Что включает в себя проектная компетентность обучающегося

Развитие ключевых компетенций в проектном обучении

Разделы: Литература

В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя.

Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс проектной технологии. Почему привлекает именно этот метод, возрожденный не так давно в нашей педагогике?

В проектном обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как «ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями» (Л.С. Выготский).

В педагогической литературе под проектным обучением понимается такая организация образовательного процесса, которая направлена на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.

Кроме того, под проектной методикой понимается использование широкого спектра проблемных, исследовательских методов, система учебно-познавательных приемов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика

Главной педагогической целью проектного обучения я считаю формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации человеком.

Рассмотрим, как данные способности и компетенции развиваются через проектное обучение.

Реализация любого проекта делится на 4 этапа:

погружение в проект (определение проблемы, постановка целей и задач);

организация деятельности (планирование, распределение ролей в группе, определение предполагаемых результатов);

осуществление деятельности (работа с информацией, анализ, обобщения, выводы);

презентация (умение лаконично и достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения).

На этапе погружения в проект очень важным представляется постановка проблемы, которая может быть осуществлена учителем, а может быть осуществлена учениками. Когда учитель выступает в роли заказчика, он сам формулирует проблемно-мотивационную задачу и она выливается в план работы над определенной темой. Так, например, к уроку, начинающему изучение деепричастия, группе шестиклассников были даны задания:

Растолкуйте значение слова «деепричастие».

Перефразируйте высказывание В.И. Даля о причастии применительно к деепричастию. (Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного).

Почему деепричастие называют «отглагольным наречием»?

По каким морфемам можно найти деепричастие?

Данные вопросы определили стратегию работы над темой и в то же время стали проблемой мини-исследования учащихся, которое они представляли на уроке.

В роли заказчика могут выступать и сами учащиеся. Например, при обсуждении заданий учебника литературы по сказу Н.С. Лескова «Левша» интересным показалось задание, связанное с народной этимологией. И появилась проблема: в чем смысл таких языковых курьезов? Эта проблема стала предметом исследования ученицы, выполнившей краткосрочный индивидуальный проект и представившей его на уроке. Кстати, обсуждение плана работы над произведением, заданий, предложенных хрестоматией или учителем, позволяет развивать умение планировать свою деятельность с ориентацией на конечный результат.

Поскольку под проектной методикой понимается целый спектр поисковых и исследовательских методов, то важно, чтобы перед презентацией проектов на уроке перед учащимися были поставлены определенные задачи: во-первых, они могут выступать в роли экспертов по оценке представленных проектных заданий (при наличии определенного опыта), а во-вторых, их погружение в тему проекта одноклассника может быть началом собственного творческого (или исследовательского) задания: например, шестиклассники на уроке по деепричастию получили задание написать краткую статью о том, что такое деепричастие, для лингвистического справочника. Очень важно при применении проектной методики на уроке включить в активный познавательный процесс всех учащихся. Поэтому постановка проблемы учителем или самими учениками на уроках необходима. Задания могут быть самого разного характера: составить каталог пословиц по темам, описать алгоритм применения правила, составить словарик терминов по теме и т.п. Задания могут быть обращены как к целому классу, так и к группам учащихся, а также могут быть индивидуальными. Вообще элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Так, при выполнении упражнений по русскому языку ставим вопросы: с какой целью я выполняю это задание, упражнение? зачем это нужно делать? Таким образом учим целеполаганию.

На этапе постановки проблемы развивается умение учащихся переводить проблему в формат задачи. Например, при выполнении внеклассного проекта «Всех скороговорок не перескороговоришь» пятиклассники не только оценили, как появилась идея (в результате уроков по фольклору и звукописи, чтения стихотворения С. Михалкова, личного опыта общения с маленькими детьми), но и сформулировали проблему сами: как написать скороговорку. А это уже предполагает разработку стратегии выполнения задания.

Проект учащихся 5 класса «Страна Фразеология»Проект учащихся 11 класса «Блок и Ахматова. Поэтика символизма и акмеизма»
Составим рассказ.

Попробуем вставить в него фразеологизмы. Проследим, стал ли от этого рассказ выразительнее.

Проиллюстрируем некоторые фразеологизмы. Почему рисунки получились комичными?

Найдем в литературе сведения о фразеологизмах. Попробуем, объяснить, в чем их особенности.

Поищем значение и происхождение некоторых фразеологизмов. Попробуем составить с ними небольшие тексты. Придают ли фразеологизмы точность и выразительность нашей речи?

Подберем задания для третьеклассников. Проведем викторину. (При этом узнаем особенности младшего школьного возраста и решим, каким должен быть для них рассказ, который мы подготовим).

Сделаем интересное представление на фестивале школьных проектов!Сопоставить стихотворения Александра Блока «Предчувствую тебя:» и Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью:»

Прочитать статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913) и О. Мандельштама «Утро акмеизма» (1912). Сравнить их с ранее прочитанными статьями о символизме

Прочитать статьи критиков о поэтической манере поэтов (В. Брюсов, О. Форш, К Чуковский, Ю. Айхенвальд. Б.Эйхенбаум)

Сделать выводы об отличии поэтики символистов и акмеистов

Как видно, пятиклассники поставили целью не только разработать теоретические вопросы, но и включили в свой план задания прикладного характера. Не всегда планы учеников полностью соответствуют поставленным задачам, но это их самостоятельный труд, который, кстати, подвергается анализу в ходе рефлексии. Одиннадцатиклассники подошли к планированию с определенным опытом исследовательской работы, поэтому в их плане отражен поиск информации, работа с источниками, мыслительные операции.

Организация деятельности обычно проходит в форме круглых столов, мозговых штурмов, дискуссий, ролевых игр.

Важным аспектом развития ключевых компетенций является умение работать с информацией (выделять в информации главное, оценивать логическую структуру материала, систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные); сравнивать, делать выводы, интерпретировать и структурировать полученную информацию). Развитию этого умения служит не только исполнение относительно больших по объему исследований, но и задания соответствующего характера на уроке. Примером работы с информацией может служить комплексный анализ текста, подготовка к работе с текстом части С ЕГЭ. При этом обязательны задания: определи тему текста, его основную мысль, определи смысловые отрывки, выдели ключевые слова и выражения, проследи, как развивается мысль в тексте (микротемы), какие приводятся аргументы в доказательство позиции автора и т.п.

В групповых проектах на этапе исследовательской работы развивается и важное умение обмениваться информацией с другими лицами; высказывать собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям, развиваются важнейшие коммуникативные и социальные компетенции (продуктивное общение со сверстниками, техникой, информацией, умение сотрудничать, договариваться, нести ответственность).

Выполнить творческое задание в проекте «Всех скороговорок не перескороговоришь» помогли выводы, которые и стали руководством к действию при создании собственных скороговорок:

Под горой на речке Воря
Жил бобёр по кличке Боря.
Раздвигает Борька тину,
Строит бобр Борис плотину.

Отмечая положительные характеристики проектного метода обучения, важно учитывать, что он не становится панацеей и не отменяет классно-урочную систему. На современном этапе этот метод выступает дополняющим звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся и является средством развития ключевых компетенций учащихся. Проектная деятельность перспективна и эффективна, так как опирается на возможности ребенка, использует и развивает его познавательные стратегии и, обращаясь к творческим и лидерским способностям, формирует его активную жизненную позицию.

Источник

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Актуальным является вопрос в организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, а именно формирование исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников.

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Исследовательская деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности.

Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро и качественно сложные задачи, не по шаблону, а творчески рассматривать решаемую задачу, проявляя профессионализм и конкурентоспособность.

игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции,

определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана,

программ организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его

осмысление и рефлексию результатов деятельности.

исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик,

планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости

исследования, определение необходимых ресурсов.

Анализ исследований по содержанию и организации проектной и исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование проектно-исследовательской компетенции.

Проектно-исследовательская компетентность учащихся определяется как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений.

— Мотивационный компонент: наличие системы мотивов, лежащих в основе отношения к проектно–исследовательской деятельности.

Когнитивный компонент: владение системой знаний об исследовательской деятельности.

— Ценностно – смысловой компонент: отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской компетентности.

— Деятельностный компонент: опыт использования знаний как системы общих интеллектуальных и исследовательских умений и навыков.

Эмоционально-волевой компонент: эмоционально- волевая регуляция процесса и результата проявления исследовательской компетентности.

В содержании исследовательской компетентности выделяются следующие компетенции:

— ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель (целеполагание);

— организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей исследовательской

— задавать вопросы к фактам, отыскивать причины явлений;

— владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать,

извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения

исследовательских задач информацию, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять

— ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения

или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками,

работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;

описывать результаты, формулировать выводы;

— выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных

средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Исследовательская деятельность на уроках географии организуется через решение познавательных задач, задания творческого и исследовательского характера, практических работ позволяющие ученику получить навыки самостоятельного поиска истины.

Учение – ведущий вид деятельности школьников. И сегодня, когда акценты в системе образования ориентированы не на учебно-предметную парадигму, а на формирование, в первую очередь, способов деятельности, мы часто ставим перед собой вопрос, как более эффективно организовать учебную деятельность учащихся на уроке.

Мне, как учителю географии, в организации урока помогает технология сотрудничества. Учебно-познавательная деятельность учащихся строится таким образом, что каждый ученик имеет на уроке возможность через использование коммуникативных приемов формировать общие ключевые компетенции посредством взаимообучения.

Применение данной технологии обеспечивает:

— учет уровня обученности в данной области знания и степени общего развития, культуры, т.е. ранее

— учет особенностей психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения

управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);

— учет особенностей характера и темперамента.

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:

1. Планирование работы

— изучение текста учебного материала;

— выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);

— обсуждение возникших идей;

— планирование объема работы.

2. Аналитический этап

— формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой деятельности);

— собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);

— обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).

3. Этап обобщения

— аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);

— подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;

— оформление полученного материала в определенном виде (буклет, презентация, газета, другие виды творческих работ).

Для изучения учебного материала с использованием метода проектов учитель проводит большую предварительную работу.

4. Презентация полученных результатов

— осмысление полученных данных и способов достижения результата;

— презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).

Презентация результатов различна. Это зависит от замысла учителя и возможностей школьников.

5. Рефлексия

— подведение итогов, создание ситуации успеха.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Классификация проектов:

Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.

Виды проектов на уроке географии и во внеурочной деятельности:

— по участию в разработке:

— по времени исполнения:

— по комплексности:

— по характеру координации проекта:

по доминирующей деятельности учащихся:

Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах и в коллективе. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:

В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности.

Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом учебного материала, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.

Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. В работе использую компьютер как необходимое условие проведения современного урока. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы.

В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы.

Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.

В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем.

Источник

Формирование проектной компетентности обучающихся основной школы на учебных занятиях

автор: Павлюшкина Светлана Николаевна

учитель «МАОУ СШ №102»

Формирование проектной компетентности обучающихся основной школы на учебных занятиях

Формирование проектной компетентности обучающихся основной школы на учебных занятиях

(Использованы материалы методического пособия «Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа и учебное занятие», НИРО, 2014)

Опыт разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов учебного исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и социально значимой проблемы, является согласно ФГОС ООО ведущим метапредметным результатом выпускника основной школы.

Для приобретения обучающимися осознанного опыта проектной деятельности им необходимо иметь навыки ее осуществления. Навык представляет собой отработанное до автоматизма умение, под которым понимается способность осуществлять сложные, хорошо организованные модели поведения, чтобы достигать намеченного результата.

Приобретенные умения и полученный опыт лежат в основе компетентности. Под проектной компетентностью мы понимаем способность обучающегося уверенно осуществлять в различных учебных ситуациях следующие проектные действия: выявлять, формулировать и решать проблемы для обоснованного проектного продукта; применять в проектной деятельности предметные знания и способы действий; определять ресурсные возможности, регулировать и оценивать осуществляемую проектную деятельность; взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Для достижения поставленной метапредметной цели на ступени основной школы необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы создать условия для формирования у обучающихся, во-первых, отдельных умений разработки и осуществления проекта под руководством учителя (5-6 классы); во-вторых для отработки навыка реализации группового проекта (6-7 классы); в-третьих, для приобретения опыта самостоятельной реализации индивидуального проекта (8-9 классы).

Этапы формирования проектной компетентности обучающихся основной школы

Этапы формирования проектной компетентностиКлассПедагогическая задача
Переходный5-6Поэлементное формирование проектных действий школьников через решение проектных задач
Самоопределение6-8Организация проектной формы учебной деятельности. Обеспечение обучающимися возможности в групповых проектах пройти полный цикл проектной деятельности с помощью учителя либо самостоятельно при сопровождении учителя
Индивидуализация8-9Включение каждого ученика в разработку и реализацию индивидуального проекта с помощью учителя либо самостоятельно при сопровождении учителя (тьютора)

В 5-6 классах умения учащихся формируются при выполнении проектных задач. Под проектной задачей мы понимаем задачу, выполняемую как в форме учебного сотрудничества, так и индивидуально, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система проектных действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (проектного продукта). Для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства (в виде набора/системы заданий) и материалы.

В 6-7 классах учащиеся отрабатывают навыки осуществления проектной деятельности в совместно-распределенной форме при непосредственном руководстве учителя. В ходе работы над проектом школьники последовательно выполняют рекомендации педагога; при этом учитель должен не навязывать свое мнение, а предлагать для обсуждения варианты совместных действий, показывая ученикам логику построения проектной деятельности и проходя вместе с ними весь путь создания проекта.

В 7-8 классах учащиеся уже обладают определенными проектными умениями и способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект. Учебный процесс при этом направлен на отработку навыков реализации полного цикла проектной и исследовательской деятельности. Результативность может быть усилена за счет включения устных и письменных докладов и сообщений учащихся, проведения лабораторно-исследовательских практикумов, применения деловых игр, игрового моделирования и других активных форм, выполнение школьниками междисциплинарных исследовательских работ и т.д.

Итоговая аттестация выпускников основной школы (9 класс) предполагает реализацию учащимися итогового индивидуального проекта. Важно, чтобы школьник самостоятельно осуществил полный проектный цикл: от поиска проблемы и замысла проекта до изготовления продукта и его презентации.

Наиболее адекватным задачам проектного обучения является модульный подход к построению содержания учебного предмета. Проектный модуль (учебное занятие) представляет собой раздел рабочей программы, оформленный в виде учебного проекта, реализуемого в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности школьников.

Для определения разделов и тем в содержании курса, в рамках изучения которых будет реализован проектный модуль, можно использовать следующие критерии:

— целесообразность использования проектной деятельности для изучения данной темы;

— возможность использования данного содержания для формирования у обучающихся основ проектной и исследовательской деятельности, а именно наличие в содержании раздела\темы противоречивых фактов, явлений и т.п., позволяющих сформулировать проблему проекта; наличие временного ресурса для реализации проекта и т.д.

— связь темы с другими предметными областями, общность в предметном содержании смежных дисциплин.

В приложении 1 в качестве примера модульного построения учебного процесса представлены проектные модули «Человек на Земле» и « Живые организмы и их среда обитания», которые реализуются в 5-м классе частично на уроках природоведения, частично – экологии.

В организации проектного обучения применяются различные варианты учебного занятия (проектного модуля).

Вариант 1. Учебное занятие – проектный модуль, выделяемый как тема или раздел программы по предмету, в рамках которого происходит целенаправленное освоение обучающимися определенного объема содержания образования и последовательное овладение всем циклом проектной деятельности на основе объединения урочной (реализуемой на нескольких уроках подряд) и внеурочной (реализуемой в свободное время между данными уроками) деятельности. Учебное занятие этого типа линейно входит в структуру рабочей программы учителя. Если проекты реализуются в нескольких предметах, то необходимо их развести по календарным срокам: один проект реализуется в первой четверти, другой – во второй и т.д.

Вариант 2. Учебное занятие – проектный модуль, представляющий отдельный блок программы по предмету, нацеленный на последовательное овладение обучающимися всем циклом проектной деятельности после освоения обязательного объема содержания учебного предмета. Такой модуль может быть реализован в конце учебного года.

Вариант 3. Учебное занятие как комплекс уроков и внеурочной деятельности, объединенных в рамках решения учебной проблемы в процессе реализации междисциплинарной программы учебного курса, например «Основы проектной и исследовательской деятельности».

Урок, рассматриваемый как форма организации проектного обучения, может быть направлен на формирование навыка или опыта обучающихся в осуществлении отдельного проектного действия либо в реализации полного цикла проектной деятельности. В соответствии с этим подходом можно выделить два типа уроков, ориентированных на формирование проектной компетентности учащихся.

К данному типу относится также урок, на котором становится цели как освоения того или иного предметного содержания (предметная цель), так и формирования и развития отдельных проектных умений (метапредметная цель).

Можно выделить следующие этапы в проведении любого из описанных выше типов урока.

— выделение объекта изучения и освоения (формулирование собственной (личностно значимой) проблемы);

— определение основной учебной задачи (цели работы);

— ориентировка в действиях, которые нужно осуществить, чтобы получить образовательный продукт (пошаговое планирование способов достижения целей).

Проект урока в проектном обучении может иметь следующую структуру, в соответствии с которой он и может быть оформлен:

метапредметные (проектные действия);

ученика по достижению метапред-метной цели

В разделы таблицы вносятся:

раздел 1: действия учителя по созданию условий для формирования проектной/исследовательской компетентности обучающихся (организует, создает, обеспечивает, сопровождает, участвует, консультирует и т.п.);

раздел 2: проектные действия учеников (выявляют, формулируют, собирают, обсуждают, объясняют, аргументируют, планируют, реализуют, представляют, оценивают и т.п.);

раздел 3: Элементы конструктора урока – набор приемов педагогической техники или их комбинаций (задания, упражнения, кейсы, игровые, тренинговые элементы, дидактические и иллюстративные материалы и т.д.)

раздел 4: средства обучения – медиа- и видеоресурсы (презентации, видеоаудиозаписи, смарт-доска и т.п.), интернет-ресурсы, изобразительные средства, использование флип-чарта, маркеров, лабораторные инструменты и техника, дистанционный режим, экскурсии и т.п.;

раздел 5: формы организации деятельности учащихся (индивидуальные, групповые, парные, мини-групповые, весь класс);

раздел 6; интеллектуальный или материальный результат этапа (уровень мотивации, сформированная цель, проектный продукт, оценка результатов и т.п.).

Основная цель образования, а значит, и задача школьного педагога – сформировать и развить такие качества и способности учеников, которые помогут им самостоятельно находить эффективные решения разнообразных проблем и быть успешными не только в учебных, но и в реальных жизненных ситуациях.

Успешность человека определяется его способностью быстро действовать в условиях неопределенности, осознанно принимать решения, четко понимать, какие действия приведут к ожидаемому результату, и делать обоснованный вывод о том, что проблема действительно решена. Развитию таких качеств способствует специальная организация образовательного процесса, ориентированного на формирование соответствующих умений, навыков и компетенций учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *