Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду

Экологическая экспертиза

Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает:

Оценка воздействия на окружающую среду позволяет предвидеть негативные экологические и социальноэкономические последствия предпринимательской деятельности тем самым избежав излишних затрат на их устранение.

Объекты оценки воздействия на окружающую среду:

— для намечаемой хозяйственной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит государственной экологической экспертизе.

Принципы оценки воздействия на окружающую среду:

Этапы оценки воздействия на окружающую среду:

Типовое содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду: их утверждает сам заказчик.

В процессе осуществления оценки воздействия на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены следующие вопросы:

Результатом проведения оценки воздействия на окружающую среду является вывод заказчика о допустимости планируемой хозяйственной деятельности и нас сколько она соответвует требованиям законодательства. В дальнейшем резульаты оценки воздействия на окружающую среду становятся лостоянием общественности, предметом государственной экологической экспертизы.

Участие общественности: 2 формы участия:

Протокол общественных слушаний прилагается к документам, представляемым на эколгисескую экпертизу.

Предмет слушаний: достоверность представляемых результатов оценки воздействия на окружающую среду, применяемые методы анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, полнота и достаточность предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращеню неблагоприятного воздействия.

Контроль, надзор в области охраны окружающей среды

Понятие экологической экспертизы и ее проведение закреплены в ст 33 ФЗ «О охране окружающей среды». Эта же статья отсылает к ФЗ от 30.11.95 № 174-фз «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза прежде всего государственная создает правовые предпосылки для принятия особых решений.

Виды и принципы экологической экспертизы:

Объекты государственной экологической экспертизы:

Объекты федерального уровня:

Порядок проведения: кроме закона о данной экспертизе, порядок также регулируется Постановлением Правительства от 11.06.96 г № 698, которое утвердило положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Порядок включает ряд стадий, таких как:

Заключение, соответствующеезаданию на проведение экспертизы выдаваемому специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Оно приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы. Заключение может быть положительным и отрицательным. Если оно отрицательное, то начинать хозяйственную деятельность нельзя и финансирующие такую деятельность банки несут юридическую ответственность. Согласно закону о экспертизе. Заключение может быть оспорено в судебном порядке.

Общественная экологическая экспертиза ( по закону есть, но по факту нет). Ее могут инсценировать граждане, общественные объединения и ОМС. Право на ее проведение в соответствии со ст 12 Закона «Об охране окружающей среды» закреплено за общественными и иными некоммерческими объединениями, которые зарегистрированы в установленном порядке, занимаются природоохранной деятельностью в соответствии с уставом и одним из приоритетных направлений является проведение такой экспертизы.

Проводится экспертиза до проведения государственной или одновременно с ней. Для того, чтобы реализовать свое право на проведение общественной экспертизы, заинтересованное общественное объединение должно подать в ОМС соответствующее заявление. В ст 23 и 24 закона о такой экспертизе устанавливаются требования к такому заявлению и случай, когда ОМС может отказать в проведении такой экспертизы:

Граждане могут обратиться в такую организацию, для проведения экспертизы по их инициативе.

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды

Административное законодательство выделяет два вида деятельности: контроль и надзор.

По мнению Бринчука, суть административного надзора в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил.

Анализ ст 65 Фз «Об охране окружающей среды» показывает, что законодатель на сегодняшний день рассматривает понятие надзора более широко, так как включает в него е экологический контроль. В Данном законе понятие контроля содержится в ст 1 ( это система мер, направленная на предотвращение, выявление, пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды). Обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в том числе и нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Контроль и надзор являются важнейшими правовыми мерами охраны окружающей среды.

Контроль и надзор выполняют функции:

Органы в случае обнаружения нарушения должны принять меры в отношении нарушителей.

Учитывая комплексность природы, можно говорить о системе государственного экологического надзора. Выделяют: земельный надзор, в области охраны водных объектов, атмосферного воздуха, в области обращения с отходами и т д.

Осуществляется от он на федеральном и региональном уровнях.

Основной орган: Росприроднадзор. В ряде случаев надзор передается органам власти субъектов РФ ( например, Федеральный государственный охотничий надзор). Существенной особенностью государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства является то, что он осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами, которые уполномочены проводить строительный надзор в соответствии с градостроительным законодательством.

Экологическое страхование

Меры экономического характера должны материально заинтересовать субъектов экологического права выполнять установленные законодательством требования. Впервые, экономический механизм появился в Законе «Об охране окружающей среды» 1991 года. На сегодняшний день, правовые основы экономического регулирования закреплены в Главе 4 ФЗ «Об охране окружающей среды». В ст 14 данного Закона перечислены методы экономического регулирования: прежде всего, это:

В Главе 4 данного Закона законодатель пытается раскрыть подробнее некоторые из этих мер. Основное внимание уделено платежам.

Взимание платы не освобождает от обязанности по охране окружающей среды и возмещать причиненный вред.

Плата за использование природных ресурсов взымается в соответствие с природо-ресурсным законодательством, она предусмотрена в ВК РФ, ЛК РФ, «О недрах».

В Лесном Кодексе формы платы установлены ст 73 и 76: взымается арендная плата, по договору купли-продажи лесных насаждений.

Водопользование: плата по договору водопользования ( ст 20 ВК РФ).

Ставки платы, порядок, условия внесения установлены соответственно Правительством РФ, субъектов РФ, ОМС и зависит это от того, кто является собственником водного объекта. Если водопользование осуществляется на основании решения, то плата не устанавливается, а платят лишь за негативное воздействие на окружающую среду.

В Налоговом Кодексе имеется Глава 25.2, которая касается взимания водного налога (водный налог является федеральным налогом).

Источник

Оценка воздействия на окружающую среду

Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду фото. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает: Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду фото. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает: Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду фото. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает: Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду фото. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает:

Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду фото. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает:

Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду фото. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает:

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета экологических требований законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она дополняет технические, экономические, социально-политические оценки предполагаемых решений.

В процессе проведения ОВОС компетентные власти и общественность рассматривают и изучают все возможные для окружающей среды последствия крупных решений, предлагаемых к реализации.

Оценка заканчивается тем или иным решением властей о лицензировании такой деятельности. Инициатором процедуры ОВОС может быть любая общественная, частная и государственная организации.

ОВОС – главное правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии подготовки определенного хозяйственного решения.

Оценка возможных решений следует давать на наиболее ранних этапах разработки проектного замысла.

ОВОС рассматривает влияние предлагаемых к принятию решений на:

— качество воздушной, водной и почвенной среды;

— экосистемы и отдельные виды растений и животных;

— здания, памятники и прочие объекты, являющиеся частью культурного наследия и т.д.

Смысл проведения ОВОС заключается во всестороннем учете экологических интересов общества при принятии решений по конкретным проектам, как на новую деятельность, так и на изменение уже осуществляющейся. Безусловно, общество заинтересовано в предупреждении экологического вреда любого масштаба и ОВОС необходима при планировании всякой деятельности.

ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

1. концепций, программ, а также планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

2. схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

3. градостроительной документации;

4. документов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

5. проектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих объектов и комплексов.

В первую очередь ОВОС проводится для крупных и потенциально опасных объектов:добывающих, нефтеперерабатывающих, металлургических и химических предприятий; АЭС, объектов, широко использующих источники радиации, ядерные технологии, а также перерабатывающих и утилизирующих радиоактивные отходы; военных объектов; космодромов, аэродромов, аэропортов, портов, судоверфей; транспортных объектов, включая дороги, автострады, трассы магистральных железных дорог, нефте- и газопроводы, метрополитены; перерабатывающих предприятий и полигонов для отходов производства, потребления и быта; хозяйственных объектов на особо охраняемых территориях, не связанных с обслуживанием этих территорий.

Ответственность за организацию и проведение ОВОС возлагается на заказчика проекта. Он обеспечивает финансирование ОВОС и связанных с ее проведением необходимых изысканий и исследований. Финансирование ОВОС должно быть предусмотрено в смете расходов на разработку ТЭО и проектной документации.

ОВОС и оформление ее результатов осуществляет разработчик документации с привлечением при необходимости специализированных организаций. Разработчик несет ответственность за полноту, качество ОВОС и достоверность используемой при ее проведении информации. До предоставления документации на государственную экологическую экспертизу заказчик и разработчик организуют и проводят предварительное рассмотрение и обсуждение результатов ОВОС:

— группой экспертов в рамках ведомственной экспертизы ТЭО и проектной документации;

— представителями общественности, чьи интересы затрагивает реализация проекта.

Государственная экологическая экспертиза предпроектной и проектной документации является завершающим этапом результатов ОВОС.

ОВОС включает следующие основные этапы:

1. сбор и анализ необходимой информации;

2. определение источников, видов и объектов воздействия;

3. прогнозирование изменения состояния природной среды;

Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. 640 1. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду фото. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду-640 1. картинка Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. картинка 640 1. Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает:

4. оценку вероятностных аварийных ситуаций и их последствий;

5. оценку экологических, социальных и экономических последствий;

6. определение способов снижения (предупреждения) отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье населения;

7. определение остаточных воздействий и методов их контроля;

8. проведение эколого-экономической оценки проектов;

9. анализ и выбор альтернативных вариантов осуществления проекта, формирование новых вариантов.

Источник

Оценка воздействия на окружающую среду

Активная позиция общественности способна предотвратить появление МСЗ законным способом. Каждый человек имеет право принять участие в процедуре ОВОС (Оценки воздействия на окружающую среду) и через этот механизм остановить планы по строительству МСЗ.

Что такое ОВОС

Основные этапы ОВОС

На первом этапе инициатор строительства МСЗ уведомляет общественность о своих намерениях, проводит предварительную оценку воздействия завода на окружающую среду и составляет техническое задание на проведение ОВОС.

Далее в соответствии с техническим заданием проводится детальная оценка воздействия МСЗ на окружающую среду и готовится проект ОВОС.

На третьем этапе организуются общественные обсуждения и готовится финальный вариант ОВОС, который вместе со всеми замечаниями и предложениями отправляется на экологическую экспертизу.

Как стать участником ОВОС?

Уведомление о проведении ОВОС

Общественность информируют о проведении ОВОС через официальные издания (СМИ) федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.

В публикации должны быть сведения о конкретном месте строительства МСЗ, контакты компании-инициатора проекта, сроки проведения ОВОС, дата и место размещения технического задания (ТЗ), а также информация об органе власти, ответственном за организацию общественных обсуждений.

Чтобы не пропустить эту важную публикацию, необходимо заранее найти официальные издания и следить за новостями.

На этом этапе компания может нарушить процедуру и опубликовать информацию в СМИ, которые не относятся к официальным изданиям, или выпустить специальные «сокращённые» тиражи. В таких случаях необходимо обратиться в прокуратуру, потребовать провести проверку и обеспечить соблюдение требований законодательства при первоначальном информировании граждан. Прокуратуру нужно попросить «внести представление об устранении нарушений закона» в адрес компании. Именно такую формулировку рекомендуем вам использовать, когда будете составлять письмо в надзорный орган.

Техническое задание на проведение ОВОС

Что такое проект ОВОС

Доступ к проекту ОВОС

Как читать проект ОВОС

Начать чтение ОВОС рекомендуем с конца, то есть с резюме, где кратко изложены основные положения.

Если у вас появились дополнительные вопросы, ознакомьтесь с оглавлением ОВОС и попытайтесь найти интересующую вас тему.

Читая ОВОС, оцените, насколько правдиво, полно и объективно представлена информация об МСЗ в документе.

Отметьте положения и тезисы, которые, по вашему мнению, представлены в документе некорректно либо отсутствуют вовсе.

Обязательно зафиксируйте свои замечания в письменном виде, направьте их инициатору строительства МСЗ и потребуйте включить в материалы ОВОС.

Что должен содержать проект ОВОС

— Детальное описание характеристик МСЗ (технология, мощность, выбросы, сбросы, отходы и прочее);
— Рассмотрение альтернативных технологий обращения с отходами, альтернативных площадок для строительства МСЗ и «нулевой вариант» (отказ от строительства МСЗ);
— Обоснование причины выбора МСЗ с экологической точки зрения;
— Анализ текущего состояния окружающей среды в районе строительства МСЗ, а также в местах нахождения альтернативных площадок;
— Оценка воздействия МСЗ на разные компоненты окружающей среды (воздух, воду, почвы, растительность и так далее) в районе строительства МСЗ, а также в местах нахождения альтернативных площадок;
— Оценка риска экологического загрязнения от МСЗ и масштаба его распространения с последствиями для здоровья населения;
— Предложения по экологическому контролю за МСЗ по всем возможным выбросам и сбросам опасных веществ.

Если указанных положений нет в проекте ОВОС или у вас возникли дополнительные замечания к документу, обязательно направьте их инициатору строительства МСЗ в письменном виде и потребуйте включить в материалы ОВОС

Зачем оставлять комментарии к ОВОС

Что такое общественные обсуждения

Что такое общественные слушания?

Кто может участвовать в общественных слушаниях

В слушаниях может участвовать любой гражданин или общественная организация. Никаких ограничений по месту жительства или месту нахождения нет.

Информация о дате и месте проведения общественных слушаний (как и других форм общественных обсуждений) должна быть опубликована в официальных источниках не позднее чем за 30 дней до их проведения.

Общественные слушания ведёт представитель власти или компании-инициатора строительства МСЗ либо другое уполномоченное лицо. Слушания начинаются с презентации проекта МСЗ. В ней поясняется, почему выбраны конкретные технология и место строительства, рассказывается об уже существующем загрязнении и о том, какой ущерб окружающей среде будет нанесён при строительстве и эксплуатации завода. После презентации общественные организации и граждане могут задать свои вопросы.

На слушаниях составляется протокол, в котором чётко фиксируются основные вопросы обсуждения и выступления участников. Если во время слушаний выявляется проблема, по которой невозможно прийти к согласию, или обнаруживаются грубые нарушения закона, необходимо составить лист разногласий и тоже приложить его к протоколу.

Протокол подписывается тремя сторонами: компанией-инициатором, представителями власти и общественности. Затем он вместе с остальной документацией подаётся на экологическую экспертизу.

На что влияют слушания

Что делать на слушаниях

Сам факт вашего присутствия на слушаниях – уже большое дело. Это покажет, что общественность контролирует действия властей и не позволит им незаметно навязать населению грязную технологию мусоросжигания. На слушаниях советуем вести аудио- и видеозапись всего происходящего. Крайне важно выступить на слушаниях лично и высказать свои замечания к проекту. Замечания лучше иметь при себе в письменном виде и после выступления передать их ведущему слушаний, чтобы он приложил их к протоколу. Перед подписанием протокола необходимо добиваться, чтобы ваши выступления были отражены в документе, а письменные замечания – приобщены к протоколу как приложения.

Также рекомендуем вам заранее найти единомышленников, позвать на слушания соседей, друзей. Если вы будете выражать свой протест группой, это даст больший эффект. Одному человеку сложнее отстоять свою позицию (хотя идти одному, конечно, тоже нужно), особенно на фоне «проплаченной» и «заинтересованной» массовки.

Свой протест вы можете выразить не только выступлением – сделайте плакат с надписью «Я против МСЗ» или другой ёмкой фразой, выражающей ваше отношение к проекту. Поднимите её, когда инициатор строительства завода или чиновники будут рассказывать о преимуществах и безопасности сжигания отходов. Ей же можно поддержать выступающих против завода. Нет никаких запретов на проявление своей позиции на слушаниях. Главное – держаться в рамках приличий. Соблюдайте закон, но будьте креативны.

Нарушения на общественных слушаниях

Организаторы слушаний могут нарушить правила их проведения разными способами: не допускать пришедших в зал, целенаправленно перебивать граждан и экспертов, отказать в выступлении, не разрешать участвовать в подписании протокола. Также они могут пригласить на слушания подставных экспертов и провокаторов.

Если происходят такие нарушения, вызовите полицию. После слушаний у вас есть все основания подать в прокуратуру или суд заявление о признании действий по организации и проведению общественных слушаний незаконными, протокола общественных слушаний — недействительным, а общественных слушаний — несостоявшимися.

В некоторых случаях можно требовать признания общественных слушаний несостоявшимися прямо в зале их проведения. Если к началу слушаний уже очевидно, что подготовка к ним велась с грубыми нарушениями: не вовремя или не в официальных СМИ опубликовали сообщения об ОВОС и слушаниях, проект ОВОС не был обнародован или был неполным, не всех пустили в зал — нужно объявить об этом вслух прямо на слушаниях, а затем потребовать у организаторов признать слушания несостоявшимися и занести это в протокол. Есть успешные примеры, когда такие действия граждан давали эффект (особенно в случаях, когда заявление поддерживается большинством участников слушаний).

Что делать, если на слушаниях будут провокации

Подача дополнительных комментариев к ОВОС

Окончательный вариант ОВОС

Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Источник

Что такое оценка воздействия на окружающую среду и как она проводится?

Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. linejnaya geologiya. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду фото. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду-linejnaya geologiya. картинка Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. картинка linejnaya geologiya. Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает:

Оценка воздействия на окружающую среду (далее ОВОС) является комплексным мероприятием, цель которого – смягчение нежелательных последствий влияния деятельности человека на экосистему. Изучаются не только экологические, но и другие виды воздействий.

Процедура ОВОС обязательна к проведению для любых проектов. Она необходима, в частности, для обоснования инвестиций в строительство зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. ОВОС основывается на полученных в ходе инженерно-экологических изысканий для строительства материалов. В первую очередь, она базируется на оценке состояния атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, грунта в целом, ландшафта, состояния флоры и фауны.

Проведение ОВОС основано на ключевых принципах, внесенных в нормативные документы:

— Имеем высокий рейтинг по данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

В ходе проведения процедуры ОВОС определяются исходные характеристики различных компонентов экосистемы, которые могут быть затронуты в процессе строительства или любой другой деятельности человека. Также выявляют факторы возможного разрушительного воздействия и его виды – химическое загрязнение, шумовое и вибрационное воздействие (например, при строительстве дорог), загрязнение почв, водоемов при сельскохозяйственных работах и т.д.

Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. foto new15. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду фото. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду-foto new15. картинка Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду. картинка foto new15. Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает:

Важной задачей процедуры является обоснование предельного воздействия на экосистему, разработка правил и норм природопользования исходя из нормативно-правовых требований и факторов воздействия. Проще говоря, определяется, какое количество природных ресурсов и каких именно можно использовать без нанесения непоправимого ущерба окружающей среде. В ходе ОВОС обязательно разрабатываются рекомендации по нейтрализации вредных воздействий. Оценка воздействия на окружающую среду – пример высокой социальной ответственности бизнеса и проявление частно-государственного партнерства.

Правовое регулирование

Понятие оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) было введено в правовое поле РФ сравнительно недавно. Основным документом, на который опираются при разработке и проведении ОВОС, является положение, утвержденное приказом Государственного комитета экологии №372 от 2000 года. Данное положение определяет ее как процесс, который способствует принятию управленческих решений с учетом экологического фактора, оценивание возможных экологических последствий и разработку мер по их уменьшению.

Стадии и виды ОВОС

Выделяют несколько стадий, на каждой из которых дается ответ на определенные вопросы:

Содержание техзадания на проведение ОВОС

Наша компания оказывает всестороннюю экспертную и организационную поддержку при организации ОВОС. Все сроки и стоимость мы прописываем в договоре. ООО «ГеоКомпани» выполняет полный комплекс работ по инженерным изысканиям для строительства.

Источник

Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду

Понятие оценки воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, помогающим заказчику планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

Функции ОВОС в механизме экологического права:

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер, позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик намечаемой хозяйственной и иной деятельности руководствуется рядом принципов:

Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа (см. Положение):

1) Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В ходе первого этапа заказчик:

2) Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3) Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний.

4) Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности. Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения. С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *