Что включает в себя государственная деятельность
Что включает в себя государственная деятельность
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Вступает в силу Федеральный закон от 08.12.2020 N 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации»
Определены основы функционирования публичной власти, а также статус, организационно-правовые основы формирования и деятельности Государственного Совета РФ.
Раскрывается понятие единой системы публичной власти, под которой понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие в конституционно установленных пределах на основе принципов согласованного функционирования и устанавливаемого на основании Конституции РФ и в соответствии с законодательством организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия, в том числе по вопросам передачи полномочий между уровнями публичной власти, свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.
Государственный Совет является конституционным государственным органом, формируемым Президентом РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
Государственный Совет в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики РФ, в формировании государственной политики в области социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, способствует согласованному функционированию и взаимодействию органов, входящих в единую систему публичной власти, в целях соблюдения и защиты прав и свобод граждан РФ.
Определены основные задачи и функции Государственного Совета.
По решению Президента РФ в состав Государственного Совета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, представители местного самоуправления, а также иные лица.
(Федеральный закон от 08.12.2020 N 394-ФЗ)
Вступают в силу изменения в отдельные федеральные конституционные законы, направленные на реализацию поправок к Конституции РФ
Изменения касаются прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РФ, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ, а также председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
Устанавливаются правовые основания для прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий указанных категорий судей.
Корреспондирующие изменения внесены в Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
(Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 N 7-ФКЗ, Федеральный закон от 08.12.2020 N 426-ФЗ)
Установлен механизм упразднения конституционных (уставных) судов субъектов РФ
До 1 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов РФ упраздняются.
С 18 декабря 2020 года:
— конституционные (уставные) суды субъектов РФ не принимают новые дела к производству (рассмотрение дел, принятых к производству до 18 декабря 2020 года, должно быть завершено до дня, с которого в соответствии с законами субъектов РФ конституционные (уставные) суды субъектов РФ упраздняются, но не позднее 1 января 2023 года);
— новые судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ не назначаются.
Субъекты РФ вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.
(Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 N 7-ФКЗ)
Что включает в себя государственная деятельность
Статья 6. Виды деятельности Государственной компании
1. Деятельность Государственной компании включает в себя следующие виды деятельности:
1) деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;
2) деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, переданных или передаваемых Государственной компании в доверительное управление;
3) иная деятельность, направленная на достижение целей деятельности Государственной компании и предусмотренная частью 4 настоящей статьи.
2. К деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании относятся:
1) осуществление функций заказчика при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог Государственной компании;
2) эксплуатация автомобильных дорог Государственной компании, в том числе организация проезда транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании;
3) обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог Государственной компании установленным правилам, стандартам, техническим нормам, требованиям технических регламентов и других нормативных технических документов, в том числе в части обеспечения требований безопасности дорожного движения;
4) обеспечение необходимого уровня качества услуг (комфортабельность, безопасность, скорость), оказываемых пользователям автомобильными дорогами Государственной компании и связанных с проездом и обслуживанием данных пользователей по пути их следования;
5) организация дорожного движения, в том числе управление транспортными потоками;
6) взимание платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании с пользователей такими автомобильными дорогами;
7) взимание платы в виде возмещения владельцами тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам Государственной компании, вреда, причиняемого этими транспортными средствами автомобильным дорогам Государственной компании, на основании выданных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти специальных разрешений на осуществление движения по автомобильным дорогам Государственной компании этих транспортных средств;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) заключение концессионных соглашений в отношении автомобильных дорог Государственной компании независимо от сроков и источников финансового обеспечения расходов на создание, реконструкцию, капитальный ремонт, содержание таких автомобильных дорог или их участков, а также на содержание объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;
9) осуществление мероприятий по контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог Государственной компании, в том числе автомобильных дорог Государственной компании, в отношении которых заключены концессионные соглашения;
10) осуществление мероприятий по оценке соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог Государственной компании требованиям технических регламентов, а также организация учета интенсивности проезда транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании;
11) управление инвестиционными проектами в установленной сфере деятельности Государственной компании, в том числе осуществляемыми на принципах государственно-частного партнерства;
13) иная деятельность Государственной компании, связанная с деятельностью по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.
3. К деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании относятся:
1) осуществление функций застройщика при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог Государственной компании, а также при выполнении инженерных изысканий для строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог Государственной компании;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) осуществление функций заказчика при ремонте и содержании автомобильных дорог Государственной компании;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) обеспечение подготовки документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
4) осуществление Государственной компанией отдельных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и связанных с резервированием земель и изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
5) обеспечение проведения кадастровых работ в отношении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании, и финансирование указанных работ;
6) обращение с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании, а также с заявлениями об учете изменений изымаемых земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества;
8) заключение концессионных соглашений в отношении автомобильных дорог Государственной компании и осуществление полномочий концедента в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. К иной деятельности Государственной компании, направленной на достижение целей ее создания, в частности, относятся:
1) осуществление функций заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;
2) осуществление функций заказчика по договорам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также по поручению наблюдательного совета Государственной компании по другим договорам (в отношении работ, отнесенных к компетенции Государственной компании);
3) предоставление в субаренду земельных участков Государственной компании, в том числе в целях осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением в отношении автомобильных дорог Государственной компании, и в целях размещения объектов дорожного сервиса, иных объектов, установки рекламных конструкций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;
4) заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении земельных участков Государственной компании в случаях, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона;
5) обеспечение проведения кадастровых работ в отношении земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом в аренду Государственной компании, и финансирование таких работ;
6) обращение с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом в аренду Государственной компании, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на переданные в доверительное управление Государственной компании автомобильные дороги, а также на земельные участки, предоставленные в соответствии с настоящим Федеральным законом в аренду Государственной компании;
8) мониторинг состояния объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, а также определение потребностей в строительстве и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании и указанных объектов дорожного сервиса;
9) принятие мер по обеспечению автомобильных дорог Государственной компании объектами дорожного сервиса, организация их использования;
10) обеспечение страхования рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, находящегося в собственности Государственной компании, рисков ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а также рисков ответственности по договорам, заключенным Государственной компанией, при осуществлении Государственной компанией деятельности, не связанной с доверительным управлением автомобильными дорогами Государственной компании;
11) контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами, хранение, комплектование, учет и использование архивных документов, относящихся к сфере деятельности Государственной компании;
12) предоставление на возмездной основе заверенных в установленном порядке выписок из архивных документов, относящихся к сфере деятельности Государственной компании, и копий указанных документов в порядке, предусмотренном Регламентом Государственной компании;
13) обеспечение при осуществлении деятельности Государственной компании защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
14) участие в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан при осуществлении дорожной деятельности;
15) обеспечение мобилизационной подготовки Государственной компании;
16) организация подготовки и дополнительного профессионального образования специалистов в сфере дорожного хозяйства и дорожной деятельности;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17) организация и проведение в установленном порядке конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий, а также осуществление Государственной компанией деятельности в сфере рекламы в отношении видов деятельности, отнесенных к компетенции Государственной компании;
18) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами Государственной компании, в том числе информирование о наличии объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании и о безопасных условиях проезда транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании;
19) заключение гражданско-правовых договоров (в том числе инвестиционных договоров, договоров участия в долевом строительстве, договоров о совместной деятельности, договоров подряда на выполнение работ по строительству или реконструкции объектов недвижимого имущества и других договоров) для достижения целей деятельности Государственной компании;
20) обеспечение проведения оценки в отношении земельных участков и иных объектов недвижимого имущества (в том числе изымаемых в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании), объектов движимого имущества для достижения целей деятельности Государственной компании и финансирование таких работ;
21) оказание консультационных, инжиниринговых и других услуг в установленных сферах деятельности Государственной компании;
22) совершение сделок с недвижимым и иным имуществом Государственной компании, не являющимся объектом доверительного управления (купли-продажи, сдачи в аренду, субаренду и других сделок);
23) осуществление внешнеэкономической деятельности в целях выполнения полномочий Государственной компании;
24) осуществление полиграфической деятельности, в том числе издание атласа автомобильных дорог Российской Федерации;
25) согласование маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, маршрутов тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании, а также согласование выдачи специальных разрешений на осуществление движения по автомобильным дорогам Государственной компании таких транспортных средств;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
26) осуществление мероприятий по обеспечению сохранности автомобильных дорог Государственной компании, подготовка предложений об установлении временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог Государственной компании, их участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
27) обеспечение охраны объектов, находящихся в собственности Государственной компании или переданных Государственной компании на иных правах, в том числе обеспечение охраны защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;
28) организация учета показателей аварийности на автомобильных дорогах Государственной компании;
29) участие в расследовании причин аварий на автомобильных дорогах Государственной компании, в том числе на дорожных сооружениях, и причин их разрушений;
30) разработка совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти схем организации дорожного движения в местах пересечений автомобильных дорог Государственной компании с железнодорожными путями;
31) привлечение на договорной основе организаций, экспертов и специалистов для изучения и решения вопросов, относящихся к компетенции Государственной компании;
32) создание, внедрение и применение инновационных механизмов управления транспортными потоками;
33) осуществление инвестиционной деятельности совместно с владельцами автомобильных дорог общего пользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в целях развития таких автомобильных дорог и улучшения их технического состояния.
(п. 33 введен Федеральным законом от 14.12.2015 N 377-ФЗ)
5. Виды деятельности, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат лицензированию или в отношении которых законодательством Российской Федерации предусмотрена необходимость выдачи свидетельств о допуске к соответствующим видам работ, осуществляются Государственной компанией при наличии соответствующих лицензий или свидетельств о допуске.
6. Особенности осуществления Государственной компанией деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании и иных видов деятельности определяются главами 7 и 8 настоящего Федерального закона.
Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления
Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляемого от имени общества, государства.
Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование — администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).
Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.
Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)
Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В сущностной характеристике исполнительной власти всегда выделялись прежде всего два ключевых момента: власть и исполнение. При этом исполнительная власть трактовалась в качестве такого проявления государственной власти, с каким связывают, во-первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата — органов государственного управления и, во-вторых, прямую направленность деятельности этих субъектов на обеспечение практической реализации (исполнения) общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в целях урегулирования различных сторон общественной жизни. Различие между устанавливающей общие нормы властью и исполнительной властью пролегает в области соотношения решения и исполнения.
К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие: социальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общиx предписаний, т.е. решений представительной, президентской и правительственной власти; 2) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов власти, ранее повсеместно именовавшихся органами государственного управления и сейчас остающимися таковыми по сути, иногда и с сохранением этого старого наименования; 3) волевые импульсы исполнительной власти проявляются в принятии управленческих решений и организации их исполнения в пpoцecce и в результате осуществления управленческой деятельности как особого и специфического вида государственной деятельности и основной формы реализации исполнительной власти.
Таким образом, управление представляет собой деятельность исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур. Управление — это исполнительная власть в действии.
Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)
Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.
Родовые консолидированные государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти.
По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, на пример, импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства и т.д. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности — управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.
Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.
Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.
Государственное управление как основная определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Сущностное предназначение государственного управления — в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации до требуемого конкретного результата.
Второй признак государственного управления — его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова.
Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый (дискретный) характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой, и так далее.
Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.
Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, выражаемых в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы распоряжаясь.
Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства — апатриды) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих административно-правовых отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие — как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.
Объектами государственного управления и административно-правового регулирования могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).
Едиными очень крупными объектами государственного управления не редко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; отрасли и сферы государственного управления; комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области (например, область экономики включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс обслуживающих отраслей). Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений однородного социально-экономического или социально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального или субъекта Федерации органа исполнительной власти. Сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование (государственная статистика, стандартизация и т.д.) в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.
Процесс государственного управления как важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.
Функции государственного управления — специализированные по своей объектной направленности части единого управленческого процесса как деятельности, обеспечивающей решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.
Формы государственного управления представляют собой определенным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.
Методы государственного управления характеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, принуждения, стимулирования и т.д.).
Стиль государственного управления как составная часть содержательной характеристики управленческого процесса выражает его личностные моменты, отражая социально-культурные, интеллектуально-профессиональные, характерологические и иные черты и особенности личности управляющего субъекта.