Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании

Особенности и этапы семейного консультирования

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. pexels cottonbro 4098228. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-pexels cottonbro 4098228. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка pexels cottonbro 4098228. Особенности и этапы семейного консультирования

Особенности и этапы семейного консультирования

Целью семейного консультирования выступает совместное с консультантом выявление проблемы или запроса члена (или всех членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия и обеспечения личностного роста каждого члена семьи.

Семейное консультирование можно отнести к разновидности семейной психотерапии. Но между ними будут прослеживаться некоторые различия:

В консультационной работе терапевт отказывается от самой концепции болезни и погружается в анализ самой ситуации. Изучает аспекты ролевого взаимодействия, ищет личностные ресурсы субъектов, предлагает и выносит на обсуждение способы разрешения проблемных ситуаций.

Различие этих терапевтических концепций предоставляет консультанту различные методики, техники и приемы.

Ведущими направлениями можно выделить когнитивно-поведенческую терапию, ее разновидность рационально-эмотивную терапию, а также системную терапию.

Работая в этих подходах и внедряя в практику приемы этих направлений, можно выделить основные принципы и правила в проведении семейного консультирования:

1. Терапевт устанавливает раппорт и присоединяется к пациентам. Для этого он соблюдает конструктивную дистанцию, использует приемы «мимезиса», синхронизирует свое дыхание с дыханием клиента. Специалист использует предикаты речи, которые отражают доминирующую репрезентативную систему «заявителя».

2. На втором этапе консультант ведет сбор информации о волнующей проблеме. Специалист применяет мета-моделирование и терапевтические метафоры. Чтобы получить точный запрос, консультанту помогут такие вопросы:

3. Далее следует заключение психотерапевтического контракта. На этом важном этапе проговаривается и распределяется ответственность между терапевтом и клиентом. Консультант обеспечивает: безопасность, приемы и техники. В зону ответственности клиента входит его личная активность, честность, желание достигнуть изменений и т.д. Обсуждается также длительность работы в целом и длительность одной консультации. Уделяется внимание периодичности встреч. Сначала это одна сессия в семь дней, затем одна встреча в 2-3 недели.

4. После того, как были оговорены правила и условия работы, консультанту необходимо уточнить проблему пациента, чтобы провести ее максимальную субъективизацию. А также протестировать ресурсы самой семьи, и каждого ее члена в отдельности. Для этого консультант использует следующие вопросы:

5. Теперь наступает непосредственно сам этап консультирования. И здесь очень важно поддержать клиентов и укрепить их веру в положительный исход. Для этого следует использовать положительные утверждения: «Ваше искреннее желание изменить свою жизнь, прежний опыт, активность, честность и готовность к сотрудничеству, а также желание консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт станут надежной гарантией успешного решения проблемы».

Терапевт вместе с клиентами рассматривает положительные и отрицательные стороны устоявшегося поведения. Для этого он использует такие вопросы:

После того как выяснили положительные и отрицательные моменты, терапевт и клиент сообща ищут новые варианты действия в сложившейся ситуации. Вопросы для прояснения:

Если консультант будет точно следовать по маршруту проблемы, то клиент погрузится в транс, и тогда с помощью приемов визуализации терапевт помогает создать новую ситуацию, обратить внимание на нее и зафиксировать возникающие ощущения клиента.

6. Заключительный этап можно назвать «Экологической проверкой». Клиенты представляют себя в похожей проблемной ситуации через 5-10 лет и прислушиваются к своему состоянию.

Еще консультанту важно не забыть о «страховании результата». У клиента может не сразу появиться уверенность в использовании новых приемов в поведении. Для этого консультант дает домашнее задание или предлагает повторную встречу спустя время, чтобы обсудить полученные результаты.

В некоторых случаях консультанту нужно произвести процедуру «отсоединения». Иногда она происходит автоматически, когда клиент сравнивает первоначальную проблему и полученный результат. Чтобы осуществить «отсоединение», консультант поручает клиентам парадоксальные задания.

Чтобы получить обратный эффект, важно точно выполнять такие задания. Например, Джей Хейли дал задание супругам, которые постоянно конфликтовали по поводу того, в какой форме выражать свои чувства, ссориться ровно один час в день на протяжении недели. Целью задания была проверка эмоционального состояния. Зная природу человека, Д.Хейли был уверен, что никто не станет причинять осознанно вред ни себе, ни близкому. И был прав. Попробовав пару раз выполнить задание, супруги прекратили ругаться и впредь согласовано принимали решения.

Источник

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. natural history mini. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-natural history mini. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка natural history mini. Особенности и этапы семейного консультирования

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. book scienceforum mini. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-book scienceforum mini. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка book scienceforum mini. Особенности и этапы семейного консультирования

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. 2003 image001. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-2003 image001. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка 2003 image001. Особенности и этапы семейного консультирования

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. Znak natc konkurs. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-Znak natc konkurs. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка Znak natc konkurs. Особенности и этапы семейного консультирования

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. diplom ruk big. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-diplom ruk big. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка diplom ruk big. Особенности и этапы семейного консультирования

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. Spivak. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-Spivak. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка Spivak. Особенности и этапы семейного консультирования

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. image 2003 5 600. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-image 2003 5 600. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка image 2003 5 600. Особенности и этапы семейного консультирования

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. image 2003 4 200. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-image 2003 4 200. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка image 2003 4 200. Особенности и этапы семейного консультирования

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Термин «консультация» имеет не одно значение. Например, данное слово мы можем применить, описывая передачу опыта профессиональной деятельности между специалистами одного дела. С другой стороны, вышеописанное понятие интерпретируется как обсуждение одной проблемы несколькими людьми. В целом, по мнению Натальи Георгиевны Осуховой, слово «консультация» понимается как получение совета от квалифицированного специалиста по волнующей проблеме.

Проанализировав труды Карабановой О.А., нами были сформулированы общие выводы и мнения по выделению ею основных этапов психологического консультирования семьи.

Ольга Алексеевна выделяет шесть этапов психологического консультирования семьи [2].

1 этап – предварительный этап записи. Данный этап в целом подразумевает принятие проблемы клиента, сбор данных об исследуемой семье и решение организационных вопросов.

Мы считаем, что на этом этапе целесообразно проводить вышеописанную работу специалисту. Происходит предварительное знакомство с семьей, а также первая встреча обследуемых с психологом. Педагогу важно собрать основную информацию о семье и решить ряд вопросов организационного характера для предотвращения дальнейших проблем при работе.

2 этап – первичный приём. На этом этапе осуществляется непосредственное знакомство консультанта с клиентом, установление контакта. Также специалист производит сбор данных о членах семьи, спрашивает мнение каждого по проблеме и заключает договор на проведение психологического консультирования.

Изучив описанное Ольгой Алексеевной знакомство с клиентом при помощи техник присоединения, мы сделали следующие выводы. Все виды техник играют важную роль при организации знакомства психолога с членами семьи. Например, активное эмпатическое слушание и поддержка при этом добавляют пришедшим уверенность, что специалист им поможет, а отслеживании глазодвигательных реакций дает психологу представление об эмоциональном состоянии и возможно о наличие боязни общения с чужими людьми. Также важно установить доверительное отношение и провести первичный анализ проблемы. По мнению О.А. Карабановой, при сборе информации о членах семьи целесообразно составить генограмму для трёх поколений. Мы считаем, что внедрение этой идеи положительно повлияет на результативность работы психолога по консультированию. Это может помочь при определении того, откуда зародились трудности. Возможно, они исходят не только от пришедших клиентов. Помимо этого, заключение договора, где прописываются цели и форма психологической помощи, даёт клиенту представление о работе и к каким результатам должны прийти обе стороны.

3 этап – диагностический. Данный этап подразумевает подробное изучение психологом проблемы клиента, глубокий анализ семьи (роли членов семьи, ресурсы, становление данной ячейки общества, проблемные моменты). Формулировка тезисов по проблемам и проведение диагностики.

Мы считаем, что данный этап является самым важным в проведении психологического консультирования семьи. Психологу следует серьёзно отнестись к проведению диагностики. Прежде чем подобрать диагностический инструментарий, важно подробно изучить проблему в семье, положение в ней клиентов для точной постановки результатов психологического заключения. Также необходимо ответственно подойти к выбору методик для проведения диагностики, учитывая особенности конкретной семьи. Помимо этого важно соблюдать все инструкции по проведению каждой подобранной методики.

4 этап – этап составления психологического заключения. На этом этапе специалист формулирует психологический диагноз и прогноз, а также разрабатывает план рекомендаций, с помощью которого семья преодолевает свои проблемы.

По нашему мнению, этот этап не менее важен, чем предыдущий. Психолог проводит большую работу для составления психологического заключения, и ему необходимо безошибочно сформулировать психологический диагноз и составить дальнейший прогноз и план работы, так как если в этот процесс проникнет какая-либо ошибка, то вся работа психолога будет направлена в другую сторону. А это, в свою очередь, не только не решит проблему, с которой пришла семья, но и может привести к дальнейшим трудностям.

5 этап – этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Данный этап может совмещаться с предыдущим. На этом этапе осуществляется направленный анализ проблемы, выделение «сильных» и «слабых» семейных функций (выделение причин последних). Данный этап также подразумевает обсуждение психологического диагноза, рассмотрение возможных решений и принятие одного (или нескольких из них), распределение ответственности и функций между каждым членом семьи.

Проанализировав этот этап, мы пришли к выводу, что большая часть работы на этапе приходится на семью. Семья должна помочь психологу в процессе работы, не скрывая своих прошлых трудностей или особенностей, которые могут помочь в проведении анализа проблемы, в выделении «сильных» и «слабых» функций семьи. Она также должна участвовать в выделении «плюсов» и «минусов» различных решений проблемы и принять одно из этих решений на свою ответственность.

6 этап – заключительный. Данный этап подразумевает подведение итогов, контроль и оценку реализации принятого этапом ранее решения. С консультантом завершается совместная работа, и обсуждаются формы и сроки дальнейших контактов.

На этом этапе завершается совместная работа с консультантом, но резко не прекращается. Идет обсуждение формы и сроков дальнейших контактов, а также специалист помогает выработать план мероприятий, чтобы предупредить дальнейшее возникновение проблем и трудностей в этой семье.

Изучив и проанализировав литературу на данную тематику, мы пришли к выводу, что психологическое консультирование для семьи очень важно. Оно не только помогает в решении конкретных проблем и преодолении сегодняшних трудностей, возникающих в семье, но также помогает предотвратить дальнейшие трудности и проблемы. Взаимодействуя со специалистом, семья в то же время помогает каждому члену взаимодействовать друг с другом, понимая и принимая их особенности, распределяет функции семьи в соответствии с возможностями каждого ее членов, так как именно она знает их особенности и потребности.

2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О. А. Карабанова.- М.: Гардарики, 2005.- 320 с.

Источник

Этапы семейного консультирования

Психологическое консультирование семьи имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, каким образом консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи.

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. . Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка . Особенности и этапы семейного консультирования

В литературе описывается «пятишаговая» модель проведения семейных консультаций и консультативного интервью:
1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу и сотрудничество.
2. Сбор информации, поиск ответа на вопрос: «В чем проблема?».
3. Осознание желаемого результата, поиск ответа на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?».
4. Выработка альтернативных решений: «Что мы можем сделать по этому поводу?».
5. Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом. Трансформация личности или проблемы.

Таким образом, психологическое консультирование можно рассматривать как целостную систему, разворачивающийся во времени процесс, совместно — разделенную деятельность консультанта и клиента, в которой прослеживается ряд последовательных стадий, неразрывно связанных друг с другом.

Установление контакта

Особенностью проведения семейных консультаций является то, что необходимо установить контакт сразу со всеми членами семьи, что порой бывает сделать достаточно сложно. Для того чтобы стимулировать членов семьи к началу работы можно использовать следующий речевой оборот: «Я рад (-а) встрече с вами и понимаю, что вам надо со мной о чем-то поговорить. Кто хотел бы начать первым?» (Айви А-Е., 1998, Эйдемиллер Э.Г., 1999). Практика показывает, что первым начинает рассказ самый активный член семьи. В процессе установления контакта также можно использовать различные формы присоединения к клиенту (языковое, невербальное, эмпатическое и др.). Помимо этого в процессе реализации данного этапа психолог

консультант начинает и диагностический этап работы, пытаясь определить истинную проблему клиента, реальное положение дел в семье.

Сбор данных

Сбор данных о семье предполагает накопление информации о происходящих внутри нее процессах. На основе совместного исследования, в процессе реализации данного этапа, психолог и клиент определяют ориентиры консультативной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.

Итогом данного этапа является суммирование проблемы — своеобразное подведение итогов с подчеркиванием того, что в семье действительно существует проблема, но эта проблема принадлежит не одному человеку, а касается каждого члена семьи, всей семьи в целом.

Основными методами, которые используются на данном этапе, являются психодиагностические процедуры, которые были описаны нами выше, а также своеобразные консультативные приемы, так «называемые микротехники выслушивания» (Айви А-Е., 1998, Меновщиков В.Ю., 2000), используемые психологом в процессе проведения диагностического интервью. В литературе описываются следующие виды таких приемов:

Таким образом, в процессе реализации этапа сбора данных консультант должен собрать максимум информации о самом клиенте, особенностях его семейных взаимоотношений и существующей проблеме. В литературе описывается определенная последовательность открытых вопросов, которые могут быть заданы консультируемому с этой целью:
Что произошло и что происходит? Как часто это случается? При каких обстоятельствах? Когда возникла проблема?
В какой временной последовательности развивались события?
Что предваряло эту ситуацию?
Как изменялась проблема в процессе ее развития?
Где это происходило (в какой обстановке, с какими людьми и т.п.)?
Как Вы реагировали?
Как Вы себя чувствовали?

2. Закрытые вопросы.
Закрытые вопросы обычно содержат частицу «ли». Эти вопросы могут предполагать ответ «да» или «нет». Они используются для сбора более подробной информации, концентрации внимания клиента и сужения области обсуждаемых вопросов. Таким образом, закрытые вопросы не позволяют клиенту уходить от обсуждаемой проблемы, но слишком частое их использование влечет за собой риск отпугнуть клиента, снижает степень его откровенности и открытости.

3. Нерефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание, по сути, является умением молчать. Однако это достаточно активный процесс, предполагающий значительное внимание к речи собеседника. В процессе нерефлексивного слушания могут использоваться повтор или поддержка, предполагающие соответственно прямое повторение сказанного или использование фраз типа «Да!», «Понимаю Вас», «Это как?», «Продолжайте, это интересно» и т.п. Эти приемы активизируют речь клиента и дают ему возможность понять, что его внимательно и заинтересовано слушают. Т.о., подобные речевые обороты способствуют активному общению консультанта и клиента. С другой стороны, существуют фразы, препятствующие эффективному общению, которые не рекомендуется использовать в консультативной работе. Это фразы типа: «Кто Вам такое сказал?», «Это почему же?», «Давайте быстрее!», «Говорите!» и т.п. (Айви А-Е, 1998). Нерефлексивное слушание используется при изложении напряженных ситуаций, когда человеку необходимо выговориться, еще раз прожить ситуацию. Если же клиент стремится получить совет, руководство к действию, приемов выслушивания бывает недостаточно, в этом случае используются микротехники воздействия, которые будут описаны ниже.

4. Рефлексивное (активное) слушание.
Рефлексивное слушание позволяет дать говорящему обратную связь и позволяет психологу уточнить содержание услышанного. Оно предполагает расшифровку смысла сообщений, выяснение их реального значения. В процессе рефлексивного слушания могут использоваться следующие приемы (АйвиА-Е., 1998, Меновщиков В.Ю., 2000).

Дальнейшее развитие мыслей собеседника. Этот прием может использоваться только в контексте высказанного собеседником смысла. В противном случае дальнейшее развитие мыслей может быть воспринято как игнорирование его рассказа

Резюмирование. Применяется в продолжительных беседах с целью привести события и факты в смысловое единство. В процессе резюмирования консультант как бы собирает воедино мысли и чувства клиента, его слова и смысл сказанного и представляет все это ему в законченной форме. Резюмирование предполагает подытоживание основных идей сказанного клиентом. Это можно сделать с помощью фраз типа: «Как я понимаю, Вашей основной идеей является. », «То, что Вы сказали, может означать. », «Если подвести итог сказанному Вами. » и т.п. Резюмирование может использоваться на завершающих этапах той или иной консультативной стадии.

Осознание желаемого результата и постановка целей

В психологическом консультировании выделяется несколько понятий связанных с постановкой цели; жалоба, самодиагноз, проблема и запрос.

Как правило, жалоба клиента определяется в процессе реализации этапа сбора данных. Она выделяется из рассказа о том, что привело человека (семью) в психологическую консультацию. По мнению В.В. Столика (1989), спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы на основании определения их локуса, который может быть субъектным (на кого жалуется) и объектным (на что жалуется).

По субъектному локусу в семейном консультировании выделяется 5 основных видов жалоб: на ребенка (его поведение, развитие, здоровье и т.п.); на семейную ситуацию в целом («все плохо», «все не так»);

Самодиагноз — это самостоятельное объяснение клиентом природы того или иного события, основанное на его представлениях о себе, других членах семьи, человеческих отношениях. Среди самых распространенных само диагнозов В.Ю. Меновщиков (2000) выделяет следующие:

Под проблемой в психологическом консультировании понимается указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

В.В. Сталин и А.А. Бодалев (1989) выделяют следующие наиболее распространенные типы проблем:

С проблемой связано понятие запроса Запрос это конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. По смыслу обычно запрос напрямую связан с проблемой. Например, если клиент формулирует проблему как «Не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет «Научите!».

Выделяются следующие основные виды запросов:

На основании анализа жалобы, самодиагноза, проблемы и запроса определяется цель психологического консультирования семьи. При этом следует иметь в виду, что запрос, формулируемый членами семьи, может оказаться бесполезным в плане решения существующих проблем. В этой связи возможна и необходима психологическая коррекция имеющегося запроса и постановка задач более адекватных реальной цели психологического консультирования.

Выработка альтернативных решений

6. Логическая последовательность.
При использовании данного приема психолог объясняет клиенту логические следствия его мышления и поведения Прием построен на предложениях типа «Если. то. ». Его применение позволяет дать новую точку отсчета в понимании происходящих событий, помогает клиенту предвидеть результаты собственных действий.

7. Воздействующее резюме.
Обычно данный прием используется в конце консультации в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями, Целью его использования является прояснение и осознание того, что достигнуто в ходе консультативной беседы. Воздействующее резюме направлено на перенесение сделанного обобщения из ситуации консультирования в реальную жизнь.

Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта

Данный этап является заключительным в каждой консультативной встрече, и он же завершает процесс консультирования в целом. На этой стадии происходит обобщение консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу обозначенной проблемы и начинается переход от обсуждения проблемы к действиям по ее разрешению. Не менее важной целью данного этапа является выход из контакта с клиентом. Важно, чтобы по завершении консультативного процесса у консультируемого осталось ощущение возможности разрешения имеющейся у него проблемы и осознание характера и направленности действий, необходимых для ее разрешения.

Источник

Основные формы семейного консультирования. 1. Основные этапы психологического консультирования семьи

1. Основные этапы психологического консультирования семьи

Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи: предварительный этап записи; этап первичного приема; диагностический этап; этап составления психологического заключения; этап совме­стного анализа причин возникновения проблемы и определения путей ее разрешения; заключительный этап.

Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Объективирование жалобы и запроса клиента. Сбор исходной информации о семье и клиенте. Решение организационных вопросов. Ориентация клиента в по­рядке и регламенте работы.

Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соответствии с принципом стереоскопичности диагноза, выявление ролевой структуры семьи и ее внутренних и социальных ресурсов. Реконструкция истории развития семьи с момента знакомства супругов. Анализ проблемных ситуаций, типовых семейных сценариев, выявление и обсуждение семейных мифов. Формулирование рабочих гипотез о содер­жании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез.

Этап составления психологическою заключения. Формулирование психологического диагноза и прогноза. Диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жа­лобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переформули­рование значения симптомов проблемного поведения членов семьи и объективирование механизма симптомообразования; в нем должна быть показа­на роль симптома в сохранении семейного функционирования. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи. Психологиче­ское заключение может быть составлено консультантом вне времени встре­чи с клиентом, представлять собой результат анализа и интерпретации про­блемы консультантом и основу для проведения последующего этапа. В ряде случаев этап составления психологического заключения может совмещать­ся с этапом совместного анализа проблемы и поиска ее решения.

Этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных, и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно-вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Распределение ответственности и функций между членами семьи. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь.

Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализа­ции принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупрежде­нию возникновения трудностей и проблем в семье.

Даже простое перечисление этапов психологического консультирования семьи обнаруживает то, что они эксплицируют не столько временную последовательность, сколько саму логику и последовательность разрешения задач, обеспечивающих удовлетворение запроса клиента. Сами же этапы могут перекрываться во времени, допускать нарушение линейности продви­жения и возвращение с последующего на предыдущий этап. Выделенная последовательность этапов скорее определяет закономерность перехода от выполнения одного вида консультативных работ и процедур к другому.

Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. ha. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании фото. Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании-ha. картинка Что включает в себя предварительный этап в семейном консультировании. картинка ha. Особенности и этапы семейного консультирования

При определении содержания психологического консультирования на каждом из этапов были использованы понятия «жалоба», «запрос», «пси­хологический диагноз» и «прогноз». Остановимся более подробно на каж­дом из них.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 76 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *