Что включает в себя наука как социальный институт

Наука как социальный институт

Вы будете перенаправлены на Автор24

Наука как социальном институте

В современном мире наука предстает не только как индивидуальная научная деятельность ученого, но и как сообщество ученых, образующих в своей совокупности социальный институт.

Наука как социальный институт – это особая сфера организации деятельности, выражающая форму сознания ученого сообщества, и общественный институт, форма которого выработана в ходе исторического развития цивилизации.

Наука в рамках социального института организует особый тип взаимодействия между учеными, нормы научного труда. Наука здесь приобретает форму учреждения: исследовательского института или научной школы.

Можно выделить ряд функций науки как социального института:

Институализация науки

Следующей вехой в истории развития науки как социального института стало создание научных лабораторий и научных институтов, оснащенных надлежащим техническим оборудованием. Наука превращается в «большую науку» и окончательно приобретает форму социального института. Она устанавливает связь с политикой, промышленным и военным производством.

Наравне с этим появляются научные школы, формирующиеся вокруг определенной теории или ученого. Это способствует воспитанию нового поколения исследователей и открывает пространство для дальнейшей генерации новых идей.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, вместе с официальными сообществами в среде ученых формируются «неформальные» группы ученых, предназначенные для частного обмена опытом и информацией.

«Этос» науки

Приращение знания и технологии

Наука как социальный институт подвержена схожим с социальными процессам. В науке возможно «нормальное развитие» и революции. «Нормальное развитие» предполагает постепенное наращивание знаний. Научная революция стоит на позициях смены парадигмы, общей системы научных методов и взглядов на свои фундаментальные основы.

Современное общество во многом зависит от науки. Она формирует у человека представление о мире и дает ему технологии для жизни в нем. В современных условиях научное открытие – это появление новой технологии. Уровень развития науки определяет степень технологической оснащенности промышлености. Технологизация науки является причиной многих глобальных проблем современности, в основном связанных с экологией.

Источник

Понятие науки как социального института

Наука как социальный институт

Наука (слав. učiti — «учить») — систематизированные знания о какой-либо отрасли человеческой деятельности либо о действительности в целом.

Социальный (общественный) институт — комплекс правил и норм, исполняющих функцию регулирования жизни и поведения общества с экономической, культурной, политической или любой другой точки зрения. Таким образом, наука как социальный институт представляет из себя не только систему данных, но и практическое их применение с целью влияния на развитие и регулирование общества.

История

Еще в Древней Греции возникали сообщества ученых, где рассматривались такие дисциплины, как философия, естествознание, социология. Однако предпосылки к становлению науки как общественного института начали зарождаться только в Новое время, в XVII-XVIII веке: были основаны первые научные учреждения (как примеры — Лондонское королевское общество — 1660 г., Парижская академия наук — 1666 г.). Были задействованы и другие формы просвещения — журналы, официальные научные сообщества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Базовым периодом в формировании науки как профессии принято считать конец XIX- нач.XX века, когда научная деятельность становится устойчивой социокультурной традицией, оформляется как профессия. Наука становится господствующей формой общественного сознания. Во второй половине XX века она становится инструментом государственной политики, деятельно воздействует на планирование, финансирование, государственное управление. Конец XX века только укрепил науку в положении общественного института, когда социум столкнулся с экологическими и информационными проблемами, которые требовали решения, достигаемого технологиями.

Институализация науки

Институализация (или институционализация) — процесс закрепления устойчивости общества посредством становления и совершенствования социальных институтов.

Институализация науки позволяет анализировать особенности и законы научного познания, тем самым превращая ее в общественный институт. Этот процесс обычно рассматривается с трех сторон:

Под влиянием политических, экономических, социальных и других факторов институционализация начала напрямую влиять на деятельность ученых относительно общества: заставляет цели науки строиться вокруг социальной полезности, а научное сообщество дробиться на узкие специализации.

Что наука включает в себя как социальный институт

Формирование науки как социального института относится как к ко всей науке, так и к каждому ее подразделению. Обобщенно любую научную дисциплину можно разделить на три ступени:

Что включает в себя наука как социальный институт. d41d8c 1600770982. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-d41d8c 1600770982. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка d41d8c 1600770982. Вы будете перенаправлены на Автор24

Для пополнения и хранения данных и работы с ними наукой используются различные ресурсы, многие из которых находятся в открытом доступе в сети Интернет. В их число входят научные библиотеки (eLIBRARY.RU, J-STAGE), издательства (Oxford University Press, Wiley), организации (Российская академия наук, American Chemical Society), репозитории (Open Science Repository, The National Technical Information Service) и т. д. Кроме того, важную роль в пополнении данных играют исследовательские автоматизированные машины.

Понятие науки как общественного института включает в себя такие компоненты, как:

В современности наука прочно укрепилась как социальный институт, влияющий на каждую сферу жизни; научное сообщество обладает всем необходимым инструментарием для прогнозирования, что делает его единственным источником рационального мышления социума, это воздействует на его поведение, мировоззрение и жизненные ценности.

Источник

Что включает в себя наука как социальный институт

Что включает в себя наука как социальный институт. mail. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-mail. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка mail. Вы будете перенаправлены на Автор24

Что включает в себя наука как социальный институт. slide0end. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-slide0end. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка slide0end. Вы будете перенаправлены на Автор24 Что включает в себя наука как социальный институт. slide20. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-slide20. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка slide20. Вы будете перенаправлены на Автор24 Что включает в себя наука как социальный институт. slide30. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-slide30. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка slide30. Вы будете перенаправлены на Автор24 Что включает в себя наука как социальный институт. slide90. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-slide90. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка slide90. Вы будете перенаправлены на Автор24

Содержание материала

Введение

Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему (а не простую сумму) знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы.

Наука как социальный институт – это особая, относительно самостоятельная форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности, выступающий как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, выработавший свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы сознания ученых.

1. Понятие науки как социального института

Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Институт предполагает действующий и вплетенный в функционирование общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека; это явление надиндивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода в науке считается Р. Мертон. В отечественной философии науки институциональный подход долгое время не разрабатывался. Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иною вида человеческой деятельности – существуют политические, социальные, религиозные институты, а также институты семьи, школы, брака и проч.

Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

• совокупность знаний и их носителей;

• наличие специфических познавательных целей и задач;

• выполнение определенных функций;

• наличие специфических средств познания и учреждений;

• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

• существование определенных санкций.

Э. Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

Для современного институционального подхода характерен учет прикладных аспектов науки. Нормативный момент теряет доминирующее место, и образ «чистой науки» уступает образу «науки, поставленной на службу производству». В компетенцию институционализации включаются проблемы возникновения новых направлений научных исследований и научных специальностей, формирование соответствующих им научных сообществ, выявление различных степеней институционализации. Возникает стремление различать когнитивную и профессиональную институционализацию. Наука как социальный институт зависит от социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для ее развития. Исследования Мертона раскрыли зависимость современной науки от потребностей развития техники, социально-политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. Было показано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт. В связи с этим возможны ограничения исследовательской деятельности и свободы научного поиска. Институциональность обеспечивает поддержку тем видам деятельности и тем проектам, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей. Набор базовых ценностей варьируется, однако в настоящее время ни один из научных институтов не будет сохранять и воплощать в своей структуре принципы диалектического материализма или библейского откровения, так же, как и связь науки с паранаучными видами знания.

Источник

Что включает в себя наука как социальный институт. universitet. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-universitet. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка universitet. Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика

Научные исследования требуют детального изучения, регулярного сбора данных и системного анализа уже имеющихся ведомостей. Предметом наблюдения являются природные или общественные явления на протяжении определённого отреза времени.

Для осуществления точного прогнозирования учёные должны установить причинно-следственные связи и элементы, влияющие на изменение предмета изучения.

Что включает в себя наука как социальный институт. nauka socialnyy institut. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-nauka socialnyy institut. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка nauka socialnyy institut. Вы будете перенаправлены на Автор24

Ряд гипотез, которые подтверждаются фактами, признаются за законы природы или общества в зависимости от того, что выступало предметом изучения. Учёные выделяют несколько ключевых моментов, на которых держится развитие и эффективное функционирование знаний. К этим основам относится:

Если говорить об определении науки в широком смысле, то она будет включать в себя даже условия и компоненты, которые используются в экспериментах. Разделение и кооперация труда не только систематизируют работу, но и позволят выполнять функции более качественно. К дополнительным элементам структуры можно отнести научные учреждения, лабораторное оборудование, систему научной информации, которая применяется в том или другом вузе России. Большое воздействие на результат работы оказывают уже имеющиеся данные с предыдущих исследований.

