Что включает в себя изобретение inventio
СОДЕРЖАНИЕ
Применительно к личным и лирическим эссе, повествованиям и описательному письму методы изобретения помогают писателям извлекать из своей памяти и наблюдений те детали, которые добавят глубины их эссе.
Первое направление изобретений направлено на получение эвристических процедур или систематических стратегий, которые помогут студентам в открытии и генерировании идей, о которых они могли бы написать; Второе направление изобретений характеризуется тем, как писатели устанавливают «голос» в письменной форме и реализуют индивидуальные «я» в дискурсе.
Дженис Лауэр предлагает, чтобы изобретение было: (1) применимо к широкому спектру письменных ситуаций, чтобы они выходили за рамки конкретной темы и могли быть усвоены учеником; (2) гибкость в направлении, позволяющая мыслителю вернуться к предыдущему шагу или перейти к более привлекательному, как подсказывает развивающаяся идея; и (3) высокопродуктивный, вовлекая писателя в различные операции, такие как визуализация, классификация, определение, перестановка и разделение, которые, как известно, стимулируют понимание.
Topoi
В общей группе можно найти такие категории, как законы, свидетели, контракты, клятвы, сравнения сходства, различия или степени, определения вещей, разделение вещей (например, целое или части), причина и следствие и другие элементы. которые можно было бы проанализировать, исследовать или задокументировать.
Современные писатели и студенты также используют эти темы при обнаружении аргументов, хотя сегодня больше внимания уделяется научным фактам, статистике и другим «твердым» свидетельствам. Классические риторы видели многие области исследования, которые современный писатель мог бы рассматривать как исключительно относящиеся к сфере «логики», разработки силлогизмов, нахождения противоречий, как имеющих равное или большее значение. Барбара Варник сравнила 28 тем риторики Аристотеля и тематические схемы Хаима Перельмана и Новой риторики Люси Ольбрехтс-Титека, чтобы проиллюстрировать основные различия в риторике в эти периоды времени. Например, две темы Аристотеля «Высказывания оппонента» и «Ответ на клевету» были более актуальны для древних дебатов о практике афинского права, в которых каждый гражданин был его или ее собственным адвокатом. С другой стороны, схемы Перельмана и Ольбрехта-Титечи должны были быть исчерпывающими, а не описывать каждую деталь речи. В то время как риторика Аристотеля была сосредоточена в основном на устных усилиях, Перельман и Ольбрехтс-Титеча « Новая риторика» имели дело с письменными аргументами. По словам Варника, еще одно различие между двумя системами состоит в том, что Аристотель разработал риторику как способ распространения практики риторики, чтобы ее можно было правильно применять и обучать. Перельман и Ольбрехтс-Титеча « Новая риторика» сделали упор на изучение риторики, уделяя больше внимания пониманию темы, а не ее практическому применению.
Особые топои включали такие понятия, как справедливость или несправедливость, добродетель, добро и достоинство. Опять же, это области исследования, которые сегодня многие считают принадлежащими к другим искусствам, но с греческих времен до эпохи Возрождения они считались неотъемлемой частью изучения и практики риторики.
Темы (или топои) можно использовать для изобретения аргументов, а также для концептуализации и формулирования декларативного тезиса, состоящего из одного предложения. Эдвард П. Дж. Корбетт, Роберт Коннорс, Ричард П. Хьюз и П. Альберт Дюамель определяют темы как «способы исследования своего предмета с целью найти средства для его развития». Они выделили четыре общие темы, которые наиболее полезны для студентов: определение, аналогия, последствия и свидетельство. Определение включает создание тезиса, взяв факт или идею и объяснив их, точно определив их природу; он всегда задает вопрос: «Что это было / было?» Аналогия связана с обнаружением сходства или различий между двумя или более вещами, от известного к неизвестному; это полезный инструмент для исследования сравнений и контрастов, потому что он всегда задает вопрос: «На что это похоже или непохожее?» Следствие исследует затраты на явления для модели «следствие-причина», которая лучше всего устанавливается с помощью вероятностей из ранее имевших место схем. Он всегда отвечает на вопрос «Что вызвало / вызывает / вызовет это?» Свидетельские показания основаны на обращениях к властям (например, к заключению экспертов, статистике или закону) и всегда отвечают на вопрос «Что власти говорят об этом?» «В конечном итоге тезис или аргумент должны что-то сказать о реальном мире. Изучение тем требует использования примеров, а хорошие примеры должны быть получены путем применения каждой темы к определенному предмету и придумывания нескольких тезисов».
Способы убеждения
Как объясняет Аристотель, логотипы, часто называемые «логической» апелляцией, используют аргументы, присутствующие в самом деле, чтобы апеллировать к разуму аудитории. Аристотель пишет, что логос зависит от «доказательства или очевидного доказательства, предоставляемого словами самой речи». Логос работает, «когда мы доказали истину или очевидную истину с помощью убедительных аргументов, подходящих для рассматриваемого случая». Inventio связано с логотипами таким образом, что имеет дело с тем, что сказал бы автор, а не с тем, как это может быть сказано.
Стазис
Использование теории стазиса дает говорящему множество преимуществ, которые помогут ему преуспеть в убеждении. Согласно Кроули и Хоуи, использование теории застоя может дать следующие преимущества.
Существует четыре типа стазиса: предположительный (вопрос о факте: было ли это / было?), Дефиниционный (вопрос определения: что / в чем его значение?), Качественный (вопрос качества: насколько хорошо или плохо / было ли это?). ) и переводной (вопрос о месте или процедуре: был / был ли этот процесс или место подходящим для решения вопроса?). Например, адвокат, защищающий кого-то, обвиняемого в порче имущества, может задать следующие вопросы:
Вопрос об определении означает определить, что именно вызывает беспокойство и какие, если таковые имеются, предубеждения или предвзятые мнения придерживаются наших аргументов. Затем классификация проблемы является следующим фокусом, согласованием класса события и, следовательно, отношения, с которым к нему следует подходить. Например, политическое разногласие следует расследовать с другой точки зрения, чем уголовное дело, поскольку это проблемы иного характера.
Вопрос качества означает определение масштабов события, более широких воздействий, а также того, что могло бы произойти, если бы не было предпринято никаких действий. Определение того, важна ли эта проблема как часть более широкой картины, является ключом к подготовке веских аргументов, а также к выяснению того, стоит ли рассматривать эту проблему. Качественный аспект застоя сводится к решению, требует ли эта конкретная проблема внимания и какой ценой будет решение.
Вопрос о юрисдикции означает формулирование плана действий. Подобно тому, как мы вычисляем, стоит ли конкретная проблема затрат энергии в категории качества, здесь мы принимаем решение о действиях. План действий включает определение того, какие люди должны быть вовлечены в решение этой проблемы и какую стратегию они будут использовать.
В риторической традиции
Изобретение также влечет за собой адаптацию идей и стилистических приемов к незнакомой аудитории. Исследователь риторики Джон М. Мерфи утверждает, что риторические традиции состоят из общих моделей использования языка и организованного «социального знания» сообществ, которые предоставляют ресурсы для изобретения эффективных аргументов. Изобретение позволяет адаптировать эти риторические традиции к культурным различиям или ситуациям. Мерфи приводит пример, в котором оратор смешал бы несколько риторических традиций: одну, с помощью которой оратор может идентифицировать себя в первую очередь, и другую, с помощью которой может идентифицироваться аудитория, таким образом объединяя говорящего и аудиторию посредством демонстрации взаимосвязанных риторических традиций.
Для Цицерона традиционная риторика была «способом мышления», и чтобы достичь этой риторики, необходимо сделать очевидной «истинную природу риторического изобретения». Томас О. Слоан, специалист по риторике, обсуждает, что изобретение в риторической традиции конкретно относится к рассмотрению плюсов и минусов аргументации. Слоан утверждает, что при использовании изобретений в качестве инструмента необходимо учитывать не только текущий дискурс, но и дискурсы, сопровождающие прилагаемые положительные и отрицательные стороны. В дальнейшем объяснении необходимо обсудить все стороны аргумента, «иначе его изобретение останется не полностью изобретенным». В современном возрождении риторики Слоан утверждает вместе с Рид Уэй Дазенброком, что этим плюсам и минусам изобретений не уделяется столько внимания, как в Цицероне. Отсутствие внимания к различным сторонам аргумента и является причиной того, почему Дазенброк считает, что возрождение риторики «актуально; [но] оно не завершено».
Усиление и изобретение
Тема 4. Риторический канон. Основные этапы работы над речью: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио, гипокризис
Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей
В наше время – время компьютеров и Интернет – получать информацию человеку помогают многочисленные технические средства. Компьютер осуществляет многие операции, экономящие время, – сбор информации, её хранение, обработку, распечатку и т.п. Но остается то, что не может заменить ни одна суперсовременная машина, – формирование мысли, творческое создание текста. Только человек способен мыслить нешаблонно, индивидуально и выражать свои мысли словами.
«Кто много стреляет, ещё не стрелок, кто много говорит, ещё не оратор» (Конфуций).
Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуманный путь перевода внутренней речи во внешнюю. Такой механизм получил название риторического канона.
Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Античный риторический канон, с большим или меньшим объемом модификаций сохраненный на огромном пространстве истории, даёт пятичастное деление схемы риторических действий, которые и являются основными этапами работы над речью:
Инвенция как раздел риторики
Инвенция ( с лат. – изобретение) есть искусство добывания и предварительной систематизации речи. Первый раздел риторики включает тему, её выбор, позицию автора, сбор материала, его систематизацию. Это работа над содержанием сочинения. Такая схема в равной степени относится к ораторской речи или иному сочинению. Инвенция подразумевает «изобретение» содержания выступления: от первых наметок темы ( т.е. того, о чем пойдет речь) – до полного объёма содержания.
Инвенция предлагает говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в теме. В русских риториках инвенция – нахождение.
Тема и её выбор. Виды ситуаций и тем. Микротема
Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, то есть тема речи является заданной. В этом случае оратору её необходимо конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Разработать речь на общую тему зачастую труднее, чем на специальную. Часто задача ставится слишком широко. Формулировку темы лучше сделать привлекательной, но ненавязчивой. Главную часть можно дополнить подзаголовком (Поговорим о себе, для вас, молодые матери).
Эффективнее заглавия «Захват власти национал-социалистами» действует, например, заголовок «Как Гитлер пришел к власти?» В любом случае важно, чтобы заголовок соответствовал содержанию речи. Слушатель должен знать, что его ожидает. Новелла «Авторский вечер». Увидев афишу «Вечер с Германом Гессе», жители маленького городка настроились на смех до упаду, а вместо этого услышали новеллы и стихи. Спустя короткое время зал опустел. Профессор атомной физики также был в высшей степени удивлен, когда на его сугубо научный по содержанию доклад «Космические лучи» собрались одни женщины. На рекламном плакате значилось: «Косметические лучи».
Искусственные ситуации обычно связаны с ученьем: например, задано подготовиться к обсуждению экологических проблем.
Ситуаций и тем может быть бесчисленное количество, они составляют тот поток духовной жизни людей, обществ, народов, человечества, который называют культурой.
Замысел автора, его позиция, его собственное мнение определяются разными факторами: его образом мысли, политическими взглядами, опытом жизни, уровнем образования, профессией.
1. Тема должна быть интересна, важна для тех людей, к которым обращена речь, в противном случае не возникает необходимый контакт между автором и аудиторией. Любое сочинение должно учитывать адресата речи, учитывать настроение аудитории.
2. Следует брать лишь такую тему, которую автор хорошо знает, в которой разбирается лучше других.
3. Тема должна быть ясная, по возможности – конкретная, предметная и не слишком широкая. Позиция автора в этой теме также должна быть ясная.
4. Автор должен осознать свою цель и подчинить ей содержание и построение речи.
5. Тема и её проблемы всегда будут иметь больший успех, если возможна борьба мнений, полемика, разные точки зрения.
6. Очень важно сформулировать тему ярко, выразительно, образно, чтобы запомнилась, – и одной фразой.
Деление тем. Микротема
Различаются темы широкого и узкого охвата: у широкой темы больше возможностей, но зато у узкой темы больше конкретности, точности, деталей. Широкие темы «Природа России», Море». Узкие темы «Лекарственные травы Подмосковья», «Айвазовский – художник-маринист. Широкие темы могут делиться на подтемы, причем бывает несколько ступеней деления. Пример из Н.М. Карамзина:
История Государства Российского: 1.Древняя Русь. 1а. Рюрик. 1аа. Признание князей варяжских.
Самая узкая тема, на пределе деления, называется микротемой. Она равна в тексте абзацу, а иногда – всего одному предложению. По микротемам выверяют смысловые связи в готовом тексте.
О теме обычно говорят – тема раскрыта или не раскрыта. «Раскрыта», значит: а) в тексте представлен важнейший материал, даны ответы на поставленные вопросы; б) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих основную мысль автора; в) затронуты разные аспекты проблемы, не забыты важные подтемы; г) текст устной или письменной речи свидетельствует о глубоких познаниях автора, а приводимые факты соответствуют истине. Выходить за рамки темы автор может лишь в том случае, когда это оправдано замыслом.
Источники материала и его накопление
Материал для речей и сочинений окружает нас, он повсюду. Это те факты, их связи и аргументы, те события и картины, которые соответствуют выбранной теме и замыслу автора и составляют содержание произведения, как устного, так и письменного.
Материал подразделяется на две группы: А. Материал, добытый автором из собственного опыта, (эмпирический), из непосредственных источников; Б. Материал, полученный опосредованными путями, добытый другими людьми (энциклопедический).
Эмпирический материал связан со следующими источниками знания и соответствующими способами его накопления, хранения:
а) опыт прошлой и текущей жизни – все то, чему автор был свидетелем, чего был участником. О таком опыте писал поэт:
На старости я сызнова живу.
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно (А.Пушкин. Борис Годунов);
б) специальные целенаправленные наблюдения, результаты которых фиксируются – записываются, заносятся на карточки, вводятся в память компьютера;
в) мир чувств автора и его интуиция;
г) воображение, т.е. мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого знания, причем всегда с элементом творчества.
Энциклопедический материал добывается из книг, журналов, газет, из радио- и телепередач, музейных хранилищ, выставок.
Компаративный материал приводит в соответствие эмпирический материал с энциклопедическим.
Топика. Наиболее распространенные разновидности топов
2) Определение – раскрытие содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение – значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи, возвести к единой идее представление о нем.
9) Причина – следствие.
1) Титулы, звания, названия должностей.
2) Исторические справки.
4) Биографические справки.
5) Свидетельства очевидцев, специалистов.
Это те сведения, которые черпаются автором из дополнительных источников и предназначены для более полного раскрытия темы. Важно помнить, что перечень «общих мест» – это не инструкция, требующая точного исполнения. Это те общие, повторяющиеся приёмы, с помощью которых вы будете создавать текст, вы вольны распоряжаться ими по своему усмотрению. Задача автора – выбрать те топосы, которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каждый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, работающей на содержание.
6. Нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio)
6. Нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio)
Нахождение представляет собой совокупность мыслительных операций, направленных на планирование содержания речи или структуры текста. На этом этапе автор еще раз определяет и уточняет тему, выбирает способы ее раскрытия, доводы в пользу отстаиваемого тезиса и другие элементы содержания.
Отбор материала производится по двум основным критериям: авторское коммуникативное намерение (интенция) и характеристика аудитории, к которой обращена авторская речь.
В научной литературе рекомендуется в тех видах красноречия, в которых присутствует открытое состязание различных точек зрения (прежде всего судебное и политическое), выделить основной спорный пункт, а уже вокруг него строить речь. Этот основной пункт должен подвергаться проверке с помощью ряда так называемых статусов:
1) статуса установления (истец утверждает, что ответчик оскорбил его, а ответчик отрицает факт оскорбления – задача судей установить, имело ли оскорбление место);
2) статуса определения (при одном определении оскорбления высказывание ответчика в адрес истца может считаться таковым, а при другом – не может);
3) статуса квалификации (судьи должны определить, были ли превышены пределы необходимой обороны) и др.
Ранее в риторике материал подразделялся по конкретным делам (causa) и общим вопросам (quaestio). Выведение последних из первых осуществлялось путем отвлечения от конкретных обстоятельств дела. Например, из causa «кандидат N во время последней избирательной кампании был дважды уличен во лжи» можно вывести quaestio «допустимо ли лгать во имя получения власти?». Общие вопросы в свою очередь, подразделяются на практические и теоретические. В современных работах по риторике предпринимаются попытки уточнить подобное подразделение материала. В частности, предлагается различать материал энциклопедический, эмпирический, «опирающийся на данные, добытые самим автором», и компаративный, «приводящий в соответствие эмпирический и энциклопедический».
В зависимости от роли материала в развитии темы и от отношения к нему слушателей в риторике определяются степени правдоподобия, которым должен отвечать материал:
1) материал, важный для развития и объяснения темы, должен отличаться высокой степенью правдоподобия, которая достигается отбором привычного материала, соответствующего ожиданиям слушателей или читателей;
2) сам тезис и наиболее сильные доводы в его пользу должны обладать наивысшей степенью правдоподобия, которая достигается с помощью парадокса или неожиданного вопроса;
3) низкой степенью правдоподобия может отличаться материал, который не интересует слушателей, но который все же включается автором в текст для достижения содержательной полноты;
4) материал, предъявлять который перед данной аудиторией опасно, неудобно, неприлично, может отличаться неопределенной степенью правдоподобия;
5) материал, оценка которого выходит за пределы интеллектуальных возможностей данной аудитории, отличается скрытой степенью правдоподобия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2.3. КРАТКОСРОЧНОЕ НАХОЖДЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПРОТИВНИКА
2.3. КРАТКОСРОЧНОЕ НАХОЖДЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПРОТИВНИКА 2.3.1. Специальные аспекты Выход после краткосрочного нахождения на территории противника возможен в случае, когда вы находитесь недалеко от дружественной территории в результате изоляции подразделений или
Хищение ядерного материала
Хищение ядерного материала ХИЩЕНИЕ ЯДЕРНОГО МАТЕРИАЛА — преступление международного характера, установлено Конвенцией о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г.В Конвенции определены объект преступного посягательства и некоторые другие элементы состава
4.2. Заготовка древесного материала
4.2. Заготовка древесного материала Чтобы свалить растущее дерево, прежде всего надо обойти вокруг него и определить его естественный наклон либо наличие больших веток на одной стороне. Если дерево наклонено, валить следует в том же направлении, оценив траекторию падения.
4.2. Представление табличного материала
4.2. Представление табличного материала Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в диссертации в виде таблиц.Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при
Правила сбора материала
Правила сбора материала В идеале предварительная подготовка для проведения общего анализа кала (макроскопическое, микроскопическое и химическое исследования) состоит из употребления пищи с дозированным содержанием белков, жиров и углеводов в течение 3–4 дней (3–4
Правила сбора материала
Правила сбора материала 1. Анализ спермы сдается после не менее чем 48-часового и не более 7-дневного полового воздержания (оптимально – 4 дня). Необходимо добавить – от всех видов сексуальной активности!2. В период воздержания при подготовке к анализу нельзя принимать
Источники иллюстративного материала
Источники иллюстративного материала Газеты и журналы А – АкцияАиФ – Аргументы и фактыБВ – Биржа вакансийВАЯ – Вакансия от А до ЯВдВ – Все для ВасВП – Ведомости. ПятницаГУ – Где учиться?ЕР.М – Есть работа. МоскваИ – ИтогиИз – ИзвестияК – КомпьютерраКВС – Кадровый
Заготовка материала
Заготовка материала Чтобы свалить растущее дерево, надо определить его естественный наклон либо ту сторону, с которой больше крупных веток: именно в эту сторону оно и будет падать. При ветре деревья валятся по ветру.Рубится дерево сначала с той стороны, куда оно должно
Покупка посадочного материала
Покупка посадочного материала Покупать саженцы следует как можно раньше в самом начале сезона посадок. Для Северо-Запада это первая декада мая. Розы продают с закрытой или открытой корневой системой. Обычно в магазинах продают упакованные розы (в пакетах или картонных
Покупка посадочного материала
Покупка посадочного материала Когда вы будете покупать посадочный материал гладиолусов, то смотрите внимательно, прежде всего, на донце, диаметр и толщину луковицы. Как уже говорилось раньше, крупные плоские луковицы с большим донцем покупать не следует. Лучше, если с
35. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ. РАСПОРЯЖЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
35. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ. РАСПОРЯЖЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ Срок действия исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющего это право патента исчисляется со дня подачи
Риторика
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России. Информативные ответы на все вопросы курса «Риторика» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio)
Нахождение представляет собой совокупность мыслительных операций, направленных на планирование содержания речи или структуры текста. На этом этапе автор еще раз определяет и уточняет тему, выбирает способы ее раскрытия, доводы в пользу отстаиваемого тезиса и другие элементы содержания.
Отбор материала производится по двум основным критериям: авторское коммуникативное намерение (интенция) и характеристика аудитории, к которой обращена авторская речь.
В научной литературе рекомендуется в тех видах красноречия, в которых присутствует открытое состязание различных точек зрения (прежде всего судебное и политическое), выделить основной спорный пункт, а уже вокруг него строить речь. Этот основной пункт должен подвергаться проверке с помощью ряда так называемых статусов:
1) статуса установления (истец утверждает, что ответчик оскорбил его, а ответчик отрицает факт оскорбления — задача судей установить, имело ли оскорбление место);
2) статуса определения (при одном определении оскорбления высказывание ответчика в адрес истца может считаться таковым, а при другом — не может);
3) статуса квалификации (судьи должны определить, были ли превышены пределы необходимой обороны) и др.
Ранее в риторике материал подразделялся по конкретным делам (causa) и общим вопросам (quaestio). Выведение последних из первых осуществлялось путем отвлечения от конкретных обстоятельств дела. Например, из causa «кандидат N во время последней избирательной кампании был дважды уличен во лжи» можно вывести quaestio «допустимо ли лгать во имя получения власти?». Общие вопросы в свою очередь, подразделяются на практические и теоретические. В современных работах по риторике предпринимаются попытки уточнить подобное подразделение материала. В частности, предлагается различать материал энциклопедический, эмпирический, «опирающийся на данные, добытые самим автором», и компаративный, «приводящий в соответствие эмпирический и энциклопедический».