Любой из нас может раздражаться, но не для всех эта черта – личностная особенность.
Психические свойства – постоянные проявления личности, которые передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:
Психические свойства определяют типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Они отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием психических свойств.
Психические процессы – относительно устойчивые образования, которые развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят следующие процессы:
Отношение человека к явлениям и вещам мира выражается душевными переживаниями, или эмоциями.
Эмоции — это реакции конкретного человека на внутренние и внешние раздражители, которые проявляются в виде позитивных и негативных ощущений (удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.). Эмоции возникают как результат подкорковых возбуждений мозга, которые формируются на основе наследственного или приобретенного опыта.
Со временем эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в более устойчивые и сложные психические процессы — чувства, которые образуются как результат отношений человека к чему-либо и постоянных конкретных переживаний.
Это относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. К ним относят:
Представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.
Психическое отражение обращено одновременно к настоящему, прошедшему и будущему. То есть на отражение настоящего оказывает влияние и прошлый опыт, хранящийся в памяти, и мысли человека о будущем. Причем одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
Эта функция обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в реальном мире.
Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, адаптируется к ней, а с другой — регулирует этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение – это внешняя форма проявления психики.
Что включает в себя психика человека
Вероятно, у каждого современного человека найдется свое объяснение этого понятия. С точки зрения психологии, психика — это индивидуальная способность каждого человека воспринимать и отражать окружающую действительность активно и опосредованно (то есть с помощью ее осмысления), и регулировать свое поведение в зависимости от поступающей информации.
Ключевое слово здесь — отражение. Оно означает, что каждый человек видит и понимает мир вокруг немного по-своему, не так, как это делают другие.
Неслучайно психику сравнивают с зеркалом: у кого-то это зеркало показывает четкие очертания предметов, а у кого-то — расплывчатые. Кто-то обращает внимание на определенные детали, а кто-то не видит их вовсе. У людей с психическими расстройствами психика в той или иной мере искажает действительность.
С точки зрения биологии, психика — это функция головного мозга, которая появилась на определенном этапе его эволюции. Психика есть не только у человека, но и у высших животных, например, у кошек и собак. Поэтому каждый из питомцев отличается от других, обладает индивидуальным характером. Изучением этих особенностей занимается наука зоопсихология.
Психику человека условно делят на несколько ключевых элементов — психических процессов. Каждый из этих процессов может протекать нормально, а может быть нарушен в разной степени.
Познавательные психические процессы
Восприятие — это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Оно тесно связано с ощущениями, которые собирают информацию из внешнего мира с помощью органов чувств.
Нарушения восприятия
При агнозиях человек по прежнему хорошо видит, слышит и чувствует, но не может понять смысл наблюдаемого. В зависимости от того, какая зона мозга пострадала, может быть потеряна способность узнавать предметы или речь, или музыку, или ориентация в пространстве.
Другое нередкое нарушение восприятия — галлюцинации.
Человек видит, слышит и чувствует то, чего нет на самом деле: ему может казаться, что с ним кто-то разговаривает, или чувствовать несуществующие прикосновения.
Внимание — это избирательное восприятие.
Мы замечаем далеко не все, что присутствует вокруг, а лишь то, на что направлено наше внимание. Как говорил Шерлок Холмс, «Вы видите, но не наблюдаете». Поэтому внимание тесно связано с волей. Довольно часто, когда человек жалуется на слабую память и забывчивость, его проблема не в памяти, а как раз в неспособности сконцентрировать внимание.
Есть непроизвольное внимание: оно автоматически направляется на что-то новое, яркое или громкое. На непроизвольном внимании основана реклама: быстро сменяющиеся яркие картинки, громкую музыку и слоганы специально создают для того, чтобы на них было невозможно не залипнуть.
Произвольное внимание позволяет не «скакать» мыслями за всем, что происходит вокруг, а выбирать в каждый момент то, что вам нужно и важно. Произвольное внимание нуждается в тренировке. Если оно развито слабо, вам будут с большим трудом даваться любые занятия, требующие сосредоточенности — учеба, работа, чтение. Тренировать произвольное внимание можно с помощью техник осознанности.
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации из прошлого опыта.
Запоминание, как и внимание, бывает непроизвольным и произвольным. Вы наверняка заметили, что запоминаете какие-то факты и сюжеты автоматически, даже помимо собственного желания (те же навязчивые слоганы из рекламы). Вы никак не можете запомнить отчество вашего преподавателя, а вот то, что «всегда брал с собой» человек из телепередачи, вам почему-то известно даже 20 лет спустя. В этом нет ничего удивительного! Большая часть информации, которая хранится в нашем мозге, запоминается непроизвольно.
Произвольное запоминание направлено и избирательно. Чтобы запоминать не случайные наборы сведений, а что-то нужное лично вам, нужно подключать произвольное внимание, волю, логическое мышление или специальные техники запоминания. Такие техники могут быть основаны, например, на классификации предметов, или на ассоциациях, которые они вызывают. Все техники основываются на таком принципе: упорядоченную и осмысленную информацию запомнить гораздо легче, чем просто сочетание букв или цифр.
Если говорить о длительности хранения информации, то память бывает:
Кратковременная — это способность автоматически сохранять только что полученную информацию на очень короткое время (около 20 секунд). Кратковременная память — это фильтр, быстро отсеивающий нужную информацию от ненужной.
Оперативная память позволяет осуществлять сложные действия, операции. Когда вы подробно отвечаете на вопрос или подсчитываете расходы в магазине, вы удерживаете в уме каждое последовательное действие. Но в конце вы, скорее всего, будете помнить только результат.
Долговременная память — понятие растяжимое. К ней относится запоминание на срок от половины минуты до многих лет. Чтобы информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, нужно приложить некоторые усилия и задействовать техники запоминания. Самый популярный способ — повторить или записать услышанное.
Как видим, память составляют несколько разных процессов, каждый из которых может быть нарушен. Так что если вы жалуетесь на «плохую память», чтобы решить эту проблему, нужно сперва разобраться, какая составляющая пострадала. Ваша проблема может быть в слабой концентрации внимания или в неспособности извлечь сохраненную информацию, или даже в сниженном тонусе всего организма.
Память и внимание ослабевают при многих психических расстройствах. К счастью, эти функции хорошо поддаются тренировке. Специалисты разработали множество упражнений, которые помогут мозгу оставаться в форме.
Вот для примера простое упражнение.
Упражнение: Скрытые предметы
Положите на стол не менее 10 небольших предметов. Внимательно смотрите на них в течение минуты-двух. Затем накройте их плотной тканью. А теперь проговорите названия предметов, опишите их форму, цвета и расположение на столе. Постепенно увеличивайте число предметов и сокращайте время рассматривания. Некоторым людям удается таким образом натренировать фотографическую память, то есть способность запоминать увиденное с первого взгляда.
Сборники упражнений и техник запоминания:
«Развитие памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас.
«Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро.
Общая психология
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Общая психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
7. Структура психики
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.
Психические свойства — устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.
К ним относят свойства нервной системы: сила нервной системы — устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов — скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов — относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность — гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность — сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс — течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие) и т. д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Психические качества — относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.
Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Качества личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека: интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические качества не существуют отдельно от психических свойств, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:
• жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
• темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
• способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
• характер как систему отношений и способов поведения.
Психическое состояние — относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изучены общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях
Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение— это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика—это “субъективный образ объективного мира”.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика —это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:
1) психические процессы,
2) психические состояния,
3) психические свойства.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные— активные и пассивные переживания; волевые— ршение, исполнение, волевое усилие; и т. д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу:
они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.
2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.).
Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,— характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)
4) характер как систему отношений и способов поведения.
РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЭВОЛЮЦИОННОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССАХ. ПСИХИКА И МОЗГ – НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений
§ 1. Понятие о психике человека
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
Человеческая психика — это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.
Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Итак, психика — это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.
Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.
Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.
Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности (рис. 1). В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.
Рис. 1. При рассмотрении вертикального ряда изображений фигура в центре интерпретируется как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда — как буква В. Одна и та же фигура воспринимается по-разному в зависимости от того, в какой системе понятий она осмысливается.
Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.
Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации (рис. 2).
Рис. 2. Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько велика, что мы «видим» даже несуществующие грани треугольников.
В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.
Итак, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.
Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность — значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание — способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность — человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.
В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безoбразные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы.
Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:
1. Психика возникла на определенной стадии развития материи — стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты — индивидуальное научение.
2. Психика человека, сознание — высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное — она обусловлена социокультурными факторами.
5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.