Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест

Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. natural history mini. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест фото. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест-natural history mini. картинка Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. картинка natural history mini. Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.

Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. book scienceforum mini. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест фото. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест-book scienceforum mini. картинка Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. картинка book scienceforum mini. Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.

Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. 2003 image001. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест фото. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест-2003 image001. картинка Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. картинка 2003 image001. Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.

Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. Znak natc konkurs. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест фото. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест-Znak natc konkurs. картинка Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. картинка Znak natc konkurs. Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.

Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. diplom ruk big. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест фото. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест-diplom ruk big. картинка Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. картинка diplom ruk big. Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.

Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. Spivak. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест фото. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест-Spivak. картинка Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. картинка Spivak. Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.

Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. image 2003 5 600. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест фото. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест-image 2003 5 600. картинка Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. картинка image 2003 5 600. Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.

Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. image 2003 4 200. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест фото. Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест-image 2003 4 200. картинка Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест. картинка image 2003 4 200. Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке субъекта, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность – совокупность личностных качеств субъекта (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [2].

Проектная компетентность – это интегративная характеристика субъекта, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах.

Метод проектов (от греч. – путь исследования, познания) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [5].

Проектная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательно-процессуальном и операциональном уровнях. В зависимости от дидактических целей и задач в образовательном процессе может происходить формирование проектной компетентности (в ФГОС проектная деятельность включена в структуру профессиональной деятельности), она объединяет в своей структуре и общекультурные, и профессиональные компетенции [6].

В современной образовательной среде востребованность проектирования как метода образования и одновременно потенциала человеческой личности связана с тем, что постепенная замена научно-технократической ориентации на ценностно-смысловое самоопределение педагогов и приоритета гуманистической ориентации послужила основанием для поиска нового облика образовательного пространства, который соответствовал бы социальному и государственному заказу и потребностям всех субъектов образовательного процесса [3].

Мировая практика и российский опыт свидетельствуют об эффективности проектных технологий в образовании. Проектная работа является культурно-творческой формой деятельности, в процессе которой происходит формирование способности к осуществлению осознанного и ответственного выбора личности.

Проектная компетентность характеризует способность специалиста применять знания, умения и личностные качества, обеспечивающие готовность к выполнению проектной деятельности и ее успешность, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результат этой деятельности.

Так же, данная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательно-процессуальном и операциональном уровнях.

Представим модель проектной компетентности, где представлены составляющие компетентности и проектные действия в процессе освоения проектной компетентностью обучающимися.

Модель проектной компетентности будущих педагогов

Источник

Тест по теме «Основы проектной деятельности» 10 класс

Методички Педсовета

Вариант I

1. Основоположником метода проектов в обучении был:

2. Какое из приведённых определений проекта верно:

а. Проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;

б. Проект — совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;

в. Проект — процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;

г. Проект — совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.

3. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1. социальный проект;

3. телекоммуникационный проект.

Определения:

а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;

4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:

5. Задачи проекта — это:

а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;

в. Результат проекта

г. Путь создания проектной папки.

6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:

Содержание деятельности:

2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.; изготовление продукта;

3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности;

4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы;

5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.

Этапы работы над проектом:

а. Погружение в проект;

в. Осуществление деятельности;

г. Оформление результатов проекта и презентация;

д. Обсуждение полученных результатов.

7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:

8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):

а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;

б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);

в. Подготовленный продукт работы над проектом;

г. Все вышеназванные варианты.

9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата — это особенности…

а. прикладного проекта,

б. информационного проекта

в. исследовательского проекта

10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта

а. цель включает много задач,

б. цель не предполагает результат,

в. цель не содержит научных терминов.

1. Деятельность — связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов — это…?

а. исследовательская деятельность

б. научная деятельность

в. проектная работа

г. познавательная деятельность

2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:

б. предшествующий действию,

в. брошенный вперед.

3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:

а. прикладной проект,

б. информационный проект

в. творческий проект

4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.

Деятельность:

1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив;

2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта;

3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов;

4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей;

5.Анализ выполнения проекта;

6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.

г. Выполнение проекта;

д. Заключительный (защита проекта);

5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:

6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.

а. исправлять ошибки;

б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;

в. подбирать материалы и инструменты;

г. подсчитывать затраты;

д. оценивать свою работу;

е. организовывать своё рабочее место;

ж. изготовлять вещи своими руками.

7. Выберите правильное выражение:

а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;

б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;

в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.

8. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1. социальный проект;

3. телекоммуникационный проект.

Определения:

а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;

9. Компонентами творческой деятельности являются:

г. строгое следование инструкции.

10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:

Источник

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Актуальным является вопрос в организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, а именно формирование исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников.

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Исследовательская деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности.

Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро и качественно сложные задачи, не по шаблону, а творчески рассматривать решаемую задачу, проявляя профессионализм и конкурентоспособность.

игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции,

определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана,

программ организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его

осмысление и рефлексию результатов деятельности.

исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик,

планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости

исследования, определение необходимых ресурсов.

Анализ исследований по содержанию и организации проектной и исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование проектно-исследовательской компетенции.

Проектно-исследовательская компетентность учащихся определяется как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений.

— Мотивационный компонент: наличие системы мотивов, лежащих в основе отношения к проектно–исследовательской деятельности.

Когнитивный компонент: владение системой знаний об исследовательской деятельности.

— Ценностно – смысловой компонент: отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской компетентности.

— Деятельностный компонент: опыт использования знаний как системы общих интеллектуальных и исследовательских умений и навыков.

Эмоционально-волевой компонент: эмоционально- волевая регуляция процесса и результата проявления исследовательской компетентности.

В содержании исследовательской компетентности выделяются следующие компетенции:

— ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель (целеполагание);

— организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей исследовательской

— задавать вопросы к фактам, отыскивать причины явлений;

— владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать,

извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения

исследовательских задач информацию, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять

— ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения

или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками,

работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;

описывать результаты, формулировать выводы;

— выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных

средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Исследовательская деятельность на уроках географии организуется через решение познавательных задач, задания творческого и исследовательского характера, практических работ позволяющие ученику получить навыки самостоятельного поиска истины.

Учение – ведущий вид деятельности школьников. И сегодня, когда акценты в системе образования ориентированы не на учебно-предметную парадигму, а на формирование, в первую очередь, способов деятельности, мы часто ставим перед собой вопрос, как более эффективно организовать учебную деятельность учащихся на уроке.

Мне, как учителю географии, в организации урока помогает технология сотрудничества. Учебно-познавательная деятельность учащихся строится таким образом, что каждый ученик имеет на уроке возможность через использование коммуникативных приемов формировать общие ключевые компетенции посредством взаимообучения.

Применение данной технологии обеспечивает:

— учет уровня обученности в данной области знания и степени общего развития, культуры, т.е. ранее

— учет особенностей психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения

управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);

— учет особенностей характера и темперамента.

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:

1. Планирование работы

— изучение текста учебного материала;

— выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);

— обсуждение возникших идей;

— планирование объема работы.

2. Аналитический этап

— формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой деятельности);

— собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);

— обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).

3. Этап обобщения

— аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);

— подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;

— оформление полученного материала в определенном виде (буклет, презентация, газета, другие виды творческих работ).

Для изучения учебного материала с использованием метода проектов учитель проводит большую предварительную работу.

4. Презентация полученных результатов

— осмысление полученных данных и способов достижения результата;

— презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).

Презентация результатов различна. Это зависит от замысла учителя и возможностей школьников.

5. Рефлексия

— подведение итогов, создание ситуации успеха.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Классификация проектов:

Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.

Виды проектов на уроке географии и во внеурочной деятельности:

— по участию в разработке:

— по времени исполнения:

— по комплексности:

— по характеру координации проекта:

по доминирующей деятельности учащихся:

Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах и в коллективе. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:

В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности.

Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом учебного материала, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.

Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. В работе использую компьютер как необходимое условие проведения современного урока. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы.

В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы.

Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.

В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем.

Источник

Что включает в себя проектная компетентность обучающегося тест

Опыт разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов учебного исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и социально значимой проблемы, является согласно ФГОС ООО ведущим метапредметным результатом выпускника основной школы.

Для приобретения обучающимися осознанного опыта проектной деятельности им необходимо иметь навыки ее осуществления. Навык представляет собой отработанное до автоматизма умение, под которым понимается способность осуществлять сложные, хорошо организованные модели поведения, чтобы достигать намеченного результата.

Приобретенные умения и полученный опыт лежат в основе компетентности. Под проектной компетентностью мы понимаем способность обучающегося уверенно осуществлять в различных учебных ситуациях следующие проектные действия: выявлять, формулировать и решать проблемы для обоснованного проектного продукта; применять в проектной деятельности предметные знания и способы действий; определять ресурсные возможности, регулировать и оценивать осуществляемую проектную деятельность; взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Для достижения поставленной метапредметной цели на ступени основной школы необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы создать условия для формирования у обучающихся, во-первых, отдельных умений разработки и осуществления проекта под руководством учителя (5-6 классы); во-вторых для отработки навыка реализации группового проекта (6-7 классы); в-третьих, для приобретения опыта самостоятельной реализации индивидуального проекта (8-9 классы).

Этапы формирования проектной компетентности обучающихся основной школы

Этапы формирования проектной компетентности

Поэлементное формирование проектных действий школьников через решение проектных задач

Организация проектной формы учебной деятельности. Обеспечение обучающимися возможности в групповых проектах пройти полный цикл проектной деятельности с помощью учителя либо самостоятельно при сопровождении учителя

Включение каждого ученика в разработку и реализацию индивидуального проекта с помощью учителя либо самостоятельно при сопровождении учителя (тьютора)

В 5-6 классах умения учащихся формируются при выполнении проектных задач. Под проектной задачей мы понимаем задачу, выполняемую как в форме учебного сотрудничества, так и индивидуально, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система проектных действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (проектного продукта). Для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства (в виде набора/системы заданий) и материалы.

В 6-7 классах учащиеся отрабатывают навыки осуществления проектной деятельности в совместно-распределенной форме при непосредственном руководстве учителя. В ходе работы над проектом школьники последовательно выполняют рекомендации педагога; при этом учитель должен не навязывать свое мнение, а предлагать для обсуждения варианты совместных действий, показывая ученикам логику построения проектной деятельности и проходя вместе с ними весь путь создания проекта.

В 7-8 классах учащиеся уже обладают определенными проектными умениями и способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект. Учебный процесс при этом направлен на отработку навыков реализации полного цикла проектной и исследовательской деятельности. Результативность может быть усилена за счет включения устных и письменных докладов и сообщений учащихся, проведения лабораторно-исследовательских практикумов, применения деловых игр, игрового моделирования и других активных форм, выполнение школьниками междисциплинарных исследовательских работ и т.д.

Итоговая аттестация выпускников основной школы (9 класс) предполагает реализацию учащимися итогового индивидуального проекта. Важно, чтобы школьник самостоятельно осуществил полный проектный цикл: от поиска проблемы и замысла проекта до изготовления продукта и его презентации.

Наиболее адекватным задачам проектного обучения является модульный подход к построению содержания учебного предмета. Проектный модуль (учебное занятие) представляет собой раздел рабочей программы, оформленный в виде учебного проекта, реализуемого в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности школьников.

Для определения разделов и тем в содержании курса, в рамках изучения которых будет реализован проектный модуль, можно использовать следующие критерии:

— целесообразность использования проектной деятельности для изучения данной темы;

— возможность использования данного содержания для формирования у обучающихся основ проектной и исследовательской деятельности, а именно наличие в содержании раздела\темы противоречивых фактов, явлений и т.п., позволяющих сформулировать проблему проекта; наличие временного ресурса для реализации проекта и т.д.

— связь темы с другими предметными областями, общность в предметном содержании смежных дисциплин.

В приложении 1 в качестве примера модульного построения учебного процесса представлены проектные модули «Человек на Земле» и «Живые организмы и их среда обитания», которые реализуются в 5-м классе частично на уроках природоведения, частично – экологии.

В организации проектного обучения применяются различные варианты учебного занятия (проектного модуля).

Вариант 1. Учебное занятие – проектный модуль, выделяемый как тема или раздел программы по предмету, в рамках которого происходит целенаправленное освоение обучающимися определенного объема содержания образования и последовательное овладение всем циклом проектной деятельности на основе объединения урочной (реализуемой на нескольких уроках подряд) и внеурочной (реализуемой в свободное время между данными уроками) деятельности. Учебное занятие этого типа линейно входит в структуру рабочей программы учителя. Если проекты реализуются в нескольких предметах, то необходимо их развести по календарным срокам: один проект реализуется в первой четверти, другой – во второй и т.д.

Вариант 2. Учебное занятие – проектный модуль, представляющий отдельный блок программы по предмету, нацеленный на последовательное овладение обучающимися всем циклом проектной деятельности после освоения обязательного объема содержания учебного предмета. Такой модуль может быть реализован в конце учебного года.

Вариант 3. Учебное занятие как комплекс уроков и внеурочной деятельности, объединенных в рамках решения учебной проблемы в процессе реализации междисциплинарной программы учебного курса, например «Основы проектной и исследовательской деятельности».

Урок, рассматриваемый как форма организации проектного обучения, может быть направлен на формирование навыка или опыта обучающихся в осуществлении отдельного проектного действия либо в реализации полного цикла проектной деятельности. В соответствии с этим подходом можно выделить два типа уроков, ориентированных на формирование проектной компетентности учащихся.

К данному типу относится также урок, на котором становится цели как освоения того или иного предметного содержания (предметная цель), так и формирования и развития отдельных проектных умений (метапредметная цель).

Варианты уроков данного типа

Наличие проектного продукта и его характер

Урок формирования проектных действий

Урок формирования отдельного проектного действия

Освоение отдельных проектных действий

Урок – часть проектного модуля

Реализация отдельного этапа проектной деятельности

Оформленный в письменном (графическом, презентационном) виде способ освоения проектного действия

Урок реализации полного цикла проектной деятельности

Урок прикладного проектирования

Реализация всех этапов (алгоритма) проектной деятельности

Материальный проектный продукт

Урок исследовательского проектирования

Реализация всех этапов (алгоритма) исследовательской деятельности

Новое знание об объекте исследования, представленное в различных формах

Можно выделить следующие этапы в проведении любого из описанных выше типов урока.

1. Подготовительный этап, включающий организационные моменты урока, рефлексию предшествующей деятельности, осознание учащимися потребности в преодолении противоречия между «знанием» и «незнанием», «умением» и «неумением» (актуализация).

2. Проектировочный этап (проблематизация, целеполагание, планирование, концептуализация). Главные цели этого этапа урока:

— выделение объекта изучения и освоения (формулирование собственной (личностно значимой) проблемы);

— определение основной учебной задачи (цели работы);

— ориентировка в действиях, которые нужно осуществить, чтобы получить образовательный продукт (пошаговое планирование способов достижения целей).

3. Этап реализации – решение главной проблемы урока, разработка запланированного учебного продукта. Учащиеся самостоятельно или в совместно-распределенной форме выполняют действия, направленные на самостоятельный поиск и решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, результаты представляют в виде учебного/проектного продукта.

4. Заключительный этап урока – рефлексивно-оценочный. На этом этапе учащиеся обобщают и оценивают полученные знания, рефлексируют освоенные способы действий, формулируют будущее развитие полученных на уроке знаний и умений. Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: что мы сегодня делали, для чего это необходимо, какие действия мы сегодня совершили для получения основного результата, научились ли мы лучше выполнять эти действия, благодаря чему это произошло, какие возникли проблемы и т.п.

Результат этапа на уроках разного вида

Урок формирования отдельного проектного действия

Урок – часть проектного модуля

Урок прикладного проектирования

Урок исследовательского проектирования

Актуализация имеющихся у учащихся опыта и знаний, мотивация, интерес к изучаемому материалу, готовность школьников к осуществлению дальнейшей деятельности

Проблема незнания (неумения), цель, план разрешения проблемы

Проблема, цель, план действий по выполнению соответствующего этапа проектного модуля

Проблема, цель, план действий по достижению цели проекта

Проблема, гипотеза, цель, план действий по достижению цели исследования

Освоение знания (навыка)

Реализованный этап проектного модуля (компонент проекта: проблема, цель, план, модель и т.п.)

Продукт исследования (новое знание – в виде статьи, доклада, схемы, модели и т.п.)

Оценка и рефлексия

Фиксация продвижения в освоении проектных действий, отношение к опыту осуществления проектных действий

Фиксация продвижения в освоении полного цикла проектной деятельности, отношение к опыту осуществления проектной/исследовательской деятельности

Проект урока в проектном обучении может иметь следующую структуру, в соответствии с которой он и может быть оформлен:

2. Тип/вид урока проектного обучения.

3. Цели как образ планируемых образовательных результатов урока:

метапредметные (проектные действия);

4. Предметное содержание урока (краткий конспект из одного-двух абзацев текста).

5. Описание содержания деятельности учителя и обучающегося по достижению образовательных результатов на уроке в виде таблицы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *