Что включает в себя понятие полиция
Полиция: понятие и задачи. Принципы деятельности полиции
Положения данного закона распространяются только на полицию (милицию), функционирующую в системе государственного органа внутренних дел.
1) защиту жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов личности от преступных и других противоправных поползновений;
2) защиту интересов государства и общества;
3) профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
4) выявление и раскрытие преступлений;
5) охрану общественного порядка и общественной безопасности;
6) защиту любых форм собственности. Другие задачи могут возлагаться на полицию (милицию) только данным Законом.
Деятельность полиции (милиции) основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности.
При выполнении возложенных на нее задач полиция (милиция) сотрудничает с органами государственного управления и местного самоуправления, организациями, другими правоохранительными органами и физическими лицами.
Права и обязанности полиции по ФЗ «О полиции».
Смотреть закон 3-ФЗ от 07.07.2011 «О ПОЛИЦИИ» В РЕДАКЦИИ 12.02.2015
Что включает в себя понятие полиция
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Данный Закон устанавливает понятие полиции (милиции), ее задачи, цели деятельности, правовые основы и принципы, место полиции (милиции) в системе органов управления государственной власти, обязанности и права, структуру, порядок поступления на работу в полицию (милицию) и ответственность, государственные гарантии правового и социального обеспечения, а также порядок финансирования, материально-технического обеспечения и контроля за деятельностью полиции (милиции).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие полиции (милиции)
Положения данного закона распространяются только на полицию (милицию), функционирующую в системе государственного органа внутренних дел.
Статья 2. Задачи полиции (милиции)
1) защиту жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов личности от преступных и других противоправных поползновений;
2) защиту интересов государства и общества;
3) профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
4) выявление и раскрытие преступлений;
5) охрану общественного порядка и общественной безопасности;
6) защиту любых форм собственности. Другие задачи могут возлагаться на полицию (милицию) только данным Законом.
Статья 3. Принципы деятельности
полиции (милиции)
Деятельность полиции (милиции) основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности.
При выполнении возложенных на нее задач полиция (милиция) сотрудничает с органами государственного управления и местного самоуправления, организациями, другими правоохранительными органами и физическими лицами.
Статья 4. Правовое регулирование
деятельности полиции (милиции)
Деятельность полиции (милиции) регулируется конституцией, данным Законом, иными законами и правовыми актами, а также ратифицированными международными договорами.
Статья 5. Деятельность полиции (милиции) и
права граждан
Полиция (милиция) защищает жизнь, здоровье, права и свободы, законные интересы граждан независимо от его гражданства, расовой принадлежности, пола, языка, национальности, вероисповедания, политических и иных взглядов, социального происхождения, имущественного и иного положения, принадлежности к какой-либо партии или организации.
При любом случае ограничения прав и свобод человека сотрудники полиции (милиции) обязаны немедленно предъявить ему основания для ограничения и объяснить его права и обязанности.
Полиция (милиция) не полномочна собирать, хранить, использовать и распространять сведения о частной жизни лица, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Полиция (милиция) обязана предоставить человеку возможность ознакомиться с документами или материалами, непосредственно связанными с его правами и свободами, если иное не предусмотрено законом.
Статья 6. Привлечение иных сотрудников государственного
органа внутренних дел к выполнению задач,
стоящих перед полицией (милицией)
Аттестованные (квалифицированные) работники государственного органа внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции (милиции), а также лица, проходящие стажировку, со стороны руководителя государственного органа внутренних дел могут в установленном порядке привлекаться к работе по охране общественного порядка и общественной безопасности, а также к борьбе с преступностью. В этом случае на них распространяются права и обязанности, предусмотренные данным Законом для сотрудников полиции (милиции).
Привлечение к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности военнослужащих внутренних войск срочной службы осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Статья 7. Содействие органов государственного
управления и местного самоуправления, организаций и
граждан в деле выполнения полицией (милицией)
возложенных на нее задач
Органы государственного управления и местного самоуправления и их должностные лица обязаны оказывать возможное содействие полиции (милиции) в деле выполнения поставленных перед нею задач.
Граждане и юридические лица могут участвовать в решении задач, стоящих перед полицией (милицией), на добровольных началах.
Статья 8. Полиция (милиция) и политика
Лицам, работающим или служащим в полиции (милиции), на всем протяжении работы или службы запрещено членство в какой-либо политической партии.
Запрещается вовлекать или привлекать полицию (милицию) к реализации политических задач.
Статья 9. Структура и подчиненность
полиции (милиции)
Структуру и численный состав полиции (милиции) утверждает правительство в соответствии с нормативами, предоставленными государственным органом внутренних дел. В рамках структуры и численного состава полиции (милиции) руководитель государственного органа внутренних дел правомочен создавать инфраструктурные подразделения полиции (милиции).
Общее руководство полицией (милицией) осуществляет руководитель государственного органа внутренних дел.
Глава 2. Обязанности полиции (милиции)
Статья 10. Обязанности полиции (милиции) по
обеспечению безопасности человека и
защите его прав и свобод
Полиция (милиция) обязана в установленном конституцией порядке:
1) защищать от преступных и иных посягательств жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы человека;
2) принимать меры к оказанию помощи пострадавшим от преступлений и иных правонарушений, несчастных случаев, а также людям, оказавшимся в опасной для жизни и здоровья ситуации;
3) доставлять в медицинские учреждения лиц, уклоняющихся от принудительного лечения;
4) совместно с органами здравоохранения в целях профилактики правонарушений обеспечить контроль над лицами, страдающими душевными заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, а также иными болезнями, представляющими опасность для окружающих;
5) принимать меры для охраны жизни, здоровья и имущества судей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц органов внутренних дел, пострадавших, свидетелей, обвиняемых, защитников и иных лиц, содействующих уголовному судопроизводству, а также их близких родственников.
Статья 11. Обязанности полиции (милиции) в борьбе с
преступлениями и иными правонарушениями
Полиция (милиция) обязана в установленном конституцией порядке:
1) принимать, регистрировать и брать на учет заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, происшествиях, давать им соответствующий ход;
2) предотвращать и пресекать преступления и иные правонарушения, задерживать лиц, совершивших преступление или иное правонарушение, требующее расследования, выявлять причины, породившие преступление и иное правонарушение, и условия, способствовавшие их совершению, принимать меры к их устранению;
3) принимать меры по выявлению и раскрытию преступлений;
4) возбуждать уголовные дела, осуществлять неотложные следственные мероприятия для выявления совершивших преступление лиц, закрепления следов преступления, раскрытия преступления;
5) по возбужденным уголовным делам осуществлять расследование, задержание подозреваемых и другие предусмотренные законодательством действия, принимать меры к компенсации ущерба, нанесенного преступлением;
6) разыскивать лиц, совершивших преступление и скрывающихся от следственных и судебных органов, уклоняющихся от уголовной ответственности и наказания, пропавших без вести, в других предусмотренных законом случаях, а также похищенное имущество;
а) ведение дел по административным правонарушениям и административный арест;
б) розыск уклоняющихся от следствия, суда, наказания и в иных предусмотренных законом случаях лиц и имущества;
в) совместно с государственными и общественными органами соответствующие мероприятия по воспитанию несовершеннолетних, оставшихся без надзора, а также взятых на учет, по профилактике совершения ими преступлений;
Полиция (милиция) выполняет другие обязанности, предусмотренные законодательством.
Статья 12. Обязанности полиции (милиции) по
охране общественного порядка
Полиция (милиция) обязана:
1) обеспечивать соблюдение общественного порядка на улицах, площадях, в парках культуры и отдыха, на железнодорожных станциях, в аэропортах, на избирательных участках, в иных общественных местах, в ходе судебных заседаний (по ходатайству судов);
2) в пределах своих полномочий содействовать депутатам, должностным лицам органов государственного управления и местного самоуправления, представителям организаций в случае препятствования их законной деятельности или возникновения угрозы их жизни, здоровью, чести и достоинству, а также имуществу.
Статья 13. Обязанности полиции (милиции) по
обеспечению безопасности дорожного движения
Полиция (милиция) обязана:
1) осуществлять государственный контроль и надзор за обеспечением безопасности дорожного движения; соблюдением правил движения, технических норм и других нормативных документов;
2) организовывать и проводить государственный технический осмотр автотранспортных средств, прицепов к ним;
3) в рамках полномочий предоставлять лицензии на изготовление водительских удостоверений, номеров государственной регистрации транспортных средств, документов, предоставляющих водителям право участия в дорожном движении, и других специальных бланков;
4) с целью организации дорожного движения, надзора за эксплуатацией технических средств осуществлять государственную регистрацию и учет предназначенных для движения по дорогам общего пользования автотранспортных средств и прицепов к ним;
5) регулировать дорожное движение;
6) в установленном порядке осуществлять государственный учет показателей безопасности дорожного движения.
Каковы основные направления деятельности полиции: функции и обязанности полиции
В разных определениях полиции можно столкнутся с разными понятиями – полиция как орган, полиция как система, полиция как часть глобальной системы под названием МВД. Сфера деятельности сотрудников полиции чрезвычайно велика – от контроля ситуации на дорогах до препятствия развитию организованной преступности. Согласно законодательству, существует две полиции: полиция общественной безопасности и криминальная полиция, подразумевающие свою специализацию и свои функции. О том, каковы основные направления деятельности полиции рассказываем далее.
Каковы основные направления деятельности полиции
Что такое полиция
Несмотря на то, что каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с полицейскими, дать точное определение полиции может быть не так уж и просто. Поэтому мы коротко охарактеризуем деятельность данного органа и его основные задачи. Полиция является одной из составляющих частей Министерства внутренних дел РФ, объединяющей под своим контролем многие службы. Основной задачей полиции является охрана людей, являющихся гражданами России. Жизнь, здоровье, права и свободы россиян должны охраняться полицейскими.
Полиция является одним из органов Министерства внутренних дел России
Несмотря на то, что полиция России ориентирована прежде всего на граждан страны, она также оказывает должную поддержку иностранным гражданам или людям без гражданства. Среди целей, которые преследует данный орган остановимся на самых значительных:
Таким образом, полиция внимательно следит за тем, чтобы каждый отдельный человек и все общество в целом находилось в безопасности – насколько это возможно.
Полиция обеспечивает гражданам безопасность
Кто управляет полицией
Иерархия руководства над полицией может рассматриваться по-разному. В первую очередь, контроль над данным органом осуществляет Президент РФ – в рамках своей компетенции. Если же принимать во внимание более конкретные случаи, то руководство в свои руки берут начальники территориальных органов МВД, разрабатывающие конкретные планы действий на местах. Также следует упомянуть и руководителей различных полицейских подразделений, дающих определенные указания.
Действия полицейских регулируются Президентом, а также руководством местных отделений полиции
То есть, в управлении полицией участие принимают следующие звенья:
Обязанности полицейских
Круг обязанностей работников полиции очень широк, однако это не помешало его фиксации в Федеральном законе. Потому при желании получить наиболее полную информацию о том, что полицейский должен делать в той или иной ситуации, рекомендуется обратиться к 12 статье ФЗ, под названием «О полиции».
Федеральный закон «О полиции»
В данном же разделе мы коротко перечислим основные пункты, изложенные в статье. Итак, согласно закону, в список обязанностей работников полиции входят следующие пункты:
Все заявления в полицию должны быть рассмотрены сотрудниками и переданы соответствующим специалистам
Разыскивание преступников является одной из первоочередных задач полиции
Розыск распространяется как на преступников, так и на без вести пропавших людей
Сопровождение обвиняемых лиц является задачей конвойной полиции
Целью контртеррористической процедуры является предотвращение террористического акта или минимизация его последствий
Вопрос о том, кто допускается к работе в полиции во многом зависит от конкретной должности. Офицерские должности предполагают наличие высшего образования соответствующего профиля, в то время как для сержантов это условие необязательно. О том, в каких случаях гражданину может быть отказано в должности полицейского можно прочесть ниже.
Кого могут не принять в полицию
Функции полиции
Функции полиции во многом совпадают с ее обязанностями. Как и в предыдущем случае, подробно расписать каждое направление деятельности представляется едва ли возможным. Потому в данном разделе мы также выборочно остановимся на функциях, которые играют наибольшее значение.
Таблица 1. Направления деятельности полиции
Видео: Правоохранительные органы в России
Полиция
Из Википедии — свободной энциклопедии
Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция, Россия и др.) либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия) или разбросаны по разным ведомствам (Италия — «страна пяти полиций», Франция — национальная полиция, жандармерия).
Днем рождения штатной полиции в России принято считать 27 мая 1718 г., когда Петр I утвердил «Пункты, данные генерал-полицмейстеру» и был назначен первый генерал-полицмейстер северной столицы. Им стал генерал-адъютант императора Антон Мануйлович Девиер. В советское время работу по охране общественного порядка выполняла милиция. В 2011 году после реформы МВД милиция была реформирована в полицию.
В государствах с разделением властей органы полиции относятся к исполнительной ветви власти, однако органы и должностные лица, связанные с расследованием преступлений и принятием решений по мелким правонарушениям, сохраняют связь с судебной ветвью власти (например, судебная полиция и полицейские трибуналы во Франции).
В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его состав. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного министерства или ведомства.
Во многих странах полиция является гражданской структурой, но в ряде стран, например во Франции, Турции и Чили, наряду с собственной полицией существует жандармерия, которая изначально была частью вооружённых сил, а иногда является ей и в настоящее время (например, карабинеры в Италии). Во многих странах полиция обладает ярко выраженными военными характеристиками: полицейские носят звания, аналогичные воинским, (например, генерал полиции), иногда живут в казармах и тому подобном.
Чёткое разграничение между полицией и спецслужбами не всегда возможно, однако существенное различие всё же есть — полиция охраняет общественный порядок, а спецслужбы обеспечивают государственную безопасность.
Полиция России
Полиция России ( Полиция ) | |
---|---|
Нагрудный знак сотрудника Полиции | |
Общая информация | |
Дата создания | 1 марта 2011 года |
Предшествующее ведомство | Милиция |
Руководство деятельностью осуществляет | МВД России |
Вышестоящее ведомство | Правительство РФ |
Штаб-квартира | Москва |
Число сотрудников | 907 630 (2012) [1] |
Ключевой документ | Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» [2] |
Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. [3] Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Содержание
Современная структура
В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:
История полиции России
Существовавшая система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в Российской империи и вновь организованная с 1 марта 2011 года Российской Федерации [4] (за исключением структур, не относящихся к МВД, которые уже существуют или существовали ранее и именовались полицией).
XVI век
В 1504 году в Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решётками. Запрещалось перемещаться ночью по городу, или без освещения. Великий князь Иоанн Васильевич учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.
Судебник Ивана IV передал дела «о ведомых разбойниках» под юрисдикцию губных старост. До этого Губные грамоты носили характер пожалования, и давались по челобитью самого населения. Губная грамота давала разрешение местному обществу самостоятельно ведать в области Губное дело.
В городах полицейские функции исполняли городничие, введённые вместо огнищан.
Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, которым разбойные дела приказаны. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учреждённая для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.
XVII век
По указу от 14 августа 1687 года дела разбойного приказа были переданы Земским приказам.
Алексей Михайлович в апреле 1649 года издал Наказ до городского благочиния касающийся. По наказу в Белом городе была создана команда под руководством Ивана Новикова и подьячего Викулы Панова. Им были преданы пять решеточных «прикащиков» (то есть приказчиков) и «один человек с 10 дворов» с рогатинами, топорами и водоливными трубами. Отряд наблюдал за пожарной безопасностью и порядком.
Полицейских служителей в крупных городах называли Земские ярыжки. Земские ярышки (по правилам современной орфографии — ярыжки) в Москве одевались в одежду красного и зелёного цвета. В других городах цвет одежды мог быть другим. На груди у них были нашиты буквы «З» и «Я».
История полиции в Российской Империи
XVIII век
7 июня 1718 года Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.
19 ( 30 ) января 1722 учреждена в Москве должность обер-полицмейстера, которая являлась высшей полицейской должностью Москвы и соответствовала V классу Табели о рангах. Обер-полицмейстер назначался императором из военных или гражданских чинов. В соответствии с инструкцией от 9 ( 20 ) июля 1722 [5] обер-полицмейстер руководил охраной общественного спокойствия в Москве, являлся руководителем Московской полицмейстерской канцелярии, а с 1782 года — Управы благочиния. В 1729—1731 и 1762—1764 годах руководитель Московской полиции именовался генерал-полицмейстером.
С 1775 года (после «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи») городничих начал назначать Сенат.
Московские обер-полицмейстеры
Ф. И. О. | Титул, чин, звание | Время замещения должности |
---|---|---|
Греков Максим Тимофеевич | полковник, бригадир | 11.04.1722—23.12.1728 |
Поздняков Иван Давидович | статский советник | 03.11.1729—1731 |
Греков Степан Тимофеевич | бригадир, генерал-полицмейстер | 17.02.1731—22.12.1732 |
Оболдуев Никита Андреевич | полковник | 11.01.1733—1739 |
Голохвастов Иван Мартынович | статский советник | 1749—1753 |
Дивов Иван Иванович | тайный советник, генерал-полицмейстер | 09.01.1762—1762 |
Юшков Иван Иванович | тайный советник, генерал-полицмейстер | 10.1762—17.04.1764 |
Арсеньев Тарас Иванович | полковник, статский советник | 17.04.1764—10.02.1765 |
Толстой Василий Иванович | граф, бригадир, статский советник | 1765—1770 |
Бахметев Николай Иванович | бригадир | 1770—1771 |
Архаров Николай Петрович | полковник (генерал-майор) | 1771—01.01.1781 |
Островский Борис Петрович | бригадир | 1781—1785 |
Толь Фёдор Николаевич | полковник (генерал-майор) | 1785—1790 |
Глазов Павел Михайлович | полковник, бригадир | 1790—02.09.1793 |
Козлов Павел Михайлович | бригадир, генерал-майор | 22.10.1793—1796 |
Каверин Павел Никитович | статский советник (действительный статский советник) | 31.03.1797—09.12.1798 |
Эртель Фёдор Фёдорович | генерал-майор | 09.12.1798—12.03.1801 |
Каверин Павел Никитович | действительный статский советник, генерал-майор | 12.03.1801—13.12.1802 |
Спиридов Григорий Григорьевич | бригадир, действительный статский советник | 13.12.1802—20.12.1804 |
Балашов Александр Дмитриевич | генерал-майор | 20.12.1804—24.11.1807 |
Гладков Иван Васильевич | генерал-майор | 29.11.1807—17.04.1809 |
Ивашкин Пётр Алексеевич | генерал-майор | 17.04.1809—08.03.1816 |
Шульгин Александр Сергеевич | генерал-майор | 08.03.1816—02.08.1825 |
Шульгин Дмитрий Иванович | генерал-майор | 02.08.1825—06.04.1830 |
Муханов Сергей Николаевич | полковник, флигель-адъютант | 06.04.1830—27.09.1833 |
Цынский Лев Михайлович | генерал-майор, Свиты Его Величества генерал-майор | 29.11.1833—01.02.1845 |
Лужин Иван Дмитриевич | полковник, Свиты Его Величества генерал-майор, флигель-адъютант | 13.12.1845—12.05.1854 |
Тимашев-Беринг Алексей Александрович | генерал-майор | 12.05.1854—31.12.1857 |
Кропоткин Алексей Иванович | князь, гвардии полковник, генерал-майор, флигель-адъютант | 01.01.1858—12.11.1860 |
Потапов Александр Львович | Свиты Его Величества генерал-майор | 12.11.1860—15.12.1861 |
Крейц Генрих Киприянович | граф, Свиты Его Величества генерал-майор (генерал-лейтенант) | 16.12.1861—03.01.1866 |
Арапов Николай Устинович | Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант | 03.01.1866—14.10.1878 |
Козлов Александр Александрович | Свиты Его Величества генерал-майор | 14.10.1878—13.08.1881 |
Янковский Евгений Осипович | генерал-майор | 13.08.1881—18.07.1882 |
Козлов Александр Александрович | Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант | 26.07.1882—11.01.1887 |
Юрковский Евгений Корншювич | генерал-майор | 11.01.1887—27.12.1891 |
Власовский Александр Александрович | полковник, исполняющий должность | 28.12.1891—18.07.1896 |
Трепов Дмитрий Фёдорович | полковник, генерал-майор | 12.09.1896—01.01.1905 |
XIX век
В 1862 году была проведена реформа полиции. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления.
В 1866 году петербургский обер-полицмейстер Ф. Ф. Трепов направил Александру ІІ записку, в которой говорилось: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений, изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить сыскную полицию».
Впервые в Российской полиции, специализированные подразделения по раскрытию преступлений и проведению дознания были созданы в Санкт-Петербурге, где в 1866 году была учреждена сыскная полиция при канцелярии обер-полицмейстера. До этого сыскные функции осуществляли судебные следователи и вся полиция в том виде, в котором она существовала на тот момент. Первоначально штат уголовного сыска Санкт-Петербурга был небольшой, отделение насчитывало кроме начальника его помощника, 4 чиновника по особым поручениям, 12 полицейских надзирателей (сыщиков) и 20 вольнонаёмных сыщиков (служащих, имеющих гражданские чины). Первым начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции 31 декабря 1866 года назначен титулярный советник Иван Дмитриевич Путилин. Со временем, подобные подразделения были созданы в полицейском управлении Москвы и других городов. Так появилась служба уголовного сыска. К 1907 году они имелись в Москве, Киеве, Риге, Одессе, Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону и некоторых других крупных городах.
XX век
9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:
По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.
После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён.
Один из ленинских «Апрельских тезисов» к докладу «О задачах пролетариата в данной революции» от 4 апреля ставил задачу «устранения полиции, армии, чиновничества».
Постановлениями Временного Правительства «Об утверждении милиции» и «Временном положении о милиции», изданными 17 апреля 1917 года учреждается «народная милиция». Народная милиция объявляется исполнительным органом государственной власти на местах, «состоящем в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений».
Одновременно с государственной «народной милицией» советы рабочих депутатов организовывали отряды «рабочей милиции» и другие вооруженные формирования, которые находились под влиянием различных политических сил, а порой и вне их. При этом рабочая милиция не состояла в подчинении у комиссаров городской милиции.
Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.
Принцип самоорганизации сил правопорядка реализовывался партией большевиков некоторое время и после октября 1917 года. В постановлении НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября) 1917 года не предусматривались организационные формы государственного милицейского аппарата. Армия и полиция ликвидировались, а их функции переходили к вооруженному народу.
Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.
10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены».
Полиция в современной России
Налоговая полиция
20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник Главного управления налоговых расследований учреждён Департамент налоговой полиции России. Федеральным законом от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.
С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 11 марта 2003 года № 306 Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.
Военная полиция
Наркополиция
Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД)
Реорганизация милиции в полицию (Реформа МВД 2011 года)
21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Р. Нургалиева С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю — её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное».
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14—15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему. [15]
В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.
Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г. [19] [20]
1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.
Положение полиции в Российcкой Федерации
В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ. Задачи этой структуры регулируются Конституцией РФ, Федеральным Законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.
Структура
В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления [22] :
Подразделения
В состав полиции входят также:
В Казани и Москве существует также экологическая полиция