Что включает в себя психическая деятельность человека биология 8 класс
Урок биологии в 8 классе по теме»Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Роль психических процессов в самоопределении личности.»
Урок. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Роль психических процессов в самоопределении личности.
(Урок в 8 классе по биологии. Учитель Горячкина Людмила Дмитриевна)
Цель: формирование позиции взаимодействия на занятиях; развитие навыков самопознания; формирование знаний о психических процессах в структуре личности человека.
1.Приветствие учителя. Сообщение темы занятия.
2. Упражнение «Кто я?» способствует формированию мотивации самопознания.
Процедура упражнения. Участникам предлагается закрыть глаза на несколько секунд и спросить себя: «Кто я?». Затем написать ответы и поставить знак «+» или знак «-» против тех, которые не нравятся, и «?» если трудно определиться, нравится или не нравится ответ.
3. Теоретическая часть. Рассказ о науке психологии, позволяющей понять себя и окружающих людей. В течение 7 занятий будут рассматриваться психические процессы, свойства и состояния человека, так как эти характеристики человека являются наиболее значимыми для решения задач самопознания. Основное содержание занятия посвящено изучению познавательных процессов.
Аспекты темы занятия:
-что изучает психология;
-психические процессы, свойства и состояния человека;
-психические процессы в структуре личности: познавательные, волевые процессы и эмоции.
4. Изучение особенностей познавательных процессов ощущений, восприятий, памяти, внимания, мышления, воображения. Использование примера из биографии Людвига Ван Бетховена.
5.Запись Психологической карты личности. В данную карту учащиеся будут заносить результаты выводов по выполняемым тестам.
6. Использование на этом и на последующих уроках методик и упражнений по развитию познавательных процессов.
Запись в тетрадях учащихся.
Таблица. Психологическая карта личности
Рассказ учителя: Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
Наука- физиология высшей нервной деятельности – наука о работе головного мозга, влияющей на поведение животных и человека.
Безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают приспособление организма к стабильным условиям среды. Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям. Но не определяют основное поведение человека. Многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание. Главное отличие человека это сознание и владение речью, способствует трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры. Но на каком языке будет говорить человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды.
Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей. Распределить обязанности между членами группы.
Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление являются познавательными процессами. Они непрерывно связаны друг с другом и все вместе участвуют в сборе информации.
Познавательные процессы, деятельность человека начинается с ощущения отдельных качеств, предметов и явлений: твердости, гладкости, громкости, яркости и восприятия пространства в целом и отдельных предметов в нем, действующих на органы чувств в данный момент. Эти впечатления фиксируются в нашей памяти.
Память: зрительная, слуховая, моторная. У разных людей наиболее эффективной бывает одна или сочетание из них. Зная это, надо решить для себя, что лучше: заучивать материал вслух или читать про себя. Или составить конспект прочитанного материала. Последний вариант будет полезен для многих, т.к. активная работа с учебным материалом позволяет лучше запомнить нужную информацию.
Мышление- это способность на основе известных знаний добывать нужную информацию. Мышление невозможно без обобщений, а они всегда связаны с речью и поэтому любой человек, не задумываясь. назовет язык (или языки), на котором он думает, мыслит.
Мышление дает нам возможность точно обрабатывать полученную информацию и использовать ее для решения различных жизненных и познавательных проблем.
Послушаем отрывок из рассказа «Мир звуков» и ответим на вопросы. Вы видите портрет великого немецкого Людвига ван Бетховена. Возможно, слушали что-то из его произведений.
Маленький пианист поражал своим мастерством. Но слушатели не подозревали, каким трудом оно достигалось: каждый день неумолимый отец заставлял мальчика сидеть за клавесином по многу часов, а когда выпьет или рассердится, то ночи напролет играть…
Он импровизирует, он фантазирует и не может остановиться… Но отец не доволен, ведь за эти фантазии не платят деньги. С 6 лет маленький пианист начинает зарабатывать на придворных концертах. Мог ли предположить придворный тенорист- отец, что эти фантазии, эти импровизации превратятся в великие симфонии. радующие, восхищающие все человечество. Рано умирает мать Бетховена. В 17 лет все заботы о семье легли на плечи Бетховена: у него было два брата и маленькая сестренка. Через полгода умирает сестренка. Было очень трудно добывать деньги и заниматься воспитанием братьев, особенно потому, что всей душой Бетховен стремился в мир музыки. Он мечтал поехать к Моцарту, в Вену учиться у этого великого композитора. Но младшему брату всего 11 лет и кто-то должен следить за ним. Этого некому сделать, кроме Людвига. Он остается с семьей. И поэтому живы его братья.
Мир стал беззвучен… Но не мертв. Не умер и Бетховен.
Это поразительно. Это необъяснимо – глухой композитор. Но это именно так. Еще пристальнее вглядывается он в людей и в природу. Острее чувствует глубокое, внутреннее движение жизни. И все рождает в нем звуки.
«Я возьму свою судьбу за горло. Не позволю, чтобы она победила меня»
И совсем не важно, что ему 52 года, и что он совершенно глухой, и что «свет» считает его сумасшедшим. Людвиг ванн Бетховен пишет Девятую симфонию. «Я хочу сказать людям, что все мы родились для страдания и радости, но самые великие из нас те, кто умеет в страданиях черпать радость. Будущие поколения меня поймут. И моя музыка поможет людям одолеть несчастья, выпадающие на их долю. Для меня всегда было величайшим счастьем помогать людям страдающим».
7мая 1824 года в 7 часов вечера Людвиг ван Бетховен представлял публике свое последнее произведение – большую симфонию с хором на слова оды Шиллера «К радости». Он сделал знак, и музыканты заиграли. (Слушаем фрагмент Девятой симфонии Людвига ванн Бетховена). Девятая симфония началась. Первые такты ее напоминали неуверенные шаги ребенка. Будто мысль еще блуждала где-то в туманном далеке. Но постепенно главная идея становится более зримой. Страсть и отчаянная борьба с судьбой. Душа рвется к счастью, но оно не приходит. Человек еще не нашел к нему дороги. И вот голос, глубокий и глухой, дважды воззвал: «Радость! Радость!» Он призывал ее, и, может быть, надеялся, что она радость выйдет явиться миру?
И здесь влился мощный гимн хора, гимн братства людей «Обнимитесь миллионы! Слейтесь в радости одной!». Сотни восторженных лиц, бесчисленное множество рук, приветствующих его, овации, несущиеся из партера, с балкона, из ложи. Нет, он не слышал, как зал гремел, волны восторга ударялись о стены, вздымались и потом падали вниз, чтобы снова взмыть с новой силой. Но он видел людей, закрывающих лицо, рыдающих. Многие бросились к нему, стоявшему в растерянности, у самого края сцены… Люди поняли его.
1. Ребята, если считать, что ноты – это символы, а композитор пишет крупное произведение, включающее звучание нескольких инструментов, которые ведут разные партии одновременно, то какой памятью обладал музыкант? (феноменальной памятью, композитор не мог позволить себе контрольного прослушивания произведения из-за потери слуха). Кто из композиторов обладал такой же памятью? (Рахманинов С.В.)
2. Почему на людей произвело такое сильное эмоциональное впечатление данное произведение? (У композитора развито сильно воображение, образно-творческое мышление).
3. Отразились ли в произведении композитора впечатления детства, юности и зрелого возраста?
4. Можно ли музыку считать международным речевым инструментом, используемым для общения между людьми?
Ритуал завершения занятия.
8 класс. Биология. 30.04
Тема: Общие представления о поведении и психике человека
Сегодня мы начинаем изучать новую темы, в которой у вас будет возможность получить знания о психике и поведении человека, об условных и безусловных рефлексах.
-Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.
-Найдите в учебнике определение поведения. (запись определения в тетрадь)
— Поведение человека, его поступки и действия зависят от:
Различают два вида направленности человеческого поведения:
реакции на различные
внутренние и внешние стимулы
связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей
Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.
2.2. Психика (греч. «душевный»)- свойство мозга человека (высокоорганизованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку, внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.
Психика человека – это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это системное качество головного мозга, которое формируется в процессе жизни через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, человеческих способностей.
Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.
2.3. Этапы развития психики и формы поведения в животном мире
Этап
Основные этапы психического отражения
Основные этапы развития поведения животных
Инстинкты – врожденные формы реагирования
на определенные условия среды.
Навыки – формы поведения, приобретаемые в
индивидуальном опыте животных.
Отражение межпредметных связей (стадия интеллекта)
Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи.
Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Не существует общества, нет совместно деятельности
Каждое действие приобретает смысл только в совместной деятельности
Руководствуются наглядными впечатлениями
Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей
Типичны наследственно закрепленные программы
Передача опыта через язык и другие социальные средства общения
Зачатки орудий деятельности не создают никаких новых операций
Изготовление орудий труда
2.4. Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.
Функции левого полушария
Функции правого полушария
Запоминание имен, слов, символов
Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу
Восприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легким
Видение мира мрачным
Целостное, образное восприятие
Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.
2.5. Структура психики:
1) психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах
психических явлений. Обеспечивают формирование знаний и
первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
познавательные
эмоциональные
волевые
ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение
активные и пассивные переживания
решение, исполнение, волевое усиление и т. д.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и вербальных воздействий (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс, вдохновение и т.д.);
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3игмунд Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное (система психики человека, отличительным признаком которой является наличие в ней процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но еще не ставших вытесненными) и сознательное.
2.6. Безусловные рефлексы
И. М. Сеченов, великий русский ученый-физиолог, в 1863 году впервые предположил, что деятельность высших отделов головного мозга имеет рефлекторный характер в его книге «Рефлексы головного мозга». До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.
Идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который экспериментально исследовал функции коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные (врожденные, наследственно закрепленные) и условные (формируются в процессе индивидуальной жизни человека или животного).
Рефлекс (от лат. — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.
Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.
— Найдите в учебнике определение безусловного рефлекса. (стр. 208)
Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды).
— Приведите примеры безусловных рефлексов человека ( пищевые, защитные, дыхательные, хватательные, ориентировочные, половые)
— Что такое инстинкт и чем он отличается от рефлекса? ( сложная система безусловных рефлексов, которые имеют циклический характер и сопровождаются различными эмоциональными реакциями)
Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3—4 месяцев.
2.7. Условные рефлексы
Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.
Учения об условных рефлексах разработал И. П. Павлов. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено.
Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условно-рефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.
— Поведение человека связано с условно-безусловной рефлекторной деятельностью и представляет собой высшую нервную деятельность.
— В отличие от высшей нервной деятельности низшая нервная деятельность состоит в совокупности реакций, направленных на объединение, интеграцию функций внутри организма.
2.8. Различия условных и безусловных рефлексов
— Давайте подумаем, чем отличаются условные и безусловные рефлексы?
— Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Для образования условных рефлексов необходимо возникновение временной связи, замыкания между корковыми клетками, воспринимающими условное раздражение, и корковыми нейронами, входящими в состав дуги безусловного рефлекса. При совпадении и сочетании условного и безусловного раздражений устанавливается связь между различными нейронами в коре полушарий мозга и между ними происходит процесс замыкания.
Условные рефлексы
Безусловные рефлексы
Отличием ориентировочного рефлекса от других безусловно-рефлекторных реакций является то, что он сравнительно быстро угасает при повторных применениях одного и того же раздражителя. Эта особенность ориентировочного рефлекса зависит от влияния на него коры больших полушарий.
2.9. Биологическое значение условных рефлексов
— Как вы считаете, в чём значение условных рефлексов? ( они дают возможность лучше приспособиться к условиям существования и выжить в этих условиях).
— В результате образования условных рефлексов организм оказывается заранее подготовленным к тем действиям, которые ему предстоит осуществить в данной ситуации. Условные рефлексы способствуют нахождению пищи, заблаговременному избеганию опасности, устранению вредных воздействий и т. п.
Приспособительное значение условных рефлексов проявляется также в том, что предшествование условного раздражения безусловному усиливает безусловный рефлекс и ускоряет его развитие. Например, вид или запах пищи подготавливает пищеварительную систему к её принятию (усиливает двигательные реакции и повышает скорость слюноотделения).
Ответьте на вопросы
-Кто был основоположником учения о ВНД?
— Что такое условные и безусловные рефлексы? Каково их значение?
-Что такое инстинкты? Какие инстинкты есть у человека?
Высшая нервная деятельность человека (биология 8 класс)
Особой формой жизнедеятельности, благодаря которой становится возможной индивидуальная поведенческая адаптация высших животных и человека к окружающей среде с её постоянно изменяющимися условиями, является высшая нервная деятельность человека. На биологии в 8 классе при изучении этой темы часто упоминается имя российского физиолога Ивана Петровича Павлова, которому принадлежит авторство в открытии условного рефлекса. До публикации его работ эта форма нервной активности была неизвестна.
Знакомство с темой и определение
Одним из ключевых понятий, которые необходимо усвоить, изучая тему о высшей нервной деятельности (ВНД) человека и высших животных, является поведение. Из определения этого явления следует, что оно представляет собой совокупность всех различных действий организма, являющихся реакциями на перемены во внешних условиях. А если говорить о поведении человека, то в этом случае его изменение может быть вызвано и социальной мотивацией (обусловленной с общественной точки зрения).
Эти действия организма направлены на удовлетворение потребностей, возникающих в связи с изменениями условий внешней среды и способствующих выживанию и нормальному функционированию организма. В результате приобретённого жизненного опыта поведение объекта может претерпевать изменения, носящие адаптивный характер. Учёные назвали этот процесс изменения поведения научением.
Один из основоположников учения о высшей мозговой деятельности, Иван Михайлович Сеченов, в своих трудах (в частности, в книге «Рефлексы головного мозга») дал своё объяснение формированию поведенческих реакций человека. Он объяснил их работой мозга, основанной на рефлексах.
В свою очередь, Иван Петрович Павлов разработал методики, позволяющие изучать различные рефлекторные реакции. Результатом его научной деятельности явилось создание целого учения об условных и безусловных рефлексах. В связи с этим именно он считается в научных кругах основоположником физиологии поведения и создателем научной теории о высшей нервной деятельности.
Специальная литература и сегодня содержит его авторское определение ВНД, в котором он кратко и понятно отразил суть этого явления. Учёный характеризует этот феномен как психическую активность, которая обусловливает нормальные сложные взаимоотношения организма в целом с внешним, окружающим его миром.
Значение коры для формирования поведения
Процесс анализа всех поступивших сигналов, формирование ощущений и субъективного отношения к происходящему происходит именно в коре. Перечень её функций выглядит следующим образом:
Кора больших полушарий имеет множественные связи с различными подкорковыми центрами головного мозга. Они и обеспечивают скоординированное участие подкорковых центров в формировании высшей мозговой деятельности.
Сигнальные системы
Кардинальным отличием ВНД человека от этой формы жизнедеятельности у животных является то, что её основой является вторая сигнальная система (а не первая, как у высших животных).
Различие заключается в том, что раздражителями для первой сигнальной системы являются конкретные сигналы, предметы и явления, информация о которых поступает в головной мозг через органы чувств. Именно благодаря этой системе у человека формируется конкретное мышление.
В свою очередь, вторая сигнальная система формируется на основе внешней информации, которая поступает в виде понятных человеку знаков, символов, звуков, слов, фраз, формул. Формирование второй сигнальной системы происходит в процессе межличностного общения. Под её действием у человека развивается абстрактный тип мышления.
Процессы и виды ВНД
Высшее проявление способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, которое выражается в умении улавливать, замечать закономерность, связь между предметами и явлениями, учёные назвали рассудочной деятельностью. Этот вид высшей нервной активности характеризуется способностью предвидеть на основании полученной информации и увиденных и закономерностей предстоящие изменения внешних условий и учитывать эти предполагаемые изменения в своём поведении.
Глубина и эффективность рассудочной деятельности увеличиваются по мере развития нервной системы.
Содержание психических сфер человека, так же как и его индивидуальное поведение, формируется под воздействием особенностей окружающей обстановки, окружающего мира, с которым человек взаимодействует. Познание окружающего мира осуществляется при помощи следующих психических процессов:
Высшим проявлением психики считают сознание. В это понятие следует включить ежедневно пополняющие «багаж знаний» познавательные процессы, те самые, при помощи которых человек обогащает свои знания. В число этих процессов входят:
Кроме того, к проявлениям высшей мозговой активности специалисты по нейрофизиологии относят и механизмы формирования сновидений.
Изучение высшей мозговой активности становится возможным только при условии отслеживания всех этих процессов в совокупности. Имеет также значение и их взаимодействие.
Высшая нервная активность — комплекс сложнейших процессов, протекающих в центральной нервной системе. Изучение её учёные начали достаточно давно и не прекращают до сих пор. Получению новых знаний в этой области способствует развитие прогресса, в том числе диагностического оборудования.