Что включает в себя изучение территориальной организации народного хозяйства
Основы территориальной организации национального хозяйства
Под территориальной структурой экономики понимается деление системы народного хозяйства по пространственным образованиям или ячейкам, т. е. таксонам. Они представляют собою зоны, районы разного уровня, промышленные центры и узлы.
Каждый элемент территориальной структуры представляет собой определенное сочетание производства, населения и ресурсов, находящихся в данном регионе. Территориальная единица в процессе своего развития выполняет хозяйственную, воспроизводственную, социальную функции. Разнообразные факторы, особенности выполнения их функций, различия в сочетании ресурсов обусловливают формирование для каждой территориальной единицы определенного на данный период экономического статуса. Этот статус отражает уровень и степень ее вовлечения в систему территориального разделения труда.
Территориальная структура экономики отражает пространственное распределение населения, национального богатства, производства, объемов потребления, доходов и т.п. Общим признаком территориальной структуры экономики России является неравномерность распределения основных социально- экономических параметров по таксонометрическим единицам страны.
При анализе и синтезе территориальных экономических пропорций развития хозяйства, а также выявлении главных направлений размещения производительных сил по территории страны на будущий период выделяют крупные экономические зоны. Они представляют собой большие территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил. Главными принципами выделения экономических зон выступают уровень хозяйственного освоения территории и соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
На территории Российской Федерации выделяют две крупные экономические зоны: западную, европейскую, включающую Урал, и восточную, в которую входят Сибирь и Дальний Восток. В рамках экономических зон могут выделяться укрупненные районы. В западной зоне обычно называют три таких района: Север и Центр европейской части России, Урало-По- волжье, Европейский Юг. В восточной зоне выделяют Сибирь и Дальний Восток.
Территорию страны разделяют также на более дробные части, именуемые экономическими районами. Они представляют собой значительные территории с относительно однородными природными ресурсами и условиями, с характерной направленностью развития производительных сил, со сложившейся материальной базой, производственной и социальной инфраструктурой. Экономические районы на разных этапах истории страны выполняли свои функции в общегосударственном регулировании экономики в территориальном разрезе. До последнего времени в составе России насчитывались 11 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно- Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. В перспективе возможно переформирование экономических районов на основе созданных семи федеральных округов.
Внутри экономических районов формируются экономические агломерации, представляющие собою территориальные экономические образования. Они отличаются высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономические агломерации чаще всего выступают в виде крупных промышленных агломераций и промышленных зон (Московская, Нижегородская и т. п.). Группа производств, компактно расположенных на небольшой территории, образуют промышленный узел.
Территориальная структура экономики отражает не только территориально-пространственное размещение производства, но и совокупность экономических взаимосвязей между территориальными хозяйственными системами.
Проблемы территориального развития хозяйства являются не только структурными, но и динамическими, так как обусловлены различиями в темпах экономического роста регионов. Причины этих различий таятся в сферах территориальных особенностей распределения экономических ресурсов, особенно трудовых, в сферах изменения географии капиталовложений и дифференцированного влияния научно-технического прогресса на экономическую структуру.
Динамика и вектор структурных преобразований влияет на степень изменения региональных и межрегиональных пропорций. В условиях реформирования общественной системы происходят сдвиги в территориальной структуре общества. Базовые характеристики территориальной структуры (гиперконцентрация, гигантизм, гиперспециализация регионов и центров и т. д.) хотя и остались по существу неизменными, однако масштабность этих компонентов за годы трансформации экономики уменьшилась. Характерны сегодня различия регионов по масштабам и темпам рыночных преобразований.
В формируемой рыночной экономике возрастает динамичность экономических условий производства, труда, жизнеобеспечения. Это ведет к диспропорциям между спросом и предложением на региональных и межрегиональных рынках товаров, услуг, факторов производства, между размещением производителей и потребителей.
Сложные и противоречивые процессы преобразований общества оказывают неоднозначное воздействие на социально-экономическую динамику регионов. Общей тенденцией для большинства регионов России стало падение численности населения, снижение рождаемости и рост смертности. Происходят изменения в территориальной структуре суммарного валового регионального продукта (ВРП). Более половины валового регионального продукта России приходится на три экономических района из одиннадцати, причем их доля имеет тенденцию к постоянному росту. Заметно увеличивается доля Центрального и Западно-Сибирского районов. В разрезе регионов в суммарном ВРП растут доли Москвы, Тюменской области. На 10 регионов из 89 приходится 46% суммарного ВРП. В то же время на долю 19 отстающих регионов приходится всего 4% суммарного ВРП.
За годы реформ менялись динамика и структура промышленного производства. До 1997 г. общей тенденцией для всех регионов был спад. При этом наблюдалась значительная территориальная неравномерность динамики промышленного производства. С 1997 г. начался медленный постепенный рост в большинстве регионов и экономических районов, который, однако, был прерван дефолтом 1998 г.
Сформировалась сложная ситуация с инвестициями. Динамика инвестиционных процессов в течение всех 90-х гг. характеризуется падением деловой активности. Во всех регионах снизились объемы инвестиций. Главные причины инвестиционного спада имеют макроэкономический характер. В последние четыре года в отдельных регионах инвестиционный климат стал улучшаться. В отраслевом разрезе большая часть инвестиций приходится на промышленность, транспорт, жилищное строительство.
Появились некоторые признаки возможных изменений территориальной структуры экономики. В частности, это проявилось в создании федеральных округов в России и введение в них института полномочных представителей Президента РФ.
Во второй половине XX столетия сокращение различий в уровнях социально-экономического развития территорий превратилось в одно из наиболее важных направлений региональной политики развитых государств. Неравномерность развития регионов формируется географическими условиями территорий, наличием природных и трудовых ресурсов, экономическим и социальным потенциалом.
Неравномерность экономического развития территорий России была усугублена недостаточно социально обоснованными рыночными преобразованиями. Противоречивость тенденций равномерности и неравномерности регионального развития ясно просматривается с позиций того уровня, на котором находится данная территория в едином народнохозяйственном комплексе. Она заметна и в плане объективной оценки возможностей ее развития на основе собственного ресурсного потенциала. В рамках национальной экономики неравномерность возникает и на уровне отдельных регионов, входящих в макрорегион, и на уровне крупных экономических районов (макрорегионов). Для устранения первой причины неравномерности в макрорегионе стимулируется тенденция выравнивания уровня развития экономики входящих в него регионов и уровня жизни населения, который должен быть примерно одинаков. Вместе с тем, сами характеристики уровня жизни в значительной степени зависимы от особенностей экономического роста территориальной подсистемы.
Поэтому одной из актуальных проблем российской экономики является сегодня задача выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. От ее оптимального решения зависит эффективность функционирования всей экономики, развитие рыночных отношений, укрепление социальной однородности и сплоченности российского общества.
Государство обязано формировать и проводить активную экономическую политику по отношению к регионам с различными уровнями социально-экономического развития. Эта политика должна быть реальной, дифференцированной и направлена на выравнивание условий экономической деятельности и максимальное использование природных и экономических и других особенностей регионов. Для развитых регионов важна поддержка центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих их хозяйство и экономику страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы. Для слаборазвитых регионов активная экономическая политика должна включать участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения.
Заметное выравнивание регионов по уровню социально-экономического развития не может быть целью ближайшего времени. Практический смысл представляет задача некоторого уменьшения отставания экономически менее развитых регионов от более развитых. Поэтому наиболее приоритетными задачами уменьшения неоднородности экономического пространства становится преодоление тенденции усиления межрегионального социального неравенства. Особенно важно подтягивание регионов, наиболее отставших по уровню жизни. Уменьшение же межрегиональных различий по степени экономического развития выступает главным средством решения социальных задач. Реализация их может быть осуществлена лишь на основе экономического роста.
Система изучения территориальной организации хозяйства
Изучением условий, особенностей и эффективности территориального размещения производства и его развития занимаются экономическая география и региональная экономика.
Под условиями размещения производства имеются в виду экономические и природные предпосылки рассматриваемых процессов (технический прогресс, минерально-сырьевые ресурсы и т.д.), под особенностями – их структурные качества (территориальная структура хозяйства, отраслевая структура хозяйства регионов и т.п.), а под эффективностью – экономическая, социальная и экологическая результативность (степень достижения соответствующих целей). Понятие «размещение» и «развитие» могут взаимно дополняться и перекрываться. Например, сдвиги в размещении черной металлургии означают и развитие отрасли за какой-либо период, развитие экономики Урала – изменения в размещении народного хозяйства в России и т.п.
Выделяют четыре направления изучения, раскрывающие в целом не только конкретные проявления, но и научные основы (теорию и методы) комплексного размещения производительных сил, а именно изучение:
· общих закономерностей и условий территориального размещения и развития общественного производства;
· условий, особенностей и эффективности размещения всего народного хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, их отраслей и межотраслевых комплексов, крупнейших объединений и предприятий;
· условий, особенностей и эффективности комплексного развития территориального хозяйства (зональных комплексов, республик, экономических районов и т.д.);
· внешних экономических связей в территориальном аспекте. При этом главное внимание уделяется вопросам экономического обоснования комплексного размещения производительных сил.
Методологической основой системы изучения территориальной организации хозяйства служат различные теории и методы.
Принято считать, что размещение общественного производства по территории (в пространстве), как и развитие его во времени (история) определяется способом производства материальных благ, социально-экономическими законами. Поэтому оно имеет исторический характер, меняется в зависимости от уровня развития производительных сил и особенностей общественного строя. Познав экономические законы, можно воздействовать на это размещение.
Территориальное разделение труда является формой развития общественного производства в целом, а поэтому, как и способ производства, должно рассматриваться в единстве двух его сторон – производительных сил и производственных отношений.
В настоящее время разработано несколько теорий размещения производства.
Наиболее известными зарубежными теоретиками размещения были немецкий аграрник И.Тюнен, разработавший концепцию размещения сельского хозяйства «изолированного государства», и немецкий экономист А.Вебер, выдвинувший «всеобщие штандарты» (стереотипы местоположения) промышленности. Эти теории имели широкое хождение в прошлом и начале текущего столетия.
Большую роль в изучении территориальной организации хозяйства играют исследования крупных научных учреждений: Совета по изучению производительных сил (СОПС), Института экономики АН, Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН и др.
Научная теория территориальной организации хозяйства имеет большое конструктивное значение, призвана служить обоснованию стратегии комплексного размещения производительных сил.
1.4. Основные принципы государственной политики регионального развития.
Государственная поддержка регионов
Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из следующих основных принципов:
· скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию зон опережающего экономического роста на территории страны с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
· оказание дополнительной финансовой поддержки регионам на условиях сокращения дифференциации уровня социально-экономического развития регионов и проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой в соответствующих сферах деятельности федеральных органов исполнительной власти;
· применение механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов российской Федерации и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий и созданию максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.
Инновационный и социальный векторы долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе проявляются в:
· развитии научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
· формировании территориально-производственных кластеров (не менее 6–8 до 2020 года), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
· формировании территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии на ранее неосвоенных территориях;
· образовании и развитии туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
· развитии крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
· значительном снижении межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением.
Инновационно- и социально-ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым зонам развития, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
В период до 2017 года региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста,к которым относятся:
· крупнейшие российские агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций;
· крупные города-центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств (с растущей долей обрабатывающих отраслей, ориентированных преимущественно на внутренние рынки), но пока еще недостаточно поддерживается притоком населения и инвестициями;
· территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, рост которых менее устойчинв и зависит от конъюнктуры цен, но значительные бюджетные ресурсы позволяют поддерживать человеческий капитал и инфраструктуру;
· территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами.
При этом важнейшее значение будет иметь «инфраструктурный эффект» формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры. На востоке страны такой сценарий даст выборочный толчок развитию городов с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала.
В этот период необходимо поддержать развитие Северного морского пути, имеющего ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности северных регионов страны, освоения природных ресурсов Арктики.
В период, начиная с 2017 года, существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные зоны опережающего экономического роста,к которым относятся:
· индустриальные зоны Поволжья и Урала, на территории которых развиваются ресурсодобывающие и перерабатывающие высокотехнологичные отрасли;
· города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, портовые города Севера и Дальнего Востока;
· новые зоны освоения природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Сахалине, их переработки в Нижнем Приангарье, Южной Якутии, Читинской области, зоны добычи и переработки водных биоресурсов на Дальнем Востоке;
· туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием.
Для реализации инновационно- и социально-ориентированного сценария регионального развития, экономического потенциала регионов, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, принципиально важно решить следующие задачи.
1. Развитие федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.
Процесс направления бюджетных капитальных инвестиций в объекты федеральной инфраструктуры должен стать ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию, как отдельных отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их взаимная увязка в территориальном разрезе с учетом определенных настоящей Концепцией перспективных направлений развития регионов.
Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны содержать четкую последовательность выполнения взаимно увязанных в пространстве и во времени мероприятий, направленных на реализацию соответствующих долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, с указанием сроков и объемов финансирования применительно к конкретным объектам.
Федеральные целевые программы должны задавать ориентиры для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности они призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.
2. Применение особых режимов тарифного, финансово-кредитного, налогового (в исключительных случаях – таможенного) регулирования для особо депрессивных или геополитически значимых территорий.
В отношении особо депрессивных (в частности, Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край, Чукотский автономный округ) или геополитически значимых (в частности, Калининградская область) территорий требуется установление системы особых налоговых, таможенных, тарифных, кредитно-финансовых и иных преференций (в том числе путем создания особых экономических зон), формирующих благоприятные условия для направления частных инвестиций в развитие приоритетных экономических специализаций и сохранения традиционно сложившегося социального профиля территорий.
3. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предоставление средств федерального бюджета на оказание финансовой поддержки бюджетам субъектам Российской Федерации (субсидий) должно осуществляться на единых, прозрачных условиях соблюдения рекомендуемых стандартов реализации софинансируемых полномочий. Распределение субсидий должно осуществляться между отраслями экономики и секторами социальной сферы с учетом приоритетов, определяемых исходя из настоящей Концепции, а между субъектами Российской Федерации – по единой методике исходя из уровня бюджетной обеспеченности, обеспеченности объектами социальной и производственной инфраструктуры и на условиях реализации преобразований, предусмотренных долгосрочными программными документами развития отраслей экономики и социальной сферы.
Необходимо создание стимулов для региональных и местных властей к эффективному осуществлению полномочий и использованию финансовых ресурсов, максимальной реализации экономического потенциала территорий (оценка эффективности деятельности региональных и местных властей по конечному результату, поощрение отказа регионов и муниципалитетов от финансовой помощи через дифференциацию уровня их самостоятельности и мер контроля).
Одновременно должен быть установлен жесткий контроль за целевым расходованием бюджетных субсидий, основанный на оценке результата – достижения установленных показателей обеспеченности населения соответствующими услугами и экономического роста. Неисполнение обязательств региональных властей должно влечь применение мер ответственности, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также прекращение субсидирования из средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на срок до изменения их руководителей.
Необходимо также расширить круг делегированных полномочий, передав на региональный уровень осуществление всех исполнительно-распорядительных полномочий Российской Федерации, непосредственно не связанных с вопросами обороны, безопасности, охраны правопорядка, национальными интересами и специальными режимами, с тем, чтобы нарастить возможности и повысить ответственность региональных органов власти за комплексное развитие территорий.
Одновременно должны быть установлены регламенты и критерии эффективности исполнения переданных полномочий, организован контроль за их исполнением, предусмотрены меры ответственности за ненадлежащее исполнение полномочий, включая политическую ответственность руководителей субъектов Российской Федерации.
4. Рост территориальной мобильности населения и преодоление депопуляции.
Реализация этой задачи требует, в первую очередь, содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих в странах ближнего зарубежья и иностранной рабочей силы в регионы с прогнозируемой потребностью в трудовых ресурсов, а также создания экономических условий для миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы.