Что включает в себя понятие художественная культура
Художественная культура
Что такое художественная культура
Художественная культура — одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.
Художественная культура выступает одним из самых устойчивых гуманитарных компонентов общественной жизни и выражается в определенных символах, характерных для каждого типа культуры, развивающейся в конкретных условиях.
Х.к., наряду с познавательной, религиозной и политической культурой, формирует мировоззрение человека и предопределяет его духовное состояние. Человек становится носителем моральных ценностей и их созидателем.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Ядро х.к. — это искусство, выступающее в форме художественной интерпретации реального и вымышленного.
К видам искусства относятся:
В искусстве используются разные средства, через которые выражается действительность в виде определенного образа, облаченного в форму. Такая форма носит разнообразный характер — реалистичный или метафоричный, а в отдельных случаях смешанный. В искусстве отражены судьбы людей и их проблемы, которые являлись актуальными для конкретной эпохи.
Х.к. затрагивает сферу художественных и эстетических ценностей. Определение эстетического шире, чем художественного, т.к. оно не всегда создано человеком рукотворно. Мы можем наблюдать многие эстетические проявления в природе. Созерцание пейзажей особенно развито в восточной культуре, что способствует развитию вкуса и прививает любовь к прекрасному.
Основой эстетической деятельности является понимание прекрасного как центральной категории, в которой представляется трагичное, комичное и одухотворенное.
Эстетика проявляется в самых разных областях жизни:
Во всех исторических типах существовали и существуют социальные институты, цель которых — обеспечение условий для функционирования культуры, а также для развития и распространения эстетики. Сюда входят:
Х.к. связана с творческим процессом и его результатом. Сюда относятся произведения искусства, переданные особым языком. Через культуру осуществляется восприятие мира как целостной картины, где взаимосвязаны единство личного опыта создателя в частности и человечества в целом.
Художественная культура представляет собой разнообразный и многосторонний процесс, в результате которого происходят эстетические преобразования во всей человеческой жизни; х.к. — это создание и популяризация, общественное и индивидуальное восприятие, освоение новых эстетических ценностей. В совокупности они соединяются в сложную многоуровневую структуру.
Сущность и строение художественной культуры
Уровни художественной культуры:
Субъектами х.к. выступают:
Искусство в системе художественной культуры
Искусство в составе культуры затрагивает профессиональную деятельность, базирующуюся на стремлении человека к самовыражению, к проявлению своих ощущений через художественные средства, образы и стили.
Искусство представлено в виде:
Через восприятие и познание искусства посредством органов чувств у человека проявляются способности к творчеству. Он передает свое ощущение и эмоциональные переживания от окружающего мира на холсте, бумаге, через лепку и т.д. Для придания формы своим эмоциям он прибегает к разным способам выражения:
Это помогает воссоздать картину всего образа, который является субъективным отражением реальности.
Искусство — область духовной и практической деятельности человека, которая направлена на постижение и познание мира, это способ эстетического освоения объективной реальности.
Все виды искусства классифицируются на 3 группы:
Все области и уровни художественного творчества пронизаны искусством.
Художественные стили и их типология
Рассмотрим художественные стили в хронологическом порядке, начиная с античности и до наших дней. Здесь приводится неполный список, т.к. направлений, течений и их подвидов существенно больше.
Античный стиль
Период — VIII-V вв. до н.э. Культура Древней Греции и Древнего Рима находится в самом расцвете. Позднее их традиции заимствуют византийцы. Развиваются архитектура, скульптура, вазопись. От римлян сохранились многочисленные храмы, скульптуры и фрески. Для античного стиля характерны:
Романтика — романский стиль
Название образовано от слова Рим (Rome). Период — от 1000-1200 года. Стиль основывался на традициях Древнего Рима:
Живопись имеет религиозную тематику. Становятся популярны витражи и барельефы.
Готика
Отличительными признаками готического жанра являются:
Превалирующая тема сюжетов живописи — христианский и библейские мотивы. Период — с XII по XVI вв.
Проторенессанс
Расцвет итальянской культуры, который пришелся на XIII-XIV вв. Этот период считается переходным от Средневековья к эпохе Возрождения. Художники начинают изображать светские сюжеты, появляется тенденция к отображению реальности.
Возрождение (Ренессанс)
С начала XIV в. по конец XVI в. — эпоха Возрождения. Направление заимствует некоторые черты у античной культуры. В изобразительном искусстве появляются пейзажи, люди, портреты светских персон. Художники тех лет изучают анатомию для убедительного и более точного изображения человека на полотне.
Маньеризм
Маньеризм (1520-1590 гг.) пришел на смену Ренессанса. Художники рисовали фигуры с деформациями, изломами, нарочито манерными позами и вызывающими жестами. На холсте применялись контрастные тона.
Барокко
Период Барокко охватывает XVII и XVIII века. Для архитектуры характерно:
Художники изображают пышные формы, на картинах появляется больше чувственности и динамики. Героини портретов — дамы с объемными прическами и утянутыми корсетами, мужчины — гладко выбриты и носят парики.
Рококо
Французский стиль, зародившийся в XVIII веке. Направлению свойственны:
В живописи и скульптуре отчетливо прослеживается эротичность и легкомысленность.
Классицизм
Период классицизма — XVII-XIX вв. Снова в моде античность с присущей ей строгостью линий и пропорциональностью.
Романтизм
Период с конца XVIII в. по начало XIX в. Направление, ставшее популярным у европейцев и американцев. Романтизм не признает рациональность и расчет, свойственные классицизму, а уделяет особое внимание личности и ее глубине.
Ампир
Направление появилось при Наполеоне Бонапарте в начале XIX в. Архитектуре и прикладному искусству свойственен королевский стиль:
На рельефах изображали львов, птиц, военную символику. В Российской империи ампир вошел в моду при Александре I.
Прерафаэлизм
Направление, появившееся в середине XIX века в Британии при королеве Виктории. Для стиля характерны простота, искренность и легкость, т.е. происходит возврат к традициям раннего Возрождения.
Реализм
Период — XIX-XX вв. Стремление к реалистичному изображению, наиболее точному и объективному.
Импрессионизм
Направление, зародившееся во Франции в конце XIX века – начале XX века. Четкие и реалистичные контуры уже неактуальны, художники предпочитают наносить изображения на холст мелкими мазками. Само название «импрессионизм» переводится как «впечатление». Наблюдается свобода и демократичность сюжетов.
Модерн
Стиль, образованный в Англии в конце XIX века. В искусстве появляется практичность и минимализм, отсутствует углы и резкие линии. Используется металл и бетон. Направление появилось в связи с развитием городской промышленности и прикладных искусств.
Яркие представители: Густав Климт, Оуэн Джонс.
Примитивизм
Направление зародилось в конце XIX в. Изображения специально упрощались, имели нарочито небрежный и размытый вид.
Фовизм
Авангардное направление, зародившееся в начале XX века. Форма и пространство обобщены. Отсутствуют светотень и перспектива.
Художники: Анри Матисс, Андре Дерен.
Кубизм
Направление появилось во Франции в начале XX века. Объект изображался трехмерным и разлагался на несколько фрагментов. На полотне он смотрелся как бы с разных ракурсов.
Представители: Пабло Пикассо, Фернан Леже.
Экспрессионизм
Спецификой экспрессионизма выступает акцент на эмоциях с целью психологического воздействия на зрителя. Стиль стал популярен в начале XX столетия в Германии и Австрии.
В жанре экспрессионизм работали: Эдвард Мунк, Эмиль Нольле.
Ар-деко
Период — 1925-1935 гг. Ар-деко — это геометрические линии, четкость линий, яркость поверхности. В дизайне используются:
Сюрреализм
20-е года XX столетия — наше время. Это аллюзии, абсурд, парадоксы, сновидения, алогичность и сочетание несочетаемых элементов. Ярким примером служат работы Сальвадора Дали и Рене Магритта.
Роль художественной культуры в развитии общества
Культура выполняет важную функцию и выступает связующим звеном и средством хранения и передачи опыта. Она способствует формированию человека, благодаря чему индивид формируется в личность и социализируется в общество.
Социализация — процесс освоения знаний, умений, языка, установок и правил своего народа и социальной группы.
Уровень культуры связан с:
Культура объединяет человечество, помогает интегрироваться человеку в определенное общество. Однако здесь есть и отрицательные последствия: культура в отдельных случаях разъединяет группы людей и общности, что может привести к конфликтам и культурным противостояниям. В этом проявляется ее дезинтегрирующая функция.
Культура оказывает регулирующую функцию в поведении человека в школе, семье, на работе и т.д. При нарушении установленных запретов и установок применяют санкции, поддерживаемые общественным мнением и разными формами принуждения.
В художественной культуре представлен огромный социальный опыт поколений, содержащий богатые знания о мире. В результате их освоения образуются благоприятные условия для интеллектуального развития общества.
Знаковая система, выраженная во владении языком, выступает способом общения. Литература является важным средством для освоения национальной культуры. Также особые виды языка необходимы при познании музыкальных произведений, театральных постановок, живописи.
Культура формирует у человека систему ценностей и жизненных ориентиров, способствует интеллектуальному, духовному и нравственному прогрессу. Она представляет собой многообразную и динамично развивающуюся систему. Это живой организм, который постоянно движется и видоизменяется. Культура была и остается неотъемлемой частью народностей и общества в целом, а также социальных институтов и каждой конкретной личности отдельно.
Мировая художественная культура
Что такое мировая художественная культура
Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.
Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.
Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.
Что включает в себя МХК
У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.
Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:
Исторические периоды
Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.
Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:
Влияние мировой художественной культуры на общество
Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.
В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.
Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.
Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.
Важность изучения МХК в школе
Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.
В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.
МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.
Теоретические основы и составляющие художественной культуры
Теоретические основы художественной культуры
Художественная культура есть сумма художественных ценностей, а также вся система их воспроизводства и функционирования в социуме.
Без тех навыков и теоретических знаний, которые человек обрел в таких отраслях как наука, философия, право, религия, мораль, не представляется возможным оценить и понять художественную культуру того либо иного периода.
Среди духовных ценностей согласно их содержанию можно обозначить такие:
Каждую национальную культуру можно назвать уникальной, неповторимой, в связи с чем с ней стоит обращаться крайне бережно и деликатно. Однако вместе с тем национальные культуры взаимно действуют между собой, таким образом обогащая друг друга и привнося нечто новое. Итогами данный манипуляций и взаимодействия можно назвать общечеловеческие культурные ценности, где самыми важными являются нравственные нормы.
Художественная культура состоит из нескольких подсистем: непосредственно художественного творчества, его организационной и материальной структур, художественного образования, эстетического воспитания и просвещения, реставрации и сохранения художественного наследия и некоторые других.
Искусство
Содержательное ядро художественной культуры есть ничто иное как искусство (в том числе сюда стоит отнести художественную литературу), являющееся одним из ключевых и важных механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, которое накапливает это знание и общественный опыт людей, порождает и отбирает специфические ценностные установки бытия людей и актуализирует данные ценности, презентуя их миру в виде художественных образов.
Искусство моделирует проекцию мира воображаемых реалий, которые «сконструированы» и представлены таким образом, чтобы сделать акцент для людей на нравственных, эстетических или любых иных проблемах, которые затронуты либо описываются в том или ином произведении.
Данные проблемы изображаются в виде эмоционально окрашенной формы, так как они должны вызвать эмоциональное переживание воспринимающего в ответ, соотнесение своего личного образа с предметом переживания. Искусство в отличие от других форм познания мира стремится к отображению жизни в виде образов, познанию ее посредством формирования комплексных моделей, в которых есть противопоставление: позитивное начало и негативное.
Функции художественной культуры
Кочевые социокультурные функции художественной культуры имеют связь преимущественно с синтезом общественного опыта людей, основываясь на который и осуществляется создание эталонных примеров ценностно-нормативного поведения. Это во многом объясняет связь художественной культуры с религией и философией, но осуществление подобных задач реализуется достаточно специфическими способами.
Помимо того, они отвечают за выполнение задач социализации и инкультурации личности, интегрируя ее с системой нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения, которые существуют в социуме. Функция такого рода приравнивает искусство к одному из главных инструментов регулирования социальной жизни общества, помогает использовать его элементы при влиянии на сознание людей тех форм культуры, которым свойственно самое массовое распространение.
И, в конце концов, к еще одной функции художественной культуры стоит отнести создание эстетически организованной среды обитания людей, которая наполнена эталонными образцами художественно-культурных ценностей, рожденных искусством. В данном случае искусство начинает объединяться со сферой материального производства и строительства; в результате их взаимодействия возникли такие жанры монументального искусства, как архитектура, прикладное искусство, дизайн.
Художественная культура и искусство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие художественной культуры
Художественная культура является сферой культуры, которая решает вопросы и задачи, которые связаны с отображением интеллектуальных и чувственных элементов бытия в художественных образах, а так же иные моменты, которые связаны с обеспеченем этой деятельности.
Понятие художественной культуры и ее положения основываются на исключительной особенности человека реализовывать художественную деятельность и творчество, что делает его отличным от животного мира.
Художественная культура не сводится исключительно к искусству и не тождественна культурной деятельности в целом.
Структура художественной культуры
Художественная культура подразделяется на следующие уровни:
В художественную культуру входит:
Субъекты художественной культуры:
Создатели новых произведений и идей. Распространитель новых произведений и идей на некоммерческой основе. Финансовый сопроводитель новых произведений и идей. Массовый распространитель. Цензоры и критики. Оценщики и эксперты. Государство. Общество. Искусство.
Готовые работы на аналогичную тему
Виды искусства
Искусство занимает центральную позицию в области художественной культуры.
Искусство относится к профессиональной и специализированной деятельности, которая базируется на способностях человека к выражению своих ощущений, прибегая к художественно-образным средствам и жанрам.
К искусству относится:
Искусство создаёт художественные произведения
В процессе чувственного восприятия окружающего мира проявляется человеческая способность к художественному творчеству. С помощью художественного творчества человек способен передать непосредственно-эмоциональное ощущение к окружающей реальности. Это отображено в переживаниях и отличается от остальных форм переживания мира. В чувственном переживании реальности применяются способы выражения, такие как слова, звуки, краски, линии, объёмы и т.д., которые призваны завершить создание образа, являющегося субъективным отражением объективной действительности.
В области культуры у художественной культуры имеются ключевые функции:
Отличие художественной культуры от искусства
В художественную культуру включаются произведения, как правило, народной и элитарной культуры, частично – массовой. В искусство входят произведения лишь продукты элитарной культуры, картины Леонардо да Винчи, симфонии Рахманинова, храмы, театры.
Занятие искусством требует качественной подготовки, чтобы заниматься искусством, художнику должно научиться основам мастерства. Искусство отличается высоким уровнем умения и мастерства. Таким образом, искусство является сферой профессионального творчества.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 31 01 2021
Художественная культура
Вы будете перенаправлены на Автор24
Вводные замечания
Термин художественная культура означает как совокупность художественных ценностей, так и всю систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Без тех знаний, которых достиг человек в области науки, философии, права, религии, морали, невозможно понять художественную культуру той или иной эпохи. Среди духовных ценностей по своему содержанию можно выделить научные, нравственные и художественные. Художественная культура (или искусство) имеет особое значение, так как она воздействует на его внутренний мир и на разум человека.
Культура формируется на основе бережного сохранения лучших элементов старого, путем создания нового культурного богатства в процессе творчества. Каждая национальная культура уникальна, неповторима. а потому требует бережного отношения к ней. Вместе с тем национальные культуры взаимодействуют между собой, взаимообогащая друг друга. Результатом такого взаимодействия становятся общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы.
Художественная культура включает в себя несколько подсистем: собственно художественного творчества, его организационной и материальной структуры, художественного образования, эстетического воспитания и просвещения, реставрации и сохранения художественного наследия и некоторые другие.
Искусство
Содержательным ядром художественной культуры является искусство (включая художественную литературу), которое является одним из главных механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумулирующее это знание и социальный опыт людей, порождающее и отбирающее специфические ценностные установки бытия людей и актуализирующее эти ценности, представляя их в художественных образах.
Искусство создает проекцию мира воображаемых реалий, представленных так, чтобы заострить внимание людей на нравственных, эстетических или других проблемах, описываемых в данном произведении.
Готовые работы на аналогичную тему
Эти проблемы изображаются в эмоционально окрашенной форме, они должны вызвать ответное эмоциональное переживание воспринимающего, соотнесение самого себя с предметом переживания. Искусство в отличие от других форм познания мира тяготеет к образному отображению жизни и познанию ее при помощи создания комплексных моделей, в которых противопоставлено позитивное начало негативному.
Функции художественной культуры
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26 12 2021