Что включает в себя направление трудового воспитания бытовой самообслуживающий труд
Консультация «Воспитание в процессе руководства трудом детей по самообслуживанию»
Татьяна Клочихина
Консультация «Воспитание в процессе руководства трудом детей по самообслуживанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Березка» общеразвивающего вида
Консультация
Воспитание в процессе руководства трудом детей по самообслуживанию
Воспитатель:
Консультация
Воспитание в процессе руководства трудом детей по самообслуживанию
Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду. Труд по самообслуживанию развивает у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.
Программой воспитания и обучения в детском саду у детей 4-го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведённое место, пользоваться личным полотенцем; самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.
Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми,если в семье созданы необходимые условия: выделены отдельная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков); постоянное и удобное место для полотенца, зубной щётки, мыла; сделана устойчивая подставка под ноги для умывания, даётся удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы, шнурки с наконечниками для обуви и пр.). Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания. Для этого необходимо правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи.
У детей постарше стремлению быть самостоятельными способствует, прежде всего, одобрение.
Элементарная трудовая деятельность ребёнка очень тесно связано с игрой.Он стремится внести игру в любое занятие: умываясь, играет с водой, во время еды играет с ложкой и т. д. Любовь ребёнка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если этот интерес угас или ребёнок по какой-то причине не хочет выполнять то или иное дело. Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно.
Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания. Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же, как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания.
Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов.
Самообслуживание
Задачи и содержание работы по группам:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).
2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.
3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.
5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком.
7. Учить полоскать рот после еды.
1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).
3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
5. Развивать желание помогать друг другу.
6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.
7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.
8. Учить опрятно убирать постель.
1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.
4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире, меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет статус ребенка в группе сверстников. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей.
Презентация «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ. Приобщение детей к гигиене и самообслуживанию» «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ, приобщение детей к гигиене и самообслуживанию» Адаптация – процесс вхождения человека в новую для.
Фотоотчет «Воспитание трудом» Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию,.
Воспитание в процессе руководства по самообслуживанию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. И формирование навыков самообслуживания имеет очень большое значение для.
Доклад на педсовете «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Могучим фактором, способствующим интеллектуальной.
Конспект организации и руководства хозяйственно-бытовым трудом детей дошкольного возраста в старшей группе Цель: формировать культуру труда; формировать знания детей о последовательности трудового процесса; поощрять желание заботиться о младших.
Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе «Знакомство с сельскохозяйственным трудом» Программное содержание: Расширять представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист,.
Консультация для педагогов «Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности» МБДОУ №83г. Оренбург Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ № 83 Карикова Фаина Федоровна Консультация для педагогов:«Воспитание самостоятельности.
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей в процессе ухода за комнатными растениями» Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудится, и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен.
Консультация для воспитателей «Игровые приемы в процессе руководства изобразительной деятельностью» Консультация для воспитателей на тему: «Игровые приемы в процессе руководства изобразительной деятельностью» Необходимость использования.
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Экологическое.
Виды труда: самообслуживание
Дианова Ирина
Виды труда: самообслуживание
Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Задачи трудового воспитания дошкольников
• воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;
• развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
• формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
• развитие навыков организации работы;
• воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
1. Виды труда дошкольников
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп.
Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.
Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.
Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
2. Самообслуживание
Самообслуживание – основной вид труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребёнок узнаёт цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о своих близких. В процессе самообслуживания он узнаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют работы памяти. Для
точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность.
Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду. Труд по самообслуживанию развивает у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслу-живания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.
Программой воспитания и обучения в детском саду у детей 4 –го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведённое место, пользоваться личным полотенцем; самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.
Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми,если в семье созданы необходимые условия: выделены отдельная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков); постоянное и удобное место для полотенца, зубной щётки, мыла; сделана устойчивая подставка под ноги для умывания, даётся удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы, шнурки с наконечниками для обуви и пр.). Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания. Для этого необходимо
правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи.
Младшие дошкольники ещё не очень умелы, поэтому родители стараются всё делать за ребёнка. Этим самым родители отнимают у детей возможность познать окружающее. Младший дошкольник делает только то, что ему нравится. Вот колготки собраны в «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Ребёнок чувствует себя открывателем, победителем. Вот здесь-то и надо положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребёнка – это занимательный и интересный труд. Пусть малыш повозится со своими колготками, ботинками – надо ему по возможности предоставить время. Постепенно ребёнок приобретает навыки и ему не нужно прилагать столько усилий, интерес переключается на другое, остаётся привычка всё делать самому. Если не воспитывать этой привычки, то позднее, его с трудом придётся приучать, заставлять.
У детей постарше стремлению быть самостоятельными способствует прежде всего одобрение.
Элементарная трудовая деятельность ребёнка очень тесно связано с игрой.Он стремится внести игру в любое занятие: умываясь, играет с водой, во время еды играет с ложкой и т. д. Любовь ребёнка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если этот интерес угас или ребёнок по какой-то причине не хочет выполнять то или иное дело. Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно.
Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания. Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания.
Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное
проведение бытовых процессов.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Задачи и содержание работы по группам
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).
2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок-чистить, просушивать
2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными
3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом
4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.
5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком
6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом).
7. Учить полоскать рот после еды
1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).
3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
5. Развивать желание помогать друг другу
6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей
7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места
8. Учить опрятно убирать постель
1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в оп-ределенной последовательности, правильно и аккуратно склады-вать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию
4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире, меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет статус ребенка в группе сверстников. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей.
«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.
Труд в природе Трудовому воспитанию в моей работе уделяется большое внимание. Особое место я отвела труду в природе: в нём формируются не только трудовые.
Организация трудового воспитания в детском саду
Манохина Светлана
Организация трудового воспитания в детском саду
Трудовое воспитание включает в себя такие виды труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, труд взрослых и рукотворный труд. В свою очередь хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе могут предусматривать не только индивидуальную, но и коллективную работу.
Самообслуживание. Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.
Хозяйственно-бытовой труд. Он создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Труд детей в природе. Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему, происходит умственное и сенсорное развитие детей. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Любить природу – это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому.
Ручной труд. Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда орудиям.
Труд взрослых и рукотворный труд. В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. У детей особенно возрастает интерес к труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.
Взаимодействие с семьей. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении.
В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.
Необходимо помнить о том, что труддолжен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений.
Уровень овладения ребенком трудовых навыков связан с развитием его самостоятельности, активности, ответственности. Важно не затормозить эти тенденции, а создать условия для их поддержки и развития с помощью ведущей деятельности дошкольников – игры.
Перспективный план по трудовому воспитанию во второй младшей группе.
Тема: Название игры/игровой ситуации Цель игры/игровой ситуации Период
«Мы учимся одеваться» «Как мишки учились одеваться»
«Кукла Аня собирается в гости и переодевается» 1) Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания;
2) Прямое обучение одеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя;
3) Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды (мальчика и девочки). «платье, рубашка, шорты, юбка и. т. д»
Первая половина сентября
«Доброе утро, расческа» «Волшебное зеркало»
«Сделаем куклам разные прически» 1) Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде;
2) Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки;
3) Приучать детей следить за своим внешним видом.
Вторая половина сентября
«Умывалочка» «Мыльные перчатки»
«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки!» 1) Формировать умения самостоятельно пользоваться мылом;
2) Учить намыливать руки мылом и тщательно помыть руки теплой водой;
3) Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук);
4) Приучать самостоятельно, закатывать рукава перед мытьем.
Первая половина октября
«Я учусь одеваться самостоятельно» «Как Маша училась вешать вещи на стульчики» 1) развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку раздевания;
2) учить вешать вещи на спинку стульчика;
3) формировать бережное отношение к своим вещам;
4) формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя.
Вторая половина октября
«Мы-помощники» «Как мы умеем помогать помощнику воспитателя»
«Поможем протереть стульчики» 1) Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду);
2) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;
3) Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю и няни накрывать на стол к завтраку, обеду и ужину.
Первая половина ноября
«Золотая осень» «Золотая осень»
«Собирем листочки Мишке» 1) учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды;
2) воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;
3) привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.
Вторая половина ноября
«Быть здоровыми хотим» «Носовые платочки – наши дружочки»
«Правила гигиены» 1) продолжать учить детей пользоваться носовым платком;
2) формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя;
3) воспитать у детей поддерживать чистоту и порядок внешнего вида.
Первая половина декабря
«Вот какие мы молодцы»
«Найди пару» 1) учить детей одевать и шнуровать обувь;
2) закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии»;
3) закреплять навыки самообслуживания при одеваний.
Вторая половина декабря
«Мы умеем аккуратно есть» «Как кукла Маша обедала»
«Накроем стол для кукол» 1) поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно;
2) учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу;
3) учить по напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо.
Первая половина января
«Зимушка-зима» «Снежинки-снежинки, седые пушинки летят и летят!»
1) приучать на участке, помогать взрослым, убирать снег;
2) воспитывать уважение к труду взрослых;
3) воспитывать желание оказывать помощь воспитателю.
Вторая половина января
«Наши шкафчики» «Что твориться в шкафчиках»
«Все мы делаем по порядку»
1) формировать у детей бережное отношение к вещам;
2) закрепить умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его;
3) аккуратно складывать снятую одежду и обувь.
Первая половина февраля
«Поможем друг другу раздеться после прогулки» «Как мы раздеваемся после прогулки»
«Учим Мишку складывать вещи в шкафу» 1) развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку раздевания;
2) прямое обучение раздеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя;
3) активизировать словарь за счет существительных,обозначающих предметы одежды: шапка, куртка, штаны, шарф, кофта и т. д.
Вторая половина февраля
«Мамины помощники» «Мамины помощники»
1) Учить помогать мамам дома убирать, вытирать пыль;
2) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;
3) Воспитывать желание оказывать помощь родителям.
Первая половина марта
«Чистота- залог здоровья» «Где наши полотенчики?»
«Да здравствует мыло…»
1) формировать у малышей навыка самообслуживания себя во время умывания;
2) учить находить свои полотенца;
3) закрепит умения вытирать руки насухо после умывания.
Вторая половина марта
«Путешествие в страну цветов» «Комнатные растения»
«Мытье комнатного растения» 1) наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, оказание помощи в поливе, опрыскивании растений водой;
2) приучать в помещении помогать взрослым ухаживать за растениями;
3) познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки.
Первая половина апреля
«Наши игрушки» «Как игрушки убежали от Милаши»
«Угадайте, что я делаю!» 1) учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка;
2) приучать детей убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними;
3) воспитание интереса к труду взрослых;
Вторая половина апреля
«Профессии» «Профессия повар» 1) формировать положительное отношение к труду взрослых;
2) развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;
3) расширять представления детей о разных профессиях.
Первая половина мая
«Наш огород» «Сажаем репку»
1) Учить сажать семена репки, ухаживать за ними; продолжать учить, понимать содержание произведения; познакомить с новым овощем – репкой;
2) Закрепить знания о внешнем виде овощей (помидора, огурца, моркови, капусты и лука)
3) Развивать эмоциональность ребенка, воспитывать интерес к сказке.
4) Продолжать развивать у детей желание трудиться. 5) Проявлять в работе старание аккуратность, наблюдательность, эстетическую активность
Вторая половина мая
Перспективный план по трудовому воспитанию в средней группе.
Тема: Название игры/игровой ситуации Цель игры/игровой ситуации Период
«Чистота-залог здоровья» «Научи Машу умываться» 1) Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;
2) Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки мылом перед едой, по мере загрязнения. Первая половина сентября
«Мы учимся одеваться» «Как мы одеваемся»
«Волшебная дорожка» 1) Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться;
2) Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок Вторая половина сентября
«Профессии» «Звонок в ателье»
«Одень куклу» 1) Формировать знания о работниках ателье;
2) Развивать диалогическую речь, коммуникативные способности.
3) Расширять детские представления о многообразии профессий.
4) Способствовать умению участвовать в коллективной игре. Первая половина октября
«Комнатные растения «Польем цветы»
«Цветы» 1) Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями;
2) Учить выполнять обязанности дежурного по уголку природы.
3) Научить правильно поливать цветы. Вторая половина октября
«Фея трудолюбия»
1) Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения;
2) Воспитывать культуру трудовой деятельности
3) Продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных;
4) Прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.
Первая половина ноября
«Книга – мой друг» «Ремонт книг» 1)Учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам;
2) Развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами;
3) Воспитывать бережное отношение к книге. Вторая половина ноября
«Учимся мыть посуду» «Научим Почемучку мыть посуду»
«Моем посуду» 1) игрушечную посуду, Учить детей мыть правильно организуя и осуществляя трудовой процесс.
2) Формировать специальные трудовые умения: наливать воду, используя ковш; намыливать губку; оттирать губкой грязь; споласкивать; ставить сушиться на поднос.
3) Воспитывать желание овладеть трудовым процессом, умение добиваться промежуточных и итоговых результатов, формировать навыки самоконтроля. Первая половина декабря
«Зимушка, зима» «Снег – снежок»
«Снежок- мой дружок» 1) Привлекать детей к посильному труду в природе, к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.
2) Развивать трудовые умения и навыки;
3) Упражнять в метании в цель снежки, сделанные своими ребятами руками. Вторая половина декабря
«Что мы знаем о профессиях» «Водитель» 1)Закрепление знаний и умений о труде водителя, на основе которых дети смогут развивать сюжетную, творческую игру;
2) формирование положительных взаимоотношений между детьми;
3) воспитание уважения к труду водителя. Первая половина января
«Наш огород» «Вырастим лук»
«Посади» 1) Привлекать детей к посадке зелени;
2) Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемые в трудовой деятельности оборудование.
3) Расширять представления детей об условиях необходимых для роста и развития. Вторая половина января
«День защитников Отечества» «Летчики»
«Самолет» 1) Закрепление представлений детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме;
2) Развитие интереса в игре.
3) Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
4) Воспитание у детей уважения к труду летчика. Первая половина февраля
«Мамины помощники» «Мы помощники»
«Кому, что нужно для работы»
«Приведем в порядок» 1) Закреплять названия различных профессий и определять предметы необходимые для работы (учитель, повар, врач, парикмахер, пожарный, доктор, знать какую пользу они приносят людям.
2) Приучать детей к домашнему труду (мыть посуду, убирать мусор, пылесосить, накрывать на стол).
3) Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение. Вторая половина февраля
«Весна- красна» «Посев семян»
«Мы сажаем семена» 1) Дать знания о том, что цветы выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы;
2) Прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду;
3) Закрепить знания об условиях роста растений;
4) Закрепить навыки последовательности посева цветов, используя схему. Первая половина марта
«Доброе утро, расческа…» «Волшебное зеркало» 1) Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде;
2) Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки;
3) Приучать детей следить за своим внешним видом. Вторая половина марта
«Да здравствует мыло душистое» «Стирка кукольного белья» 1) Учить трудиться сообща в определенной последовательности (сортировать белье на цветное и белое; тщательно намыливать белье и тереть между рук; тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать)
2) Формировать навыки работы с водой (стирка белья);
3) Воспитывать аккуратность и взаимовыручку;
Начатое доводить до конца. Первая половина апреля
«Кто опрятен – тот приятен» 1) Формирование бережного отношения к своему организму, представления о личной гигиене.
2) Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей;
3) Учить правилам знакомства. Вторая половина апреля
«Мы ребята- поварята» «Веселые поварята» 1) Познакомить детей с трудом повара – кондитера, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой необходимыми для работы.
2) Воспитывать интерес к трудовой деятельности повара- кондитера.
3) Расширить кругозор и словарный запас детей. Первая половина мая
«Учимся чистоте и аккуратности» «Аккуратность никогда не помешает»
«Подбери правильно предметы» 1) Учить детей одевать и шнуровать обувь;
2) Закреплять умение застегивать застежки, липучки,
3) Закреплять навыки самообслуживания при одевании.
Вторая половина мая
Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.
Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду» Фотоотчёт»Неделя патриотического воспитания в детском саду» Любовь Майорова Вторая младшая группа «Любовь к родному краю, родной культуре,.
Фотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.
Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.