Методы научно-исследовательской работы и понятийный аппарат помогут в детальной классификации фактов и систематизации важной информации.

Благодаря детальному плану наука как социальный институт может не только активно развиваться, но и формировать необходимый современному образованию пласт знаний.

История развития и признаки

Что включает в себя наука как социальный институт. lektor vedet lekciyu. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-lektor vedet lekciyu. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка lektor vedet lekciyu. Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие письма повлекло за собой развитие общества и формирование человека как высокоморального думающего существа. С древних времён возникали зачатки разных наук, которые через столетия смогли разрастись и дать плоды. Ярким примером первых учёных являются философы Древней Греции и Рима, основным занятием которых был поиск смысла жизни и человеческой истины.

Первая классификация общих знаний появилась в Древней Греции и позже стала использоваться по всему миру. В XVI—XVII вв. произошло ускорение в развитии науки. Это отразилось на технике и технологиях, человечество начало активно прогрессировать, формируя целые научные институты. С этого периода началось удвоение количества экспериментов и исследований всех сфер человеческой деятельности. Были сформированы такие институты:

Благодаря чередованию экстенсивных и революционных периодов развитие науки ускорилось. Это положительным образом сказалось на углублении принципов познания, увеличении классификаций и создании новых категорий. Активно развиваются фундаментальные и прикладные исследования. В этот период сформировались основные признаки науки:

Процесс изучения состоит из предмета, над которым проводится опыт, ряда теорий и гипотез, которые нужно доказать или исключить в процессе работы. Наука не может рассматриваться без методов и фактов, а также детального описания эмпирического материала.

Учёные и научные организации

Что включает в себя наука как социальный институт. uchenye. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-uchenye. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка uchenye. Вы будете перенаправлены на Автор24

Активным развитием науки и её функций в обществе занимаются люди, обладающие необходимыми знаниями и занимающие высокий уровень в государстве. Большой пласт изучений был выполнен благодаря добровольным научным организациям, которые работают не только в одной стране, но и на мировом уровне. Благодаря конференциям, публикациям в периодических изданиях и мониторингу полученных данных разные отрасли науки активно развиваются и дополняются.

Членство в научных организациях может иметь как добровольный характер, так и требовать членские взносы. Государство, со своей стороны, может поддерживать материально деятельность организации или же поощрять научных работников грантами и денежными призами в случае удачных и важных для общества открытий.

Национальные академии наук часто формируются из таких добровольных обществ, превращение возможно за счёт формулирования конкретной тематики исследований и чёткого определения предметов экспериментов. Первые научные общества появились ещё в 1960-х годах в Италии, категории изучения в которых начали складываться в процессе становления общественных приоритетов.

На международном уровне сотрудничество происходит через специальные институты. Кратко об их деятельности можно узнать из специализированных периодических изданий. К наиболее известным относятся CERN (лаборатория физики высоких энергий и элементарных частиц) и ОИЯИ (изучение и выделение основных черт трансурановых элементов). Кстати, именно элементарная частица и стала элементом оформления, своего рода логотипом науки.

Благодаря международной кооперации возможно существенное сокращение материальных затрат для проведения дорогостоящих опытов. А также научные общества помогают составить эффективные коллективы, в которые входят учёные, обладающие высоким уровнем необходимых для исследований знаний.

Общая классификация

На протяжении своего развития человечество пыталось создать детальную классификацию области всех знаний. Первые удачные попытки относятся к периоду античности, когда Аристотель сформировал три разновидности: теоретику, практику и творчество. Высшей группой здесь считались теоретические науки, которые мотивировали человека искать смысл жизни с помощью регулярных глубоких наблюдений за окружающим миром.

Что включает в себя наука как социальный институт. aristotel. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-aristotel. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка aristotel. Вы будете перенаправлены на Автор24

Марк Теренций Варрон представил несколько подтипов науки, которые, по его мнению, заслуживали детального изучения. Сюда относились грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика и астрология. Категоризация мусульманских учёных выглядела более упрощенной и состояла из арабских и иностранных наук.

В Средневековье социум имел уже четыре группы основных наук:

Позже категории выглядели по-другому, были приняты во внимание познавательные способности личности. Стереть старую классификацию из истории не удалось, но группы усовершенствовались, появилась история, теоретические науки и отдельная группа для творчества и искусства.

Толчок в развитии науки произошёл в процессе составления классификации Энгельсом, который выделил логическую и историческую группу.

Что включает в себя наука как социальный институт. nauka. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-nauka. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка nauka. Вы будете перенаправлены на Автор24

Логический тип включал в себя несколько типов материи, которые располагались строго иерархически и с каждым новым уровнем совершенствовались. Исторический тип означал развитие и усложнение видов наук за счёт роста от простого к сложному, он показывал и влияние эволюции. Классификация такого типа носит линейный характер и считается одной из наиболее популярных для точной характеристики науки в целом. Советский учёный Кедров взял за основу классификацию Энгельса, поделив её на природу и человеческое влияние. Каждый вид имеет свои подтипы, которые включают те или иные науки.

Сейчас научный процесс не стоит на месте и активно развивается, создаются новые методы исследования, совершенствуются инструменты для процесса, выделяются новые предметы и интересные объекты. Вполне возможно, что в будущем классификация будет изменена и усовершенствована новыми идеями и фактами.

Источник

Наука как социальный институт

Что включает в себя наука как социальный институт. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Вы будете перенаправлены на Автор24 Что включает в себя наука как социальный институт. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Вы будете перенаправлены на Автор24 Что включает в себя наука как социальный институт. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Вы будете перенаправлены на Автор24 Что включает в себя наука как социальный институт. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Вы будете перенаправлены на Автор24

Что включает в себя наука как социальный институт. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Вы будете перенаправлены на Автор24

Что включает в себя наука как социальный институт. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя наука как социальный институт фото. Что включает в себя наука как социальный институт-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя наука как социальный институт. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Вы будете перенаправлены на Автор24

Долгое время научными исследо­ваниями занимались отдельные энтузиасты из числа любознатель­ных и обеспеченных людей. К тому занятия наукой в течение длительного времени не требовали ни больших средств, ни сложного оборудования.

Но уже начиная с XVIII века наука по­степенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учрежда­ются академии, пользующиеся поддержкой государства. С даль­нейшим развитием науки происходит неизбежный процесс диффе­ренциации научного знания, который к середине XIX в., привел к дисциплинарному построе­нию научного знания.

На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институционализации.

Понимание науки как социального института.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно зна­чимые функции. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках итальянский философ и историк Д. Вико (1668 – 1744). Свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии О. Конта и Г. Спенсера. Так, О. Конт (1798 – 1857) в качестве важнейших органов общества как социального организма называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство.

Понятие социальный институт предполагает:

— наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;

— эти механизмы выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

— возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

— формирование общих целей;

— появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

— появление процедур, связанных с нормами и правилами;

— институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;

— установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

— создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

В соответствии с таким пониманием социальный институт науки – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являют­ся особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального институ­та – производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Одной из наиболее развитых концепций науки как социального института является концепция американского социолога Р. Мертона (1910 – 2003). Она ба­зируется на методологии структурно-функционального ана­лиза, с позиций которого любой социальный институт, – это, прежде всего, специфическая система отношений, ценностей и норм поведения.

Наука как социальный институт – это сообщество, имеющее:

— представление об общности цели,

В этом институте отсутствуют:

С точки зрения Мертона, цель науки как социального института – постоянный рост массива удос­товеренного научного знания.

Для стимулирования деятельности каждого члена научного сообще­ства исторически вырабатывается система поощрений и вознаграждений. Высшей формой поощрения является признание научным сообществом приоритета вклада в науку. Этот вклад удос­товеряется научным сообществом в различных формах (статья в журнале, доклад на конференции и т. д.).

Р. Мертон сформулировал также четыре императива, которые регулируют деятельность научного сообщества: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие.

Универсализм. Научные высказывания долж­ны быть универсальны, т. е. справедливы везде, где имеются ана­логичные условия, а истинность утверждения не зависит от того, кем она высказана.

Коллективизм предписывает ученому передавать резуль­таты своих исследований в пользование сообществу, научные ре­зультаты являются продуктом сотрудничества, образуют общее достояние.

Бескорыстие предписывает ученому строить свою деятель­ность так, как будто, кроме постижения истины, у него нет ника­ких интересов.

Организованный скептицизм предполагает критическое отношение к результатам научных исследований. Ученый дол­жен быть готов к критическому восприятию своего результата.

Для того, чтобы научное сообщество, как сообщество ученых-профессио­налов, могло эффективно действовать, в нем должна быть развита эффективная инфор­мационная и коммуникативная инфраструктура, благодаря которой обеспечивается координация работы над умноже­нием одного и того же корпуса научного знания.

Основной формой организации научного сообщества в классической науке является научная дисциплина, как базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании облас­ти научного знания и сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспро­изводства соответствующей отрасли науки как профессии.

Высокая эффективность дисциплинарной организа­ции напрямую связана с постоянной интенсивной работой по под­держанию и развитию организационной структуры дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, отношений в сообщес­тве, подготовка научной смены, взаимоотношения с другими инс­титутами и пр.).

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

Превращение науки в один из социальных институтов общества совершается в историческом процессе ее институционализации – длительном процессе упорядочивания, стандартизации и формализации отношений по поводу производства научного знания.

Становление дисциплинарной структуры науки привело к тому, что задачи, которые реально осуществлял отдельный мыслитель, теперь решаются усилиями коллективного субъекта познания – научного сообщества, объединенного посредством определенных типов организации, отражающих специфику научной профессии.

В рамках такого типа организаций осуществляется научная коммуникация – профес­сиональное общение, т.е. научный обмен информацией и экспертиза полученных результатов.

В науке до XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в котором ученый излагал конечные результаты своих исследований, соотнося эти результаты с существующей картиной мира. Для обсуждения промежуточных результатов существовала переписка между учеными. Письма ученых друг другу нередко носили форму научных сообщений, излагающих результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и контраргументацию. Систематическая переписка велась на латыни – языке общения, доступном учёным разных стран Европы.

Так, человеком-академией Европы XVII в., который координировал и согласовывал деятельность ученых с помощью переписки, был французский монах Марен Мерсенн (1588 – 1648). Среди его корреспондентов – Декарт, Галилей, Паскаль и др. Его научная корреспонденция, изданная во Франции, занимает 17 томов. Так, Г. Мерсенн организовал переписку Р. Декарта, Бекмана и Г. Галилея по поводу задачи о свободном падении тел, в переписке с лучшими учеными Европы обсуждал проблемы природы звука, измерения его скорости, линии наискорейшего спуска и др. По словам известного английского исследователя Д. Бернала, М. Мерсенн был «главным почтамтом для всех ученых Европы, начиная с Галилея и кончая Гоббсом». Сообщить что-либо новое ему значило сообщить всему миру.

В XVII в. начинают формироваться организационно оформ­ленные объединения ученых Речь идет, прежде всего, о национальных дисциплинарно-ориентированных объединениях исследователей. Они формируют и общие средства научной информации – научные журналы, благодаря которым основную роль в научной коммуникации начинает играть статья.

Научная статья:

— существенно меньше книги по объему и излагает взгляды на частную проблему вместо целостной общей картины мира, как это делает книга,

— требует значительно меньшего времени на публикацию и ускоряет обмен научной информацией,

— будучи адресованной анонимному читателю, требует более ясной и четкой аргументации, чем письмо,

— становится важнейшим средством трансляции научного знания.

Научные журналы становились своеобразными центрами кристаллизации новых типов научных сообществ, возникающих рядом с традиционными объединениями ученых.

Со второй половины XVII в. образуются национальные ака­демии наук, предтечей которых стала Флорентийская Академия опытов (1657 – 1667 гг.), провозглашавшая принципы коллектив­ных исследований (описание проведенных в ней экспериментов было обезличено). В 1662 г. основано Лондонское Королевское общество (фактически – национальная академия наук), в 1666 г. – Парижская Ака­демия наук, в 1700 г. – Берлинская, в 1724 г. – Петербургская, в 1739 г. – Стокгольмская Академия.

В конце XVIII – первой половине XIX в. в связи с увели­чением объема научной и технической информации наря­ду с академиями начинают складываться новые ассоциации ученых: Французс­кая консерватория (хранилище) технических искусств и ремесел (1795), Собрание немецких естествоиспытателей (1822), Бри­танская ассоциация содействия прогрессу (1831) и др. Формируются дисциплинарные научные сообщества – физические, хими­ческие, биологические и т. п.

В этот же период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, в том числе через университеты, первые из которых возникли еще в XII-XIII вв. (Парижский – 1160 г., Оксфордский – 1167 г., Кембриджский – 1209 г. и т. д.) на базе духовных школ и создавались как центры по подготовке духовенства. Однако в конце XVIII — начале XIX в. большинство существующих и возникающих университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины. Формируются и новые центры подготовки специалистов в области технических наук, такие, как Политехническая школа в Париже (1795), в которой преподавали Лагранж, Лаплас, Карно и др.

Специальная подготовка научных кадров (воспроизводство субъекта науки) оформляла особую профессию научного работ­ника. Занятие наукой постепенно утверждалось в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфическо­го образования, имеющая свою структуру и организацию.

В XX в. можно говорить о стадии институализации науки как академической системы.

«Невидимый колледж».

В науке функционируют также орга­низационно неоформленные научные сообщества, наиболее распространенными формами которых являются «невидимый колледж» и «научная школа».

Понятие «невидимый колледж» введено Д. Берналом и детально разработано Д. Прайсом. Это форма существования дисциплинарного со­общества, объединяющая группу исследователей на основе коммуникационных связей, имеющих достаточно устойчивую структуру, функции и объем. Как правило, такие объединения возникают на основе развитых коммуникационных связей ученых, работающих над единой проблематикой.

«Научная школа» – это форма научного сообщества, формирующаяся на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в той или иной научной дисциплине.

Выделяется два пути формирования «науч­ной школы»:

1) лидер «научной школы» разрабаты­вает научную теорию, получающую признание среди уче­ников; участники «научной школы» ориентируются на дальнейшее развитие этой теории, на ее применение к другим об­ластям, на ее корректировку и освобождение от ошибок;

2) теоре­тическая программа, объединяющая ученых, формируется в ходе деятельности «научной школы»; хотя принципи­альная идея выдвинута лидером «научной школы», вместе с тем каж­дый ученый принимает собственное участие в формулировке те­оретической позиции «научной школы», которая обогащается и корректируется благодаря сов­местным усилиям ученых.

«Научные школы» выполня­ют важную научно-образовательную функцию, поскольку глава «научной школы» выступает в функции не только генератора новых идей, но и воспи­тателя молодых исследователей. При этом «научная школа» – это еще тесное и порой длительное взаимодействие учеников друг с другом, усваивающих не только образцы мышления, но и образцы поведения. Поэтому в рамках научной школы реализуется «эстафета» знаний и конкретных подходов к исследовательской деятельности.

«Большая наука».

В середине XX в. начался этап институ­ционализации науки, получивший название «большой науки». По мнению ряда ученых, наступление этой эры можно приурочить к созданию Манхэттенского проекта, как принципиально новой формы организации научных исследований. Этот проект, в реали­зации которого было задействовано около 150 тысяч человек, представлял собой долговременную государственную программу научных исследований и разработок, за­вершившихся созданием и испытанием атомной бомбы.

Наиболее характерной чертой «большой науки» является ее огосударствление, превращение в орган и инструмент го­сударственной политики. Экономическим стержнем государственной научной поли­тики является финансирование научных исследований. Так, в США сложилась гибкая и разветвленная сеть финансиро­вания науки, включающая правительственные контракты, гран­ты, налоговую политику, патентное законодательство, бюджетные меры.

Одна из сторон взаимосвязи науки и экономики проявляется в том, что глубокая интегрированность науки в систему современного общественного производства все настойчивее превращает науч­ную продукцию в товар, а ученого – в наемного работника. Остро встает вопрос о защите социального статуса ученого. Наряду с официально признанными государственными институтами науки (такими, как академии наук, научно-исследо­вательские институты и лаборатории) возникают неформальные организации ученых, объединяющиеся на дисциплинарной и междисциплинарной основе.

Так, в США помимо действующей с давних пор Националь­ной академии наук организуются Американское физическое об­щество, Американское химическое общество, Американская ассоциация содействия про­грессу науки, которые представляют профессиональные интере­сы своих членов. В России действует Российское философское общество, Русское географическое общество, Российское общество социологов, Русское техническое общество и др. Аналогичные объединения ученых возникают почти во всех развитых странах.

Наряду с национальными неправительственными органи­зациями ученых возникают и международные, такие как Международная социологическая ассоциация. Среди них круп­нейшей является Всемирная федерация научных работников (ВФНР), основанная в 1946 г. Ее идейным вдохновителя­ми и организаторами были Ф. Жолио-Кюри и Дж. Бернал. ВФНР объединяет крупнейшие национальные организации ученых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *